Понижающая передача на мотоблок

Не одно десятилетие именно мотоблок служит верным помощником фермеру при совершении целого ряда сельскохозяйственных работ. Это поистине полезный агрегат, который позволяет механизировать труд и во много раз повысить производительность работ.

С помощью мотоблока можно возделывать земельные наделы, заготавливать сено и другие корма для живности и даже просто транспортировать грузы.

В некоторых случаях возникает потребность уменьшить рабочую скорость этой машины, чтобы повысить эффективность некоторых операций.

Понижающая передача на мотоблок

Предназначение понижающего редуктора

Для снижения скорости нет более простого и надёжного решения, чем уменьшитель хода мотоблока. Это разновидность навесного оборудования, в которой главным рабочим элементом выступает понижающий редуктор.

Именно его и подразумевают, когда говорят об уменьшителе хода сельскохозяйственной техники. Используя дополнительную цепь, он преобразовывает движущую силу самого мотоблока для работы вспомогательного оборудования.

Понижающая передача на мотоблок

Главное предназначение ходоуменьшителя состоит в том, чтобы, снизив обороты двигателя, приумножить вращательный момент. Его эксплуатация востребована и полезна при использовании любого навесного оборудования с мотокультиватором. Однако необходимо подойти тщательно к его покупке или созданию своими руками, ориентируясь на то, какие работы от него потребуются.

Конечно, самый простой способ добиться уменьшенной скорости — это сбросить обороты силовой установки. Однако и мощность в этом случае будет потеряна, а, вместе с ней, и производительность сельскохозяйственного оборудования. На помощь нам придут устройства, способные понизить ход редуктора так, чтобы не падали при этом обороты мотора.

Зачастую вместе с садовыми и огородными культиваторами применяют вспомогательное оснащение, позволяющее расширить его функционал или добиться большей производительности.

Именно к таким относится и ходоуменьшитель, который позволит мотоблоку двигаться с меньшей скоростью для различных операций. Фермеры нередко оснащают его пневматическими или другими колесами для облегчения передвижения по почве с разными характеристиками.

Обычно требуется не терять сцепки с земельной поверхностью, иначе культиватор будет проскальзывать.

Основной вывод: понижение скорости хода бывает необходимо, когда от оператора машины требуется направить излишек мощности не на улучшение скоростных показателей, а на то, чтобы повысить тяговое усилие либо крутящий момент.

Понижающая передача на мотоблок

Перед тем, как приступать к самостоятельной сборке ходоуменьшителя, нужно знать, из каких конкретно комплектующих он состоит. Это позволит впоследствии более профессионально его обслуживать. Основных составляющих более 10:

  • кожух;
  • редуктор;
  • вал для отбора мощности;
  • узел сцепления с редуктором;
  • грунтозацепы;
  • боковые крышки;
  • ось и звёздочка;
  • груз;
  • шестерни;
  • подшипники;
  • шпонки;
  • муфты;
  • болты и гайки различного диаметра.

Какие бывают редукторы для мотоблока

Мы уже определились, что уменьшить скорость мотоблока поможет понижающий редуктор. Главное предназначение этого узла заключается в том, чтобы передавать крутящий момент, вырабатываемый двигателем и преобразовывать скорость с входного вала на выходной. Рассмотрим, какие же бывают основные классы понижающих редукторов:

  1. Для лёгких сельскохозяйственных блоков обычно применяют силовые установки с вертикальным расположением. С ними в паре идёт червячный редуктор, который не рассчитан на значительные нагрузки. С его помощью не удастся вспахать целину, но им можно культивировать ранее обработанный участок. Для его конструкции характерна установка шестерен из латуни. Кроме того, у редуктора данного типа не предусмотрена работа задним ходом. На снижение эксплуатационного ресурса влияет возрастание люфта, а также нагрев конструкции.Понижающая передача на мотоблок
  2. Одни из самых простых в конструктивном плане — это зубчатые понижающие приспособления. Они самые простые в техническом исполнении, однако в чистом виде мало используются, поскольку создают много шума и давления при работе.
  3. С началом применения цепного редуктора удалось добиться существенного продления эксплуатационного ресурса. При этом стоимость конструкции в целом продолжила оставаться доступной. Если оснастить такое оборудование разборным корпусом, то любую неисправность можно устранить в сжатые сроки. А при работе с цепью, могут вылететь звенья, произойти обрыв или растяжение. Кроме того, у такого редуктора суженный корпус, что даёт преимущества при выполнении некоторых видов сельхозработ.Понижающая передача на мотоблок
  4. Конические приспособления представляют собой пару поперечных валов, что оснащаются зубцами конусовидной формы. Рассчитаны они на то, чтобы выдерживать повышенное давление в конструкции. Чаще всего используются на мотокультиваторах с невысокой скоростью.
  5. Спиральные считаются аналогами вышеприведенных, однако их плюсом является более плавный ход с невысоким уровнем шума.
  6. Планетарные подразумевают наличие в конструкции нескольких соединённых между собой механизмов. Все они вращаются вокруг одной общей передачи. Даже при использовании не небольших скоростях отличаются высокой эффективностью.
  7. Что касается ещё одной разновидности — редуктора шестерёнчатого, то его конструкция признана самой надёжной и рассчитанной на долгую эксплуатацию. Одним из основных условий является использование высококачественных металлических сплавов. Впоследствии их необходимо обрабатывать на высокотехнологичных станках, что делает их более конкурентными по сравнению с другими редукторами. У шестерёнчатой конструкции главным недостатком выступает цена этого узла, которая заметно сказывается на итоговой стоимости мотоблока.Понижающая передача на мотоблок
  8. Так называемый комбинированный редуктор представляет собой объединённую конструкцию. Её эксплуатационные характеристики после установки на мотокультиваторе сразу увеличиваются в несколько раз по сравнению с более простыми аналогами. При этом стоимость остаётся конкурентной, если сравнивать с конструкциями на основе шестерёнок.

Продемонстрируем сильные и слабые стороны каждого из типов уменьшителей хода в следующей табличке:

Класс редуктора Его преимущества Его слабые стороны
Червячный Небольшой вес и габариты Отсутствие реверсного хода
Невысокая стоимость
Высокое передаточное число
Цепной Конструктивная простота и надёжность Разрыв или ослабление цепи, её профилактика
Реверсный ход
Ремонтопригоден
Шестерёнчатый Долговечен и надёжен
Неприхотлив по своему обслуживанию
Наличие обратной передачи
Комбинированный Высокая производительность Усложнённая конструкция
Доступная стоимость с учётом функционала
Обратный ход

Выбирая тот или иной тип понижающего приспособления, нужно отталкиваться от эксплуатационных условий моторизованного культиватора. Если выбор сделан правильно, это может существенно сэкономить средства владельца сельхоз угодий.

Но все без исключения типы редукторов в обязательном порядке требуют своевременного профилактического обслуживания. Техническое обслуживание заключается в контроле уровня смазки и доливке, при необходимости, а также степени износа смазывающего материала.

Двигатель узла нужно поддерживать в чистоте, очищать от твёрдых частиц, которые увеличивают механический износ.

Как сделать ходоуменьшитель для мотоблока своими руками

Самостоятельная сборка уменьшителя хода может стать прекрасной альтернативой покупке такого оборудования в магазине. Если запастись нужным инструментом и прочитать процессы выполнения работ, то она не станет чем-то критически невыполнимым. Для этого просто достаточно разбираться в устройстве блока и конструктивных особенностях его действия.

Понижающая передача на мотоблок

Конечно, хорошо, если под руками будет профессионально выполненный чертёж, чтобы не делать самому расчёты «на глазок».

После этого нужно подобрать кусок прочного металла, из которого будет выгнут корпус для будущего аппарата.

Некоторые умельцы используют для этого подходящие по габаритам детали, снятые с нерабочих грузовых мотоциклов советского производства. Либо воспользоваться готовым корпусом из-под любого генератора небольших размеров.

В качестве инструментария, а также материалов придётся запастись следующим:

  • болгарка;Понижающая передача на мотоблок
  • измерители (рулетка или линейка, штангенциркуль);
  • металлический лист толщиной 5 мм.;
  • свёрла и дрель;
  • рабочий шкив;
  • подшипники, гайки, болты в ассортименте;
  • шестерня коническая;Понижающая передача на мотоблок
  • роторный вал;
  • корпус от отслужившего генератора (если удастся достать именно такой);
  • напильник для работы с металлом;
  • набор ветошей.

Как только необходимые материалы и инструменты готовы, начинаем действовать по следующему алгоритму:

  1. Замерив диаметр будущего понижающего редуктора, вырезаем из металла оболочки для подшипников. Это будут подшипники, расположенные на приводе шестеренчатого вала.
  2. Стальные фланцы должны размещаться на противоположной стороне редуктора. Это следует иметь в виду при подборе подшипников. В каждый фланец внутрь помещается подшипник и стальная шайба.Понижающая передача на мотоблок
  3. Используя крепёжные винты, фиксируем их к нашему корпусу.
  4. Далее нам понадобится ведущая шестерня, вал ведомый и стальная шпонка.
  5. Все эти узлы соединяются с механизмом передачи и валом роторного генератора.
  6. Пружинные шайбы и гайки понадобятся нам чтобы зафиксировать шкив с ведомым валом.

Ещё несколько рекомендаций начинающему мастеру. Подшипники будут играть функции опор для валов.

Учитывая приходящиеся на них нагрузки, от их грамотного выбора будет зависеть надёжная и долговечная прибора всего агрегата в целом.

Чтобы минимизировать их обслуживание, мастера используют радиальные закрытые подшипники. А вот цепь со звёздочками придётся брать готовой, однако есть немало механизмов, у которых их можно позаимствовать.

Если всё собрано правильно, то с помощью данного приспособления у нас получится снизить ход мотоблока. Можно смело устанавливать его и применять на силовой установке, работающей от любого топлива. Охлаждение у такого агрегата будет воздушного типа.

Периодически потребуется очищать его от скопившейся грязи, диагностировать исправность функции понижения и обязательно смазывать не реже, чем раз в 3 месяца. При правильном уходе и эксплуатации приспособление способно прослужить фермеру не один год.

Читайте также:  Точим дерево на токарном станке виды древесины

В случае, если по прочтении статьи остаются вопросы и уточнения, не стесняйтесь писать о них в х к материалу.

Преимущества мотоблоков с пониженной передачей по сравнению с обычными

Как известно, сельское хозяйство за последние годы получило в свое распоряжение множество интересных, и главное полезных технологий.

Технологии эти постоянно совершенствуются, что конечно позволяет фермеру всегда делать лучший выбор, но само многообразие технологий часто запутывает обычного неподготовленного потребителя.
Понижающая передача на мотоблок
Сегодня мы расскажем вам, как же определиться с выбором мотоблока, какие модели есть на рынке, и почему стоит выбирать мотоблоки с пониженной передачей, по сравнению с обычными. О преимуществах и различиях обычных мотоблоков, и устройств с пониженной передачей вы узнаете из нашей статьи.

Вариабельность выбора

Очень часто производители выпускают различные модели — обычный, и с пониженной передачей, при условии что мощность, и прочие параметры сходны или очень похожи. Как мы можем понять, отличаются данные модели трансмиссией.

Что такое трансмиссия

Трансмиссия — устройство переключения скоростей. Чем больше у вас в устройстве будет скоростей, тем соответственно быстрее вы сможете передвигаться по участку. Трансмиссия переключает скорости при передвижении, чем больше в трансмиссии скоростей, тем лучше.

Понижающая передача на мотоблок

Это работает таким образом:

  • ваш огород, или урожай на нем, или в принципе любой другой участок на которым вы работаете мотоблоком по своей почвенной структуре неоднороден, некоторые участки проходятся быстро, некоторые необходимо обрабатывать с большей затратой силы и мощности;
  • допустим, в вашем мотоблоке всего одна скорость — двигатель работает с одной частотой, механизм работает только с одной мощностью и периодичностью, чего при обработке рыхлой чистой земли может быть достаточно, но что если под моноблоком смешанная почва, или любые другие помехи мешающие идеальной работе, скорость обработки нужна выше. Тогда на помощь приходит коробка передач, позволяющая выбирать на какой скорости вы будете работать с вашим устройством, это добавляет вариабельности действий.

Обычная или пониженная?

Чем же отличается технология пониженной коробки передач от классики? В первую очередь, тем, что для переключения скорости трансмиссии необходимо его непосредственно выполнить.

Это создает кратковременное прекращение вращения в принципе, в то время как пониженная коробка передач работает с созданием как-бы «запаса» скоростей, что позволяет мало того, что мягко стартовать, из-за чего работа будет безопаснее, так ещё и переключать скорости прямо во время работы, без помех.

Да и двигается аппарат с пониженной коробкой передач гораздо быстрее, (в среднем на 45%), чем его аналоги лишенные этой функции. Соответственно, пониженная коробка передач это безопаснее, быстрее и плавнее.

Мотоблок с пониженной передачей, с ВОМ. Полный привод

Не у всех покупателей мотоблоков, участки ровной форы и комфортным грунтом. Для некоторых мотоблок, это не только техника для обработки земли, но еще и транспортное средство.

Не каждый мотоблок может работать на тяжелом грунте и по целине. Надоело постоянно менять ремни? Они рвутся, перекручиваются, спадают, проскальзывают.

Все эти, и другие вопросы поможет решить уникальная машина российского производства, оборонного завода ПАО «Кадви», имя которому – УГРА.

Понижающая передача на мотоблок

Мотоблок, в конструкции которого нет ни одного ремня даже на подключение навесного оборудования – это мотоблок Угра НМБ. По сути это единственный в своем роде мотоблок, имеющий дисковое сцепление и шестеренчатый редуктор.

Вы, конечно, возразите, что это не единственный мотоблок с похожей конструкцией, потому что на ум сразу приходят мотоблоки Мотор Сич и Беларус с такими же особенностями. Или кто-то приведет в пример китайские культиваторы (shtenli, fermer), у которых также в характеристиках значатся: дисковое сцепление и шестеренчатый редуктор. Но здесь я поспорю.

Беларус и Мотор Сич относятся к категории профессиональных мотоблоков тяжелого класса, предназначенных для работы на гектарах. По массе и мощности они превосходят Угру, а такие параметры как 200 кг. веса не всегда нужны для частного использования на участках 10-50 соток, да и цена на МТЗ в 2, а то и 3 раза выше, чем на НМБ.

Что касается «китайцев», вернее про чудо-технику, которую продают в сетевых, строительных и продуктовых магазинах под корейскими, немецкими и японскими брендами с кучей так называемых инновационных и технологических решений.

В их рекламе мы часто слышим о новой системе фильтрации воздуха, о том, что они адаптированы под отечественное навесное оборудование при мощности двигателя 18 л.с. и объемом двигателя 370 см3.

В общем не хочу никого обижать, но покупать сырого китайца в красивой упаковке, при этом не обратить внимание на то, что у него заварные одноразовые редукторы из непонятного материала как минимум не логично. Да еще потом искать и переделывать отечественное навесное оборудование, которое у него адаптировано только на словах, поэтому их тоже отметаем по причине недостатка качества.

Понижающая передача на мотоблок

Как я говорил ранее мотоблоки Угра имеют дисковое сцепление, шестеренчатый редуктор и жесткий шлицевой вал отбора мощности. А точнее у мотоблока УГРА 2 жестких ВОМ. Вес мотоблока без навески и утяжелителей составляет 98 кг. В комплекте идут фрезы, пневмоколеса, удлинители осей и соответственно сошник.

Регулировка положения рукоятки происходит в 2-х плоскостях, что добавляет удобства в эксплуатации. Оси редуктора имеют круглую форму диаметром 30 мм.

Почему не шестигранные как у китайца? Все очень просто: дисковое сцепление очень жесткое, когда привод включен диски находятся в зацеплении и критическая нагрузка на фрезы или колеса может вывести его из строя.

Например, намоталась проволока или попал камень между фрезами и редуктором – эти и другие ситуации не дают возможности осям редуктора продолжать вращение. Однако на круглых валах сработает защита в виде шплинтов, которые в таком случае просто срежет, а на шестигранных неминуемо приведет к поломке редуктора или сцепления.

Что касается двигателей, у мотоблоков Угра их выбор достаточно большой. Самая дешевая линейка оснащена китайскими Lifan, причем есть варианты разной мощности и даже с электрозапуском.

Модели с двигателем Субару, к сожалению, больше не выпускают, но Honda и Briggs всегда можно найти в продаже.

Ни в коем случае не стоит боятся моторов Lifan, они хоть и производятся в Китае, однако это не кустарное полуподвальное производство, это целое промышленное предприятие с контролем качества и гарантией.

Конечно HONDA имеет больший ресурс, чем Lifan, но при покупке цена будет значительно выше. А вот в обслуживании, за несколько лет, на двигатель Honda можно вложить средства сравнимые по стоимости нового мотора Lifan. Поэтому, чаще всего, спустя 10-15 лет эксплуатации, покупатели, выбравшие мотор Honda или другой двигатель премиум сегмента, ставят новый Lifan.

Очень интересная навеска на мотоблок Угра – это симбиоз своего рода профессионального и бытового оборудования.

Например, косилка Заря для мотоблоков Угра, казалось бы, выглядит также как косилка для мотоблока типа МБ, но приводится в действие уже не ремнем, а полноценным ВОМ.

За счет чего увеличивается эффективность и снижается уровень вибраций. Тоже самое и с насадкой-снегоуборщиком и другим активным навесным оборудованием.

Помните в начале, я вам сказал о наличии 2-х валов отбора мощности. Так вот, они делятся на ведущий и ведомый. Расположены вертикально, верхний и нижний. Первый ВОМ отвечает за подключенное навесное оборудование, частота вращения, напрямую зависит от оборотов двигателя.

А вот для чего нужен второй ВОМ, частота вращения которого, полностью зависит от вращения колес мотоблока. Еще одним неоспоримым достоинством мотоблока Угра является возможность трансформировать его в полноценный мини-трактор.

Сейчас среди владельцев мотоблоков набирают популярность всевозможные адаптеры и модули. Как правило они подключаются к раме мотоблока и по сути являются пассивной навеской, ограничивающей проходимость конструкции.

Но инженеры завода Кадви создали адаптер, который наоборот делает мотоблок более проходимым, при этом позволяет использовать весь спектр навесного оборудования.

Это адаптер АМПК-1 – он имеет собственный редуктор и подключается к валу отбора мощности за счет которого осуществляется привод на колесах адаптера. Таким образом мотоблок становится полноприводной проходимой машиной, для которой практически не существует преград. Это еще один повод остановить свой выбор именно на мотоблоке Угра.

Теперь хочу развеять миф относительно надежности коробки передач с пониженной передачей (3 вперед и одна назад) и редуктора мотоблока Угра.

В интернете можно встретить негативные отзывы на этот счет, да и наш сервисный центр не один раз сталкивался с этой проблемой, нам иногда в ремонт привозят мотоблоки Угра с поломанными шестернями и валами в коробке. Но ни один из этих случаев не является гарантийным – все эти мотоблоки были связаны с неисправностью эксплуатации.

Дело в том, что переключать передачи в мотоблоке Угра можно только после полной остановки. В инструкции об этом написано несколько раз, но, к сожалению, ее никто не читает. Другими словами, представьте, что на автомобиле с механической коробкой передач вы начнете в движении переключать скорость не выжимая сцепление.

Скорее всего это проработает недолго. Также и с мотоблоками Угра. Но если следовать инструкции и своевременно проводить техническое обслуживание мотоблок Угра способен проработать не одно десятилетие.

Читайте также:  Черная металлургия полного цикла города

Мотоблоки серии Угра производятся с 2009 года и имеют шестеренчатый редуктор, сцепление из металлокерамических дисков и механическую коробку передач. Колеса размером 4.5×10 и центр тяжести, смещенный вперед, позволяют работать с мотоблоком без зарывания как на целине, так и по вспаханной земле. Максимальная скорость движения с транспортным средством (телега либо адаптер) 14 км/час.

Из особенностей — удобная развесовка, заниженный центр тяжести и двигатель, вынесенный вперед. Вес 86 кг. Переключение передач находится на редукторе: 3 скорости движения вперед и 1 назад. Двигатели устанавливаются как бюджетного производства (Lifan), так и премиум класса (Honda, Subaru, Briggs & Stratton). У мотоблока полноценный вал отбора мощности за счет чего нет потерь мощности.

В комплексе с навесным оборудованием может выполнять разнообразный спектр работ: обрабатывать почву, косить, опрыскивать, поливать, выкапывать и сажать картофель, перевозить грузы, убирать снег. Навесное оборудование не требует каких-либо навыков для установки.

2 ВОМ позволяет подключить широкий спектр дополнительных навесных орудий (кроме классических косилок и снегоуборщиков): циркулярную пилу, роторную косилку, роторный снегоуборщик, кормодробилку, водяной насос, земляной бур и др. Возможно присоединение полноприводного адаптера, который подсоединяется сзади через отбор мощности, за счет этого получается 4 ведущих колеса. Рулевая колонка легко регулируется в горизонтальной и вертикальной плоскостях и имеет вибрационную защиту. Разворот руля в горизонтальной плоскости позволяет избежать «затаптывания» почвы при культивировании. Мотоблок Угра соответствует европейским нормам безопасности: система управления позволяет мгновенно и безопасно остановить агрегат.

В комплектации идет 4 фрезы с возможностью наращивания по 3 с каждой стороны, сошник (ограничитель глубины), удлинители осей либо дифференциальные удлинители.

Подводя черту скажу, что мотоблоки Угра прочно заняли позицию недорогих и качественных мотоблоков с дисковым сцеплением. Единственное потребуется четкое соблюдение правил эксплуатации согласно инструкции. Но это правило применимо и к другим мотоблокам.

Как сделать понижающий редуктор для мотоблока своими руками: видео, чертежи

Понижающая передача на мотоблок

Популярность использования малой механизации в сельском хозяйстве возрастает с каждым годом. При этом наиболее универсальным орудием в борьбе за урожай выступают мотоблоки. Имея большую номенклатуру навесного и прицепного инструмента, они способны справиться практически с любой задачей, возникающей при работе на приусадебном участке. В случае необходимости большой тяговой мощности применяют ходоуменьшитель или понижающий редуктор для мотоблока.

Использование ходоуменьшителя целесообразно при обработке «жирных» или целинных почв, большой глубине рыхления, перевозки тяжелых грузов или использовании тяжелого навесного оборудования. При работе в таких условиях нужно особенно точно контролировать процесс работы.

Логично было бы уменьшить обороты двигателя и работать с меньшей скоростью. Но в таком случае теряется и мощность, что недопустимо.

Здесь и приходят на помощь мотоблочные ходоуменьшители, которые выполняют роль понижающего редуктора.

Они позволяют, не сбавляя оборотов двигателя, а соответственно и не теряя мощности, получить приемлемый контроль над процессом обработки, а мощность даже нарастить.

При наличии определенного опыта и знаний можно самостоятельно сделать редуктор своими руками, используя доступные материалы и оборудование, или купить уже готовое изделие, ассортимент которых на современном рынке высок и доступен для покупателей с разными возможностями.

Элементы механизма

Вне зависимости от того, покупной или самодельный понижающий редуктор будет использоваться в мотоблоке, необходимо понимать, как расположены элементы механизма, как их обслуживать и ремонтировать. Понижающие редукторы мотоблоков могут быть нескольких типов, каждому из которых присущи свои преимущества и недостатки.

Схема присоединения ходоуменьшителя к редуктору

Шестеренчатый редуктор

Как правило, состоит из одной или двух ступеней; основными элементами выступают шестерни. Данный тип является одним из самых надежных механизмов, применяемых в ходоуменьшителях. Применяется в наиболее мощных мотоблоках. К своим достоинствам могут отнести:

  • долговечность;
  • надежность;
  • малые габариты;
  • возможность реверса.

Такие ходоуменьшители не лишены и недостатков, основные из которых – ремонтопригодность и цена. В случае поломки, как правило, заменяются целиком, что требует значительных денежных затрат. Кроме того, нужно контролировать наличие смазки, отсутствие которой может привести к быстрому износу.

Червячный редуктор

Основным элементом является червячная передача. Позволяет уменьшить габариты мотоблока и улучшить развесовку за счет перпендикулярного расположения валов привода и колес. Чаще всего их ставят на легкие и маломощные мотоблоки.

Основные преимущества:

  • большое передаточное число;
  • малые габариты;
  • небольшой вес.

Основным недостатком червячного редуктора является отсутствие реверса. К тому же в случае поломки уменьшитель хода заменяют полностью.

Цепной редуктор

Один из самых популярных типов редукторов среди пользователей. Чаще всего изготавливаются разборными, что упрощает обслуживание и диагностику. Наиболее распространенной поломкой является разрыв или растяжение цепи, срезание зубьев звездочек или шпонки приводного вала. Все эти поломки, как правило, достаточно легко устранить самостоятельно, заменив вышедшую из строя деталь.

К преимуществам уменьшителей хода подобного типа относят:

  • простоту;
  • надежность;
  • возможность реверса;
  • ремонтопригодность.

Отдельная статья про самодельный цепной редуктор для мотоблока.

Комбинированный редуктор

Редукторы подобного типа характеризуются наличием различных типов передач в одном механизме: шестеренной-цепной или червячной-цепной.

Необходимость подобных уменьшителей хода продиктована тем, что в шестеренных и червячных редукторах межосевое расстояние между ведущим и ведомым валом регламентировано размерами передачи и напрямую зависит от модуля зацепления и количества зубьев. В цепной передаче расстояние между валами можно регулировать, убирая или добавляя звенья.

При компоновке конструкции мотоблока далеко не всегда удается расположить все агрегаты в идеальном положении, и возникает необходимость промежуточного передаточного звена. Эту функцию с успехом и выполняет цепная передача, которая компенсирует расстояние от шестеренного или червячного редуктора к валу колес или привода.

Из чего состоит уменьшитель хода

В зависимости от типа понижающего редуктора самодельный ходоуменьшитель состоит из следующих основных деталей: входящего (быстроходного) вала, выходного (тихоходного) вала, червяка и червячного колеса, ведущих и ведомых шестерен или звездочек.

При этом ведущие звездочки и шестерни всегда имеют большее количество зубьев, чем ведомые. Вспомогательными элементами могут выступать различные муфты, подшипники, шпонки. В шестеренных и червячных редукторах обязательно присутствует корпус, чего нельзя сказать о цепных. В них может либо полностью отсутствовать корпус, либо закрывать только часть механизма.

Может вам будет интересно изготовление косилки для мотоблока или адаптера для мотоблока.

Понижающий редуктор для мотоблока своими руками

Понижающий редуктор можно изготовить самому. Для этого на первоначальном этапе необходимо определиться с типом передачи, передаточным числом, а также определить межосевое расстояние между валом привода и валом колес.

Рассмотрим пример создания самодельного ходоуменьшителя для мотоблока с цепной передачей. Подобную конструкцию возможно повторить практически для любого типа мотоблока с минимальными изменениями.

Необходимые материалы и детали

Для постройки понижающего редуктора самостоятельно потребуются следующие инструменты и материалы.

  • болгарка;
  • сварочный аппарат;
  • дрель;
  • надфили и сверла;
  • штангенциркуль, линейка;
  • струбцины и тиски;
  • молоток;
  • лист металла толщиной 5 мм;
  • обрезки трубы с внутренним диаметром для посадки подшипников.

Сборка редуктора

Основной деталью проектируемого уменьшителя хода для мотоблока считается корпус. От него зависит качество всего механизма, взаимное положение осей и валов, соосность посадочных мест под подшипники. Изготавливаться корпус будет из листового металла методом сварки. Для облегчения обслуживания одну из стенок делают съемной.

Вместо гнезд для подшипников и точной расточки используются обрезки труб, внутренний диаметр которых равен внешнему диаметру подшипника. Их выставляют в необходимое положение и окончательно закрепляют сваркой.

Для изготовления валов используют круглый прокат из качественной стали. Его протачиваю до необходимого размера, делают бурты и канавки, фрезеруют шпоночные пазы. В процессе работы валы вращаются вместе со звездочками, передавая крутящий момент через цепь и шпонки.

Опорами для валов служат подшипники. Они воспринимают значительные нагрузки в процессе роботы. От их правильного выбора во многом будет зависеть долговечность и нормальная работоспособность редуктора. Оптимально использовать радиальные подшипники закрытого типа, которые требуют минимального обслуживания.

Звездочки и цепь, скорее всего, придется либо купить либо использовать от списанной техники. Изготавливать подобные детали самому трудоемко и нетехнологично.

Читайте также:  Чугун состав сплава в процентах

Последовательность сборки понижающего редуктора для мотоблока проходит по следующему алгоритму:

  1. Раскрой стального листа на детали корпуса и крышки.
  2. Порезка труб.
  3. Приварка посадочных мест для подшипников.
  4. Сварка корпуса.
  5. Покраска корпуса и крышки.
  6. Установка подшипников.
  7. Токарная и фрезерная обработка валов.
  8. Установка валов с одновременной посадкой звездочек и цепи.
  9. Монтаж крышки корпуса.

После выполненных операций ходоуменьшитель устанавливают на раму мотоблока и проводят ходовые испытания.

Подборка видео

Коробка передач для мотоблока: устройства с понижающим редуктором

Мотоблок функционально занимает промежуточное место между мотокультиватором и малогабаритным трактором. КПП этого агрегата передает крутящий момент от двигателя на колеса или рабочие органы. Редуктор изменяет передаточное число, приспосабливая машину к конкретным условиям работы.

Особенности КПП в мотоблоках

К характерным особенностям КПП мотоблока относятся:

  • максимально возможное количество передач переднего хода;
  • наличие двух и более передач заднего хода;
  • большое передаточное число трансмиссии в целом, для получения высокого крутящего момента на колесах или рабочих органах.

В каждом мотоблоке есть коробка передач

На большинстве мотоблоков в конструкции трансмиссии используются цепные и ременные передачи. По сравнению с шестеренчатыми они обладают рядом преимуществ:

  • относительная простота изготовления;
  • низкая стоимость;
  • высокий крутящий момент;
  • большая мощность.

Ременные передачи, кроме того, не только хорошо сглаживают рывки, неизбежные при работе, но и неплохо справляются с ролью сцепления при наличии натяжного ролика, управляемого оператором.

В мотоблоках используются только МКПП — механические коробки передач.

Конструкция и принцип действия узла

Переключение КПП на мотоблоке производится двумя способами:

  • при помощи простейших муфт;
  • путем введения в зацепление соответствующих пар шестеренок (при использовании шестеренчатого редуктора).

Шестерёнчатые редукторы

Имеют параллельные шлицевые валы, на которых установлены шестерни. Зубчатые колеса ведомого (вторичного) вала, как правило, неподвижны в осевом направлении. Шестерни первичного вала могут перемещаться вдоль по нему при помощи вилок, входящих в кольцевые пазы и связанных с рычагом управления.

Шестеренчатый редуктор

Используют такие коробки на мотоблоках весом более 100 кг, имеющих более двух передач переднего хода. На некоторых моделях их количество доходит до семи, с двумя передачами заднего хода.

Подобной трансмиссией оснащены агрегаты Минского Тракторного Завода (МТЗ), «Zirka» LX 1090D, «Агро», «Зубр», «Скаут» и «Брайт».

КПП этих агрегатов имеют валы отбора мощности для привода вспомогательного оборудования, например, косилки или картофелекопалки.

Редукторы с цепной передачей

Гораздо чаще вместо шестеренных пар ставят цепные передачи. Коробки такого типа используются на агрегатах: «Каскад-2», «Целина МБ», «ОКА» МБ-1Д, «Угра» НМБ-1Н, «Урал» УМБ-К и других.

Такая коробка передач для мотоблока имеет две передачи переднего хода. Она представляет собой пятиступенчатый редуктор с пятью цепными передачами. Первая и вторая расположены на одном валу с возможностью соединения с валом одной из ведущих звездочек. Остальные передачи установлены последовательно.

С их помощью достигается максимальное передаточное число. Для повышения надежности последняя ступень сделана двухрядной.

Механизм КПП работает в масляной ванне, что положительно сказывается на его долговечности.

Недостатками этой конструкции являются значительные габариты и невозможность регулировки натяжения цепей.

Цепной редуктор

Комбинированные редукторы

Иногда можно встретить комбинированные конструкции коробки передач, в которых используются и шестерни, и цепная передача. Такая коробка, например, стоит на мотоблоке «Нева» МБ-2.

Редуктор с комбинированной передачей

Как самостоятельно сделать заднюю скорость

Большинство мотоблоков весом более 100 кг оснащены передачами заднего хода. Это обусловлено насущной необходимостью — столь тяжёлый агрегат развернуть руками под силу далеко не каждому. На относительно лёгких культиваторах производители нередко экономят за счёт удобства эксплуатации.

Такие машины хозяева дорабатывают сами. Проще всего подобную реконструкцию осуществить на агрегатах, имеющих ременную передачу между ДВС и КПП. Хорошо, если она выполнена с двумя ремнями.

Типичный вариант — доработка мотоблока «Нева». Для организации реверсирования вращения ведомого шкива для переднего хода оставляют один ремень. На вторую пару шкивов устанавливают ремень большей длины.

При монтаже ремень должен касаться ведущего шкива не рабочими, а наружными поверхностями.

Реверс привод мотоблока «Нева».

Для натяжения дополнительного ремня устанавливается еще один шкив на качающемся рычаге. Его привод осуществляется дополнительной рукоятью. Рабочую нагрузку в таком варианте ремень, конечно, не выдержит, но отъехать назад вполне возможно.

На мотоблоке «Урал» возможность движения задним ходом организована следующим образом.

Схема реверсивного ременного привода

Инструкция по ремонту коробки передач на мотоблоке

В общем случае ремонт коробки передач с полной разборкой включает несколько основных операций.

  1. Снять с выходного вала колеса или рабочие органы.
  2. Снять приводные ремни между двигателем и КПП (при их наличии).
  3. Очистить наружную поверхность коробки передач от грязи.
  4. Слить масло.
  5. Отсоединить КПП от мотоблока и перенести на верстак или на другое оборудованное рабочее место.
  6. Произвести разборку корпуса.
  7. Осмотреть внутренние узлы, детали и посадочные места на предмет наличия повреждений и износа.
  8. Промыть внутреннюю поверхность корпуса и исправные детали соляркой, керосином или специальным очистителем.
  9. Заменить дефектные детали и узлы.
  10. Произвести сборку в обратной последовательности.
  11. Залить свежее масло.

В сборе следует проверить работу КПП, проворачивая ее рукой. Вращение должно быть свободным, без заеданий и стука, переключение передач легким и четким.

Подробная инструкция по ремонту коробки передач, как правило, разрабатывается производителем. Поэтому, приступая к работе, необходимо ознакомиться с технической документацией, которая должна прилагаться к новому агрегату.

Ремонт КПП можно сделать самостоятельно

Также рекомендуем почитать интересную статью про надежные виды редукторов для мотоблока и замену масла в них.

Виды неисправностей в КПП и способы их исправления

Неисправности КПП связаны с износом деталей и узлов или их разрушением в результате перегрузки, нарушения режимов работы, аварийных случаев (попадание под рабочие органы камней, крупных корней и т.п.).

Наиболее предсказуемы поломки, связанные со старением механизма во время эксплуатации. Их можно предотвратить путем плановых ремонтов, если вовремя заменять изношенные части.

Обычно первыми из строя выходят:

  • приводные ремни;
  • подшипники натяжных роликов;
  • сальники входного и выходного валов КПП.

При работе ремни неизбежно загрязняются абразивной пылью от обрабатываемой почвы. Если в результате износа сальников на них попадет еще и масло, то срок их службы сокращается в несколько раз.

За состоянием сальников нужно следить постоянно. Это особенно актуально для выходного вала, на котором установлены колеса или фрезы. Следует регулярно очищать вал от наматывающейся на него в процессе работы травы, корней и грязи.

На некоторых мотоблоках производители не предусматривают установку защитных шайб или кожухов для сальников выходного вала. В результате они могут выйти из строя за несколько часов работы. В этом случае настоятельно рекомендуется изготовить и установить подобные приспособления самому.

Защитный кожух

Кроме того, износу обычно подвергаются:

  • цепи;
  • звездочки цепных передач;
  • шестерни;
  • подшипники валов.

Ремонт с заменой этих деталей требует снятия КПП с мотоблока и полной ее разборки. Процедура может потребовать наличия не только гаечных ключей и отверток. Для такой работы рекомендуется иметь набор торцевых и накидных ключей, съёмник, инструмент для снятия и установки стопорных колец, пару выколоток из меди или латуни и др.

Во избежание «срыва» граней крепежа, при ремонте КПП рожковыми ключами лучше не пользоваться.

При замене изношенных ступеней КПП надо помнить, что износ в паре, как правило, идет равномерно и в замене нуждаются обе детали. Например, шестерни в паре зацепления или цепь и обе звездочки цепной передачи.

Несмотря на то, что подшипники качения при нормальных условия работы служат значительно дольше, чем цепные и шестеренные пары, здесь тоже существуют свои нюансы. Характерная неисправность этих узлов — поломка сепаратора, которая происходит при недостаточной смазке.

Ремкомплект КПП мотоблока МТЗ-09Н

По мере разрушения сепаратора вал смещается, и передача в зацеплении нарушается. Вследствие этого износ происходит намного быстрее и появляется течь масла со стороны разрушающегося подшипника.

В процессе эксплуатации агрегата повышенный шум подшипника с неисправным сепаратором глушится работающим двигателем. Поэтому первое время оператор может ничего не заметить.

Помимо «плановых» поломок могут возникать аварийные неисправности:

  • обрыв приводных ремней;
  • разрыв цепи;
  • разрушение одного или нескольких зубьев звездочки или шестерни.

Подобные случаи вызывают остановку мотоблока или работу его рывками и сопровождаются скрежетом. При появлении характерных звуков работу нужно немедленно прекратить.

Что такое КПП с понижающим редуктором и для чего он нужен

При эксплуатации мотоблока нередко возникает необходимость увеличить общее передаточное число трансмиссии и крутящий момента на выходном валу. Это требуется во время работы в затрудненных условиях, например:

  • обработка суглинистых влажных почв;
  • вспашка целины мотоблоком;
  • перевозка тяжелых грузов, особенно по плохим дорогам;
  • подъем в гору и др.

В таких случаях используют дополнительную коробку передач для мотоблока с понижающим редуктором. Его устанавливаемый между выходным валом КПП и валом рабочих органов мотоблока. Обычно он имеет две ступени.

КПП с понижающим редуктором нужна для обработки целины

Несмотря на те плюсы, которые дает использование понижающей передачи, важно иметь ввиду минусы от применения дополнительного редуктора:

  • низкая скорость передвижения;
  • высокий расход топлива.

Поэтому постоянно работать на пониженной передаче не рекомендуется. Следует помнить, что создавая КПП для мотоблока, конструкторы не предполагали стороннее вмешательство и установку подобных дополнений.

Коробка для мотоблока — один из важнейших узлов. Только при правильной эксплуатации, включающей своевременный осмотр и техническое обслуживание, возможна длительная бесперебойная эксплуатация агрегата.

На видео ниже показан процесс замены стандартной коробки переключения передач на КПП с ходоуменьшителем.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector