Норма плотности электролита в аккумуляторе

Норма плотности электролита в аккумуляторе

Правильное функционирование аккумулятора в машине зависит от множества факторов, среди которых немаловажную роль играет его плотность. Ознакомимся подробнее с понятием плотности аккумулятора, а также рассмотрим, почему важно ее учитывать, как определить, и что предпринять, если есть отклонения от нормы.

Норма плотности электролита в аккумуляторе Норма плотности электролита в аккумуляторе Норма плотности электролита в аккумуляторе

Чтобы в полной мере понимать, о чем идет речь, необходимо детально разобрать само понятие плотности аккумулятора автомобиля. Абсолютно каждый владелец автомобиля знает, что аккумулятор представляет собой корпус, отдаленно напоминающий по форме пластиковый контейнер, внутри которого находится несколько емкостей, заполненных некой субстанцией, необходимой для работы.

Эта субстанция, состоящая из раствора серной кислоты и дистиллированной воды, называется электролитом, а соотношение пропорций этого раствора и есть плотность аккумулятора. Для правильной работы АКБ очень важно своевременно измерять плотность, а также вовремя корректировать показатели.

Норма плотности электролита в аккумуляторе Норма плотности электролита в аккумуляторе Норма плотности электролита в аккумуляторе

Существуют определенные нормы значений, при которых аккумулятор работает правильно, без сбоев и ошибок. В основном показатели варьируются в пределах 1,25-1,30, а исчисление и обозначение плотности производится в граммах на кубический сантиметр.

Но необходимо учитывать, что показатели могут существенно разниться в зависимости от времени года и погодных условий. Поэтому от сезона к сезону необходимо уточнять и сверять реальные показатели с нормами.

Важно при проведении измерений учитывать не только функционирование АКБ в тех или иных погодных условиях и сопоставлять с температурой воздуха вне корпуса автомобиля.

Норма плотности электролита в аккумуляторе Норма плотности электролита в аккумуляторе

К каждому устройству прилагается руководство по эксплуатации, которое содержит таблицу измерений, поэтому с установлением соответствий показателей у вас не возникнет сложностей. Относительно температурных режимов, как правило, в таблице содержится следующая информация:

  • при плюсовой температуре воздуха ниже 30 градусов Цельсия норма плотности определена 1,30 грамма на сантиметр кубический;
  • при минусовой температуре воздуха в пределах –10… 30 градусов Цельсия норма плотности равна 1,28;
  • при 0 градусов и небольших плюсовых температурах значение коэффициента плотности равно 1,23;
  • при небольших отрицательных температурах, от 0 до –10 градусов Цельсия, норма плотности АКБ составляет 1,26.

Необходимо учитывать, что, несмотря на то что значения актуальны для аккумуляторов с максимальным уровнем заряда, устройства все же не нуждаются в каждодневной подзарядке или корректировке при частой смене температурных показателей. Скорректировать показатели необходимо только в случае эксплуатации устройства в определенных суровых погодных условиях.

Норма плотности электролита в аккумуляторе

К сожалению, далеко не все автовладельцы осведомлены о том, что аккумулятор необходимо обслуживать точно так же, как и другие системы автомобиля, поэтому в большинстве случаев его просто заменяют на новый, без выяснения причины сбоя в работе.

Зачастую так происходит из-за того, что процедура измерения плотности кажется водителям очень сложной и непонятной.

Однако при соблюдении определенных рекомендаций и правил вы не потратите на проверку показателей много времени и сил.

Прежде чем приступить к измерениям, необходимо подготовиться, соблюдая следующие рекомендации.

  • Прежде чем провести проверку плотности, необходимо зарядить аккумулятор до максимальных показателей, поскольку показатели плотности полностью разряженного аккумулятора не корректны.
  • После такой подзарядки должно пройти не менее 3 часов, прежде чем вы приступите к измерениям. А также необходимо дать системам автомобиля полностью остыть после поездки, в среднем на это уходит около 10-11 часов.
  • Поскольку показатели окружающей среды оказывают немалое влияние на плотность АКБ, рекомендуется производить измерения в помещении при нормальной комнатной температуре, не превышающей 25 градусов Цельсия.
  • При подготовке к проверке показателей необходимо произвести очистку устройства от грязи и пыли, а также расположить его на ровной поверхности, например, на столешнице, полке или на полу.
  • Для проверки в домашних условиях необходимо убедиться, что начальное количество раствора во всех емкостях аккумулятора соответствует норме. Сверить количество раствора вы можете при помощи полой трубки, помещая ее в каждую емкость.
  • После того как будут применены все подготовительные меры, можно приступать непосредственно к измерениям. Для этого необходимо иметь специальный прибор – ареометр.

Измерения производятся по следующим правилам.

  • У подготовленного аккумулятора необходимо открутить крышку емкости с раствором, и погрузить туда прибор для измерений.
  • При надавливании на грушу прибор втягивает в себя раствор, отображая на корпусе показатели, которые необходимо зафиксировать.
  • Аналогичные манипуляции необходимо провести с каждой емкостью АКБ;
  • Если нет существенных различий в показателях каждой емкости, значит, у вас нет причин для беспокойства, и агрегат полностью готов к эксплуатации. Если присутствуют заметные расхождения в показателях, следует произвести тщательный осмотр агрегата – возможно, имеют место повреждение одной из емкостей, сульфитация пластин или какие-либо другие неисправности.

При проведении проверки необходимо быть предельно осторожными, поскольку при контакте с кожей кислотный раствор может привести к возникновению ожогов. Чтобы обезопасить себя, рекомендуем использовать защитные перчатки и специальную одежду.

У резкого снижения показателей плотности всегда есть причины, и зачастую они никак не связаны с уровнем заряда аккумулятора. Чаще всего причинами являются следующие факторы.

  • Происходит интенсивное испарение раствора. Это возможно при длительной работе АКБ рядом с сильно нагретым двигателем. В жаркую погоду возможно даже закипание раствора аккумулятора, что повлечет за собой сильное газообразование. Чтобы предотвратить испарение, следует регулярно проверять плотность раствора в жаркое время года, особенно если вы активно путешествуете летом на автомобиле. При обнаружении расхождений показателей необходимо дополнить емкости дистиллированной водой, перемешав ее с остатками раствора.
  • При передвижении по местности с плохой дорогой уплотнения в крышках могут не справиться со своей задачей, из-за чего электролит может просачиваться. При вытекании раствора необходимо также дополнить емкости, но предварительно необходимо удалить следы вытекшей жидкости, поскольку она может вызвать повреждение корпуса. Поверхность аккумулятора должна всегда оставаться чистой.
  • Одной из причин может быть эффект сульфатации – полная разрядка АКБ может привести к тому, что на пластинах оседает кислота. При сульфатации на пластинах образуется налет из свинца и серной кислоты, а это самый явный признак того, что агрегат эксплуатируется неправильно. Чтобы избежать этой проблемы, рекомендуем не допускать полной разрядки устройства, ограничить его эксплуатацию в условиях чрезмерно низких и высоких температурных режимов, а также проверять уровень заряда в зимнее время, особенно если вы ограничиваетесь недолгими, но частыми поездками.

А также можно использовать специальные методики заряда аккумулятора.

При низкой плотности аккумулятора далеко не всегда следует производить его замену, поскольку существует несколько способов повышения показателей.

Но также стоит учитывать, что сами по себе виды аккумуляторных батарей подразделяются на обслуживаемые и те, что обслуживанию не подлежат – то есть неразборные агрегаты.

От необслуживаемых моделей лучше избавляться сразу, как они перестают работать.

Соответственно, повысить уровень плотности возможно только у обслуживаемых образцов АКБ.

А также следует учитывать, что при наличии каких-либо повреждений на корпусе не следует пытаться восстанавливать агрегат, поскольку вы только потеряете время, убедившись, что уровень плотности не растет, а только падает, и функционировать в полной мере он уже не будет, поэтому его использование в автомобиле попросту небезопасно.

При отсутствии внешних повреждений можно рассмотреть несколько вариантов восстановления плотности своими руками:

  • использование специального зарядного устройства;
  • в случае, если зарядка устройства не помогает исправить ситуацию, возможно, следует добавить электролит, и уже после этого подключить устройство к сети;
  • также можно полностью заменить весь раствор, если вышеперечисленные способы не срабатывают.

Рассмотрим каждый из способов более детально.

Этот способ самый простой, и зачастую применяется именно он, поскольку только в редких случаях плотность электролита снижена настолько, что без кардинальных мер решить проблему невозможно.

Подзарядка АКБ производится до полного восстановления необходимых показателей при помощи слабого тока – напряжение на клеммах не должно превышать 15 вольт.

Процесс занимает более 12 часов в зависимости от исходного состояния устройства.

Возможно, придется продублировать процедуру зарядки аккумулятора под тем же напряжением на клеммах, но с повышенной подачей тока – около 2 ампер.

Спустя несколько часов после подзарядки следует произвести повторные замеры, и, если все показатели в порядке, вы можете смело эксплуатировать устройство.

Если же зарядка не помогает, и уровень плотности не поднимается, следует прибегнуть к более серьезным мерам.

Для повышения плотности аккумулятора посредством добавления электролита следует подготовить необходимые инструменты и материалы:

  • в процессе вам придется воспользоваться ареометром, поэтому необходимо иметь его при себе;
  • резиновая деталь в виде груши, при помощи которой вы сможете легко добавить или уменьшить количество раствора;
  • мерная емкость, при помощи которой вы сможете отделить необходимое количество раствора;
  • также понадобится емкость для старого раствора;
  • для доведения раствора до готовности необходимо также запастись корректирующим электролитом и некоторым количеством дистиллированной воды.

В процессе добавления электролита следует придерживаться такой последовательности действий:

  • из емкости, где показатели плотности ниже необходимого, при помощи резиновой груши необходимо удалить часть раствора;
  • объем изъятой жидкости необходимо измерить, после чего при помощи груши нужно набрать новый раствор в объеме половины от полученного количества;
  • далее новый раствор заливается в емкость аккумулятора и перемешивается;
  • затем нужно измерить плотность получившегося состава, и при необходимости добавить жидкость вновь.
Читайте также:  Устройство для заточки сверл из гайки

Процедуру необходимо повторять до того момента, пока все показатели не будут соответствовать нормам, необходимым для функционирования. Если плотности недостает в нескольких емкостях, то процедуру нужно повторить с каждой из них до тех пор, пока показатели во всех емкостях не начнут повышаться.

По завершении добавления электролита необходимо зарядить аккумулятор от электросети.

Полное обновление электролита производится в случае, если значение плотности достигает критического уровня – менее 1.19 единицы. При таких показателях старый раствор становится полностью непригодным для работы, поэтому вышеописанные способы уже не сработают.

Для обновления раствора необходимо действовать следующим образом.

  • При помощи резиновой груши необходимо набрать раствор, и полностью опустошить сосуды аккумулятора.
  • Затем емкости необходимо закрыть, и установить агрегат так, чтобы у вас был доступ к его нижней части. Переворачивать аккумулятор при этом нельзя.
  • В нижней части каждой емкости необходимо просверлить отверстия, и извлечь всю отработанную жидкость, затем пробки нужно открутить и ополоснусь каркас дистиллированной водой.
  • Просверленные отверстия необходимо запаять составом, устойчивым к воздействию кислоты.
  • После того как отверстия будут герметично закрыты, можно наполнить сосуды новым раствором, закрыть крышки, и зарядить устройство, тем самым восстановив его работоспособность.

При смене сезона аккумулятор нуждается в особом внимании, поскольку зачастую приходится эксплуатировать автомобиль в критических условиях, а значит, нагрузка на все его системы становится колоссальной.

Если в летнюю жару нагрузки преимущественно не меняются, то с наступлением зимы и необходимости использования отопительных систем ситуация кардинально меняется, поэтому необходимо тщательно подготовить АКБ. Что же делать и как действовать в такой ситуации?

У этой проблемы есть довольно простое решение, а подготовка АКБ делится на 2 этапа.

  • На первом этапе производится опустошение полостей, обработка, чистка и промывка аккумулятора дистиллированной водой. Затем в емкости заново набираем раствор, и заряжаем устройство.
  • На втором этапе необходимо позаботиться об утеплении аккумуляторной батареи прямо внутри моторного отделения. Это необходимо сделать для того, чтобы предотвратить чрезмерное охлаждение внутреннего наполнения устройства. В качестве утеплителя чаще всего используются «Термокейсы», электрические обогреватели и специализированные так называемые шубы.

Правильная эксплуатация и содержание устройства поможет продлить его срок эксплуатации, поэтому рекомендуем отслеживать плотность аккумулятора и вовремя принимать меры по ее корректировке.

Плотность электролита в аккумуляторе (таблица норм до и после зарядки)

Периодический контроль плотности электролита аккумулятора автомобиля входит в число обязательных сервисных операций во время эксплуатации АКБ. Этот важный параметр определяет соотношение воды и серной кислоты в жидком реагенте батареи – чем выше концентрация H2SO4, тем выше плотность и наоборот. В быту эта характеристика измеряется в граммах на кубический сантиметр (г/куб.см).

Когда проверять плотность электролита в аккумуляторе

Оптимально подобранный для достижения наилучших параметров батареи состав электролита меняется во время зарядки и разрядки аккумулятора.

При разрядке батареи электрохимическая реакция с участием свинца, его диоксида и серной кислоты дает кристаллический сульфат свинца и воду – содержание H2SO4 в электролите падает, плотность жидкого реагента снижается.

При зарядке батареи реакция идет в обратном порядке: сульфат свинца и вода превращаются в свинец, диоксид свинца и серную кислоту (плотность жидкости увеличивается).

Если бы реакции протекали строго симметрично, плотность после цикла разряд-заряд была бы ровно такой же, как и до него. На практике полного равновесия достичь невозможно. Часть сульфата свинца останется непрореагировавшим, соответственно, часть воды в электролите не заменится серной кислотой. В итоге плотность электролита уменьшится.

Также к изменению соотношения воды и H2SO4 ведет естественное испарение жидкости. Вода испаряется быстрее кислоты, поэтому при неплотно завернутых пробках плотность электролита также вырастет.

Норма плотности электролита в аккумулятореКак часто нужно менять аккумулятор в автомобиле

Отсюда правила периодичности контроля плотности. Ее надо замерять:

  1. После зарядки батареи от внешнего ЗУ.
  2. После «кипения» аккумулятора.
  3. При снижении уровня жидкости в элементах (по любой причине).
  4. Просто периодически (хотя бы пару раз в год – с наступлением лета и с приходом холодов, а лучше каждые 3 месяца).

Изменение концентрации жидкого реагента часто связано с общим снижением количества электролита в банках. Поэтому одновременно с контролем плотности надо замерить и уровень жидкости в каждом элементе батареи. Если уровень в норме, часть электролита надо удалить и добавить жидкий реагент с соответствующей концентрацией.

Норма плотности электролита в аккумулятореЗамер уровня электролита.

Нормальная плотность электролита в АКБ

Нормальной плотностью электролита заряженного до максимума аккумулятора считается 1,27 г/куб.см. С учетом погрешности измерений можно считать нормой значения в пределах 1,26..1,28 г/куб.см.

При меньшей концентрации кислоты ее становится недостаточно для протекания электрохимических реакций, емкость и токоотдача батареи снижаются. А если оставить аккумулятор с низкой плотностью жидкости на морозе, электролит может замерзнуть. Такой аккумулятор придется заменить.

При более высокой плотности ускоряются процессы коррозии и склонность к сульфатации.

На указанное значение нормальной плотности электролита в аккумуляторе можно ориентироваться в климате Средней полосы России круглогодично. Если АКБ эксплуатируется в других климатических условиях, то плотность надо скорректировать, причем делать это надо дважды в год при наступлении нового сезона.

В более жарких регионах концентрацию серной кислоты надо уменьшить, в холодных – увеличить. Это оптимизирует течение электрохимических реакций и позволит более полно использовать возможности аккумулятора.

Кроме этого, в условиях пониженных температур повышение плотности ведет к снижению температуры замерзания электролита, что может уберечь АКБ от выхода из строя.

КлиматСезонПлотность электролита при полностью заряженной АКБ, г/куб.см
Холодный (температура января от минус 30 до минус 50) Лето 1,28
Зима 1,3
Умеренный и холодный (январь от минус 8 до минус 30) Круглый год 1,27
Теплый (январь от минус 7 до +4 Круглый год 1,23
Жаркий (+4..+7) Круглый год 1,23

Не стоит менять концентрацию электролита вслед за каждым изменением погоды. Вполне достаточно оптимизировать состав жидкого реагента в начале лета и при наступлении зимы.

Как замерить

В первую очередь, надо полностью зарядить аккумулятор. Дальнейшая процедура должна проводиться при температуре +22..+28 градусов, поэтому батарею надо выдержать в комнате с такими условиями хотя бы час.

На практике идеальные кондиции бывают не всегда, поэтому во многих случаях придется брать поправку на температуру – с ее ростом плотность снижается (при неизменной концентрации), а с падением – увеличивается.

Поправку можно взять из таблицы.

Температура жидкого реагента, град.СПоправка к показаниям прибора, г/куб.см.
-25..-11 +0,03
-10..+4 +0,02
+5..+19 +0,01
+20..+30
+31..+45 -0,01
+45 и выше -0,02

Для замера плотности используется специальный прибор – ареометр. Подойдет любой, позволяющий измерить плотность более 1 г/куб.см, но лучше применять специальный для автомобильного электролита. Его пределы измерения оставляют обычно 1,1..

1,3 г/куб.см (с приемлемой для точного считывания шкалой), что закрывает практически все случаи, с которыми можно столкнуться на практике. Бытовой спиртометр не подойдет – большинство таких приборов рассчитаны на измерение плотности ниже 1 г/куб.

см.

Современные ареометры совмещены с грушей для отбора проб (такой прибор еще называют денсиметром). Если ее нет, понадобится дополнительно резиновая груша и стакан из химически инертного материала. Сначала надо втянуть их банки достаточное количество электролита.

Норма плотности электролита в аккумулятореЗабор электролита денсиметром из банки АКБ.

Если прибор комбинированный, можно сразу считать по шкале измеряемое значение. Если обычный – вылить из груши электролит в стакан и в нем произвести замер. Считывание показаний происходит по отметке, соответствующей уровню жидкости. Потом надо вернуть электролит обратно в банку аккумулятора.

Норма плотности электролита в аккумулятореСчитывание показаний ареометра.

Как привести концентрацию к норме

Если концентрация электролита полностью заряженной АКБ отклоняется от нормы, ее надо скорректировать:

  • если плотность выше нормы, добавляется дистиллированная вода;
  • если ниже нормы – добавляется серная кислота (корректирующий электролит с повышенной плотностью).

Норма плотности электролита в аккумулятореКорректирующий электролит плотностью 1,34 г/куб.см.Норма плотности электролита в аккумулятореВода дистиллированная в емкости 1 литр.

Обычную водопроводную (даже родниковую) воду доливать в батарею нельзя из-за наличия примесей с непредсказуемым составом. Растворенные соли могут осесть на пластинах, уменьшив их полезную площадь, а другие вещества могут вызвать неконтролируемые реакции, снижающие емкость, токоотдачу и срок службы батареи.

Сколько надо добавлять воды или кислоты – можно определить расчетным путем. Но это игра для тех, кто не боится вычислений. В этом случае можно воспользоваться правилом креста (оно же конверт Пирсона).

Для этого надо знать, как пересчитать плотность в концентрацию в процентах, объем в массу и т.п. Проще всего довести плотность до нормы опытным путем. Долить немного воды, перемешать (например, встряхнув батарею или подождав пару часов), затем замерить плотность еще раз.

Читайте также:  Как паять с кислотой и оловом

Если необходимо, снова добавить жидкости, сообразуясь с предыдущим изменением концентрации.

Норма плотности электролита в аккумулятореДоливать жидкость в банку удобно с помощью воронки или шприца.

Также существуют необслуживаемые батареи. В них операции с контролем электролита исключены. Но если АКБ обычной конструкции, то лучше следить за состоянием жидкого реагента, тогда аккумулятор прослужит долго и надежно.

Норма плотности электролита в аккумуляторе

Вам также может понравиться

Какая плотность электролита должна быть в аккумуляторе: повышение плотности и плотность после зарядки АКБ

В процессе эксплуатации транспортных средств водители часто сталкиваются с ситуацией, когда стартер автомобиля не крутится от аккумулятора, частота вращения коленвала от стартера недостаточна для запуска двигателя и т.д. Другими словами, АКБ сильно разряжена.

Не менее распространенной ситуацией является то, что полностью заряженная от зарядного устройства батарея быстро разряжается, при этом повторной зарядкой (даже с учетом соблюдения всех правил и рекомендаций касательно того, как нужно заряжать аккумулятор) устранить проблему все равно не удается.

Следует отметить, что плотность электролита и разряд аккумулятора взаимосвязаны. Электролит является одним из главных компонентов в устройстве батареи, позволяя накапливать и удерживать заряд.

Получается, именно низкая плотность электролита в аккумуляторе после зарядки не позволяет АКБ сохранить накопленную энергию, также заряд не восстанавливается от автомобильного генератора после установки батареи на автомобиль.

Если это произошло, тогда элемент требует обслуживания, которое предполагает выравнивание плотности электролита в аккумуляторе или его полную замену. Отметим, что в ряде случаев для восстановления работоспособности АКБ бывает достаточно того, чтобы плотность электролита в банках аккумулятора была приведена в норму.

В этой статье мы рассмотрим, почему происходит снижение плотности, как и в чем измеряется плотность электролита в аккумуляторе. Также мы поговорим о том, что делать водителю, если во время замеров была обнаружена малая плотность электролита в аккумуляторе.

Упала плотность электролита в аккумуляторе: причина и последствия

Как правило, снижение плотности происходит в результате испарения водно-кислотного раствора в секциях АКБ. В этом случае речь идет о закипании электролита в банках, которое возникает при перезарядке батареи. Также вода постепенно выпаривается из аккумулятора и по естественным причинам, при этом процесс протекает медленно, позволяя батарее долгое время сохранять рабочее состояние.

С учетом вышесказанного становится понятно, для чего нужны обслуживаемые АКБ. Доступ к банкам позволяет контролировать уровень электролита. Зачастую этот уровень поддерживается в заданных пределах посредством долива дистиллированной воды. С этим процессом хорошо знакомы многие авто владельцы.

Однако далеко не все понимают, что одним доливом воды проблему удается решить далеко не во всех случаях, так как параллельно требуется проверка плотности полученного раствора. Дело в том, что вместе с водой частично испаряется и сам электролит. По этой причине доливать нужно не только воду, но и электролитический раствор.

После в обязательном порядке производится измерение плотности электролита в аккумуляторе ареометром. Нужно учитывать, что правильная плотность электролита в аккумуляторе позволит не только эффективно накапливать и удерживать заряд, но и убережет батарею от замерзания с наступлением холодов.

На практике это означает, что если водитель регулярно доливал в банки только воду и не следил за плотностью раствора, тогда зимой такой аккумулятор может замерзнуть и/или выйти из строя. Дело в том, что когда в зимний период температура электролита аккумулятора в секциях понижается, а сам раствор недостаточно плотный, тогда вода в его составе превращается в лед.

Вполне очевидно, что летняя или зимняя плотность электролита в аккумуляторе является относительным понятием. Необходимо постоянно поддерживать рекомендуемый показатель плотности независимо от сезона. Также плотность для регионов с холодным климатом можно несколько повысить, при этом оставляя значение в рамках допустимых показателей, то есть без превышения.

Еще важно понимать, что минимальная плотность электролита в аккумуляторе может не доставлять проблем в теплое время года, однако с наступлением холодов батарея выходит из строя даже при нормальном уровне раствора в банках. Также отметим, что электролит в АКБ может почернеть или помутнеть. В этом случае помогает его замена, в процессе которой также регулируется плотность.

Как правильно поднять плотность электролита в аккумуляторе

Как видно, необходимость повысить плотность аккумулятора может возникнуть по разным причинам. Прежде всего, нужно разобраться, какой плотности электролит залить в аккумулятор в том или ином случае. Обратите внимание, в продаже представлены растворы, плотность которых изначально несколько завышена.

Это значит, что в процессе корректировки для уменьшения плотности может понадобиться дистиллированная вода. При этом нужно учитывать, что не допускается залив обычной проточной воды, технической воды и т.д. Итак, идем далее. Чтобы определить, какая плотность необходима, рекомендуем ознакомиться с таблицей плотности электролита (см. выше).

Следующим шагом будет подготовка необходимых приборов, инструментов и базовых компонентов для создания раствора:

  • ареометр;
  • стакан (мерный);
  • емкость для слива;
  • резиновая груша;
  • дистиллированная вода;
  • аккумуляторный электролит;

Перед тем, как приступить к работе, обратите внимание, что выполнение операций с кислотой предполагает соблюдение техники безопасности. Для защиты кожи и глаз желательно использовать резиновые перчатки и защитные очки.
Также в случаях, когда раствор электролита разводится самостоятельно, запрещено добавлять воду в кислоту! Необходимо заливать сначала воду, после чего в нее аккуратно и осторожно доливается кислота! Это позволит избежать травм и химических ожогов.

Если производится полная замена электролита или необходимо слить жидкость, запрещено переворачивать или сильно наклонять аккумулятор. Дело в том, что подобные действия могут привести к осыпанию свинцовых пластин, после чего происходит короткое замыкание и батарея выходит из строя.

Что касается замеров плотности, необходимо производить измерения тогда, когда температура наружного воздуха будет находиться на отметке около 20 градусов по Цельсию. Получается, если на улице холодно, аккумулятор нужно сначала занести в отапливаемое помещение и дать ему возможность прогреться.

Также важно помнить, что плотность аккумулятора падает с разрядом и повышается после зарядки. По этой причине для получения наиболее достоверных показателей перед замерами нужно полностью зарядить АКБ.

Если нет возможности заменить АКБ, при этом в наличии необслуживаемый тип батаери (то есть работы производятся с необслуживаемым аккумулятором), тогда для получения доступа к банкам потребуется просверлить в корпусе отверстия при помощи дрели. Также нужно приготовить паяльник для дальнейшей запайки банок. Пластик, который будет использоваться для запайки, должен быть стойким к воздействию кислоты.

Для слива старого электролита или сбора его излишков нужно заранее подготовить емкость. Лучше всего для таких целей подходят стеклянные банки или бутылки. Также нужно будет позаботиться и о дальнейшей утилизации. Запрещается выливать электролит в канализацию, сливать на землю или в водоемы!

Кислотный раствор нужно сначала нейтрализовать щелочью. Если у вас нет определенных навыков, тогда необходимо заранее проконсультироваться со специалистами, изучить вопрос на профильных форумах, обратиться с подобным вопросом на пункты приема старых АКБ и т.д.

После того, как все нюансы были учтены, можно перейти к обслуживанию батареи. Далее мы рассмотрим процесс на примере кислотного аккумулятора. Отметим, что если АКБ щелочного типа, тогда некоторые показатели будут отличаться от тех, которые приведены ниже.

Как повысить плотность электролита

Итак, плотность измеряется в граммах на сантиметр кубический, то есть г/см3. Замеры плотности нужно производить в каждой банке АКБ. Плотность раствора должна быть от 1.25 до 1.29.

Разброс показателей по секциям батареи не должен быть выше отметки 0.01. В случаях, когда показатель упал около 1.20, тогда поднять плотность в банках можно путем долива  электролита, который имеет плотность 1.27.

Для реализации задачи понадобится выполнить следующие действия:

  • Долив производится в каждую отдельную банку. Для этого грушей из банки выкачивается как можно больше старого электролита.
  • Затем электролит сливается в мерный стакан, что позволяет измерить его количество.
  • Далее в банку заливается свежий электролит, причем нужно влить только ½ от того объема, который был ранее откачан.
  • Далее аккумулятор нужно покачать из стороны в сторону, не допуская сильных наклонов и переворачивания. Такие действия позволят смешаться оставшейся жидкости в АКБ со свежей.
  • Теперь можно замерить плотность. В случае, когда значение не достигает нужного показателя, можно долить еще половину от того объема, который был ранее откачан.
  • Такие действия повторяются до того момента, пока не будет достигнут нужный показатель плотности.
  • После того, как плотность пришла в норму, нужно долить дистиллированной воды по уровню, после чего перейти к работе с другой банкой.

Если плотность в аккумуляторе снижена до 1.18, тогда нужно доливать не электролит, а аккумуляторную кислоту. Плотность такой кислоты намного выше. В случаях, когда сразу поднять плотность не удалось, процесс повторяется до тех пор, пока не удается получить нужное значение.

