Лесозаготовительная техника: виды, применение, описание

Лесозаготовка является сложным технологическим процессом, включающим в себя несколько этапов. Существует несколько способов проведения работ в этой сфере. Наиболее популярен скандинавский метод или заготовка сортиментами.

Он предполагает выполнение основных этапов обработки древесины непосредственно на производственном участке. Комплекс работ делится на множество физически тяжелых операций. Лесозаготовительная техника призвана помочь специалистам в их нелегком труде.

С их помощью удалось отказаться от наиболее сложных манипуляций, перенести их выполнение на верхний и нижний склад.

Виды механизации

На лесосеках используют оборудование для повышения производительности:

  • валить деревья помогают валочно-трелевочные, пакетирующие, сучкорезно-раскряжевочные машины;
  • трелевка древесины осуществляется с помощью оборудования для бесчокерной и чокерной трелевки;
  • в условиях горной местности работает транспортно-погрузочная и трелевочно-канатная техника для леса;
  • обрезка сучьев ведется раскряжевочными и сучкорезными самоходными установками;
  • погрузка леса производится стреловыми и челюстными гидроманипуляторами и погрузчиками;
  • для вывозки бревен используют автомобили и прицепы — сортиментовозы, автомобильные тягачи и прицепы-роспуски, узкоколейные тепловозы и щеповозы.

В основных циклах лесозаготовительных работ используют:

Мульчирующие машины или мульчеры

Основной рабочий механизм такой многофункциональной техники – стальной рубильный вращающийся барабан, с помощью которого возможно:

  Магнитный браслет на руку: польза и вред, реальные отзывы

  • очистить лесосеку от порубочных остатков и измельчить их;
  • разбросать или собрать полученную древесную дробленку;
  • осуществить скарификацию верхнего слоя почвы;
  • удалить с лесных участков низкорослые деревья, кустарники и расчистить площади, придорожные полосы под различные строительные объекты;
  • выполнить ухаживающую обработку леса.

Валка деревьев

Валка леса производится на лесосеках, разбиваемых для улучшения контроля на делянки (площадь от 5 до 8 га), а сучкорезные работы ведутся на пасеках (полосах шириной 27−47 м вдоль трелевочного волока). Такие полосы возникают при однократном прохождении валочно-трелевочных, пакетирующих или валочных машин.

Каждый рабочий-вальщик работает с пилой на бензиновом моторе, в комплекте к которой используют крючья для подтасовывания и измеряющую рулетку.

Применяют пилы одиночного управления с цепным пильным агрегатом консольного действия, чаще используют пилу «Дружба» мощностью 2,8−3,7 кВт с массой в рабочем состоянии 13,65 кг.

Работы ведутся бензомоторной пилой «Урал» с аналогичным весом и мощностью агрегата 4 кВт, для нее характерна повышенная скорость и встроенное устройство автоматической смазки.

Зарубежный инструмент этого типа представлен на рынке сверхлегкими и легкими пилами 5−10 кг, среднетяжелыми и тяжелыми экземплярами 14 и выше килограмм. Используют для валки деревьев валочно-трелевочные агрегаты.

Деление бревен на стандартные части в соответствии с ГОСТом (раскряжевка) делается на выбранном месте по технологической карте работ.

Чтобы уменьшить трудоемкость процесса используют автоматические высокопроизводительные раскряжевочные установки стационарного типа, которые обустраивают на нижнем или верхнем складе.

Для раскряжевки применяют переносные моторные инструменты, но их применение для этой операции отличается низкой производительностью, поэтому в работу вводят многооперационные агрегаты на колесном или гусеничном ходу.

Техника с набором операций

Харвестер является лесозаготовительной мобильной техникой для срезки и валки стволов, очистки от веток и порезки бревен на отрезки в условиях лесосеки. Наименование машины используется для определения валочно-сучкорезочно-раскряжевочных агрегатов.

Большинство машин работают по принципу протаскивания беспрерывного действия, их механизм работает в виде приводных вальцов, гусениц или их комбинации.

Харвестеры выпускают для работы в непрерывной или циклической последовательности, способ компоновки рабочих узлов делит их на двухстадийные и одностадийные устройства:

  • Одностадийные харвестеры в конструкции имеют головку, расположенную на манипуляторе, для наведения на ствол дерева. Затем дерево срезается, валится, ствол тянется через сучкорезные ножи для очистки от веток и сучьев, делается разметка, порезка на технологические части.
  • Двухстадийные агрегаты отличаются сразу двумя рабочими устройствами. Одно для захвата и срезки дерева расположено на манипуляторе, другое полает ствол в сучкорезное и раскряжевочное отделение, располагается на раме машины.

Фарвардер представляет собой машину-манипулятор для сборки, погрузки и перевозки бревен, распиленных на части, это наименование часто аналогично использованию термина «сортаментовоз». Транспорт для сборки стволов и их перевозки выпускают в двух модификациях:

Их производство полностью укомплектовано узлами и деталями российского и белорусского выпуска.

Машина соответствует экологическим и технологическим требованиям, рассчитана для транспортировки участков бревен от 2,5 до 6 м, за один рейс перевозит 11 куб. м, при этом на кубометр расходуется 1−1,2 л топлива.

На расстояние до половины километра перевозит 46−60 куб. м за смену, используется не только для трелевки распиленных бревен с участка лесосеки, но и вывозит части стволов с верхнего склада.

Лесозаготовительные комбайны или харвестеры

Мощные автоматизированные валочные машины – способны выполнить с четко запрограммированными параметрами:

  • захват и спил стволов деревьев самых различных диаметров;
  • удаление сучьев, обрезку верхушки;
  • распил древесины на части с заданными размерными параметрами;
  • раскряжевку древесных заготовок от коры;
  • рассортировку срезанных хлыстов по сортиментам и их качественную укладку в пакеты;
  • захват больших пакетов древесины и их трелевку.

Все манипуляции осуществляются при помощи подвижной харвестерной головки, конструкцией которой предусмотрено наличие нескольких захватывающих рычагов.

Трелевка бревен

Трелевка — это перемещение срезанных стволов из области валки до погрузочного пункта. Лесозаготовочный транспорт и узкоколейные автомобили не могут взять деревья с лесосеки, их следует предварительно собрать с места валки.

Транспортная операция отличается от других перемещений тем, что ведется в условиях бездорожья. Так как машины работают на большой территории в короткий период, то подъездные пути и проезды для них не делают.

В зависимости от вида транспорта различают способы трелевки:

  • тракторами на гусеничном ходу;
  • тракторами на колесном ходу;
  • канатными устройствами;
  • перемещение с помощью вертолетов;
  • в редких случаях привлекают лошадей.

В нашей стране основной трелевочной техникой для леса на заготовках выступает трактор на гусеничном ходу.

Его применение допускается в гористой местности с крутизной склонов не больше 25˚ при благоприятной погоде, зимой этот показатель уменьшается до 15˚, в других случаях используется канатная установка.

Основным требованием к трелевочным агрегатам выступает хорошая проходимость, обеспечивающая работу на участках с валунами, уплотнениями валежника, пнями, болотами и другими препятствиями.

Машины для валочно-пакетирующих работ

Самоходная техника, используются для лесозаготовок без выкорчевывания (бескорневая валка). Выполняют работы по:

  • сплошному, либо ухаживающему спиливанию деревьев цепной пилой на уровне земли, либо у корня;
  • укладыванию поваленных деревьев в штабеля для последующей трелёвки;
  • доставке спиленных стволов в пачках на участок их дальнейшей обработки или транспортировки.

Различаются между собой: типом ходовой части (гусеничные, колесные, шагающие), направлением манипуляций рабочего оборудования, грузоподъемностью, производительностью.

Лесопогрузка

Эта операция включает перегрузку стволов с трелевочных агрегатов на лесовозы, часто совмещаемую с другими работами. Технологические карты разработки предусматривают создание погрузочных пунктов с функциями:

  • площадки для перегрузки с использованием челюстных погрузчиков;
  • участки со складированием распиленных частей для последующей погрузки челюстными механизмами;
  • площадки для отгрузки автомобильным транспортом с манипулятором;
  • места для крупнопакетных отгрузок древесины;
  • участки установки сучкорезных машин и последующей погрузки.

Лесопогрузчики челюстного типа представляют собой самоходные агрегаты, включающие в конструкции навесное оборудование.

Технологические узлы и агрегаты монтируются на колесном или гусеничном тракторе и по способу поворота различают поворотный, фронтальный и перекидной тип. Лесопогрузчик Л. Т.

— 65 смонтирована на базе трактора ТТ — 4 с гидравликой, лебедкой и щитком. Оборудование включает механизмы для захвата леса, подъема, и гидравлической системы.

  Тугоплавкие металлы — характеристики, свойства и применение

Стреловые подъемные краны различают в зависимости от характера передвижения стрелы, они включают в конструкцию базовый агрегат (трактор, автомобиль, ж. д. платформу). Предусмотрено оборудование крана (подъемный и опускной механизм, поворотная площадка, система управления, привод, опоры, поворотный механизм стрелы).

Автопоезда для транспортировки леса с функцией самопогрузки включают составной автопоезд и погрузочное технологическое оборудование навесного типа для подъема и отгрузки леса. Это оборудование выпускается двух видов: канатный тип и гидроманипулятор.

Канатное устройство ставится на автомобильной или прицепной раме, в некоторых случаях на автомобиле роспуска. В конструкцию входит коники, лебедка, система из канатов и блоков или стационарное управление.

Загрузка автопоезда ведется с верхних складов или с пасек (полос, рядом расположенных с делянкой).

Современные способы механизации предусматривают использование многооперационных машин, например, тех, что одновременно делают валку, обрезку, распил, трелевку и отгрузку. К таким технологичным агрегатам относят форвардеры и харвестеры.

Лесотранспортирующая техника

Транспортировка готового материала может стать непростой задачей. Часто участки вырубки находятся в чаще леса без нормальных подъездов. Для облегчения этого этапа работы специалисты создают перевалочные пункты. На каждом из них функционирует свой вид лесозаготовительной техники.

Форвардер – самоходная машина, имеющее шестиколесное шасси с независимой подвеской. Благодаря продуманной ходовой части, машина способна пройти практически по любому бездорожью.

Форвардер используют для сбора и транспортировки заготовленных бревен. Содержит кран манипулятор и платформу для погрузки.

Как правило, его применяют для транспортировки древесины непосредственно от участка вырубки до ближайшего пункта или лесопилки.

На более дальние расстояния используют лесовозы. Они представляют собой прицепы или полуприцепы, а также грузовые машины. Данный тип техники имеет следующие характеристики:

  • повышенная проходимость;
  • полный привод;
  • увеличенный дорожный просвет;
  • система регулировки давления в шинах.
Читайте также:  Классификация вольфрамовых электродов по цвету

В конструкцию лесовоза заложены стальные каркасы, позволяющие лучше удерживать груз.

Еще один вид транспортировки древесины предусматривает перевозку груза по узкоколейной дороге. В этом случае используются вагоны-лесовозы. В их состав входят погрузочные платформы, оборудованные металлической сеткой, а также вагоны-сцепы.

Перевозка сырья

Транспортировка и вывозка леса объединяет между собой заготовительную функцию в технологическом процессе и складирование с последующей обработкой на сырьевых биржах. Специфические черты груза (бревна, хлысты, круглые сортаменты лесоматериала) определяют необходимость применения подвижного состава специального назначения, что не всегда приводит к использованию полной грузоподъемности.

Перевозка леса обеспечивается по сухопутным дорогам или морскими путями, последний способ распространен в районах, удаленных от железных дорог. При водной транспортировке учитывается способность древесины держаться на воде. Сухопутный транспорт играет роль для недалеких перевозок в районах и областях, выполняет другие задачи.

В зависимости от вида подвижного состава, работающего на лесовозных дорогах, его подразделяют на автомобильный, рельсовый, конный транспорт.

Для перевозки используют автомобили МАЗ, КРАЗ, ЗИЛ со сложными составными прицепами.

Для вывозки распиленных кусков из нижнего склада часто делают рельсовые пути и в качестве прицепа применяют платформы к дизелю грузоподъемностью до 20 т, а полногабаритные стволы везут в вагонах от 23−25 т.

Лесозаготовительная техника

Лесозаготовительная техника используется в различного вида лесохозяйственных работах. Любые машины должны быть качественны и надежны, для обеспечения максимальной продуктивности и безопасности водителя и окружающих людей. Тут трактор МТЗ, который тоже может быть использован в лесу.

Трактора для такого рода работ используют как гусеничные, так и колесные. Данный вид деятельности является очень популярным и прибыльным в нашей стране. Существует большое количество деревообрабатывающих предприятий, кроме того активно осуществляется экспорт товара заграницу.

Поэтому данная сфера постоянно модернизируется и развивается, появляются новые модели и виды техники.

Основными автомобилями для осуществления лесозаготовки являются трелевочные трактора, форвардеры, харвестеры и лесовозы. Рассмотрим подробнее каждый вид и его специализацию.

  • Трелевочный трактор используют при сборе хлыстов и деревьев при выборочной рубке и косметической рубке в целях ухода. Применяется в основном при хлыстовой рубке леса и часто в паре свалочно-пакетирующей машиной.
  • Форвардерами называются лесозаготовительные машины, применяемые для погрузки, сбора и транспортировки по лесному массиву материала с круглым сечением. Другими словами, форвайдеры транспортируют уже поваленные деревья по лесополосе до места назначения.
  • Харвестеры напротив специализируются на валке деревьев и обрезании сучьев и веток.

Стоит отметить, что данная техника выполняет огромное количество операций. Грубо говоря, они универсальны в сочетании друг с другом, взаимно дополняемы. К их работе относятся раскряжевка и выравнивание бревен, погрузка, транспортировка из труднопроходимых мест.

Выделяют два вида харвестеров: одномодульный, когда работа выполняется одной головкой, и двухмодульный/двухзахватный. Во втором случае дополнительные действия, такие, как обрезание сучьев, раскряжевка и обмер материала производятся с помощью отдельного аппарата, расположенного на раме.

Форвардер же — это исключительно двухмодульная техника, в нее входят погрузочный манипулятор и грузовая тележка.

Данные машины просты в использовании, качественны и надежны. Они отвечают самым высоким уровням международных требований, они мощны и высокотехнологичны, являются самым современным лесозаготовительным оборудованием. Их специфика проявляется еще и в том, что они являются своего рода вездеходными машинами, работающими независимо от состояния почвы и грунта, от погодных условий и времени года.

  • Лесовозы применяются для доставки продукции на место переработки, т. е. на предприятие-заказчик.

Это основная техника в лесохозяйственных работах, существует еще и дополнительное навесное оборудование.

Валочные приспособления. Виды, устройство приспособлений для валки деревьев

Лес можно назвать одним из наиболее ценных ресурсов, известных человечеству. Древесина применяется как в промышленности, так и в быту, что делает ее востребованной. Главным же свойством леса является возможность его самовосстановления.

Чтобы добыть необходимый материал применяется валка леса. Два самых распространенных способа проведения таких работ — это спиливание и вырубка.

У них есть свой спектр применения, свои плюсы и минусы, а также требования к соблюдению техники безопасности.

Особенности и применение лесозаготовительной техники

Заготовка древесины происходит, как правило, непосредственно на участке вырубки леса. Комплекс работ по валке деревьев осуществляется в несколько этапов:

  • валка стволов;
  • обрезка кроны и сучьев, удаление коры;
  • трелевка;
  • распил, раскряжевка;
  • сортировка, укладка в штабели;
  • транспортировка к месту назначения.

Для каждого этапа работ существует определенный вид оборудования для лесозаготовки. Основные требования, которые применяются к подобной технике – это надежность, хорошая производительность и экономичность. Главной особенностью лесозаготовительного оборудования является их многофункциональность. В роли спецтехники для заготовки дерева могут выступать:

  • навесные устройства, устанавливаемые на экскаватор;
  • укомплектованные самоходные устройства.

Лесозаготовительная техника может быть на гусеничном или колесном ходу. Гусеничные машины отличаются устойчивостью и повышенной проходимостью. Колесные модели более быстрые и маневренные. По количеству операций и области применения можно выделить следующие типы техники:

  • валочная;
  • трелевочная;
  • лесовозы;
  • пилорамы.

Модели лесозаготовительной техники имеют определенные технические и конструктивные характеристики, в зависимости от их назначения.

Валочная техника

К понятию валочная техника относятся приспособления, которые перекусывают или спиливают стволы деревьев, а также делают обрезку веток и сучьев. Могут быть навесными и самоходными. Конструкции навесных приспособлений содержат следующие элементы:

  • Основной блок. Он состоит из манипулятора в виде захвата и режущего устройства.
  • Поворотный узел. Он позволяет основному блоку совершать повороты вокруг своей оси.
  • Крепления для монтажа устройств на экскаватор или трактор.

Для спиливания деревьев большой толщины используют механизмы с цепной пилой. Все элементы работают за счет подключения к гидравлической системе механизма, на который они установлены.

К механизированным машинам для валки леса относят:

  • харвестер;
  • мульчеры;
  • бульдозеры;
  • валочно-пакетирующая техника.

Харвестер – самоходная машина, способная выполнять различные операции на всех этапах первичной заготовки древесины. Она предназначена для валки леса, обрезки сучьев и распила ствола на бревна. С помощью специальной головки машина харвестерного типа обрезает макушки, формирует штабели из хлыстов и бревен.

Мульчер представляет собой мини-трактор. Предназначен для очистки участка от кустов и молодой поросли. С его помощью можно прокладывать лесосеки, а также создавать противопожарные полосы.

Бульдозер – универсальная механизированная техника. На лесозаготовках его применяют для корчевания пней, расчистки и подготовки участков для валки, а также прокладки дорог в лесном массиве.

Валочно–пакетирующие машины заменили работу бензопилами. Они могут спиливать деревья большого диаметра и укладывать в штабели для дальнейшей транспортировки. Такой тип техники незаменим в местах где требуется бескорневая валка леса.

Оснащены гусеничным ходом с балансирной подвеской. Благодаря этому лесозаготовительная техника может двигаться по любой местности. Для увеличения эффективности валочно-пакетирующее оборудование оснащают дополнительным оборудованием.

Подготовка к спиливанию или вырубке

Перед тем, как начать валить дерево, требуется подготовить его ствол. По возможности с него срезаются все ветки. Как минимум, следует проредить крону, которая может нанести повреждения соседствующим растениям. Это позволит уменьшить ширину дерева и точнее рассчитать, куда в конечном итоге оно упадет и сколько места займет непосредственно на земле.

Кроме того, такой подход понизит шанс вмешательства силы ветра, который может налететь неожиданно и внести коррективы в процесс валки. Подготовительные работы позволяют просчитать все риски и заранее предусмотреть несколько вариантов развития событий, благодаря чему валка леса станет безопаснее и проще.

Оборудование

При подготовке леса к валке применяются следующие виды инструментов:

  • Топор. Может быть использован для удаления небольших сучьев, которые проще срубить, чем спилить, а также при подготовке пропила.
  • Пила-сучкорез. Обладает небольшим весом по сравнению с полноценной бензопилой и позволяет избавиться от веток на высоте.
  • Оборудование для страховки. Работы на высоте следует выполнять с применением страховочных тросов и поясов. Это позволит избежать травм при удалении веток кроны.

При необходимости данный список может расширяться и другими инструментами, которые могут быть полезны в отдельных ситуациях.

  Плавильная печь для ювелиров – начните создание шедевра!

Трелевка бревен

В понятие трелевка входит транспортировка целых бревен или из составных частей от места валки до погрузочной площадки. Трелевочная машина может тянуть бревна в горизонтальном или подвешенном виде.

В основе конструкции трелевочной техники заложены различные модификации тракторов. Они могут быть колесными и гусеничными. В зависимости от заложенного функционала различают следующие типы техники:

Трелевочная техника чокерного типа собирается на базе тракторов ТДТ-55 и МСН-10. Используются для транспортировки и перемещения поваленных стволов.

Бесчокерные машины относятся к категории валочно-трелевочных машин. В их конструкцию заложен гидроманипулятор для валки деревьев и перетаскивания деревьев. Наиболее часто встречающиеся модели – трактора ЛТ-187 и ЛТ–154.

Читайте также:  Технология кислородной резки металла

Пошаговая инструкция как спиливать деревья

Для валки дерева строго в заданную область следует строго придерживаться технологической инструкции, состоящей из нескольких шагов.

  1. Выполнить надрез сверху вниз под уклоном примерно в 60° с той стороны, в которую в результате должно упасть дерево. Желательно выбрать направление, в котором оно росло.
  2. После его завершения делается горизонтальный пропил вплоть до точки примыкания. В результате получается треугольник, который можно вынуть и таким образом ослабить ствол в направлении предполагаемого падения.
  3. С противоположной стороны ствола начинается новый рез, который находится чуть выше нижней части «треугольника». Ствол прорезается глубоко, но не до конца, необходимо оставить примерно 10%.
  4. Чтобы пила не застряла при распиливании ствола, в получившуюся прорезь необходимо вогнать заранее подготовленный клин. Он будет не только защищать от клина пилы, но и создавать напряжение, необходимое для падения дерева.

В процессе выполнения второго пропила нужно быть особенно внимательным. Дерево может начать падать в любой момент, и нужно быть готовым покинуть опасную зону. После того, как был начат второй горизонтальный пропил, находиться со стороны вырезанного треугольника запрещено. Это самый безопасный способ свалить дерево большой толщины, предусматривающий падение в заранее выбранное место.

Распилка веток и ствола бензопилой

Поваленный ствол требует обработки перед транспортировкой. Ветки с него нужно удалять при помощи бензопилы «под корень», при этом следует начинать с тех, что расположены в нижней части ствола. Таким образом ствол от спила до кроны постепенно очищается от лишнего мусора.

Полотно бензопилы во время этих работ не должно касаться земли. Это может привести как к повреждению и затуплению цепи, так и к выбросу нею мусора на высокой скорости.

Рубка ствола

Длинный ствол требуется разделить на отдельные фрагменты. Чтобы при этом не повредить инструмент, следует придерживаться простой схемы.

  1. Выполняется пропил сверху вниз на глубину примерно половины ствола. В этот момент пилу начинает заметно клинить.
  2. Пила выключается, и в образовавшийся пропил забивается клин, который позволит держать его открытым и снимет с пилы напряжение, возникающее между двумя половинками ствола.
  3. После этого пила снова заводится и осуществляется окончательное дорезание остатка дерева, стволы разделяются без повреждения инструмента.

Если шина бензопилы заклинена без возможности ее извлечь, следует обратиться за помощью к напарнику. В таком случае ствол немного приподнимают снизу, одновременно пытаясь аккуратно извлечь полотно из пропила. Можно попробовать применить толстую ветку как рычаг, чтобы облегчить задачу.

Лесопогрузка

Данный вид работ заключается в транспортировку обработанной древесины с трелевочных машин на лесовозы. Для повышения эффективности данного этапа создаются специальные погрузочные пункты, включающие в себя:

  • участки для перемещения бревен с использованием специальных погрузчиков;
  • участки для складирования материала до начала погрузки, в том числе для крупногабаритных грузов;
  • площадки для отгрузки с помощью автомобильного транспорта;
  • места для установки сучкорезов.

Для погрузки может используют следующие модели лесозаготовительной техники:

  • погрузчики челюстного типа.
  • подъемные краны стрелового вида;
  • автопоезда с функцией автозагрузки.

Современные модификации лесозаготовительной техники имеют универсальный набор функций. Технологические машины типа форвардеров и харвестеров последнего поколения способны выполнять операции на любом участке работ, в том числе транспортировку и лесопогрузку.

Технология валки

В случае с небольшими деревьями работы проводятся при помощи обычного топора. Это простой процесс, который значительно усложняется, если требуется спилить крупное дерево, растущее среди леса или вблизи построек.

В основном, деревья предпочтительно валить в ту сторону, в которую они растут. Но это не всегда возможно ввиду наличия помех. Ими могут быть другие деревья, уже упомянутые постройки или неровности ландшафта.

В таком случае перед валкой сложное дерево подготавливают к падению в противоположном направлении. Это может потребоваться и в том случае, если лес растет на болотистой почве, и корни могут не выдержать нагрузки во время проведения работ.

Согласно технологии валки, для обеспечения безопасности могут применяться дополнительные инструменты, такие как багор или система завесов.

Лесотранспортирующая техника

Транспортировка готового материала может стать непростой задачей. Часто участки вырубки находятся в чаще леса без нормальных подъездов. Для облегчения этого этапа работы специалисты создают перевалочные пункты. На каждом из них функционирует свой вид лесозаготовительной техники.

Форвардер – самоходная машина, имеющее шестиколесное шасси с независимой подвеской. Благодаря продуманной ходовой части, машина способна пройти практически по любому бездорожью.

Форвардер используют для сбора и транспортировки заготовленных бревен. Содержит кран манипулятор и платформу для погрузки.

Как правило, его применяют для транспортировки древесины непосредственно от участка вырубки до ближайшего пункта или лесопилки.

На более дальние расстояния используют лесовозы. Они представляют собой прицепы или полуприцепы, а также грузовые машины. Данный тип техники имеет следующие характеристики:

  • повышенная проходимость;
  • полный привод;
  • увеличенный дорожный просвет;
  • система регулировки давления в шинах.

В конструкцию лесовоза заложены стальные каркасы, позволяющие лучше удерживать груз.

Еще один вид транспортировки древесины предусматривает перевозку груза по узкоколейной дороге. В этом случае используются вагоны-лесовозы. В их состав входят погрузочные платформы, оборудованные металлической сеткой, а также вагоны-сцепы.

Пилорамы

Станки для разделки древесины устанавливаются непосредственно на участках первичной обработки или лесопилках. В функции пилорам входит отделение коры, изготовление досок и бруса. В зависимости от механизма работы различают несколько модификаций:

Пилорамы ленточного вида считаются наиболее распространенными. Подходят для всех пород деревьев, в том числе кругляка. Принцип работы заключается в продольном распиливании ствола. Главным плюсом является минимальное количество отходов.

Лесозаготовительные станки рамного типа содержат несколько пил, закрепленных на одной станине. Основная функция – отделение обрезного и необрезного материала.

Цепные пилорамы выполняют диагональный и поперечный распил бревна. Такой способ незаменим при производстве бруса. Минусом является большое количество отходов в виде опилок.

Лесозаготовительная техника практически заменила ручной труд. Рабочим остается только направлять и контролировать процесс обработки древесины. Этот вид промышленности стремительно развивается, а значит будут появляться новые и более технологичные модели.

Лесозаготовительная техника

Прогресс Технологий 14.02.2018 17000 Просмотров

Ежегодно на профильных выставках во всем мире — будь то европейские Ligna и Elmia Wood или же российские Woodex и «Русский лес» — экспонируются многие десятки, если не сотни моделей лесозаготовительной техники.

И каждый раз среди них немало как абсолютных новинок, так и популярных моделей, усовершенствованных своими создателями либо адаптированных ими к потребностям того или иного регионального рынка.

Для традиционного декабрьского обзора машин, предназначенных для лесного дела, мы выбрали несколько единиц техники, показавшихся нам особенно интересными.

Восьмиколесный харвестер Komatsu 901XC для выборочной рубки

Высокая маневренность, впечатляющая устойчивость — вот главные отличительные черты нового харвестера для выборочных рубок, который входит в серию ХС, объединяющую технику Komatsu Forest для эксплуатации в особо сложных условиях.

Машина весом в 20 тонн имеет дорожный просвет 650 миллиметров и габариты в транспортном положении 7675х2996х3810 миллиметров (с 710- и колесами). Харвестер оснащается на выбор манипулятороми 200Н или 210Н DT, способными работать с вылетом 10 и 11 метров соответственно.

Модель 901ХС в силах одинаково хорошо выполнять работу как на горных склонах, так и на слабонесущих грунтах: восемь колес обеспечивают харвестеру отличную устойчивость и одновременно низкое давление на поверхность.

В соответствии с концепцией Komatsu, реализуемой компанией уже 33 года, у харвестера поворотная задняя ось, а кабина и манипулятор находятся прямо по центру базовой машины, что позволяет обеспечить оптимальный баланс между низким центром тяжести и давлением на грунт.

К важным особенностям машины также нужно отнести жесткое шарнирное соединение и качающуюся заднюю ось, которые в сочетании с цилиндрами наклона кабины обеспечивают харвестеру хорошую управляемость на сложных грунтах.

Харвестер оборудован шестицилиндровым турбодизельным двигателем 66WF-4V-AWF мощностью 170 киловатт, соответствующим самым строгим экологическим требованиям по выбросам опасных частиц и оксидов азота.

Кроме того, 901XC оснащен трехнасосной гидравлической системой 3PS, которая обеспечивает гидравлический поток 548 литров в минуту.

Уникальная оптимизация давления и гидропотока системы 3PS позволяет одновременно использовать сразу несколько функций манипулятора и харвестерного агрегата, при этом мощность гидравлики поддерживается на максимальном уровне.

Кабина нового харвестера отличается интенсивной вентиляцией и в целом высоким уровнем комфорта для оператора, отличной обзорностью, оптимальным расположением монитора, а также системой выравнивания, которая даже на склонах позволяет кабине сохранять горизонтальное положение.

В качестве опции вместо базового может быть установлено сиденье, поворачивающееся на 180 градусов.

Также опционально кабина может оснащаться подогревом пола, дополнительным освещением, добавочными отсеками для хранения и тремя системами джойстикового управления на выбор (включая джойстики ЕМЕ).

У 901ХС для повышения производительности усилен карданный вал трансмиссии. Система выравнивания манипулятора позволяет машине эффективно работать в гористой местности, где на уклоне поворотное усилие обычно ухудшается. Это позволяет новому харвестеру эффективно работать на максимальном вылете стрелы даже на склонах.

Читайте также:  Как проверить закалку металла

Новый форвардер от John Deere

Американская компания John Deere является одним из главных поставщиков новинок для мировой лесозаготовительной отрасли — и в нынешнем году без новой модели также на обошлось.

На выставке Elmia Wood, традиционно проходящей в Швеции, John Deere продемонстрировала форвардер 1510G грузоподъемностью 15 тонн. Машина оснащена оригинальным двигателем мощностью 164 киловатта, механико-гидростатической трансмиссией и гидравлической системой с обратной связью.

Вылет манипулятора у машины может составлять 7, 2, 8,5 или 10 метров. Все операции манипулятором совершаются с большой точностью.

Система интеллектуального управления манипулятором IBC позволяет сократить время обучения новых операторов и значительно повысить эффективность их работы – во многом благодаря новому программному обеспечению IBC 2.0, которое значительно повышает точность управления манипулятором, особенно при работе на большом вылете.

Как и другие форвардеры этой марки, новая машина оборудована системами охлаждения с автоматическим реверсивным гидравлическим вентилятором, а также усиленными рамами с V-образной нижней частью.

Конструкция межрамного сочленения и рамного тормоза форвардеда позволяет добиться высокой маневренности и проходимости. Система интеллектуального управления манипулятором обеспечивает минимальное время цикла за счет высокой плавности и точности при погрузке-разгрузке.

Линейка форвардеров John Deere включает в себя модели грузоподъемностью от 11 до 19 тонн, которые используются как при сплошных рубках, так и при рубках ухода.

Двигатель нового форвардера 1510G отличается увеличенной мощностью и крутящим моментом, что вместе с эффективной трансмиссией позволило конструкторам повысить тяговое усилие новой машины. Благодаря новым контроллерам и архитектуре шины CAN удалось сократить количество разъемов, реле и предохранителей и повысить надежность всей электрической системы.

Форвардер Rottne для российского рынка

Говоря о форвардерах, нельзя пройти мимо еще одной новинки, на этот раз — европейского производства. Речь о модели F15 8WD производства шведской компании Rottne.

У себя на родине это весьма известное предприятие, которое с прошлого года активно взялось за освоение российского рынка. Официальным дистрибьютором харвестеров и форвардеров Rottne в России стала компания «Ферронордик Машины».

Как подчеркивают ее сотрудники, новая линейка техники Rottne изначально создавалась в соответствии с особенностями лесозаготовки в нашей стране.

Первой из выпущенных моделей стал форвардер F15 8WD грузоподъемностью 15 тонн, который, как и предыдущая модель, одинаково хорош и для сплошной вырубки, и для рубки ухода.

Форвардер оснащен восьмью колесами с портальными тандемными тележками и прицепом с центральной рамой конической формы, что обеспечивает дополнительный дорожный просвет серединной части. Из кабины с большими окнами и современной приборной панелью низкого размещения обеспечивается отличный обзор.

Как форвардер, так и другие машины Rottne для России оснащаются надежными и экономичными двигателями производства Volvo.

Гидроманипулятор Palfinger Epsilon M100L97 для погрузки леса

Производители новинок в сегменте сортиментовозов стремятся оборудовать свои модели надежными, испытанными гидроманипуляторами, которые гарантированно прослужат покупателю долгие годы. Модель PALFINGER Epsilon M100L97 — как раз одна из таких.

Не будет преувеличением сказать, что это самая популярная модель лесного манипулятора иностранного производства на российском рынке. Симпатии российских специалистов лесного дела она заслужила благодаря своей безотказности и простоте в эксплуатации и обслуживании.

Гидроманипулятор с одноконтурной гидравлической системой предназначен для погрузо-разгрузочных работ с сортиментом, обеспечивая грузовой момент 92 кНм и максимальный вылет стрелы до 9,7 метра.

Металлоконструкция гидроманипулятора рассчитана на срок эксплуатации в 15 лет. Литое основание колонны обеспечивает конструкции высокую надежность.

Модель M100L97 полностью соответствует условиям работы в России и безотказно справляется с возложенными на нее задачами в диапазоне температур от -40 до +40 градусов по Цельсию.

Лакокрасочное покрытие гидроманипулятора устойчиво как к физическому, так и к химическому воздействию. Рукава высокого давления расположены внутри металлоконструкции гидроманипулятора, что исключает возможность их повреждения.

Гидроманипулятор с одной телескопической секцией весит около двух тонн и имеет увеличенную грузоподъемность за счет рычажной подвески основной стрелы. Предельная грузоподъемность этой модели на минимальном вылете составляет 3070 килограммов, на максимальном — 960 килограммов.

Управление гидроманипулятором оператор осуществляет с верхнего сиденья в ручном режиме — с помощью двух рычагов и двух педалей. В стандартную комплектацию PALFINGER Epsilon M100L97 также входят кнопка аварийного отключения и контрольный манометр.

Двухосный полуприцеп-сортиментовоз Meusburger Новтрак SH-249

Хотя совместное российско-немецкое предприятие Meusburger Новтрак более всего известно производством прицепной техники с индивидуальными характеристиками — по требованию заказчика, — ряд востребованных моделей полуприцепов и прицепов этой компанией из Новгорода Великого выпускается серийно. Есть среди них и техника, предназначенная для лесопромышленного комплекса. Один из таких образцов — двухосный полуприцеп-сортиментовоз SH-249.

Масса полуприцепа в снаряженном состоянии — 8 тонн; масса перевозимого груза — до 37 тонн. Габаритная длина SH-249 – 12 500 миллиметров.

Полуприцеп оснащен осевым агрегатом усиленного исполнения для тяжелых дорожных условий (2х12 000 килограммов) и рессорно-балансированной подвеской BPW (W-агрегат).

Нагрузка полуприцепа на седельно-сцепное устройство — 21 тонна. Модель оснащается шинами с размерностью 295/80R22,5.

Сортиментовоз разработан специально для работы в лесистой местности, чем и определяются его эксплуатационные характеристики. Нужно отметить, что эта модель прошла испытания суровыми условиями эксплуатации в Сибирском регионе.

Для погрузо-разгрузочных работ на SH-249 могут быть установлены агрегаты грузоподъемностью от 12 до 18 тонн. Впрочем, как на всех других моделях производства Meusburger Новтрак, желаемая комплектация сортиментовоза оговаривается дополнительно.

Перегружатель леса EC210B LC Prime на базе экскаватора Volvo

Погрузо-разгрузочные работы в лесном хозяйстве далеко не всегда осуществляются в благоприятных условиях. Нередко занятой этим технике необходимо иметь шасси, позволяющее работать не только на необорудованной площадке, но и непосредственно на месте вырубки, то есть в условиях полного бездорожья. Гусеницы в качестве движителей как нельзя лучше позволяют справиться с подобной задачей.

Одна из наиболее выносливых гусеничных машин, используемых в лесной промышленности в России, — перегружатель EC210B LC Prime на базе экскаватора Volvo.

Примечательно, что у этой модели, созданной на базе экскаватора с подъемной кабиной, мощность и производительность не принесены в жертву топливной экономичности.

Высоконадежный дизельный шестицилиндровый двигатель Volvo с турбокомпрессором и системой непосредственного впрыска топлива отвечает требованиям стандартов токсичности отработавших газов и гармонично сочетается с гидросистемой, оптимизированной для выполнения работ в лесу.

В зависимости от комплектации машина имеет эксплуатационную массу 20 800—22 300 килограммов. Вылет стрелы — без малого 10 метров. Мощность двигателя экскаватора-перегружателя — 110 киловатт (150 л.с.).

Модель работает с грейферными захватами для леса в диапазоне 0,3–0,8 кубометра, любой из которых в случае необходимости можно быстро — с помощью системы quick coupler – заменить ковшом, чтобы использовать технику для землеройных работ.

Габариты перегружателя (длина/ширина/высота) — 9650х3000х2930 миллиметров. Высота выгрузки — 4090 миллиметров. Скорость перемещения — до 5,5 километра в час. Скорость поворота платформы — 11,6 оборота в минуту. Модель оснащена топливным баком емкостью 350 литров; расход топлива у экскаватора-перегружателя составляет 15–16 литров в час.

Вместо штатной кабины в качестве опций на перегружатель могут устанавливаться подъемная кабина CeDe с высотой подъема 2,4 метра (высота от земли до уровня пола в поднятом положении 3630 миллиметров) и проставка под кабину высотой 1200 миллиметров (высота от земли до уровня глаз оператора в поднятом положении 3,4 метра).

Перегружатель EC210B LC Prime новинкой не назовешь — он хорошо известен и весьма популярен в России.

Несмотря на общие ограничения, присущие гусеничным экскаваторам — невозможность перемещаться по дорогам общего пользования и более медленную скорость работы сравнительно с колесными машинами, — он имеет целый ряд важных достоинств.

Среди них — высокотехнологичная гидравлическая система, существенно облегчающая управление техникой, комфортное и безопасное место водителя, удобное и простое обслуживание, а главное — надежные силовые установки Volvo Construction Equipment с лучшими показателями экономичности в своем классе.

***

Несмотря на то, что в России, как и в странах Северной Америки, большая часть (до 85%) объема лесозаготовок по-прежнему производится хлыстовым способом, машины для сортиментной заготовки также представлены на отечественном рынке немалым числом.

Это объясняется тем, что в каждом отдельном случае работники отрасли подбирают оптимальный способ лесозаготовки и, соответственно, подходящую для него технику.

Поэтому новые харвестеры и форвардеры, создаваемые в скандинавских и североамериканских странах, а также в Японии, год за годом находят своих покупателей в России — особенно заметной эта тенденция стала теперь, когда отечественная экономика понемногу выходит из кризиса, затянувшегося на три предыдущих года.

Лесозаготовительная отрасль является одной из сфер российской экономики, где доля зарубежной техники особенно велика.

При этом ряд готовых решений могут быть представлены комбинацией «российский лесовоз + импортный кран-манипулятор», либо от начала до конца быть выполнены совместными предприятиями вроде упомянутого Meusburger Новтрак, чья техника сочетает в себе европейские технические решения с опытом многолетней работы в России и высокой степенью адаптивности к ее реалиям. 

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]