Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

Сложно представить работу современного автомобиля без аккумуляторной батареи.

Если машина имеет механическую коробку передач, ее двигатель можно завести и без автономного источника питания (о том, как это можно сделать, уже было описано ранее).

Что же касается транспортных средств, которые имеют разновидность автоматической трансмиссии, это сделать практически невозможно (в этом случае поможет только бустер – специальное пусковое устройство).

Большинство современных АКБ не нуждаются в обслуживании. Единственное, что можно сделать, чтобы продлить ей жизнь – проверка напряжения. Это необходимо для того, чтобы вовремя определить необходимость в подзарядке и удостовериться, что автомобильный генератор обеспечивает подачу нужного напряжения на аккумулятор, когда мотор заведен.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

Если в автомобиле установлен обслуживаемый аккумулятор, то дополнительно потребуется проверка уровня электролита, чтобы свинцовые пластины не посыпались из-за контакта с воздухом. Еще одна процедура для таких устройств – проверка плотности жидкости ареометром (как правильно пользоваться прибором, рассказано здесь).

Для проверки аккумуляторов существует несколько способов. Далее – подробно о каждом из них.

ВНЕШНИЙ ОСМОТР АККУМУЛЯТОРА

Первая и простейшая диагностика АКБ начинается с внешнего осмотра. Во многом проблемы с зарядом начинаются из-за скопления грязи, пыли, влаги и потеков электролита. Возникает процесс саморазряда токов, а окисленные клеммы добавят утечку тока на электронику. Все в сумме, при несвоевременном заряде, постепенно выводит из строя аккумуляторную батарею.

Саморазряд выявляется просто: одним щупом вольтметра необходимо прикоснуться к плюсовой клемме, вторым щупом водить по корпусу батареи, при этом указанные цифры покажут напряжение, с которым идет саморазряд. Убрать потек электролита нужно содовым раствором (1 чайная ложка на 200 мл воды). При окислении клемм необходимо зачистить их наждачной бумагой, после нанести специальный жир для клемм.

Аккумулятор должен обязательно быть закреплен, иначе пластиковый корпус может лопнуть в любой момент, особенно зимой.

Как проверить автомобильный аккумулятор мультиметром?

Данный прибор пригодится не только в случае проверки АКБ. Если автовладелец часто производит разного рода замеры в электроцепи авто, то мультиметр в хозяйстве пригодится. Выбирая новое устройство, следует отдать предпочтение модели с цифровым дисплеем, чем со стрелкой. Визуально легче зафиксировать нужный параметр.

Некоторые автомобилисты довольствуются данными, которые поступают с бортового компьютера авто или отображаются на брелке сигнализации. Часто их данные отличаются от реальных показателей. Причина такому недоверию – особенность подключения к батарее.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

Переносной мультиметр подсоединяется напрямую к клеммам источника энергии. Бортовые приборы же наоборот – интегрируются в магистраль, в которой могут наблюдаться некоторые потери энергии.

Прибор выставляется в режим вольтметра. Положительным щупом устройства касаются клеммы «+» на батарее, а отрицательный, соответственно прижимаем на вывод «-». Заряженные аккумуляторы показывают напряжение в 12,7В. Если показатель ниже, то батарею нужно зарядить.

Бывают случаи, когда мультиметр выдает значение выше 13 вольт. Это значит, что в аккумуляторе присутствует поверхностное напряжение. В этом случае процедуру нужно повторить спустя пару часов.

Разряженная акб будет показывать значение меньше 12,5 вольт. Если на экране мультиметра автовладелец увидел цифру ниже 12 вольт, то батарею немедленно нужно поставить на зарядку, чтобы предотвратить сульфатацию.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

Вот как можно определить напряжение аккумулятора по показателям мультиметра:

  • Полный заряд – более 12,7В;
  • Половина зарядки – 12,5В;
  • Разряженная батарея – 11,9В;
  • Если напряжение ниже этого, АКБ в глубокой разрядке, и есть большая вероятность, что пластины уже подвержены сульфатации.

Стоит отметить, что этот способ позволяет только определить, нужно ли ставить акб на зарядку, но об исправности устройства предоставляет мало информации. Для этого есть другие методы.

Как проверить автомобильный аккумулятор нагрузочной вилкой?

Нагрузочная вилка подсоединяется идентично мультиметру. Для удобства монтажа провода большинства моделей окрашены в стандартные цвета – черный (-) и красный (+). Провода питания любого автомобиля имеют соответствующую расцветку. Это поможет водителю подключить прибор в соответствии с полюсами.

Вилка работает по следующему принципу. Когда подсоединяются клеммы, устройство образует краткосрочное короткое замыкание. Во время выполнения проверки аккумулятор можно в некоторой степени разрядить. Пока клеммы подключены, полученная от батареи энергия нагревает устройство.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

Прибор проверяет степень просадки напряжения в источнике питания. Идеальная батарея будет иметь минимальный показатель. Если устройство показало напряжение менее 7 вольт, то стоит собирать средства на новую батарею.

Однако в этом случае есть несколько нюансов:

  • Нельзя проводить проверку на морозе;
  • Прибор можно использовать только на заряженной батарее;
  • Перед процедурой следует выяснить, подходит ли данная вилка для конкретной акб. Проблема в том, что нагрузочная вилка не предназначена для большой емкости аккумуляторов, а те модели, которые имеют малую емкость, быстро разряжаются, и поэтому прибор покажет, что батарея уже непригодна.

Как проверить автомобильный аккумулятор тестером тока холодной прокрутки?

На смену нагрузочной вилке, которая предназначена для замера емкости аккумулятора, пришла новая разработка – тестер холодной прокрутки. Помимо замера емкости устройство фиксирует сопротивление внутри АКБ и на основании этих параметров определяется, в каком состоянии находятся ее пластины, а также ток холодного пуска.

ССА – параметр, который указывает на работоспособность батареи на морозе. От этого зависит, сможет ли водитель завести автомобиль в зимний период.

В тестерах данного типа устранены недостатки, которые имеют мультиметры и нагрузочные вилки. Вот некоторые достоинства проверки с помощью данного прибора:

  • Измерить нужные показатели аккумулятора можно даже на разряженном устройстве;
  • Во время проведения процедуры акб не разряжается;
  • Можно выполнять проверку несколько раз без неприятных последствий для батареи;
  • Прибор не создает короткое замыкание;
  • Определяет поверхностное напряжение и устраняет его, благодаря чему не нужно долго ждать, пока оно само устранится.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

Большинство магазинов, которые продают аккумуляторы, крайне редко используют данный прибор, и не ввиду его стоимости. Дело в том, что нагрузочная вилка позволяет определить, насколько сильно разряжается АКБ при резкой нагрузке, а мультиметр – только необходимость в подзарядке.

При выборе нового аккумулятора проверка тестером покажет покупателю, стоит ли брать конкретную позицию или нет. Пусковая способность покажет, устарела ли батарея или ее ресурс еще велик. Большинству торговых точек это не выгодно, так как у батарей есть свой срок хранения, а на складах может находиться много товара.

Проверка аккумулятора нагрузочным устройством (разрядным устройством)

Данный способ проверить автомобильный аккумулятор – самый ресурсозатрантый. На выполнение процедуры уйдет гораздо больше средств и времени.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

Нагрузочный прибор в основном применяется только в целях гарантийного сервисного обслуживания. Он позволяет измерить остаточную емкость батареи. Разрядное устройство определяет два важных параметра:

  1. Стартерные свойства источника питания – какой максимальный ток выдает акб за минимальный промежуток времени (определяется также тестером);
  2. Емкость батареи в резерве. Этот параметр позволяет определить, сколько времени автомобиль сможет проработать на самом аккумуляторе, если вышел из строя генератор;
  3. Позволяет проверить электрическую емкость.

При помощи устройства аккумулятор разряжается. В результате специалист узнает о резерве емкости (минуты) и силе тока (ампер/час).

Проверка уровня электролита в аккумуляторе

Данная процедура касается исключительно моделей, которые можно обслуживать. Такие модели подвержены испарению рабочей жидкости, поэтому периодически автовладелец должен проверять ее уровень и восполнять недостаток объема.

Многие автолюбители выполняют эту проверку на глаз. Для более точного определения существует специальная стеклянная полая трубка, открытая с обоих концов. На нижней части нанесена шкала. Уровень электролита проверяется следующим образом.

Трубку помещают в отверстие банки до упора в сетку сепаратора. Верхнюю часть закрывают пальцем. Достаем трубку, и количество жидкости в ней покажет реальный уровень в конкретной банке.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

Если количество электролита в банках меньше 1-1,2 сантиметра, объем восполняется дистиллированной водой. Иногда можно заливать приготовленный электролит, но только в том случае, если из батареи вытекла жидкость, а не выкипела.

Многие модели аккумуляторов оснащены специальным окошком, в котором производитель предусмотрел индикацию, соответствующую состоянию источника питания:

  • Зеленый цвет – акб в норме;
  • Белый цвет – нужна подзарядка;
  • Красный цвет – долить воду и зарядить.

Проверка при работающем двигателе

Данные замеры в первую очередь помогают определить работоспособность генератора, однако косвенно некоторые параметры могут указать также и на состояние АКБ. Так, подсоединив к клеммам мультиметр, делаем замеры в режиме V (вольтметр).

При нормальном состоянии батареи на экране будет показано значение 13,5-14В. Бывает так, что автомобилист фиксирует показатель выше нормы.

Это может указывать на то, что источник питания разряжен, и генератор испытывает особенную нагрузку, пытаясь зарядить батарею.

Иногда бывает так, что в зимний период бортовая сеть автомобиля инициирует усиленную подзарядку, чтобы после выключения мотора АКБ смогла запустить двигатель.

Нельзя допускать перезаряд элемента питания. Из-за этого электролит будет сильнее выкипать. Если напряжение не снижается, стоит выключить ДВС и проверить напряжение на батарее. Также не помешает проверить регулятор напряжения генератора (о других неисправностях данного устройства рассказывается здесь).

Низкие показатели зарядки акб тоже свидетельствует о неисправностях генератора. Однако прежде чем бежать в магазин за новой батареей или генератором, следует убедиться в следующем:

  • Выключены ли все потребители энергии в машине;
  • В каком состоянии находятся клеммы батареи – если имеется налет, то его следует удалить при помощи наждачки.

Также пока работает мотор проверяется мощность генератора. Постепенно включаются потребители электричества. После активации каждого из устройств уровень заряда должен незначительно падать (в пределах 0,2В). Если происходят значительные провалы энергии, это значит, что щетки износились и нуждаются в замене.

Проверка при неработающем двигателе

Остальные показатели проверяются при неактивном моторе. Если батарея будет сильно разряжена, машину будет сложно или вообще невозможно завести без альтернативных методов. О нормах уровня заряда было упомянуто в начале статьи.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

Есть одна тонкость, которую нужно учитывать, выполняя замеры. Если выполнять процедуру сразу после того, как двигатель был заглушен, уровень напряжения будет выше, чем после простоя машины. Ввиду этого проверять следует во втором случае. Так автомобилист определит, насколько эффективно удерживается энергия в источнике питания.

Читайте также:  Изменение технологического процесса это

И напоследок – небольшой, но важный совет от автоэлектрика касательно разряда батареи во время стоянки машины:

Никогда так не делай и не будет проблем. А если это уже сделано, то вот как это можно обнаружить.

Вопросы и ответы:

Как понять, что аккумулятор плохой? Емкость аккумуляторной батареи визуально можно проверить, на 20 минут включив дальний свет. Если по истечении этого времени стартер невозможно провернуть, то АКБ пора менять.

Как проверить аккумуляторную батарею в домашних условиях? Для этого потребуется мультиметр в режиме вольтметра (выставляется режим 20В). Щупами касаемся клемм АКБ (черный минус, красный плюс). Норма – 12.7В.

Как проверить автомобильный аккумулятор лампочкой? Подключается вольтметр и 12-вольтовая лампа. При исправной АКБ (свет должен светиться 2 мин.) лампочка не тускнеет, а напряжение должен быть в пределах 12.4В.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром? Проверка заряда, ампеража, силы тока аккумулятора автомобиля

Ни для кого не секрет, что работа современных автомобилей напрямую зависит от того, в каком состоянии находится аккумулятор.

Ведь время двигателей, которые могут заводиться от поворота рычага уже давно прошло, не говоря уже о том, что для функционирования современных электронных систем отвечающих за безопасность вождения, навигацию и т.д. необходимо электропитание.

Соответственно поддерживать аккумулятор в хорошем состоянии достаточно важно. К сожалению методы его диагностики неизвестны многим владельцам авто. Поэтому в данной статье мы расскажем, как проверить аккумулятор мультиметром.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

Мультиметр является универсальным электроприбором, который стоит иметь при себе любому водителю. С его помощью можно измерить множество важных параметров, которые свидетельствуют о работе аккумулятора.

Как проверить мультиметром заряд аккумулятора?

В большинстве современных аккумуляторов имеется специальный датчик, который изменяет свой цвет в зависимости заряда аккумулятора. Однако получить с его помощью точные данные с его помощью не получится.

Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром?

Для того чтобы проверить заряд литий-ионного аккумулятора необходимо выполнить следующие действия:

  • Перевести мультиметр в режим вольтметра (измерение напряжения) и установить диапазон от 0 до 20V;
  • Отсоединить аккумулятор от электропроводки автомобиля;
  • Подсоедините красный щуп к положительному гнезду;
  • Подсоедините черный щуп к отрицательному гнезду;
  • Запишите показания.

Если мультиметр показывает, что напряжение равно 12,6 вольт, то это свидетельствует о том, что батарея не нуждается в зарядке и полностью работоспособна. Если показания ниже 12,6 – это обозначает необходимость дозарядки аккумулятора.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

В том случае, если мультиметр показывает менее двенадцати вольт, то аккумулятор полностью разряжен, и необходимо срочно зарядить его. Если показания меньше одиннадцати вольт – использование такого аккумулятора может сжечь генератор или зарядное устройство, а значит, от него лучше избавиться и купить новый.

Важно помнить о том, что для получения актуальных данных нужно проверять заряд нужно подождать 5-6 часов после того как аккумулятор будет отключен от автомобиля.

Как проверить зарядку аккумулятора от генератора мультиметром? Точно таким же образом, но теперь для замера показателей необходимо будет отключить генератор от аккумулятора, получить нужные данные, и при необходимости снова поставить его на дозарядку.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром?

Еще одним важным показателем является емкость аккумулятора. Эта характеристика показывает, какое количество заряда он отдаст в течение конкретного промежутка времени, при определенном напряжении, и она измеряется в ампер-часах.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

Емкость аккумулятора автомобиля, при помощи мультиметра можно проверить несколькими способами.

Проверка емкости аккумулятора авто под нагрузкой

Одним их способов проверки емкости аккумулятора с помощью мультиметра является применение нагрузки, в роли которой может выступать обычная лампочка. Стоит помнить, что если она начинает постепенно тускнуть, то на этом можно заканчивать проверку, поскольку аккумулятор неработоспособен.

Нагрузку для проверки аккумулятора необходимо подбирать таким образом, чтобы она могла забрать половину тока батареи, то есть если емкость равна 7 Амперам в час, то нагрузка должна быть 3,5 Вольт. Отличным вариантом может быть автомобильная фара мощность, которой равна 35-40 Ватт.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

Поэтапно данная процедура выглядит так:

  • Аккумулятор отключается от генератора;
  • Подключается нагрузка;
  • Около двух минут аккумулятор должен работать под нагрузкой;
  • Отключается нагрузка;
  • К аккумулятору подключается мультиметр в режиме измерения напряжения;
  • Снимаются показатели.

Если аккумулятор исправен, то его напряжение должно быть выше 12,4 Вольт. Соответственно любые проблемы при запуске, скорее всего, вызывает неисправность электропроводки или иных систем автомобиля. В том случае, если показатели мультиметра находятся в промежутке от 12 до 12,4 Вольт, то это значит, что долго он не проработает и в скором времени нужно будет приобрести новый аккумулятор.

Проверка емкости аккумулятора методом контрольного разряда

Для того чтобы проверить аккумулятор таким образом необходимо полностью зарядить его и нагрузить таким образом, чтобы сила тока разрядки соответствовала расчетному значению, которое указано в паспорте батареи. При этом в цепь включается амперметр или мультиметр включенный в режим отображения силы тока в цепи.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

После этого, необходимо зарегистрировать через какое время сила тока уменьшится более чем на 50%. Получившееся значение сравниваем с паспортными данными аккумулятора и если разница не велика, то он вполне годен к использованию. Если разница велика, то это явное свидетельство о том, что батарею нужно заменить.

Как проверить ампераж аккумулятора мультиметром?

Несмотря на то, что для успешной работы батарей основными характеристиками являются напряжение (заряд) и емкость, немалое количество водителей интересуется тем как проверить силу тока аккумулятора мультиметром или амперметром.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

В первую очередь необходимо помнить, что силу тока бесполезно замерять непосредственно на аккумуляторе. Более того, это может привести короткому замыканию.

Для того чтобы проверить амперы аккумулятора мультиметром необходимо снимать показания непосредственно из электроцепи. Однако стоит помнить о том, что данная характеристика во многом будет зависеть от количества и типа подключенных приборов.

Видео — проверка аккумулятора

1 … 3

Что и как можно проверить мультиметром в аккумуляторе

Иногда у автомобилистов возникает необходимость проверить состояние тех или иных узлов. Одним из них выступает и аккумуляторная батарея, которая нуждается в периодической диагностике и обслуживании.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

Всякий раз отвозить машину в автосервис затратно по деньгам и по времени. Плюс целый ряд задач можно решить в гаражных условиях, не прибегая к использованию сложного профессионального оборудования.

На многие вопросы относительно состояния АКБ поможет ответить универсальный мультиметр. Именно мультиметром можно быстро и достаточно легко проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, оценить его текущее состояние, найти слабые места.

Что можно проверить

Мультиметром называют специальное приспособление, позволяющее делать замеры вольтажа, силы тока, сопротивления, температуры и пр. Это распространённый прибор, который получил широкое применение в различных областях и сферах деятельности.

Практически каждый автомобилист, который хотя бы минимально занимается обслуживанием своего авто, должен иметь в распоряжении подобный девайс.

Используя мультиметр, можно проверить:

  • напряжение;
  • силу тока;
  • ёмкость;
  • внутреннее сопротивление;
  • утечки тока.

Да, в некоторых случаях, помимо самого мультиметра, потребуются дополнительные приспособления. Но отыскать их у себя в гараже или купить за небольшие деньги не составит проблем.

Напряжение

Рассмотрим для начала, как проверять напряжение в аккумуляторе мультиметром, и что для этого потребуется сделать.

Разобраться с тем, как самому проверить зарядку мультиметром у аккумулятора, не сложно. Достаточно следовать инструкциям, а также не забывать о технике безопасности:

  1. Для начала нужно собрать устройство. Перед тем как поверить зарядку своего аккумулятора мультиметром, переведите его в режим измерения именно напряжения, то есть вольтажа. Поскольку многие переключают почему-то на амперах.
  2. Если у вас поворотный переключатель, его нужно повернуть в положение порога измерений до 20 Вольт. То есть просто установите отметку 20V. Поскольку АКБ вырабатывает до 14,5 В (при работе двигателя), то диапазон до 20 В будет оптимальным.
  3. Чтобы выполнить замер напряжения у вашего аккумулятора, своим мультиметром подключитесь к клеммам батареи. Чёрный провод идёт на минус, а красный на плюс.
  4. Теперь фиксируйте, сколько Вольт показывает прибор. Далее делайте соответствующие выводы.

Если вам удалось тестером проверить текущий заряд аккумулятора, не будет лишним разобраться в цифрах.

Тут стоит ориентироваться на такие значения:

  • если АКБ заряжена полностью, тогда мультиметр будет показывать порядка 12,7 В, то есть заряжать аккумулятор нет необходимости;
  • диапазон от 12,1 до 12,4 В говорит примерно о 50–70% заряда, то есть тут подключиться к ЗУ не помешает;
  • когда заряд падает ниже 11,7 В, это уже считается глубоким разрядом: некоторые АКБ при 10,5 В вернуть к жизни уже не получается.

Как видите, измерить самостоятельно обычным мультиметром вольтаж автомобильного аккумулятора – не проблема. Но это далеко не всё, на что способен этот диагностический девайс.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

Сила тока

Теперь о том, как можно самому проверить мультиметром ампераж аккумулятора. Эта процедура уже несколько сложнее, поскольку потребуется дополнительное приспособление в виде нагрузки. Обычно автомобилисты берут просто лампочку от фар.

Непосредственно на самой АКБ ампераж не измеряется. Это делается в созданной цепи.

Перед тем как измерить силу тока мультиметром на эксплуатируемом аккумуляторе, потребуется его подготовить. Для этого переведите переключать в положение измерения переменного тока.

Чтобы проверить амперы на автомобильном аккумуляторе, вооружившись мультиметром и лампочкой, необходимо:

  • перевести в нужное положение прибор;
  • выбрать необходимый предел по количеству Ампер;
  • сначала рекомендуется выбирать максимальный предел;
  • плюсовой щуп мультиметра соединяется с плюсом аккумулятора;
  • в разрыв минуса подключается лампочка;
  • должно получиться так, что минус от тестера идёт на лампочку, и от лампочки цепь замыкается на минусе АКБ;
  • теперь проверяются значения на приборе.

Контакт щупа с тестируемой батареей не должен длиться более 1–2 секунд.

  • Теперь нужно сравнить параметры на дисплее мультиметра с оптимальными характеристиками, указанными на корпусе аккумуляторной батареи.
  • Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром
  • Организовав подобную цепь, можно проверить силу тока своего аккумулятора, пользуясь только мультиметром и электрической лампочкой в качестве нагрузки.
Читайте также:  Чертежи улиток для холодной ковки своими руками

Ёмкость

Самостоятельно проверить ёмкость автомобильного аккумулятора, вооружившись мультиметром, не сложно. Но и здесь потребуется нагрузка в виде лампочки. Важно точно знать, какой у нагрузки ток потребления.

Саму инструкцию о том, как измерить ёмкость у аккумулятора обычным универсальным мультиметром, можно представить в таком виде:

  1. Полностью зарядите аккумулятор. Здесь лучше подойдёт зарядное устройство, чтобы точно добиться полного заряда.
  2. Далее подключите к АКБ нагрузку в виде лампочки от автомобильных фар. Обычно берут на 35–40 Вт.
  3. Обязательно запомните время, когда вы выполнили подключение, поскольку нагрузка будет постепенно забирать заряд.
  4. Параллельно с подключением нагрузки следует соединить щупы мультиметра с выводами АКБ, делая замеры в режиме постоянного напряжения. Тем самым вы сможете тестером наблюдать за изменениями.
  5. Когда напряжение на аккумуляторе упадёт примерно до 50% от своего максимума, отключайте нагрузку.

У автомобилиста теперь есть нагрузка с определёнными характеристиками, АКБ и время, в течение которого происходил разряд. Остаётся только умножить силу тока в цепи при нагрузке на количество часов, потраченных на разряд. Так вы получите ёмкость, выраженную в Ампер*часах.

Остаётся только сопоставить эти параметры со значениями, указанными на корпусе источника питания. Если полученная ёмкость близка с изначальным цифрам, с аккумулятором всё хорошо, и ему ещё предстоит долгая работа. Если же реальная ёмкость упала на 40–50% в сравнении с номинальной, тут стоит задуматься о замене АКБ.

Внутреннее сопротивление

Также мультиметром можно самостоятельно проверить внутреннее сопротивление, характерное для конкретной АКБ автомобиля.

Сделать замеры внутреннего сопротивления довольно просто. Но опять же, здесь потребуется воспользоваться лампочкой в качестве нагрузки. В качестве примера можно взять лампу галогенового типа на 60 Вт с током потребления 5 А:

  • когда ампераж составляет 100 А, потеря напряжения не должна быть более 1 В, то есть при 5 А напряжение будет порядка 0,05 В;
  • подключите лампочку к аккумуляторной батарее и дождитесь, когда она начнёт гореть;
  • в этот момент проверьте, какое напряжение на выводах аккумулятора, воспользовавшись мультиметром;
  • сделайте замеры и запишите их, либо просто запомните;
  • теперь выключите лампочку;
  • повторно проверьте показатели вольтажа на выводах.

Остаётся только сравнить 2 полученных значения. Если разница не превышает 0,05 В, то с аккумулятором всё хорошо. А точнее, его внутреннее сопротивление находится в пределах нормы.

Но когда разница заметно больше, это указывает на сильный износ источника питания. Долго такая батарея уже не прослужит, потому стоит подумать о покупке новой АКБ.

Ток утечки

Ещё с помощью мультиметра можно самостоятельно проверить автомобильный аккумулятор на предмет тока утечки.

Минимальные показатели утечки тока являются нормой для любой аккумуляторной батареи. И обычно они не превышают 60–80 мА.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

Обусловлено это тем, что даже во время стоянки, когда двигатель выключен, зажигание не работает, все потребители отключены, определённый расход энергии всё равно идёт. Это необходимо для поддержания работоспособности той же сигнализации, которая обычно и забирает больше всего энергии.

Потому принято считать, что утечка до 100 мА является нормой. Но всё, что превышает это значение, требует дополнительной проверки и диагностики.

Проверить утечку вовсе несложно. Здесь требуется действовать по такому алгоритму:

  • заглушите двигатель, выключите зажигание, подождите хотя бы 15–20 минут;
  • выключите всех потребителей, которые могут работать даже при выключенном зажигании, к их числу относят аудиосистему, мультимедийный комплекс, сигнализацию и пр.;
  • снимите минус с аккумуляторной батареи;
  • переключите измерительный прибор в режим проверки постоянного тока в диапазоне до 10 А;
  • теперь плюсовой провод тестера соедините с плюсом на АКБ;
  • к снятому минусу подключите минус от мультиметра;
  • смотрите на показания прибора.

Если утечки в аккумуляторной батарее нет, тогда и устройство будет показывать соответствующие нули.

Если же утечка присутствует, тогда на приборе вы увидите то, насколько сильно батарея теряет заряд. Когда значения выходят за рамки нормы, следует узнать, где именно проблема. Для этого достаточно поочерёдно отключать предохранители и возвращать их на место.

Вытащив очередной предохранитель или реле, параллельно наблюдая за мультиметром, вы можете увидеть, что ток утечки нормализовался. Это означает, что в этой системе или узле, за который отвечает извлечённый предохранитель, и кроется проблема повышенной утечки.

Быстрая проверка

Существует и очень простая, быстрая проверка состояния АКБ, для которой потребуется вооружиться только лишь одним мультиметром. Подобными экспресс-проверками рекомендуется периодически заниматься, чтобы хотя бы примерно знать о состоянии источника питания.

Здесь нужно сделать следующее:

  1. Остановите мотор, дайте ему просто постоять около 15 минут, после чего поднимайте капот.
  2. Плюс мультиметра соедините с плюсом на аккумуляторе. Теперь то же самое проделайте с минусом.
  3. Тестер должен стоять в режиме измерения напряжения с диапазоном до 20 В.
  4. Когда двигатель остановлен и зажигание выключено, заряженная АКБ должна показывать около 12,7 В.
  5. Теперь можно запустить двигатель, наблюдая за значениями на приборе. Если напряжение возросло до 14,5–14,7 В, это тоже хорошие показатели.
  6. Далее подключите какую-нибудь нагрузку. К примеру, в салоне включите печку или кондиционер, дальний свет, подогрев сидений.
  7. Под нагрузкой напряжение не должно падать более чем на 0,2 В в сравнении с параметрами без нагрузки. Если без нагрузки 14,7 В, то с нагрузкой нормой будет 14,5–14,6 В.

Вот и вся экспресс-проверка.

Мультиметр действительно даёт много возможностей. Но не со всеми задачами он справляется самостоятельно.

Полезное устройство в бардачке и гараже любого автомобилиста.

Проверяем аккумулятор мультиметром: полезные советы

Аккумуляторная батарея — одно из ключевых звеньев любого автомобиля. Чтобы батарея работала исправно, важно не только своевременно проходить технический осмотр, но и хотя бы раз в месяц проверять аккумулятор автомобиля, особенно если АКБ работает уже свыше трех лет. Как проверить аккумулятор мультиметром — поговорим в этой статье.

Первые признаки неисправности

Перед тем как переходить непосредственно к измерениям, нелишним будет оценить внешние признаки неисправного аккумулятора и те сигналы, которые могут свидетельствовать о надвигающихся проблемах с АКБ:

  1. при повороте ключа в замке зажигания стартер начинает крутить медленно и вяло, двигатель заводится неохотно и не всегда с первого раза;
  2. даже если аккумулятор недавно был полностью заряжен — через несколько запусков двигателя появляются симптомы, описанные в предыдущем пункте (часто ситуация наблюдается в зимнее время);
  3. нарушена целостность корпуса АКБ;
  4. сильное внешнее загрязнение и окисление клемм;
  5. следы электролита на поверхности аккумулятора.

Распространенные причины разрядки АКБ

Аккумуляторы часто разряжаются как по вине автовладельца, так и из-за сторонних причин. Конечно, наиболее распространенная причина внезапно севшей батареи авто — это рассеянность водителя, то есть оставленные включенными электроприборы — фары, подсветка, магнитола и т. п.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

Но гораздо более внушительный список набирается из-за технических проблем:

  • загрязнение аккумулятора;
  • длительный срок службы (более 4 лет);
  • поврежденная, устаревшая электропроводка автомобиля;
  • неверное подключение электроприборов;
  • неполадки с генератором или его регулятором;
  • неверно подобранный аккумулятор;
  • изменение уровня и плотности электролита;
  • частые поездки на короткие расстояния на низких скоростях.

Что проверяют мультиметром

После знакомства с основными параметрами неисправностей самое время узнать, что измеряется в аккумуляторе при помощи мультиметра.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

Ответ приятен: практически всё. Это и напряжение, и емкость, и внутреннее сопротивление, и ток утечки.

Именно поэтому мультиметр имеет такое название — он измеряет сразу много параметров.

Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром

Напряжение аккумулятора может многое сказать о его состоянии и работоспособности. Для проведения проверки мультиметр переводится в режим «вольтаж» с диапазоном не более 20 В.

Далее соединяется плюсовой провод устройства (обычно красный) с плюсовой клеммой аккумулятора автомобиля, а минусовой провод (обычно черный или синий) — с минусовой клеммой.

Существует два способа проверки этого показателя:

  • при работающем двигателе,
  • при отключенном двигателе.

Рассмотрим оба варианта.

Напряжение АКБ при заглушенной машине

Такое измерение лучше проводить после продолжительной стоянки автомобиля, например после ночи на стоянке, но не сразу после поездки.

Оптимальные цифры в таком случае — от 12,4 до 12,8 В.

Измерение напряжения при работающем моторе

Хорошими показателями считаются от 13,5 до 14 В.

Но в случае, если замеры производятся в холодное время года, АКБ могла подсесть из-за холода — в такой ситуации стоит повторить замер минут через 10.

Противоположная ситуация, если напряжение меньше 13 В, при этом не включены никакие дополнительные электроприборы (фары, печка, магнитола и т. п.).

Такая ситуация сигнализирует о проблемах с генератором, который не в состоянии держать заряд батареи на нужном уровне.

Измерение емкости

Еще одним показателем, который охарактеризует состояние аккумулятора, становится его емкость. Этот параметр также измеряется при помощи мультиметра.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

Для этого совершается ряд манипуляций:

  • вначале АКБ отсоединяется от генератора;
  • в цепь подключается потребитель энергии с известным потреблением;
  • минут 5 наблюдается работа цепи;
  • потребитель отключается, замеряются показатели батареи в режиме вольтажа.

Результаты второго замера указывают на имеющиеся проблемы. 12,4 В говорит о полной исправности батареи, а диапазон от 12 до 12,3 В — о ее скором выходе из строя.

Другой метод измерения емкости аккумулятора мультиметром — с помощью контрольного разряда. Он в чем-то похож на предыдущий.

Вначале батарея заряжается до 100 % емкости, что проверяется при помощи мультиметра в режиме вольтажа и амперметра. Затем в цепь подключается потребитель энергии с известным потреблением, например лампочка.

Когда емкость аккумулятора снизится на 50 %, эксперимент прекращают. Потраченное на разрядку время умножают на силу тока в цепи.

Получившийся результат должен быть приближенным к указанному в техническом паспорте. В противном случае имеются проблемы с аккумулятором.

Читайте также:  Гайки с шайбой для литых дисков

Проверка внутреннего сопротивления батареи

Чтобы осуществить данную операцию, необходима лампочка на 12 В, мультиметр и аккумулятор. Лампочка подсоединяется к батарее, и почти сразу же, через несколько секунд свечения, замеряется напряжение на клеммах АКБ.

Следующим действием лампочка отключается, а напряжение на клеммах замеряется повторно. Если разница измерений находится в пределах 0,05 В, то можно говорить о полной исправности батареи.

В остальных случаях выводы не столь радужны.

Проверка тока утечки мультиметром

Утечка тока в автомобиле — дело нормальное. Под утечкой понимают работу всех потребителей энергии (сигнализации, блокировки дверей, магнитолы и т. д.) в фоновом режиме.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

При нормальной ситуации утечка составляет 60—80 мА, но в случае неполадок потребление возрастает, и это сказывается на аккумуляторе не лучшим образом.

Как найти эту утечку?

Технология проверки

Необходимо выполнить следующие действия:

  1. Поставить мультиметр в режим измерения тока (DCA) на 10 или 20 ампер.
  2. Черный щуп (−) установить в гнездо COM.
  3. Красный щуп (+) установить в гнездо 10 ADC.
  4. Если проверка будет осуществляться в разрыв «массы», то с АКБ снимается минусовая клемма, к ней подключается один из проводов мультиметра, а другой провод подключается на минус аккумулятора. Полярность проводов здесь не важна.
  5. Если проверка будет осуществляться в разрыв «плюса», то с АКБ снимается плюсовая клемма. Минусовой провод амперметра подключается к клемме автомобиля, а плюсовой провод — к «+» аккумуляторной батареи.

Перед проверкой отключают в автомобиле все потребители энергии. Затем, примерно через минуту после полного отключения, мультиметр подключают в разрыв цепи. Если амперметр показывает 0, значит, утечки тока нет, а если выдаются другие показания, пусть даже минимальные, — необходимо искать точную причину утечки.

Для этого последовательно и по одному вытаскивают и ставят обратно все реле и предохранители. Так станет доподлинно известно, что является «слабым звеном».

Необходимо проявлять бдительность: если еще в момент снятия клемм с аккумулятора появляются искры, то проводить проверку обычным мультиметром достаточно опасно — есть риск сжечь устройство.

Интересные замеры

Если на батарее автомобиля имеются потеки электролита, то следующий занимательный эксперимент продемонстрирует утечку тока. Необходимо поставить мультиметр в режим измерения напряжения: один щуп прислонить к клемме автомобиля, а другой — к поверхности электролитного пятна. Показатели прибора вас удивят.

Пятно электролита, а также другие жидкости удаляются с поверхности аккумулятора щелочным 6%-м раствором соды (примерно столовая ложка на стакан воды). Используйте тряпку, смоченную в этом растворе. Избегайте заливания водой как всего корпуса АКБ, так и клемм, а также проводов автомобиля.

В конечном итоге при помощи обыкновенного мультиметра можно изучить большое количество характеристик штатного аккумулятора и не только. Именно поэтому даже самый простой такой прибор является крайне важной в хозяйстве вещицей.

Более того, такая несложная домашняя диагностика позволит избежать множества неприятных ситуаций, а также поможет своевременно проводить обслуживание и ремонт автомобиля.

Тестирование аккумуляторной батареи мультиметром — как это сделать правильно, виды АКБ для процесса тестирования

Аккумулятор – прибор для запуска системы пуска автомобиля. Без него он просто не заведется. Вернее, заведется, но только в экстренном положении. АКБ дает возможность при запуске двигателя раскрутить стартер для работы остальных механизмов.

Батарея должна быть всегда заряжена, чтобы выполнять свои основные функции. Оценить состояние и работоспособность батареи может любой человек, имея при себе мультиметр или нагрузочную вилку.

Мультиметр – устройство, при помощи которого можно с точностью проверить напряжение, силу тока или емкость батареи, вольтаж. Для того чтобы проверить любую батарею, можно использовать даже самое простое дешевое устройство.

Далее мы более детально рассмотрим наиболее распространенные варианты диагностики батареи таким прибором.

Виды аккумуляторных батарей для тестирования именно таким прибором

Все аккумуляторы имеют одинаковые пункты по основным свойствам и параметрам. Это – напряжение, вольтаж, емкость, сила тока, уровень сопротивления.

Значит, любую батарею можно проверить этим прибором на то, как она работает.

Самые распространенные аккумуляторы, которые можно проверить именно мультиметром – это батареи.

Есть автомобили, которые оснащены заводскими программами для установления уровня заряда аккумулятора. Но эти проги указывают неточную, общую информацию об уровне заряженности аккумулятора. Значит, им нельзя верить.

Тестируем основные параметры, используя мультиметр

Перед началом замеров АКБ необходимо отключить и отсоединить от авто.

Только  так возможно тестирование.

Напряжение в аккумуляторной батарее

Напряжение тестируют на клеммах батареи без нагрузки. Чтобы провести такую диагностику – достаточно отсоединить клемму «минус» с батареи и провести замеры измерительным устройством.

АКБ, который имеет стопроцентный заряд, в котором отсутствуют дефекты и исправен, покажет значение напряжения двенадцать В.

Если показатель на уровне одиннадцать В – батарея имеет заряд на уровне пятидесяти процентов. А если значение ниже одиннадцати – значит АКБ имеет неполадки и неисправности или разряжен.

Внимание! Еще мультиметром можно проверить и высокое напряжение (ток в розетке или технические аккумуляторы). Для этого на переключателе выбираем – 200 В.

Если на дисплее вы увидели число со знаком «-», это значит, что неправильно подсоединены кабеля. Перед тем как проверить АКБ, обязательно внимательно подсоедините – красный кабель – клемма «плюс», а черный – «минус».

Сила пускового тока

Переключаем мультиметра на указатель А. В таком положении у нас есть возможность проверить силу тока. Это значение измеряется в мАм. Для проведения такого замера нужно подсоединить щупы тестера к клеммам АКБ.

Для того чтобы проверить аккумуляторы с высокой мощностью и вольтажом, необходимо поменять положение на переключателе, а именно: выбрать пометку «10А».

Чтобы проверить силу тока на АКБ из авто, подойдет только профессиональное устройство (например, Bosch BAT-131). Вышеуказанные методы будут непродуктивны, потому что сила пускового тока авто-аккумулятора может иметь значение больше, чем сотня ампер.

Емкость

Емкость показывает в Амперах общую мощность, которую возможно получить от АКБ. Зависит от площади пластин, их количества и температуры.

  • Для того чтобы проверить показатель приблизительной емкости аккумуляторной батареи, кроме мультиметра, нам пригодится также стабилизатор напряжения (он должен совпадать с номинальным вольтажом батареи) и прибор для измерения времени.
  • Далее подбираем нагрузку, которая может быть запитана от АКБ на протяжении некоторого времени.
  • Емкость аккумуляторной батареи тестируется следующим образом:

Запоминаем значение мультиметра после включения схемы и измеряем секундомером время для того, чтобы разрядить АКБ до 0. Далее следует умножить показатель силы тока на время, на протяжении которого разряжался аккумулятор, и мы получаем емкость АКБ, которая измеряется в ампер/часах.

Но кислотные аккумуляторы не рекомендуется тестировать таким способом только потому, что полный разряд имеет негативное влияние на работу такого аккумулятора.

Внутреннее сопротивление

Кроме всего вышеперечисленного, мультиметр дает возможность легко проверить внутреннее сопротивление источника тока. С этой целью нужно провести такие операции:

Ток утечки

Для того чтобы проверить такую характеристику, сначала, устанавливаем мультиметр через переключать в режим определения тока нагрузки на 10 или 20 Ампер.

Чтобы проверить утечку тока в разрыв массы, нужно:

  • снять минусовую клемму с батареи;
  • красный провод тестера подсоединить к аккумулятору;
  • черный – на снятую клемму.

Для определения утечки тока в разрыв плюса, просто проделываем такие же манипуляции — только с клеммой «плюс».

Утечка тока определяется по такой технологии. Сначала подготавливаем транспортное средство к тестированию (нужно отключить все приборы, потребляющие энергию).

Через время присоединяем мультиметр в разрыв цепи и записываем показания. При появлении на тестере тока утечки начинаем вытаскивать и вставлять обратно предохранители и реле.

Как только ток станет в норму – значит, эта цепь дает утечку.

Проверка системы пуска (стартера)

При запуске стартера транспортного средства замеряем и записываем показатель, а именно: на сколько В упало напряжение. Далее выключаем двигатель.

Подаем нагрузку на АКБ. Устанавливаем, на сколько вольт упала стрелка и записываем. Потом можем сравнить с предыдущими цифрами. Если разница маленькая – стартер в полном порядке, а если большая – то он неисправен.

Перезаряд

Перезаряд можно проверить в режиме напряжения. Для начала – определить вольтаж, а только после этого сравнить цифры номинального с полученным.

Если показатель, полученный в результате проверки, больше от номинального более чем на двадцать процентов, то вывод очевиден – АКБ перезаряжен.

Перезаряд батареи – опасное негативное явление. Как последствие – закипание аккумуляторных батарей с освобождением опасных для жизни газов, взрыв или воспламенение аккумулятора.

Уровень заряда

Для того чтобы проверить, насколько заряжен/разряжен ваш аккумулятор, необходимо провести следующие действия:

  1. Подключаем провода в режим «вольтажа» (измерение напряжения).
  2. Переключать ставим на точку 20 Вольт. Значит, мультиметр покажет все значения, которые ниже этой цифры. А аккумулятор выдает 12,7 – 13,2 Вольта.
  3. Соединяем провода тестера с клеммами АКБ. ВНИМАНИЕ! Красный щуп – клемма «плюс», черный – «минус».
  4. На экране появится цифра — показатель напряжения на данной батареи.

Расшифровка:

  • 12,7 (в некоторых случаях 13,2) Вольта – аккумулятор заряжен на 100%, в дополнительном заряде не нуждается;
  • 12,1 – 12,4 Вольта – батарея заряжена приблизительно наполовину – нуждается в подзарядке;
  • 10,5 Вольта – глубокий разряд АКБ – нужна срочная полная зарядка.

Идентичным методом можно так же проверять аккумуляторные батарейки или батарею телефона, или других гаджетов.

Выводы

Такое измерительное устройство как мультиметр дает возможность с некоторой периодичностью проверять работоспособность аккумулятора. Для этого можно использовать один из методов, описанных выше.

Внимательно выбирайте режим мультиметра при проверке каждого параметра, ведь пренебрежение этим правилом может привести к неисправности мультиметра и аккумулятора.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector