Модуль зуба шестерни таблица от диаметра

Шестерня – это небольшое колесико с зубьями, которое крепится к специальной вращающейся оси. Поверхность у шестеренки в данном случае может быть как конической, так и цилиндрической.

Модуль зуба шестерни таблица от диаметра

Шестеренчатые передачи также имеют свою классификацию:

  1. Прямозубые. Наиболее распространенный вид шестеренок, у которых зубья зачастую располагаются в радиальных плоскостях.
  2. Скошенные. По-другому этот тип называется еще косозубым, а его использование в ходу у бензо- и электрических инструментов. По отношению к вращающейся оси они находятся под определенным углом.
  3. Червячные. Их еще называют спиральными шестернями, которые используются преимущественно для рулевого управления автомобилем.
  4. Винтовые. Они имеют зачастую форму цилиндра, а также расположены по всей линии винта. Располагаются такие шестеренки на валах, которые расположены перпендикулярно к вращающейся оси.

Данные разновидности являются наиболее распространенными, однако далеко не единственными, поэтому используемый вид напрямую соотносится с тем, какую функцию он должен будет выполнять.

При этом каждая шестеренка имеет определенное количество зубьев, что определяется ее назначением.

Разница между количеством используемых зубьев необходима, поскольку благодаря этому фактору появляется возможность регулировать обороты вала и крутящийся момент. Шестеренки также разделяются на ведущие и ведомые.

Ведущей называется та шестерня, к которой вращательный момент подводится снаружи, а ведомой – та, с которой она снимается.

Почему шестеренку называют так?

Технически это понятно. Изначально «шестерёнка» — самое маленькое колесо в зубчатой передаче. Меньше шести зубьев там не бывает даже в теории, захват не обепечивается. … В машиностроении ведомое колесо зубчатой передачи редуктора называется колесом».

Характеристики и применение

Зубья шестеренки находятся в радиальных плоскостях. Линия контакта прямозубых цилиндрических шестерней параллельна оси вращения.

  • В зависимости от необходимых нагрузочных характеристик и точности передаваемого вращения, подбирается модуль (расстояние между центрами зубов) от 1 до 6.
  • Используется в подвижных частях механизмов соместно с зубчатой рейкой.
  • Цилиндрическая зубчатая передача применяется во всех типах автоматических ворот, конвейерных линиях с повышенной нагрузкой, 3D принтерах, станках ЧПУ и многом другом.
  • Параметры модуля шестерни

Рассматриваемая характеристика обозначается литерой m, указывает на прочность зубчатых передач. Единица измеряется в миллиметрах (чем выше нагрузка на передачу, тем больше модульное значение). В расчете параметра используются следующие показатели:

  • диаметр делительной окружности;
  • шаг и число зубьев;
  • эвольвент (диаметр основной окружности);
  • аналогичная характеристика впадин темной шестеренки;
  • высота зуба темного и светлого колеса.

В машиностроительной отрасли расчеты ведутся по стандартным значениям для удобства изготовления и замены шестерен с числами от 1-го до 50-ти.

Что такое модуль на чертеже?

Модуль — это унифицированный элемент любых систем, состоящий из взаимозаменяемого комплекса деталей массового производства. Чертеж модуля выполняется на основании ГОСТ 2.109-73 — единая система конструкторской документации (ЕСКД).

Как найти модуль шестерни?

Как определить модуль косозубой шестерни.

  1. Измеряем диаметр:
  2. Диаметр окружности выступов (De) равен 28,6 мм.
  3. Считаем количество зубьев. Z=25.
  4. Делительный диаметр (De) делим на количество зубьев 25 +2. Равно 28,6 разделить на 27=1,05925925925926.
  5. Округляем до ближнего модуля. Получается модуль 1.

Как узнать высоту зуба шестерни?

Высота зуба:

h = ha + hf, где ha – высота головки зуба, ha = m; hf – высота ножки зуба, hf = 1,25m.

Как найти делительный диаметр шестерни?

Диаметр делительной окружности d является одним из основных параметров, по которому производят расчет зубчатого колеса: d = m × z, где z – число зубьев; m – модуль.

Как обозначается делительный диаметр?

Окружность, являющаяся начальной при зацеплении с рейкой – делительная; её диаметр обозначается d (рис. 2). Для колес без смещения делительные окружности совпадают с начальными. Толщина зуба по делительной окружности S равна ширине впадины между двумя зубьями е.

Формула расчета параметров прямозубой передачи

Чтобы определить параметры прямозубой шестеренки, потребуется выполнить некоторые предварительные вычисления. Длина начальной окружности равна π×D, где D — ее диаметр.

Модуль зуба шестерни таблица от диаметраРасчет модуля зубчатого колеса

Шаг зацепления t – это расстояние между смежными зубами, измеренное по начальной окружности. Если это расстояние умножить на число зубов z, то мы должны получить ее длину:

проведя преобразование, получим:

Если разделить шаг на число пи, мы получим коэффициент, постоянный для данной детали зубчатой передачи. Он и называется модулем зацепления m.

  1. размерность модуля шестерни — миллиметры. Если подставить его в предыдущее выражение, то получится:
  2. выполнив преобразование, находим:
  3. Отсюда вытекает физический смысл модуля зацепления: он представляет собой длину дуги начальной окружности, соответствующей одному зубцу колеса. Диаметр окружности выступов De получается равным
  4. где h’- высота головки.
  5. Высоту головки приравнивают к m:
  6. Проведя математические преобразования с подстановкой, получим:
  7. Диаметр окружности впадин Di соответствует De за вычетом двух высот основания зубца:
  8. где h“- высота ножки зубца.
  9. Для колес цилиндрического типа h“ приравнивают к значению в 1,25m:

Модуль зуба шестерни таблица от диаметра

  • Устройство зубчатого колеса
  • Выполнив подстановку в правой части равенства, имеем:
  • что соответствует формуле:
  • и если выполнить подстановку, то получим:
  • Иначе говоря, головка и ножка зубца относятся друг к другу по высоте как 1:1,25.
  • Следующий важный размер, толщину зубца s принимают приблизительно равной:
  • для отлитых зубцов: 1,53m:
  • для выполненных путем фрезерования-1,57m, или 0,5×t

Поскольку шаг t приравнивается к суммарной толщине зубца s и впадины sв, получаем формулы для ширины впадины

  • для отлитых зубцов: sв=πm-1,53m=1,61m:
  • для выполненных путем фрезерования- sв= πm-1,57m = 1,57m

Характеристики конструкции оставшейся части зубчатой детали определяются следующими факторами:

  • усилия, прикладываемые к детали при эксплуатации;
  • конфигурация деталей, взаимодействующих с ней.

Детальные методики исчисления этих параметров приводятся в таких ВУЗовских курсах, как «Детали машин» и других. Модуль шестерни широко используется и в них как один из основных параметров.

Для отображения шестеренок методами инженерной графики используются упрощенные формулы. В инженерных справочниках и государственных стандартов можно найти значения характеристик, рассчитанные для типовых размеров зубчатых колес.

Что такое модуль зубчатого колеса?

m — модуль колеса. Модулем зацепления называется линейная величина в π раз меньшая окружного шага P или отношение шага по любой концентрической окружности зубчатого колеса к π, то есть модуль — число миллиметров диаметра делительной окружности приходящееся на один зуб.

Чему равен модуль нормального зубчатого колеса?

Модуль зубчатого колеса, геометрический параметр зубчатых колёс. Для прямозубых цилиндрических зубчатых колёс модуль m равен отношению диаметра делительной окружности dд к числу зубьев z или отношению шага t по делительной окружности к числу: m = dд/z = ts/p.

Какие бывают зубчатые колеса?

Виды зубчатых колес, шестерен

  • Поперечный профиль зуба Обычно шестерни имеют профиль зубьев с эвольвентной боковой формой. …
  • Продольная линия зуба Прямозубые шестерни …
  • Шестерни с внутренним зацеплением …
  • Винтовые шестерни …
  • Секторные шестерни …
  • Шестерни с круговыми зубьями
Читайте также:  Литье из латуни своими руками

Прямозубые и косозубые колесики

Модуль и диаметр шестерни прямозубого типа — один из самых востребованных видов. Зубцы размещаются в радиальных плоскостях, а площадь контакта пары колес параллельна оси вращения. Аналогичным образом располагаются оси обеих шестерен.

Косозубые колесики представляют собой усовершенствованную вариацию вышеуказанной модификации. Зубцы находятся под определенным углом к вращательной оси.

Зацепление осуществляется плавней и тише, что позволяет эксплуатировать элементы в малошумных приспособлениях, гарантируя передачу большего крутящего момента на высокой скорости. К минусам относят увеличенную площадь контакта зубцов, провоцирующую повышенное трение и нагрев деталей.

Это чревато ослаблением мощности и повышенным расходом смазки. Кроме того, механическое воздействие вдоль оси шестерни требует использования упорных подшипников для монтажа вала.

Модуль зуба шестерни таблица от диаметра

Шевронные модификации и аналоги с внутренним зацеплением

Шевронные шестерни позволяют справиться с проблемами механической осевой силы. В отличие от прямых и косозубых версий, зубья выполнены в виде литеры V.

Осевое воздействие двух половин приспособления компенсируется взаимодействием, что дает возможность избежать применения упорных подшипников на валу.

Указанная модель самостоятельно устанавливается по оси, один из рабочих редукторов монтируется на цилиндрических укороченных подшипниках (плавающие опоры).

Модуль шестерни с внутренним зацеплением оснащается зубцами, имеющими нарезку внутри. Эксплуатация детали предполагает односторонние обороты ведущего и ведомого колеса.

В такой конструкции меньше затрат уходит на трение, что способствует повышению КПД.

Подобные приспособления применяются в механизмах, ограниченных по габаритным размерам, а также планетарных передачах, специальных насосах и танковых башенках.

Винтовые, круговые, секторные версии

Модуль шестерни винтового типа представляет собой цилиндр с зубцами, которые размещены по винтовому направлению. Подобные элементы устанавливаются на непересекающиеся валы, расположенные перпендикулярно по отношению друг к другу. Угол совмещения составляет 90 градусов.

Секторное зубчатое колесо — часть любой шестерни, применяемая в передачах, где не нужно вращение основного элемента на полный оборот. Такая деталь дает возможность сэкономить ценное пространство в размерах полноценного аналога.

Шестерни по модулю и количеству зубьев с круговым расположением отличаются контактным соприкосновением в одной точке зацепления, расположенной параллельно основным осям. Второе название механизма — передача Новикова.

Она обеспечивает хорошие ходовые характеристики, плавную и бесшумную работу, повышенную зацепляющую способность. При этом коэффициент полезного действия таких деталей немного ниже аналогов, а процесс изготовления существенно сложнее.

Указанные детали имеют значительно ограниченную отрасль эксплуатации ввиду своих особенностей.

Модуль зуба шестерни таблица от диаметра

Конические шестерни

Модуль зуба шестерни таблица от диаметра

Конические шестерни имеют различные виды, отличаются они по форме линий зубьев, с прямыми, с криволинейными, с тангенциальными, с круговыми зубьями. Применяются конические зубчатые передачи в машинах для движения механизма, где требуется передать вращение с одного вала на другой, оси которых пересекаются. Например, в автомобильных дифференциалах, для передачи момента от двигателя к колесам.

Зубчатая рейка

Модуль зуба шестерни таблица от диаметра

Зубчатая рейка является частью зубчатого колеса с бесконечным радиусом делительной окружности. Вследствие этого ее окружности представляют собой прямые параллельные линии. Эвольвентный профиль зубчатой рейки тоже имеет прямолинейное очертание. Это свойство эвольвенты является наиболее важным при изготовлении зубчатых колёс. Передачу с применением зубчатой планки (рейки) называют — реечная передача (кремальера), она используется для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот. Состоит передача из зубчатой рейки и прямозубого зубчатого колеса (шестеренки). Применяется такая передача в зубчатой железной дороге.

Звездочка

Шестерня-звезда — это основная деталь цепной передачи, которая используется совместно с гибким элементом — цепью для передачи механической энергии.

Коронная шестерня

Коронная шестерня – это особый тип шестерен, их зубья находятся на боковой поверхности. Такая шестерня работает, как правило, в паре с прямозубой или с барабаном (цевочное колесо), состоящим из стержней. Такая передача используется в башенных часах.

В чем заключаются сходства между шестерней и зубчатым колесом

Между шестерней и зубчатым колесом можно отметить несколько схожих моментов:

  • Как и шестерня, зубчатое колесо может быть как ведомым, так и ведущим элементом в общей системе.
  • У шестерни и у зубчатого колеса форма может быть как цилиндрической, так и конической, все зависит от той функции, которую конкретная деталь выполняет.
  • При помощи шестеренки и зубчатого колеса можно маневрировать на почве скорости вращательного элемента, либо уменьшая ее, либо увеличивая.
  • Шестеренки и зубчатые колеса одинаково эффективно можно использовать на электрических и бензоинструментах, однако больше всего используют именно шестеренки, так как они обеспечивают устойчивость механизма.
  • Шестеренка и зубчатое колесо могут использоваться для запуска вращательных осей.

Внешние сходства между шестеренкой и зубчатым колесом обоснованы также еще тем, что зачастую эти два элемента могут выполнять схожие функции и быть взаимозаменяемыми в определенных системах и механизмах.

Когда применяют цилиндрические зубчатые передачи?

Цилиндрической зубчатой передачей называется передача с параллельными осями. Косозубые передачи применяют при окружных скоростях м/с; шевронные передачи – преимущественно в тяжело нагруженных передачах. … Кинематика и геометрия цилиндрические зубчатых колес.

Подытожим

Расчетные чертежи и схемы для шестеренок различных конфигураций преимущественно совпадают для косых и прямозубчатых версий. Основные различия возникают при расчетах на прочность.

В графических отображениях применяются характеристики, ориентированные на типовые габаритные размеры шестеренок.

Среди представленного ассортимента на рынке вполне реально подобрать зубчатое колесо с необходимыми характеристиками и прочностными показателями.

  • https://mehmanxona.ru/tehnologii/vidy-shesterenok.html
  • https://novoe-info.ru/chto-takoe-modul-shesterni/
  • https://MechPrivod.com/market/zubchataya_shesterenka/shesterenka_zubchataya_cilindricheskaya/
  • https://novoe-info.ru/kak-nayti-modul-zubchatogo-kolesa/
  • https://doctordent.su/pulpit/kak-opredelit-modul-zuba-shesterni-po-diametru.html
  • https://FB.ru/article/429020/modul-shesterni-vidyi-opredelenie-standartnyie-pokazateli

Справочные данные по деталям машин

Метрические зубчатые передачи

Нормальные модули, мм

Ряд 1 0.50 0.6 0.8 1.0 1.25 1.5 2.0
Ряд 2 0.55 0.7 0.9 1.125 1.375 1.75 2.25
Ряд 1 2.5 3.0 4.0 5.0 6 8 10
Ряд 2 2.75 3.5 4.5 5.5 7 9 11
Ряд 1 12 16 20 25 32 40 50
Ряд 2 14 18 22 28 36 45 55
Примечание: 1. Стандарты предусматривают модули от 0.05 до 100 мм. 2. При выборе модулей первый ряд следует предпочитать второму.

Зубчатое колесо передачи с меньшим количеством зубьев называется шестерней, а с большим количеством зубьев – колесом. При одинаковом количестве зубьев ведущее зубчатое колесо называют шестерней, а ведомое – колесом. В условных обозначениях и расчетных формулах шестерни обозначаются индексом – «1», а колеса индексом – «2».

Метрические цилиндрические зубчатые передачи внешнего зацепления

Исходные данные для расчета геометрических параметров цилиндрических зубчатых передач

Читайте также:  Как тестером проверить напряжение в машине
Параметр Обозначения Числовые значения
Количество зубьев Шестерни Z1 Определяются кинематическими и прочностными расчетами
Колеса Z2
Модуль m
Угол наклона линии зуба рейки β
  • β = 00 – для прямозубых колес;
  • β = 8…200 – для косозубых колес
  • β = 25…350 – для шевронных колес
  1. Стандартный исходный контур:
  2. — угол главного профиля
  3. — коэффициенты:
  4. — радиального зазора
α с* 200 ≈0.25
— высоты головки зуба h*a ≈1.0
— высота ножки зуба h*t ≈1.25
— граничной высоты h*l ≈2.0
— глубины захода зубьев h*w ≈2.0
— радиуса кривизны переходной кривой ρ*f ≈0.38
Межосевое расстояние a w Входит в состав исходных данных, если задано его значение
Примечание. Числовые значения параметров приведены для передачи с m >  1мм.
  • Исходный контур зубчатого зацепления
  • Модуль зуба шестерни таблица от диаметра
  • Расчет основных геометрических параметров цилиндрических прямозубых передач внешнего зацепления без смещения
Параметр Обозначение Формула
Делительное межосевое расстояние a a=m(Z1+ Z2)/2
Делительный диаметр d d1=m Z1; d2=m Z2
Передаточное число u u= Z2/ Z1
Диаметр вершин зубьев d a d a1=d1+2m; d a2=d2+2m
Диаметр впадин зубьев d f d f1=d1 – 2.5m; d f2=d1+2.5m
Высота зуба h h= 2.25m
Постоянная хорда зуба s c sc=1.387m
Высота до постоянной хорды h c hc=0.748
  1. Модуль зуба шестерни таблица от диаметра
  2. Прямозубые передачи внутреннего зацепления
  3. Модуль зуба шестерни таблица от диаметра
  4. Расчет основных геометрических параметров цилиндрических прямозубых передач внутреннего зацепления без смещения
Параметр Обозначение Формула
Исходные данные Z1, Z2, m, c, где с – зазор между вершиной зуба одного колеса и сопряженной впадиной другого колеса
Делительное межосевое расстояние a a=m(Z1 – Z2)/2
Делительный диаметр d d1=m Z1; d2=m Z2
Диаметр вершин зуба d a d a1=d1+2m; d a2=d2 – 2m
Диаметр впадин зуба d f d f1=d1 – 2(c+m); d f2=d1+2(c+m)
Постоянная хорда s c sc=1.387m
Высота до постоянной хорды h c h c1=0.5(d a1- d1) – 0.2524m h c2=0.5(d 2- d a2) – 0.2524m
Примечание. Индекс 1 относится к колесу с наружными зубьями, индекс 2 – к колесу с внутренними зубьями  
  •             Минимальное число зубьев для шестерни внешнего нулевого зацепления: прямозубые шестерни – zmin=17; косозубые шестерни – zmin=17cos3β.
  •             Для внутренних зацеплений разность между числами зубьев Z2 – Z1>9.
  •             Для внутренних зацеплений желательно, чтобы  Z2>34.
  •             Максимальное передаточное отношение пары шестерен внешнего зацепления i=8…9.
  • Реечные передачи
  •             Контур рейки соответствует исходному контору для прямозубых реек в торцовом и для косозубых реек в нормальном сечении реек.
  • Модуль зуба шестерни таблица от диаметра
  • Расчет геометрических параметров прямозубой реечной передачи
Параметр Обозначение Числовое значение и расчетная формула
Исходные данные
Количество зубьев зубчатого колеса Z1 Определяются кинематическими и прочностными расчетами
Модуль m
Угол наклона линии зуба рейки β β = 00
Сечение рейки Прямоугольное
Стандартный исходный контур: — угол главного профиля α 200
— коэффициенты: — радиального зазора с* ≈0.25
— высоты головки зуба h*a ≈1.0
— высота ножки зуба h*t ≈1.25
Ширина рейки B Определяется прочностными расчетами и конструктивными особенностями передачи
Высота рейки H
Длина нарезной части рейки L
Расчет рейки
Нормальный шаг p n p n=π∙m
Количество зубьев z s z s=L/ p n + 0.5
Уточненная длина нарезной части L s L s=( z s – 0.5)∙ pn
Высота зуба, мм h h=(2h a + с*)m
Высота головки зуба, мм h a h a= h*a∙m
Толщина зуба, мм s y s y=0.5m
Измерительная высота, мм h  ay h  ay=m

Косозубые передачи

Косозубая передача более плавная и передает большую мощность, чем прямозубая, при тех же размерах. Линии зубьев имеют правое или левое направление.

Правой называют такую линию, точ­ка на которой движется по часовой стрелке при удалении вдоль зуба, если смотреть на колесо со стороны его торца. Углы наклона двух сцепляю­щихся колес равны.

Недостатком косозубых пере­дач является возникающая в зацеплении дополни­тельная осевая сила, отсутствующая у прямозубых колес.

Модуль зуба шестерни таблица от диаметра

Расчет основных геометрических параметров цилиндрических косозубых передач внешнего зацепления без смещения

Параметр Обозначение Формула
Нормальный модуль m n m n=m
Угол наклона линии зуба β cosβ= m n(Z1 + Z2)/2a
Окружной (торцовый) модуль m t m t= m n/cosβ
Делительный диаметр d d1=m t Z1; d2=m t Z2
Диаметр вершин зубьев d a d a1=d1+2m n; d a2=d2 + 2m n
Межцентровое расстояние (если оно не входит в исходные данные) A a= m n(Z1 + Z2)/2cosβ
Постоянная хорда s c sc=1.387m n
Высота до постоянной хорды h c h c=0.748m n

Параметры конструктивных элементов цилиндрических зубчатых колес

Зубчатые колеса изготавливают как одно целое с валом (вал-шестерня) или наса­живают на валы в зависимости от соотношений размеров валов и зубчатых колес. Наименьшие размеры насадных колес определяются зазором 5 между впадиной зуба и шпоночным пазом (рис. b), который должен быть s > 2m. В противном случае зубчатые колеса изготавливают как одно целое с валом (рис. а).

Торцы ступиц колес используют в качестве установочных и сборочных баз, из-за чего требуется высокая точность и чистота их обработки. У колес с диаметром окружности выступов более 150 мм, для создания установочных баз выполняется поясок шириной a=2.

5m и глубиной 1…2 мм (рис. с). Если ширина ступицы пре­вышает ширину венца в колесах дисковой конструкции, то ступицу рекомендуется смещать по оси колеса до совпадения ее торца с торцом венца. Такая конструкция позволяет одновременно нарезать два колеса.

Шевронные колеса (рис. d) характеризуются увеличенной шириной по сравнению с другими цилиндрическими колесами и отличаются следующими конструктив­ными параметрами: h = 2.5m и е = (10…15)m.

У литых и штампованных колес для крепления заготовок при обработке выполняют 4…6 технологических отверстий диаметром do.

Модуль зуба шестерни таблица от диаметра

Параметр Обозначение Ориентировочные соотношения
Ширина венца зубчатого колеса b b=(8…10)m
Внутренний диаметр обода D0 D0=d a – (6…10)m
Толщина обода s s=(2…3)m – для литых колес s=(2.5…4)m – для штампованных колес
Толщина диска зубчатого колеса K K=0.5b – для обыкновенных колес K=(0.3…0.35)b – для шевронных колес
Диаметр посадочного отверстия d1 Определяется расчетом
Длина ступицы L c L c=(1.0…1.5)d1, но не менее
Наружный диаметр ступицы d c d c=(1.5…1.7)d1
Диаметр расположения технологических отверстий D1 D1=0.5(D0+d c)
Диаметр технологических отверстий d0 d0=0.25(D0–d c)
Размеры фасок по торцам зубчатого венца f f=0.5m

Шероховатости поверхностей цилиндрических зубчатых колес и реек

Элемент передачи Наименование поверхности Шероховатость по степени точности по нормам контакта
5 6 7 8 9
Зубчатое колесо Боковые поверхности зубьев Ra 0.63 Ra 1.25 Ra 2.5 Ra 2.5 Rz 20 Rz 20 Rz 40
Цилиндр выступов: измерение s c или s y Ra 1.25 Ra 2.5 Ra 2.5 Rz 20 Rz 20 Rz 40
Измерение размера по роликам или длины общей нормали Ra 2.5 Rz 20 Rz 20 Rz 40
Базовый торец Ra 2.5 Ra 2.5 Rz 20 Rz 20 Rz 40
Зубчатая рейка Боковые поверхности зубьев Ra 1.25 Ra 2.5 Rz 20
Поверхности выступов: измерения   s y Ra 1.25 Ra 2.5 Ra 2.5 Rz 20
Измерение размера по роликам Ra 2.5 Ra 2.5 Rz 20 Rz 20 Rz 20 Rz 40
Базовые поверхности Ra 2.5 Rz 20
Примечание. Параметр Ra является предпочтительным
  1. email: KarimovI@rambler.ru
  2. Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
  3. Теоретическая механика   Сопротивление материалов
  4. Прикладная механика  Строительная механика  Теория машин и механизмов
Читайте также:  Чем варить пищевую нержавейку

Справочные таблицы для расчета зубчатых передач

по ГОСТ 9563-80

Размеры в мм

0,25 (0,7) (1,75) 3 (5,5) 10 (18) 32
0,3 0,8; (0,9) 2 (3,5) 6 (11) 20 (36)
0,4 1; (1,125) (2,25) 4 (7) 12 (22) 40
0,5 1,25 2,5 (4,5) 8 (14) 25 (45)
0,6 1,5 (2,75) 5 (9) 16 (28) 50

Допускается применение модулей 3,25; 3,75 и 4,25 мм для автомобильной промышленности и модуля 6,5 мм для тракторной промышленности
Распространяется на модули зубчатых колес цилиндрических, конических и червячных с цилиндрическим червяком.

Для цилиндрических колес с косым и шевронным зубом модуль определяется по нормальному шагу. В исключительных обоснованных случаях допускается определение модуля в торцовом сечении.
Для конических зубчатых колес модуль определяется по большему диаметру.

Для червячных колес с цилиндрическим червяком модуль определяется в осевом сечении червяка.

Значения модулей заключенные в скобки применять не рекомендуется

Основные параметры зубчатых цилиндрических передач

по ГОСТ 2185

Стандарт распространяется на цилиндрические передачи внешнего зацепления для редукторов и ускорителей, в том числе и комбинированных (коническо-цилиндрических, цилиндро-червячных и др.), выполняемых в виде самостоятельных агрегатов.
Стандарт не распространяется на передачи редукторов специального назначения и специальной конструкции

Для встроенных передач стандарт является рекомендуемым

Межосевые расстояния

Размеры в мм

1 ряд 40 50 63 80 100 125 160 200 250 315 400
2 ряд 140 180 225 280 355
1 ряд 500 630 800 1000 1250 1600 2000 2500
2 ряд 450 560 710 900 1120 1400 1800 2240

1-й ряд следует предпочитать 2-му

Номинальные передаточные числа

1 ряд 1,0 1,25 1,6 2,0 2,5 3,15
2 ряд 1,12 1,4 1,8 2,24 2,8
1 ряд 4,0 5,0 6,3 8,0 10 12,5
2 ряд 3,55 4,5 5,6 7,1 9,0 11,2
  • 1-й ряд следует предпочитать 2-му
    Фактические значения передаточных чисел не должны отличаться от номинальных более чем на 2,5% при номинальном меньше 4,5 и на 4% при номинальном больше 4,5
  • Коэффициент ширины зубчатых колес (отношение ширины зубчатого колеса к межосевому расстоянию) должен соответствовать:
    0,100; 0,125; 0,160; 0,200; 0,315; 0,400; 0,500; 0,630; 0,800; 1,0; 1,25
  • Численные значения ширины зубчатых колес округляются до ближайшего числа из ряда Ra20 по ГОСТу 6636
  • При различной ширине сопряженных зубчатых колес значение коэффициента ширины зубчатых колес относится к более узкому из них

Коэффициент запаса прочности при работе зуба двумя сторонами

например: зубья реверсивных передач или зубья сателлитов в планетарных передачах

Материал колес и термо-
обработка
Отливки стальные и чугунные без термо-
обработки
Отливки стальные и чугунные с термо-
обработкой
Поковки стальные нормали-
зованные или улучшенные
Поковки и отливки стальные с поверх-
ностной закалкой (сердцевина вязкая)
Стальные, нормали-
зованные или улучшенные, а также с поверх-
ностной закалкой
Стальные с объемной закалкой Стальные, подверг-
нутые цементации, азоти-
рованию, циани-
рованию и др.
Чугунные и пласт-
массовые колеса
Коэфф. 1,9 1,7 1,5 2,2 1,4 — 1,6 1,8 1,2 1 — 1,2

Межосевые расстояния для двухступенчатых несоосных редукторов общего назначения

Быстроходная ступень 40 50 63 80 100 125 140 160 180 200 225 250 280 315
Тихоходная ступень 63 80 100 125 160 200 225 250 280 315 355 400 450 500
Быстроходная ступень 355 400 450 500 560 630 710 800 900 1000 1120 1250 1400 1600
Тихоходная ступень 560 630 710 800 900 1000 1120 1250 1400 1600 1800 2000 2240 2500

Межосевые расстояния для трехступенчатых несоосных редукторов общего назначения

Быстроходная ступень 40 50 63 80 100 125 140 160 180 200
Промежуточная ступень 63 80 100 125 160 200 225 250 280 315
Тихоходная ступень 100 125 160 200 250 315 355 400 450 500
Быстроходная ступень 225 250 280 315 355 400 450 500 560 630
Промежуточная ступень 355 400 450 500 560 630 710 800 900 1000
Тихоходная ступень 560 630 710 800 900 1000 1120 1250 1400 1600

Общие передаточные числа для двухступенчатых редукторов

1 ряд 6,3 8,0 10 12,5 16
2 ряд 7,1 9,0 11,2 14 18
1 ряд 20 25 31,5 40 50
2 ряд 22,4 28 35,5 45 56

Основные параметры конических зубчатых передач

по ГОСТ 12289

Стандарт распространяется на конические передачи с углом пересечения осей, равным 90°, для редукторов (и ускорителей), в том числе и комбинированных (коническо-цилиндрических и др.), выполняемых в виде самостоятельных агрегатов.
Стандарт не распространяется на передачи редукторов специального назначения и специальной конструкции (авиационные, автомобильные, тракторные).

  1. Для встроенных передач стандарт является рекомендуемым
  2. Номинальные диаметры основания делительного конуса большего колеса должны соответствовать:
    50, (56), 63, (71), 80, (90), 100, (112), 125, (140), 160, (180), 200, (225), 250, 280, 315, 355, 400, 450, 500, 560, 630, 710, 800, 900, 1000, 1120, 1250, 1600
  3. Номинальные диаметры заключенные в скобки, по возможности не применять

Номинальные передаточные числа

1 ряд 1,0 1,25 1,6 2,0 2,5 3,15 4,0 5,0 6,3
2 ряд 1,12 1,4 1,8 2,24 2,8 3,55 4,5 5,6

Передаточные числа 2-го ряда по возможности не применять
Фактические значения передаточных чисел не должны отличаться от номинальных более чем на 3%

Ширина зубчатых колес

Ширину зубчатых колес b выбирают
b = ψ l l = (0,25 ÷ 0,30) l
где ψ l — коэффициент длины зуба
l — длина образующей делительного конуса

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector