Десульфатор из реле поворотов

Основной причиной старения аккумулятора считают образование нерастворимой корки сульфата свинца на зарядных пластинах.

Отложения уменьшают концентрацию ионов в электролите, увеличивают внутреннее сопротивление приему заряда. Когда говорят «аккумулятор сел» виновником является отложение сернокислого свинца в банках.

Удалить налет – провести десульфатацию батареи, восстановить работоспособность.

Десульфатор из реле поворотов

Десульфатация кислотного аккумулятора

  • Когда аккумулятор отдает энергию, он разряжается за счет протекания химической реакции:
  • Pb +2H2SO4 +2PbO2 -> 2PbSO4 +2H2O
  • Pb – это свинцовая пластина
  • PbO2 – активная замазка на угольной решетке
  • PbSO4 – мелкие кристаллы, которые разрастаясь, закрывают пластину

Но когда аккумулятор заряжается от генератора или сети реакция идет в обратную сторону, то есть сернокислый свинец распадается на ионы свинца и кислотный остаток. И все было бы хорошо, но часть кристаллов, при хроническом недозаряде и глубоком разряде аккумулятора, разрастается и не участвует в реакции. Вещество нерастворимой серо-желтой пленкой покрывает пластину, забивает поры, не пропускает заряженные ионы к токопроводящим пластинам. Этим объясняется быстрая подзарядка аккумулятора и моментальная разрядка – нет емкости.

Десульфатор из реле поворотов

Возвратить емкость аккумулятору можно, если не осыпалась замазка, и не разрушились пластины – то есть электролит в банках светлый, без взвеси.

Цель десульфатации АКБ – очистить механически, химически или электротоком пластины, восстановить или заменить электролит. Схемы снятия осадка отработаны годами.

Есть методы десульфатации АКБ, применяемые в сервисных центрах и доступные в домашних условиях.

Как сделать десульфатацию на автомобильный аккумулятор

Десульфатор из реле поворотов

Естественный процесс старения аккумулятора в связи с потерей емкости, в результате осаждения трудно растворимых солей можно отложить своевременной десульфатацией стартового или тягового аккумулятора.

Все методы можно классифицировать по видам:

  • Воздействие электрическим зарядом – постоянным током малой величины, импульсным током, переполюсовкой.
  • Химические методы с использованием разрушителей осадка с последующей заменой электролита. Или растворение в дистиллированной воде осадка малым током зарядки
  • Механические – когда вынутые из банок пластины восстанавливают механической обработкой.

В целях профилактики периодически в электролит добавляют присадки, препятствующие появлению сульфатного камня, но они разрушают пластины, сокращая срок службы аккумулятора.

Схема для десульфатации автомобильного аккумулятора

Десульфатор из реле поворотов

Из химических методов десульфатации аккумуляторных батарей чаще всего применяют сложный состав трилона Б и аммиака. Эти вещества доступны, но использовать их следует с соответствие инструкции и на крепких аккумуляторах. Трилон Б, натриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты, растворимая в воде, натрий замещает в соли ион свинца и осадок растворяется. Но растворяется и активная замазка.

Порядок десульфатизации аккумулятора химическим способом:

  • Готовится раствор – на 3 л взять 60 г трилона Б, 622 мл NH4OH 25%, 2340 мл дистиллированной воды. Можно взять 10% аммиачный раствор1560 мл, воды 1140 мл и 60 г трилона Б.
  • Сливается электролит из АКБ в подходящую емкость.
  • Сразу непросохшие банки залить подготовленным составом, на оставить в АКБ не более чем на 60 минут.
  • Слить содержимое и промыть банки 3-4 раза дистиллированной водой.
  • Залить свежий электролит нужной плотности и выполнить зарядку по полному циклу.

Способ нужно использовать с осторожностью. Если десульфатацию автомобильного аккумулятора проводят для удаления небольшого количества осадка, время воздействия сокращают до 30-40 минут. Трилону Б все равно что растворять – вредный осадок или активную массу. В момент реакции идет разогрев и кипение жидкости. Работать нужно на открытом воздухе, использовать защитные средства.

 Зарядное устройство с десульфатацией для автомобильного аккумулятора

Десульфатор из реле поворотов

В промышленных условиях, на автобазах, где зарядку аккумуляторов ведут обученные работники, десульфатацию АКБ проводят специальным зарядным устройством для десульфатации. Для снятия осадка с сильно забитого аккумулятора используют реверсивные импульсные токи.

Реверсивный ток – переменный, с различной амплитудой и полярностью, повторяющихся циклично. Импульсная десульфатация зарядом и разрядом действует на аккумулятор мягко, температура электролита не поднимается, выделения газа не происходит.

Для создания реверсивных токов используется специальное устройство, генератор реверсивного тока, стоимость которого примерно равна двум аккумуляторам. Как произвести десульфатацию аккумулятора, пользуясь генератором реверсивного тока?

Генератор используют при среднем сульфатировании пластин с подачей тока 0,5 – 2,0 А в течение 20-50 часов. Процесс окончен, когда в течение 2 часов напряжение и плотность электролита остаются неизменными.

Сильно забитый аккумулятор чистят с применением устройства для десульфатизации дистиллированной водой в несколько этапов. Для этого напряжение на батарее нужно снизить до 10,8 В, удалить электролит, залить в банки дистиллированной водой.

Вести десульфатацию АКБ малым током, чтобы напряжение было до 2,3 В. Постепенно осадок растворяется в воде, электролит приобретает плотность около 1,11 г/см3. Раствор заменить свежей дистиллированной водой, и продолжать процесс до плотности 1,12 г/см3. Силу тока теперь установить 1 А и наблюдать за ростом напряжения, до тех пор, пока показатель не стабилизируется.

По прошествии первого этапа десульфатации АКБ, поднимают ток до 20 % от разрядного, заряжают батарею 2 часа, разряжают и так до постоянной плотности и напряжения 3-5 раз.

Доводят кислоту до плотности 1,21-1,22 г/см3, заряжают аккумулятор полностью и спустя 3 часа корректируют плотность, пользуясь таблицей. Метод трудоемкий, но десульфатация пластин получается полной. Аккумулятору возвращается вторая молодость.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством

Десульфатор из реле поворотов

Можно обойтись более дешевым способом десульфатизации обычным зарядным устройством. Но непременным условием является возможность регулировать ток и напряжение. Если осадок пока занимает меньше половины пластин, применяется следующая схема десульфатизации аккумулятора:

  • Довести уровень электролита до нормального уровня дистиллированной водой.
  • Подключить ЗУ и установить напряжение 14 В, силу тока 1 А. Заряжать 8 часов. Замеры должны показать, что плотность электролита увеличилась, напряжение поднялось до 10 В. Если показатели ниже – аккумулятор не восстановить.
  • Сутки АКБ отдыхает, отключенное от ЗУ.
  • Подключить с напряжением 14 в и током 2-2,5 А на 8 часов. Напряжение должно стать 12,7-12,8 В. Электролит в банках плотностью 1Ю13 г/см3.
  • Разрядить аккумулятор до 9 В, лампой дальнего света за 6-8 часов.
  • Повторять разряд-заряд несколько раз, пока плотность электролита не станет 1,27 -1,28 г/см3. В период циклов идет процесс десульфатации, растворяется камень, кислотный остаток SO4 укрепляет электролит.

В результате емкость свинцового кислотного аккумулятора восстановится на 80-90 %. Но так нельзя провести десульфатацию кальциевого или гелевого аккумулятора.

Чаще всего для десульфатации зарядным устройством используют установку «Вымпел». Она доступна по цене, и имеет необходимую регулировку. К ней можно подключить приставку в виде моргалки или другое электронное устройство для снятия свинцового камня.

В необслуживаемых аккумуляторах десульфатация эффективна только на начальной стадии отложения камня. Ведется она с применением импульсного зарядного устройства. Но надо знать, что камень в кальциевом аккумуляторе содержит гипс, который не разрушается под воздействием импульсных токов. Поэтому необслуживаемые аккумуляторы после 3 глубоких разрядов не подлежат восстановлению.

Устройство для десульфатации автомобильных аккумуляторов

Десульфатор из реле поворотов

Хорошо ведется десульфатация на пластинах автомобильных аккумулятора под действием токов переменного направления с изменением полярности в высокой частоте. Промышленность предлагает приборы и приставки к зарядке для десульфатации аккумулятора.

Зарядное устройство для аккумуляторов Кедр Авто-10, с режимом десульфатации относится к автоматическим зарядникам. Он обеспечивает зарядку с тока в % А от емкости АКБ, быстрый режим током 5 А и циклический – десульфатацию. Компактный зарядник доступен по цене.

Читайте также:  Как проверить разрыв провода мультиметром

Зарядные десульфатирующие устройства выбирают для конкретного типа аккумуляторов. Лучшими для обслуживания одного аккумулятора считают изделия:

  • устройство одноканальное, предназначенное для автомобильных батарей;
  • лучше взять устройство с ручной регулировкой зарядного тока;
  • изучить возможности защиты, блокировки и допустимые температуры;
  • знать параметры своего аккумулятора, подбирать подходящее устройство.

По техническим показателям для автомобилиста подойдет прибор с регулируемым напряжением 0-36 В, с разными способами десульфатации:

  • щадящий – малый ток, напряжение постоянное;
  • интенсивный – циклический импульсный, подающий ассиметричный ток;
  • циклический заряд со снижением зарядного напряжения.

Совместимость с батареей вашей емкости – обязательное условие.

Если вы приобрели десульфатирующую приставку, то она должна включаться между зарядным устройством и аккумулятором, и провода ее не должны быть тоньше других в схеме соединения. Зарядное должно поддерживать импульсный режим.

Десульфатация АКБ в домашних условиях

Десульфатор из реле поворотов

Часто десульфатацию АКБ легковых авто проводят своими руками, руководствуясь предоставленными на различных ресурсах схемами. Многие из них основаны на использовании обычного зарядного устройства, но требуют много внимания. В среднем ручная сульфатация малыми токами и в несколько циклов занимает больше 2-х недель.

Подключение к зарядному устройству приставки ускорит режим десульфатации АКБ. Примером приставки служит импульсный преобразователь, называемый моргалкой, так как светодиоды сигнализируют от прохождении переменного тока. Устройство можно собрать своими руками.

Перед вами схема зарядного устройства для сульфатации автомобильного аккумулятора, называемая «моргалка».

Десульфатор из реле поворотов

Принцип «моргалки» – прохождение 10 % тока от емкости АКБ, напряжение 13,1 – 13,4 В. Схема представляет разрядку лампочками на 12 в и реле, включающее зарядку по окончании разрядки. Получается моргание с пульсацией 4,3 секунды на разряд током 1 А и 3 секунды на заряд током 5 А. Импульсы тока сначала разрыхляют монолитную пленку на пластине, потом растворяют маленькие кристаллы.

Знаем, что необслуживаемые аккумуляторы плохо поддаются десульфатации. Но если батарея новая, отслужила не более 2 лет, а уровень электролита в банках низок, можно попробовать восстановить емкость.

Сначала нужно добавить в банки дистиллированной воды и заклеить отверстия эпоксидным клеем. Потом попробовать провести зарядку импульсным током.

В режиме десульфатации АКБ, одновременно с корочкой сульфатированного свинца будет разрушаться активная замазка. Емкость восстановится ненамного и ненадолго.

Важно знать!

Электролит разъедает тело и натуральные хлопковые волокна также как концентрированная серная кислота. Выделяющиеся через открытые пробки АКБ газы вредны и взрывоопасны.

Поэтому место, где проводятся опасные работы должно быть проветриваемым и недоступным для детей и животных. Бутыли с электролитом не должны находиться в местах общей доступности.

Не забывайте надеть защитные очки, резиновые перчатки и пользоваться резиновым фартуком.

Видео

Возможно, для вас будет полезным посмотреть предоставленное видео по десульфатации аккумулятора.

Десульфатация аккумулятора

Десульфатирующее зарядное устройство: как сделать десульфатор своими руками (схема и принцип работы)

Автомобильные свинцово-кислотные аккумуляторы со временем теряют емкость.

Это происходит по нескольким причинам, одной из которых является процесс сульфатации – нарастания на поверхности пластин слоя кристаллов сульфата свинца (PbSO4).

В отличие от других факторов, приводящих к старению АКБ, сульфатация обратима. После ликвидации ее последствий восстановить емкость батареи вполне реально.

Что такое сульфатация, причины и возможные последствия

Во время заряда, разряда, а также холостого хода свинцово-кислотного аккумулятора в нем происходят химические реакции с участием активных веществ:

  • свинца (пластины);
  • оксида свинца (обмазка пластин);
  • электролита (серной кислоты).

В результате реакций при разряде происходит образование сульфата свинца (PbSO4) и воды. Плотность электролита при этом падает. Когда аккумулятор подключают к зарядному устройству, реакция протекает в обратном направлении – из сульфата свинца и воды получается свинец, его оксид и серная кислота. За счет ее образования плотность электролита повышается.

В теории PbSO4 образуется во время разряда и полностью расходуется во время зарядки. На самом деле первая реакция протекает даже при разомкнутой внешней цепи за счет саморазряда, и количество выделяющегося сульфата свинца зависит от многих факторов (в том числе, от температуры, возраста АКБ и т.п.).

Во время пополнения энергии полной компенсации не происходит, в итоге со временем происходит накопление кристаллов на поверхности пластин. Этот процесс можно замедлить грамотной эксплуатацией и своевременным обслуживанием батареи, а можно ускорить небрежным отношением к аккумулятору.

Особенно усугубляет ситуацию частый (да и разовый) глубокий разряд.

Явные признаки, что батарее нужна помощь

Первым признаком образования налета является снижение емкости батареи. Подзаряжать ее приходится чаще, сам процесс пополнения энергии занимает меньше времени. При подозрении на сульфатацию, можно вывернуть пробки каждой банки и, подсвечивая фонарем, осмотреть пластины. Белесый нарост обнаруживается визуально.

Десульфатор из реле поворотовПластины АКБ с наростом кристаллов PbSO4

К необслуживаемым батареям (гелевым, кальциевым, AGM) такой способ неприменим – у них нет пробок и нет другой возможности осмотреть пластины без нарушения конструкции, поэтому последствия осаждения кристаллов не будут заметны, пока налет не начнет вылезать на клеммы. Поэтому о наличии слоя сульфатов можно лишь косвенно судить по потере емкости.

Какие существуют способы десульфатации аккумулятора

Самый очевидный способ удалить нарост сульфата свинца – очистить его механически. Но очевидный – не значит самый простой. Для удаления PbSO4 надо разобрать каждую банку, а конструкция современных батарей этого не допускает.

Придется добираться до пластин, варварски распиливая корпус аккумулятора. Но самое сложное – повторная сборка.

Надо соблюсти зазоры между положительными и отрицательными электродами, с одной стороны не допуская замыканий, с другой – выдерживая размеры для нормальной упаковки в корпус.

Более щадящий метод – химический. Для этого подойдут вещества, вступающие в реакцию с сульфатом свинца. Самое доступный из подобных препаратов – «Трилон Б», имеющий сложную химическую формулу.

Десульфатор из реле поворотовКристаллы «Трилон Б» в упаковке.

Вещество надо растворить в химически инертной посуде (с металлом «Трилон Б» вступает в реакцию) в дистиллированной воде. Для приготовления препарата надо взять:

  • 1,2 литра воды;
  • полтора литра аптечного аммиака 10% (нашатырного спирта);
  • 60 грамм кристаллического порошка «Трилон Б».

Если удастся раздобыть 25% раствор аммиака, то пропорции будут несколько другими:

  • 2,3 литра воды;
  • 600 мл аммиака;
  • 60 грамм «Трилона».

Электролит из всех элементов надо слить и промыть банки дистиллированной водой. Потом внутрь каждого отсека залить приготовленный раствор.

Десульфатор из реле поворотовЗаливка раствора в аккумулятор.

Раствор надо держать внутри банок не более часа, во время процедуры возможен разогрев состава, выделение газа и выплескивание горячего состава. По окончании процесса надо слить отработанный раствор, несколько раз промыть внутреннее пространство дистиллированной водой. Можно заливать электролит и пробовать заряжать АКБ.

Эти способы можно применять для обслуживаемых аккумуляторов. Для АКБ без доступа к электролиту (AGM, гелевые и т.п.), надо применять электрохимические способы очистки (они подойдут и для обычных батарей).

Описание десульфатации зарядным устройством

Самым щадящими и безопасными являются электрохимические методы десульфатации, которые производятся посредством зарядника для АКБ. Распространены два подобных способа десульфатации. При первом электролит полностью сливается из банок батареи и заменяется дистиллированной водой. После этого начинается заряд малым током (в пределах 0,5 ампера).

Десульфатор из реле поворотовЗарядка батареи малым током с помощью ЗУ с ручным режимом.

Эту процедуру можно выполнить простым зарядным устройством с возможностью ручной регулировки тока, но этот метод имеет несколько недостатков:

  • необходим постоянный контроль над процессом – чтобы ток не увеличился свыше 0,5 ампера;
  • процедура длится долго – до нескольких суток в зависимости от емкости АКБ.
Читайте также:  Окислы на сварном шве

Удобнее производить десульфатацию с помощью ЗУ, имеющего данную функцию. Здесь зарядка номинальным током чередуется с разрядкой небольшим током. Но такие зарядники стоят значительно дороже обычных.

Как сделать десульфататор своими руками

При наличии умелых рук и определенной квалификации можно сделать ЗУ с режимом десульфатации самостоятельно.

Простой десульфатор

Если у пользователя уже есть зарядное устройство, для десульфатации можно собрать отдельный прибор. Он получится несложным.

Десульфатор из реле поворотовСхема простого десульфатора.

Основой схемы служит понижающий трансформатор с однополупериодным выпрямителем на параллельно включенных диодах VD1, VD2. Во время положительной полуволны сетевого напряжения напряжение на базе транзистора VT1 растет.

При достижении определенного порога он открывается и через аккумулятор, подключенный к зажимам X1 и X2, начинает течь зарядный ток. Его величина определяется порогом открывания транзистора VT1 и регулируется потенциометром R2.

При отрицательном полупериоде транзистор закрыт, и аккумулятор разряжается через резистор R3 (ток задается номиналом резистора). Таким способом чередуется заряд аккумулятора номинальным током и разряд пониженным.

В приборе можно применить трансформатор ТС-180, который использовался в ламповых телевизорах. Все вторичные обмотки удаляются, вместо них проводом толщиной не менее 2 мм наматываются две вторичные обмотки по 40 витков на разных стержнях сердечника и соединяются последовательно. Так обеспечится ток не менее 10 А.

Десульфатор из реле поворотовТрансформатор ТС-180.

Транзистор можно использовать любой структуры n-p-n с достаточным током коллектора. Его надо установить на радиаторе. Для контроля тока и напряжения надо установить стрелочные или цифровые приборы:

  • ампермер на ток до 12..15 А;
  • вольтметр на напряжение 16..20 вольт.

Резистор должен быть мощностью не менее 10 ватт. Можно применить резистор типа ПЭВ, а можно составить его из нескольких параллельно включенных двухваттников (не менее 5).

Десульфатор из реле поворотовМощный резистор ПЭВ.

Собрать прибор можно навесным монтажом, а можно разработать печатную плату, но это не очень целесообразно. Корпус можно сделать любой или подобрать готовый. Его конструкция не должна затруднять воздухообмен с окружающей средой.

Зарядно-десульфатирующий автомат

Можно производить десульфатацию аккумулятора зарядным устройством – в таком приборе совмещаются две функции. Такая схема несколько сложнее, но аппарат «2 в 1» универсален, а в некоторых случаях более удобен.

Десульфатор из реле поворотовСхема зарядного устройства с десульфатором.

Основой прибора служит тот же понижающий трансформатор с однополупериодным выпрямителем на диоде 1VD1. Окончание заряда контролируется узлом на микросхеме 1DA1 (554СА3), которая представляет собой недорогой и распространенный компаратор. Напряжение аккумулятора сравнивается с образцовым напряжением, которое задает стабилитрон 1VD11.

Уровень срабатывания компаратора определяется положением движка подстроечного резистора R16. Когда компаратор срабатывает, на его выходе 9 появляется низкий уровень, зажигается светодиод оптрона U1, на управляющем электроде симистора 1VD1 исчезает управляющее напряжение. При ближайшем переходе сетевого напряжения через ноль симистор отключается. Заряд закончен.

Прибор переводится в ручной режим замыканием тумблера SA2, при этом симистор открыт всегда.

Режим десульфатации включается тумблером 1SA1 (функция может быть активна только при включении устройства в сеть, за этим следит своими контактами реле К1). Во время отрицательно полуволны аккумулятор разряжается через резистор 1R11, его номинал определяет ток разряда.

Советы эксплуатации и сборке

Требования к силовому трансформатору аналогичны требованиям предыдущей схемы. Диод 1VD1, тиристор 1VS2 и симистор 1VS1 надо установить на радиаторы.

Мощный резистор 1R11 может быть любым (одиночным или составным), а 1R1 – обязательно проволочным. Не помешает установка в корпусе вентилятора. Запитать его можно от линии +12 вольт.

Резистор 1R6 устанавливается на передней стенке корпуса, там же надо смонтировать вольтметр и амперметр.

Для наглядности рекомендуем серию тематических видеороликов.

Десульфатация может существенно продлить жизнь аккумуляторной батареи. Провести ее можно в домашних условиях, а самым безопасным и эффективным методом является электрохимический. При наличии квалификации прибор для выполнения такой процедуры можно изготовить самостоятельно.

Десульфатор из реле поворотов

Вам также может понравиться

Восстановление АКБ: как выполнить десульфатацию аккумулятора в домашних условиях

И без всякой науки понятно, что срок службы аккумулятора предопределяют три фактора: качество продукта, условия использования и подзарядка. Редакция Autostadt.su предлагает нарушить трио, а затем попытаться восстановить его.

Предположим, что качество изделия в норме, но отношение владельца к нему наблюдалось безразличное, что-то в духе «поставил и забыл». Через 2-3 года батарея бастует, чем ставит неответственного водителя перед фактом, отказываясь пускать мотор. Первая мысль – восстановить.

Направление верное, но без теоретической подковки может только навредить и без того дохлому АКБ.

Как распознать критическую степень сульфатации АКБ?

Десульфатор из реле поворотов

  Сульфатация пластин – один из главных процессов, выводящих источник питания из строя. Химически его можно описать, как образование крупных сульфатов свинца на поверхности пластин. Интенсивный рост кристаллов наблюдается при глубоком разряде, отчего опытные аккумуляторщики категорически не советуют разряжать АКБ ниже 12,4 В, и уж тем более хранить в разряженном состоянии.

На обслуживаемых батареях засульфатированность легко определить визуально. Достаточно отвернуть крышечки и осмотреть пластины: белый налет на электродах указывает на то, что необходима десульфатация. Разница становится отчетливо понятной, если сравнять внутренности разбалансированного источника питания с заряженным. В последнем плюсовые пластины – коричневые, а минусовые – серые.

Ещё один признак критической сульфатации пластин – быстрый заряд и быстрый разряд. Примером тому может служить обычная ситуация: зарядное устройство только подключили, как тут же начал кипеть электролит.

Как ни странно, соблюдая все азы технологии зарядки АКБ, он действительно может зарядится буквально за 20-30 минут и напряжение нормально разомкнутой цепи, измеренное без нагрузки, будет эквивалентно 100% заряду.

Только вот работать под нагрузкой такая батарея не в состоянии: обычная лампа ближнего света посадит ее буквально за 10-15 минут, в то время, как здоровый АКБ она разряжает за 8-10 часов. Десульфатор из реле поворотов На профессиональном уровне изделие с прогрессирующим образованием сернокислого свинца на пластинах отличают еще две характеристики:

  1. Внутреннее сопротивление. С ростом кристаллов сульфата свинца оно возрастает.
  2. Емкость. С прогрессом сульфатации она уменьшается.

По поводу измерений емкости автомобильного аккумулятора можно сказать так: с недавних времен это возможно сделать без особых усилий. Замер выполняется с помощью диагностических сканеров или, как принято их еще называть, тестерами аккумуляторов.

В этом классе есть как профессиональные модели, как-то Bosch BAT 121 с функцией распечатки результатов проверки, так и версии для домашнего применения (Lancol MICRO-200 и пр.).

Эти устройства, кроме всего прочего, в состоянии показать среднюю плотность электролита, уровень зарядки в процентном соотношении, внутреннее сопротивление и, разумеется, вольтаж.

Способы десульфатации пластин свинцового аккумулятора

Классический вариант идеи десульфатирующих мероприятий состоит в том, чтобы растворить крупные сульфаты свинца циклами заряд-разряд. Восстановить заводскую ёмкость не всегда возможно.

Так, в зоне риска батареи, которые хранились в разряженном состоянии продолжительное время.

На пластинах таких изделий имеются крупные наросты, имеющие высокое сопротивление и трудно поддающиеся растворению.

Исходя из определения десульфатации понятно, что не любое зарядное годится на роль восстанавливающего. Мы уже изучали вопрос выбора зарядного устройства для автомобильного аккумулятора.

Повторимся, что в идеальном варианте это должна быть зарядка с режимом десульфатирования, как-то программируемый «комбайн» Кулон 912, «самоделка» от Сороки и пр.

Читайте также:  Как снять стопорные кольца без съемника

Электрооборудование такого класса отличает набор встроенных контрольно-тренировочных циклов «заряд-разряд».

Десульфатор из реле поворотов

Метод №1. Зарядное устройство с режимом восстановления

Итак, на руках профессиональное ЗУ со встроенным алгоритмом контрольно-тренировочных циклов «заряд-разряд». Фактически это продвинутый автомат с ручными настройками. Вся суть этого метода сводится к настройке этого оборудования.

Ток и напряжение здесь, как правило, не задаются. Вместо стандартных единиц прописывается емкость. Согласно инструкции, это чаще всего цифра, отображенная на этикетке.

Впрочем, иногда фигурирует и фактическое число А*ч, которое зарядка оценивает самостоятельно.

Модели самодельного происхождения, как правило, требуют расчета нагрузки и имеют выходные контакты для ее подключения. В роли нагрузки служит лампа.

Отдельного внимания заслуживает контактная база зарядного устройства. Какого бы происхождения оно не было, желательно его доработать:

  • Сечение провода между зарядкой и АКБ, батареей и нагрузкой должно быть не менее 4 мм2.
  • Максимальная длина проводника на участке ЗУ-аккумулятор – 50 см, источник питания-нагрузка – 50-70 см.
  • Крокодилы следует заменить на клеммы с болтами.

  Алгоритм работы в десульфатирующем режиме сводится к раскачке, то есть к подзарядке АКБ импульсным током небольшой величины (до 0,6 А) с последующим переходом на 2-3 А. После этого аккумулятор разряжается до 10,8 В и цикл зарядки повторяется вновь.

Внимание! Батарею типа Ca/Ca нельзя разряжать ниже 12 В.

Это один из вариантов лечения запущенной батареи. Более современные зарядные устройства позволяют вовсе обойтись без разрядки. Такие ЗУ обладают адаптивным алгоритмом настройки длительности импульсов тока и паузы между ними, а также самой силы тока. Регулируя эти три величины, удается расшатать крупные кристаллы и впоследствии растворить их без принудительной разрядки.

Метод №2. Обычная зарядная аппаратура с регулируемым напряжением и током

Сеть Интернет предлагает нам десятки вариантов самодельных схем десульфатирующего устройства. Это может быть как автономное изделие, собранное с нуля, так и дополнительный блок к уже существующему зарядному. По-своему привлекателен вариант ручной десульфатации, требующий минимум доработок. Эту версию мы и рассмотрим.

Десульфатор из реле поворотов

  • Восстановить уровень электролита. Будьте готовы к тому, что в процессе зарядки кислота высвобождается из пластин и жидкости в банке станет больше.
  • Поставить батарею на зарядку. Максимальный ток – 1А. Напряжение: 13,9-14,4 В. Время зарядки – около 8 часов. В зависимости от степени запущенности сульфатации через 8 часов будет наблюдаться различное напряжение. Если имел место глубокий разряд ниже 10,8 В, то потребуется дополнительная пауза в 24 часа и повтор цикла подзарядки. Например, если исходный вольтаж был около 9 В, то через 8 часов будет около 11 В. Выдерживаем паузу в 24 часа и продолжаем заряжать до 12,7 В с силой тока уже 2А.
  • Сделать паузу на 24 часа.
  • Разрядить АКБ лампой, подключенной через реле поворотов, до 10,8В.
  • Поставить аккумулятор на зарядку. Максимальная сила тока – 2А. Вольтаж: 13,9…14,4В. По достижении 12,7 В отключить зарядное и дать отстоятся аккумулятору 24 часа.
  • Вновь разрядить аккумуляторную батарею до 10,8В.
  • Зарядить током 2А (напряжение 13,9-14,4В) до 12,7В.
  • При необходимости повторить цикл разряд-заряд.

  Количество повторений циклов заряд-разряд зависит от исходного состояния АКБ. В среднем достаточно 2-3 повторений. Конечная цель – добиться плотности 1,27-1,28 г/см3 или приемлемого напряжения под нагрузкой.

Советы по технике восстановления аккумуляторной батареи

Десульфатор из реле поворотов

  • Процесс производить только в теплом хорошо проветриваемом помещении (+20…+25 °C).
  • Не допускать кипения электролита.
  • Не производить десульфатацию чаще 1 раза в год.

Разумеется, процесс стоит периодически контролировать. Например, для того, чтобы своевременно выявить ситуацию, когда одна банка аккумулятора при зарядке не кипит.  

Собрал " на коленке" десульфататор — УАЗ 31519, 2.9 л., 1999 года на DRIVE2

Имея в гараже несколько машин с АКБ неоднократно сталкивался с проблемой «просевшей» плотности электролита аккумулятора. Всегда конечно смотрю за АКБ и вовремя их обслуживаю. Но вот с АКБ на машине жены не всегда все гладко.

Ездит она на своей машине мало да и машина не всегда попадает ко мне в руки и после того как в очередной раз у нее не завелась снял АКБ, привез в тёплый гараж, зарядил его, а плотность по банкам 1,14-1,16. Присутствовал белый налет на пластинах. Решил собрать себе десульфатор на основе старого советского трансформатора, двух реле и пары лампочек.

Ранее уже имелся опыт сборки такого девайса, но сделанного немного по другой схеме. Трансформатор мне подогнал NikLover за что ему конечно же спасибо. По схеме

Десульфатор из реле поворотов

сделал из переменного тока постоянный, и дальше к выходам + и- собрал и подключил ту часть которая и «делает» десульфатацию:

Десульфатор из реле поворотов

Для нее использовал 2 реле: 1- реле поворотов ваз 2109, 2- 5 контактное реле такого типа:

Десульфатор из реле поворотов

и две лампочки, одну на 12 в 40 ватт, на схеме она обозначена красным, вторую 24в. 5 ватт, от нее и зависит частота работы реле поворотов. Лампы подбирал опытным путем. При подключении реле нужно учитывать, что на схеме они обозначеры так как если на них смотреть сверху, т.е.

смотрите на реле сверку, а его контакты внизу реле, (смотрят в пол) это важно особенно для 3-х котатктоного реле поворотов 2109 Если подключить его не правильно оно сгорит. На выходе трансформатор выдавал постоянного тока 22 вольта в холостую без нагрузки, а под нагрузкой 15,1в 6А.

Промерив во всех банках заряженного АКБ плотность

  • приступил к процессу
  • все конечно собрано на скорую руку и на соплях, но работало
  • лампочки мигали, создавая качели заряд-разряд, процесс пошел.) Во время десульфатации периодически проверял АКБ, несмотря на 15,1 вольта в цепи АКБ вообще не грелся в отапливаемом гараже, а плотность электролита понемногу росла )Через 27 часов я добился желаемого результата
  • в трех банках АКБ ареометр при замере плотности электролита замер на отметке 1,27, в 4,5,6 1,25 1,26 1,26
  • и это при том что обычными способами зарядки я не мог добиться нужного восстановления плотности. Электролит остался таким же светлым, а белый налет на пластинах АКБ пропал Через 1,5 дня замерил напряжение АКБ

Таким способом качелей заряд- разряд мне удалось восстановить около 4 автомобильных АКБ.Единственный минус этого устройства- низкий ресурс 5 контактных реле, обычно одного реле хватает на 1-2 АКБ, потом его силовые контакты прогорают.

Ну не рассчитаны эти реле на такое количество циклов вкл-выкл, поэтому и помирают.

Данный метод восстановления АКБ после его сульфатации не претендует на то что бы считаться самым лучшим и идеальным но за счет простоты исполнения думаю имеет право на существование.

  1. К подобному способу никого не принуждаю и хочу предупредить, все что вы делаете и повторяете — вы делаете на вой страх и риск, за последствия я ответственности не несу, так что если что будет не так извиняйте)))
  2. Тут пара фото собранного приборчика
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]