Что такое водяной клин

Ситуацию, когда под вашим колесом образуется водяной клин начали называть термином — аквапланирование. По факту мало кто планирует этот клин и тем более смутно понимает, как с ним справиться, если вдруг в какой-то момент ты вдруг осознаешь, что колесо потеряло сцепление из-за водяной прослойки.

Что такое водяной клин

Что такое водяной клин?

Представьте себе, что вы выехали в дождь или после него. Если вы едете по хорошей дороге, то вода растекается по асфальту более менее равномерно, но когда путь складывается через плохое покрытие, то вода скапливается в углублениях.

Когда шина вашего мотоцикла не успевает вывести влагу, она скапливается перед колесом. Сначала образуется водная подушка, скопление воды.

Чем больше влаги перед колесом, тем хуже влагоотводящие канавки справляются со своим предназначением. В какой-то момент воды становится все больше.

В критический момент колесо теряет сцепление с дорогой, потому что покрышка уже движется не по поверхности дороги, а по воде в прямом смысле слова.

Аквапланирование опаснее чем движение по льду, так как на льду у резины остается хотя бы трение, а на воде и того нет.

Из-за чего можно поймать водяной клин?

Мыслим логически, если клин это по сути своей чрезмерное скопление влаги, то получить его можно или попадая на поверхность с излишком влаги, или при использовании резины, которая не справляется с ней.

Резина не справляется с выводом влаги в трех случаях:

  • ​ При повышенной скорости
  • ​ При гладком или изношенном протекторе
  • ​ При низком давлении в колесе

При повышенной скорости все просто: мы влетаем на всех порах в водное препятствие, наша скорость слишком велика и протектор физически не успевает отводить воду. Ему проще толкать ее перед собой, пока часть влаги не начнет скапливаться под пятном контакта.

Что такое водяной клин

В случае, когда протектор не соответствует условиям использования или банально стерт в потроха, влагу выводить просто нечем.

Обратите внимание, что даже для резины спортивных мотоциклов обязали наносить канавки для отвода влаги, но это не значит, что они будут отводить ее эффективнее, чем более подготовленная для этого резина.

Когда ваш протектор стерт, результат будет как при выезде на дорогу трекового байка на гоночных сликах. Стертая резина не может в полном объеме выводить воду из-под колеса.

При низком давлении происходит увеличение пятна контакта и с одной стороны это нам на руку. На повышенном давлении колесо быстро и легко врезается в водную гладь, даже встречает меньше сопротивления, но при крохотном пятне контакта маневренность балансирует на гране краха.

С большим пятном контакта на пониженном давлении ехать комфортнее, но вот незадача — колесо не прорезает водную гладь, а как бы наступает на нее. Проглатывает начало лужи, подминая влагу под себя.

Отсюда ожидаемая беда, что если канавки не успели отвести воду, клин образуется быстрее.

Что такое водяной клин

Как не попасть в аварию при аквапланировании?

Во-первых, выезжая в дождь или после него, вы должны помнить про возможность поймать водяной клин. Лучше позаботиться о предотвращении его, чем потом гадать из кювета, почему вас занесло и выкинуло с поворота.

  • Скорость должна быть адекватной, соответствовать дорожным условиям. Перед пересечением водной преграды, будь то лужа или затопленный участок дороги, сбросьте скорость до оптимальной. Не нужно въезжать в поток с радостными визгами, и желанием окатить водой всех вокруг, потому что под водой может быть все что угодно. Шинам нужно приспособиться к смене условий дорожного покрытия.
  • Смена скорости обязана быть плавной. Если вы добавите газа в момент, когда одно из колес вот-вот лишится сцепления, вы просто подольете бензина в огонь и ускорите падение. Колесо неизбежно соскользнет и вы безнадежно утратите даже возможность вернуть сцепление покрышки.
  • Если необходимо торможение, то только двигателем! Дело в том, что торможение за счет колеса в случае с аквапланированием бесполезно и опасно. Какой смысл тормозить покрышкой, если у нее нет сцепления с дорогой? Больше того, торможение за счет колеса может свести ваше движение в занос и вряд ли он будет управляемым, если у вас нет достаточного опыта.
  • Минимум маневров. Надеюсь, что вам не знакома в реальности ситуация с аквапланированием, потому что мотоцикл в этот момент просто будто парит над водой и с этого момента он уже не принадлежит вам. Основная задача — удержать равновесие. Отсутствие сцепления сделает мотоцикл безучастным к любым вашим манипуляциям на поворот. Попытка повернуть за счет наклона вовсе приведет к соскальзыванию колеса с оси движения, его ведь ничего кроме воды то и не держит.

Что такое водяной клин

Самый удачный вариант, когда у вас нет серьезной необходимости маневрировать. Тогда вы просто даете мотоциклу отдышаться, преодолеть участок водной глади до относительно сухой поверхности.

Выход из ситуации: не паниковать, не делать резких лишних телодвижений, иметь постоянную скорость или снижать ее за счет торможения двигателем и держать равновесие.

Как возникает аквапланирование и можно ли его избежать

С наступлением весны автомобилистам пора вспоминать основные правила, которые помогут справиться с трудностями на дороге. Наверняка, многие слышали о таком термине как «аквапланирование».

Это опасное явление, при котором колеса полностью теряют сцепление с дорожным покрытием и автомобиль может уйти в занос. От проблемы не застрахован никто. Даже если на автомобиле установлены покрышки от самого известного производителя, 10-сантиметровый слой воды на асфальте сделает свое дело.

Ситуация усугубляется, если машина при этом передвигается со скоростью более 80 км/ч.

Что такое водяной клинНа аквапланирование могут влиять различные факторы, среди которых рисунок протектора и степень его износа

Аквапланирование — образование гидродинамического клина в пятне контакта покрышки. Сопровождается это полной или частичной потерей сцепления из-за присутствия водяного слоя, который отделяет покрышку от дорожного полотна.

Если рассматривать явление с точки зрения физики, можно отметить следующее — когда колесо попадает на поверхность с водой, в зоне контакта повышается давление воды. Если его величина становится больше, чем давление шины на опорную поверхность, покрышка просто всплывает над дорогой.

При этом величина поднятия покрышек зависит не только от уровня воды, но и от скорости движения автомобиля. Когда покрышка всплывает над дорогой, управляемость теряется, что и приводит к ДТП. Поэтому такого явления, как аквапланирование, следует избегать.

На него могут влиять различные факторы, среди которых рисунок протектора и степень его износа. Если вы эксплуатируете автомобиль в местности, где большее время выпадают осадки в виде дождя, следует выбирать покрышки с более прямыми, широкими и глубокими канавками на шине.

Они быстро отводят воду из-под колеса, а значит обеспечивают лучшее сцепление с дорожным покрытием. Гладкие шины отличаются повышенным коэффициентом подъемной силы на водяном клине — показатель вырастает почти в 2 раза.

Именно поэтому ПДД запрещают эксплуатировать покрышки, глубина протектора у которых не превышает 4 мм.

Что такое водяной клинТехническое состояние подвески не влияет на склонность к аквапланированию

Точно такая же зависимость отмечается и в отношении самого дорожного покрытия. Чем крупнее зернистость дороги, тем больше воды выходит из-под пятна контакта. Если же рассматривать самые опасные дорожные покрытия, первое место будет занимать идеально гладкая дорога. Особенно часто аквапланирование возникает на поворотах.

Еще один фактор, который влияет на аквапланирование — толщина водяной пленки. Чем глубже и больше лужа, тем больше в ней воды. А значит, ее всю трудно вывести из пятна контакта. На один фактор автомобилисты все же могут оказать влияние — скорость транспортного средства. Чем она выше, тем больше вероятность того, что автомобиль взлетит над землей и уйдет из-под контроля.

Читайте также:  Не работает автомобильный компрессор причины

Техническое состояние подвески не влияет на склонность к аквапланированию. Однако, при повышенном люфте в рулевом управлении или шаровой опоре, а также при сбитом развал-схождении, намного труднее сохранять контроль над автомобилем.

В таком состоянии транспорт хуже реагирует на действия водителя. Но сама физика потери сцепления между колесом и дорогой не зависит от состояния подвески. Большую роль играет вес транспорта.

Например, грузовому автомобилю намного проще вытеснить воду из пятна контакта.

Что такое водяной клинЕсли во время поездки вас застиг ливень, то избежать аквапланирования можно, если ехать на низкой скорости

Многих интересует, как именно проявляется аквапланирование. Если во время движения руль вдруг стал легким, а на его отклонение автомобиль никак не реагирует, то это говорит о потере сцепления колес с дорогой. Водитель теряет контроль над управлением, а это чревато ДТП.

Есть несколько советов, которые помогут предотвратить такую проблему. Если во время поездки вас настиг ливень, то избежать аквапланирования можно, если ехать на низкой скорости.

Нужно учитывать, что даже с новыми покрышками можно попасть в такую неприятность, поэтому не нужно полагаться на технические особенности автомобиля. В дальнейшем не стоит допускать сильного износа покрышек.

Следует регулярно проверять давление и докачивать колеса до рекомендуемого производителем уровня. Передвигаться по мокрой дороге нужно с умеренной скоростью.

Если аквапланирование уже настигло вас, не стоит крутить рулем в разные стороны, так как это опасно. Нужно стараться передвигаться прямолинейно до тех пор, пока не появится хотя бы минимальное сцепление колес с дорогой. Не нужно пытаться резко затормозить, так как это может спровоцировать занос автомобиля.

Итог. Аквапланирование — опасное явление, при котором покрышки теряют сцепление с дорогой. Возникать такая проблема может даже с автомобилями, на которых установлены новые шины.

Аквапланирование – как победить это явление, учитывая привод автомобиля – AutoHack

Что такое водяной клин

Передвижение на автомобиле в дождливую погоду связано с некоторыми рисками. Покрытие дорог становится особенно скользким, а наличие льда, снега и воды на дорожном полотне часто может спровоцировать такое явление как водяной клин или аквапланирование.

Что такое аквапланирование

Водяной клин или аквапланирование представляет собой потерю управляемости транспортным средством в связи с попаданием колес в гидродинамический вал, возникающий под ними. Это провоцирует резкие рывки рулевого колеса, что может привести к аварийным ситуациям на дороге.

В большинстве случаев аквапланирование возникает при преодолении луж на скорости более 60 километров в час.

Основными показателями, от которых зависит образование водяного клина, являются:

  • Глубина водяной пленки на дорожном полотне;
  • Остаточная глубина протектора;
  • Уровень влажности воздуха;
  • Тип привода транспортного средства;
  • Уровень гладкости дорожного полотна.

Стоит сказать, что часто именно на дорогах с качественным полотном очень часто образуется водяной клин, поскольку более качественное покрытие исключает наличие выступов, ямок и других недостатков, которые создают дополнительное сцепление авто с дорогой.

Также нужно отметить, что для опытных водителей аквапланирование не представляет проблемы и очень редко приводит к дорожным происшествиям. Наиболее распространенной ошибкой, приводящей к неблагоприятным последствиям, является слабый хват руля руками, а также вывернутость колес авто.

Что такое водяной клин

Начало аквапланирования – как определить

Чтобы понимать, как победить аквапланирование, учитывая привод автомобиля, нужно, прежде всего, уметь распознать начало этого явления.

Самыми оптимальными условиями для образования водяного клина является тандем высокой скорости движения транспортного средства и наличие луж на дороге.

В большинстве случаев это приводит к резкому удару в руль, после чего теряется управление транспортным средством.

Иногда могут всплывать не передние колеса, а задние. Это обусловлено тем, что у авто передний привод. Тяжесть передней части не позволяет авто приподняться над дорожным полотном. А легкий багажник очень просто приподнимается и начинает «вилять» по дороге, что приводит к заносам и авариям.

Похожее  Какие автомобили меньше всего теряют в цене

Как справиться с ситуацией

Попадание в водный клин передней оси авто приводит к полной потере управления транспортным средством. Попытки установить контроль над рулевой частью не дают результата и неминуемо приведут к заносу авто.

Основным решением, которое позволит безболезненно справиться с ситуацией и понять, как победить аквапланирование, учитывая, какой привод автомобиля, является плавный сброс газа. А вот в случае с заднеприводными авто плавное торможение поможет гораздо эффективнее.

В результате автомобиль снижает скорость и достигает того уровня, на котором образование водяного клина невозможно.

Что такое водяной клин

Как избежать аквапланирования

Есть несколько советов, которые помогут как начинающим, так и опытным водителям не попадать в водяной клин. Следуя этим рекомендациям, вы всегда будете спокойны за свою жизнь, жизнь своих пассажиров и за состояние своего транспортного средства:

  • Не превышайте допустимую скорость, учитывая погодные условия;
  • Не скручивайте резко руль;
  • Не тормозите слишком резко;
  • Хват руля всегда должен быть крепким и уверенным – это поможет не только предотвратить аквапланирование, но и успешно справиться с ним.

Что делать, если вы словили аквапланирование

Аквапланирование – пожалуй, самое опасное явление, с которым во время движения могут встретиться водители. А встретиться с ним, кстати, проще простого. Рассказываем, в чём коварство гидродинамического клина, и объясняем, что делать при встрече с ним.

Аквапланирование возникает в пятне контакта шин с дорожным покрытием из-за избытка влаги. Это явление провоцирует гидродинамический клин под колёсами. Если совсем просто, при движении на высокой скорости по мокрой дороге вода из пятна контакта шины с покрытием попросту не успевает удаляться, в результате полностью утрачивается сцепление – машина в прямом смысле начинает плыть.

Как правило, аквапланирование возникает на большой скорости и при значительной глубине преодолеваемых луж. Чем выше скорость движения и глубина водяной прослойки, тем больше подъёмная сила водяного клина. Вращающиеся на большой скорости колёса изменяют свойства жидкости – она начинает сопротивляться давлению шин и в буквальном смысле приподнимает их.

От аквапланирования, вопреки расхожему мнению, не спасают даже самые крутые и абсолютно новые шины. Весь вопрос в том, на какой именно скорости и при какой глубине водяной прослойки автомобиль поплывёт.

Чем сильнее изношены покрышки и чем они хуже, тем проще водителю словить аквапланинг. Зачастую познакомиться с ним можно даже на смешных 60-80 км/ч. Чем легче ваш автомобиль, тем быстрее давление воды становится больше, чем давление шин на опорную поверхность.

У гладких шин, сликов, коэффициент подъёмной силы на водяном клине примерно вдвое выше, чем у шин с развитым рисунком. Именно по этой причине летние покрышки с глубиной протектора менее 1,6 мм на дорогах общего пользования к эксплуатации запрещены.

Для зимних шин этот параметр ещё строже: остаточная высота протектора — не менее 4 мм.

Понять, что ваш автомобиль уже поплыл, довольно просто: в этом случае руль становится очень лёгким и пустым, а автомобиль перестаёт откликаться на его отклонение – машина перестаёт поворачивать и продолжает двигаться прямолинейно. Обороты двигателя при этом ощутимо растут – как при пробуксовке. Обычно первыми всплывают передние, управляемые колёса. Тормоза также пропадают.

Что же делать, если ваш автомобиль уже всплыл? Первое и главное – не паниковать и не пытаться выкручивать руль.

Когда контакт шин с дорогой внезапно восстановится, вывернутые колёса гарантированно выкинут вас с дороги, а то и вовсе приведут к так называемым «ушам» – машина полетит через крышу, кубарем.

Помните: при аквапланировании автомобиль будет двигаться по инерции – туда, куда он изначально был направлен до возникновения под колёсами водяного клина. Свой вклад могут внести рельеф покрытия, глубокие лужи и даже сильный ветер. В целом спрогнозировать поведение машины нередко почти невозможно.

Попытка остановить автомобиль тормозами и скорректировать траекторию педалью газа обречены на провал – вы просто не получите желаемого эффекта из-за отсутствия контакта шин с дорогой.

Читайте также:  Резьба в листовом металле

По большому счёту, всё, что вы можете делать, — это сохранять вектор движения, плавно отпустив газ, и ждать, когда сцепление с дорогой вновь восстановится. Только после этого можно пытаться выправить автомобиль или замедлить его традиционными способами.

Делать это следует плавно, поскольку сцепление может появиться одновременно не под всеми колёсами.

Лучший способ борьбы с аквапланированием – это недопущение самого возникновения опасной ситуации.

Для этого важно следить за качеством и степенью износа шин, давлением в них (при снижении давления ниже нормы, к примеру, пятно контакта на крейсерской скорости снижается в разы), а также скоростью движения в дождевых условиях.

Опытные водители на мокрой дороге снижают скорость не просто так – этим они спасают и себя, и окружающих. Езды по мокрым колеям и лужам стоит избегать.

Аквапланирование шин: что это и как с ним бороться?

Даже с новыми шинами от именитого производителя при толщине слоя воды на асфальте сантиметров в десять машина может потерять контакт с дорогой на скорости и до 80 км/ч.

Golf на грани срыва в аквапланирование: водяной клин уже сформировался перед передними колесами.

Golf на грани срыва в аквапланирование: водяной клин уже сформировался перед передними колесами.

Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины. То есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося автомобиля от дороги.

С точки зрения физики, объяснение следующее: когда колесо попадает на залитую водой поверхность, в зоне контакта увеличивается давление воды, когда же его величина становится больше, чем давление шины на опорную поверхность, шина всплывает.

Этапы возникновения эффекта аквапланирования: а — сухой, б — мокрый, в — при сильном дожде, 1 — участок контакта, 2 — участок водяного клина.

Этапы возникновения эффекта аквапланирования: а — сухой, б — мокрый, в — при сильном дожде, 1 — участок контакта, 2 — участок водяного клина.

Электронная энциклопедии «За рулем» наглядно иллюстрирует процесс. Взгляните на рисунок. На сухой дороге (а) пятно контакта шины с покрытием составляет величину 1. На мокрой дороге этот участок уменьшается из-за появления водяного клина (участок 2, рис. б).

По мере увеличения скорости движения и количества воды шина все больше всплывает над дорогой подобно мчащемуся катеру, поскольку возрастает подъемная сила клина и ей приходится выдавливать больше воды из зоны контакта за меньший промежуток времени. Наконец, когда скорость достигнет определенной величины, называемой критической, и между шиной и покрытием останется слой воды (рис.

в), автомобиль, потеряв контакт с дорогой, станет неуправляемым. Опасность очевидна, поэтому аквапланирования следует избегать.

Факторы, влияющие на аквапланирование

Большое влияние на аквапланирование оказывают рисунок и степень износа протектора.

Чем прямее, шире, глубже и чаще расположены канавки на покрышке, тем быстрее и больше удаляется воды из зоны контакта шины с дорогой, а стало быть лучше их сцепление.

У гладкой шины (типа слик), например, коэффициент подъемной силы на водяном клине в два раза выше, чем у шины с рисунком. Вот почему «Правилами эксплуатации шин» запрещается применять покрышки, глубина канавок которых меньше 1,6 мм.

Аналогичная зависимость проявляется и в отношении дорожного покрытия. Чем крупнее зернистость асфальта, тем быстрее и больше воды выдавливается из зоны контакта. Самым опасным с точки зрения склонности к аквапланированию оказываются гладкие дорожные покрытия. Особенно в поворотах.

Толщина водяной пленки — еще один фактор, влияющий на возникновение аквапланирования. Чем глубже лужа — тем больше в ней воды, тем труднее вывести ее всю из пятна контакта.

Фактор, на который в первую очередь может повлиять водитель, — скорость движения автомобиля. Чем выше скорость, тем больше вероятность того, что колеса вашей машины превратятся в водные лыжи.

Один известный производитель шин провел испытания, по результатам которого составил таблицу зависимости величины пятна контакта шины от износа протектора и скорости движения.

При использовании изношенных шин область контакта шины и дороги резко уменьшается в случае увеличения скорости движения. На рисунке приведен размер контактной области шин с разной толщиной протектора при слое воды 3 мм и скорости 75 км/ч. Пятно контакта старой шины с протектором 1,6 мм составляет лишь 16% от пятна контакта стоящего на месте автомобиля, а на скорости 125 км/ч и вовсе 6%.

При использовании изношенных шин область контакта шины и дороги резко уменьшается в случае увеличения скорости движения. На рисунке приведен размер контактной области шин с разной толщиной протектора при слое воды 3 мм и скорости 75 км/ч. Пятно контакта старой шины с протектором 1,6 мм составляет лишь 16% от пятна контакта стоящего на месте автомобиля, а на скорости 125 км/ч и вовсе 6%.

Техническое состояние подвески на склонность автомобиля к аквапланированию, вопреки заблуждениям, не влияет. Другое дело — при повышенных люфтах в рулевом управлении или шаровых опорах, при неотрегулированном развале/схождении и неработающих амортизаторах труднее контролировать автомобиль — он будет хуже реагировать на действия водителя.

При этом вывести автомобиль из заноса, вызванного аквапланированием, будет сложнее. Однако сама физика потери контакта между колесом и дорогой от состояния подвески не зависит. Куда важнее вес автомобиля. Более тяжелому автомобилю проще вытеснить воду из пятна контакта.

В том числе поэтому грузовикам позволено ездить на шинах с меньшей, чем у легковых автомобилей, глубиной протектора — 1 мм.

Пониженное давление в шинах — еще одна причина для возникновения аквапланирования. Исследования, проведенные одним из мировых лидеров в производстве шин, показали, что снижение давления в шине легкового автомобиля до 1,7 бара вместо положенных 2,4 бара приводит к тому, что на скорости 100 км/ч шина лишается пятна контакта и полностью всплывает.

Как проявляется аквапланирование?

Если руль во время движения вдруг стал легким, а на его отклонение автомобиль не реагирует, сохраняя прямолинейное движение, значит эффект аквапланирования уже наступил.

Чем опасно аквапланирование?

Водитель теряет контроль над автомобилем, а это может привести к аварии. Как правило, машину начинает заносить в сторону наклона профиля дороги или в ту сторону, где лужа под колесами оказалась глубже. Ну а дальше — сценарий малопрогнозируемый.

Как избежать аквапланирования?

Если во время поездки вас застал ливень, то избежать риска аквапланирования на дороге можно лишь одним способом — значительно снизив скорость. Учтите, что даже с новыми шинами от именитого производителя, при толщине слоя воды на асфальте в десять сантиметров машина может потерять контакт с дорогой даже на скорости до 80 км/ч.

Чтобы свести к минимуму риск аквапланирования, следует соблюдать определенные правила:

  • Не допускать чрезмерный износ шин. ПДД предписывают минимальную высоту протектора в 1,6 мм для летних шин легковых автомобилей и 4 мм — для зимних. Но и до этих показателей лучше не доводить. На многих шинах предусмотрены индикаторы износа.
  • Регулярно проверять давление в шинах и поддерживать его в норме. Рекомендации производителя можно найти в инструкции по эксплуатации.
  • Ехать по мокрой дороге с умеренной скоростью.
  • Избегать быстрой езды по глубоким лужам.

Что делать, если аквапланирование началось?

Не крутите руль в разные стороны на большие углы, это опасно! При внезапном восстановлении сцепления с дорогой вывернутые под большим углом колеса могут спровоцировать резкий увод автомобиля в сторону. Старайтесь сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого маневрируйте.

Не пытайтесь резко затормозить, чтобы не спровоцировать занос или разворот машины.

Индикаторы износа на летней резине.Индикаторы износа на летней резине. Индикаторы износа на зимней покрышке. По мере стирания сначала исчезает цифра 8, за ней — 6. Когда сотрется цифра 4, нужно прекратить зимнюю эксплуатацию шин.Индикаторы износа на зимней покрышке. По мере стирания сначала исчезает цифра 8, за ней — 6. Когда сотрется цифра 4, нужно прекратить зимнюю эксплуатацию шин.

Признаки автомобильных шин, устойчивых к аквапланированию

Лучше других с аквапланированием справляются так называемые дождевые шины. Например, входящая в состав концерна Continental шинная марка Uniroyal специализируется на шинах для влажных условий. «Следы дождя» вы найдете в названии многих моделей этой марки.

Устойчивые к аквапланированию шины имеют широкие отводящие воду канавки и, как правило, асимметричный или направленный рисунок протектора. Чтобы не ошибиться при выборе шин, ориентируйтесь на известные шинные марки и результаты тестов, проводимых журналом «За рулем».

depositphotos.com, фирмы-производители

Как победить аквапланирование учитывая привод автомобиля

  • Двигаясь за рулем своего автомобиля в сырую погоду, многие из нас сталкивались с кратковременной потерей управляемости и резким рывком рулевого колеса в сторону.
  • Это аквапланирование — образование под колесами гидродинамического вала (водяной клин), на котором машина попросту всплывает.
  • Подобное явление чаще происходит при проезде луж на высокой, не менее 60-70 км/ч, скорости.
Читайте также:  Размеры телеги для мотоблока своими руками

Опытные водители утверждают, что водяной клин под колесами может образовываться и на меньших скоростях, однако эти утверждения не имеют научных обоснований.

По утверждениям исследователей, скорость, на которой будет образовываться клин, зависит от:

Стоит заметить, что хорошее качество дороги здесь скорее минус, чем плюс. На шероховатом покрытии, имеющем ямки и мелкие выбоины, для возникновения АП требуется большая скорость, чем на идеально гладком асфальте.

При грамотном поведении водителя в момент столкновения с водной преградой, образующийся водяной клин редко приводит к аварии. В основном подобное происходит, если колеса немного вывернуты, а глубина лужи неравномерна (автомобиль разворачивает). Также к полной потере управляемости приводит выбивание руля при его слабом придерживании руками. Это особенно актуально в отношении машин без ГУРа.

Как определить начало аквапланирования

Для того, чтобы под колесами образовался водяной клин, требуется совпадение двух основных факторов: лужа на дороге и достаточно высокая скорость автомобиля. Все остальное вторично. В момент всплытия водитель ощущает резкий удар в руль, после чего рулевое колесо становится «пустым» — управление теряется.

В некоторых случаях всплывают не передние, а задние колеса. Такое обычно происходит на переднеприводных машинах. Тяжелая передняя часть достаточно сильно прижимает колеса к дороге, что не позволяет им приподняться над ее поверхностью.

А вот более легкий багажник не способен оказать аналогичное действие. Задние колеса всплывают. Автомобиль начинает слегка «вилять» задней частью. Малоопытные водители не всегда придают значение этому опасному признаку и узнают о неприятностях только тогда, когда развивается занос.

Как победить аквапланирование, учитывая привод

Аквапланирование передней оси практически полностью лишает водителя возможности управлять автомобилем. Попытки работать рулем не приведут ни к чему, кроме заноса при выезде на асфальт. Поэтому единственным решением в данной ситуации является плавный сброс «газа».

На автомобилях с задним приводом допустимо плавное торможение.

При ослаблении усилия на педаль акселератора, автомобиль начинает активно тормозить двигателем.

В сочетании с сопротивлением, которое оказывает водяной клин, это позволяет быстро сбросить скорость до показателей, находящихся ниже пределов начала аквапланирования.

Дополнительное торможение с использованием рабочей тормозной системы на переднем приводе может спровоцировать снос передней оси или блокировку колес с последующим выключением двигателя.

Наиболее частые ошибки

Частой ошибкой неопытных водителей при аквапланировании является паническое экстренное торможение. Как правило, это заканчивается заносом. Автомобиль скользит по мокрой поверхности, окончательно теряя управляемость.

Аналогично заканчиваются и попытки активно крутить рулем. Видимого эффекта это не приносит, зато при выезде из лужи аквапланирование автомобиля быстро переходит в занос. Задняя ось, обладающая избыточной поворачиваемостью, в условиях пониженного сцепления с дорогой уходит в сторону.

Профилактика

Основой профилактики аквапланирования является адекватный скоростной режим в дождливую погоду.

Обычная скорость движения должна быть снижена на 30-50%. Однако, учитывая высокие средние скорости не только на трассе, но и в городе, этого недостаточно. Двигаясь быстрее 30-40 км/ч, необходимо избегать проезда глубоких луж.

Если водяной клин все же образовался, необходимо с силой удерживать руль в прямом положении. Также держать его необходимо при проезде глубоких луж, если нет возможности их объехать. Жителям дождливых регионов рекомендуется использовать дождевую резину.

Она имеет особый рисунок протектора и активно отводит воду из-под колес даже на относительно высоких скоростях.

Аквапланирование — что это такое и чем опасно?

Как «водяной клин» становится причиной серьезных ДТП?

  1. Что такое аквапланирование?
  2. Что делать водителю при аквапланировании?

При вождении в дождь наблюдается такое явление, как аквапланирование. На мокрой дороге автомобиль внезапно теряет управление. В результате водитель рискует оказаться на встречной полосе или в кювете.

К сожалению, многие недооценивают опасность этого эффекта, хотя он нередко становится причиной серьезных ДТП, попадают в которые не только новички, но и профессиональные автомобилисты.

Какова же природа аквапланирования, и о чем нужно знать, чтобы избежать беды?

Что такое аквапланирование?

У этого физического явления есть еще одно распространенное название — «водяной клин». Оно возникает в тот момент, когда колесо машины попадает в лужу, образовавшуюся на асфальте.

Когда покрышка оказывается в воде, она резко встречает сопротивление. На низкой скорости шина «успевает» выдавливать жидкость из пятна контакта. Если автомобиль едет слишком быстро, этот процесс затрудняется.

В результате колесо в буквальном смысле слова всплывает.

Гидродинамический клин, образующийся в месте контакта, приводит к ухудшению или полной утрате сцепления шины с дорожным покрытием. При достижении критической скорости траектория транспортного средства становится непредсказуемой. Поэтому аквапланирование считается не менее опасным, чем езда в гололедицу.

Источник изображения: autozam.ru

Критическая скорость, превышать которую нельзя, может варьироваться. Она зависит от:

  • гладкости или шероховатости полотна;
  • глубины водяного слоя;
  • рисунка протектора шины;
  • степени износа покрышек;
  • состояния подвески автомобиля;
  • давления в колесах.

Если лужа не глубокая, а колеса и подвеска машины находятся в надлежащем состоянии, аквапланирование наблюдается при скорости от 70 км/ч. Если присутствуют несколько неблагоприятных факторов (перекачанные изношенные покрышки, разбитая подвеска), явление может возникать уже при 40-50 км/ч.

При столкновении с водной преградой резко увеличивается сопротивление движению. Скорость моментально падает, что сопровождается ударом по колесам. При этом руль может оказаться выбитым из рук водителя. Автомобиль непроизвольно совершает поворот, причем в какую именно сторону – предугадать невозможно.

Что делать водителю при аквапланировании?

Если дождь сильный, лужи в углублениях на асфальте образуются буквально за 5-10 минут. Поэтому первое, что нужно сделать – сбавить скорость, исходя из интенсивности осадков.

Важно правильно держать рулевое колесо. При определении положения рук обычно приводят аналогию с циферблатом часов. Для противостояния аквапланированию нужно фиксировать руль обеими руками, располагая их в положении «10-2», а еще лучше «9-3».

Источник изображения: diesel-dv.ru

Аквапланирование может возникнуть и при попадании в воду одного колеса, и при въезде в лужу двумя колесами. Управление теряется в любом случае, так как обе стороны автомобиля всегда «всплывают» неравномерно. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что если пересечь водную преграду строго перпендикулярно, то ничего страшного не случится.

При падении скорости водитель зачастую автоматически начинает вращать руль. Это не только бесполезно, но еще и опасно. При нахождении в воде колеса практически не реагируют на поворот руля.

Однако сразу после того, как покрышки коснутся асфальта, машину может повторно занести. Чтобы этого избежать, нужно корректировать направление движения, делая многократные короткие движение рулем.

При этом каждый раз колеса нужно тут же возвращать в прямое положение.

Чтобы смягчить аквапланирование, следует отпустить педаль газа. Сопротивление сразу снизится, и управление автомобилем удастся сохранить. Нажимать же на тормоз при попадании в лужу не рекомендуется, особенно на автомобиле с передним приводом, так как это может усугубить занос. Лучше всего «тормозить» двигателем.

Нельзя использовать «лысую» резину, отработавшую свой ресурс. Минимально допустимая высота протектора для летних шин составляет 1,6 мм, для зимних – 4 мм.

Однако менять покрышки рекомендуется раньше, чем они износятся до этих цифр. Кроме того, нужно регулярно проверять давление в колесах.

Если одна из шин накачана слабее, чем все остальные, это негативно отражается на управляемости автомобиля. Поэтому давление должно быть равномерным.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]