Читайте также:  Прямозубое цилиндрическое зубчатое колесо

Рекомендуем также прочитать статью о том, как самому заменить электролит в аккумуляторе. Из этой статьи вы узнаете об особенностях замены электролита в АКБ, а также ознакомитесь с базовыми требованиями касательно данной процедуры.

Когда работа со всеми секциями АКБ закончена, батарею можно поставить на зарядку. После зарядки аккумулятора плотность электролита снова промеряется, при необходимости показатель корректируется при помощи дистиллированной воды или электролита.

Советы и рекомендации

В ряде случаев можно столкнуться с ситуацией, когда плотность электролита изначально очень низкая, при этом после долива не удается ее повысить. Также электролит серый, черный, мутный или рыжий в одной банке или сразу во всех секциях. Это говорит о необходимости полной замены жидкости.

  1. Для замены электролита грушей нужно полностью удалить жидкость из банок.
  2. Далее потребуется закрыть контрольные вентиляционные пробки на секциях.
  3. После этого аккумулятор ставится на бок или подпирается.
  4. Затем в дне каждой секции поочередно просверливается небольшое отверстие (диаметр 3-5 мм).
  5. Через указанные отверстия в заранее подготовленную емкость сливается оставшийся в корпусе батареи электролит.
  6. Затем пробки откручиваются, банки тщательно промываются дистиллированной водой.
  7. Следующим шагом будет запаивание проделанных отверстий пластмассой, устойчивой к воздействию кислоты.
  8. Далее можно заливать в АКБ свежий электролит, повторяя описанные выше действия для регулировки плотности раствора.

Напоследок добавим, что в некоторых случаях подобные операции позволяют восстановить работоспособность аккумулятора на достаточно большой срок, однако это происходит не всегда. Определенные химические процессы в аккумуляторной батарее, а также постепенное осыпание пластин приводит к тому, что даже после полной замены электролита аккумулятор может не держать заряд.

Если после всех проделанных работ плотность жидкости все равно быстро падает или не поднимается после зарядки до нужных значений, тогда стоит задуматься о замене батареи.

Также водитель может заметить, что в процессе эксплуатации АКБ свежий раствор снова чернеет, становится мутным, выкипает (с учетом того, что батарея правильно заряжается от ЗУ, а также на автомобиле исправен генератор и реле-регулятор), тогда такой аккумулятор потребуется заменить.

Плотность электролита в аккумуляторе: что это за величина, норма, как определить, можно ли снизить (повысить)

Чтобы понять, каково химическое состояние электролита, необходимо произвести его анализ и замерить плотность (p) вещества.

Электролитная (р) обусловливается многими причинами, поэтому необходимо умение правильно ее определять, ведь от этого определения будет зависеть и работа любого авто.

Параметр – плотность (p)

Скалярная физическая величина, которая определяется отношением массы (m) тела к его объему (V), и есть понятие (р). У электролита для аккумуляторов на основе свинца эта величина будет выражена в граммах на кубический см.

Определить (р) кислотного вещества на глаз невозможно. Чтобы точно измерить ее, понадобится специальный «агрегат».

Устройство для измерения (p)

В качестве устройства по измерению плотности электролита может выступить обыкновенный медицинский шприц V=10 куб.см, а также весы, которые работают как можно точнее.

Далее с помощью незамысловатых действий начинаем измерять:

  1. Взвешиваем медицинский шприц на весах и записываем его вес.
  2. Натягиваем на шприц трубочку из резины и опускаем ее в банку аккумулятора.
  3. Набираем в шприц примерно десять миллилитров кислотного вещества.
  4. Кладем по новой шприц на весы (но уже без трубки) и заново отмечаем результат.
  5. Затем вычисляем:
  • m (шприца с электролитом) — m (пустого шприца) = a;
  • a:10.

Так мы получим точный результат (р) в 1 аккумуляторном сосуде. Далее таким же методом делается замер кислотосодержащей жидкости во всех банках.

Постоянное измерение (р) в таком режиме становится делом муторным и надоедающим. Поэтому есть другой способ измерения параметра электролита. И производится он ареометром (прибором для точного определения удельного веса жидкости и крепости раствора).

Ареометр представляет собой колбу со стеклянным поплавком внутри. Внутренняя часть поплавка утяжелена свинцовой дробью. Когда жидкость набирается в колбу, поплавок строго находится в положении вертикали.

От чего зависит плотность электролита

Кислотосодержащей жидкости в аккумуляторе свойственно меняться. Это зависит от ряда причин:

  1. Зависит от заряда аккумулятора (прямая взаимосвязь).
  2. Если корпус АКБ негерметичен. Потеря жидкости, а затем разбавление ее с помощью дистиллированной воды значительно снизят плотность.
  3. Замена воды электролитом. При испарении жидкости (в жару), плотность увеличится.
  4. Электролит приготовлен неверно. Обычно при самостоятельной заготовке.
  5. Усиленное испарение воды из аккумуляторных сосудов в жаркий период.

Почему нарушилась концентрация кислотной жидкости, можно определить и дома. Но вот насколько отклонилось это значение, для этого надо знать его стандартную величину.

Необходимая (p) жидкого вещества в АКБ

Плотность электролита зависит от климатических условий, в которых используется кислотная АКБ.

Плотность в зимнее время года

В зимний период времени надо обязательно поддерживать состояние SO4 в электролите. Иначе ему будет грозить замерзание при температурах ниже нулевой отметки.

(р) полного аккумулятора будет в пределах 1,27-1,28 грамм на кубический см. При таких параметрах АКБ не страшен будет мороз и в минус 70 градусов.

Если же (р) снижается до отметки 1,20 гр на см в кубе, жидкое вещество при t= -30 гр. по Ц. застынет.

Поэтому всегда необходимо следить за тем, чтобы аккумулятор при низких температурах был обязательно заряжен, ведь при замерзании электролита (р) его достаточно увеличится в V.

Если не соблюдать этих простых правил и все отправить на самотек, можно потерять АКБ раз и навсегда. Внутренние пластины разрушатся, и аккумулятор станет неисправным.

Плотность в летнее время года

В результате испарения воды в летний период времени (р) дано свойство самопроизвольно повышаться.

При работе с повышенной плотностью эксплуатация АКБ значительно снизится. Кислотная жидкость может погубить сепараторы аккумулятора.

Чтобы этого не случилось, необходимо в жаркое время года электролит обязательно разбавлять дистиллированной водой. Постоянный контроль за ним поможет избежать множество отрицательных последствий.

Как проверяется (р) в АКБ

Для того чтобы постоянно измерять плотность содержимого АКБ, необходимо воспользоваться ареометром. Далее:

  • открутить пробки АКБ;
  • ввести узкий конец в сосуд батареи;
  • груша вверху оборудования сожмется. Отпускаем верхнюю часть, и отрицательное давление заполнит полностью сосуд электролитом.

С помощью шкалы поплавка узнаем точную концентрацию кислотосодержащей жидкости.

Измерение величины (р) в необслуживаемой АКБ

В необслуживаемых батареях нет на верхнем корпусе изделия дырок, через которые бы возможно было измерить плотность электролита. Они были не предусмотрены производителем изначально. А значит, и измерение (р) внутри АКБ невозможно. Или?!

  «Золотая середина»: особенности аккумуляторов бренда Magnum

Все невозможное – возможно. Умелые мастера и тут нашли выход. Они с легкостью убрали преграду и улучшили работу изделия, в котором были небольшие отклонения.

При помощи обыкновенной дрели были высверлены в верхнем корпусе (крышка) батареи отверстия, и доступ внутрь для каждой банки стал открытым.

И благодаря «дуновению волшебной палочки» необслуживаемая модель стала обслуживаемой.

Далее делается специальная резьба для просверленных дыр, изготавливаются пластиковые пробки с соответствующей по диаметру отверстий резьбой. Их вставляют в отверстия, и АКБ становится обслуживаемой.

Существует и метод №2

Он не менее популярный, чем предыдущий. Здесь уже в работе понадобится сверло, с помощью которого просверливаются шесть дырочек, через которые откроется доступ к банке аккумулятора.

После замера плотности электролита корпус изделия можно восстановить с помощью герметика из силикона. Герметизировать крышку надо со всей осторожностью, нельзя допускать попадания мелких стружек на отверстиях внутрь прибора.

Для этого с помощью самодельного крючка, сделанного из проволоки, постараемся осторожно выпрямить часть продавленной пластмассы.

Помните! В результате механического повреждения изделия (просверленные дырки), аккумуляторная гарантия пропадает. Но это не самое страшное. Неправильные действия могут привести к выходу оборудования из строя. Стружки, попавшие внутрь АКБ, также значительно снизят жизнь батареи.

Как увеличить плотность электролита

Плотность электролита обычно снижается в негерметичных изделиях. Добавление дистиллированной H2O и является данной причиной. Наступает разница в концентрации банок аккумулятора.

Если (р) не получается привести к одинаковому значению во всех сосудах с помощью ЗУ, то потребуется заменить кислотную жидкость новым электролитом.

Восполним плотность электролита в следующей очередности:

  • из банки, где нарушен состав кислотного вещества, убираем с помощью груши все ее содержимое;
  • затем начинаем восполнять этот пробел, заливая новую электролитную смесь в сосуд.

Если плотность электролита не увеличится, то данную процедуру необходимо повторить по новой.

Как снизить плотность электролита

Если концентрация плотности электролита превышает отметку 1,28 г/см3, ее надо понижать, иначе это может привести к потере работоспособности аккумуляторной батареи.

Понижение (р) выполняется так же, как и повышение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector