Как построить шестиугольник в компасе

Как построить шестиугольник в компасе
Как построить шестиугольник в компасе

Здравствуйте, уважаемые читатели! С разрезами мы разобрались. Теперь пришла очередь поговорить о сечениях. Как сделать сечение в Компасе – тема сегодняшнего урока.

Что такое сечение?

Сечение – это изображение, полученное при мысленном рассечении детали одной или несколькими плоскостями, причем в сечении показывается только то, что расположено в секущей плоскости. Этим сечение отличается от разреза, в котором показывается не только то, что попало в секущую плоскость, но и то, что расположено за ней.

Сечения подразделяются на вынесенные, располагающиеся в свободном поле чертежа, и наложенные, которые размещают на изображении детали. Вынесенные сечения предпочтительнее наложенных.

Для примера возьмем задание из задачника Мироновых, 2001 год, стр. 181, вариант 11.

 Как построить шестиугольник в компасе

По заданию требуется выполнить главный вид детали и три вынесенных сечения: 1) на продолжении следа секущей плоскости, 2) на свободном месте чертежа и 3) в проекционной связи, т. е. на месте одного из видов.

Создание 3d модели вала вращением

  • 1 В плоскости xy создаем эскиз половины контура вала и осевую (обязательно!)
  •  Как построить шестиугольник в компасе
  • 2 Операцией вращения создаем модель, тип построения сфероид.
  •  Как построить шестиугольник в компасе
  • 3 Для выполнения отверстий диаметром 10 мм на первой ступени вала необходимо создать вспомогательную плоскость на расстоянии 20 мм от плоскости zx, и построить на ней эскиз окружности.
  •  Как построить шестиугольник в компасе
  • 4 Вырезаем эскиз через все.
  •  Как построить шестиугольник в компасе

5 Сбоку также необходимо выполнить отверстие 10 мм. Для этого создаем эскиз отверстия на плоскости xy и вырежем его в средней плоскости.

  1.  Как построить шестиугольник в компасе
  2. 6 На торцевой поверхности первой ступени вала создаем отверстие диаметром 20 мм, глубиной 50 мм.
  3.  Как построить шестиугольник в компасе

7 Создаем лыску на второй ступени вала. Вырезаем эскиз через все.

  •  Как построить шестиугольник в компасе
  • 8 На поверхности лыски создаем отверстие диаметром 30 мм , глубиной 45 мм.
  • 9 На последней ступени вала создаем эскиз шпоночного паза, предварительно создав вспомогательную плоскость.
  • Вырезаем его на глубину 5 мм

10 Добавим на последнюю ступень фаску 5*45º. Для этого на панели редактирования вызываем команду Фаска, указываем ребро.

На последнем этапе работы с моделью меняем название и цвет модели.

Как сделать сечение в Компасе

  1. 11 Сохраняем модель, создаем чертеж, устанавливаем формат А3, ориентация горизонтальная.
  2. Вставляем в чертеж только вид спереди, невидимые линии показываем.

12 Делаем первое сечение на продолжении следа секущей плоскости.

Для этого на панели обозначений выбираем кнопку Линия разреза/сечения, указываем начальную и конечную точки сечения. Щелкаем левой кнопкой мышки. На панели свойств отключаем проекционную связь и нажимаем кнопку Разрез. Размещаем разрез точно по линии сечения.

  • 13 Для второго сечения поступаем также, только сечение размещаем на свободном месте чертежа.

Почему два первых сечения заменены разрезами? Потому что в первом случае при выполнении сечения, изображение получается состоящим из отдельных частей, а это по правилам черчения недопустимо.

Во втором случае, если секущая плоскость совпала с осью отверстия, поэтому по правилам контур отверстия показывается полностью, хотя он и находится за секущей. Однако, это правило не распространяется  на сечение шпоночного паза – контур его остается незамкнутым.

14 Выполняем последнее сечение в Компасе. Располагаем его на месте вида слева, в проекционной связи главным видом. На панели свойств нажимаем кнопку Сечение.

15 Отредактируем первое сечение. Разрушаем разрез А-А и удаляем буквенное обозначение линии сечения, проводим осевую линию – след секущей плоскости.

16 Проставляем размеры и осевые линии. Сечения в Компасе готовы.

Если что-то осталось непонятно, посмотрите видеоурок.

Сечение в Компасе выполнить совсем нетрудно, главное знать правила выполнения сечений и следовать им.

Построение фасок, прямоугольников и многоугольников — СтройМетПроект

Главная » Самоучитель » Обучение KOMPAS 3D » Построение фасок, прямоугольников и многоугольников

Построение фасок, прямоугольников и многоугольников! Вот о чем мы поговорим в данной статье!)

Построение прямоугольников и многоугольников возможно из меню Инструменты → Геометрия → Прямоугольники и Инструменты → Геометрия Многоугольник.

Прямоугольники характеризуются такими параметрами на панели параметров, как Высота и Ширина.

Дополнительные кнопки Оси   позволяют включать или отключать маркировку центров по центру прямоугольников и многоугольников. Типы прямоугольников и способы их построения перечислены ниже:

Как построить шестиугольник в компасе

  • Кнопка Прямоугольник   предназначена для построения прямоугольника по двум диагональным точкам. Для этого сначала следует указать в графическом окне или на панели параметров координаты первой точки-вершины прямоугольника, а затем задать расположение второй точки-вершины прямоугольника, расположенной по диагонали. Если вначале задать конкретные размеры высоты и ширины прямоугольника, то программа предложит выбрать расположение только левого нижнего угла прямоугольника.

Как построить шестиугольник в компасе

  • Кнопка Прямоугольник по центру и вершине   предназначена для построения прямоугольника по центру и одной из вершин прямоугольника. Для этого сначала следует указать в графическом окне или на панели параметров координаты центра прямоугольника, а затем задать расположение второй точки-вершины прямоугольника. Если вначале задать конкретные размеры высоты и ширины прямоугольника, то программа предложит выбрать расположение только центра прямоугольника.

Как построить шестиугольник в компасе

Кнопка Многоугольник предназначена для построения многоугольника по центру и одной из вершин многоугольника. Перед построением многоугольника необходимо определить количество углов (вершин) в поле с выпадающим списком Количество вершин и способ его построения. С помощью кнопок — По описанной окружности и По вписанной окружности.

После этого следует указать в графическом окне или на панели параметров координаты центра многоугольника, а затем задать расположение второй точки-вершины многоугольника. Это вторая точка задает автоматически и угол наклона многоугольника.

Если вначале задать конкретный размер (радиус или диаметр) касательной окружности, то программа предложит выбрать расположение центра многоугольника и угол его наклона.

Как построить шестиугольник в компасе Как построить шестиугольник в компасеКнопки ОсиКнопка ПрямоугольникКнопка Прямоугольник по центру и вершинеКнопка Многоугольник

Построение фасок и скруглений возможно из меню Инструменты → Геометрия → Фаски и Инструменты → Геометрия → Скруглення. Типы фасок и скруглений и способы их построения перечислены ниже:

Как построить шестиугольник в компасе

  • Кнопка Фаска   предназначена для построения фаски между двумя смежными прямыми отрезками или смежными кривыми. Фаски — это прямой срез угла с заданными размерами. Для этого сначала следует задать параметры фаски на панели параметров, а затем указать в графическом окне две смежных кривых или прямых линии.

Как построить шестиугольник в компасе

Параметр Описание
Фаска по длине и углу С помощью этой кнопки производится построение фаски, за данной параметрами длины среза вдоль первого элемента (в поле параметра Длина) и угла среза относительно первого элемента (в поле параметра Угол)
Фаска по двум длинам С помощью этой кнопки производится построение фаски, за данной параметрами двух длин среза — длина среза вдоль первого элемента (в поле параметра Длина1) и длина среза і вдоль второго элемента (в поле параметра Длина2)
Усекать первый элемент С помощью этой кнопки производится отрезание первого элемента фаской
Усекать второй элемент С помощью этой кнопки производится отрезание второго элемента фаской
Не усекать первый элемент С помощью этой кнопки не производится отрезание первого элемента фаской
Не усекать второй элемент С помощью этой кнопки не производится отрезание второго элемента фаской
  • Кнопка Фаска на углах объекта предназначена для построения фаски в непрерывном объекте (многоугольнике, ломаной линии и контуре) между отдельными парами смежных прямых отрезков или смежных кривых, а также между всеми парами смежных прямых отрезков или смежных кривых. Для этого сначала следует задать параметры фаски на панели параметров, а затем указать в графическом окне две смежных кривых или прямых линии.
Читайте также:  Самодельный гриндер из фанеры

Как построить шестиугольник в компасе

Для построения фаски на отдельных углах необходимо на панели инструментов выбрать кнопку На указанном угле. Для построения фаски на всех углах объекта необходимо на панели инструментов выбрать кнопку На все углах контура. Остальные параметры построения аналогичны параметрам кнопки Фаска.

Как построить шестиугольник в компасе

  • Кнопка Скругление   предназначена для построения скругления между двумя смежными прямыми отрезками или смежными кривыми. Скругление создает касательную к обоим элементам дугу заданного радиуса. Для этого сначала следует задать параметры скругления на панели параметров, а затем указать в графическом окне две смежных кривых или прямых линии.

Как построить шестиугольник в компасе

  • Кнопка Скругление на углах объекта   предназначена для построения скругления в непрерывном объекте (многоугольнике, ломаной линии и контуре) между отдельными парами смежных прямых отрезков или смежных кривых, а также между всеми парами смежных прямых отрезков или смежных кривых. Для этого сначала следует задать параметры скругления на панели параметров, а затем указать в графическом окне две смежных кривых или прямых линии.

Для построения скругления на отдельных углах необходимо на панели инструментов выбрать кнопку На указанном угле. Для построения скругления на всех углах объекта необходимо на панели инструментов выбрать кнопку На все углах контура. Остальные параметры построения аналогичны параметрам кнопки Скругление.

Обозначение кнопок

Кнопка Фаска на углах объектаКнопка На указанном углеКнопка На все углах контураКнопка СкруглениеКнопка Скругление на углах объекта

Построение простой детали в КОМПАС 3-D — Метод 1

whd3 Как построить шестиугольник в компасе Загрузка

05.10.2016

140195

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

Подписаться

26

По просьбам трудящихся повторяем тотже цикл постов про 3D моделирование, только в КОМПАС 3D.Ну… подарочный КОМПАС 3-D V16 Home руки ещё не дошли скачать, но пост уже родился. Использована версия 12 LT, так что прошу палками, экструдерами и прочим не кидаться :)… хотя… можно покидаться принтерами и расходным материалом ))))))))))))))))))))))))

И так… идём по стопам того, что уже моделировалось, а именно – построение простой детали (посты первый, второй, третий) методом разметки чертежа (эскиза).

Создаём новый документ КОМПАС 3D – «Деталь»:

Как построить шестиугольник в компасе В появившемся диалоговом окне «Новый документ» выберите пункт «Деталь» и нажмите кнопку ОК.Как построить шестиугольник в компасе Для создания первого эскиза под операцию «Вращение» воспользуемся одной из стандартных плоскостей, а именно «Плоскость ZY». Для этого выберем или в дереве модели пункт с одноимённым названием:Как построить шестиугольник в компасе Или прямо в окне модели наглядное изображение данной плоскости:Как построить шестиугольник в компасе Установите ориентацию вида «Справа»:Как построить шестиугольник в компасе И доверните пространство модели так, чтобы оси заняли своё нормальное положение, а именно ось Z смотрела вверх, а ось Y – вправо: Для вращения пространства модели необходимо зажать кнопку «Alt» на клавиатуре и нажимать стрелки влево или вправо.Разметим пространство эскиза при помощи примитива «Вспомогательная прямая».

Выберем соответствующий пункт на панели инструментов «Геометрия»:

Как построить шестиугольник в компасе Или в главном меню: Инструменты – Геометрия – Вспомогательные прямые – Вспомогательная прямая:Как построить шестиугольник в компасе Отметим начало координат перекрестием из вертикальной и горизонтальной вспомогательных прямых:Как построить шестиугольник в компасе Скопируем вертикальную прямую на 20мм вправо. Для этого выделите вертикальную прямую, затем выберите команду «Копия указанием» на панели инструментов «Редактирование»: Или выберите пункт главного меню Редактор – Копия – Указанием: Укажите базовую точку в начале координат (хотя это и не принципиально): А в строке параметров операции укажите величину смещения по оси X – 0, а по оси Y – -20мм: !!!Именно такие параметры обусловлены тем, что мы развернули пространство модели относительно её исходного положения!!!

Скопируем вновь созданную прямую в противоположном направлении на12мм. Её же скопируем на 10мм, а затем результат скопируем вправо на 1мм:

Обратите внимание, что размеры ставить ненужно!!!

Скопируйте горизонтальную прямую на 5, 11, 12 и 15мм вверх:

Построим наклонную прямую, определяющую границу конуса от сверла, проходящую через точку пересечения линий: Введём значение угла 30 градусов::)

Выполним обводку контура нашего эскиза при помощи команды «Непрерывный ввод объектов», расположенной на панели инструментов «Геометрия»:

Тоже самое можно было бы сделать и при помощи команды «Отрезок», однако в данной ситуации, когда необходима серия отрезков, построенных по узлам, то воспользуемся непрерывным вводом: Для удобства нарисуем осевую линию. Для этого выберите команду «Отрезок» Проведите его вдоль нижней горизонтальной линии: В появившейся всплывающей панели выберите тип линии «Осевая»: Завершите работу с эскизом нажатием кнопки «Эскиз»: В пространстве модели появится изображение только что созданного эскиза: На панели инструментов «Редактирование детали» выберите команду «Операция вращения»: Или ту же самую команду выберите в меню Операции – Операция – Вращения: Если до этого момента эскиз не был выбран, то его необходимо выбрать в дереве модели.

Подтвердите создание операции. В окне модели отобразится результат:

Для создания второго эскиза выберите плоскость боковой торцевой грани и нажмите кнопку «Эскиз»: Сориентируем вид так, чтобы оси заняли своё нормальное положение: При помощи команды «Спроецировать объект» Спроецируйте торцевую грань кликом на неё.

Из начала координат постройте вертикальную прямую при помощи команды «Вспомогательная прямая» и скопируйте её на 0,5мм вправо:

Из точки пересечения постройте наклонную прямую под углом 30 градусов к вертикальной: Обратите внимание – размеры ставить ненадо!!!

Постройте вдоль полученной линии отрезок, как показано на рисунке:

Выделите отрезок и на всплывающей панели выберите команду «Симметрия»: Укажите две точки, определяющие ось симметрии: Результат представлен ниже: При помощи команды «Усечь кривую»: Обрежьте лишнюю часть спроецированной окружности, чтобы осталась только крышечка над треугольником: Завершите работу с эскизом при помощи кнопки «Эскиз» Сразу же создадим фаски. Для этого на панели инструментов «Редактирование детали» выберите команду «Фаска»: В строке параметров укажите параметры фаски 1х45: И укажите на большую цилиндрическую поверхность: Завершите работу с командой нажатием кнопки в строке параметров или комбинацией клавиш «Ctrl+Enter» на клавиатуре. Результат представлен ниже: При помощи команды «Вырезать выдавливанием» Вырежьте созданный эскиз «Через всё»: Результат представлен ниже: Скопируем полученный вырез. Для этого выберите команду «Массив по концентрической сетке» на панели инструментов «Редактирование детали»: Укажите на операцию «Вырезать элемент выдавливания» в дереве модели или укажите на любую грань полученного выреза непосредственно в дереве модели. Перейдите на вкладку «Параметры» строки параметров операции: Выделите пиктограмму и укажите на большую цилиндрическую поверхность. Тем самым определится ось вращения массива. Укажите значение N2 равное 96 и завершите работу с командой. Результат представлен ниже: Для красоты можно добавить фаску 2х45 градусов на переднем ребре: Обратите внимание, что это не единствено возможный способ построения данной, да и любых других деталей. Позже рассмотрим другой способ.

Спасибо за внимание 🙂 .

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

Читайте также:  При какой температуре кипит кровь

Подписаться

26

Построение правильного шестигранника

  • 02-03-2015
  • 15
  • 3560

Построение шестигранника может производиться несколькими способами. Удобнее всего использовать стандартный набор чертежных инструментов: циркуль, линейку. Однако, в отсутствие циркуля, фигура этого типа может быть начерчена с помощью рейсшины, угольника заводского изготовления с углами 90/60/30°.

Как построить шестиугольник в компасе

Шестигранники применяются для откручивания и закручивания болтов при ремонте и сборке мебели.

В обоих случаях особенностью построения является элементарное знание основ геометрии. В правильном шестиугольнике длина его стороны всегда равна радиусу окружности, описанной вокруг него, противоположные стороны параллельны, грани сопрягаются под углом 60°.

  • Как проходит сварка.
  • Показатели температуры огня.

Способ вычерчивания шестиугольника циркулем, линейкой

Чтобы построить шестигранник при наличии циркуля, достаточно вычертить окружность, найти на ее дуге 6 точек, соединив их отрезками. Для этого достаточно настроить циркуль один раз, отложив на нем значение стороны многогранника. Линейка потребуется для строительства вспомогательных, основных линий.

Метод выглядит следующим образом:

Как построить шестиугольник в компасе

Первый способ вычерчивания шестиугольника циркулем: 1,2,3,4,5,6 – углы, 0 – центр, D – радиус шестигранника.

  • циркулем вычерчивается окружность – радиус является размером стороны;
  • по линейке проводится радиус – точки пересечения этого отрезка будут углами многоугольника;
  • находятся два угла многоугольника – циркуль переставляется в одну из точек пересечения отрезка (проведенный на предыдущем этапе диаметр), на дуге делаются отметки;
  • находятся оставшиеся два угла – циркуль перемещается в противоположную точку пересечения отрезка с дугой окружности, создаются отметки пересечения на второй стороне окружности.

Построение правильного шестигранника завершается соединением получившихся углов по линейке. Это самый точный способ, требующий минимального количества чертежного инструмента.

При значительном размере сторон (например, крой листового металла, деревянных заготовок) можно использовать шнур с карандашом.

Один край шнура крепится к карандашу/маркеру, второй неподвижно фиксируется в центре окружности, затем в точках пересечения диаметра с дугой окружности.

Построение занимает минимальное количество времени, точность целиком зависит от заточки карандаша, наличия фиксатора на циркуле.

Способ вычерчивания шестиугольника без циркуля

Построение правильного шестигранника без циркуля требует обязательного наличия рейсшины – специального инструмента в виде линейки, внутри корпуса которой расположен массивный вал с резиновыми элементами, препятствующими проскальзыванию.

Он создан для быстрого изготовления параллельных прямых, обеспечивая высокую точность построений. Качество вычерчивания в данном методе полностью зависит от точности угла 60° в угольнике заводского изготовления, градуирования шкалы линейки.

Способ построения выглядит следующим образом:

Как построить шестиугольник в компасе

Второй способ вычерчивания шестиугольника циркулем: 1,2,3,4,5,6 – углы, 0 – центр, D – радиус шестигранника.

  • к одной стороне отрезка прикладывается угольник – короткая сторона совмещена с линией, угол 60° примыкает к концу отрезка изнутри, по гипотенузе угольника проводится линия произвольного размера, который корректируется впоследствии по шкале линейки;
  • на листе/заготовке вычерчивается линия – длина ее равна двум размерам стороны многоугольника, края автоматически становятся центрами многогранника;
  • операция повторяется при развороте угольника – угол 60° перемещается к противоположной стороне отрезка, центром вращения является длинный катет угольника;
  • разворот угольника – теперь центром вращения становится короткий катет угольника, вычерчиваются еще две грани;
  • уточнение размеров сторон – на четырех получившихся сторонах многоугольника по линейке откладывается их точный размер;
  • строительство двух оставшихся сторон – они расположены параллельно линии, с которой было начато черчение, проводятся по линейке, затем уточняется их размер;
  • контроль параллельности – шкала рейсшины совмещается с линией, от которой началось построение фигуры, затем инструмент перемещается вверх/вниз для удостоверения параллельности двух противоположных граней между собой, с этим отрезком

Шестигранник в этом случае вычерчивается дольше, чем в первом способе. Однако так можно построить необходимую фигуру, в отсутствие циркуля, угольником. Технология основана на параллельности противоположных сторон правильного шестиугольника, одинаковых внутренних углах 60°.

Промышленность выпускает угольники как с острыми углами, удобными для данного метода, так и со скругленными.

Как построить шестиугольник в компасе

Третий способ вычерчивания шестиугольника циркулем: a – диаметр, b – сторона шестигранника.

В последнем случае удобнее несколько изменить технологию:

  • после вычерчивания центрального отрезка по нему выравнивается рейсшина;
  • инструмент откатывается вниз на произвольную величину;
  • короткая гипотенуза угольника совмещается с линейкой рейсшины, а не с центральным отрезком;
  • скругленный край инструмента не участвует в построении, линия проводится по цельной части гипотенузы.

Операция повторяется с противоположной стороны отрезка, после чего рейсшина разворачивается на 180°, опять совмещается с центральной линией, откатывается вверх для построения двух других сторон многогранника.

Это стандартные способы вычерчивания равностороннего многоугольника с шестью углами, гранями. Они удобны для кроя заготовок любых размеров из разных материалов, в стандартном черчении на ватмане. Обе методики имеют исключительно прикладное значение, так как в профессиональных графических редакторах (AutoCAD, Компас-3D) подобные фигуры создаются автоматически заданием нужных параметров.

КОМПАС-3D. Как работать в графической программе Компасе

КОМПАС-3D Home — это доступная даже ребёнку система трехмерного моделирования, обладающая полными возможностями профессиональных пакетов.

КОМПАС-3D Home разработана российской компанией АСКОН на основе профессиональной системы КОМПАС-3D, которая существует на рынке уже более 26 лет.

Система полностью русскоязычная, включая все мануалы и справки, что безусловно упростит вам дальнейшее изучение.

Для ознакомления вы можете скачать бесплатную 60-дневную версию КОМПАС-3D Home, сделать это можно на сайте kompas.ru

Создание 3Д модели в Компасе

Запускаем программу КОМПАС 3Д (я использую версию 18) и выбираем то, что мы будем чертить в нашем случае это Деталь.

Перед нами открывается рабочее пространство, в котором мы будем чертить нашу модель.

Видео. Урок 1 (часть первая) — Видео уроки Компас 3D

Заставка

Заполнив несложную форму, мы получаем на электронную почту ссылку на архив. Скачиваем архив, не забываем распаковать его и устанавливаем программу. Надеюсь этот процесс не будет для вас затруднителен.

При первом запуске появляется окно Вид приложения — просто нажмите Ок. Настройка вам пока не понадобится.

Запуск программы

После запуска программы мы видим стартовую страницу:

Создадим деталь — для этого просто кликните соответствующий значок на стартовой странице. Эскиз — основа любой модели. Основой любой операции является эскиз. Эскизы располагаются на плоскостях или гранях модели.

Для построения эскиза необходимо нажать кнопку Эскиз на панели Текущее состояние и выделить нужную плоскость.

После этого вы переходите в режим эскиза — изображение разворачивается на плоскость экрана. В правом углу появляется значок режима эскиза.

Создадим прямоугольник. Для этого выберите команду Прямоугольник в панели Геометрия.

Вы можете либо кликнуть в двух произвольных местах на экране, либо ввести значения с клавиатуры. Введем значение высоты 50 мм — нажмем Enter, затем введем значение ширины 50 мм — нажмем Enter. Кликните в любой точке для размещения получившегося квадрата.

Теперь можно выйти из режима эскиза. Для этого либо снова кликните на кнопку эскиза на панели Текущее состояние, либо на значок режима эскиза в правом верхнем углу рабочего поля модели.

Сопряжения механической связи

В функционале КОМПАС­3D помимо позиционирующих сопряжений присутствуют сопряжения механической связи: вращение — вращение, вращение — перемещение, кулачок — толкатель.

Читайте также:  Как ставить заклепки на металл

Перемещение компонентов между собой происходит с учетом ограничений, налагаемых позиционирующими сопряжениями. Данные сопряжения позволяют немного увеличить потенциал операций вращения и перемещения при создании анимации.

Чтобы понять суть сопряжений механических связей, рассмот­рим несколько частных примеров.

Сопряжение «вращение — вращение»

Механическая передача в коническом редукторе является подходящим примером для создания сопряжения «вращение — вращение», когда ведущее зубчатое колесо передает крутящий момент ведомому.

Для идеального отображения картинки колёса потребуется расположить в пространстве так, чтобы зуб одного попадал в середину впадины другого колеса. Оси колес должны быть перпендикулярны.

Настройка взаимосвязей сводится к указанию в дереве построения или окне сборки элементов, которые будут вращаться, их осей вращения или альтернативных элементов вращения (поверхность вала, отверстие и т.д.) и соотношения — передаточного числа (рис. 13).

Рис. 13. Панель свойств сопряжения «вращение — вращение»

Рис. 14. Анимация зацепления зубчатой конической передачи

Создание анимации сводится к предыдущему примеру. Необходимо задать вращение ведущего вала, который предварительно сопряжен с ведущей шестерней. Если все сопряжения настроены верно и передаточное отношение колес задано правильно, то цепочка «ведущий вал — ведущая шестерня — ведомое колесо — ведомый вал — цилиндрическая шестерня» будет вращаться без ошибок (рис. 14).

Сопряжение «вращение — перемещение»

Для сопряжения «вращение — перемещение» примером может служить механическая передача «шестерня — рейка», когда за счет вращения шестерни происходит перемещение направляющей, на которой нарезан зубчатый венец.

Или, наоборот, при перемещении рейки происходит вращение зубчатого колеса.

Параметры зацеп­ления аналогичны предыдущему примеру, за исключением того, что вместо оси вращения второго элемента надо указать направление перемещения (рис. 15).

Рис. 15. Панель свойств сопряжения «вращение — перемещение»

Рис. 16. Анимация зацепления зубчатой передачи «шестерня — рейка»

На рис. 16 показано, как при возвратно­поступательном движении зубчатой рейки происходит поворот вращающегося захвата.

Для построения траектории перемещения необходимо в дереве анимации выделить рейку и воспользоваться командой Перемещение -> Построить траекторию из меню Параметры.

Затем в появившемся окошке Построение нужно нажать кнопку Считать положение (так система запомнит начальное положение рейки), а потом ручным перемещением компонента в контексте сборки переместить рейку в конечное положение и снова нажать кнопку Считать положение.

После, по нажатии кнопки Завершить, в дереве анимации и дереве построения автоматически появится траектория в виде 3D­ломаной (рис. 17).

Рис. 17. Построение траектории перемещения компонента в контексте сборки

Сопряжение «кулачок — толкатель»

Сопряжение «кулачок — толкатель» устанавливает взаимодействие компонентов при перемещении в кулачковом механизме. При вращательном движении кулачка его рабочая поверхность контактирует с рабочей поверхностью толкателя, который, в свою очередь, совершает возвратно­поступательное движение (рис. 18).

Рис. 18. Анимация кулачковых механизмов с кулачками разных профилей

Настройка взаимодействия сводится к выбору рабочих граней и оси вращения кулачка. Также в окне сборки или дереве построения необходимо указать толкатель и задать направление или вектор, вдоль которого он будет перемещаться (рис. 19).

Рис. 19. Панель свойств сопряжения «кулачок — толкатель»

В зависимости от профиля кулачка и формы толкателя анимация кулачкового механизма позволяет выявить заклинивание механизма.

Подводя краткий итог по данному типу сопряжений, добавлю, что все механические сопряжения компонентов стоит накладывать после размещения всех компонентов сборки и наложения на них позиционирующих сопряжений.

Также не стоит два сопрягаемых механическим сопряжением компонента связывать какими­нибудь позиционирующими связями, которые могут впоследствии привести к ошибкам.

К примеру, сопряжение «кулачок — толкатель» не должно дублироваться сопряжением «касание» толкателя и одной из рабочих поверхностей кулачка и т.д.

На каждом шаге можно совмещать принципы движения, например перемещение — перемещение, перемещение — вращение, в зависимости от того, что требуется изобразить. Рассмотрим несколько частных примеров взаимодействия движений компонентов.

Вспомогательные линии

В Компасе существует такой инструмент как Вспомогательные линии, они помогают отсчитать нужный угол, нужное расстояние, провести прямую через определенную точку и т.п.

на чертежах, как и в 3д, модели они никак не отображаются. Давайте для начала проставим вспомогательные линии по центру. Нажимаем на стрелочку рядом с кнопкой вспомогательных линий (см. рис.

ниже), выбираем пункт Вспомогательная прямая

  • Нажимаем ЛКМ (левой клавишей мыши) в центре координат, затем чуть выше, чтобы поставить линию по вертикали, затем по центру и в сторону, чтобы поставить по горизонтали.
  • Теперь выберем в списке вспомогательных линий Параллельная прямая (этот инструмент даст нам возможность поставить параллельную линию, или две линии на определенном расстоянии от выбранной линии), выбираем в качестве точки отсчета горизонтальную линию, устанавливаем галочку С двух сторон и вводим значение на которое необходимо отступить от центра (я задаю значение 30), жмем клавишу Enter.
  • Сделаем также и с вертикальной линией, только на этот раз я возьму значение 60. После этого мы имеем следующий контур из вспомогательных линий:
  • Теперь сделаем одну линию под углом, для этого снова выбираем Вспомогательная прямая, проверяем чтобы на панели инструментов были не активны такие инструменты как Привязка и Ортогональность (привязки могут нам мешать вручную выставлять угол, а ортогональность запрещает нам проводить линии под различными углами), ставим точку откуда будет считаться угол и вводим необходимое значение (в моем случае 65 градусов) и жмем Enter.
  • Теперь обведем контур фигуры с помощью основных линий, для этого выбираем инструмент Отрезок, включаем привязку, чтобы наш контур был замкнут и обводим контур. У меня получилось следующее:

Переход в 3Д. Выдавливание

Теперь сделаем из нашего чертежа объемную модель, для этого используем Элемент выдавливания, нажимаем на него на панели инструментов, задаем направление выдавливания и расстояние, на которое необходимо выдавить деталь и жмем на зеленую галочку для завершения.

Важно! Контур который мы хотим выдавить должен быть замкнут, т.е. не иметь разрывов, а также не должен пересекать какие-либо линии и не иметь линий по касательной контура

Вот что мы имеем в итоге:

  Сублимированные продукты — ценный подарок науки человечеству

Инструмент Дуга

С помощью этого инструмента можно нарисовать дугу между двумя точками. Нажимаем ЛКМ (левую клавишу мыши) на кнопке Дуга и удерживая ее выбираем из списка необходимый инструмент.

Я выбираю инструмент Дуга по двум точкам и указываю две точки в месте разрыва, нажимаю на кнопку Направление чтобы изменить в какую сторону будет изгибаться дуга.

Плоскости

Как и в других программах трехмерного моделирования в Компасе имеются три оси X, Y, Z соответственно и три плоскости XY, ZX, ZY (каждая ось и плоскость нарисованы своим цветом). При необходимости можно создавать дополнительные плоскости, но об этом мы поговорим отдельно.

Для того чтобы начать чертить в 3Д необходимо выбрать ту плоскость в которой будет располагаться наша деталь (в формате 2Д конечно же плоскость только одна). И нажимаем на инструмент Создать эскиз.

После этого программа переводит нас в режим черчения в 2Д.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]