Как выставить момент затяжки на динамометрическом ключе

Огромное количество авторемонтных мастерских и шиномонтажей в каждом населённом пункте России практически полностью избавили автолюбителей от необходимости самостоятельно ковыряться в собственных автомобилях, устраняя неисправности.

Однако нередко случаются ситуации, когда на пустынной дороге срочно возникает необходимость замены колеса на запаску, и дорожный набор с минимальным количеством инструментов здесь приходится очень кстати. В комплекте вещей первой необходимости у каждого предусмотрительного водителя обязательно должен быть динамометрический ключ.

Как выставить момент затяжки на динамометрическом ключеУстройство ключа

Принцип работы динамометрического ключа

Многие начинающие автолюбители часто задают вопрос — как пользоваться динамометрическим ключом? Данное устройство представляет собой универсальный инструмент, предназначенный для использования различных накидных насадок на гайки, а также внутренних шестигранников в целях откручивания или затягивания автомобильных крепежей. Ключ имеет очень простую конструкцию, и обучиться его использованию может практическим каждый автолюбитель.

Главный элемент динамо метрического ключа — это набор съёмных рабочих органов — трещоток, которые одеваются на квадратный переходник и подбираются под размер гайки.

Дальше в изделии идёт высокопрочный элемент, влияющий на всю работу инструмента, — квадратный стержень из закалённой стали, на который устанавливаются все рабочие насадки в наборе.

Все элементы ключа заключены в прочный корпус из стали, и на нём может быть нанесено резиновое покрытие для предотвращения скольжения инструмента в руке. Внутри ключа спрятан пружинный блок, позволяющий автолюбителю регулировать усилие.

Чтобы мастер мог видеть, какое именно усилие он оказывает на крепёж, ключ должен иметь динамометр или хотя бы измерительную шкалу либо со стрелкой, либо электронную, в виде ЖК дисплея.

На краю насадки стоит специальный пластиковый фиксатор, который позволяет зафиксировать нужное усилие и не сорвать гайку.

Как выставить момент затяжки на динамометрическом ключеКлюч индикаторного типаДля снятия и установки колёсного диска должно быть оказано значительное усилие, поэтому вылет рукояти ключа должен быть не менее 30 см, а сам инструмент выполнен из высококачественной стали, для предотвращения деформации или поломки инструмента.

Виды динамометрических ключей

Ключи могут быть нескольких видов в зависимости от принципа работы, устройства пружинного механизма, качества, производителя и стоимости изделия. Все ключи можно разделить на следующие основные категории:

  • Индикаторного, либо стрелочного типа — содержат на корпусе динамометр со стрелочным циферблатом, что очень просто для определения усилия, а также данный инструмент имеет относительно низкую стоимость, потому что в нём нет сложных цифровых устройств. Прибор имеет и минус — при определении усилия он даёт погрешность до 6-8 % от точных показаний.
  • С электронным индикатором — принцип работы и конструкция прибора практически та же самая за исключением того, что в нём цифровая круглая шкала заменена электронным дисплеем. Прибор даёт более точные измерения, и суммарная погрешность не превышает 1 %, однако в то же время он стоит дороже и в случае падения может быстро разбиться.
  • Щелчкового типа. Этот инструмент имеет градуированную рукоять с бегунком, регулируется небольшим усилием руки, при каждом из которых раздаётся характерный звук. Погрешность данного прибора не превышает 4 %, что гораздо ниже, чем у индикаторного ключа, но больше, чем при использовании электронного изделия. По цене данный ключ находится в среднем диапазоне и является наиболее популярным.

Как выставить момент затяжки на динамометрическом ключеЭлектронный ключПри выборе ключа владельцу авто или мастеру нужно знать, для каких целей он ему нужен. Мастерам шиномонтажа слишком точное усилие знать не нужно, в отличие от механиков на СТО, имеющих дело с гидравликой автомобиля или ремонтом электронных систем.

Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового и иного типа

Чтобы правильно воспользоваться инструментом, автолюбителю не потребуется каких-либо особых навыков, достаточно лишь 2-3 раза самостоятельно затянуть или открутить гайку. Для каждого изделия надлежащего качества имеется инструкция по использованию прибора, в соответствии с которой необходимо выполнить следующие шаги:

  • Выбрать подходящую насадку, которая будет соответствовать размеру гайки.
  • На рукоятке выстраивается необходимое предельное усилие, которое требуется приложить к крепежу.
  • После настройки шкалы необходимо зафиксировать винт, который будет определять это усилие и не даст мастеру сорвать гайку.
  • Рабочий орган ключа накидывается на гайку и происходит затяжка. Автолюбитель может не переживать, что сорвёт крепёж, так как при достижении выставленного усилия прибор начнёт трещать и прокручиваться вхолостую.

Если гайки особенно чувствительны к лишнему усилию, то желательно выставить на шкале немного меньший предел усилия, чем может выдержать крепёжный элемент, потому что погрешность измерения может спровоцировать поломку материала.Как выставить момент затяжки на динамометрическом ключеЩелчковый ключ

Предельные усилия для затяжки болтов

Чтобы правильно затянуть автомобильные болты и гайки, не повредив их, мастер должен быть в курсе того, какие усилия являются предельными в зависимости от длины, диаметров элементов, качества стали, из которых они изготовлены. Эти данные по предельному крутящему моменту приведены в таблице.

Резьба/шаг, мм Класс прочности 4,6 Класс прочности 5,8 Класс прочности 8,8 Класс прочности 10,9 Класс прочности 12,9
5/0,8 2,1 3,5 5,5 7,8 9,3
6/1,0 3,6 5,9 9,4 13,4 16,3
8/1,25 8,5 14,4 23,0 31,7 38,4
10/1,5 16,3 27,8 45,1 62,4 75,8
12/1,75 28,8 49,0 77,8 109,4 130,6
14/2,0 46,1 76,8 122,9 173,8 208,3
16/2,0 71,0 118,1 189,1 265,9 319,7
18/2,5 98,9 165,1 264,0 370,6 444,5
20/2,5 138,2 230,4 369,6 519,4 623,0
22/2,5 186,2 311,0 497,3 698,9 839,0
24/3,0 239,0 399,4 638,4 897,6 1075,2
27/3,0 345,6 576,0 922,6 1296,0 1555,2
30/3,5 472,3 786,2 1257,6 1766,4 2121,6
33/3,5 636,5 1056,0 1699,2 2380,8 2860,8
36/4,0 820,8 1363,2 2188,8 3081,6 3696,0
39/4,0 1056,0 1756,8 3955,2 4742,4

Вам это будет интересно  Гидравлические домкраты на 2 тонны Чтобы определить усилие, необходимое для затяжки, нужно измерить болт штангенциркулем, определив длину резьбы и диаметр, а на головке посмотреть марку стали. После этого, исходя из определённых параметров, нужно просто найти соответствующее число в таблице.

Как правило, шкала инструмента градуирована в Нм, но иногда можно увидеть на ней показатели усилий в килограммах.

Как выставить момент затяжки на динамометрическом ключеДинамометрический ключ в наборе с насадками

Правила корректного использования ключа

Чтобы динамометрический ключ служил долго и не ломался, мастера на СТО дают различные советы своим клиентам. Основные рекомендации по безопасному пользованию данного инструмента приведены ниже:

  • Не рекомендуется применять данное дорогостоящее изделие в качестве баллонного ключа или трещотки, откручивая и закручивая им все виды гаек или болтов, потому что он является лишь измерительным инструментом и прибор может быстро выйти из строя, так как у него сломается пружинный механизм.
  • Все накидные или шестигранные насадки должны быть только безударными, так как любые грубые сотрясения приведут к увеличению погрешности измерительной шкалы.
  • Лишь одна устанавливаемая на прибор штатная насадка может точно передать нужный момент на крепёж, исходя из произведения силы и плеча, заложенных в динамометре. Если же использовать какие-либо переходники, гибкие или жёсткие удлинители, то показатель на приборе будет сильно разниться с фактическим усилием.
  • Категорически не разрешается применение самодельного рычага, например, обрезка трубы. Излишнее усилие на трещотку приведёт к поломке пружинного механизма и скорому износу прибора. Допускается оказывать усилие на крепёж лишь при помощи имеющегося плеча на рукояти.
  • Один из главных принципов эксплуатации прибора — это бережное отношение к нему. Его ни в коем случае нельзя бросать, оказывать ударные воздействия на рукоять, так как циферблат обязательно собьётся.
  • Динамометрический ключ, только что приобретённый в магазине, не может сразу эксплуатироваться по назначению. Перед первой затяжкой реального болта ключом надо несколько раз поработать при холостом нагружении, то есть дать инструменту минимальное значение на шкале и провернуть 5-7 раз до характерного звука трещотки.
  • Данный инструмент почти полностью состоит из движущихся металлических деталей, и долгое его хранение без работы во влажных условиях неминуемо приведёт к коррозии. Чтобы этого не произошло, его следует всегда убирать в сухое прохладное место, при длительном хранении без использования регулярно смазывать машинным маслом, а перед новой эксплуатацией — настроить для работы.
  • Обязательна установка шкалы на ноль после использования. Это связано с тем, что при любом значении, отличном от начального, пружинный механизм всегда находится в напряжении, из-за чего прочный металл пружины может быстро «устать» и погрешность показаний существенно возрастёт.

Вечных механизмов не бывает, и пружина рано или поздно подвергается пластическим деформациям, что требует её ремонта или замены. Данная процедура выполняется в любой точке ремонта автомобильного инструмента и называется поверкой прибора. Так, после проведения данной процедуры его точность возрастает до первоначальных значений.

Как выставить момент затяжки на динамометрическом ключеСтанция техобслуживанияРедкое использование прибора приводит к его порче, поэтому его не стоит обязательно покупать. Для разового использования всегда выгодно взять напрокат либо обратиться на станцию сервиса, где работают профессионалы автодела, которые ежедневно настраивают инструмент для работы. 

Динамометрический ключ — прибор всё-таки профессиональный, и в инструментах каждого автолюбителя иметь его вовсе не обязательно. Кроме того, надо помнить, что электронный прибор всегда более чувствителен, чем механический, поэтому он может быть использован не только при ремонте авто, но и во время эксплуатации электронных приборов или иного высокоточного оборудования.

Загрузка…

Инструмент в гараже. Динамометрический ключ. — DRIVE2

Всех приветствую.

Небольшое лирическое отступление. В нашем блоге я буду выкладывать отзывы и информацию об используемых нами инструментах, полезных фичах при ремонте, а также тестах и экспериментах, которые мы иногда проводим.

Сегодня мы начнем со святого Грааля любого уважающего себя продвинутого автолюбителя — динамометрическом ключе.

Собственно — зачем вам динамометрический ключ? Самый стандартный вариант использования — закручивание колесных гаек/болтов.

Конечно, вы можете закрутить их вручную, но вряд ли вы сможете руками поймать нужный момент. И уж точно не стоит закручивать гайки пневматическим или электрическим гайковертом.

Немного подробнее про момент силы. Инженеры на автомобильных заводах не зря едят свой хлеб и поэтому для каждого автомобиля имеется своя таблица момента затяжки ответственных соединений .

Читайте также:  Как подключить четыре лампочки от одного выключателя

И гайка колеса это как раз таки одно из важнейших соединений в вашем автомобиле. Если вы недозакрутите гайку, то колесо вы можете на дороге попросту потерять.

Перезакрутите — сорвете шпильку, либо создадите нерасчитанную заводом нагрузку на материал. В общем — это все не безопасно.

Поэтому при смене колес вам нужен динамометрический ключ и знание момента силы затяжки для гаек/болтов ваших колес. Сейчас, когда все переходят на зимнюю резину — это особенно актуально.

Конечно, если вы меняете колеса на шиномонтаже — подобный ключ вам вряд ли пригодится. Кстати, если на шиномонтаже колесные гайки/болты затягивают гайковертом или просто от руки — это хреновый шиномонтаж.

К тому же через 100-150 км пробега затяжку надо проверить, на всякий случай.

Машин у нас в гараже много, поэтому для смены колес нам необходим динамометрический ключ. Выбор пал на компанию Force, ибо их инструментом пользуемся давно.

В итоге приобрели Force 6474470 (по классификации — предельный динамометрический ключ). Весьма удобный ключ, диапазон затяжки 42-210 Нм. В целом это основной диапазон для затяжки колес.

Если вы хотите выбрать другой ключ — обязательно обратите внимание на то, что он должен быть откалиброван на заводе.

Для более тонких работ мы приобрели ключ с диапазоном 5-25 Nm King Tony. Он нам очень пригодился при работе с капризным двигателем ЗМЗ-402. Если неправильно затянуть гайки поддона (неважно — перезакрутить или недокрутить) или крышки коромысел, то это обязательно приведет к выдавливанию масла из-под прокладки.

Работа с ключом. На данных ключах надо открутить гайку внизу и поворачивать ручку, чтобы поймать начальное значение по вертикали (например 154). На самой ручке нанесена горизонтальная шкала от 0 до 14 (0-2.0 на King Tony).

Если вам надо поймать 160 Нм, то сначала докручиваем до 154 (на ручке риска на 0) и крутим ручку до риски 6. Затем закручиваем гайку внизу.

Держать ключ нужно за ручку, где нанесены риски (не посередине и не у флажка), так можно добиться точного срабатывания ключа.

Уход за ключом.Сразу после работы ключ нужно вывернуть на минимальное значение.

Со временем (5000 циклов, то есть если на вашей машине 20 гаек, то вы сможете сменить без проблем колеса 250 раз, то есть вам хватит его на 125 лет, если вы меняете колеса два раза в год) пружина слабеет и ключ начинает срабатывать на значении меньше установленного.

Конечно, его можно сдать на поверку, но игра свеч не стоит, ибо стоимость ключа 3500 рублей, поверки — 2600 рублей. Также не стоит ронять ключ, отворачивать им какие бы то ни было соединения (реверсивная работа предназначена для гаек и болтов с обратной резьбой). В общем обращаться с ключом следует осторожно, как с точным измерительным прибором.

Момент затяжки колес некоторых автомобилей.Audi Q7 4.2 FSI V8 — 160NmHummer H2 — 190NmBMW Z4 3.0si — 120NmВолга ГАЗ 3110 — 110-120Nm

Mitsubishi Eclipse 2g — 120-140Nm

Порядок затяжки колесаЗдесь приложу правильный порядок затяжки колес. После установки колеса на машину вам надо закрутить гайки в правильным порядке, чтобы колесо отцентровалось. Окончательно затягивать колесо следует на твердой поверхности.

Как выставить момент затяжки на динамометрическом ключе

Порядок затяжки на разных вариантах ступиц

На этом все, если вам пригодилась информация или вы узнали что-то новое и хотите нас отблагодарить — поставьте лайк нашим машинам или подпишитесь на них, нам будет приятно 🙂

Как пользоваться динамометрическим ключом KING TONY?

Для любых операций с резьбовыми соединениями с определенными моментами затяжки следует использовать динамометрический ключ.

Он представляет собой сложный механизм, в котором можно выставить любое усилие согласно требованиям, указанным в инструкции. В профессиональных мастерских стараются использовать надежный инструмент, как динамометрический ключ КИНГ ТОНИ.

Он оснащен качественным трещоточным механизмом и обладает минимальной погрешностью при выставлении рабочих параметров.

В этой статье мы поговорим об особенностях работы с динамометрическим ключом на примере модели KING TONY. Он работает по классическому принципу и по такой аналогии можно проводить операции с инструментом и других брендов, который устроен также.

Подготовка к работе KING TONY

Сразу отметим, что работать динамометрическим ключом нужно только при плюсовой температуре в пределах +5 – +40℃. Не допускается намокание инструмента или попадание на него большого количества смазки и других технических жидкостей. Также необходимо занести ключ в помещение, в котором будет осуществляться регулировка, подождав не менее 3 часов.

Перед началом процедуры затяжки нужно знать следующие правила:

  • используются только совместимые насадки – 1/4″ или 3/8″;
  • чтобы получить максимальную точность измерений, необходимо устанавливать между головкой и посадочным гнездом не более одного перехода;
  • допускается использование удлинителей подходящего размера;
  • в конце процедуры следует выставить нулевое значение, в противном случае из-за длительной статической нагрузки будет нарушена точность измерений.

Оптимально использовать только фирменные головки и удлинители KING TONY. Производитель придерживается высоких стандартов качества, поэтому вся продукция подходит для применения в профессиональных условиях. Подробные рекомендации указаны в технической документации к конкретной модели.

Настройка динамометрического ключа KING TONY

Как выставить момент затяжки на динамометрическом ключе

Перед тем, как начинать затяжку, следует правильно настроить инструмент перед работой:

  • найдите фиксатор и отпустите его, повернув налево, как показано на рисунке;
  • поворачивая регулировочную рукоятку, выставите требуемое значение;
  • затяните фиксатор, повернув его обратно до упора, после чего можно начинать работать.

Вначале затяжки механизм будет работать как обычная трещотка, но при превышении усилия будет перещелкивать. Как только будет достигнуто это значение, приложите усилие 1-2 раза, после чего гайка будет закручена с нужной затяжкой.

Как расшифровать шкалу динамометрического ключа?

Модель KING TONY, как и большинство типов инструментов, оснащена шкалой от 28 до 210 Нм (Ньютон на метр):

  • исходя из этих значений мы знаем, то минимальная затяжка составляет 28 Нм;
  • следует запомнить, что один полный оборот рукоятки составляет 28 Нм;
  • в свою очередь, на самой рукоятке указано количество делений от 0 до 12, что очень удобно для отсчета полного оборота (28/12=2Нм);
  • выставляем ключ на минимальное значение, которое нужно для затяжки, если его нет, находим на шкале цифру ниже этого уровня;
  • далее выставляем требуемое значение, прокрутив рукоятку до нужной цифры, совместив риски на корпусе (например: 28+2+2 = 34 Нм, следовательно, нужен поворот на два деления).

После затяжки не забудьте выставить инструмент KING TONY в нулевую позицию, чтоб ослабить механизм. Если он пролежат в таком состоянии долго, это может повлиять на точность измерений. В данном случае потребуется калибровка в специальном сервисе. При редкой эксплуатации следует периодически выставлять минимальное усилие и прокручивать соединение, чтобы смазывались детали механизма.

Как правильно пользоваться динамометрическим ключом? Использование, применение и затягивание динамометрическим ключом

Сегодня динамометрический ключ является одним из самых распространенных приспособлений в сфере ремонта различной техники.

Для чего предназначен динамометрический ключ? Инструмент нужен для того, чтобы передать на крепеж необходимое усилие, которое обеспечивает надежную фиксацию скрепляемых деталей.

Несмотря на то, что это приспособление применяется уже около 100 лет в различных сферах деятельности, где встречаются резьбовые соединения, у некоторых возникает вопрос, как же правильно пользоваться динамометрическим ключом.

Инструкция по эксплуатации и применению динамометрического ключа

Чтобы передать на резьбовое соединение необходимое усилие, нужно правильно использовать любой динамометрический ключ. При применении инструмента необходимо соблюдать основные рекомендации и правила пользования динамометрическим ключом:

  • Использование ключа в качестве обычного воротка или трещотки увеличит износ инструмента, поэтому ключ нужно применять только по назначению;
  • Применять только стандартные или высокие безударные торцевые насадки;
  • Для обеспечения точности передаваемого усилия рекомендуется использовать только один переход сборного инструмента, т.е одну торцевую головку между затягиваемым крепежом и присоединительным квадратом ключа;
  • Запрещается увеличение плеча рычага с помощью разнообразных удлинителей, например, трубы;
  • Не рекомендуется бросать или стучать по инструменту;
  • Если ключ был только купленили давно не использовался, то для того чтобы внутренние механизмы инструмента смазались, необходимо сделать несколько нагружений на минимальном значении диапазона крутящего момента;
  • После работы ключ лучше хранить в чистом и сухом месте. А при долгом хранении лучше произвести процедуру консервации, смазав корпус ключа тонким слоем масла;
  • После измерений инструмент необходимо выставлять на начальное нулевое значение, чтобы пружина механизма не растягивалась, сохраняя точность измерений инструмента;
  • Впоследствии пружина в ключах все равно ослабевает. Поэтому ежегодно или чаще необходимо производить проверку и регулировку (калибровку/поверку) инструмента на специальном стенде, чтобы повысить точность инструмента.
Читайте также:  Можно ли перфоратором мешать раствор

Ознакомившись с основными инструкциями по применению динамометрических ключей, предлагаем разобраться, как правильно затягивать болты динамометрическим ключом разных видов этого инструмента. В предыдущей статье мы рассматривали основные виды динамометрических ключей, их особенности, преимущества и недостатки.

Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа?

Данный вид ключей является самым распространенным и популярным инструментом среди профессионалов и любителей. Во время работы не нужно контролировать значения усилия.

Принцип работы динамометрического ключа заключается в следующем: при достижении заранее выставленного значения силы, ключ издаст щелчок, который означает о завершении работы и инструмент, проскальзывая, не будет передавать на крепеж большее усилие, чем было установлено на шкалах инструмента.

Для того, чтобы правильно пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа необходимо знать, как выставляется нужное значение с помощью основной и вспомогательной шкалы.

Руководство по эксплуатации динамометрического ключа щелчкового типа:

  1. Раскрутить стопорную гайку внизу рукоятки ключа;
  2. Выставить значение нагрузки на основной вертикальной шкале с помощью вращающейся рукояти. И если необходимо, то нужно выставить значение крутящего момента на дополнительной круговой шкале внизу ручки, чтобы получить требуемое значение силы. Получается, что значение складываются с обеих шкал, фиксируя итоговое усилие;
  3. Закручиваем стопорную гайку внизу рукоятки ключа, чтобы зафиксировать выставленное усилие;

Теперь Вы знаете, как выставить момент затяжки на динамометрическом ключе. В зависимости от варианта ключа, шкалы могут иметь определенные отличия, например, различные цены делений, вид исполнения шкал или обозначение усилия в различных системах измерений (Н/м, Кг/м или в Футофунты lbf/ft). В каталоге AIST представлены различные щелчковые предельные ключи.

 

Закручивать резьбовое соединение необходимо до характерного звука ключа, который оповещает о достижении выставленного усилия.

При щелчке сработает специальный фиксатор механизма ключа, который не даст передать на крепеж большее усилие, чем был выставлено на инструменте.

После окончания работ необходимо выставить ключ на минимальное значение диапазона крутящего момента и закрутить фиксатор ключа.

Предлагаем посмотреть видео инструкцию: “Как пользоваться щелчковым динамометрическим ключом”

Подобные модели динамометрических ключей для автомобиля являются самыми востребованными на рынке. Имея небольшую стоимость инструмент удобен в работе, обеспечивает необходимую точность и прост в использовании.

Динамометрический ключ стрелочный: как пользоваться правильно?

В отличие от предыдущего вида инструмента, стрелочный ключ не имеет возможности выставить усилие заранее. Начало контролируемого диапазона динамометрических ключей от 0 Нм, поэтому значение прилагаемого усилия необходимо контролировать во время работы, что может показаться не очень удобным, особенно в труднодоступных местах. При этом точность измерений оставляет желать лучшего, так как можно приложить к крепежу большее усилие, поэтому при работе необходимо соблюдать крайнюю осторожность.

Как работает динамометрический ключ данного вида? Принцип действия довольно прост. Во время работы на определенный угол смещается рукоятка со шкалой значений, а указатель остается неподвижным.

Перед тем как пользоваться динамометрическим ключом подобного исполнения, необходимо изучить значения измерений шкалы и определить то положение указателя, при котором необходимо закончить работу.

Шкала ключа может иметь различные значения измерений усилия.

Это могут быть не только привычные Н/м, но и Кг/м или в Футофунты (lbf/ft), поэтому перед затяжкой необходимо точно определить, на каком значении шкалы необходимо закончить прикладывать усилие.

  • 1 Кг/м ~ 10 Н/м;
  • 1 Кг/м ~ 7,2 lbf/ft (Футофунты).

Как пользоваться динамометрическим ключом со стрелкой:

  1. Точно определить необходимое значение на шкале;
  2. Плавно, без резких движений производить затягивание резьбового соединения, контролируя показания указателя по шкале;
  3. Закончить работу при достижении необходимого усилия.

После просмотра видео станет понятно, как правильно пользоваться стрелочным динамометрическим ключом.

Первые два варианта инструмента относятся к шкальным динамометрическим ключам. В первом случае усилие устанавливается с помощью шкал, а во втором — контролируется по шкале.

Как затягивать цифровым динамометрическим ключом?

Подобный вид инструмента похож на предельный ключ, только вместо пружинного механизма, цифровой ключ использует электронную “начинку”, благодаря которой измеряется усилие.

Принцип работы электронного динамометрического ключа: необходимое значение выставляется также заранее, а при его достижении ключ издает звуковой сигнал, оповещающий о завершении работы.

На цифровом дисплее можно контролировать изменения прилагаемого усилия в конкретную точку времени.

  • Вся номенклатура данного инструмента является измерительными приборами, поэтому ключи требуют бережного хранения и должны использоваться строго по назначению.
  • Перед приобретением инструмента рекомендуем ознакомиться с материалом — Рекомендации по выбору динамометрических ключей

Как правильно затягивать динамометрическим ключом

Работа динамометрическим ключом — ответственный процесс, без которого не обойтись ни на производстве, ни в профессиональном автосервисе. Разберемся, почему так важен определенный момент затяжки, каким он должен быть и как его правильно выставить.

Почему важен определенный момент?

В процессе работы деталей, соединение испытывает воздействие различных нагрузок. Если соединение затянуто чрезмерно, при появлении нагрузок повреждается крепеж или закрепляемая им деталь. При недотянутом соединении механические нагрузки, перепады температур, вибрации приведут к его раскручиванию.

Какое усилие нужно для затяжки динамометрическим ключом?

  1. Оставлять соединению запас прочности для преодоления дополнительных нагрузок.
  2. Предоставлять достаточное трение между элементами крепежа, чтобы не позволять соединению раскручиваться.

  3. Предоставлять достаточное трение между скрепленными деталями, чтобы обеспечить их надежное соединение.

Определить верное усилие поможет техническая документация, маркировка болта и таблица моментов.

Подробнее об этом можно узнать здесь: (тут ссылка на материал “Затяжка динамометрическим ключом: таблица, момент”).

Как правильно пользоваться динамометрическим ключом?

Надежная фиксация резьбового крепежа проходит в два этапа. Причем на первом этапе использовать “динамик” категорически не рекомендуется!

Этап 1. Предварительная затяжка

Выполняется ручным, пневматическим, ударным инструментом и т.п. Происходит посадка скрепляемых деталей на свои места, выбираются зазоры, устраняются перекосы, создается предварительный натяг крепежных элементов.

Производится на величину 60-70% от рекомендуемого момента затяжки. Важно не превысить этого значения.

Этап 2. Затяжка до рекомендуемого момента

Выполняется только инструментом, позволяющим контролировать момент затяжки. Использовать механический ключ нужно в такой последовательности:

  • Разблокировать фиксатор. Он расположен внизу рукоятки.
  • Установить близкое значение на верхней шкале.
  • Установить точное значение на нижней шкале.
  • Заблокировать фиксатор.
  • Затянуть соединение до щелчка (если ключ щелчковый) или до сигнала зуммера (если электронный).
  • Если ключ электронный, просто выставьте момент на табло, с учетом нужной системы измерений.
  • На обоих этапах порядок затяжки должен быть таким, чтобы усилие добавлялось равномерно по всей поверхности крепления.
  • Пример правильного и неправильного порядка затяжки.

Почему нельзя срывать болты и гайки динамометрическим ключом?

Если крепеж находился некоторое время в затянутом состоянии, для его срыва требуется больший момент, чем был использован при затяжке. Иногда требуется усилие до 2,5 раз больше.

Это связано с тем, что со временем внутренние напряжения уменьшаются, происходит коррозия, резьба и поверхности “прикипают” друг к другу.

На такое усилие ключ просто не рассчитан, и превышение нагрузки приведет к поломке.

Важно помнить!

Динамометрический ключ — это не основной инструмент для затяжки, а измерительный прибор, контролирующий, насколько точно затянут крепеж. Поэтому его необходимо калибровать через каждые 5000 срабатываний или каждый год эксплуатации.

Как пользоваться динамометрическим ключом

Содержание страницы:

Динамометрический ключ представляет собой специальный инструмент, устройство, с помощью которого происходит затягивание болтов и гаек различных узлов и механизмов с требуемым моментом силы. Измеряется такое усилие в Ньютон-метрах (Н·м).

Для обеспечения надежной, точной и безотказной работы большинство современных механизмов должно быть собрано с максимальной точностью. Отклонение дозированного усилия затяжки может негативно сказаться, как на качестве работы узла или механизма, так и на его продолжительности эксплуатации.

Примечание:

Существует достаточно много разновидностей данного инструмента от адаптеров для трещотки до стрелочных и электронных устройств. Технология затягивания болтового соединения отличается в зависимости от конкретного типа инструмента. В этой статье рассмотрим основные типы ключей, а так же особенности работы с данными инструментами.

Общие правила по использованию инструмента

Сам инструмент представляет собой стержень с рукояткой на одном конце, и с индикаторным механизмом на другом. На рабочем конце рукоятки устанавливается торцевая головка или присоединительное гнездо для рожковой насадки (гаечной либо накидной насадки).

В ключах предусмотрены индикаторные механизмы и регулировочные, как с предохранителем от перетяжки, так и без них.

Далее рассмотрим разновидности динамометрических ключей, которые чаще всего используются в работе.

Читайте также:  Схема подключения аналоговой камеры

Щелчкового типа

Часто автомобилисты приобретают именно такой ключ из-за высокой точности измерения, прочности и наличием удобной шкалы с настройкой. Таким ключом невозможно перетянуть резьбу, так как предусмотрен предохранитель.

Главное знать, как правильно работать с изделием данного типа. Суть заключается в необходимости заранее выставить нужное значение максимального усилия (момента затяжки).

Далее производится обычное затягивание соединения (болта или гайки) до тех пор, пока не появится хорошо слышимый щелчок. Данный звук сигнализирует о достижении требуемого параметра. Примечательно, что дальше прибор перейдет в режим «проскальзывания» и перетянуть соединение не получится.

Видео: «Как пользоваться ключом щелчкового типа»

Торсионного типа со стрелкой-указателем

Такие ключи имеют характерную особенность – крупные габаритные размеры. Непосредственно у самой рукоятки имеется шкала, по которой и производятся необходимые измерения. Предварительно настроить данный ключ не получится, результат затяжки достигается по факту.

Рекомендуется использовать только в машинах и механизмах, где предусмотрен средний уровень точности затяжки.

При использовании стрелочного инструмента рукоятка перемещается относительно шкалы в направлении приложения усилия. Стрелка остается неподвижной.

Чтобы максимально точно произвести замер, необходимо выполнить пошагово следующие действия:

  1. Заранее найти на шкале место, которое должна достичь стрелка в момент прикладывания максимального усилия;
  2. Осуществлять затяжку плавно и последовательно, достигая заданного положения на шкале;
  3. Если необходимо применение дополнительного усилия, инструмент снимается, производится затягивание обычным ключом и повторная проверка.

Видео: «Как пользоваться ключом стрелочного типа»

Горячие темы журнала ЗА РУЛЕМ:

Динамометрический электронный прибор

Применение данного инструмента обосновано при сборке оборудования, требующего высокой точности затяжки. На ЖК-дисплей выводится информация (момент затяжки в Н·м). Преимущество моделей – в возможности сохранения настроек при работе.

Установка данных осуществляется по инструкции при помощи специальных кнопок. Удобно и достаточно просто, а экономия времени – огромная. Выгодно использовать такие девайсы на конвейерной сборке, когда необходимо выполнять повторяющуюся операцию многократно.

Сигнализирует при достижении заданного момента затяжки с высокой точностью. Существуют так же специальные электронные адаптеры, которые устанавливаются на ключ-трещотку.

Видео: «Как пользоваться ключом электронного типа»

С рожковыми насадками

Данные ключи имеют принцип работы аналогичный стрелочному типу, но иной внешний вид. Разница в достижении более точных результатов. Фиксация момента затяжки достигается поворотным механизмом с пружиной спирального типа.

К этому механизму присоединен стрелочный индикатор с измерительной шкалой в Н·м. Поворачивание рычага происходит по принципу, аналогичному для работы с гаечным. Слесарь создает необходимую величину усилия, которая отображается на шкале за счет отклонения стрелочного индикатора.

Видео: «Как пользоваться ключом рожкового типа»

Далее приведём несколько наглядных примеров при работе с динамометрическими ключами.

Затягивание свечей динамометрическим прибором щелчкового типа

Неправильная затяжка свечей зажигания может привести к достаточно тяжелым последствиям для автомобиля. При несоблюдении момента затяжки происходит перегрев важнейших элементов системы зажигания машины.

Порядок действий следующий:

  1. Очистить гнездо, резьбовое соединение в головке блока цилиндров, подготовить комплект свечей к установке;
  2. При помощи стандартной свечной насадки произвести затяжку свечи по резьбе. Действовать необходимо аккуратно, убедившись в том, что резьбовое соединение затягивается правильно, без перекосов;
  3. Затянуть рукой, не прикладывая большого усилия;
  4. Выставить значение предельного диапазона усилия (для свечи фирмы Bosh, например, это 28 Н·м);
  5. Затянуть свечу до характерного щелчка, который издает ключ по достижении предустановленного момента затяжки. Закручивание новых и старых свечей отличается.

Видео: «Затягивание свечей моментным ключом»

Затягивание ступичного подшипника. Используем ключ со стрелкой

Ступичная гайка и резьба на валу привода колес или полуоси является ответственным резьбовым соединением. Рекомендуется затягивать гайку на момент, предусмотренный для данного ступичного подшипника и резьбы.

Порядок действий:

  1. Подготовить динамометрический стрелочный измерительный прибор;
  2. Обеспечить длину рычага не менее 1 метра;
  3. Произвести затягивание гайки, обеспечив достижение усилия в Н·м (для каждой марки авто этот показатель индивидуален);
  4. При необходимости, дополнительно провернуть гайку еще на определенный угол для его фиксации (в соответствии с руководством по эксплуатации).

Специалисты советуют производить проверку момента затяжки ступиц колес автомобиля через каждые 15-20 тысяч км. пробега.

Видео: «Затягивание ступичного подшипника моментным ключом»

Пошаговая инструкция по эксплуатации для затягивания головки блока цилиндров

  • Для выполнения этой важной операции, при сборке блока цилиндров и головки, необходимо выбрать вид инструмента и подготовить: специальный динамометрический ключ трещотку, торцевую головку-насадку, а также немного моторного масла (чистого).
  • Рекомендуется придерживаться следующего порядка:
  1. Изучить руководство по ремонту и эксплуатации данного авто и определить, в какой очередности и с каким усилием (моментом) должен быть произведена затяжка ГБЦ;
  2. Смазать крепежные болты моторным маслом;
  3. Вставить болты в технологические отверстия и закрутить их руками;
  4. Установить на динамометрическом устройстве предельный уровень усилия, в соответствии с руководством по ремонту автомобиля;
  5. При первом подходе произвести затягивание болтов резьбового соединения, от середины и далее по схеме, не доводя усилие до максимального;
  6. На завершающем этапе каждый болт должен быть затянут «до щелчка» динамометрического ключа. Наглядный пример можно посмотреть на видеоролике.

Видео: «Затягивание ГБЦ моментным ключом»

Таблица усилий затяжки метрических болтов динамометрическим ключом и инструкции

Диаметр резьбы (номинальный)Размер головки болта или гайки (под ключ), ммШаг метрической резьбыКлассы прочности в соответствии с ГОСТ 1759-70Болтовое соединениеГайка
5.80 6.80 8.80 10.90 12.90
4,0;5,0;6,0 5,0;6,0 6,0;8,0 8,0;10,0 10,0;12,0
6 10 1 0,5 0,8 1,0 1,25 1,6
8 12 — 14 1,25 1,6 1,8 2,5 3,6 4,0
10 14 — 17 1,25 3,2 3,6 5,6 7,0 9,0
12 17 — 19 1,25 5,6 6,2 10,0 12,5 16,0
14 19 — 22 1.5 8,0 10,0 16,0 20,0 25,0
16 22 — 24 1,5 11,0 14,0 22,0 32,0 36,0
18 24 — 27 1,5 16,0 20,0 32,0 44,0 50,0
20 27 — 30 1,5 22,0 28,0 50,0 62,0 70,0
22 30 — 32 1,5 28,0 36,0 62,0 80,0 90,0
24 32 — 36 1,5 36,0 44,0 80,0 100,0

Инструкции по применению динамометрических ключей различных производителей

Представленные инструкции подойдут для аналогичных моделей от других производителей:

Название фирмыМодельИнструкция
Мастак 1/2″, 70-350 НмМодель 012-40210С Смотреть инструкцию
King Tony 1/4″, 3/8″, 5-25 НмМодель 34423-1АМодель 34423-2А Смотреть инструкцию
Jonnesway Т04060 1/4″DR, 5 — 25 НмТ04060A 3/8″DR, 5 — 25 НмТ04061 3/8″DR, 10 — 60 НмТ04080 3/8″DR, 20 — 110 НмТ04150 1/2″DR, 40 — 210 НмТ04250 1/2″DR, 50 — 350 НмT04300 3/4″DR, 80-400 НмT04500 3/4″DR, 100-700 НмT04700 3/4″DR, 100-1000 Нм Смотреть инструкцию

Горячие темы на DRIVE2:

Рекомендуемые фирмы к покупке инструмента:

Кроме вышеперечисленных производителей, на которые представлены инструкции, рекомендуется приобретать такие фирмы: BERGER, Force, Дело Техники, Зубр, Matrix, Автодело, JTC, Ермак, Арсенал.

Данную задачу можно решить и вполне успешно. Для этого потребуется:

  1. Обыкновенный ключ трещотку;
  2. Головку под болт или стопорную гайку соответствующего размера;
  3. Груз с фиксированным весом в 20 кг или обыкновенный безмен;
  4. Рулетка для измерения длины;
  5. Карандаш и лист бумаги.
  1. Производим расчет для затяжки соединения с прилагаемым усилием в 50 Н·м, для чего определяем расстояние от точки закручивания до места, куда крепится грузило. Получаем формулу:
  2. Р1 = (M2•100/ M2•10) •10, где
  3. Р – расстояние; М1 – масса груза;
  4. М2 – требуемый момент.
  5. Подробно процесс разобран в статье: «Моменты затяжки и регулировка ступичной гайки».

Полезные советы и рекомендаций при работе с динамометрическим ключом

  • У стрелочного измерительного устройства минимальная стоимость, но уровень погрешности при измерении достаточно высокий, до 8%. Не рекомендуется использовать при установке ГБЦ и ступичных подшипников.
  • В автосервисе целесообразно иметь несколько различных видов ключей и выбирать их в зависимости от инструкции, места соединения и требований к точности соблюдения момента затяжки.
  • Чтобы обеспечить точность нужного значения, необходимо перед началом работы не менее 3 часов продержать ключ в теплом помещении. Это необходимо для того, чтобы пружинный или электронный механизм адаптировались к внешним условиям окружающей среды.
  • Для достижения максимальной точности момента затяжки соединения следует избегать использования переходников между посадочным квадратом ключа и рабочей головкой.
  • По завершении работы необходимо установить на ключе исходное, нулевое значение. Это позволит разгрузить механизм и снизить погрешность при последующем измерении.

Выводы и полезные видео

Динамометрический ключ – важный инструмент, который должен быть в комплекте ТС. Лучшим вариантом в соотношении цены и качества считается стандартный вариант ключа-трещотки.

Применение моментного ключа и их виды:

Как пользоваться моментным ключом, чтобы не срывать резьбу:

Автор материала:

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]