Как обслужить необслуживаемый аккумулятор

Как обслужить необслуживаемый аккумулятор

Покупать новый или чинить старый — дилемма автовладельцев, у которых вышел из строя аккумулятор. У владельцев современных необслуживаемых батарей, казалось бы, выбор ясен — покупать. Смекалка и знания устройства аккумуляторов помогут продлить срок службы «сдохшего» источника энергии.

Зима — настоящее испытание для автолюбителей. Исправный автомобиль может не завестись поутру, если осечку даст аккумуляторная батарея. Если вы приобрели необслуживаемый, а он вас подвел — не стоит расстраиваться, его можно зарядить, проверить и использовать дальше.

Устройство аккумулятора

Свинцовые аккумуляторы устроены из соединенных последовательно емкостей — банок. В банках в раствор серной кислоты погружены пластины из свинцового сплава. Благодаря восстановлению и окислению свинца на аноде и катоде в батарее существует разница электрического потенциала.

Основные причины поломки аккумулятора:

  1. Выкипание электролита.
  2. Изменение химического состава электролита.
  3. Растворение пластин — сульфатация.
  4. Короткое замыкание в банках — анод прикасается к катоду без зазора.

Виды батарейКак обслужить необслуживаемый аккумулятор

Кислотные аккумуляторные батареи бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми. Обслуживаемый имеет специальные отворачивающиеся пробки, дающие доступ внутрь батареи. Можно ареометром проверить плотность, визуально определить уровень и цвет электролита.

Необслуживаемые аккумуляторы лишены такой возможности. Технологически они более совершенны, так как испарения воды из электролита сведены к минимуму, и раствор серной кислоты рассчитан на весь срок службы прибора.

Необслуживаемые батареи нужны, если они устанавливаются в салоне автомобиля.

Пытаясь из необслуживаемого аккумулятора сделать обслуживаемый, нужно определить возможно ли это, об этом далее.

Необслуживаемые свинцовые аккумуляторы бывают:

  1. С жидким электролитом – технология WET
  2. С заполнителем из стекловолокна – технология AGM
  3. С гелевым электролитом — GEL

Полноценно можно обслужить только WET батарею. В зависимости от материала пластин эти аккумуляторы бывают:

  1. Сурьмянистые: свинец обладает излишней пластичностью, для прочности в него добавлена сурьма. Ее недостаток — она катализатор элетролиза воды. уровень и плотность электролита изменяются. Этот вид необходимо чаще обслуживать. Обозначаются они буквами Sb.
  2. Кальциевые: наличие кальция снижает срок службы прибора — пластины быстро сульфатируются. Обслуживать такие батареи практически не нужно, но главное — не допускать глубокого разряда. Обозначаются они буквами Ca.
  3. Гибридные: одна часть клеммы сделана из кальциевого, вторая — сурьмянистого материала. Отличный компромисс — газовыделение сведено к минимуму. Обозначаются Ca/Sb.

Только предварительно выяснив, можно ли обслужить именно ваш аккумулятор, стоит переходить непосредственно к работе.

Нужно ли долить воду или электролит?

Как обслужить необслуживаемый аккумулятор

Когда нужно обслуживать аккумулятор:

  1. Если на просвет заметно, что в одной банке меньше электролита.
  2. Низкое напряжение на клеммах, и зарядка не дает эффекта.
  3. Емкость аккумулятора заметно уменьшилась.
  4. Электролит вылился из-за повреждения корпуса.
  5. Выполняя восстановление после сульфатации АКБ.

Это интересно:  Советы по обслуживанию автомобильного аккумулятора

Как вскрыть крышку батари

Обслуживаемые батареи имеют пробки для ревизии банок. Добраться к содержимому необслуживаемого аккумулятора сложнее. Пробок не предусмотрено, и монолитная крышка представляет собой лабиринт для улавливания и конденсирования паров. Нарушение ходов лабиринта снизит эффективность системы. Поэтому перед тем как открыть крышку батареи, требуется взвесить все за и против.

Внимание! Перед вскрытием и проверкой аккумулятора, его обязательно нужно зарядить! Плотность электролита на разряженной батарее значительно ниже!

Вот несколько вариантов, как добраться до электролита:

  1. В АКБ есть глазок с поплавком. Поддев стеклышко, мы получаем доступ к одной банке батареи. Измерение плотности электролита в одной банке не дают полной картины.Как обслужить необслуживаемый аккумулятор
  2. Снять крышку батареи. Верхняя часть срезается или силой срывается, так как она припаяна. После обслуживания батареи главная сложность — приклеить крышку на место. По возможности, следует избегать этого способа.
  3. Сверление отверстий — самый доступный способ того, как вскрыть АКБ.

Самый оптимальный метод — сверление отверстий. Для большей части процедур этого достаточно, через них можно залить электролит, проверить его уровень и плотность.

  • Центры должны совпадать с отливками под заводские заливные пробки. Сняв наклейки, контуры легко просматриваются.
  • Сверлить лучше в несколько этапов, чтобы стружка не попала внутрь. Первое сверло – 3-4 мм. Просверлив все отверстия, можно тонким щупом проверить уровень электролита. Если на этом проверка закончится, мелкие отверстия можно залить горячим клеем или силиконом.
  • Второе сверло — 12 мм. Через такое отверстие можно воспользоваться ареометром.

Как обслужить необслуживаемый аккумулятор

Ремонт своими руками — как восстановить АКБ правильно

Добравшись до электролита, необходимо проверить три параметра:

  1. Цвет. Электролит должен быть прозрачным, без посторонних включений. Разрушающиеся свинцовые пластины придают жидкости темную окраску.
  2. Уровень. При испарении воды уровень электролита падает, что снижает мощность. У каждой батареи свои параметры уровня жидкости, но у всех аккумуляторов пластины должны быть погружены в электролит.
  3. Плотность. Она проверяется специальным прибором — ареометром. Плотность электролита в заряженном аккумуляторе равна 1.27.

Важно! При работе с электролитом пользуйтесь средствами индивидуальной защиты! Одевайте очки, защитные перчатки и респиратор. Брызги электролита, попавшие в глаза или на кожу, вызовут химический ожог.

Порядок выполнения диагностики необслуживаемого АКБ таков:

  1. Проверяем напряжение АКБ и бортовой сети автомобиля. Это нужно, чтобы исключить хронический недозаряд батареи. При коротких частых поездок аккумулятор зарядиться не успевает, со снижением температуры емкость падает на 20 — 40 %. Многие владельцы обвиняют вполне рабочую технику, хотя ее нужно правильно эксплуатировать.
  2. Заряжаем аккумулятор. Для заряда желательно использовать зарядное заводского изготовления, желательно с контроллером. Использование электроники повысит точность заряда. Если зарядное простое — выставляем ток примерно 0.1 от емкости. Аккумулятор 60 А/ч нужно заряжать током в 5 — 6 Ампер. зарядка длится. пока показатели на амперметре не снизятся до 2-3 ампер. Сильно разряженный аккумулятор нужно заряжать током 1-2 ампера ( около 1/20 емкости) несколько суток. Напряжение не должно превышать 15 вольт, иначе банки будут «кипеть» и могут раздуться.
  3. Просверливаем отверстия в крышке аккумулятора. Проверяем уровень электролита при помощи импровизированного щупа.. Если корпус АКБ изготовлен из светлого пластика,  то уровень можно проверить, просвечивая аккумулятор фонариком.
  4. Проверяем плотность ареометром.
  5. После проверки и доливки, аккумулятор нужно плотно закрыть.

Это интересно:  Батарейка L1131: аналоги и характеристики

Как откорректировать состояние электролита

Как обслужить необслуживаемый аккумулятор

  • При нормальном уровне низкая плотность. Отбираем ареометром все содержимое банки, сливаем ее в стеклянную емкость. Добавляем концентрированную кислоту, доводим плотность до рекомендуемой. Заливаем электролит в банку до уровня.
  • При низком уровне электролита высокая плотность. Требуется долить дистилированную воду, размешивая электролит стеклянной палочкой. После работы измеряем плотность.
  • При нормальном уровне высокая плотность. Сливаем электролит, добавляем дистилированную воду, заливаем до уровня.

Важно! плотность электролита — его главная характеристика. От поддержания этого параметра в норме зависит вся работа АКБ.

При проведении обслуживания аккумулятора можно слить весь электролит в стеклянную или эмалированную емкость, размешать и проверить плотность. Нормальный электролит разлить назад в банки, при нехватке долить свежим электролитом с соответствующей плотностью. Доливка должна производиться во все банки равномерно, чтобы количество свежей серной кислоты было во всех банках одинаковой.

Эксплуатация после обслуживания

После вскрытия необслуживаемый аккумулятор теряет свои герметичные свойства. Такой лучше не использовать, если конструкция переворачивается или стоит в салоне автомобиля.

Любое вмешательство в крышку-лабиринт приведет к потере свойств улавливания и конденсирования паров дистиллированной воды. Ремонт превращает необслуживаемую батарею  в обслуживаемую. Заглядывать в аккумулятор придется почаще.

Завершить обслуживание аккумулятора нужно зарядкой. Его разряжают, подключив несколько энергопотребителей, а после заряжают. малыми токами. После двух-трех циклов зарядки батарею желательно проверить нагрузочной вилкой. Если емкость аккумулятора резко упала, следует принять решение о его замене.

Заключение

Срок службы аккумулятора зависит от условий его использования.

Правильно работающая бортовая сеть, отсутствие длительных недозарядов и полных разрядов, периодическое обслуживание продлят срок слубы батареи более, чем на треть. Надпись «необслуживаемые» батареи — не приговор.

Выполнив несложные рекомендации, в большинстве случаев удается восстановить емкость аккумулятора, и он успешно будет работать в вашем автомобиле несколько лет.

Как обслужить и востановить необслуживаемый аккумулятор

Многие современные аккумуляторы изготавливаются преимущественно необслуживаемыми. У таких батарей отсутствует доступ к банкам, так как нет необходимости доливать воду. К недостатку такой технологии можно отнести, что если по какой-то причине вода испарится из банок, то придется либо приобретать новый, либо заниматься восстановлением.

Читайте также:  Терморегулятор на lm358 схема

Почему может потребоваться обслуживание необслуживаемого аккумулятора

В необслуживаемых аккумуляторах практически полностью отсутствует испарение воды благодаря тому, что во время зарядки закипевший электролит внутри банок конденсирует обратно в жидкость через лабиринтную крышку.

При этом если по какай-то причине нарушить правила по эксплуатации (заряжать высокими токами, использовать не исправный генератор, итд), то в баках будет скапливаться очень много пара, который будет сброшен через клапаны сброса давления, чтобы избежать взрыва корпуса.

Как обслужить необслуживаемый аккумулятор Устройство лабиринтной крышки

Обратите внимание! Единственная причина по которой может потребоваться обслуживание — это испарение жидкости из банок. Если это произошло, то любую АКБ можно сделать обслуживаемой.

Современные аккумуляторы могут эксплуатироваться более 5 лет практически без снижения эксплуатационных характеристик, но дешёвые необслуживаемые модели не всегда способны прослужить даже половину этого срока. Чтобы продлить период эффективного использования таких батарей многие владельцы машин предпринимают попытки сделать изделие обслуживаемым.

Опытные автомобилисты, зная заранее о том, что дешёвые обслуживаемые аккумуляторы не прослужат долго, сразу после покупки делают отверстия в корпусе, чтобы следить за уровнем электролита и его плотностью. Для многих владельцев машин это просто дело привычки.

Как определить необслуживаемый аккумулятор

Определить является ли аккумулятор необслуживаемым изделием довольно просто. При визуальном осмотре на этот факт указывает отсутствие пробок с крестовым углублением для отвёртки. Некоторые модели могут являться обслуживаемыми, но отверстия в таких аккумуляторах соединяются в крышке для удаления газа одновременно для всех банок.

Такое изделие можно легко идентифицировать по расположенному сбоку отверстию, через которое осуществляется связь внутреннего пространства банок с атмосферой.

Внимание! Иногда производители аккумуляторов, например Зверь, заклеивают пробки большой наклейкой на верхней крышкой, поэтому перед началом сверления отверстий оторвите все наклейки.

Как обслужить необслуживаемый аккумулятор Доступ к банкам спрятан за наклейкой

Если аккумулятор приобретается дистанционно, и нет возможности в деталях разглядеть его корпус, то следует внимательно ознакомиться с информацией, предоставляемой продавцом.

В описании товара не всегда указывается тип батареи, но если достоверно известно, что при изготовлении аккумулятора применялась кальциевая технология, то все легковые АКБ будет обязательно иметь необслуживаемый корпус.

Как обслужить и долить воду в необслуживаемый аккумулятор

Перед тем как приступить к самостоятельному изменению конструкции АКБ следует оценить все плюсы и минусы от выполнения такой операции.

Во многих случаях утраты необслуживаемым аккумулятором способности выдавать высокий разрядный ток, является признаком его скорой гибели. То есть отсутствие воды уже привело к непоправимым последствиям.

  Даже если удастся вернуть его к жизни, то на факт, что он проживет долго.

Если принято окончательное решение о ремонте батареи, то следует позаботиться о безопасности, ведь внутри корпуса аккумулятора находится несколько литров кислоты, которая при разбрызгивании может причинить серьёзный ущерб здоровью. Сделать необслуживаемый аккумулятор обслуживаемым можно несколькими способами.

Самый сложный вариант – снять верхнюю крышку полностью. Сделать это можно с помощью ножовки или электроинструмента, но такая операция потребует слишком много времени, а по завершении обслуживания необходимо будет качественно установить этот элемент обратно, что является ещё большей проблемой. Поэтому не рекомендуем этим заниматься.

Восстановить можно только кислотно-кальциевый аккумулятор, если у Вас AGM, EFB или Гелевый то ничего не получится.

Наиболее простым способом обслужить АКБ этого типа является сверление отверстий в крышке. Двенадцативольтовая батарея состоит из 6 банок, поэтому достаточно сделать по 1 отверстию на каждый отсек, чтобы можно было осуществлять независимую регулировку уровня и плотности электролита.

Как обслужить необслуживаемый аккумулятор Снятая лабиринтная крышка

Пробки на банках неразборного аккумулятора делаются в такой последовательности:

  1. Маркером отметить на верхней крышке середину каждой банки. Если вертикальные стенки не просматриваются на корпусе, то для выполнения этой операции необходимо замерить ширину крышки с точностью до миллиметра. Затем получившееся число необходимо разделить на шесть. В результате вычислений будет получено расстояние между пробками. Отступ от края для первой пробки можно получить, если ранее вычисленный результат разделить на 2.
  2.  Чтобы минимизировать загрязнение электролита пластмассовой стружкой сверление корпуса рекомендуется осуществлять в 2 этапа. Вначале следует по ранее отмеченным маркером точкам сделать отверстия сверлом диаметром 3 мм. После этого, следует расширить отверстия инструментом, сечение которого составляет 12 мм.
  3. Для того, чтобы плотно закрыть такие отверстия и тем самым исключить вероятность разбрызгивания кислоты во время использования, необходимо взять 6 пробок от лекарственных спиртовых вытяжек, например, валерьянки и установить их в сделанные отверстия.

Таким образом можно сделать довольно качественную переделку одного типа аккумулятора в другой. Отверстия диаметром 12 мм позволяют, при необходимости, долить дистиллированную воду или электролит, если проблема неработоспособности АКБ заключалась в утечке кислотного раствора.

Кстати! Не обязательно сверлить большие отверстия, достаточно, чтобы пролезал кончик шприца. Тогда с помощью него в несколько этапов можно будет залить весь электролит. После чего отверстия запечатать кислотостойким герметиком.

Как обслужить необслуживаемый аккумулятор

Меры предосторожности

Внутри необслуживаемого аккумулятора газ может находиться под значительным давлением. Состав такой смеси может быть легко воспламеняемым, поэтому во время сверления корпуса не следует курить. Выполнение работ должно осуществляться на значительном удалении от открытого огня, например, газовой горелки или камина.

Кроме этого, для предохранения органов зрения и кожи от разбрызгивания кислоты потребуется использовать следующие средства индивидуальной защиты:

  • Резиновые перчатки.
  • Очки.
  • Специальную одежду.

Разлитая кислота может не только причинить вред здоровью, но и половому покрытию, стенам или обстановке комнаты. Работы такой сложности следует выполнять в гараже, но если это невозможно, то следует использовать полиэтиленовую плёнку, которой необходимо тщательно застелить мебель, пол и стены помещения.

К чему может привести вскрытие корпуса

Если вскрыть корпус аккумулятора, то это приведёт к тому, что вода из электролита будет постоянно испаряться и заправлять АКБ потребуется, как обслуживаемую. Разборка батареи любым способом приведёт к потере гарантии. На современные изделия гарантия изготовителем может предоставляться от 12 до 36 месяцев.

Как обслужить необслуживаемый аккумулятор

Важно! Если аккумулятор на гарантии, то перед вскрытием и самостоятельным ремонтом отнесите его в сервисный центр, возможно Вам там смогут помочь.

Разборка аккумулятора не всегда обходится без попадания в его корпус стружки. Кроме этого, в процессе эксплуатации вскрытого таким образом аккумулятора возможно попадание внутрь банок пыли и грязи. Инородные предметы внутри корпуса, мягко говоря, не способствуют увеличению срока службы изделия.

Остались вопросы, не удалось решить проблему или есть чем дополнить статью? Тогда напишите нам об этом в х. Это поможет сделать материал более полным и полезным!

Восстанавливаем необслуживаемый аккумулятор — DRIVE2

Слегка теорииАккумулятор, с номинальным напряжением в 12 вольт состоит из независимых друг от друга аккумуляторов (банок) меньшего напряжения (обычно 6 по 2 вольта каждая), собранных в одном корпусе и соединенных последовательно друг с другом.

Банка аккумулятора представляет собой набор разно полюсных пластин, которые изолированы друг от друга кислотоупорными сепараторами. Корпус аккумулятора изготавливается из кислотоупорных пластмасс или эбонита. В корпусе имеется отсеки для установки банок аккумулятора.

Полюсная пластина изготавливается из свинца и имеет вид решетки, в ячейки решетки впрессовывается специальный состав (активное вещество) пористой структуры, для увеличения площади соприкосновения с электролитом. Активное вещество изготавливается из свинцового порошка, с добавлением серной кислоты.

В отрицательные пластины добавляется еще сернокислый барий. Во время формирования аккумулятора пластины заряжаются, и активное вещество в плюсовых пластинах превращается в диоксид свинца, а в отрицательных – в губчатый свинец.

Электролит заливается в банки аккумулятора и служит для движения заряженных частиц от полюса к полюсу. Изготавливается из серной кислоты и очищенной воды (дистиллированной).

Как обслужить необслуживаемый аккумулятор

При эксплуатации, особенно в жаркую погоду, происходит испарение воды из электролита, или количество воды в электролите уменьшается при перезаряде за счёт электролиза, что увеличивает его плотность, увеличивая напряжение на аккумуляторе.

Читайте также:  Подъемник для кпп своими руками чертежи

При существенной потере воды уровень электролита в банках может упасть ниже верха электродов, что снижает ёмкость. Поэтому необходимо следить за уровнем электролита и при необходимости доливать дистиллированную воду.

Если аккумулятор обычный, то проблем с этим нет, а если звезды так стали, что вам достался необслуживаемый? Многие «эксперты» скажт, что ВСЬО. Так ли это? Ну им виднее- они же Эксперты  Главное аккумулятор отдайте 😉

ОсматриваемИтак представим себе, что нам достался неослуживаемый аккумулятор. С чего начинаем? Конечно же с осмотра.

Снимаем верхнюю наклейку.

Под ней мы видим планку и аккуратно поддеваем ее отверткой. Если нам повезет, то она пойдет вверх и мы увидим обычные пробки. Вот, например, эта Centra только маскировалась под необслуживаемую.

А что делать если планка не подделась и она приклеена? Как у вот такой Varta?

Есть конечно варварский способ: отломать планку, залить дисцилят и потом пытаться приклеить планку на место. Можно конечно, но не факт, что получится, да и мы ведь люди интеллигентные, поэтому делаем по другому.

ПримеряемсяЕсли мы внимательно посмотрим на планку, то увидим контуры окна, через которое заливался электролит на заводе.

Как обслужить необслуживаемый аккумулятор

Берем обыкновенное шило и протыкаем в этом месте планку. Опускаем шило, покачивая его из стороны в сторону, до тех пор, пока кончик шила не начнет цеплятся за пластины.

Отмечаем это место (можно просто упереться ногтем) и вытаскиваем аккуратно шило из банки. Измеряем штангенциркулем отмеренную шилом длину. У меня вышло Н= 58 мм – это расстояние от верхнего края крышки аккумулятора до пластин.

Теория гласит, что уровень электролита в банках должен быть на 12-15 мм выше уровня пластин, т.е в нашем случае от верха аккумулятора до уровня электролита должно быть от 58-15= 43мм до 58-12=46мм (в своем случае вместо 58 мм подставите намеряннную вами длину).

После этого идем в аптеку и покупаем шприц с самой длинной иголкой (нам нужна иголка с длиной от 43 до 46 мм, если находим только меньше – ищем дальше, если больше – не страшно, можно обрезать лишнее болгаркой).

Понятное дело что меряем саму иголку – размер L на рисунке ниже.

Как обслужить необслуживаемый аккумулятор

Можно прийти в аптеку прямо со штангелем, но в этом случае возможно прийдется быстро убегать, не дождавшись санитаров.Заодно, пока санитары не приехали, покупаем литровую бутылку дистилированной воды (дистиллята).

ЗаливаемНаливаем в шприц дистиллят и выдавливаем его в отверстие в банке, после чего, не вынимая шприц, тянем шток назад – если он тянет воздух, то повторяем заливку, если дистиллят — то значит, что промахнулись и «отсасываем» электролит шприцом пока не «пойдет» воздух.

Залив одну банку, переходим к следующей.Так нам нужно залить все 6 банок, после чего несколько раз встряхиваем аккумулятор, чтобы электролит перемешался, и даем ему отстается минут 15-20.После «отстоя» проверяем шприцом уровень, возможно доливаем дистиллят в некоторые из банок.

  • Заклеиваем герметиком пробитые шилом отверстия
  • И обязательно заряжаем аккумулятор
  • Чуда понятное дело не ждите, но некоторое врямя аккумулятор еще сгодится

У необслуживаемой акб нет пробок и крышек, она запаяна. как её тогда обслужить?

???? Долить воду нельзя. Не измерить и плотность электролита.

И как же заставить необслуживаемый аккумулятор проработать заложенные в него 5-7 лет (а иногда и 11 лет, как пишут в х под статьёй)?

«Обслуживать» необслуживаемую АКБ — как это вообще? «Обслуживать» необслуживаемую АКБ — как это вообще?

Необслуживаемая АКБ

Такая необслуживаемая автомобильная аккумуляторная батарея (автомобильная АКБ) не требует вмешательства в работу со стороны пользователя. В ГОСТ указана как «безуходная». В лучшем случае есть индикатор-ареометр в одной из банок для контроля плотности (при значительном снижении производителем рекомендовано к утилизации).

Корпус

Пробок и крышек для контроля электролита нет, корпус полностью запаян (термосваркой) и герметичен (AGM полностью с возможностью установки в любом положении, жидкостные оснащены системой газоотвода и дают течь при переворачивании). Разборке не поддаётся.

Газоотведение

К системе газоотвода относится клапан для выпуска газов (при нештатных предусмотренных конструкцией ситуациях). Работает только в одну сторону. Клапан обеспечивает сохранность герметичности, заливать через него ничего нельзя.

Народные умельцы

Некоторые умельцы умудряются заливать дистиллированную воду и электролитический раствор через шприц, подсвечивая уровень фонариком. Контролировать плотность электролита помогает рефрактрометр [wiki] или тестирование ёмкости при известной номинальной.

???? Но при исправном электрооборудовании делать так не нужно!

Двойная крышка дуплекс с лабиринтом сверху может создавать ощущение, что где-то под ней есть пробки — это не так. При попытке её отделить вы сломаете пластиковые перекрытия, и аккумулятор уже будет невозможно восстановить!Двойная крышка дуплекс с лабиринтом сверху может создавать ощущение, что где-то под ней есть пробки — это не так. При попытке её отделить вы сломаете пластиковые перекрытия, и аккумулятор уже будет невозможно восстановить!

???? Как тогда «обслужить»или даже восстановить необслуживаемый аккумулятор обычному автовладельцу?

Ниже вы узнаете, как заряжать необслуживаемую АКБ, можно ли восстановить, продлить срок службы и многое другое. Для исчерпывающих ответов используем научные исследования аккумуляторных батарей свинцово-кислотного типа.

Ссылки на источники указаны в ???? [квадратных] скобках.

????Neovolt.ru Блог Автомобили

Заряд необслуживаемых АКБ — лучший способ их обслужить

Неужели это правда всё, что нужно?Неужели это правда всё, что нужно?

Держите АКБ заряженной. Так долго, как это возможно.

Уровень заряда определяйте по напряжению на клеммах батареи (лучше нагрузочной вилкой — такие приборы есть на «Али» в составе универсальных тестеров или в любом аккумуляторном сервисе). Разумеется, измерения АКБ делают при заглушенном двигателе машины с выключенным зажиганием.

Замеряйте на клеммах. Бортовой компьютер или вольтметр магнитолы не годятся. Иногда они показывают заниженное значение.

???? [PDF-файл исследования Калифорнийского государственного политехнического университета, США, 2014].

Как определить заряжен или разряжен?

???? Далее указаны напряжение (В), заряд (%) и плотность электролита (г/мм3) при +20°C для шестиэлементной свинцово-кислотной АКБ (всех типов):

  • 12,66 В — полный заряд (100%), 1,28 г/мм3*;
  • 12,2 В — минимальный заряд (50%), 1,21 г/мм3*;
  • 11,7 В — критически низкий заряд (10%), 1,15 г/мм3*;
  • 11,2 В — полный разряд (0% от ёмкости), 1,14 г/мм3*;

* — плотность электролита может отличаться для АКБ в разных странах (зависит от климата эксплуатации). Например, покупая изделие из Германии, Испании, Турции (1,22 г/мм3) для северных районов Сибири (нужно 1,29 г/мм3), учитывайте этот фактор. Судить о плотности электролита по напряжению будет ошибочно — сведения приведены для понимания динамики.

Почему именно 12,2 В — минимальный заряд?

12,2 В — это напряжение, при котором возникает электролиз на пластинах, легированных сурьмой.

⭐ Не зная тип АКБ, не рекомендуется разряжать её ниже 12,2 В.

Свинцово-сурьмяные АКБ — наиболее чувствительный вариант. На других типах (кальциевые, гелевые, AGM, есть ещё так называемые «морские глубокого разряда») допускают разряд немногим глубже, хотя он тоже плохо влияет на срок службы, но в гораздо меньшей степени.

???? [«Методы аналитической химии — количественный анализ неорганических соединений», 1965, Шарло Г. , Лурье Ю.Ю.].

Почему бы и не разрядить ниже 12,2 В?

Если вы будете соблюдать правило поддержания заряда выше 12,2 В, то аккумулятор любого типа прослужит заданный производителем срок (от трёх до восьми лет, а иногда и больше).

???? Внимание! Генератор автомобиля способен зарядить полностью севший (ниже 11,2 В) аккумулятор с большим трудом и нагревом! ???? [Особенности работы, эксперимент и разбор от 1Gai, 2019].

Но мы с вами не роботы, за всем не уследить.

???? Например, иногда допускаем разряд.

График для шестиэлементной свинцово-кислотной сурьмяной АКБ 12 В. Для батарей кальциевого и гелевого типа, а также для AGM и EFB график будет отличаться, но в целом пример будет соответствовать.График для шестиэлементной свинцово-кислотной сурьмяной АКБ 12 В. Для батарей кальциевого и гелевого типа, а также для AGM и EFB график будет отличаться, но в целом пример будет соответствовать.

Читайте также:  Расход газа и кислорода при резке металла

Когда и как заряжать необслуживаемый аккумулятор зарядным устройством?

???? Главное правило — при разряде до 12,2 В и ниже зарядите АКБ как можно скорее.

На распространённых современных кальциевых (Ca/Ca) необслуживаемых батареях допускается напряжение ниже 12 В, но оно нежелательно. Такой глубокий разряд приводит к безвозвратной потере ёмкости.

⭐ Один раз не случится ничего плохого. Но регулярная разрядка рано или поздно выведет из строя даже самый надёжный кальциевый свинцово-кислотный аккумулятор.

Данные методики рассмотрены в теоретическом описании деградационных процессов в аккумуляторах для ракетно-космической отрасли. ????[PDF-файл, Национальный аэрокосмический университет Жукова «ХАИ», Украина, 2012].

При напряжении менее 12 В образуется сульфат кальция или свинца. Он представляет собой вещество, напоминающее диэлектрический гипс (та самая «сульфатация», о которой все говорят).

Деградационные процессы в свинцово-кислотных аккумуляторных батареях подробно изучены. Даны методики и рекомендации производителям по превентивным механизмам снижения их негативного влияния на изделия и приложения. ???? [PDF-файл EHS-DOC-146 публикации Университета Конкордия, Канада, 2016].

Электроды покрываются диэлектрическим налётом (сульфатом свинца или кальция) в результате глубокого разряда свинцово-кислотной АКБ.Электроды покрываются диэлектрическим налётом (сульфатом свинца или кальция) в результате глубокого разряда свинцово-кислотной АКБ.

Сульфатация на необслуживаемой АКБ

Выявить есть ли сульфатация или нет, да и определить любые проблемы с АКБ поможет ваш ближайший аккумуляторный сервис. У них есть оборудование, которое по характеристикам выявит степень деградации.

???? Признаки сульфатации на любой свинцово-кислотной АКБ:

  • разряженная батарея ~50 А·ч заряжается за час (быстро);
  • заряженная батарея разряжается за сутки или даже быстрее;
  • заряд держит, но хватает на мало запусков (снижена ёмкость);
  • даже полностью заряженная АКБ не запускает двигатель.

Иногда процесс ещё можно обратить полным разрядом и зарядом малым током с последующим тестированием. Выполняйте процедуру десульфатации у аккумуляторщиков на специальном оборудовании.

Общие рекомендации по контролю заряда необслуживаемой АКБ

  • ❌ Распространённый совет разряжать до 10 В в целях десульфатации вреден кальциевым и свинцово-сурьмяным батареям!
  • ???? Придерживайтесь цифры в 12,2 В для определения низкого напряжения, при котором зарядите АКБ чем быстрее, тем лучше.
  • ???? Даже при напряжении 10 В АКБ иногда способна запустить двигатель, но сделает это батарея за счёт собственной ёмкости.???? [Дискуссия с опытом запуска ДВС на низком напряжении, форум электроники, 2019].
  • ⭐ Существуют АКБ глубокого разряда (иногда называются «морскими», так как поставляются для лодок и яхт) — они разряжаются практически без последствий до 11,2 В, так как используют более плотный активный материал и толстые пластины в элементах.
  • ???? Помните, старый изношенный аккумулятор никогда не станет новым.
  • ???? Зарядите новую АКБ сразу же после покупки.
  • ???? Поддерживайте её заряженной на протяжении всего срока эксплуатации или хранения.
  • ???? Не ждите когда она уже проявляет признаки износа (плохо крутит стартер, быстро разряжается).

???? Для зарядки нужен зарядник.

Достаточно простейшего (исправного) автоматического зарядника, чтобы поддерживать хорошее состояние АКБ необслуживаемого типа долгие годы.Достаточно простейшего (исправного) автоматического зарядника, чтобы поддерживать хорошее состояние АКБ необслуживаемого типа долгие годы.

Обзаведитесь зарядным устройством для зарядки АКБ дома

На случай просадок напряжения (если АКБ плохо заряжается из-за мороза, коротких поездок, проблем с генератором или с напряжением бортовой сети) приобретите стандартный автоматический зарядник. Каждый год появляются новые модели при цене в районе 3000 рублей (у китайских продавцов есть и в разы дешевле, но мы не проверяли).

⭐ В поиске на первых же строчках есть много обзоров на популярные зарядники — главное, чтобы он был способен заряжать при напряжении 14,4 В (+/- 0,2 В).

Если зарядить прямо на автомобиле не получится (нет гаража и розетки на улице), то снимите АКБ с автомобиля и зарядите в помещении. Помните, что настройки положения руля, магнитолы, климата вероятно сбросятся по умолчанию ???? [подробно о проблеме в блоге ToolsPicks].

???? Первой скидывают минусовую клемму (почему), но есть автомобили, где обратная полярность.

Автодилеры устанавливают на приборку или лобовое стекло солнечные панели. Это помогает поддерживать АКБ новых машин в хорошем состоянии, когда те стоят в ожидании покупателей на стоянке под открытым небом.

Эффективность такого лайфхака подтверждают в х из опыта. Оказывается весьма популярная вещь, но пользоваться ей нужно с умом (может быть и обратный эффект):

???? Собственно и зарядником АКБ тоже следует оперировать с пониманием дела.

Как заряжать необслуживаемый аккумулятор зарядным устройством?

Предварительно дайте батарее остыть (с жары) или нагреться (с мороза). Автоматическим зарядником при отсутствии иных режимов заряжайте при комнатной температуре от +15°C до +25°C (по возможности).

Придерживайтесь этих соображений:

  1. Напряжение заряда 13,8-14,4 В (это для зарядного устройства; на генераторе автомобиля иные значения — в России обычно 14,2 В).

  2. При возможности регулировки зарядного тока рекомендуется заряжать чем меньшим током, тем лучше для насыщения АКБ зарядом (малый ток обеспечивает условия, когда сульфаты растворяются).

  3. Максимальный зарядный ток составляет не более 1/10 от ёмкости батареи (при этом расчётная ёмкость должна быть на 10% меньше у новой и на 30% меньше у старой, чем номинальная заводская ёмкость).

  4. АКБ принимает ток с постепенным его снижением до 0,1 А (полный заряд) при напряжении 14,4 В.
  5. Отключите зарядное устройство (автоматические зарядники объявят об окончании зарядки и сами прекратят заряд).

  6. Допускается заряжать на морозе от 0°C до -20°C (повышаем напряжение до 14,4-15 В, но если выше, то осыпается активная масса).
  7. Допускается заряжать в жару (пониженное напряжение 13,8 В, чтобы не допустить перезаряд).

Скорее всего, вам хорошо известна эта процедура. Она одинакова для всех автомобильных АКБ (от старых сурьмяных до новых AGM).

???? Узнайте подробнее об электрохимическом процессе зарядки.

В статье научные обоснования указаны для аккумуляторов свинцово-кислотного типа от пусковых автомобильных до накопительных для ИБП.

Необслуживаемая и обслуживаемая АКБ. В чём разница?Необслуживаемая и обслуживаемая АКБ. В чём разница?

***

На необслуживаемом аккумуляторе нет крышки, нет пробок, нельзя проверить плотность электролита ареометром. Теперь вы узнали или убедились в своих знаниях, как его обслужить.

Достаточно регулярно проверять напряжение на клеммах. Сейчас для этого есть много простейших и недорогих гаджетов (от вольтметров с установкой прямо на АКБ до навороченных тестеров с нагрузочной вилкой).

  • ???? Если напряжение ниже 12,2 В, то зарядите АКБ (даже если у вас AGM [исследование]).
  • ???? Автопроизводители в некоторых автомобилях штатно встраивают приборы с нагрузочной вилкой для автоматического определения точной степени заряженности аккумуляторов.

Базовые процедуры тоже никто не отменял:

  • перед дальними поездками или если есть сомнения в «здоровье» аккумулятора, проверяйте его нагрузочной вилкой (обратитесь для этого в аккумуляторный сервис или обзаведитесь прибором сами);
  • очищайте корпус необслуживаемой батареи от загрязнений;
  • грязь, масло, следы антифриза, даже пыль могут быть причиной утечки заряда;
  • следите за состоянием клемм;
  • по необходимости ветошью с очистителем клемм счищайте окислы.

Дополнительные меры нужны на АКБ, которые относятся к обслуживаемым. В них есть контроль, как над электрическими, так и над химическими параметрами батареи.

Напишите в комментарии, обращаете ли вы на АКБ вообще какое-то внимание, и сколько в среднем пусковая батарея по вашему опыту служит?Напишите в комментарии, обращаете ли вы на АКБ вообще какое-то внимание, и сколько в среднем пусковая батарея по вашему опыту служит?

???? Чем обслуживаемые отличаются от необслуживаемых, и какие разновидности АКБ на автомобилях существуют и что лучше выбирать — AGM, AGM+, гелевый, EFB? Читайте в следующей статье.

???? Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]