Маркетри по дереву: технология, инструмент, изготовление

МАРКЕТРИ

В одном из залов подмосковного музея-усадьбы Кусково стоит неболь­шой столик, очень простой по форме. Но посетители все же задержи­ваются около столика и подолгу рассматривают тонкий и сложный рису­нок, украшающий его. Со скрупулезной точностью художник изобразил архитектурный ансамбль огромной кусковской усадьбы, не оставив без внимания даже самый малый кустик.

Присмотревшись, посетители обнаруживают, что пейзаж не написан красками, а выложен из множества кусочков разноцветного дерева. Быть может, не одну тысячу тонких фанерок должен был подобрать терпели­вый мастер, чтобы проделать эту ювелирную работу. Причем не по своей прихоти — таков был заказ.

Художник с честью с ним справился, пока­зав неограниченные возможности мозаики из дерева. И — удивительное дело! — несмотря на множество мелких элементов, рисунок органично сливается с поверхностью стола, составляя с ним единое целое.

Суще­ствует предание, что автор этого удивительного столика, крепостной столяр-краснодеревщик Никифор Васильев, ослеп сразу же после его изготовления — так велико было зрительное напряжение.

Искусство мозаики из тонких деревянных пластинок, так называемое маркетри, возникло в XVII веке в Европе и наиболее широко распро­странилось во Франции.

Какое-то время после зарождения техники мар­кетри мебель, отделанную мозаичными наборами, привозили в Россию из Западной Европы. Но уже в XVIII веке появляются отечественные мастера из крепостных.

Техника маркетри продвинула искусство мозаи­ки по дереву далеко вперед, так как заменила собой трудоемкую интар­сию — врезание в деревянную основу кусочков различной древесины.

Маркетри по дереву: технология, инструмент, изготовление

Маркетри — технология изготовления

Интерес к технике маркетри не ослабевает до сих пор. Современные мастера украшают мозаичными наборами музыкальные инструменты, мебель, художественный паркет и многое другое.

Для выполнения мозаичных наборов нужно приобрести шпон — одно­слойную облицовочную фанеру из древесины различных пород. Толщина такого шпона колеблется от 0,5 до 1,2 мм.

Продается он в магазинах стройматериалов, в магазинах «Юный техник», «Пионер».

Шпон из карельской березы — прекрасный материал для мозаичного набора. Свилеватая волнистая текстура придает древесине необычайную декоративность. Но и древесина обыкновенной березы вполне подходит для маркетри. Плотную розовато-коричневую древесину имеет груша.

Часто применяется в наборах дубовый шпон, который хорошо протрав­ливается (об этом мы еще расскажем) под так называемый мореный дуб. Легко поддается обработке умеренно твердая древесина грецкого ореха. Она прекрасно режется во всех направлениях и имеет широкую цветовую гамму— от светло-коричневого тона до почти черного.

Широко применяется в мозаичных наборах красное дерево — махагони. Оно тоже бывает различных оттенков — от светло-розового до красно-коричневого.

Кроме перечисленных пород, наиболее употребляемых в маркетри, применяют любую древесину со всевозможными пороками (ложное ядро, синева, крень, наплыв, краснина, двойная заболонь и т. д.

), позволяю­щими получать своеобразный рисунок. Но в маркетри используют не только естественную окраску дерева.

Древесину многих пород иногда подвергают протравливанию — глубо­кому прокрашиванию, имитируя тем самым другие, более ценные породы.

Чтобы окрасить шпон в красный цвет, его сперва хорошо вымачива­ют в слабом растворе медного купороса (15 г на литр воды), потом вы­сушивают и опускают в раствор желтой кровяной соли (железисто-синеродистого калия) — она продается в магазине фототоваров. На один литр воды нужно взять 90 г желтой кровяной соли.

Чтобы получить голубой или светло-зеленый цвет, древесину про­травливают раствором хлористого железа.

Для получения темно-корич­невого цвета применяют раствор медного купороса, для черного и серо­го — железного купороса, темно-зеленого — хлористой меди. Концентра­цию растворов можно менять в зависимости от того, какой оттенок вы хотите получить.

Древесина дуба, ореха и бука, содержащая в большом количестве дубильные вещества, протравливается без предварительной обработки.          

А древесину липы, ольхи, березы, тополя, сосны и других пород необ­ходимо перед протравливанием вымочить в отваре чернильных орешков — это такие наросты на листьях дуба. Если не найдете чернильных ореш­ков, сделайте отвар из дубовой или ивовой коры.

Существует два способа выполнения мозаичного набора в технике маркетри. Наиболее простой — выкладывание орнамента из заранее на­резанных одинаковых элементов. Но этот способ имеет ограниченные возможности, так как позволяет сравнительно быстро выполнить только геометрический рисунок с повторяющимися элементами.

И тем не менее начинать изучение техники маркетри желательно именно с этого про­стого способа. На нашем рисунке показан набор, выполненный из трех повторяю­щихся элементов. Соответственно использован шпон трех различных по­род с разной текстурой и цветом.

Такой набор можно использовать для украшения шкатулки или крышки пенала.

Закрепите лист бумаги на чертежной доске или на фанере. Вычер­тите в натуральную величину чертеж-шаблон. Сразу же решите, какие три породы древесины вы используете в наборе, и подберите шпон.

А чтобы ясно представить себе будущий орнамент, раскрасьте его эле­менты на чертеже акварельными красками под цвет предполагаемых пород. Из картона или плотной бумаги сделайте шаблон для каждого эле­мента.

Теперь накладывайте шаблоны на кусочки шпона и обводите карандашом.

По карандашным линиям вырезайте элементы орнамента резаком, форма которого показана на рисунке. Резак должен быть изго­товлен из хорошей стали. Как его сделать самим и заточить, рассказано в статье о резьбе по дереву. Держите резак в руке так, как вы обычно держите карандаш или авторучку.

При вырезании резак ведите точно по линии, слегка наклонив к себе. Резак должен сохранять неизменным свое положение, а при прорезании длинных кривых линий шпон пода­вайте навстречу острию. Под куски шпона во время вырезания подло­жите доску из мягкой породы дерева. Иногда элементы набора выпиливают лобзиком.

При этом из соеди­ненных в пакет нескольких листов шпона получается сразу несколько одинаковых элементов.

Выпиленные или вырезанные элементы орнамента смазывают столяр­ным клеем и наклеивают на чертеж-шаблон, плотно подгоняя каждый элемент друг к другу.          

Когда набор будет выполнен весь, его надо наклеить на основу. Осно­вой может служить доска или толстый лист фанеры. Смажьте основу столярным клеем и наложите на нее набор так, чтобы бумажный шаблон оказался наверху.

Положите сверху три-четыре листа газетной бумаги и прижмите их деревянным щитом. Все это поместите под пресс, выдер­жите в течение трех-четырех часов, потом распрессуйте.

Дальнейшую работу производите не менее чем через двое суток после распрессовки, когда набор окончательно высохнет.

Крупнозернистой наждачной бумагой, обернутой вокруг деревянного бруска, снимите с набора бумажный шаблон. Затем отшлифуйте набор наждачной бумагой с мелким зерном. Шлифовать элементы набора надо вдоль волокон древесины. При шлифовке поперек волокон образуются царапины, которые неизбежно проявятся при дальнейшей обработке. Особенно четко проявляются царапины на мягкой древесине.

Отшлифованный набор в зависимости от художественного замысла лакируют или вощат. Если вы задумали отлакировать поверхность набора, лучше всего использовать нитролаки. Они влагоустойчивы, прозрачны, быстро сохнут и приобретают интенсивный блеск.

Лакировать мозаичный набор мас­ляными лаками не рекомендуется, так как они дают малопрозрачную пленку и недостаточно выявляют текстуру древесины (хотя для других видов работ по дереву иногда хороши и масляные лаки).

Нитролаки удобно наносить на древесину обыкновенным пульверизатором, который используется для одеколона.

Нанесите на отшлифованный набор первый слой лака и просушите его в течение часа. Затем отшлифуйте поверх­ность мелкозернистой шкуркой и нанесите еще 2—3 слоя лака.

После каждого слоя продолжительность сушки увеличивайте примерно на час. Так, перед нанесением четвертого слоя третий просушивайте в течение трех часов.

После нанесения последнего слоя высушивайте лак в тече­ние суток, после чего отполируйте полировочной пастой.

Для вощения нужно приготовить мастику, состоящую из двух ча­стей скипидара и одной части воска. Скипидар медленно вливайте в рас­плавленный воск, помешивая, потом тщательно размешайте. Вощат на­бор остывшей мастикой с помощью тряпичного тампона или щетинной кисти. Мастике дают просохнуть в течение 2—3 часов, после чего набор натирают до блеска щеткой или суконкой.

А теперь попробуйте выполнить мозаичный набор вторым способом. Как и при первом, прежде всего разработайте эскиз в натуральную величину. Эскиз выполните в цвете, а границы между соседними цветами проведите четкой контурной линией.

На готовый эскиз наложите лист кальки и переведите на нее линейный рисунок. Переверните кальку — и вы получите зеркальное изображение рисунка.

Именно этот зеркаль­ный рисунок переведите с помощью копирки на лист шпона, который будет служить фоном и одновременно шаблоном.

Получить зеркальный рисунок можно и не прибегая к кальке. Для этого эскиз с обратной стороны протрите ваткой, слегка смоченной льняным или подсолнечным маслом. Когда на обратной стороне появится зеркальное изображение рисунка, тщательно протрите бумагу сухой тряпочкой. Как и с кальки, обратный рисунок переводят на лист шпона.

На рисунке вы видите последовательность изготовления одного фраг­мента набора — цветка. Для начала попробуйте выполнить мозаичный набор этого цветка. Вам потребуется шпон трех пород древесины.

Для лепестков — желтая акация, для фона — простой дуб, а для тычинок — мореный дуб.

Читайте также:  Резец канавочный для внутренних канавок гост

Конечно, можно заменить все названные породы другими сортами шпона, предварительно окрасив их, если нужно, в подходящие цвета, — вы уже прочитали в этой статье, как окрашивать древесину.

Итак, вы нанесли на лист шпона, который будет служить фоном, зеркальный рисунок. Теперь вырежьте на фоне гнёзда под лепестки. Затем снизу подложите под вырезанное отверстие шпон из желтой ака­ции.

Обводя резаком отверстие, нанесите на подложенный шпон тонкие, но отчетливо видимые риски.

Отложите фон в сторону, а из акации по нанесенным рискам вырежьте лепестки, которые потом вставьте в вы­резанные гнезда фона, закрепив их с обратной стороны липкой лентой или кусочком бумаги, смазанным клеем.

Следующий этап — вырезание и подклеивание тычинок — выполняет­ся точно так же, только вместо акации берется шпон из мореного дуба.

После того как все элементы набора будут вырезаны и подклеены, все дальнейшие операции производятся так же, как и при наборе пер­вым способом.

Только при наклейке на основу у вас сверху окажется уже не чертеж-шаблон, а липкая лента или подклеенные кусочки бумаги.

В заключение один совет. Не старайтесь подменять техникой маркет­ри живопись, не увлекайтесь портретами и пейзажами. Маркетри обла­дает собственными изобразительными возможностями — прекрасно вы­глядят, например, эмблемы, орнаменты. И использовать лучше именно эти возможности.

По этой теме читайте на сайте :

Маркетри по дереву: технология, инструмент, изготовление

Инкрустация по дереву — это особый вид декоративно-прикладного искусства, который с виду очень похож на мозаику или орнамент, выполнен из частиц разных материалов. Суть состоит в том, чтобы уже подготовленную фигурку из другого материала внедрить в поверхность предмета, который декорируем. Элементы не выступают, они представляют собой единую целостную конструкцию.

Виды инкрустации

С помощью инкрустации можно украсить деревянную мебель, посуду, рукоятки ножей, стены, балки. В итоге получается очень интересный рисунок, необыкновенный как по форме, так и по исполнению. В зависимости от того, какие материалы используются, можно определить виды инкрустации:

  1. Интарсия — украшение деревянного предмета с помощью элементов, сделанных также из дерева.
  2. Маркетри — нанесение узора шпоном (деревянной щепкой).
  3. Тауширование — металлический предмет дополняют драгоценными металлами.

Для инкрустации используются разные материалы: камень, металл, мрамор, керамика, дерево другого вида, перламутр, слоновая кость. От выбранного вещества зависит, какой метод декорирования будет использоваться.

Для начинающих маркетри по дереву — наиболее доступная техника. Из материала понадобится шпон (фанера из любой древесины). Суть заключается в том, чтобы деревянные детали сложить, как мозаику, сформировать необходимый рисунок и наклеить его на подготовленную основу. Дальше нужно все тщательно отполировать и покрасить.

Сложнее всего придумать узор и сделать чертеж будущего шедевра. Это основа, без которой нельзя создать уникальную, качественную и безупречную вещь. Такой вид инкрустации можно применить при создании паркета, столешницы, картин, сувениров. Технология маркетри хоть и проста, но требует максимальной аккуратности, терпения, усидчивости, чувства меры и эстетического вкуса.

Материалы для работы

Первым делом нужно подготовить материалы для работы. Для создания инкрустации потребуются специальные приспособления:

  • Резаки.
  • Стамески и долота разных видов.
  • Рейсмусы, сверло.
  • Специальный разметчик и циркуль.

Материал для выполнения орнамента:

Для вставок чаще всего используют материал природного оттенка и лишь иногда его красят. Из одной породы дерева можно выбрать не только различные тона, но и цвета. Если потребуется черный цвет, используют темный орех и протравливают в коре дуба с частицами железа или ржавчиной в течение нескольких дней. Можно вывести любой цвет дерева, приближенный к натуральному цвету

, если варить тонкие пластины груши в определенных красителях. Для создания инкрустации бруски выбранной древесины нарезают пластинами толщиной в два мм. Чтобы выполнить работу хорошо, еще стоит использовать чертеж, проволоку, шпон и фанеру.

Техника изготовления интарсии

Интарсия была предшественником маркетри. Она использовалась еще в Греции, Риме, Египте и на Востоке. Чаще всего с помощью этой техники украшали посуду и мебель для церкви и знатных господ. Раньше распространенными орнаментами были геометрические фигуры, а также изображения растений и животных. Сейчас можно подобрать уникальный рисунок как по форме, так и по цвету.

Этапы создания изделия в технике интарсии:

  • Интарсия по дереву сложна в исполнении, поэтому первоначально нужно создать схему и по ней вырезать детали. Чтобы было удобнее, на схеме отмечают цвет дерева. Сколько цветов, столько же должно быть и листов со схемой.
  • Поверхность предмета следует очистить от пыли, загрязнений. Подготовленные элементы схемы нужно наклеить на фрагменты дерева по цветовой гамме. Клей использовать самый обычный (ПВА), так как бумага потом будет удаляться.
  • Четко по схеме отпилить фрагменты, отполировать и отшлифовать их. Где необходимо, края обработать напильником или наждачной бумагой.
  • В основе изделия делаются углубления под уже имеющиеся детали. Нужно наподобие мозаики сложить элементы в единую конструкцию с помощью клея. В конце работы при желании предмет можно покрыть лаком.

Чтобы изделие было интересным, красивым и качественным, особое внимание уделяется созданию схемы-рисунка, только с ее помощью можно сделать точные формы предметов. Изучение схем интарсии по дереву — основа этого мастерства. Также нелишним будет поэкспериментировать с выбором древесины, ведь есть экзотические виды дерева с очень интересной фактурой.

По технике исполнения интарсия похожа на блочную мозаику, в которой делают паркет, оформляют стены. Заранее подготавливают тонкие пластинки из разных сортов дерева, отличающихся цветом, размером, структурой.

Затем нужно соединить все в единую композицию. Принцип работы: фрагменты древесины вставляют в углубления, подготовленные заранее, и наклеивают на основание. Блочная мозаика бывает также объемной (украшенной резьбой).

Она идеально подходит для изготовления шкатулок.

Основные инструменты для маркетри

Вся работа проводится на специальном столе с наклонной столешницей, покрытой жестким полистиролом. Если такого нет, нужно подготовить отдельную крышку с наклоном и использовать ее на обычном столе в качестве рабочей поверхности. Кроме ножа, понадобятся:

  • Брусок для затачивания. Нож рекомендуется затачивать непосредственно перед началом работы. Используют для этого специальный смоченный водой. Заточка — процесс деликатный. Не рекомендуется применять так можно сжечь режущий край ножа.
  • Шлифовальная кожа. Ее используют для правки лезвия в процессе работы. Обычно небольшой кусочек наклеивают на деревянный брусок. Так нож аккуратнее режет шпон, не рвет края, срез получается идеально ровным, шпон практически не крошится, а полученные детали легче состыковать между собой.
  • Ватман.
  • Простой карандаш.
  • Гелевая ручка черного цвета.
  • Линейка.
  • Ластик.
  • Клей ПВА.
  • Нитролак.
  • Дрель со специальными насадками для шлифовки.
  • Наждачная бумага разной зернистости.
  • Кнопки.
  • Гуммированная лента.
  • Пресс.
  • Губки.
  • Кнопки.

Тауширование по дереву

Инкрустация по дереву металлом (медью, серебром, алюминием, латунью и др.) — довольно распространённый вид техники. В дереве по схеме делают углубления, в них выкладывают проволоку или жидкий металл.

Главное условие — древесина должна быть прочной и сухой, чтобы могла выдержать воздействие расплавленных металлов. Пазы делают с помощью ножа или долота.

Перед тем как положить проволоку, углубления смазывают клеем, а потом ее аккуратно можно забить молотком.

Такой вид инкрустации наиболее сложный, поэтому нужно старательно придерживаться техники безопасности. При работе с выпрямлением проволоки необходимо пользоваться защитными очками, чтобы уберечь глаза от возможных повреждений. Элементарные средства для защиты должны быть под рукой, ведь работа сложная, и любое необдуманное движение может привести к травмам или ожогам.

На изделиях из древесины мозаика выглядит очень эффектно. Работая над ней, можно творчески себя раскрыть, дать волю фантазии. Процесс создания даже самой мелкой вещи (например, сувенирного изделия) очень интересный и увлекательный. Можно начать с малого, а дальше расширять горизонты и переходить к планированию крупных проектов.

  Изготовления клише для тиснения в домашних условиях

Например, своими руками можно создать деревянную мозаику для стен. Это начинание, безусловно, требует хорошей подготовки, но ничего невозможного в нем нет. При большом желании и опыте все получится.

Интерьер в помещении кардинально изменится, если будет украшена хотя бы одна стена, или если в комнате будет присутствовать элемент декора.

Что это означает

Инкрустация — это разновидность мозаики, когда на деревянную основу путём врезания наносятся узоры из пластинок другого материала, чаще всего драгоценных металлов. Название этого вида искусства происходит от латинского слова incrustatio, что в переводе означает «покрытие».

Вставки при инкрустации должны находиться на одном уровне с деревянной поверхностью изделия. Для покрытия используются самые разнообразные материалы:

  • металлы;
  • драгоценные камни;
  • мрамор;
  • керамика;
  • дерево;
  • слоновая кость;
  • перламутр.

Инкрустация — это явление, известное с древнейших времён и успешно развивающееся по сей день.

Инкрустируем сами

Если у вас появился интерес к художественному ремеслу, можно заняться им самостоятельно. Выполненная в домашних условиях инкрустация — это не очень сложно.

Читайте также:  Прозвонка обмоток трехфазного электродвигателя

Мастера применяют два метода, в зависимости от размера и сложности вставки.

Первый способ — для простого рисунка:

  1. Определяют размеры, форму и местоположение вставки.
  2. Вырезают деталь.
  3. Накладывают её на поверхность изделия и рисуют контур острым инструментом.
  4. По рисунку делают выемку (гнездо).
  5. Вкладывают туда вставку.

Второй способ — для ажурного орнамента, когда вставка маленького размера и сложной формы:

Инкрустация по дереву своими руками может быть сделана без каких-либо специальных инструментов. Но процесс непростой и трудоёмкий. Результат не разочаровывает: вы получаете необычно и стильно украшенное изделие, будь то мебель, кухонная утварь или декоративные предметы.

Ремесло инкрустирования, зародившееся ещё в Древнем мире, остаётся актуальным и востребованным в современном искусстве декора.

Слово инкрустация латинского происхождения. Раз речь зашла о латыни, то уже понятно, что данное искусство известно с давних пор.

Означает оно украшение какого-либо покрытия кусочками стекла, мрамора, керамики, металла и т.д. Эти кусочки выкладываются по поверхности, отличаясь от неё по составу и цвету.

И хотя в ход идут самые различные материалы, всё же самым распространённым является дерево.

Люди старшего поколения помнят, как лет 30-40 назад самыми распространёнными увлечениями были чеканка, интарсия и маркетри. Правда, многие о таких названиях не слышали, но выглядело всё очень достойно и нравилось всем. Как ни странно, по прошествии времени ничего не изменилось, до сих пор эти промыслы существуют, а изделия непросто пользуются большим спросом, но и стоят немалых денег.

Интарсия по дереву

Эту разновидность инкрустирования современным языком можно назвать технологией 3D

. Создаются такие изображения из деревянных кусочков, подбирая их по текстуре. Такие кусочки врезаются в деревянную поверхность:

  • подобранные кусочки вырезаются из цельного куска или разных древесных пород;
  • вырезанные детали будущей мозаики отшлифовываются и если надо красятся;
  • в поверхности делается углубление по толщине равное наборному изображению;
  • детали картины собираются в одно целое, склеиваются друг с другом и вкладываются в вырезанное углубление.

Есть наиболее простой способ, которым пользуется всё больше мастеров, — набор приклеивается на фанеру

. Фанера в этом случае готовится согласно требуемым размерам. По периметру делается обкладка, а внутри размещается картинка. Обкладка и картинка подбираются заранее, чтобы все детали совпали и составили один сюжет.

Если кто-то решил самостоятельно сделать нечто подобное, нужно будет придерживаться ряда правил:

  • текстура уложенных кусочков должна быть направлена строго по намеченному шаблону;
  • в работе используются детали различной древесины либо их надо будет покрасить;
  • объёмность достигается методом стачивания углов, поднятия и опускания целых зон картины;
  • толщина сильно влияет на внешний вид полотна и его качества — используйте заготовки небольшой толщины.

Галерея: мозаика по дереву (25 фото)

Маркетри по дереву

Слово довольно-таки малоизвестное, хотя это та же интарсия, только сделанная из шпона

. Теперь всем сразу понятно о чём речь. Техника хоть и считается упрощённой, но, во-первых, она очень затратная; во-вторых, требует определённого опыта; в-третьих, она трудоёмкая.

В работе используется шпон натуральных пород дерева

. Создание картины очень схоже с процедурой, используемой в интарсии:

  • сначала делается шаблон на бумаге;
  • с помощью копирки рисунок подетально переводится на шпон различных оттенков;
  • если нет нужного цвета, можно покрыть деталь морилкой;
  • вырезанные кусочки наклеиваются на шаблон, плотно подгоняясь друг к другу;
  • приклеенное на бумагу полотно смазывают клеем и приклеивают на поверхность;
  • сверху кладут бумагу и зажимают в прессе;
  • после высыхания изделие шлифуется и обрабатывается мастиками или лаками.

Условия работы со шпоном потребуют ознакомления не только с техникой работы, но и:

  • с поведением различной древесины в самых разных условиях;
  • использованием клея и лака;
  • правильным шлифованием;
  • наличие художественного вкуса;
  • усидчивости и аккуратности.

Больше всего, конечно же, на создаваемый шедевр влияет опыт. Специалисты в этой области создают красивую мебель, используют технику маркетри в паркетных элементах. Начинающему мастеру предстоит сначала научится делать небольшие картины

. Когда такую картину не стыдно будет повесить на стену, можно будет переходить к следующей более сложной технике.

Мозаика по дереву

Самый простой и доступный способ украсить интерьер своими руками — это использование древесины различных пород. Любая мозаика из деревянных кусочков является разновидностью инкрустации. Доступность настенного вида инкрустирования в том, что создавая новый интерьер, берут любые по своей форме древесные плитки. Из этих плиток и складывается мозаика.

Идеальным бюджетным вариантом будет использование отходов производства

. В столярных мастерских всегда есть самые разнообразные кусочки древесины. Иногда используется даже стружка, смешанная с цементом и красителями.

Из напиленных квадратиков, треугольников и многоугольников собираются неплохие настенные мозаичные панно. Мозаику стали часто использовать для облицовки фасада дома. Достаточно напилить из досок рейки разной толщины и наклеить на поверхность так, чтобы они не имели просветов между собой и чередовались по размеру. После такая «кладка» красится морилкой и покрывается защитным лаком.

Блочная мозаика, в принципе, то же самое, но только работать с ней гораздо проще. Рисуется чертёж, по которому склеиваются бруски. После высыхания бруски распиливаются поперёк на несколько одинаковых плиток.

Клеятся бруски так, чтобы в них присутствовали разнообразные древесные породы. Внешне несовместимые породы создают при соединении на поверхности узор.

Такая мозаика клеится по составленным эскизам и в торцевом разрезе приобретает необходимый рисунок.

Мозаика из дерева своими руками

Чтобы создавать самому какие-то изделия начать можно с малого. Так, стоит попробовать пару мастер-классов по созданию мозаики из дерева

. Обычно используются примеры по созданию бабочки или рыбки. Выше описывались методы изготовления маркетри своими руками, поэтому повторяться смысла нет. Со шпонированными картинами принцип тот же и он совпадает с первым.

Однако есть один вариант мозаики, который немного отличается и под силу всем. Это изготовление детской игрушки своими руками

. Для работы понадобятся мебельный щит, ножовка, лобзик (ручной), наждачка и ПВА.

Схема довольно проста:

  1. Прямо на деревянном щите рисуется круг. В круге рисуется ещё две-три окружности. Делается всё это циркулем, так как центр у окружностей должен быть один.
  2. От центра к краям самой большой окружности проводятся волнистые линии. Получается подобие лепестков, разделённых линиями на несколько частей.
  3. Фрагмент с кругом отпилить ножовкой от основного листа. Работать придётся ручным лобзиком и поэтому понадобиться подход со всех сторон.
  4. Отпиленная часть с рисунком прижимается струбцинами к столу.
  5. Лобзиком выпиливаем по линиям каждый фрагмент.
  6. Получившийся набор деталей нужно отшлифовать и покрасить. Красится каждый наборный «лепесток» в свой цвет. Подойдёт любая краска (гуашь, акварель и т.д.). Чтобы краска не стиралась, сверху покрывают лаком на водной основе.
  7. Из этого же материала делаются бортики, а из фанерного листа основание коробки. Бортики с фанерным кругом склеиваются вместе и красятся или покрываются лаком. Чтобы мозаичный набор совпал с коробкой заранее на чертеже прорисовывается ещё один круг для бортиков и дна.

Самостоятельно в домашних условиях делается и инкрустация шпоном

. Допустим, вы решили облагородить свою старую любимую шкатулку:

  • рисуется самый простой рисунок;
  • вырезается деталь и накладывается в места врезки;
  • в обрисованном контуре делается небольшая выемка;
  • в выемку вкладывается смазанная клеем вставка;
  • после высыхания клея место вставка шлифуется и лакируется вместе со всей поверхностью.

Мозаика из шпона своими руками (маркетри) – красивейший мастер-класс | Своими руками — Как сделать самому

© Елена Симонова

Небольшое примечание перед началом работы

Это всего четвертая статья цикла, и работа, которую я сегодня предлагаю к выполнению, может показаться вам довольно сложной. Если это так, то для начала просто прочитайте данный материал.

Во-первых, дочитав его до конца, вы сможете увидеть, что ничего особо сложного в этой работе нет, нужны лишь аккуратность и терпение.

А во-вторых, она даёт нам возможность освоить сразу несколько важнейших навыков, которые пригодятся в любой другой работе маркетри, а именно:

  1. подготовку шпона к работе,
  2. подготовку рисунка для маркетри,
  3. правильную прорезку острых углов,
  4. осмысленную последовательность реза, значительно упрощающую работу.

И даже если вы так и не решитесь изготовить что-то подобное, то ваш багаж знаний обогатится полезными советами и техниками, применимыми для картинок любой сложности и любого вида.

ВСЕ ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЭТОЙ СТАТЬИ НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ >>>

  • У меня уже есть несколько работ с этими многоугольниками.
    Посмотрите, как выигрышно они смотрятся в самостоятельном оформлении:
  • Итак, приступаем.

1. ПОДБОР ШПОНА

Обычно подбор шпона осуществляется после подбора рисунка, но так как выбор материала у всех может быть разным, то начнём с него, а картинку разработаем под имеющееся в наличии.

Мы исходим из понимания, что хоть пирамидка наша сделана из одного материала, различное расположение её граней относительно источника света даёт различную их окраску.

Собственно, именно это нам и нужно грамотно обыграть, чтобы добиться эффекта объёма.

Читайте также:  Как проверить катушку зажигания без мультиметра

Итак, в максимальном варианте для передачи эффекта объёма желательно иметь шесть цветов: самый светлый и две его градации в сторону затемнения, самый тёмный и две его градации в сторону осветления. Такая вот палитра: от светлого к тёмному. Если нет шести цветов, берите сколько есть, минимум должно быть три: свет, тень и полутень.

В моих готовых работах, показанных в начале статьи, по шесть цветов. Для этой пирамидки я возьму четыре, так как граней немного.

Вот моя палитра: три ореха (два американских, один европейский) и анигре на пирамидку, клён «птичий глаз» на фон. Обязательно проверяю смачиванием, как это будет выглядеть после отделки. Текстура по возможности невыраженная.

Мозаика из шпона под «плетение» своими руками – пошаговое описание

2. ПОДГОТОВКА РИСУНКА

Сразу поясню, почему рисунок мы специально готовим, а не берём и немедленно начинаем резать. Во-первых, работа учебная, и процесс тут важнее результата. Во время подготовки картинки с нуля вы начнёте нарабатывать навык разработки любого рисунка: что геометрического, что цветочка, что речки с домиком.

Во-вторых, во время подготовки вы рисунок осмысливаете: понимаете как, куда и почему идёт каждая линия, как потом это резать или пилить и какого цвета оно должно быть. Поэтому если за спиной у вас не стоит тот, кто всегда подскажет, покажет и даст нужный шпон, то учитесь с нуля и основательно, исполняя каждую работу на 110 %.

Только так вы увидите рост своего мастерства.

Распечатываем нужный рисунок и обводим контуры будущих вставок из шпона. У нас тут всё просто.

Кто видел раскраски по номерам, где каждый номер — это определённый цвет? Наша задача — сделать то же самое с макетом.

ПЕРВЫЙ ШАГ

Определяем источник света. У меня свет будет падать справа, спереди (рисую стрелку). Теперь напрягаем пространственное воображение и смотрим, на какие грани свет будет падать прямо, максимально их освещая.

Все эти грани помечаем цифрой «1» (самый светлый шпон). Можно подглядывать в исходник, но всё равно каждую грань нужно самостоятельно представить и осмыслить.

Леонардо да Винчи не будет раскрашивать за вас другие рисунки, учитесь работать самостоятельно.

ВТОРОЙ ШАГ

Самые тёмные стороны, максимально отвёрнутые от источника света, маркируем цифрой «4».

ТРЕТИЙ ШАГ

Стороны, которые совсем немного отвёрнуты от света, — это цифра «2», а которые немного отвернуты от полной тени, — цифра «3». Готово.

При палитре в шесть градаций те же шаги: сначала крайние величины, потом понемногу отходим от них. Если какая-то грань непонятна, оставьте её, заполните все понятное. Потом вернитесь к незаполненному и посмотрите. Скорее всего, оно будет параллельно какой-то уже размеченной стороне, так понемногу всё и заполнится.

И помним, что макет для маркетри делается в зеркальной проекции, потому что та сторона, которая во время работы будет для нас лицевой, потом идёт под склейку на основу, т. е. рисунок переворачивается.

Пирамида наша, конечно, симметричная, но всё равно, повесив её сбоку от окна или другого источника света, картинка будет смотреться естественнее, если свет на ней будет расположен так же, как он падает в жизни.

Чем заделать царапины на шпоне (покрытие дерева)

3. ПОДГОТОВКА ШПОНА

Вначале определитесь, готовы ли вы врезать картинку сразу в фон. Эго быстрее по времени, но ответственнее по точности работ: случайно зарезаться лезвием в фон нельзя, все резы должны точно оканчиваться там, где задумано. В моих работах, приведённых в начале статьи, две первых выполнялись не в фон, он просто добавлялся в конце.

Если работа делается не в фон, то картинка приклеивается на любой удобный клей на черновой шпон, который не жалко, или на лист плотной бумаги или тонкого картона примерно в толщину шпона (хорошо подходят всякие коробки из-под хлопьев, конфет и прочая упаковка такого рода). По мере работы все части картинки вы замените на нужный шпон, поэтому всё равно, на что клеить.

Если работа делается сразу в фон, то здесь лицевая сторона, на которую вы наносите рисунок, пойдёт под приклейку к основе, поэтому намертво приклеивать к ней картинку не стоит — замучаемся счищать от фона перед запрессовкой. Есть несколько вариантов:

1. Перевести картинку с помощью копирки.

2. Приклеить на клей, который потом легко удалить. Это мой вариант, я использую клей «НовБытХим» на основе натурального каучука. Он не проникает в шпон вообще и потом при удалении просто скатывается пальцем.

3. Можно лист с картинкой просто приклеить к основе малярным скотчем по краям, но тогда тщательно контролируйте, чтобы всё не поползло.

Чтобы предотвратить скалывание углов, раскалывание шпона при резе поперёк волокон, с обратной стороны шпон можно укрепить, приклеив газету на ПВА или гумирку. Шпон-основу я всегда проклеиваю гумиркой вдоль краёв, поперечных волокнам (тут сверху и снизу), чтобы случайно не треснула во время работы.

Один из универсальных принципов выполнения работы в маркетри — идти от середины к краям. Поэтому сначала делаем все детали внутри большого треугольника, потом обрамляем. Показываю на примере центрального треугольника.

Начинаем с поиска самой неудобной детали. У нас это горизонтальная перекладина (2), которая обоими краями упирается в другие перекладины.

Если сначала сделать боковые перекладины, а потом пытаться между ними врезать центральную, высока вероятность случайно резаком зайти в уже готовые боковые.

Поэтому начинаем с центральной части, тогда можно спокойно зарезаться на боковые: потом все лишнее срежется.

Этот пункт очень важен в планировании работы. Всегда смотрите, где есть деталь, которая потом перекроется другими, чтобы сэкономить время, не пытаясь сразу идеально остаться в границах.

Техника работы

Можно сначала вырезать окно, потом подложить под него шпон и вырезать деталь по границам окна. Можно подложить шпон сразу и одновременно резать оба слоя.

Не старайтесь прорезать оба слоя насквозь с первого раза, резак может увести: при сильном нажиме его сложнее контролировать. Ваша задача сделать максимально точно, а не максимально быстро.

В целом же оба способа равноценны, смотрите по своим возможностям и навыкам.

Как резать углы

Тот рез, который пересекает волокна под углом, всегда стараемся вести от вершины угла, чтобы резак по ходу как бы прижимал волокна друг к другу, а не тянул их за собой, разъединяя.

Далее к сделанной горизонтальной планке (2) сверху прирезаем следующую горизонтальную планку (1). Эта планка сверху примыкает к фону, в который мне нельзя зарезаться. Поэтому боковые резы детали ведём от фона вниз. И всегда рез стараемся вести от ответственного места, а не к нему.

Добавляем маленькие боковые планки (1 и 4).

Теперь делаем три планки, формирующие весь внутренний треугольник. Сначала горизонтальную, чтобы спокойно прорезать её верхнюю грань, а потом вертикальные. Внутренний треугольник готов.

Как прирезать внешний треугольник. Шпон (2) закрепляем снизу к нашей работе малярным скотчем и стараемся аккуратно прорезать верхний слой насквозь, чтобы на нижнем слое остался след от резака, по которому вы потом с помощью линейки спокойно дорежете треугольник.

Два остальных треугольника делаются также: сначала те поперечные планки, которые упираются в вертикальные, потом обрамляем вертикалями. Вот и все.

5. ЗАПРЕССОВКА И ОТДЕЛКА

Я делаю просто картинку в рамку, поэтому запрессовывать буду на тонкую фанерку (6 мм). При запрессовке на тонкую основу обязательно фанеруем обе стороны, чтобы картинку не повело! Прессую струбцинами на столярный клей ПВА.

Далее шлифую наждачной бумагой от 120 до 600 грит лицевую сторону, оборотную — до 360 грит.

Использую ручной плоский шлифок: на маленьких площадях нет смысла пользоваться шлифмашинкой и с ней есть риск сошлифовать шпон с углов и краев до основания.

Делаем покрытие маслом с обязательной промежуточной шлифовкой тонкой наждачкой между слоями отделки. Работа готова.

Напоследок хочу сказать вот что: друзья, развитие есть только там, где есть преодоление. Нет интереса в том, чтобы с самого начала понимать как и что делать. А вот взять что-то непонятное, думать, искать способы выполнения, находить верные решения – в этом и есть жизнь, рост. Желаю всем большого интереса в творчестве и гордости за себя: «А всё-таки я это сделал!»

Отделка шпоном – фанерование: технология, инструкция по изготовлению поверхности

Маркетри из шпона – технология изготовления: видео

Ремесло 45: Техника Маркетри

Мастер-класс мозаики по дереву Маркетри

Инструмент для мастеров и мастериц, и товары для дома очень дешево. бесплатная доставка. есть отзывы

Ниже другие записи по теме «Как сделать своими руками — домохозяину!»

Подпишитесь на обновления в наших группах и поделитесь

Будем друзьями!

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]