Классический экзерсис у станка последовательность

Обучение классическому танцу начинается у станка. Навыки, полученные у станка, поддерживаются ежедневной тренировкой и основаны на строгих методических правилах. Занятия по предмету «Классическая хореография» не возможны без детальной отработки упражнений у классического станка.

 Значение занятий у станка трудно переоценить, так как именно у станка  развивается:

  • Мускулатура ног, их выворотность, танцевальный шаг, эластичность ахиллова сухожилья стопы
  • Правильная постановка корпуса, распределение веса на двух и на одной ноге, устойчивость (aplomb)
  • Общая подтянутость фигуры, характерная для классического танца
  • Координация движений танцора
  • Постановка рук и головы, красивая осанка
  • Ритмичность движений, музыкальность (способность двигаться под музыку), способность выдерживать различный темп музыки.

Последовательность упражнений у классического станка не случайна. Педагог всегда учитывает общие задачи урока, полезность и логичное сочетание движений, степень их трудности.

Педагог обычно варьирует количество повторений и степень физической нагрузки на различные группы мышц.

Не правильно считается соединять движения в комбинации только для красоты рисунка упражнения или для заполнения музыкальной фразы.

Время исполнения упражнения Название упражнения Значение упражнения
1 Plie по всем позициям Plie разогревает связки ног для нагрузок
2 Battements tendus Battements tendus и Battements tendus jetes вырабатывает силу ног, развивает стопу
3 Battements tendus jetes
4 Ronds de jambe par terre (в конце комбинации port de bras) Ronds de jambe par terre развивает вращательную способность тазобедренного сустава
5 Battements fondus Battements fondus вырабатывает мягкость и эластичность, необходимую для прыжка
6 Battements frappes и doubles frappes Battements frappes и doubles frappes приучает мышцы действовать быстро и четко, контрастно (стакатто)
7 Ronds de jambe en l’air Ronds de jambe en l’air разрабатывает подвижность коленного сустава
8 Petits battements sur le coup-de-pied (можно сочетать с вращениями у станка) Petits battements sur le coup-de-pied развивает стопу, улучшает общую координацию, точку баланса
9 Adajio Adajio вырабатывает силу бедра и подготавливает ногу к длительной работе на высоте более 90 градусов
10 Grands Battements Grands Battements способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий, является главным в развитии шага.
11 Releve Releve укрепляет стопу, повышает устойчивость, способность сохранять баланс на высоком полупальце

Классический экзерсис у станка последовательность

Первый год обучения экзерсис у классического станка исполняется на всей стопе. В дальнейшем каждое упражнение начинается на стопе, а заканчивается на полупальце. Педагог уделяет особое внимание  выворотности высокого полупальца студента.

Затем экзерсис исполняется полностью на полупальце. Занятия на полупальце активнее развивают ахиллово сухожилье, икроножную, ягодичную и трехглавую (бедренную) мышцы танцора. Укрепляется свод стопы, нога приобретает красивую законченную линию и балетную форму.

Занимаясь хореографией у классического станка необходимо следить, чтобы корпус, руки, голова постоянно участвовали в упражнении. Мы тренируем не только ноги! Обязательно нужно соблюдать характер движения, зная правильный перевод термина с французского языка.

Каждое упражнение – это своего рода маленький танец.

Классический экзерсис у станка последовательностьЕсли термины и цифры, изложенные  выше, для Вас пока не знакомы, этот факт для нас не проблема. Приходите, и мы выучим их с Вами вместе! Хорошая физическая форма, регулярное посещение занятий – вот, что особенно приветствуется у нас среди студентов и педагогов Образовательной программы. Наш девиз: Не стыдно что-то не знать, стыдно ничего не делать, чтобы научиться!

Назад — Статьи о балете

Методика построения урока классического танца

  1. Главная
  2. /
  3. методика хореографии
  4. /
  5. Методика построения урока классического танца

Экзерсис у станка является началом изучения классического танца. Он служит для разностороннего развития обучающегося. Это и правильная постановка корпуса, и развитие выворотности, развивает шаг и координацию движений, устойчивость.

Изучение экзерсиса начинается у станка и постепенно, когда материал усвоен, движения исполняются на середине класса, к которым добавляется adagio и allegro. Последовательность упражнений и распределение физической нагрузки не могут быть случайными. Существует методика построения урока классического танца и изучения всех разделов и необходимо ей строго следовать.

Вам также может быть интересно Урок классического танца в детской школе искусств.

На начальных этапах обучения все упражнения экзерсиса исполняются на всей стопе, но по мере усвоения и развития учащихся, постепенно вводятся полупальцы.

И на третьем году изучения уже весь урок должен проходить на полупальцах. При переходе на полупальцы нужно обращать особое внимание на сохранность выворотности ног.

Учащимся с не достаточно хорошей выворотностью, следует ограничить подъем на высокие полупальцы.

Экзерсис у станка.

Первым упражнением, в котором участвуют мышцы и связки ног, корпус, руки и голова, является plie. Это медленные приседания, которые разогревают мышцы и готовят учащихся к более сложным упражнениям.

Далее исполняются battementtenduиbattementtendujete, которые в дальнейшем соединяются в оду комбинацию. При выполнении этих упражнений в работу активно включаются все группы мышц, что ведет за собой развитие силы ног. Темп исполнения постепенно ускоряется.

Следующим является упражнение ronddejambeparterre, что означает круг носком по полу.

Вырабатывает подвижность тазобедренного сустава и развивает выворотность. Далее упражнение выполняется в сочетании с grandronddejambe.

Рекомендуется в комбинации включать port de bra, которые готовят руки и корпус к позам и adagio.

Battementfonduэто мягкий, плавный battement, который вырабатывает эластичность мышц и является первым упражнением, в котором необходим подъем на полупальцы. Комбинируется обычно с battement frappe, что приучает мышцы к быстрому переключению с плавной, медленной работы на быструю, резкую.

 Вattementfrappeэто резкое, ударное движение. Бывает двойным (double battement) и в сочетании с petit battement sur le cou-de-pied. При зафиксированном, выворотном положении верхней части ноги (до колена), позволяет выработать свободное владение нижней частью (от колена).

Продолжает изучение экзерсиса battementdeveloppe. Упражнение выполняется на 90*, требует уже подготовленных мышц. Вырабатывает эластичность мышц, силу ног и бедер и используется в большом adagio.

Grandbattementjete(большие броски) – последнее упражнение экзерсиса у станка, которое является необходимым в развитии силы ног и шага.

Таким образом, мы видим, что упражнения у станка изучаются в определенном порядке и выстроены от простого к сложному. Нагрузка распределена на все группы мышц, задействованы все суставы ног. Таким образом, при регулярных занятиях, происходит комплексное развитие обучающегося, что очень важно при изучении классического танца.

Экзерсис на середине.

На середине упражнения выполняются в том же порядке, но выполнять их на много сложнее. Здесь необходимо сохранять равновесие, устойчивость и постановку корпуса, сложнее сохранять позиции ног. Поэтому, на середину упражнения переносятся только после полного усвоения у станка. В старших классах количество упражнений сокращается за счет их комбинирования.

Adagio

Это несколько музыкальных фраз, включающих в себя движения различных видов. Которые исполняются на середине класса после основных упражнений экзерсиса.

Первоначально это простейшие формы движений, исполняемые в медленном темпе и на всей ступне, которые способствуют приобретению и развитию пластичности, устойчивости и свободного владения корпусом.

  Далее adagio усложняется поворотом в больших позах, подъемом на высокие полупальцы, турами. Это требует четкой постановки корпуса и устойчивости.

Методика хореографии. Движения рук в танце, система движения. Здесь

Музыкально – хореографическое построение adagio затрудняется тем, что в него включены движения различного характера. Музыкальный материал для adagio необходим с четким метром, ритмом и темпом. Обязательно должна соблюдаться тактовая квадратность.

Allegro

Самая сложная часть урока – это прыжки. Все, что изучается на уроке ранее, неразрывно связано с подготовкой к прыжкам. В начале изучаются и прорабатываются движения экзерсиса и только потом можно приступать к изучению прыжков. Первые, маленькие прыжки подготавливают ноги и корпус к более сложным.

Затем они комбинируются с не сложными большими прыжками. Сложные – изучаются позднее отдельно, сначала у палки. И только при полном их усвоении, переносятся на середину и выполняются в медленном темпе. Позднее темп ускоряется и прыжки комбинируются. Характер прыжков необходимо подчеркивать характером музыкального сопровождения.

Поэтому роль музыкального оформления очень важна.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Танец живота

Последовательность экзерсиса у станка неслучайна и склады­валась на протяжении многих лет.

Первое упражнение — plie (плие, или приседание, от франц. plier — сгибать) во всех позициях. Неглубокое (demi-plie, деми — плие, от франц. demi — половина) и глубокое (grand-plie, гран — плие, от франц.

grand — большой) plie исполняются в медленном темпе, мышцы и связки ног растягиваются и разогреваются. Кор­пус и голова остаются неподвижными. Plie часто комбинируется с releve (релеве, от франц.

relever — подниматься) — подниманием на полупальцы.

Второе упражнение — battements tendus (батман тандю, франц. batt. ement — биение, удар, tendu — натянутый) и battements tendus jetes (батман тандю жете, франц. jete — брошенный). Эти движения представляют собой ведение натянутой стопы по полу и броски вытянутой ноги на 45°; они вырабатывают силу и выворот­ность ног.

Третье упражнение — rond de jambe par terre (рон де жамб пар тер, франц.

rond — круг, jambe — нога, par terre — по полу), кру­говое движение ноги по полу, развивающее выворотность и под­вижность тазобедренного сустава.

На более высокой ступени обу­чения это движение сочетается с grand rond de jambe jete (гран рон де жамб жете) — большим (на 90°) круговым броском ноги. В заключение третьего упражнения выполняется port de bras.

Четвертое упражнение — battements fondus (батман фондю, франц. fondu — тающий), движение эластичного характера, пред­ставляющее собой опускание на plie опорной ноги и затем подни­мание на ее полупальцы, работающая нога одновременно вытяги­вается в заданном направлении на 45° или 90°.

Battements fondus комбинируются с battements frappes (батман фраппе, от франц. frapper — ударять), быстрыми и короткими ударами работающей ноги (сгибающейся в колене о щиколотку опорной.

Сочетание плавных, мягких движений сдвижениями резкими и отрывисты­ми тренирует мышцы и сухожилия особым образом, приучая их к быстрой смене характера движения.

  • Пятое упражнение — rond de jambe еп Гаіг (рон де жамб ан лер, франц. еп Гаіг — в воздухе), круговое движение ноги (сгибаю­щейся в колене) в воздухе на высоте 45° либо 90°; упражнение
  • • И •
  • тренирует коленные связки, увеличивает их подвижность, а также вырабатывает силу бедра.
Читайте также:  Стационарное рабочее место сварщика

Шестое упражнение — реtits battements sur le cou-de-pied (птп батман сюр ле ку-де-пье, франц. petit — маленький, sur — на, cou-de-pied — щиколотка, букв, «шейка ноги»), быстрые мелкие дви­жения нижней части работающей ноги возле щиколотки опорной ноги (переносы вперед и назад). Бедро при этом остается неподвиж­ным. Движение развивает быстроту и свободу движения голени.

Седьмое упражнение — adagio, или battements developpes (бат­ман девелоппе, франц. developper — разворачивать, развертывать). Движение, исполняемое в медленном темпе, представляет собой плавное вытягивание ноги.

Крометого, в комбинации adagio у стан­ка могут входить grand rond de jambe (гран рон де жамб) — мед­ленное круговое движение ноги в воздухе; battements releves lents (батман релеве лян, франц. lent — медленный) — медленные под­нимания прямой ноги; battements soutenus (батман сутеню, франц.

soutenu — сдержанный) — вытягивания работающей ноги с одно­временным приседанием на опорной; и некоторые другие. Эти дви­жения комбинируются различным образом, кроме того, в adagio входят движения рук, наклоны и перегибания корпуса.

Все эти движения тренируют силу мышц ноги (особенно бедра) и разви­вают танцевальный шаг, вырабатывают устойчивость, координа­цию и гармонию движений.

Восьмое, заключительное упражнение — grand battements jetes (гран батман жете), или большие батманы, представляющие собой броски вытянутой ноги на 90° и выше. Упражнение активно развивает шаг. У

і Корпус при выполнении всех упражнений остается прямым и подтянутым, кроме тех случаев, когда его перегиба требует уп­ражнение. Свободная рука открыта, как правило, на II позицию (в сторону; о позициях рук см^ ниже). Голова участвует в движе­ниях различными наклонами и поворотами.

Каждое упражнение должно выполняться сознательно, точно и четко, под волевым контролем и с максимальной отдачей, то есть при полном контроле работы мышц и суставов и с полной ампли­тудой, а также в соответствии с музыкальным аккомпанементом. Только в этом случае будет достигнута цель экзерсиса. Это, разуме­ется, относится ко всем частям урока.

і Для ориентации в зале принята система, называемая «план класса» (см. рис. 5), при котором 4 стены и 4 угла зала обозначают­ся точками от 1 до 8: точка 1 — зеркало, т. е.

к ней занимающийся обращен лицом en face (анфас, франц.

face — лицо), точка 2 — правый передний угол, точка 3 — стена справа, точка 4 — правый задний угол, точка 5 — задняя стена, точка 6 — левый задний угол, точка 7 — стена слева, точка 8 — левый передний угол.

Упражнения выполняются в основном в той же последователь­ности, что и у станка. К’ упражнениям на середине зала приступа­ют после того, как приобретены навыки устойчивости у станка и упражнения у станка хорошо освоены.

Упражнения на середине также повторяются сначала с одной, затем с другой ноги.

На начальном этапе обучения упражнения выполняются примерно в таком же виде, как и у станка. В дальнейшем дви­жения соединяются в различных комбинациях, более или ме­нее сложных.

В этой же части урока изучаются туры.

В завершение экзерсиса на середине зала исполняется adagio — комбинация, выполняемая в медленном темпе, плавного характе­ра, состоящая из движений battements developpes, переходов из позы в позу, медленных поворотов в позах (tours lents, тур лян, франц. — медленные повороты), portde bras, а также вращения и связующие движения и шаги.

Adagio развивает устойчивость, апломб, координацию, плав­ность и красоту движений.

Терминология хореографии при работе с детьми на уроках классического танца

Чтобы грамотно говорить и писать, надо знать правила языка. То же самое и в балете. Только там вместо слов — движения, а вместо орфографии и синтаксиса — правила классического танца. Это название появилось в России в конце XIX века. До этого балетный танец называли «серьезным», «благородным», «академическим».

Система классического танца формировалась на протяжении нескольких столетий, из множества движений народных плясок и бытовых танцев были взяты самые выразительные. Постепенно разрабатывались позиции ног и рук, положения корпуса и головы, а все танцевальные движения получили названия.

Следует сказать, что балетный язык универсален: танцор из Германии поймет своего коллегу из Бразилии, а японская балерина — американскую. Как в музыке применяется итальянская терминология, а в медицине латынь, так в балете все термины — французские. Классический танец является основой хореографии.

Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Все движения в классическом танце основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца.

Хореографическая терминология — система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.

Экзерсис у опоры или на середине: — это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняется у «станка» (прикреплённый кронштейнами к стене) и на середине учебного зала и состоит из одних и тех же элементов.

Терминология разбита на группы:

  1. Exercise у станка и на середине зала.
  2. Положения, направления, позы, дополнительные движения.
  3. Прыжки.
  4. Вращения.

Exercise у станка и на середине зала.

PREPARATION [препарасъон] — подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения. DEMI PLIE [деми плие] – неполное, маленькое «приседание», полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола. GRAND PLIE [гранд плие] — глубокое, полное «приседание».

BATTEMENT TENDU [батман тандю] – отведение и приведение вытянутой ноги в нужное направление, не отрывая носка от пола. BATTEMENT TENDU JETÉ [батман тандю жете] — «бросок», взмах вытянутой ноги в положение 25°, 45° в нужное направление. ROND DE JAMB PAR TERRE [ронд де жамб пар тер] — круг носком по полу круговое движение носком по полу.

BATTEMENT SOUTENU [батман сотеню] – выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное, слитное движение.

BATTEMENT FONDU [батман фондю] — «мягкое», «тающее»,  плавное движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого «рабочая» нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и «рабочая» нога открывается вперед, в сторону или назад.

BATTEMENT FRAPPE [батман фраппе] — «удар», движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад. BATTEMENT DOUBLE FRAPPE [батман дубль фраппэ] – движение с двойным ударом.

PETIT BATTEMENT [пти батман] — «маленький удар» — поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги. BATTERIE [батри] – барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений.

BATTU [ботю] — «бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги. ROVD DE JAMBE EN L'AIR [рон де жамб анлер] — круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° или 90°.

ADAJIO [адажио] — медленно, плавно включает в себя гранд плие, девлопе, релеве лян, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета. BATTEMENT RELEVE LENT [релеве лян] — «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание  вытянутой ноги вперед, в сторону или назад на 90° и выше. BATTEMENT DEVELOPPE [батман девлоппе] – вынимание, раскрывание ноги вперед, назад или в сторону скольжением «рабочей» ноги по опорной в нужное направление. GRAND BATTEMENT [гранд батман] — «большой бросок ,взмах» на 90° и выше вытянутой ноги в нужное направление.

  • BALANCOIRE [балансуар] – «качели», применяется в grand battement jete.
  • Положения, направления, позы, дополнительные движения.

A LA SECONDE [а ля сгон] — положение, при котором исполнитель располагается en face, а «рабочая» нога открыта в сторону на 90° . ALLONGEE [алонже] – от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки, завершающее движение рукой, ногой, туловищем, положение удлиненной руки. APLOMB [апломб] – устойчивость.

ARABESQUE [арабеск] – поза классического танца, при которой вытянутая нога отводится назад  на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска. ATTITUDE [аттитюд] – поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута. BALANCE [балансе] – «качать, покачиваться»; покачивающееся движение. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже — вперед-назад.

BATTEMENT [батман] – размах, биение. BATTEMENT AVELOPPE [батман авлоппе] — противоположное battement developpe движение, «рабочая» нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию. BATTEMENT RETIRE [батман ретире] — перенос через скольжение «рабочей» ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади.

COUPE [купе] — подбивание; отрывистое движение, короткий толчок, быстрая подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжка или другого движения. CROISEE [круазе] – поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.

DEGAJE [дегаже] — освобождать, отводить «переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок. DEMI [деми] – средний, небольшой.

DEMI ROND [деми ронд] — неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45ана 90° и выше). DESSUS-DESSOUS [десю-десу] – верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree. DÉVELOPPE [девелопе] — «раскрывание», «развернутый», из стоики на левой, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.

Читайте также:  Листорез из подшипника своими руками

DOUBLE [дубль] — «двойной», • battement tendu — двойной нажим пяткой • battement fondu -двойной полуприсед • battement frapper — двойной удар. ECARTE [экарте] — поза классического танца (a la seconde), при которой вся фигура повернута по диагонали вперед или назад. EFFACE [эфасэ] – развернутое положение корпуса и ног.

EN DEDANS [ан дедан] — направление движения или поворота к себе, вовнутрь, в круг. EN DEHORS [ан деор] — круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты EN FACE [ан фас] – прямо; прямое положение корпуса, головы и ног. EN TOURNANT [ан турнан] – от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения.

EPAULMENT [эпольман] — положение танцовщика, повернутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый, открытый). GRAND [гранд] – большой. JETE [жете] – бросок ноги на месте или в прыжке. PAS COURU [па курю] – пробежка по шестой позиции. PAS D`ACTIONS [па де акшн] – действенный танец.

PAS DE BASCUE [па де баск] – шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад.  PAS DE BOURREE [па де буре] – чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением. PAS DE DEUX [па де де] – танец двух исполнителей, обычно танцовщика и танцовщицы. PAS DE QUATRE [па де карт] – танец четырех исполнителей.

PAS DE TROIS [па де труа] – танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика. PASSE [пассе] — «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в стороне, сзади. PETIT [пти] – маленький. PIQUE [пике] — легкий укол кончиками пальцев «рабочей» ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту. PLIE [плие] – приседание.

PLIE RELEVE [плие релеве] — положение ног на полупальцах с согнутыми коленями. POINT [пойнт] — вытянутое положение стопы. PORDEBRAS [пор де бра] — «перегибы туловища», наклон вперед, назад, в сторону, то же самое в растяжке. Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.

POUNTE [пуанте] — «на носок», «касание носком» из стоики на левой, правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП. RELEVÉ [релеве] — «поднимать, возвышать», подъем на пальцы или полупальцы RENVERSE [ранверсе] — от гл.

«опрокидывать, переворачивать»; резкое перегибание, опрокидывание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant. Rond [ронд] – «круг, круглый» SOUTENU [сотеню] – от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать». SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] — поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания «рабочей» ноги в пятую позицию. SUR LE COU DE PIED [сюр ле ку де пье] — положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги), положение согнутой ноги на голеностопном суставе. TEMPS LIE [тан лие] — маленькое адажио,1 — полуприсед на левой,2 — правую вперед на носок, 3 — перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП, 5.то же самое в сторону и назад.

  1. TOMBÉE [томбэ] – — падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперед, в сторону или назад на demi-plie.
  2. Прыжки.

ALLEGRO [аллегро] – быстро; «веселый», «радостный»; часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе. ASSEMBLE [ассамбле] — от гл. соединять, собирать; прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе в воздухе.

BRISE [бризе] – разбивать, раздроблять; движение из раздела прыжков з заносками. CABRIOLE [кабриоль] – прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой. CHANGEMENT DE PIEDS [шажман де пье] – прыжок с переменой ног в воздухе (в V позиции). ECHAPPE [эшаппэ] – прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.

ЕМВОIТЕ [амбуате] — последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком. Прыжки emboite — поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или на 45°, при этом происходит смена полусогнутых ног в воздухе. ENTRECHAT [антраша] – прыжок с заноской.

GLISSADE [глиссад] — партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо-влево или вперед-назад. GRAND JETE [гранд жете] — прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение «шпагат».

JETE FERME [жете фермэ] – закрытый прыжок JETE PASSÉ [жете пассе] – проходящий прыжок. PAS BALLONNE [па балонэ] – раздувать, раздуваться; продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied.

  PAS BALLOTTE [па балоттэ] – колебаться; движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку; корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь. PAS CHASSE [па шассе] – партерный прыжок, во время которого одна нога подбивает другую.

с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога «догоняет» другую в высшей точке прыжка. PAS CISEAUX [па сизо] – ножницы; прыжок с выбрасыванием вперед по очереди ног, вытянутых в воздухе. PAS DE CHAT [па де ша] – кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в воздухе одна нога проходит мимо другой.

PAS FAILLI [па файи] — связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги через проходящее demi plie по I позиции вперед или назад, затем на ногу передается тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси. SAUTE [соте] — прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям.

SISSONNE [сисон] – вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого. SISSON OUVERTE [сиссон уверт] — прыжок с отлетом вперед, назад или в сторону, при приземлении одна нога остается открытой в воздухе на заданной высоте или в заданном положении. SISSONNE FERMEE [сисон ферме] – закрытый прыжок. SISSONNE SIMPLE [сисон симпл] – простой прыжок с двух ног на одну. SISSONNE TOMBEE [сисон томбе] – прыжок с падением.

  • SOUBRESAUT  [субресо] –  большой прыжок с задержкой в воздухе.
  • Вращения.

FOUETTE [фуэте] – от гл «стегать, сечь»; вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.

PIROUTTE [пируэт] — «юла, вертушка»; вращение исполнителя на одной ноге en dehors или еп dedans, вторая нога в положении sur le cou-de-pied. TOUR [тур] – поворот.

  TOUR CHAINES [тур шене] — «сцепленный, связанный»; быстрые повороты, следующие один за другим, исполняемые на двух ногах по диагонали или по кругу на высоких полупальцах.

TOUR EN L`AIR [тур ан лер] – тур в воздухе. 

21.04.2015

Экзерсис

Экзерсис как система хореографических упражнений

Современный экзерсис — отточенная, совершенная и унифицированная система упражнений комбинаций, созданная в процессе длительного хореографического опыта.Все элементы экзерсиса прошли «естественный отбор». Выжили и вошли в состав экзерсиса действительно необходимые элементы, наиболее конкретно и целенаправленно развивающие и тре тирующие психофизический аппарат обучающегося.В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie (приседание): постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате ежедневной трениров ки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий артист балета при учается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге. /Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. Л., 1986. С. 7./Таким образом, экзерсис — это постоянная и последовательная тренировка костного и суставно-мышечного аппарата, а также психическая настройка обучающегося, способствующая развитию волевых качеств, двигательной памяти, ритмичности, музыкальности. Это освоение танце вальной техники, закладывающее основы выразительного движения. Экзерсис создает пласти ческий фундамент, который дает возможность обучающемуся гармонически развивать двигательный аппарат, подчиняя это обучение совершенствованию пластически-художественных возможностей организма.Экзерсис складывается из двух компонентов:Элементы и упражнения классического и народно-сценического танца.Музыкальный материал, на основе которого исполняются элементы и упражнения экзерсиса.Простейшие элементы экзерсиса составляют азбуку танцевальной лексики. Элемент экзерсиса есть та техника, из которой создается танец.Техника, воспитанная в совершенствовании элементов и упражнений экзерсиса, является осно вой для воплощения в пластических формах танцевальной композиции, подчиненной законам создания художественного образа и необходимой для выполнения конкретной сценической задачи.Элементы экзерсиса формируют основные танцевальные навыки. Каждый элемент создает конкретное пластическое положение тела танцующего, включающее характерные для одних и отличительные от других элементов сочетания разных положений частей тела: рук. ног, торса и головы.Совершенствование техники этих положений является средством обучения простейшим танце вальным навыкам.Важнейшее условие перевода элементов экзерсиса в танцевальные навыки — строгое требование правильного выполнения танцевальных движений. Организм обучающегося, подчиненный жестким условиям идеальной правильности в исполнения верно совершенствуется. Непрерывное повышение уровня этой правильности создает скульптуру -завершенную форму тела и способствует точному выполнению хореографического текста. Совершенствование элементов экзерсиса — сложный процесс. Навык в исполнении элементов возникает только в результате целенаправленной умственной деятельности обучающегося, устремляющего свою волю, внимание, память на выполнение поставленной перед ним конкретной задачи. Экзерсис воспитывает высокий уровень координации движений, что крайне необходимо исполнителю. Для продуктивного использования танцевальной техники как средства воспитания более высокого уровня координации и развития такого качества, как танцевальность, освоение элементов экзерсиса направляется к воспитанию способности быстро и точно воспроизводить названные или показанные элементы танца, что создает нужный динамический стереотип. Таким образом, танцевальный экзерсис активно воздействует на развитие и совершенствование психофизических качеств, столь необходимых будущему исполнителю. К ним следует отнести силу, ловкость, ритмичность, музыкальность и танцевальность.Особой ценностью экзерсиса является возможность разнообразно совершенствовать такие при знаки движений, как темп, размер, направление, количество повторений, характер и мышечные уси лия, что по существу — основная задача в воспитании пластичности движений человека.

Читайте также:  Как проверить помпу на ауди 80 б3

Танцевальный экзерсис состоит из экзерсиса, основанного на классическом танце, и экзерсиса, основанного на народно-сценическом танце.

Классический экзерсис

Классический экзерсис является стержнем, на основе которого развивались другие танцеваль ные экзерсисы. Этот комплекс наиболее правильно и гармонично развивает тело, активно исправляя физические недостатки, создавая правильную манеру поведения, осанку. Классический экзерсис — главное средство в обучении танцовщика любого профиля в развитии его двигательного аппарата. В основе выразительности классического танца лежат движения, заимствованные из народных и бытовых танцев, а также пластика и завершенность форм античной скульптуры. Все элементы классического танца основаны на биомеханическом принципе «выворотности ног». Этот принцип создает эстетическое совершенство классического танца. На синтезе элементов классического эк зерсиса построено многообразие танца. Овладение этими элементами подобно овладению клави атурой, состоящей из семи нот, необходимых для создания музыкального произведения.Анализируя возникновение и становление классического танца, доктор искусствоведения В. М. Красовская приходит к выводу об определяющем значении этого вида искусства в воспитании широты пластических возможностей человеческого тела. Она пишет: «Опираясь на музыкальные формы своего времени, танец искал очищенную от конкретных бытовых подробностей систему условных выразительных средств. За некую постоянную единицу была принята идеальная симметрия человеческого тела. Появи лись такие устойчивые понятия, как позиции рук и ног, выворотность, натянутость ноги от верха до выгнутых книзу кончиков пальцев.Все эти положения, упорядочивая беспорядочное, тем самым поначалу лимитировали пластику, но в то же время открыли перед ней возможности направленного развития. Выворотность (разворот ноги в тазобедренном суставе) увеличила амплитуду подъема и размаха ноги вперед, назад и в сторону. Натянутая до предела нога преодолевала в пространстве партерные позы, а это помогало устремленности, частоте, высоте прыжков. Позиции рук и ног уравновешивали тело, вырабаты вая устойчивость». Красовская В. М. Статьи о балете. Л., 1967. С. 128-129.Экзерсис классического танца у палки и на середине зала в четкой последовательности:1. Plie.2. Battements tendus.3. Battements tendus jetes.4. Ronds de jambe par terre.5. Battements fondus et battements soutenus.6. Battements frappes et double frappes.7. Ronds de jambe en l’air.8. Petit battements sur le cou-de pied.9. Battements releve lents et battements developpes. 10. Grands battements jetes. Сюда же входят различные позы, port de bras, танцевальные шаги, повороты, пируэты, постепенно усложняющие последовательность исполнения экзерсиса, который, конечно, может варьироваться в зависимости от подготовленности учеников и личного метода преподавателя. Экзерсис на середине зала, как правило, составляется компактнее, короче и техничнее. Построение его следует от года к году усложнять и сокращать количество отдельных упражнений. Но как бы ни был построен экзерсис на середине зала, он всегда должен лишь хорошо подготовить ученика к следующей части урока, а не подменивать ее. Вторая часть урока — adajio – это работа над всесторонним овладением позами классического танца и самой разнообразной их связью. Построение adajio в различных классах складывается из пройденных поз, движений.

В третьей части урока – allegro — осваиваются различные прыжки классического танца. Если в экзерсисе осваиваются элементарные навыки, в adajio ведется работа над позами и танцевальной фразой в медленном темпе, то здесь это все это суммируется и отрабатывается в темпе прыжка, большого и малого, простого и сложного, мягкого и трамплинного, стремительного и сдержанного.

Народно-сценический экзерсис

Народно-сценический экзерсис — также средство развития обучающихся, но готовящее их к исполнению народных танцев, развивающее нужную для танцев технику. Однако было бы неверно считать его только вспомогательным, второстепенным. Этот большой специальный танцевальный тренинг, отличный от классического экзерсиса, включает развитие двигательного аппарата обучающихся в специфике пластики народного танца.Авторы первого в мире учебника по характерному танцу А. Лопухов, А. Ширяев и А. Бочаров подчеркивали: «Проходя курс характерного танца, учащийся тренирует все свое тело, развивает его пластическую емкость, готовность в любую минуту и с одинаковым успехом исполнить всякий танец, будь то испанский, чечетку, украинский гопак с присядками и прыжками, лезгинку или матлот. Система регулярного физического и танцевального тренажа, даже методически несовершенная, все-же будет продуктивнее случайных «натаскиваний» и «зубрежки» отдельных движений характерного танца. Рассматривать курс характерного танца только как усвоение комплекса определенных движений было бы неверно. Главная задача педагога — научить ученика работе над танцевальным образом, всячески разрушая в процессе обучения многочисленные сценические штампы».Часть элементов народно-сценического экзерсиса возникла на основе элементов классического танца и классического экзерсиса. Однако приближение народно-сценического танца к подлинно фольклорным источникам ведет к необходимости освоения в народно-сценическом экзерсисе техники подлинных народных танцев.В высшем учебном заведении важнейшим условием должна быть строгая последовательность изучения народно-сценическому экзерсису на основе профессионального обучения навыкам классического танца. Эта особенность методики позволяет вести обучение грамотно и быстрее повысить танцевальную подготовку учащихся.Важнейший признак народно-сценического танца с точки зрения техники выражается в относительной свободе движений рук, корпуса, ног, танцевальных ракурсов и т. д. Это может быть правильно воспитано только на знании строгих канонов классического танца.

Композиция народно-сценического экзерсиса всегда выражает конкретную национальную принадлежность с характерными для нее темпо ритмическими особенностями (протяженность, размерность, синкопированность и т. д.). Эти особенности заложены в музыкальном материале, на основе которого создается танцевальная композиция.

Лирическое, радостное состояние, нотки юмора, грусти, звучащие в музыке, легко раскрываются средствами народного танца.

В народно-сценическом экзерсисе совершается переход к композициям, основанным на конкретном материале того или иного народного танца, выражающем суть музыкального отрывка и требующем передачи его в действенной танцевальной пластике и беспрерывно меняющейся эмоциональной окраске.

Порядок упражнений у станка в народно-сценическом танце

Demi — plié и grand – plié (полуприседания и полные приседания)Demi –plié плавное.Demi -plié быстрые.Grand plié (полные приседания).II.Battement tendu (упражнения на развитие подвижности стопы):Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги.Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги с demi – plié в обоих ногах.Battement tendu с переводом стопы работающей ноги с носка на ребро каблука.Battement tendu с demi — plie на опорной ноге, в момент перевода стопы, работающей ноги с носка на ребро каблука.III.Каблучные упражненияКаблучное упражнение с выносом ноги на ребро каблука от щиколотки опорной ноги.Каблучное упражнение с поворотом бедра.Каблучное упражнение с мазком «к себе» полупальцами по полу.Каблучное упражнение — вынесение работающей ноги на ребро каблука от колена опорной ноги.Каблучное упражнение — вынесение работающей ноги на ребро каблука, через développéIV.Petit battement jeté (маленькие броски):Petit battement jeté с подъемом пятки опорной ноги.Petit battement jeté с подъемом пятки опорной ноги с demi — plié в обоих ногах.Petit battement jeté с plie на опорной ноге.Petit battement jeté с сокращением стопы работающей ноги.Petit battement jeté с plie на опорной ноге и соскоком в момент выброса работающей ноги вперед и возвращения в исходную позицию.V.Rond de jambe (pied) par terre (круговое движение носком (пяткой) работающей ноги по полу):Rond de jambe par terre.Rond de pied par terre.Rond de jambe par terre с остановкой в сторону.Rond de pied par terre с остановкой в сторону и мазком полупальцами «к себе».Rond de jambe par terre с поворотом опорной ноги и переносом через нее стопы работающей ноги.Rond de jambe par terre с глубоким приседанием на опорной ноге.Rond de jambe par terre — «восьмерка».VI.Rond de jambe en l'air (круг ногой по воздуху):Rond de jambe en l'air.Rond de pied en l'air.Rond de jambe (pied) en l'air с небольшим приседанием на опорной ноге.Rond de jambe en l'air с прыжком.Rond de jambe en l'air с прыжком и поворотом опорной ноги.Rond de jambe en l’air – «восьмерка».VII.Подготовка к «веревочке»:Подготовка к «веревочке» в «чистом виде».Подготовка к «веревочке» с подъемом на полупальцы.Подготовка к «веревочке» с demi – plié.Подготовка к «веревочке» с прыжком.Упражнение для бедра.VIII.«Веревочка»:«Веревочка» одинарная с проскальзыванием.Двойная «веревочка».«Веревочка» с переступаниями.«Веревочка» с шагом вперед на каблук.IX.Battement fondu (низкие и высокие развороты ноги):Battement fondu на целой стопе.Battement fondu с подъемом на полупальцы.Grand fondu на 90°.Grand fondu на 90° с разворотом корпуса.X.Pas tortillé (зигзаги):Pas tortillé одинарное с поворотом стопы.Pas tortillé с двойным поворотом стопы.Pas tortillé одинарное с ударами стопы.Pas tortillé двойное с ударами стопы.XI.Flic –Flac (упражнение с ненапряженной стопой; мазок свободной стопой «от себя» и «к себе»):Подготовка к flic – flac.Мазки по полу с разворотом стопы.Flic – flac.Flic-flac с подскоком на опорной ноге.Double-flic – двойной мазок стопой «от себя».«Веер» на полу с double-flic.XII.Battement développé (раскрывание ноги на 90°):Battement développé плавное.Battement développé отрывистое.Battement développé с одним ударом пятки опорной ноги.Battement développé с двойным ударом пятки опорной ноги.XIII.Grand battement jeté (большие броски работающей ногой на высоту 90°):Grand battement jeté классический.Grand battement jeté с подъемом на полупальцах.Grand battement jeté с plié.Grand battement jeté с последующим plié и опусканием работающей ноги на ребро каблука.Grand battement jeté с coupe- tombé.Grand battement jeté с увеличенным размахом.В экзерсисе у «станка» могут быть использованы следующие движения:опускание на колено; различные наклоны и перегибы корпуса; pas relevé; pirouette (вращения); прыжки; присядки; различные движения народных танцев.

Ряд движений у «станка» имеет несколько видов (форм) разной степени сложности и может изучаться по мере подготовки учащихся.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector