Десульфатор для аккумулятора своими руками 555

Десульфатор для аккумулятора своими руками 555 Навеяно темой «Десульфатор — устройство для «лечения» аккумуляторов» и недавними событиями в своей жизни. Начну издалека. …Когда-то, давным-давно, подходит ко мне старый приятель, стройный и кучерявый владелец и одновременно работник маленькой, на два работника, СТО, и просит слепить десульфатор (далее ДС) по принесенной им схеме. Я посмотрел на схемку, скривился и отказался. Он не стал уговаривать, а пнул ногой по принесенной им сумке, там звякнуло и я взялся за паяльник….На днях подъезжает на белом джипе тот самый приятель, толстый и лысый владелец СТО, АЗС и гостиницы для дальнобоев, и просит слепить еще очередной ДС, по старому фура проехала. Я начал отбиваться, он не стал уговаривать, только пошуршал зелеными бумажками, и я взялся за паяльник.

  • Мораль – профессиональному автомобилисту с огромным опытом и стажем работы эта штука нужна, значит, работает, и, скорее всего, неплохо.
  • Принцип работы ДС

Итак, как это работает (сборка цитат).ДС питается от батареи, которую восстанавливает. По этой же цепи питания он генерирует обратные короткие мощные импульсы. В пике эти импульсы достигают 30 В при силе тока 15-25 А, это на клеммах самой батареи, и разрушают оксидные пленки. Конечно, у этого метода восстановления есть и минусы: не все АКБ поддаются восстановлению, а только порядка 85%. Ещё одним минусов является очень длительный процесс протекания восстановления, которой может длиться от суток до месяца.

Процесс восстановления аккумуляторной батареи

Перед восстановлением желательно полностью зарядить батарею. Если же собираетесь восстанавливать АКБ, стоящую на машине, то обязательно скиньте одну клемму питания автомобиля, чтобы не повредить электронику своего авто.Далее подключаем ДС и ждем.

Время ожидания всегда индивидуально. Требуется только периодический контроль батареи – замер напряжения, чтобы не допустить полного разряда. Замер напряжения необходимо производить при отключенном ДС, это обязательно.

Хотя устройство автономно, не рекомендуется его оставлять без присмотра.

О схеме устройства.

Оригинал схемы с сайта «Радиокот», приведен и далее доработан Бородачем (borodach) и немного мной. Десульфатор для аккумулятора своими руками 555Там генератор собран на 555 таймере, его под рукой не оказалось, поэтому, как у Пугачевой: «Я его слепила из того, что было…», на 561ЛА7 по схеме с возможностью ШИМ регулирования. Десульфатор для аккумулятора своими руками 555 Десульфатор для аккумулятора своими руками 555Процесс отработки схемы на макете.Результат.Десульфатор для аккумулятора своими руками 555ШИМа работает. Для чего такой огород? Схема, которую мы рассмотрим позже, работает сл. образом – во время открытия ключа на полевом транзисторе (далее ПТ) через индуктивности протекает ток и в них накапливается энергия, которая в момент закрывания ПТ (резкого!) выделяется в виде высоковольтного (относительно) выброса, приложенного к АКБ. Регулировка скважности позволяет оптимизировать эти вещи. Как – не знаю. Аккумуляторщик, который этим занимается, что то бурчит про импульсный вольтметр и токовые клещи, но, по моему, он этим занимается с помощью великого мастера ТЫКа.

А вот и вся схема

Десульфатор для аккумулятора своими руками 555 Генератор на К561ЛА7 с ШИМ регулированием, драйвер на КТ630, ключ на полевике, все понятно.

Инструменты и материалы.

Десульфатор для аккумулятора своими руками 555Обычный слесарно-монтажный инструмент. О деталях все ясно по схеме, моточные примерно подобраны из обломков импульсных блоков питания с помощью измерителя индуктивности.Конструктивное оформление начинается с выбора корпуса.Десульфатор для аккумулятора своими руками 555Для единичного изделия разрабатывать и изготавливать печатную плату (ПП) нет смысла, это рабочая лошадка, а не выставочный экземпляр, собираем на макетке.Десульфатор для аккумулятора своими руками 555ПП на стадии сборки. Дальнейшие фото частично пропущены из-за малой информативности.Пробуем ставить в корпус.Десульфатор для аккумулятора своими руками 555Заготовка задней платы еще не обрезана.И наконец — собрано, проверяем.Испытали устройство на аккумуляторе от моего(!) шуруповерта, отчего тот к утру необратимо сдох. Ес-но, моя антипатия к этому устройству только усилилась.Судьба изделия. Корпус хозяин замотал скотчем, посетовал, что выходные провода тоненькие, надо было в мизинец толщиной, прицепил тяжеленные латунные клеммы. Через пару дней после того, как он забрал ДС, звоню узнать подробности. Ответ – все хорошо, все работает, не мешай.И маленькое дополнение.Когда то, когда зарядные устройства делали на галетниках и транзисторах, была незаслуженно забытая схема с функциями зарядки и десульфатации. Здесь выпрямитель собран по схеме двухполярного, но за общий принят минусовой провод. Получился двухуровневый выпрямитель, от меньшего напряжения (можно без сглаживания) запитано обычное зарядное, в т.ч. возможно тиристорное, от большего — ДС. Мощность импульсов ДС определяется вторым конденсатором (ну и, ес-но, напряжением на нем). Генератор – обычный мультивибратор с усиленным выходом, диф. цепочка С2, R2 формирует короткие импульсы, которые через ключ П210Ш подаются на АКБ.

Ну вот и все, комментируйте.

vip-cxema.org — Десульфатор для автомобильного аккумулятора

Любой автолюбитель сталкивался с явлением, когда аккумулятор пролежав некоторое время без дела перестает отдавать свою номинальную емкость, крутит стартер пол секунды, затем задыхается, но напряжение на нем нормальное — 12 вольт.

С этим может столкнуться каждый, но почему это происходит. Автомобильный аккумулятор состоит из свинцовых пластин, находящихся в растворе электролита — в данном случае электролитом является серная кислота.

Десульфатор для аккумулятора своими руками 555

Процесс заряда и разряда аккумулятора ничто иное как окислительно восстановительный процесс, протекает химическая реакция, в ходе которой свинцовая пластина вступает в реакцию с оксидами на соседней пластине.

В ходе данной реакции образуются сульфаты, которыми со временем обрастают пластины.

Сульфаты препятствуют протеканию тока, так, как являются плохим проводником и со временем аккумулятор теряет емкость и не способен отдавать большой ток для работы стартера.

Если ваш аккумулятор заряжается и разряжается быстрее, чем раньше, не имея при том механических повреждений, скорее всего он вышел из строя именно из-за сульфатации пластин.

Предлагаемое устройство (десульфатор) создает короткие импульсы высокой амплитуды и частоты. Импульс десульфатации длиться определенное время, затем простой, затем снова импульс.

Такие ударные процессы могут разрушить слой сульфата, и в теории это возможно, на практике не все аккумуляторы удается восстановить из-за конструктивных особенностей  последних, но судя по статистике около 85% старых аккумуляторов подлежат восстановлению, естественно если причиной неработоспособности является сульфатация, а не обрыв свинцовых пластин или иное механическое повреждение.

Как пользоваться устройством?

  • Данный вариант является зарядно-десульфатирующим устройством, обычный десульфатор питается от аккумулятора, который он десульфатирует и постепенно разряжает его, в этом же случае устройство заряжает аккумулятор короткими всплесками высокого напряжения высокой частоты.
  • Десульфатор для аккумулятора своими руками 555
  • Данную схему можно использовать и для зарядки низковольтных свинцовых аккумуляторов с номинальным напряжением в 4-6 вольт, такие ставят в китайские фонарики, в детские электрокары и так далее.

Схема изначально создана для зарядки аккумуляторов малой емкости, но её можно использовать и для десульфатации автомобильных аккумуляторов. Перед тем, как начать процесс заряда с десульфатацией аккумулятор нужно слегка подзарядить.

Десульфатор для аккумулятора своими руками 555

Для  начала нужно найти любой источник питания с напряжением от 8 до 12 Вольт и подключить его на вход десульфатора, но не напрямую, а через лампу накаливания 12 Вольт с мощностью в 21 ватт, чтобы не превысить ток заряда, в конце об этом более подробно поговорим. К выходу прибора подключается аккумулятор, который нужно восстановить. Так, как прибор работает в звуковом диапазоне вы скорее всего услышите слабый свист, силовые компоненты схемы слегка должны нагреваться.

Как работает схема?

Напряженние с зарядного устройство через предохранитель и диод поступает на схему десульфатора. Для маломощной части схемы питание подается через токоограничивающий резистор, затем сглаживается небольшим электролитическим конденсатором.

На микросхеме NE555 собран генератор прямоугольных импульсов, частота этих импульсов около 1кГц. Коэффициент заполнения около 90%. Микросхема CD4049 инвертирует и усиливает этот сигнал, превращая его в импульсы с заполнения около 10 %. С выхода инверторов импульсы поступают на затвор полевого транзистора VT1.

Открываясь, он замыкает дроссель на массу питания, в дросселе накапливается энергиея,  когда транзистор  закрываетсят, цепь разрывается, за счет явление самоиндукции, которое свойственно индуктивным нагрузкам, дроссель отдает накопленную энергию.

Это кратковременный всплеск напряжения с высокой амплитудой, притом напряжение самоиндукции в разы выше напряжения питания. Этот всплеск напряжения выпрямляется и подается на аккумулятор.

Процесс происходит больше тысячи раз в секунду, то есть на аккумулятор подаются кратковременные импульсы высокого напряжения с высокой частотой, именно это и разрушает сульфатную пленку.

В схеме задействован предохранитель и  еще один выпрямительный диод.

Предохранитель защитит десульфатор при случайных коротких замыканиях на выходе, а диод выполняет несколько функций — во первых защищает схему если вы случайно ее подключите к зарядному устройству неправильно и во вторых защищает зарядное устройство от возможных импульсных помех и всплесков напряжения, которые образуются на плате десульфатора.

О компонентах

Полевой транзистор IRF3205, или любые другие N-канальные  с напряжением от 60 до 200 вольт и током от 30 Ампер, транзистор советую установить на небольшой радиатор.

Десульфатор для аккумулятора своими руками 555Десульфатор для аккумулятора своими руками 555

Дроссель имеет индуктивность около 200 микрогенри, намотан на кольце из порошкового железа, такие можно найти в компьютерных бп. Обмотка намотана проводом 1мм, количество витков 60, в моем случае провода не хватило и индуктивность получилась слегка меньше, но устройство работает хорошо.

  1. Размеры кольца особо не критичны, главное соблюдать индуктивность и мотать обмотку проводом 1-1,2мм.
  2. Конденсатор — на 100-220 мкФ очень желательно взять с низким внутренним сопротивлением, так, как схема генератора фактически питается от данного конденсатора, а значит он постоянно будет накапливать и отдавать энергию, даже слегка греется.
  3. Оба диода нужно взять с током в 5-10 Ампер, можно обычные, но желательно взять импульсные диоды.
  4. Десульфатор для аккумулятора своими руками 555Десульфатор для аккумулятора своими руками 555

На самом зарядном нужно выставить ток не более двух ампер, иначе сгорит предохранитель на плате десульфатора. Кто -то скажет —  2 ампера зарядного тока это мало, да согласен, но не забываем, что у нас в большей мере не зарядка, а десульфатация.

Читайте также:  Невралгия. вылечить в домашних условиях

Десульфатор для аккумулятора своими руками 555Десульфатор для аккумулятора своими руками 555

В холостую прибор потребляет от источника питания ток всего в 100мА. Его можно подключить к любому зарядному устройству с напряжением 12-15 Вольт и ограничить ток на уровне 2-х ампер. Ограничение можно сделать мощным резистором или лампочкой накаливания соответствующей мощности подключенной  в разрыв плюса питания.

  • Можно использовать и более низковольтные блоки питания с напряжением 8-10 Вольт, так, как наша схема все равно повышает начальное питание до нескольких десятков вольт.
  • Сколько должен длиться процесс десульфатации — автор данной схемы говорит, что в течении 2-х недель регулярной зарядки полностью можно восстановить старый аккумулятор.

Печатная плата тут 

Десульфация автомобильных аккумуляторов

   Очень большой процент свинцовых автомобильных аккумуляторов выходит из строя из-за явления сульфатации. Она представляет собой обрастание кристаллами внутренних электродов и, как следствие, не возможность АКБ давать электричество.

Чтоб разрушить эти кристаллы – требуется специальное устройство. Данная схема устройства для десульфатации как раз и помогает вернуть к полноценной жизни даже почти полностью вышедшие из строя аккумуляторы.

Была выбрана схема использующая микросхему таймер NE555P, полевой N –канальный транзистор IRF44V, две катушки, конденсаторы с низким ESR, быстровосстанавливающийся импульсный диод FR602.

Стоит отметить удачное решение использовать N-канальный полевой транзистор вместо дефицитного P-канального. Вариант аналогичного устройства, но с биполярным транзистором, смотрите здесь. Эта схема может быть использована тремя способами:

  • как автономное устройство; 
  • в качестве автономного устройства, но используемого параллельно с зарядным устройством; 
  • или быть встроенным в зарядное устройство.

   Выбрал третий вариант, но добавил переключатель, так что могу использовать устройство и самостоятельно. Только имейте в виду, что независимо от того, какую конфигурацию бы не выбрали, десульфатор питается от заряжаемого аккумулятора и если вы используете его без зарядного устройства необходимо соблюдать осторожность, чтобы избежать глубокого разряда аккумулятора.

Схема десульфатора

Десульфатор для аккумулятора своими руками 555

   Обратите внимание, что C4, 100 мкФ х 25V электролитический конденсатор, должен быть с хорошим ESR. Если вы решите использовать потенциометры вместо постоянных резисторов R2 и R4, как это сделано тут, будьте осторожны с регулировками, ибо C4, D2, L1 и L2 могут сильно греться. Светодиод может быть любой стандартный, будет включаться, когда на выходе присутствуют импульсы. S1 должен выдерживать, по крайней мере, ток 3А. Выключатель S2, на выходе микросхемы NE555, изолирует её от выходного каскада и позволяет вносить коррективы без риска перегрева Q1, D2, C4 или индукторов. Дроссели выбрал указанные на схеме внизу. D2 – это быстро реагирующий эпитаксиальный диод, проще говоря фаст. Если будет греться используйте два поставленных параллельно.

Десульфатор для аккумулятора своими руками 555

   Указанный полевой транзистор Q1 работает хорошо, только необходимо поставить на него радиатор.

Имейте в виду, что металлический язычок на транзисторе прикреплен к отводу «сток», поэтому при подключении транзистора к радиатору необходимо изолировать его от остальной схемы.

Также решил использовать «расширение цепи», показано схематично как К2, D3, и R5, так как она помогает работе транзистора. При использовании этих деталей не используйте C2 и R3.

Десульфатор для аккумулятора своими руками 555

   Не стал проектировать печатные платы. Отсюда расположение деталей сохранилось примерно в том же порядке, как и на схеме, помогает визуализировать верхнюю и нижнюю части платы.

Десульфатор для аккумулятора своими руками 555

   Для тех, кто использовал потенциометры вместо фиксированных резисторов R2 и R4: Во-первых, выключите S2, поставьте мс NE555 в панельку и 2 А предохранитель в держатель. Установите потенциометры на средний уровень, прикрепите плюс цепи к плюсовому контакту батареи 12 В.

Соедините провод заземления с минусовым щупом мультиметра и установите мультиметр на предел в 10 А переменного тока. Быстро коснитесь плюсовым щупом тестера  минусовой клеммы аккумулятора. Проверьте дымление. Нет дыма? Хорошо! Увеличьте время соединения до 5, затем 10 секунд. По-прежнему нет дыма? Здорово! Проверьте исправность NE555.

Отрегулируйте R4 для максимальной мощности около 1000 Гц.

   Теперь проверьте выходной каскад. Включите S2 и быстро коснитесь плюсовым щупом минуса клеммы аккумулятора. Вы должны увидеть маленькую искру и услышать слабый звук – 1000 Гц пришло с катушек.

Светодиод включится при наличии выходных импульсов. Если это не так, но вы слышите звук, то индикатор может быть установлен в обратном направлении.

Если Вы не слышите звук, но увидели дым, необходимо проверить выходной каскад электропроводки. 

   Если предохранитель сгорел, попробуйте повернуть R2 немного вниз (направление поворота зависит от того, как он у вас установлен).

Если получите показания ниже 0,8 А – вы почти у цели! Пальцем проверьте катушки, C4, D2.

Если все не сильно нагрелось после 30 минут работы, можно немного увеличить ширину импульса, пока ток в цепи не достигнет примерно 1 А. Я держу его около 0,7 А. При 1 А за ночь всё слишком нагревается.

Десульфатор для аккумулятора своими руками 555

   Для тех, кто применил значения резистора как в схеме: Во-первых, выключите S2, установите NE555 и 2 А предохранитель в держатель. Прикрепите плюс цепи к плюсовому контакту батареи 12В.

Прикрепите зажим провода заземления на минусовой щуп мультиметра, и установите мультиметр на 10А переменного тока. Быстро коснитесь плюсовым  щупом тестера минусовой клеммы аккумулятора. Проверьте дым.

Нет дыма? Хорошо! Попробуйте держать в течение 5, затем 10 секунд. По-прежнему нет дыма? Здорово! 

   Проверьте  исправность NE555. Проверьте наличие импульсов на мс. Если их нет, проверьте провода идущие к NE555. Далее проверить выходной каскад. Включите S2 и быстро коснитесь плюсом тестера минусовой клеммы аккумулятора.

Вы должны увидеть проскочившую искру и услышать слабый звук – 1000 Гц пришло с катушек. Светодиод включится при наличии выходных импульсов. Если это не так, но вы слышали звук, индикатор может быть установлен в обратном направлении.

Если не слышите звук или увидели дым, необходимо проверить выходной каскад электропроводки.

   Если вы слышали звук, следует оставить аккумулятор подключенным немного дольше и пальцем проверить все выходные компоненты, чтобы убедиться, что они не слишком горячие. Если они после 30 минут не нагрелись, то схема работает нормально. Показания амперметра должны быть что-то под 1 А. Если он показывает больше – отрегулировать значение R2, чтобы получить выходной ток ниже. 

   На данный момент моя схема в эксплуатации несколько дней, работает с аккумулятором автомобиля. Он был полностью разряжен. Напряжение холостого хода поднялось на несколько десятых вольта за эти дни, что считаю хорошим знаком.

Десульфатор для аккумулятора своими руками 555

   Прошло более месяца, и теперь рад сообщить, что десульфатор работает хорошо! Моя батарея теперь имеет 13,4 вольт после полного заряда. Перед десульфацией она не поднималась выше 12,7 вольт. Это очень хороший показатель, означающий, что пластины аккумулятора сейчас намного чище и электролит контактирует со всей  площадью поверхности пластин. 

Замечания по схеме

  1. Во время тестирования обнаружил, что зарядное устройство не имеет реального режима контроля за полнотой зарядки аккумулятора. Возможно преждевременное отключение недозаряженного аккумулятора. Это нужно контролировать.

  2. Из-за потерь в кабелях, идущих к аккумулятору, наблюдается заметное падение импульса пикового напряжения. Можно сократить эти потери, если сохраняя толщину кабелей сделать их короче.

     

  3. Использование проволочных петель для удержания катушек будет неправильным, лучше всего использовать пластиковые или нейлоновые стяжки.

   Форум по зарядным устройствам

Зарядное устройство с возможностью восстановления (десульфатации)

Существует множество схем зарядных устройств с функцией восстановления или/и десульфатации. Для начала давайте разберемся, что же это за функция такая и как это работает, речь пойдет именно и кислотный АКБ, а именно об автомобильных и им подобных (Это так уточнение, что бы не было вопросов).

Что такое сульфатация: в процессе разряда внутри АКБ происходит химический процесс — это и есть на самом деле сульфатация и в процессе заряда происходит обратный процесс, но в обиходе сульфатацией принято называть немного другой процесс, а именно окисление пластин по поверхности в процессе эксплуатации (заряд-разряд) и именно этот оксид не дает возможности пластинам контактировать с электролитом и как результат заряжаться и разряжаться. И наша задача этот оксид сломать (в идеале растворить). Есть несколько вариантов и теорий:1. заряжать АКБ импульсным током (некоторые это называют «набивать АКБ») и эффект есть, но насколько я знаю, десульфатация не происходит.2. циклический заряд-разряд, при этом заряд делается малым током (нормальный ток заряда для кислотного АКБ Q/10, где Q — емкость АКБ).3. тое самое, что и ваиант 2, но заряд импульсным током Итак давай теперь рассмотрим что-то на примере. 3-й вариант (зарядное с импульсным зарядом (одна полуволна) и возможностью циклического заряд/разряд)Десульфатор для аккумулятора своими руками 555Работа устройства проста:есть 3 режима работы: 1. просто заряд однополупериодным током (тумблер SA2 замкнут, SA1 разомкнут), 2. заряд с автоматическим отключением (оба тумблера разомкнуты), 3. циклический заряд однополупериодным током с режимом десульфатации (разряд)(SA2 разомкнут, а SA1 замкнут). Резистор R8 позволяет регулировать порог отключения (напряжение при котором происходит отключение зарядного устройства или напряжение при котором зарядное устройство переходит в режим разряда)Почти 3-й вариант

Это приставка к обычному зарядному устройству которая позволяет реализовать импульсный режим заряда, но не все так просто, заряд происходит импульсами с частичным разрядом в паузе (рак называемый режим «рассасывания» (что именно обозначает это «рассасывание», тут трудно сказать, быстрее всего это народное понятие, но зарядное работает!!! а это главное.)

Десульфатор для аккумулятора своими руками 555Нужно отметить, что эта приставка подойдет не ко всем зарядным устройствам, некоторые зарядные устройства построенные по импульсной схема могут не правильно работать с этим режимом.Описанию работы:От провода обозначенного знаком «+» через диод VD1 питание поступает на параметрический (линейный) стабилизатор питания состоящий из резистора R1, конденсатора С2, стабилитрона VD3 (например КС191).Почему через диод? Нагрузка имеет импульсный характер, диод выполняет функции развязки неспокойного аккумулятора от схемы управления.Из точки после диода VD1 берем напряжение на анализатор (компаратор) заряженности аккумулятора.

Компаратор состоит из следующих элементов:резисторы R1-R3,R5-R7, конденсатора, интегрального стабилизатора TL431, транзистора VT1.

На базе транзистора VT1 стабилизатор VD2 поддерживает фиксированное напряжение, на эмиттере этого транзистора напряжение меняется пропорционально изменению напряжения на аккумуляторе.

При повышении напряжения на аккумуляторе сверх установленного резистором R1, транзистор VT1 закрывается и разблокирует до того заторможенный блокинг-генератор на микросхеме NE555.

На основе микросхемы NE555 реализован генератор с частотой задаваемой в основном конденсатором C4,а также резисторами R8-R10, конденсатора VD4. Переключатель S1 может переключать вывод 7 микросхемы либо на резистор R8 или диод VD4, что меняет скважность работы генератора.

Иными словами, меняет время зарядного импульса и разрядной паузы (или паузы рассасывания).

Автором выбрана частота генератора 0.7 Гц. На мой взгляд этого мало. Надо как минимум в 10 раз меньше. Для этого конденсатор С4 следует увеличить до 100 мкф.

С выхода 3 микросхемы сигнал положительной полярности поступает на базу транзистора VT4, открывает его и аккумулятор подключается к минусовому проводу зарядного устройства, начинается заряд батареи.

По истечению установленного времени управляющий импульс снимается, транзистор VT4 закрывается. Но при этом закрывается и транзистор VT2, при этом открывается транзистор VT3, подключающий разрядный резистор Rn. Начинается процесс разряда аккумулятора через этот резистор.

Светодиод HL1 индицирует факт разряда. Резистор R16 служит для обеспечения протекания открывающего тока для транзистора VT3, иначе он не включится.

Таким образом можно констатировать, что положительный импульс микросхемы NE555 (КР1006ВИ1) обеспечивает временной промежуток для заряда аккумулятора, а отрицательный (пауза) импульс обеспечивает временной промежуток для разряда аккумулятора.

Десульфатор для аккумулятора своими руками 555

Что-то среднее между 2-м и 3-м принципом

Десульфатор для аккумулятора своими руками 555

Построено тоже на таймере NE555 есть возможность подключить нагрузку для разряда в паузе (единственный тумблер) или просто заряжать импульсами.

Как проводится очистка аккумулятора с помощью десульфатора по схеме 555

Вряд ли можно переоценить значимость автомобильной АКБ, главной задачей которой выступает обеспечение стабильного запуска двигателя путём подачи стартерного тока.

Десульфатор для аккумулятора своими руками 555

Но за время эксплуатации даже самые высококачественные аккумуляторы постепенно выходят из строя. В итоге они полностью теряют способность выдавать нужный ток. И довольно часто это связано с сильными разрядами батареи, из-за которых активно протекает процесс сульфатации.

Решить такую проблему можно с помощью десульфататора. Одним из популярных устройств является десульфататор на основе схемы 555.

Понятие о сульфатации

Чтобы разобраться с работой десульфататора, сначала нужно понять, чем же таким является сама десульфатация и почему о ней так часто говорят автомобилисты.

Фактически это процесс загрязнения пластин, при котором на поверхностях свинцовых элементов оседает твёрдое, белесое вещество.

При работе батареи молекулы свинца вступают во взаимодействие с оксидами. Поскольку внутри АКБ содержится электролит, состоящий из воды и серной кислоты, именно кислота провоцирует образование сульфата свинца и воды. Электрический ток, который идёт на батарею при зарядке, обеспечивает аналогичную химическую реакцию, только уже в обратном порядке.

Если говорить о теории, то постоянные внутренние реакции, протекающие в одном и обратном направлении, должны компенсировать друг друга. Но в действительности сультфат не растворяется в воде, начинает постепенно оседать на поверхностях пластин. Это нарушает проводимость свинца, увеличивается сопротивление.

Когда внутреннее сопротивление увеличивается, а уровень заряда падает до критических значений, это заканчивается полным выходом из строя АКБ.

Раньше устранить последствия сульфатации можно было только путём разбора пластин и их механической очистки или с помощью концентрированной и очень агрессивной химии.

Сейчас же появились даже специальные зарядные устройства, оснащённые функцией десульфатации.

Зачем нужна десульфатация

  • Применять разъедающую химию опасно, и не всегда это возможно, поскольку многие современные АКБ относятся к необслуживаемому типу.
  • Десульфатор для аккумулятора своими руками 555
  • Потому была разработана новая методика, получившая логичное название десульфатация.

Метод десульфатации считается более быстрым, безопасным и эффективным.

Смысл такого действия в том, чтобы воздействовать на сульфат короткими, но высокоамплитудными импульсами. Устройство, выполняющее соответствующие задачи, называют десульфататором. Либо десульфатором. Оба понятия применяются одинаково часто.

Чаще всего можно встретить десульфататоры на основе схемы EN555. Отсюда и популярное название метода очистки.

NE555 или просто 555 является интегральной схемой, универсальным таймером.

Это специальное устройство, которое создаёт, то есть генерирует одиночные повторяющиеся импульсы со стабильными заданными характеристиками. Впервые его произвели ещё в 1971 году.

Автором разработки выступает компания Segtnetics. Именно они и дали название схеме NE555. Сейчас выпускают большое количество аналогов этого универсального таймера.

Десульфататоры, построенные на базе этой схемы, состоят из нескольких основных компонентов:

  1. Генератор. Именно он в заданной последовательности подаёт короткие импульсы. Частота импульсов варьируется в пределах 1–3 кГц.
  2. Пара резисторов. Необходимы, чтобы регулировать параметры частоты колебания, а также настраивать длительность воздействующих импульсов.
  3. Транзистор полевого типа. Работает на основе логических уровней. Его напряжение 1,5 В.
  4. Триггер. Если быть точнее, то речь об интегрирующем триггере Шмитта. Нужен для работы транзистора. Триггер характеризуется тем, что у него отстаёт напряжение на 1/3 и 2/3 от питающего напряжения.
  5. Диод. Нужен для защиты транзистора от высоковольтных импульсов и удержания на показателях 30 В. Аналогом диода выступает стабилитрон с быстродействующим диодом.
  6. Пара дросселей.

Если подключить транзистор к выводу триггера, это позволит напрямую соединить затвор с общим проводом. При этом сохраняется низкий показатель выходного уровня и стабилизируется работа устройства.

Как это работает

В использовании десульфатора для аккумуляторов на схеме 555 своими руками на самом деле нет ничего сложного.

Примерно понимая, что такое схема десульфатора NE 555, и каким образом она связана с АКБ, не будет лишним разобраться с принципом работы.

Все перечисленные компоненты соединяются в один прибор. На выходе получается полноценный электродесульфатор. С помощью десульфатора выполняется очистка АКБ от образовавшихся отложений. Огромную роль в работе прибора играет схема 555.

Десульфатор для аккумулятора своими руками 555

Если говорить о том, как работает схема, то здесь можно указать следующие особенности функционирования:

  • происходит открытие транзистора;
  • через один из дросселей поступает электрический ток;
  • энергия постепенно накапливается в магнитном поле;
  • появляется импульс с высокими показателями напряжения;
  • по полюсам батареи этот импульс поступает на аккумулятор;
  • при передаче импульсов в работу вступают конденсаторы;
  • в зависимости от качества конденсаторов и при последовательном их соединении максимальный импульсный ток может оставлять до 10 Ампер;
  • одновременно с этим ток, который будет потреблять АКБ, составит всего 50 мА.

При очистке можно настраивать периодичность проходящих импульсов и определять наибольшие значения амплитуды. Настраивать частоту работы генератора нужно так, чтобы процесс рекомбинации ионов успел завершиться ещё до подачи следующего импульса.

Как использовать десульфатор

Практика показывает, что десульфатация для аккумулятора с помощью схемы 555 является более эффективной и безопасной, нежели в случае использования агрессивной химии, а также в сравнении с деполяризацией. Последний метод предусматривает зарядку АКБ, при которой меняются местами клеммы на батарее, то есть плюс идёт на минус, а минус соединяется с плюсом.

Что же касается того, как пользоваться устройством, то здесь специалисты дают следующие рекомендации:

  • чтобы восстановить работоспособность батареи, пострадавшей в результате сульфатации, требуется соединить оба устройства, то есть саму аккумуляторную батарею, а также десульфатор;
  • для соединения устройств используется небольшой по длине провод, сечение которого выбирается в диапазоне от 2,5 до 4 мм²;
  • если текущий уровень заряда аккумулятора находится на минимальном значении, допускается использование несколько иной схемы подключения. Здесь параллельно соединяются десульфатор и зарядное устройство с использованием развязывающего резистора. В роли резистора может применяться подходящая по напряжению лампа накаливания;
  • когда десульфатор соединяется с аккумулятором, рабочие характеристики можно контролировать осциллографом, вольтметром или мультиметром: прибор выставляется в режим измерения переменного тока;
  • диагностическое оборудование будет показывать пики напряжения;
  • если сульфатация серьёзно навредила источнику питания, тогда при диагностике будет отображаться значение на уровне 30 В;
  • как только прибор начнёт показывать буквально несколько милливольт, это сигнал о том, что осадок удалось в полной мере расщепить.

Теперь АКБ полноценно восстановлена, насколько это позволяет её нынешнее состояние. Остаётся лишь зарядить аккумулятор, после чего можно приступать к эксплуатации источника питания.

Тяжело сказать, сколько именно по времени займёт процедура десульфатации. Это напрямую зависит от состояния батареи и степени её загрязнения сульфатом. Чем больше отложений скопилось на поверхностях свинцовых пластин, тем больше времени потребуется десульфатору для выполнения своих задач.

Важно понимать, что процедуры десульфатации возможны при наличии соответствующего оборудования. Не все готовы покупать подобные устройства для разового применения. Потому всё чаще автовладельцы обращаются в профильные сервисы, которые занимаются вопросами обслуживания и восстановления аккумуляторных батарей. В том числе и с помощью десульфатора для АКБ, в основе которого лежит схема 555.

Помимо покупки не самого дешёвого оборудования, при борьбе с последствиями сульфатации важно придерживаться техники безопасности, соблюдать все правила работы с ЗУ и десульфатором. А это задача не из простых, и без соответствующих знаний хотя бы теории приступать к такой работе не стоит.

Случается и так, что аккумуляторная батарея окончательно потеряла свой ресурс, и даже применение десульфатора не может дать желаемый результат.

Потому полностью полагаться на этот метод не всегда стоит. Порой намного правильнее приобрести новую качественную АКБ и придерживаться основных правил её эксплуатации.

Это позволит не допустить сульфатации или хотя бы минимизировать появление осадка.

Как очистить аккумулятор десульфатором по схеме 555

Сульфатация пластин кислотного аккумулятора

Десульфатация — это удаление солей серной кислоты с пластин аккумулятора.

Десульфатация — это удаление солей серной кислоты (сульфата свинца или сульфата кальция). Появляется такая соль на стенках свинцовых пластин в результате химической реакции, происходящей во время разряда аккумулятора.

При этом не вся соль при зарядке АКБ преобразуется обратно.

Часть ее оседает на металлических пластинах, препятствуя соприкосновению свинца и кислоты, а со временем сульфата свинца становится так много, что аккумулятор перестает работать вообще.

Как сделать десульфатацию на автомобильном аккумуляторе

Правильной десульфатацией аккумулятора является метод чередования коротких слабых зарядов с короткими слабыми разрядами.

Для проведения таких циклов существуют специальные зарядные устройства для автомобильного аккумулятора с десульфатацией.

Скажем пару слов и о “неправильной” (в кавычках, потому что такие способы имеют место быть, но мы вам их не советуем) десульфатации пластин аккумулятора.

  Замена дисплея старлайн а91 своими руками

  1. Механическая очистка пластин от сульфата свинца (разбираем АКБ, вытаскиваем пластины и чистим).
  2. Химическая чистка (открываем заливную крышку, наливаем специальный раствор, который разъест соль на свинце).

Методы эти спорны (в плане эффективности) и очень травмоопасны. Но выбор, естественно, за вами.

Как сделать десульфатацию АКБ в домашних условиях

Десульфатация аккумулятора в домашних условиях

Для десульфатации аккумулятора продаются зарядные устройства с режимом десульфатации и специальные устройства для этого.

Как уже было упомянуто выше, можно приобрести зарядное устройство для аккумулятора с режимом десульфатации, либо специальное устройство для десульфатации. В этом случае все просто.

Подключаем АКБ к устройству и следим за показателями на дисплее, иногда этот процесс может затянуться на несколько дней в зависимости от степени засульфатизированности.

Отметим, что такой прибор стоит недешево и имеет смысл “заморочиться”, чтобы сделать устройство для десульфатации аккумулятора своими руками. Для начала, попробуем сделать самое простое из возможного.

А именно, произвести десульфатацию аккумулятора зарядным устройством. Перед началом работы проверим плотность (обычно 1,07 г/см³) уровень электролита в АКБ, если его недостаточно, то добавим дистиллированной воды (не электролита!).

Очень важно после 8 часов зарядки аккумулятора малым током отключить его от зарядного устройства на сутки.

  1. Возьмем наше обычное зарядное устройство и выставим напряжение на нем в 14 В (но не более 14,3), а силу тока на 0,8-1 А (есть зарядные устройства, на которых нельзя выставить такие параметры, значит такие ЗУ нам не подходят). Десульфатация АКБ малым током проводится в течении 8 часов (разрешается некоторая погрешность, например, можно оставить АКБ заряжаться на ночь). Проверяем плотность электролита, она должна быть примерно такой же как в начале “опыта”, а вот напряжение должно измениться и составить 10 В.
  2. Если все так, то отсоединяем нашу батарею от ЗУ на сутки (это важно!).
  3. Следующим этапам десульфатации будет выставление силы тока на 2-2,5 А при прежнем напряжении. Оставляем также заряжаться АКБ на 8 часов. Затем проверяем напряжение в батарее (12,7 В) и плотность (1,11-1,13 г/см³). Если показатели соответствуют, то приступаем к следующему этапу.

Разрядка батареи с помощью лампочки.

Данный метод восстановления аккумулятора займет у вас от 8 до 14 дней, при этом батарея восстановится на 80 – 90%.

  1. Подключаем к аккумулятору потребитель электроэнергии не очень большой силы (например, лампу ближнего света). Разряжаем батарею до 9 В, займет это приблизительно 8 часов. При этом нужно обязательно следить за напряжением в АКБ (оно не должно опуститься ниже 9 В), в противном случае будет снова запущен процесс сульфатации пластин, от которого мы стараемся избавиться. Плотность должна остаться на уровне 1,11-1,13 г/см³.
  2. Повторяем предыдущие 4 этапа. При этом плотность будет немного расти (1,15-1,17 г/см³). Затем снова выполняем 4 этапа, и снова, пока плотность электролита не составит приблизительно 1,27 г/см³.

Данный метод восстановления аккумулятора займет у вас от 8 до 14 дней, при этом батарея восстановится на 80 – 90%.

Как уберечься и насколько хватает АКБ?

Ребят в среднем срок работы хорошего аккумулятора около 5 лет! НУ «фуфлыжного» не меньше трех. После этого срока проявляется деградация пластин – сцльфатация, от этого не уйти.

Но даже через пять лет АКБ можно спасти, просто сделав ему десульфатацию, у меня знакомый катается уже около 8 лет на 1 аккумуляторе, просто каждые три года восстанавливает ему емкость специальным зарядным устройством.

Однако стоит отметить не всегда этот процесс удается, не всегда, получается, восстановить емкость, потому как могут быть внутренние не обратимые последствия, например разрушение пластин. Но попробовать всегда стоит, скоро расскажу как.

Сейчас полезное видео, смотрим.

НА этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ.

  Как работает SOS в ГЛОНАСС и должен ли он гореть?

(11

Десульфатор или зарядка dedivan-а своими руками

Десульфатор или зарядка dedivan-а своими руками

У нас задача — получить из аккумулятора — долгоиграющую химическую батарейку. (с) dedivan

С чего начать? Начну с транса.Все по порядку — Берем колечко ферритовое К28х15х9.Это самый ходовой размер. Сразу предупреждаю- китайские желтые колечки из БП не пойдут- это не феррит.

Проницаемость может быть от 600 до 3000. Это потому что мы его не будем гонять по полной петле намагничивания, для экономии потерь в сердечнике. Поэтому у него запас есть.Прежде всего делаем зазор.

Алмазным отрезным кругом 0,4 мм толщиной получается

зазорчик около 0,5мм. Ну это у кого как руки дрожат.

Второе- мотаем обмотки. Первым делом- изоляция, для деда это святое- никогда не мотать на голое колечко. Лак на проводе поцарапается, напряжение у нас на витках до 500 вольт, пробьет когда -никогда , обычно в самый ответственный момент. Берем провод 0,8 — считаем по внутренней окружности должно убраться 60 витков виток к витку.

Начинаем мотать- вот тут пальчики у деда сводит- нет уже былого натягу.  Вот убралось лишь 56. Но у транса запас есть.И дальше вторичная обмотка- витков должно быть в 10 раз меньше, всего 6, но мотаем в несколько проводов. Так легче мотать- провод мягче чем один толстый, и лучше связь обмотки с сердечником. Провод подбираем тоже из условия заполнения внутренней окружности колечка.

Виток к витку в один слой. У меня вот 4 получилось. Их потом запаиваем впаралель уже на плате.     Ну а теперь .. подключаем этот транс в схему.Ключик у нас- полевой транзистор на ток более одного ампера и напряжение более 400 вольт.На вход подаем импульс 50мкс более +5 вольт. За это время ток в первичке нарастает до примерно 1 ампера.

При размыкании ключа энергия магнитного поля ищет выход — и находит его через вторичнуюобмотку и диод в аккумулятор. Напряжение во вторичке подскакивает до 20 вольт.   Но ток во вторичке по всем трансформаторным правилам получается в 10 раз больше чем в первичке. При этом понятно что в первичке будет 200в, а с учетом выбросов на паразитных индуктивностях и до 400.

Вот поэтому полевик надо ставить типа IRF 740,840 и т.п. Ну и ручками не трогать- Индуктивность она простая- ей все равно какое у тебя сопротивление тела- ток всегда 1 ампер обеспечит. Так что гребень может отлететь.Схемы то практически нет- одни правила монтажа.

Провода питания и земли разнесены потому что в проводах вторички гуляет сильный короткий импульс и даже на нескольких сантиметрах прямого провода большая эдс возникает. На АКБ тоже виден выброс напряжения- до 5 вольт в зависимости от убитости батареи. Поэтому везде ставим еще и фильтры, и для питания схемы, и нагрузки.

Работает схема так- 50 мкс накапливаем энергию, затем 5 мкс отдаем её обратно в АКБ,и 500 мкс ждем чтобы АКБ переварила, чтобы усвоилось.Можно и реже подавать импульсы. В практической схеме как раз это надо регулировать.Если напряжение на АКБ нарастает, а мы не успеваем потребить всю энергию,

тут прыть и надо убавлять.

Это вот простой генератор импульсов для раскачки. Он дает 50 мкс импульс через 500 мкс.

50 мкс идет плюсом, после этого пауза 500 мкс.50 мкс- ключ открыт- копим энергию.В это время на вторичке минус- в акк ничего не идет.И только после закрытия ключа возникает импульс эдс.5 мкс- отдаем обратно.И 500 мкс- ждем переваривания.

  • Ну или 495 если уж быть скурпулезным.
  • В итоге:

Напряжение было в начале 7,90 вольт, через сутки работы 8,68 вольт.

Собрал года 2 — 3 тому назад. Генерирует импульсы более 60А. Запитана от адаптера 220/12В, 2А. Заряжает все от мизинчиков до автоаккумуляторов. Без контроля «мелкий подопытный» нагреватся и портится, может взорваться. Возможное применени десульфатация автоаккумулятора, ввиду малой мощности требуется не менее 3-х суток. Во вложении доработанная мной схема в формате  spl7 и плата в lay:

Скачать:Десульфатор или зарядка  dedivan-а.zip

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]