Механизм переключения скоростей на мотоблок

Что такое мотоблок по своей сети? Это тот же трактор, но миниатюрный. И ещё одно важное отличие: он одноосный, роль задней оси выполняет человек, управляющий мотоблоком с помощью рукояток на руле.

В советские времена такая техника не была востребована, поскольку для вспашки своего огорода можно было использовать колхозную технику за небольшое вознаграждение или вовсе бесплатно. Кто не знает – проблем с топливом в те времена не было.

Когда колхозы канули в вечность, такая техника оказалась востребованной, поскольку она сильно облегчала проведение основных видов сельскохозяйственных работ на относительно небольших участках.

Небольшой вес, высокая манёвренность, возможность использования практически такого же комплекса навесного оборудования, как и на тракторах – вот основные преимущества мотоблоков и их разновидности – мотокультиваторов, у которых функцию колёс выполняет фреза, культиватор или иное навесное оборудование схожего типа. Добавьте к этому существенную разницу в цене по сравнению с тракторами, даже небольшими – и вы поймёте, почему такая техника пользуется огромной популярностью у частников.

Механизм переключения скоростей на мотоблок

Как и у любого другого самодвижущегося транспортного средства, у мотоблока имеется коробка передач, позволяющая регулировать скорость обработки земельных угодий. Многие модели оснащаются и реверсом, облегчающим маневрирование. Но немало выпускается и мотоблоков без заднего хода. Если необходимо выполнить разворот на ограниченном участке, такие агрегаты приходится ворочать вручную.

Если вес мотоблока небольшой, 30-40 кг., это не проблема. Но наши доморощенные аграрии предпочитают более тяжёлые аппараты – им по плечу почвы любого состава, в том числе тяжёлые. Однако маневрирование мотоблоком, весящим под центнер – задача не для физически слабых людей.

Поэтому многие владельцы такой техники после одного-двух лет эксплуатации решаются на самостоятельную доработку своего мотоблока.

Если вы думаете, что это задача, требующая наличия особых технических навыков, то будете правы лишь частично. Да, технические знания необходимы, и мы их вам предоставим. Всё остальное зависит от того, прямые руки у вас или нет. Но поскольку вы работаете на земле, то можно предположить, что с этим у вас всё в порядке. Так что приступаем к изучению вопроса.

Особенности КПП в мотоблоках

Наличие коробки передач для мотоблока любого класса – обязательно.

Даже для такой малогабаритной техники, управляемой руками, возможность изменения скорости является не прихотью, а жизненной необходимостью.

Такая трансмиссия предполагает также наличие реверсной (задней) передачи, но многие производители выводят на рынок модели без задней передачи – это удешевляет технику и делает её более безопасной.

Способы передачи вращательного движения коленвала мотора на ось мотоблока бывают разные:

  • ременная передача конструктивно считается самой простой и дешёвой в изготовлении. Такой механизм обычно состоит из нескольких шкивов, соединённых ремнём. Ремонт такой передачи тоже несложен, но и надёжность ременной трансмиссии невысока – ремень со временем растягивается, соскальзывает, изнашивается и обрывается. Большие нагрузки не для него, поэтому ременная передача используется на маломощных моделях малого веса;Механизм переключения скоростей на мотоблок
  • цепная передача стоит ступенькой выше. Именно она является наиболее распространённой в мотоблоках: не очень дорогая, достаточно надёжная, неплохо справляется с большими нагрузками. Цепной привод устанавливается на мотоблоки среднего класса, встречается она и на некоторых тяжеловесных моделях;Механизм переключения скоростей на мотоблок
  • самым надёжным типом трансмиссии для малой техники считается шестерёнчатый. Состоит из нескольких шестерен различной формы, цилиндрической или в виде конуса. Такая коробка передач обеспечивает в разы большее количество передач. Типичное значение для тяжёлых мотоблоков – шесть передних и пара задних. Разумеется, такая коробка самая дорогая, поломка обычно требует замены одной или нескольких шестерен.Механизм переключения скоростей на мотоблок

Многие производители комбинируют эти способы в своих изделиях, стараясь привнести в конструкцию достоинства одних видов трансмиссий и избавиться от недостатков других.

Так, довольно часто встречаются агрегаты, у которых редуктор шестерёнчатого типа (или цепной), а передача реализована ременным приводом.

Такой способ хорош тем, что при чрезмерных нагрузках с очень высокой вероятностью пострадает ремень, а редуктор останется в целости.

Довольно часто встречается шестеренчато-цепная трансмиссия, у которой главное достоинство – приличная выносливость.

Механизм переключения скоростей на мотоблок

Что касается непосредственно задней передачи, то тут политика производителей совершенно разная. Одни снабжают реверсом даже дешёвые модели, другие стараются обойтись без задних передач.

В целом логику проследить можно. Небольшие мотоблоки, оснащённые двухтактными моторами и весящие не более 30 кг., можно без значительных усилий разворачивать на месте. Так что наличие реверсной передачи здесь является излишеством, учитывая, что такая конструкция более сложная, она увеличивает вес и габариты изделия и создаёт дополнительные сложности в обслуживании и ремонте мотоблока.

Механизм переключения скоростей на мотоблок

Другое дело – тяжёлые мотокультиваторы, предназначенные для обработки больших площадей и тяжёлых почв. Маневрировать такой махиной без наличия задней скорости очень нелегко, поэтому такие модели обычно имеют реверс. А наиболее популярные и распространённые модели среднего класса – здесь как бог даст. Даже одна и та же модель разных поколений может иметь и не иметь заднюю передачу.

Механизм переключения скоростей на мотоблок

Имеет значение и тип редуктора: шестерёнчатые и цепные редукторы при выключенном моторе позволяют сдавать назад. А если используется червячная передача, без реверса вы не сможете сдать назад, придётся просто оттаскивать мотоблок, если возникнет такая необходимость.

Для 50-80-килограммовой махины от вас потребуется недюжинная сила и выносливость.

К счастью, червячные редукторы устанавливают в основном на лёгкие модели, которые не составит труда приподнять и перенести или развернуть, даже если мотор выключен или передача заблокирована.

И всё же наличие заднего хода – неоспоримое преимущество. Его отсутствие резко уменьшает функциональность мотоблока, поэтому многие владельцы решаются на доделку коробки передач с единственной целью – обеспечить реверсивное движение мототехники.

Как самостоятельно сделать заднюю скорость

По большому счёту наличие или отсутствие задней передачи прямо коррелирует с размером и весом мотоблока. Если он небольшой, до 30 кг., увидеть на нём реверс – большая удача, да и удача ли это? Но для утяжелённого агрегата без возможности сдавать назад придётся непросто, а ведь именно такие мотоблоки и мотокультиваторы самые ходовые.

Рассмотрим способы оснащения некоторых моделей культиваторов реверсом.

Как установить заднюю скорость на мотоблок «Нева» своими руками

Весьма популярные модели МБ-2/МБ-23 не оснащаются реверсом. Очевидно, производитель решил, что более дешёвые мотоблоки будут покупаться активнее. Мы не берёмся судить, насколько оправдались эти ожидания, но очевидным является тот факт, что переделка трансмиссии для этих агрегатов – явление если не массовое, то достаточно распространённое.

Механизм переключения скоростей на мотоблок

В принципе в магазинах, специализирующихся на сельхозтехнике, можно встретить готовые наборы для подобной модернизации. Но заняться этим можно и без похода в магазин. Вам потребуется:

  • наличие болгарки;
  • молоток,
  • сварочный аппарат (можно и маломощный);
  • дрель с набором свёрл по металлу;
  • металлическая труба диаметров 15,0 мм.;
  • отрезок стальной полосы толщиной 5,0 мм. и шириной порядка 40,0 мм.;
  • ролик, который нужен для ременной передачи;
  • отрезок арматуры;
  • ремень клиновой (0-1400/0-1420);
  • пружина длиной 120 мм.;
  • крепежные элементы.

Чертежи рычага задней передачи можно найти в интернете, если вы найдёте оригинальную деталь – можно использовать в качестве образца и её. Стальная полоска используется для изготовления рамы, на которую будет установлен ролик и защитный кожух.

Механизм переключения скоростей на мотоблок

Сварка нужна для того, чтобы приварить к рычагу втулку, которая изготавливается из трубы. Длина рычага реверса для МБ-2/МБ-23 должна составлять 73,0 мм. Кусок арматуры используется для изготовления упора, который приваривается к втулке. Останется только прикрепить ролик болтовым соединением.

Читайте также:  Влагомер для древесины: выбор, назначение, виды

Установка приспособления на мотоблок тоже выполняется довольно просто. Втулка необходимо надеть на посадочное место, рычаг с боку стойки нужно зафиксировать с помощью пружины.

Её второй конец можно прикрепить к любому близко расположенному элементу мотоблока, например, к болту. Последний штрих – установка ремня и его натяжение.

Сильно натягивать не нужно – достаточно, чтобы ремень на шкиве не провисал.

Установка заднего хода на мотоблок «Крот», «Каскад»

На многих моделях этих брендов задняя передача отсутствует. Более того, одна и та же модель мотоблока «Крот» может оснащаться реверсом или не иметь его – это зависит от того, где был изготовлен агрегат, на московском заводе или в Омске.

В любом случае наши народные умельцы сумели найти способ улучшения мотоблока.

Опишем один из вариантов. Он достаточно прост в реализации. Вам нужно открутить гайку, удерживающую шкив мотоблока, и приделать к нему дополнительный шкив. Подходит, например, шкив от «Волги».

Механизм переключения скоростей на мотоблок

Прикручиваем гайку обратно. Для обеспечения реверсной передачи используем ремень ГРМ. Подходит изделие практически от любой иномарки, б/у использовать настоятельно не рекомендуется.

В качестве переключателя реверсной передачи можно использовать металлическую планку, размещённую в передней части агрегата и соединённую с механизмом прижимного ролика.

Удерживать планку можно с помощью двух пружин, а для переключения использовать тросик, идущий от рычага к ручке на руле.

В целях безопасности механизм задней передачи должен предусматривать остановку агрегата при отсутствии подачи топлива в двигатель. Именно такая схема используется на моделях, где реверс установлен штатно.

При желании в сети можно отыскать и другие варианты самостоятельной установки реверсной передачи в случае её отсутствия.

Вам останется только выбрать тот, который посчитаете наиболее подходящим. Если захотите поделиться с другими нашими читателями, оставляйте ссылки в х, делитесь собственными идеями, описывайте проблемы, с которыми столкнулись, и как вы с ними справились.

Коробка передач на мотоблок

Подробная пошаговая сборка самодельного минитрактора с переломной рамой: 150 фото с описанием для постройки трактора своими руками в домашних условиях.

Умелец Геннадий самостоятельно в домашних условиях построил весьма практичный минитрактор с навесным оборудованием, конструкция выполнена на раме переломного типа, привод 4 х 4, использован двигатель для мотоблока. Рекомендуем посмотреть все фото основных этапов работ по изготовлению самоделки.

Пошаговая инструкция по сборке самодельного минитрактора 4 х 4 с переломной рамой.

Механизм переключения скоростей на мотоблок

Укорачиваем карданные валы, взятые от ВАЗ классики.

Механизм переключения скоростей на мотоблок
Механизм переключения скоростей на мотоблок
Механизм переключения скоростей на мотоблок
Механизм переключения скоростей на мотоблок
Механизм переключения скоростей на мотоблок

Подгоняем КПП под шкив.

Механизм переключения скоростей на мотоблок

Полуоси срезаем под нужную длину.

Механизм переключения скоростей на мотоблок

  • Нарезаны новые шлицы.
  • Процесс изготовления рамы трактора.
  • Узел перелома сделан из передней ступицы жигулей.
  • Укорачиваем кардан.
  • Раму усиливаем.
  • Угол поворота рам.
  • Колёса от мотоблока.

Двигатель Хонда мощностью 13 л.с.

  1. Установка рулевого управления.
  2. Делам крепление для коробки переключения передач.
  3. Установка двигателя на раму.
  4. Выточил тормозной диск.
  5. Установка тормоза.
  6. Сборка педального узла.
  7. Выточил шкив на КПП.
  8. Собрали сцепление.
  9. Натяжная звёздочка.
  10. Навесное оборудование для трактора.
  11. Поставлен генератор.
  12. Передний отвал.

Вот такой минитрактор сделал своими руками умелец Геннадий из г. Гродно.

  • Несколько видео о самодельном минитракторе: вспашка поля.
  • Видео: окучивание самодельным трактором.
  • Посадка картофеля трактором.

Геннадий. г. Гродно.

Источник: http://avto-samodelki.ru/samodelnyj-minitraktor-perelomka.html

Как сделать редуктор для мотоблока своими руками

Между червячным и цепным редукторами для мотоблока есть отличия нескольких важных характеристик: передаточное отношение, КПД, количество валов и передач, угловые скорости и мощность.

Механизм переключения скоростей на мотоблок

Какие бывают редукторы для мотоблока

На дешевые мотоблоки обычно устанавливают не разборные редуктора. Конструкция такого агрегата не отличается особой надежностью. Также у него невелик срок службы.

К тому же невозможно провести ремонт или разборку-сборку. В изготовлении таких агрегатов используют низкокачественный металл и негильзованные детали.

Для того, чтобы понять, почему невозможно длительное время использовать редуктор, нужно ознакомиться с его схемой.

На дорогие мотоблоки принято устанавливать разборные редуктора. Благодаря чему можно разбирать редуктор мотоблока и проводить техническое обслуживание. Ремонтируют редуктор мотоблока для увеличения срока службы, если при этом применяются высококачественные запчасти при замене неисправных элементов.

Механизм переключения скоростей на мотоблок

В обязательном порядке необходимо регулярно проводить диагностику редуктора, чтобы вовремя отремонтировать необходимый узел.

Также должна проводиться регулярная смазка редуктора, что позволит использовать агрегат намного дольше.Чаще всего редуктор для мотоблока используют, чтобы высокая угловая скорость преобразовывалась в низкую.

На входном вале отмечается высокая скорость, а на выходном вале отмечается низкая скорость.

Во избежание неожиданных поломок, необходимо проводить регулярное техническое обслуживание, что позволит успешно работать на сельскохозяйственной машине. Если изменение угловой скорости происходит ступенчато, редуктор называют коробкой передач, если же изменение происходит бес ступенчато — вариатором.

Самодельный угловой редуктор для мотоблока

Редуктор мотоблока можно сделать самому. Для этого потребуется сделать расчет номинальной мощности ( Pn);Pn=Ре(л.с.)хFS, в результате чего определяется у конической шестерни правильный тип угла. Также рассчитывается крутящий момент и количество оборотов в минуту.

Также нужно определить условия эксплуатации самодельного редуктор для мотоблока, что включает в себя: радиальную и осевую нагрузку на концы валов, минимальную и максимальную температуру, определение окружающих условий, прерывистый или не прерывистый операционный цикл, тип смазочного материала.

После определения технических параметров, можно начать собирать угловой редуктор.Для этого необходимо угловому редуктору выбрать корпус.

Например можно использовать заводской, с мотоцикла Урал или Днепр. Затем, исходя из диаметра корпуса редуктора делаем из стали корпус подшипников вала-шестерни. Здесь используем соответствующего размера сверло и штангенциркуль. Затем в соответствии с задуманными размерами выбираем подшипники вала-шестерни (2 шт).

На обратной стороне редуктора устанавливаем стальной фланец. У него внутри будет находится стальная шайба и фланцевый подшипник. Используя несколько винтов, крепим стальной фланец к корпусу генератора. Перед этим подбираем ведомый вал-шестерни, стальную шпонку и ведущую шестерню. Все узлы соединяются с передаточным механизмом и валом роторного генератора.

Шкив клиноременной передачи располагается на передаточном механизме и крепится к ведомому валу-шестерни гайкой и пружинной шайбой.

https://www.youtube.com/watch?v=vXHAsy_yhTg\u0026t=23s

Чтобы собрать самодельный угловой редуктор, потребуются такие инструменты: штангенциркуль и линейка, прямая и крестовая отвертка, сверла по металлу, напильники и надфили по металлу, кусачки и плоскогубцы, резиновые прокладки, тиски и молоток.

Мотоблоки с шестеренчатым редуктором и понижающий редуктор для мотоблока

Понижающий редуктор для мотоблока, в простонародье ходоуменьшитель, устанавливают на современный дизельные и бензиновые мотоблоки с воздушным охлаждением. Благодаря чему пользователь может использовать мотоблок на особо тяжелых грунтах для вспашки и выкапывания картофеля. Понижающий редуктор помогает при пробуксовке колес, когда не достаточно собственной мощности.

Мотоблоки с шестеренчатым редуктором

Чтобы разобраться, что из себя представляет шестереночный редуктор, рассмотрим строение трансмиссии. Она передает вращающий момент от двигателя к колесам, и изменяет скорость и направление движения мотоблока. Трансмиссия состоит из редуктора, дифференциала, коробки передач и сцепления.

Узлы трансмиссии бывают шестеренчатыми, цепными, ременными или сочетать в себе те или другие.Шестеренчатая трансмиссия состоит из конических и цилиндрических шестерен (шестеренчатый редуктор). Применяют ее на некоторых моделях машин и тяжелых мотоблоках.

На рисунке видно шестеренчатую трансмиссию мотоблока «Угра» НМБ-1, где используется шестеренчатый редуктор.

Коробка передач для мотоблока: устройства с понижающим редуктором

Мотоблок функционально занимает промежуточное место между мотокультиватором и малогабаритным трактором. КПП этого агрегата передает крутящий момент от двигателя на колеса или рабочие органы. Редуктор изменяет передаточное число, приспосабливая машину к конкретным условиям работы.

Особенности КПП в мотоблоках

К характерным особенностям КПП мотоблока относятся:

  • максимально возможное количество передач переднего хода;
  • наличие двух и более передач заднего хода;
  • большое передаточное число трансмиссии в целом, для получения высокого крутящего момента на колесах или рабочих органах.
Читайте также:  Клеймение металла ударным способом

В каждом мотоблоке есть коробка передач

На большинстве мотоблоков в конструкции трансмиссии используются цепные и ременные передачи. По сравнению с шестеренчатыми они обладают рядом преимуществ:

  • относительная простота изготовления;
  • низкая стоимость;
  • высокий крутящий момент;
  • большая мощность.

Ременные передачи, кроме того, не только хорошо сглаживают рывки, неизбежные при работе, но и неплохо справляются с ролью сцепления при наличии натяжного ролика, управляемого оператором.

В мотоблоках используются только МКПП — механические коробки передач.

Конструкция и принцип действия узла

Переключение КПП на мотоблоке производится двумя способами:

  • при помощи простейших муфт;
  • путем введения в зацепление соответствующих пар шестеренок (при использовании шестеренчатого редуктора).

Шестерёнчатые редукторы

Имеют параллельные шлицевые валы, на которых установлены шестерни. Зубчатые колеса ведомого (вторичного) вала, как правило, неподвижны в осевом направлении. Шестерни первичного вала могут перемещаться вдоль по нему при помощи вилок, входящих в кольцевые пазы и связанных с рычагом управления.

Шестеренчатый редуктор

Используют такие коробки на мотоблоках весом более 100 кг, имеющих более двух передач переднего хода. На некоторых моделях их количество доходит до семи, с двумя передачами заднего хода.

Подобной трансмиссией оснащены агрегаты Минского Тракторного Завода (МТЗ), «Zirka» LX 1090D, «Агро», «Зубр», «Скаут» и «Брайт».

КПП этих агрегатов имеют валы отбора мощности для привода вспомогательного оборудования, например, косилки или картофелекопалки.

Редукторы с цепной передачей

Гораздо чаще вместо шестеренных пар ставят цепные передачи. Коробки такого типа используются на агрегатах: «Каскад-2», «Целина МБ», «ОКА» МБ-1Д, «Угра» НМБ-1Н, «Урал» УМБ-К и других.

Такая коробка передач для мотоблока имеет две передачи переднего хода. Она представляет собой пятиступенчатый редуктор с пятью цепными передачами. Первая и вторая расположены на одном валу с возможностью соединения с валом одной из ведущих звездочек. Остальные передачи установлены последовательно.

С их помощью достигается максимальное передаточное число. Для повышения надежности последняя ступень сделана двухрядной.

Механизм КПП работает в масляной ванне, что положительно сказывается на его долговечности.

Недостатками этой конструкции являются значительные габариты и невозможность регулировки натяжения цепей.

Цепной редуктор

Комбинированные редукторы

Иногда можно встретить комбинированные конструкции коробки передач, в которых используются и шестерни, и цепная передача. Такая коробка, например, стоит на мотоблоке «Нева» МБ-2.

Редуктор с комбинированной передачей

Как самостоятельно сделать заднюю скорость

Большинство мотоблоков весом более 100 кг оснащены передачами заднего хода. Это обусловлено насущной необходимостью — столь тяжёлый агрегат развернуть руками под силу далеко не каждому. На относительно лёгких культиваторах производители нередко экономят за счёт удобства эксплуатации.

Такие машины хозяева дорабатывают сами. Проще всего подобную реконструкцию осуществить на агрегатах, имеющих ременную передачу между ДВС и КПП. Хорошо, если она выполнена с двумя ремнями.

Типичный вариант — доработка мотоблока «Нева». Для организации реверсирования вращения ведомого шкива для переднего хода оставляют один ремень. На вторую пару шкивов устанавливают ремень большей длины.

При монтаже ремень должен касаться ведущего шкива не рабочими, а наружными поверхностями.

Реверс привод мотоблока «Нева».

Для натяжения дополнительного ремня устанавливается еще один шкив на качающемся рычаге. Его привод осуществляется дополнительной рукоятью. Рабочую нагрузку в таком варианте ремень, конечно, не выдержит, но отъехать назад вполне возможно.

На мотоблоке «Урал» возможность движения задним ходом организована следующим образом.

Схема реверсивного ременного привода

Инструкция по ремонту коробки передач на мотоблоке

В общем случае ремонт коробки передач с полной разборкой включает несколько основных операций.

  1. Снять с выходного вала колеса или рабочие органы.
  2. Снять приводные ремни между двигателем и КПП (при их наличии).
  3. Очистить наружную поверхность коробки передач от грязи.
  4. Слить масло.
  5. Отсоединить КПП от мотоблока и перенести на верстак или на другое оборудованное рабочее место.
  6. Произвести разборку корпуса.
  7. Осмотреть внутренние узлы, детали и посадочные места на предмет наличия повреждений и износа.
  8. Промыть внутреннюю поверхность корпуса и исправные детали соляркой, керосином или специальным очистителем.
  9. Заменить дефектные детали и узлы.
  10. Произвести сборку в обратной последовательности.
  11. Залить свежее масло.

В сборе следует проверить работу КПП, проворачивая ее рукой. Вращение должно быть свободным, без заеданий и стука, переключение передач легким и четким.

Подробная инструкция по ремонту коробки передач, как правило, разрабатывается производителем. Поэтому, приступая к работе, необходимо ознакомиться с технической документацией, которая должна прилагаться к новому агрегату.

Ремонт КПП можно сделать самостоятельно

Также рекомендуем почитать интересную статью про надежные виды редукторов для мотоблока и замену масла в них.

Виды неисправностей в КПП и способы их исправления

Неисправности КПП связаны с износом деталей и узлов или их разрушением в результате перегрузки, нарушения режимов работы, аварийных случаев (попадание под рабочие органы камней, крупных корней и т.п.).

Наиболее предсказуемы поломки, связанные со старением механизма во время эксплуатации. Их можно предотвратить путем плановых ремонтов, если вовремя заменять изношенные части.

Обычно первыми из строя выходят:

  • приводные ремни;
  • подшипники натяжных роликов;
  • сальники входного и выходного валов КПП.

При работе ремни неизбежно загрязняются абразивной пылью от обрабатываемой почвы. Если в результате износа сальников на них попадет еще и масло, то срок их службы сокращается в несколько раз.

За состоянием сальников нужно следить постоянно. Это особенно актуально для выходного вала, на котором установлены колеса или фрезы. Следует регулярно очищать вал от наматывающейся на него в процессе работы травы, корней и грязи.

На некоторых мотоблоках производители не предусматривают установку защитных шайб или кожухов для сальников выходного вала. В результате они могут выйти из строя за несколько часов работы. В этом случае настоятельно рекомендуется изготовить и установить подобные приспособления самому.

Защитный кожух

Кроме того, износу обычно подвергаются:

  • цепи;
  • звездочки цепных передач;
  • шестерни;
  • подшипники валов.

Ремонт с заменой этих деталей требует снятия КПП с мотоблока и полной ее разборки. Процедура может потребовать наличия не только гаечных ключей и отверток. Для такой работы рекомендуется иметь набор торцевых и накидных ключей, съёмник, инструмент для снятия и установки стопорных колец, пару выколоток из меди или латуни и др.

Во избежание «срыва» граней крепежа, при ремонте КПП рожковыми ключами лучше не пользоваться.

При замене изношенных ступеней КПП надо помнить, что износ в паре, как правило, идет равномерно и в замене нуждаются обе детали. Например, шестерни в паре зацепления или цепь и обе звездочки цепной передачи.

Несмотря на то, что подшипники качения при нормальных условия работы служат значительно дольше, чем цепные и шестеренные пары, здесь тоже существуют свои нюансы. Характерная неисправность этих узлов — поломка сепаратора, которая происходит при недостаточной смазке.

Ремкомплект КПП мотоблока МТЗ-09Н

По мере разрушения сепаратора вал смещается, и передача в зацеплении нарушается. Вследствие этого износ происходит намного быстрее и появляется течь масла со стороны разрушающегося подшипника.

В процессе эксплуатации агрегата повышенный шум подшипника с неисправным сепаратором глушится работающим двигателем. Поэтому первое время оператор может ничего не заметить.

Помимо «плановых» поломок могут возникать аварийные неисправности:

  • обрыв приводных ремней;
  • разрыв цепи;
  • разрушение одного или нескольких зубьев звездочки или шестерни.

Подобные случаи вызывают остановку мотоблока или работу его рывками и сопровождаются скрежетом. При появлении характерных звуков работу нужно немедленно прекратить.

Что такое КПП с понижающим редуктором и для чего он нужен

При эксплуатации мотоблока нередко возникает необходимость увеличить общее передаточное число трансмиссии и крутящий момента на выходном валу. Это требуется во время работы в затрудненных условиях, например:

  • обработка суглинистых влажных почв;
  • вспашка целины мотоблоком;
  • перевозка тяжелых грузов, особенно по плохим дорогам;
  • подъем в гору и др.

В таких случаях используют дополнительную коробку передач для мотоблока с понижающим редуктором. Его устанавливаемый между выходным валом КПП и валом рабочих органов мотоблока. Обычно он имеет две ступени.

КПП с понижающим редуктором нужна для обработки целины

Несмотря на те плюсы, которые дает использование понижающей передачи, важно иметь ввиду минусы от применения дополнительного редуктора:

  • низкая скорость передвижения;
  • высокий расход топлива.

Поэтому постоянно работать на пониженной передаче не рекомендуется. Следует помнить, что создавая КПП для мотоблока, конструкторы не предполагали стороннее вмешательство и установку подобных дополнений.

Читайте также:  Самодельная рама для минитрактора

Коробка для мотоблока — один из важнейших узлов. Только при правильной эксплуатации, включающей своевременный осмотр и техническое обслуживание, возможна длительная бесперебойная эксплуатация агрегата.

На видео ниже показан процесс замены стандартной коробки переключения передач на КПП с ходоуменьшителем.

Устраняем вылет передач раз и на всегда, меняем ручку КПП на мотоблоке Нева мб2

Всем привет дорогие друзья, хочу поделиться с вами проблемой и решением проблемы с вылетом передачи на мотоблоке Нева мб 2.

Так вот, пользуюсь мотоблоком часто, пахота, перевозки, кошение травы, уборка снега и того увеличился износ блок вала отвечающей за вторую передачу, + были экстренные случаи, поднимался в гору, вылетела передача и я полетел вниз и надо было на ходу воткнуть передачу, чтоб продолжить движение, что категорически по инструкции запрещено, тормоза на телеге не расчитаны стоять в горку. Как позже выяснится я под разбил блок вал этим случаем, а добил блок вал я, купив гусеницы себе, что увеличило ещё больше нагрузку.

Ну думаю сейчас разберу редуктор выставлю шестерни, выровню плату переключения передач и всё тип топ. Но нет, на блок вале отвечающую за 2 передачу разбила зубцы частично.

Блок вал.

И тут я встрял, стоит дорого да и надо заказывать в другом городе, что поделать выбора нет. Заодно, решил купить новую модернизированную ручку переключения передач с жёсткой фиксацией.

Ручка и вилка КПП.

Всё купил, поставил.

Теперь за счёт прорезей в плате и направляющей ручки передачи не вылетают даже при нагрузках.

В сборе.

Не судите строго, я в этом дилетант. У меня на YouTube канале есть видео как это было.

Всем спасибо за внимание. До встречи.

✅ Сцепление мотоблока – устройство, принцип работы и изготовление своими руками — байтрактор.рф

Сцепление – это неотъемлемый элемент трансмиссии, задача которого заключается в передаче крутящего момента, получаемого коленчатым валом, на коробку переключения скоростей, и разъединении редуктора от двигателя при переключении скоростей мотоблока. Именно благодаря наличию этого механизма сельскохозяйственная машина плавно трогается с места и может остановиться без полного отключения двигателя.

Сцепление для мотоблока – конструкция и принцип действия

Сцепление абсолютно любой сельскохозяйственной машины состоит из ряда элементов. В конструкцию механизма входит:

  • Устройство постоянного управления;
  • Ведущий узел;
  • Ведомые составляющие.

В конструкцию механизма управления входят отжимной рычаг, соединяемый с диском нажимного действия посредством педальной отводки и тяг. При блокировке устройства сцепления агрегата создается сигнал, который получают отжимные рычаги. Они, в свою очередь, отключают ведомый диск от корпуса нажимного, вследствие чего механизм отключается.

Подшипник в узле сцепления современного мотоблока служит для уменьшения трения, исключая, при этом, соприкосновение рычагов, вращающихся вокруг своей оси, и полностью неподвижной отводки. За возвращения механизмов управления в их изначальное положение отвечает пружина. Отводка, при этом, отталкивается от рычагов на требуемое для окончательного отключения расстояние.

Тип почвы

Отвечая на вопрос, как выбрать мотоблок, первым делом нужно обратить внимание на плотность почвы, которую вам предстоит обрабатывать. Чем тяжелее земля, тем более мощный и тяжелый механизм потребуется

Мотоблок массой до 70 кг без пробуксовки потянет окучник или плуг только по легкой земле. Для целины и тяжелых почв его вес должен начинаться с 95 кг.

Говоря о силовой установке мотоболока, следует отметить, что дизельный двигатель для обработки тяжелой земли лучше бензинового. У него более высокое тяговое усилие, большой моторесурс и низкий расход топлива. Недостатком такого мотора является затрудненный запуск при температуре воздуха ниже +2С.

Мотоблоки весом менее 150 кг при работе с окучником, плугом или картофелекопателем должны быть снабжены грунтозацепами – металлическими колесами.

Виды и описание механизмов сцепления мотоблоков

В зависимости от особенностей конструкции мотоблоков, сельскохозяйственные агрегаты могут комплектоваться такими видами сцепления:

  • Фрикционное сцепление – механизмы этого типа являются наиболее популярными среди фермеров. Среди их преимуществ выделяется простота в ремонте и обслуживании, длительный рабочий ресурс и высокий КПД;
  • Центробежное сцепление – к недостаткам узлов этого типа относиться склонность к длительной пробуксовке и быстрый износ трущихся поверхностей, из-за чего центробежная муфта не нашла планируемых показателей применения;
  • Гидравлическое сцепление – в устройствах этого типа при нажатии на педаль начинает двигаться основной поршень. В процессе своего вращения продавливает специальную гидравлическую жидкость по основному каналу. При действии силы давления поршень приводит в действие шатун, после чего, под воздействием пружин, происходит автоматическое возвращение поршня в исходное положение;
  • Ременное сцепление мотоблока – низкая популярность механизмов этого типа обусловлена рядом таких недостатков, как низкая надежность, скромная производительность и быстрый износ при эксплуатации в паре с мощными моторами.
  • Дисковое сцепление – в продаже можно найти мотоблоки, оборудованные однодисковым или многодисковым сцеплением – при этом, принцип действия обоих механизмов практически не отличается. Дисковое сцепление на мотоблоках получило популярность благодаря высокой надежности элементов механизма и плавности запуска мотоблока.

По своему типу трения механизмы сцепления делятся на сухие, а также устройства, работающие в воздушной среде или в ванне из моторного масла. В зависимости от изначального режима запуска в продаже встречается непостоянно незамкнутое и постоянно замкнутое сцепление.

Необходимость сцепления на мотоблок

Прежде чем выяснить, как собрать сцепление для мотоблока своими руками, целесообразно изучить функции данного элемента, его принцип работы, разновидности и особенности конструкции. Он представляется необходимым узлом, без которого невозможна нормальная эксплуатация любой модели мотоблока.

Будучи важнейшей составляющей трансмиссии оно используется в процессе переключения скоростей. За счет его работы удается сделать начало движения агрегата плавным, а также избежать необходимости отключать двигатель для остановки изделия.

Сцепление является важной частью работы техники

Принцип работы

Для того чтобы иметь возможность изготовить элемент самостоятельно, целесообразно более подробно ознакомиться с принципом его работы.

Все детали конструкции можно условно разделить на 3 основных группы — управляющие элементы, ведущие и зависимые узлы. Конструкция предусматривает наличие пружин, которые поддерживают узел в постоянно включенном состоянии.

Переключение передач осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Пользователь отключает сцепление мотоблока, нажимая на соответствующий рычаг/педаль.
  2. Движение педали передается на отжимные элементы с помощью специального троса.
  3. Ведомый и нажимной диск отводятся друг от друга, что приводит к успешному выключению узла.
  4. Оператор переключает скорость на изделии, после чего, все действия повторяются в обратном порядке.

Мотоблок с дисковым сцеплением и шестеренчатым редуктором отличаются длительным сроком службы, поскольку используемые в конструкции элементы имеют высокие показатели износостойкости, а также небольшие габариты.

Конструкция

Планируя самостоятельно изготовить подобного рода устройство, необходимо ознакомиться с его составными элементами. Центробежная муфта сцепления для мотоблока предусматривает наличие следующих деталей:

  • трос сцепления;
  • рычаги, вилки, используемые для управления механизмом;
  • вал;
  • ведомый диск;
  • стопорная шайба.

Обязательно почитайте: Картофелекопалка для трактора

  Трактор МТЗ-80: технические характеристики, комплектующие

Узел предусматривает наличие и других составляющих, например, подшипников, крепежных элементов. Существует множество разновидностей сцепления, которые значительно отличаются друг от друга по своим характеристикам.

Сцепление для мотоблока своими руками

Регулярная работа системы сцепления подразумевает постоянное трение ее деталей, из-за чего даже самый надежный механизм рано или поздно приходит в негодность. После этого можно купить новое устройство, или же попробовать сделать самодельное сцепление для сельскохозяйственной машины.

Прежде, чем сделать сцепление на мотоблок, потребуется подготовить определенные детали. Для работы понадобится:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector