Основные движения классического танца

Классическая хореография является базой танцевального искусства. Поэтому изучать ее основы приходится многим людям, желающим стать профессиональными танцорами или просто научиться получать удовольствие от танцев.

Классическая хореография – это занятие, которое подходит как для взрослых, так и для детей. Польза от регулярных тренировок довольно большая. Они помогают:

  • сформировать осанку или скорректировать ее;
  • сделать человека более гибким и выносливым;
  • избавиться от лишних килограммов, и сделать тело более подтянутым;
  • научиться более грациозно двигаться под музыку.

У детей регулярные занятия хореографией развивают дисциплинированность, а также трудолюбие. Девочки и мальчики, занимающиеся спортом, становятся более упорными и быстрее достигают поставленных целей.

Кроме того, изучение классической хореографии позволяет стать восприимчивее к музыке. Человек учится импровизировать во время танца. Поэтому ему легче осваивать новые танцевальные направления. Освоив классику танца, ему будет проще научиться танцевать как бальные, так и современные танцы.

Основные движения классического танца Основные движения классического танца

Начинать занятия классической хореографией стоит с изучения основных позиций. Сделать это можно даже в домашних условиях. Начинающему танцору нужно в первую очередь научиться контролировать положение своих рук и ног.

Первым делом надо изучить основные позиции рук. В процессе их выполнения живот всегда должен быть втянут, а спина – прямой. Во время каждого движения важно чувствовать все мышцы своего тела.

Существует четыре основные позиции. Каждая из них имеет свои особенности.

  1. Подготовительная. Первая позиция максимально проста. Танцор стоит с опущенными вниз руками. Его кисти и локти при этом должны быть округлены.

  2. Первая. Перейти из подготовительной позиции в первую очень просто. Для этого нужно плавно поднять руки. Их необходимо задержать прямо перед собой. Руки должны располагаться прямо на уровне диафрагмы.

  3. Вторая. Следующая позиция отличается от предыдущей только тем, что руки оказываются разведены в разные стороны. Локти и кисти при этом должны быть слегка закруглены. Танцор должен контролировать движения своих рук, а также следить за тем, чтобы они не провисали.

  4. Третья. Переходя в третью позицию, руки надо аккуратно поднять над головой.

Изучить все эти простые позиции можно даже дома. Специальное оборудование для этого не понадобится. Обучаясь основам танца самостоятельно, позиции лучше всего практиковать перед зеркалом. Так у человека будет возможность контролировать правильность всех своих движений.

Основные движения классического танца

Разобравшись с руками, можно изучать позиции ног. К этому занятию также надо подходить ответственно. Существует шесть основных позиций.

  1. Первая. В этой позиции танцор стоит со сдвинутыми вместе пятками. Носки при этом должны быть повернуты в разные стороны. Стоять в этой позиции надо с прямой спиной.

  2. Вторая. Следующая позиция во многом напоминает первую. Различие заключается в том, что ноги находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Оно должно быть равно длине одной стопы.

  3. Третья. Для выполнения этой позиции ноги нужно скрестить. Ступни при этом должны находиться параллельно. В этой позиции они еще соприкасаются друг с другом.

  4. Четвертая. Эта позиция отличается от третьей совсем немного. Ступни при этом располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Важно, чтобы масса тела при этом распределялась равномерно.

  5. Пятая. В этой позиции ступни в выворотном положении соприкасаются друг с другом. При этом носок одной ноги соединяется со стопой другой.

  6. Шестая. В этой позиции ноги находятся уже в обычном положении.

Людям, которые учатся танцевать с нуля, выполнять упражнения лучше всего без пуантов. Так они смогут научиться лучше чувствовать свое тело и контролировать движения ног. Вставать на пуанты стоит только танцорам с небольшим опытом.

Основные движения классического танца

В классической хореографии существует несколько основных групп движений.

  1. Плие. Этим термином обозначают сгибание ног в коленях. Приседать можно как на двух ногах, так и на одной. Плие помогает развить эластичность суставов, а также укрепить голеностоп.

  2. Этандр. В эту группу входят движения, связанные с вытягиванием отдельных конечностей, а также всего корпуса.

  3. Релеве. Термин релеве обозначает подъем на полупальцы. Такие движения позволяют укрепить голеностоп.

  4. Глиссе. Этим термином обозначается шаг, при котором носок скользит по полу. Такие движения выглядят очень красиво и выразительно.

  5. Соте. Этот термин используется для обозначения простых прыжков в классическом танце. Такие движения стоит учиться делать людям, у которых уже есть небольшой танцевальный опыт.

  6. Турне. Термин используется для обозначения поворотов вокруг своей оси.

Изучив этот базовый набор движений, начинающий танцор уже сможет красиво двигаться под любую музыку. Кроме того, это поможет ему лучше чувствовать свое тело.

Основные движения классического танца Основные движения классического танца Основные движения классического танца

Урок классического танца начинается с повторения нескольких основных упражнений, которые традиционно выполняются у балетного станка. Все они направлены на развитие подвижности и гибкости человеческого тела. Классический комплекс состоит из нескольких упражнений.

  1. Плие. Начать «разогреваться» стоит с проработки плие. Практиковать нужно как половинные, так и глубокие приседания. Упражнения обычно выполняют по очереди.

  2. Батман тандю. Это упражнение способствует укреплению голеностопа и развитию мышц. При его выполнении носок скользит по полу. Нога при этом напряжена, а подъем вытянут.

  3. Батман жете. Этим термином обозначается выброс носка вперед. Ноги при этом резко разводятся в стороны, а внутренние мышцы бедра напрягаются.

  4. Батман фондю. Это движение отличается плавностью. Опорная нога аккуратно опускается в плие. Делается это максимально плавно и медленно. Вторую ногу при этом нужно согнуть в колене. Ее носок должен прикоснуться к щиколотке. На подъеме опорную ногу нужно вытянуть, а рабочую резко выпрямить.

  5. Батман фраппе. Это движение отличается резкостью. В процессе его выполнения стопа рабочей ноги прислоняется к щиколотке опорной.

  6. Батман пике. Это упражнение является одним из самых легких. В процессе его выполнения ногу нужно резко оторвать от пола. Сразу же после этого она опускается обратно. Движение выглядит так, будто танцор на секунду прикасается стопой к горячему полу.

  7. Гранд батман жете. Это упражнение напоминает батман жете. Но в процессе его выполнения рабочая нога поднимается чуть выше.

Все движения у станка нужно выполнять с прямой спиной. Ноги при этом двигаются по очереди сначала вперед, а потом в сторону и назад.

Основные движения классического танца Основные движения классического танца

Учиться основам классической хореографии можно разными способами. Считается, что серьезным танцором сможет стать только человек, который занимается балетом с детства. Поэтому отправлять ребенка на танцы лучше всего в возрасте 4-7 лет.

Взрослый человек может изучить основы классической хореографии несколькими способами.

  1. Онлайн-уроки. Тем, кто хочет просто немного привести тело в порядок или научиться красиво двигаться, стоит обратить внимание на мастер-классы в интернете. Они помогут изучить базовые движения танца, а также слегка раскрепоститься. Большой плюс таких уроков заключается в том, что человек занимается наедине с собой. А значит, он не будет чувствовать себя скованно.

  2. Школа. Еще один хороший вариант для начинающих танцоров – занятия в танцевальной школе. Их нужно посещать регулярно. В этом случае прогресс будет заметен. Школу стоит выбирать, ориентируясь на отзывы, а также рекомендации близких.

  3. Занятия с личным преподавателем. Быстрее всего изучить классическую хореографию помогут тренировки с личным преподавателем. Хороший тренер быстро определит уровень своего ученика, а также подберет ему наиболее подходящий комплекс упражнений.

Основные движения классического танца

В процессе обучения танцам человеку стоит прислушиваться к следующим советам.

  1. Заниматься регулярно. Вне зависимости от того, тренируется человек в домашних условиях или в танцевальной школе, очень важно регулярно практиковаться в танце. Заниматься балетом стоит 2-3 раза в неделю. Стандартная тренировка занимает час или полтора. Буквально через месяц таких занятий танцор увидит первые результаты, которые смогут его мотивировать на дальнейшее развитие.

  2. Приобрести станок. Человеку, который изучает основы балетного танца, стоит купить небольшой станок. Ведь на нем выполняются все ежедневные упражнения на растяжку.

  3. Выбирать удобную одежду для занятий. Настоящему танцору не нужны пуанты и пачка. Ему вполне подойдет удобная спортивная форма. Обычно она состоит из обтягивающих штанов и короткого топа.

    Дополнят этот тренировочный наряд удобные балетные тапочки. Их можно купить практически в любом магазине для танцоров. При покупке тапочек стоит обращать внимание на обувь меньшего размера.

    Ведь она должна очень плотно прилегать к стопе.

  4. Тренироваться в хорошем расположении духа. Когда человек испытывает стресс, его тело сковано. Поэтому он не может двигаться так легко и непринужденно, как того требует танец.

Занятия классической хореографией требуют полной отдачи и занимают довольно много времени. Но результат обычно стоит потраченных усилий. Ведь буквально за пару месяцев юные танцоры смогут стать более грациозными, легкими и гибкими.

Урок классической хореографии смотрите далее.

Классическая хореография — что это такое?

Классическая хореография — это основа, на которой держится все танцевальное искусство. Познав все его тонкости, вы сможете овладеть любым жанром, который вам по душе.

Как появилась классическая хореография?

Танец — это одно из древнейших искусств. С незапамятных времен посредством движений тела люди выражали свои эмоции, переживания и даже общались с высшими силами.

Стоит ли говорить, что каждая из многочисленных народностей, населяющих планету, имеет свои специфические танцы, особенности которых связаны с культурными, социальными и бытовыми традициями.

Классическая хореография вобрала в себя самые красивые, изящные и гармоничные движения, которые существовали в танцевальных культурах разных народов.

Предшественниками современных хореографов были танцмейстеры, которые служили при королевском дворе. Именно они разработали те единые стандарты (своего рода «танцевальный этикет»), которыми мы руководствуемся и сегодня.

Основные движения классического танца

Классическая хореография включает:

  • работу у станка,
  • физическую подготовку мышц,
  • растяжку,
  • упражнения на координацию движений
  • выносливость.

Занятия классической хореографией с ранних лет не только способствуют гармоничному физическому развитию ребенка, тренировке вестибулярного аппарата, формированию правильной, грациозной осанки, но и воспитывает в ребенке дисциплинированность и трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели и стремление к совершенству.

Читайте также:  Особенности хирургического лечения грыж межпозвоночных дисков в грудном отделе позвоночника

Классическая хореография — это кропотливая работа, направленная на совершенствование ловкости, гибкости, силы и выносливости

Основные понятия

Классическая хореография для взрослых и детей складывается из одних и тех же элементов, но сложность и техника исполнения будут существенно отличаться. Тем не менее, основные понятия и требования остаются неизменными.

Первым и самым главным условием является хорошая выворотность.

Это способность разворачивать наружу бедренный сустав, что позволяет ноге и стопе, в частности, принимать основные позиции. Даже если данное свойство не дано человеку от рождения, его вполне возможно выработать путем регулярных и усердных занятий.

Поза — это статичная фигура, которая определяется положением корпуса, конечностей и головы танцора. В зависимости от положения относительно зрительного зала, позы могут быть открытыми или закрытыми.

К основным относят круазе (croisee), эфасе (effacee), экарте (ecartee) и арабески (arabesques).

Позиции — это основные положения конечностей. Если речь идет о стопах, то они, непременно, должны находиться на полу. Именно позиции определяют правильное положение тела, дарят ему грацию, а танцу — выразительность.

Позиции ног

Школа классической хореографии, зачастую, начинается с развития выворотности, которая позволяет ногам принимать основные позиции.

Их выделяют шесть:

• первая позиция — ступни соприкасаются пятками и развернуты наружу, образуя на полу прямую линию (или угол 180 градусов); • вторая позиция является производной от первой (ноги образуют все ту же прямую линию, но между ними образуется расстояние, равное размеру одной ступни); • третья позиция — пятка одной ступни прижата к середине другой (при этом. ноги, по прежнему, образуют угол 180 градусов); • четвертая позиция — выворотные ноги расположены параллельно друг другу на расстоянии равном длине одной ступни; • пятая позиция — ступни плотно прижаты друг к другу, при этом носки и пятки закрывают друг друга.

• шестая позиция — ступни расположены параллельно друг другу и перпендикулярно положению тела.

Позиции рук

Плавные движения рук придают танцу красоту, нежность и выразительность Тем не менее, чтобы добиться результата, важно знать их основные позиции, а именно:

  • подготовительная позиция — руки опущены вниз, локти и кисти округлены;
  • первая позиция — из подготовительной следует поднять руки, зафиксировав их перед собой на уровне диафрагмы;
  • вторая позиция — из первой позиции следует развести руки в стороны (при этом, локоть и кисти не должны провисать, а должно оставаться легкое округление);
  • третья позиция — из первой руки поднимают над головой.

Основные группы движений

Достаточно сложной наукой является хореография. Классический танец требует не только физических навыков, но также теоретических знаний.

Так, выделяют следующие основные группы движений;

  • плие (plier) — сгибание ног в коленях;
  • этандр (etendre) — вытягивание корпуса и конечностей;
  • релеве (relever) — подъем на полупальцы;
  • глиссе (glisser) — плавное скольжение стопы по полу;
  • соте (sauter) — прыжки;
  • элансе (elancer) — бросок ноги;
  • турне (tourner) — поворот вокруг себя.

Экзерсис у станка

Театр классической хореографии начинается с экзерсиса у специального балетного станка. Это комплекс упражнений, направленный на развитие опорно-двигательного аппарата.

Именно с экзерсиса начинает свое занятие любой танцор.

Комплекс включает в себя следующие основные упражнения:

Plie (плие) — плавное приседание во всех известных позициях ног (может быть половинным и глубоким), направленное на разогрев мышц и связок.

Battement tendu (батман тандю) — скольжение носка по полу с напряжением всей ноги и вытягиванием подъема (разрабатывает ахилл и способствует общему развитию мышц).

Battement jete (батман жете) — невысокий бросок носка, сопровождающийся резким разрывом ног и напряжением в паховой области (развитие тазобедренного сустава и голеностопа).

Rond de jambe par terre (рон де жамб партер) — рабочая нога описывает круг по полу (данное упражнение способствует развитию выворотности, а также разогревает тазобедренный сустав). о en dehors — движения направлены вперед по отношению к опорной ноге; о en dedans — носок «рисует» круг в обратную сторону;

Battement fondu (батман фондю) — плавно и пластично опорная нога опускается в положение «деми плие», а рабочая в это время сгибается в колене, прикасаясь носком к щиколотке (на подъеме колено опорной ноги вытягивается, а рабочая выпрямляется под углом 45 градусов).

Battement frappe (батман фроппе) — резкое, энергичное движение, в ходе которого рабочая нога «обнимает» стопой щиколотку опорной. • Battement pique (батман пике) — представляет собой резкий и невысокий отрыв ноги от пола (как будто, танцующий прикасается к горячей поверхности или же колючей иголке). • Battement releve lent (батман релеве лян) — это медленный подъем ноги на высоту не менее чем 90 градусов (положение стоит на несколько секунд зафиксировать, после чего вернуться в исходное). • Grand battement jete (гранд батман жете) — это упражнение можно считать усложненным вариантом батман жете, в ходе которого происходит резкий большой разрыв между ногами (при этом, рабочая должна подняться, как минимум, на 90 градусов).

Стоит отметить, что упражнения делаются так называемым крестом, в ходе которого нога поочередно двигается вперед, в сторону и назад.

При этом в самом начале обучения упражнения выполняются в элементарном базовом характере. Позже могут быть разучены более сложные комбинации, направленные на развитие пластичности и грации.

Классическая хореография для детей

Основные движения классического танца

Пожалуй, чаще чем в любые другие секции, родители отдают своих чад в танцевальные кружки. И даже если в будущем ребенок не станет знаменитым артистом балета, эти занятия не пройдут для него даром. Польза для детей от хореографии следующая:

  • • выработка правильной осанки, а также ее коррекция;
  • • формирование мышечного корсета, который призван предохранять позвоночник от искривления;
  • • развитие гибкости и физической выносливости:
  • • профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
  • • снижение массы тела и поддержание оптимального веса;
  • • нормализация работы вестибулярного аппарата.

Помимо всего прочего, регулярные занятия хореографией помогают выработать красивую походку, естественную грацию и. конечно же. гармоничную фигуру (что важно как для девочек, так и для мальчиков).

Тем не менее, если имеются проблемы с сердечнососудистой системой, к тренировкам стоит относиться с осторожностью. В некоторых случаях они могут быть противопоказаны.

Это основа хореографии. Танец представляет собой плавную попеременную смену позиций с использованием указанных базовых движений

Изучение элементов классического танца способствует более тонкому восприятию музыки, наполняет смыслом каждое движение танца, помогая создавать единый образ, передавать чувства в каждом движении тела.

Уроки по хореографии обогащают внутренний мир ребенка, прививает галантные манеры, формирует чувство вкуса. Классический танец всегда ассоциируется с благородством, изяществом и глубиной чувств.

Занятия классической хореографией являются базой для начинающих танцоров, а также неотъемлемой частью самосовершенствования профессионалов.

Путем многократного повторения основных движений оттачивается искусство правильной постановки рук, ног, корпуса и головы. Хореография позволяет мастерски овладеть «языком» тела, чтобы в танце точно передать состояние души.

Термины классического танца | horeograf.COM

Основные движения классического танца

Друзья! А давайте повторим термины классического танца? Готовы себя проверить? Со временем то, что не используется на практике забывается, поэтому стоит периодически делать вот такую интеллектуальную зарядку. А может кто-то из вас узнает и что-то новенькое!

Поехали!

Adajio [адажио] – Медленно, медленная часть танца.
Allegro [аллегро] – Прыжки.
Aplomb [апломб] – Устойчивость.
Arabesque [арабеск] – Ее называют позой полета, а название позы происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы «арабеск» № 1,2,3,4.
Assamble [ассамблее] – Соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе.

Прыжок с двух ног на две ноги.
Attitude [аттитюд] – Поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.
Balance [балансе] – Качать, покачиваться. Покачивающееся движение.
Pas ballonne [па баллонэ] – Раздувать, раздуваться.

В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le coude pied.
Pas ballotte [па баллоттэ] – Колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.

Balancoire [балансуар] – Качели. Применяется в grand battement jete.
Batterie [батри] – Барабанный бой. Нога в положении sur le coude pied проделывает ряд мелких ударных движений.
Pas de bourree [па де буррэ] – Чеканный танцевальный шаг, переступания с небольшим продвижением.
Brise [бризе] – Разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.
Pas de basque [па де баск] – Шаг басков.

Для этого движения характерен счет ¾ или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Италии.
Battement [батман] – Размах, биение.
Battement tendu [батман тандю] – Отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.
Battement fondu [батман фондю] – Мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battement frappe [батман фраппэ] – Движение с ударом, или ударное движение.

Frappe [фраппэ] – Бить.
Battement double frappe [батман дубль фраппэ] – Движение с двойным ударом.
Battement developpe [батман девлоппэ] – Раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.
Battement soutenu [батман сотеню] – Выдерживать, поддерживать, движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.

Cabriole [кабриоль] – Прыжок с подбиванием одной ноги другой.
Chain [шен] – Цепочка.
Changement de pieds [шажман де пье] – Прыжок с переменой ног в воздухе.
Changement [шажман] – Смена.
Pas chasse [па шассэ] – Гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas de chat [па де ша] – Кошачий шаг.

Читайте также:  Условное обозначение реостата на схеме

Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.
Le chat [ле ша] – Кошка.
Pas ciseaux [па сизо] – Ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.
Coupe [купэ] – Отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок.

Pas couru [па курю] – Пробежка по шестой позиции.
Croisee [краузэ] – Скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Degagee [дегаже] – Освобождать, отводить.
Developpee [девлоппэ] – Вынимание.
Dessus-dessous [десю-десу] – Верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.
Ecartee [экартэ] – Отводить, раздвигать.

Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Effacee [эфасэ] – Развернутое положение корпуса и ног.
Echappe [эшаппэ] – Вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Pas emboite [па амбуатэ] – Вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
En dehors [ан деор] – Наружу, из круга.

En dedans [ан дедан] – Внутрь, в круг.
En face [ан фас] – Прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant [ан турнан] – Вращать, поворачивать корпус во время движения.
Entrechat [антраша] – Прыжок с заноской.
Fouette [фуэтэ] – Стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.

Ferme [фермэ] – Закрывать.
Pas faille [па файи] – Подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.
Galloper [галоп] – Гоняться, преследовать, скакать, мчаться.
Glissade [глиссад] – Скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.

Grand [большой] – Большой.

Основные движения классического танца Подпишитесь на нашу рассылку в Контакте и получите в ПОДАРОК запись семинара Анны Уфимцевой “Как работать с малышами. Вопросы и ответы” 

Jete entrelacee [жетэ антрэлясэ] – Перекидной прыжок.
Entrelacee [антрэлясэ] – Переплетать.
Jete [жэтэ] – Бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.
Jete ferme [жэтэ фермэ] – Закрытый прыжок.
Jete passé [жэтэ пассэ] – Проходящий прыжок.
Lever [левэ] – Поднимать.
Pas [па] – Шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».

Pas d’achions [па д’аксион] – Действенный танец.
Pas de deux [па дэ дэ] – Танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trios [па дэ труа] – Танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre [па дэ катр] – Танец четырех исполнителей, классический квартет.

Passe [пассэ] – Проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.
Petit [пти] – Маленький.
Petit battement [пти батман] – Маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Pirouette [пируэт] – Юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.
Plie [плие] – Приседание.
Demi-plie [деми плие] – Маленькое приседание.
Pointe [пуантэ] – Носок, пальцы.

Port de bras [пор де бра] – Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation [прэпарасион] – Приготовление, подготовка.
Releve [релевэ] – Приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.
Releve lent [релевэ лян] – Медленный подъем ноги на 900.
Renverse [ранверсэ] – Опрокидывать, переворачивать.

Опрокидывать корпус в сильном перегибе и в повороте.
Rond de jambe par terre [рон де жамб пар тер] – Вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.
Rond [ронд] – Круг.
Rond de jambe en l’air [рон де жамб ан лер] – Круг ногой в воздухе.
Soute [сотэ] – Прыжок на месте по позициям.
Simple [семпль] – Простой, простое движение.

Sissonne [сисон] – Прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee [сисон ферме] – Закрытый прыжок.
Sissonne ouverte [сисон уверт] – Прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple [сисон семпль] – Простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee [сисон томбе] – Прыжок с падением.

Saut de basque [со де баск] – Прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
Soutenu [сутеню] – Выдерживать, поддерживать, втягивать.
Sur le cou de pied [сюр лек у де пье] – Положение одной ноги на щиколотке другой (опорной) ноги.
Temps lie [тан лие] – Связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение.

Temps leve soutee [тан левэ сотэ] – Прыжок по первой, второй или пятой позиции на одну и туже ногу.
Tire-bouchon [тир бушон] – Закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
Tour chainee [тур шенэ] – Сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим.

Tour en l’air [тур ан лэр] – Воздушный поворот, тур в воздухе.
Tour [тур] – Поворот.
Выворотность – Раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.

Координация – Соответствие и согласование всего тела.

Источник: Интернет

P.S. Хотите добавить что-нибудь еще? Пишите в х!

Наталья Довбыш
руководитель проекта horeograf-com.tmweb.ru

Терминология хореографии при работе с детьми на уроках классического танца

Чтобы грамотно говорить и писать, надо знать правила языка. То же самое и в балете. Только там вместо слов — движения, а вместо орфографии и синтаксиса — правила классического танца. Это название появилось в России в конце XIX века. До этого балетный танец называли «серьезным», «благородным», «академическим».

Система классического танца формировалась на протяжении нескольких столетий, из множества движений народных плясок и бытовых танцев были взяты самые выразительные. Постепенно разрабатывались позиции ног и рук, положения корпуса и головы, а все танцевальные движения получили названия.

Следует сказать, что балетный язык универсален: танцор из Германии поймет своего коллегу из Бразилии, а японская балерина — американскую. Как в музыке применяется итальянская терминология, а в медицине латынь, так в балете все термины — французские. Классический танец является основой хореографии.

Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Все движения в классическом танце основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца.

Хореографическая терминология — система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.

Экзерсис у опоры или на середине: — это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняется у «станка» (прикреплённый кронштейнами к стене) и на середине учебного зала и состоит из одних и тех же элементов.

Терминология разбита на группы:

  1. Exercise у станка и на середине зала.
  2. Положения, направления, позы, дополнительные движения.
  3. Прыжки.
  4. Вращения.

Exercise у станка и на середине зала.

PREPARATION [препарасъон] — подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения. DEMI PLIE [деми плие] – неполное, маленькое «приседание», полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола. GRAND PLIE [гранд плие] — глубокое, полное «приседание».

BATTEMENT TENDU [батман тандю] – отведение и приведение вытянутой ноги в нужное направление, не отрывая носка от пола. BATTEMENT TENDU JETÉ [батман тандю жете] — «бросок», взмах вытянутой ноги в положение 25°, 45° в нужное направление. ROND DE JAMB PAR TERRE [ронд де жамб пар тер] — круг носком по полу круговое движение носком по полу.

BATTEMENT SOUTENU [батман сотеню] – выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное, слитное движение.

BATTEMENT FONDU [батман фондю] — «мягкое», «тающее»,  плавное движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого «рабочая» нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и «рабочая» нога открывается вперед, в сторону или назад.

BATTEMENT FRAPPE [батман фраппе] — «удар», движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад. BATTEMENT DOUBLE FRAPPE [батман дубль фраппэ] – движение с двойным ударом.

PETIT BATTEMENT [пти батман] — «маленький удар» — поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги. BATTERIE [батри] – барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений.

BATTU [ботю] — «бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги. ROVD DE JAMBE EN L'AIR [рон де жамб анлер] — круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° или 90°.

ADAJIO [адажио] — медленно, плавно включает в себя гранд плие, девлопе, релеве лян, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета. BATTEMENT RELEVE LENT [релеве лян] — «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание  вытянутой ноги вперед, в сторону или назад на 90° и выше. BATTEMENT DEVELOPPE [батман девлоппе] – вынимание, раскрывание ноги вперед, назад или в сторону скольжением «рабочей» ноги по опорной в нужное направление. GRAND BATTEMENT [гранд батман] — «большой бросок ,взмах» на 90° и выше вытянутой ноги в нужное направление.

  • BALANCOIRE [балансуар] – «качели», применяется в grand battement jete.
  • Положения, направления, позы, дополнительные движения.
Читайте также:  Споттер из шуруповерта своими руками

A LA SECONDE [а ля сгон] — положение, при котором исполнитель располагается en face, а «рабочая» нога открыта в сторону на 90° . ALLONGEE [алонже] – от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки, завершающее движение рукой, ногой, туловищем, положение удлиненной руки. APLOMB [апломб] – устойчивость.

ARABESQUE [арабеск] – поза классического танца, при которой вытянутая нога отводится назад  на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска. ATTITUDE [аттитюд] – поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута. BALANCE [балансе] – «качать, покачиваться»; покачивающееся движение. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже — вперед-назад.

BATTEMENT [батман] – размах, биение. BATTEMENT AVELOPPE [батман авлоппе] — противоположное battement developpe движение, «рабочая» нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию. BATTEMENT RETIRE [батман ретире] — перенос через скольжение «рабочей» ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади.

COUPE [купе] — подбивание; отрывистое движение, короткий толчок, быстрая подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжка или другого движения. CROISEE [круазе] – поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.

DEGAJE [дегаже] — освобождать, отводить «переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок. DEMI [деми] – средний, небольшой.

DEMI ROND [деми ронд] — неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45ана 90° и выше). DESSUS-DESSOUS [десю-десу] – верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree. DÉVELOPPE [девелопе] — «раскрывание», «развернутый», из стоики на левой, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.

DOUBLE [дубль] — «двойной», • battement tendu — двойной нажим пяткой • battement fondu -двойной полуприсед • battement frapper — двойной удар. ECARTE [экарте] — поза классического танца (a la seconde), при которой вся фигура повернута по диагонали вперед или назад. EFFACE [эфасэ] – развернутое положение корпуса и ног.

EN DEDANS [ан дедан] — направление движения или поворота к себе, вовнутрь, в круг. EN DEHORS [ан деор] — круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты EN FACE [ан фас] – прямо; прямое положение корпуса, головы и ног. EN TOURNANT [ан турнан] – от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения.

EPAULMENT [эпольман] — положение танцовщика, повернутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый, открытый). GRAND [гранд] – большой. JETE [жете] – бросок ноги на месте или в прыжке. PAS COURU [па курю] – пробежка по шестой позиции. PAS D`ACTIONS [па де акшн] – действенный танец.

PAS DE BASCUE [па де баск] – шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад.  PAS DE BOURREE [па де буре] – чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением. PAS DE DEUX [па де де] – танец двух исполнителей, обычно танцовщика и танцовщицы. PAS DE QUATRE [па де карт] – танец четырех исполнителей.

PAS DE TROIS [па де труа] – танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика. PASSE [пассе] — «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в стороне, сзади. PETIT [пти] – маленький. PIQUE [пике] — легкий укол кончиками пальцев «рабочей» ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту. PLIE [плие] – приседание.

PLIE RELEVE [плие релеве] — положение ног на полупальцах с согнутыми коленями. POINT [пойнт] — вытянутое положение стопы. PORDEBRAS [пор де бра] — «перегибы туловища», наклон вперед, назад, в сторону, то же самое в растяжке. Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.

POUNTE [пуанте] — «на носок», «касание носком» из стоики на левой, правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП. RELEVÉ [релеве] — «поднимать, возвышать», подъем на пальцы или полупальцы RENVERSE [ранверсе] — от гл.

«опрокидывать, переворачивать»; резкое перегибание, опрокидывание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant. Rond [ронд] – «круг, круглый» SOUTENU [сотеню] – от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать». SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] — поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания «рабочей» ноги в пятую позицию. SUR LE COU DE PIED [сюр ле ку де пье] — положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги), положение согнутой ноги на голеностопном суставе. TEMPS LIE [тан лие] — маленькое адажио,1 — полуприсед на левой,2 — правую вперед на носок, 3 — перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП, 5.то же самое в сторону и назад.

  1. TOMBÉE [томбэ] – — падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперед, в сторону или назад на demi-plie.
  2. Прыжки.

ALLEGRO [аллегро] – быстро; «веселый», «радостный»; часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе. ASSEMBLE [ассамбле] — от гл. соединять, собирать; прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе в воздухе.

BRISE [бризе] – разбивать, раздроблять; движение из раздела прыжков з заносками. CABRIOLE [кабриоль] – прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой. CHANGEMENT DE PIEDS [шажман де пье] – прыжок с переменой ног в воздухе (в V позиции). ECHAPPE [эшаппэ] – прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.

ЕМВОIТЕ [амбуате] — последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком. Прыжки emboite — поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или на 45°, при этом происходит смена полусогнутых ног в воздухе. ENTRECHAT [антраша] – прыжок с заноской.

GLISSADE [глиссад] — партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо-влево или вперед-назад. GRAND JETE [гранд жете] — прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение «шпагат».

JETE FERME [жете фермэ] – закрытый прыжок JETE PASSÉ [жете пассе] – проходящий прыжок. PAS BALLONNE [па балонэ] – раздувать, раздуваться; продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied.

  PAS BALLOTTE [па балоттэ] – колебаться; движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку; корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь. PAS CHASSE [па шассе] – партерный прыжок, во время которого одна нога подбивает другую.

с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога «догоняет» другую в высшей точке прыжка. PAS CISEAUX [па сизо] – ножницы; прыжок с выбрасыванием вперед по очереди ног, вытянутых в воздухе. PAS DE CHAT [па де ша] – кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в воздухе одна нога проходит мимо другой.

PAS FAILLI [па файи] — связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги через проходящее demi plie по I позиции вперед или назад, затем на ногу передается тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси. SAUTE [соте] — прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям.

SISSONNE [сисон] – вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого. SISSON OUVERTE [сиссон уверт] — прыжок с отлетом вперед, назад или в сторону, при приземлении одна нога остается открытой в воздухе на заданной высоте или в заданном положении. SISSONNE FERMEE [сисон ферме] – закрытый прыжок. SISSONNE SIMPLE [сисон симпл] – простой прыжок с двух ног на одну. SISSONNE TOMBEE [сисон томбе] – прыжок с падением.

  • SOUBRESAUT  [субресо] –  большой прыжок с задержкой в воздухе.
  • Вращения.

FOUETTE [фуэте] – от гл «стегать, сечь»; вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.

PIROUTTE [пируэт] — «юла, вертушка»; вращение исполнителя на одной ноге en dehors или еп dedans, вторая нога в положении sur le cou-de-pied. TOUR [тур] – поворот.

  TOUR CHAINES [тур шене] — «сцепленный, связанный»; быстрые повороты, следующие один за другим, исполняемые на двух ногах по диагонали или по кругу на высоких полупальцах.

TOUR EN L`AIR [тур ан лер] – тур в воздухе. 

21.04.2015

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector