Ткацкий станок: от создания, до наших дней.
4 апреля 1785 года англичанин Картрайт получил патент на механический ткацкий станок. Имя изобретателя первого ткацкого станка неизвестно.
Однако принцип, заложенный этим человеком, жив до сих пор: ткань состоит из двух систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно, и задача станка – их переплести.
Первые ткани, изготовленные больше шести тысяч лет назад, в эпоху неолита, до нас не дошли. Однако свидетельства их существования – детали ткацкого станка – увидеть можно.
Сначала нити переплетали с помощью ручной силы. Даже Леонардо да Винчи, сколько ни пытался, так и не смог изобрести механический ткацкий станок.
Вплоть до XVIII века эта задача казалась неразрешимой. И лишь в 1733 году молодой английский суконщик Джон Кей сделал первый механический (он же самолетный) челнок для ручного ткацкого станка. Изобретение исключило необходимости вручную пробрасывать челнок и позволило вырабатывать широкие ткани на машине, обслуживаемой одним человеком (раньше требовались два).
Любопытно, что он был по образованию чистым гуманитарием, выпускником Оксфорда со степенью магистра гуманитарных наук. В 1785 году Картрайт получил патент на механический ткацкий станок с ножным приводом и построил в Йоркшире прядильно-ткацкую фабрику на 20 таких устройств. Но на этом не остановился: в 1789 году запатентовал гребнечесальную машину для шерсти, а в 92-м — станок для витья веревок и канатов.
Механический станок Картрайта в своей первоначальной форме был еще настолько несовершенным, что никакой серьезной угрозы для ручного ткачества не представлял.
В 1807 году британский парламент направил в правительство меморандум, где утверждалось, что изобретения магистра гуманитарных наук способствовали повышению благосостояния страны (и это чистая правда, Англия не зря слыла тогда «мастерской мира»).
В 1809-м палата общин выделила Картрайту 10 тысяч фунтов стерлингов – совершенно немыслимые по тем временам деньги. После чего изобретатель удалился от дел и поселился на небольшой ферме, где занимался усовершенствованием сельскохозяйственных машин.
Станок Картрайта почти сразу же принялись улучшать и модифицировать. И немудрено, ведь прибыль ткацкие фабрики давали нешуточную, и не только в Англии. В Российской империи, например, Лодзь благодаря развитию ткачества за XIX век из маленького поселка превратился в громадный по тогдашним меркам город с населением в несколько сотен тысяч человек. Миллионные состояния в империи часто наживались именно на фабриках этой отрасли – достаточно вспомнить Прохоровых или Морозовых.
Уже к 30-м годам в картрайтовский станок добавили массу технических усовершенствований. В итоге таких машин на фабриках становилось все больше, а обслуживало их все меньшее число работников.
На пути неуклонного повышения производительности труда стояли новые препятствия. Наиболее трудоемкими при работе на механических станках были смена и зарядка челнока.
Например, при изготовлении самого простого ситца на станке фирмы Platt ткач тратил на эти операции до 30% времени. Более того, он должен был постоянно следить за обрывом основной нити и останавливать машину для устранения недостатков.
При таком положении вещей расширить зону обслуживания не удавалось.
Современные ткацкие станки развиваются в привычном для многих технологий компьютерном и автоматическом направлениях. Но главное сделал еще два с лишним века назад любознательный Картрайт.
Ткацкий станок
История создания ткацкого станка уходит в глубокую древность. Прежде чем научиться ткать, люди научились плести из веток и камыша простые циновки. И лишь освоив технику плетения, они задумались о возможности переплетать нити. Первые ткани из шерсти и льна начали изготавливать в эпоху неолита, более пяти тысяч лет назад до нашей эры. Согласно историческим сведениям в Египте и Месопотамии ткань изготавливалась на простых ткацких рамах. Рама представляла из себя два деревянных шеста, хорошо закрепленных в земле параллельно друг другу. На шестах натягивались нити, с помощью прута ткач приподнимал каждую вторую нить, тут же протягивал уток. Позже, около трех тысяч лет до н. э., у рам появился поперечный брус (навой), с которого свисали нити основы почти до земли. Внизу к ним крепились подвесы, чтобы нити не спутывались.
В 1550 году до нашей эры изобрели вертикальный ткацкий станок. Ткач пропускал уток с привязанной ниткой через основу так, чтобы одна висящая нить была по одну сторону утка, а следующая — по другую. Таким образом, сверху поперечной нити оказывались нечетные нити основы, а снизу — четные или наоборот. Такой способ полностью повторял технику плетения и занимал очень много сил и времени.
Ручной ткацкий станок
Вскоре древние мастера пришли к выводу, что найдя способ одновременного поднятия четных или нечетных рядов основы, можно было бы сразу протянуть уток через всю основу, а не через каждую нить в отдельности. Так был придуман ремез — приспособление для разделения нитей.
Это был деревянный стержень, к которому крепились четные или нечетные нижние концы нитей основы. Потянув ремез, мастер отделял четные нити от нечетных и пропускал уток через всю основу. Правда, обратно следовало пройти каждую четную нить в отдельности. Чтобы решить эту проблему, к грузикам на концах нитей привязывали шнурки.
Другой конец шнурка прикрепляли к ремезам. К одному ремезу крепили концы четных нитей, ко второму — нечетных. Теперь мастер мог отделять нечетные и четные нити, потянув за один или второй ремез. Теперь он делал лишь одно движение, перебрасывая уток через основу.
Благодаря техническому прогрессу в ткацком станке была изобретена ножная педаль, но до XVIII в. мастер по-прежнему проводил уток через основу вручную.
Механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта
Лишь в 1733 году суконщик из Англии Джон Кей изобрел механический челнок для ткацкого станка, что стало революционным прорывом в истории развития текстильной промышленности. Пропала необходимость перебрасывать челнок вручную, появилась возможность выпускать широкие ткани. Ведь раньше ширина полотна была ограничена длиной руки мастера.
В 1785 году Эдмунд Картрайт запатентовал свой механический ткацкий станок, оснащенный ножным приводом. Несовершенство первых механических станков Картрайта до начала XIX века не представляло большой угрозы для ручного ткачества.
Однако станок Картрайта стали улучшать и модифицировать и к 30-м годам XIX века число машин на фабриках увеличивалось, а число обслуживающих их работников стремительно уменьшалось.
В 1879 году Вернер фон Сименс создает электрическую ткацкую машину. В 1890 году англичанин Нортроп изобрел автоматический способ зарядки челнока, а в 1896 году его фирма представила первый автоматический станок. Конкурентом этому станку стала ткацкая машина без челнока. Современные ткацкие станки полностью автоматизированы.
Joomla! Open Source Content Management
Если задать вопрос, какая вещь в повседневном быту современного человека имеет первостепенное значение, ответы будут разными. Возможно, назовут мыло, мебель, посуду… И всё-таки без столь полезных без спору вещей, можно как-то обойтись, хотя даже представить это нелегко. А вот если из обихода полностью исчезнет ткань, то мир вокруг нас, согласитесь, изменится неузнаваемо.
Ведь именно из ткани шьют одежду, не говоря уж о многих других применениях этого материала. Так что изобретение пряжи — нитей из шерсти или растительных волокон — и способа изготовления из пряжи ткани — невероятно значимые для человечества достижения. И вовсе не случайно, что едва ли не первыми производственными процессами, которые люди постарались механизировать, были как раз изготовления пряжи и ткани. Более того, технические достижения именно в этой области как бы подстёгивали изобретательскую мысль и в других направлениях. Может быть, не все знают, что промышленная революция XVIII века, которая привела к массовому появлению самых разных машин, началась именно с изобретения достаточно совершенного ткацкого станка. Впрочем, о том, как человек становился ткачом, лучше, конечно, рассказать по порядку… Древнейшим образцам ткани, дошедшим до наших дней, насчитывается несколько тысяч лет. Археологи не раз находили в древнеегипетских гробницах тонкие полотна изо льна, а также более плотный материал, расписанный цветными рисунками. Благодаря тому, что в Египте сухой климат и нет резких температурных перепадов, древняя ткань неплохо сохранилась. По этим археологическим находкам можно судить, что работа древнеегипетских ткачей была весьма качественной, хотя они изготавливали ткань вручную. Под сильным увеличительным стеклом хорошо видно, что нити древних тканей переплетены очень аккуратно, лежат, что вдоль, что поперёк, ровными, прямыми линиями. Впрочем, чему удивляться: древние египтяне были далеко не первыми ткачами — искусству переплетать нити, чтобы получать из них ткани, люди стали учиться ещё за тысячи лет до египетской цивилизации. А натолкнул их на такую мысль ещё более древний навык — плетение корзин, подстилок, сетей, обуви из гибких веток, тростника, длинных побегов травы. Это уже умели и наши далёкие первобытные предки. Однако для изготовления тканей ни один из этих материалов не годился. Но и тут на помощь первобытному человеку пришла сама природа. Пытливые предки заметили, что из многих растений, например, льна, хлопчатника, конопли и даже крапивы, можно извлечь упругие и прочные волокна. Годилась для этого и шерсть домашних животных. Но, чтобы приготовить из волокон пряжу, приходилось изрядно потрудиться. Извлечь волокна из стеблей льна, например, особенно нелегко. А шерсть нужно сначала очистить, тщательно промыть, просушить. Из подготовленного сырья скручивали длинные прочные нити. Такой процесс называется прядением, а полученные нити — пряжей. И уже тысячи лет назад человек постарался хоть как-то рационализировать прядение, изобретя веретено — стержень из дерева или камня, на который наматывалась готовая нить. Скручивать её приходилось вручную, постепенно вытягивая из заготовленного сырья пучки волокон. Немного забегая вперёд, стоит сказать, что, в конце концов, человек изобрёл прялку. Теперь прядильщик рукой крутил колесо, соединённое с веретеном ременной передачей. Вращаясь, веретено само постепенно вытягивало пучки волокон, превращая их в нити пряжи. Ну а что касается процесса изготовления ткани, то он тоже постепенно рационализировался. Правда, на заре ткачества он был совсем прост. Можно представить, с помощью каких нехитрых приспособлений работали первобытные ткачи. В землю вбивались две крепкие ветки с рогульками наверху. Они удерживали деревянный стержень. Примерно такое же устройство, только пониже, мастерят в туристском походе, чтобы подвесить над костром чайник. Древние ткачи привязывали к этому стержню, одну рядом с другой, нити пряжи, свисающие до земли. Чтобы они не спутывались, к их концам крепились грузики. Кстати, и по сей день эти продольные нити называются в текстильном производстве основой. Для превращения основы в ткань продольные нити надо переплести поперечными, которые называются утком. Сам же этот процесс был несложным, хотя и трудоёмким. Ткач пропускал уток сквозь основу таким образом, чтобы он проходил, например, поверх чётных нитей и под низом нечётных, а в обратную сторону наоборот. Удобнее всего это было делать заострённой палочкой, на которую наматывалась нить утка. При этом надо было следить и за тем, чтобы нити ложились ровно и плотно одна к другой. Так постепенно нити превращались в ткань. Она могла быть разной — лёгкой из льняной пряжи, грубой и тёплой из шерстяной. Как бы то ни было, первобытный человек получил наконец возможность облачиться в одежды, пошитые из ткани. Шить-то он научился ещё раньше, мастеря одеяния из звериных шкур…
Постепенно ткацкое производство совершенствовалось. Сначала древние изобретатели сообразили: если поднимать разом все чётные или нечётные нити основы, то уток можно перекидывать под ними на другую сторону одним движением.
Поэтому на концах нитей основы появились деревянные дощечки, называемые ремезами. К одной дощечке крепились чётные нити, к другой нечётные. Мастер, поднимая то один ремез, то другой, последовательно отделял нити друг от друга и перекидывал уток то справа налево, то слева направо.
Процесс ткачества стал быстрее в десятки раз. Оставалось только догадаться, что с помощью дополнительных ремезов можно поднимать в каком-то определённом порядке и другие нитки основы, делая их переплетение с утком более сложным. Таким образом, на ткани можно было получить определённый рисунок.
Ткачи широко пользовались подобными «хитростями» уже в античные времена. Постепенно ткацкий станок становился именно станком. В Средние века, например, мастер управлял ремезами, нажимая ногами на педали, руки при этом оставались свободными.
Уток можно было перекидывать то вправо, то влево гораздо быстрее, производительность труда выросла. Однако ткань получалась неширокой, как раз такой, насколько хватало длины руки ткача.
Но вот, наконец пришёл XVIII век, когда в текстильном производстве произошли важнейшие перемены. В этом заслуга английских изобретателей Джона Кея и Эдмунда Картрайта. Первый из них в 1733 году придумал конструкцию механического челнока для нити утка.
Челнок двигался по направляющим, таща за собой нить, подгоняемый ударами специальных деревянных молоточков, укреплённых по обеим сторонам рамы станка. После каждого движения челнока основа, намотанная на валик, продвигалась вперёд на один «шаг», освобождая место для нового «стежка». Челнок Джона Кея назвали «самолётным».
Как раз с этого изобретения, можно считать, и началась промышленная революция. Дело в том, что ткацкие станки с челноком-самолётом позволили производить гораздо больше тканей, чем раньше. Ткацким предприятиям стало не хватать пряжи, которую по-прежнему вырабатывали вручную.
Пришлось изобретать прядильную машину, что и сделал в 1765 году другой английский изобретатель — Джеймс Харгривс. Через несколько лет в Англии появились прядильные фабрики, машины которых работали с помощью водяных двигателей. Наконец, в середине 80-х годов Эдмунд Картрайт изобрёл ткацкий станок, где все операции были механизированы.
Как раз к тому времени ещё один англичанин, Джеймс Уатт, завершил работу над своим паровым двигателем. И Картрайт построил ткацкую фабрику с двадцатью станками, установив для их привода машину Уатта. Так что первое широкое применение паровой двигатель нашёл именно в ткацком производстве.
Конечно, в дальнейшем ткацкий станок непрерывно совершенствовался. Особо стоит отметить французского изобретателя Жозефа Мари Жаккара. В 1801 году он создал… программируемый ткацкий станок. Для этого служили перфокарты — картонные таблички с пробитыми на них в определённом порядке отверстиями.
Перфокарты были соединены в ленту, помещавшуюся наверху станка. Каждая перфокарта определённым образом управляла движениями нитей основы, «задавая» станку программу для создания того или иного узора на ткани. Нажимая педаль, мастер мог передвинуть ленту перфокарт и поменять программу.
Позже с помощью перфокарт стали задавать программы металлорежущим станкам, но первым-то был ткацкий! Ну а современные ткацкие станки — сложные, хорошо продуманные агрегаты. Конструкции у них разные — есть многочелночные, а есть станки без челноков — нить утка перебрасывает сжатый воздух. Зато сам главный принцип изготовления тканей переплетением основы и утка остался тот же самый, что придумал ещё первобытный человек.
Игорев, В. Как с ткацкого станка… началась промышленная революция /В. Игорев //А почему?. – 2008. — № 10. – С. 24-26.
История ткани. Искусство ткачества как всё начиналось. Часть 1
Перефразируя известное выражение, можно сказать: мы-то, что мы носим. Это значит, что любая одежда не столько представляет собой набор утилитарных предметов, сколько отражает суммарный опыт человечества.
При чём речь в первую очередь идёт не о фасоне или крое наряда, а о ткани из которой он изготовлен.
Самая простая вещь, например футболка из хлопка, стоит недорого и доступна каждому желающему лишь потому, что на протяжении тысячелетий люди совершили множество полезных изобретений и превратили их в технологии.
Для создания футболки нужны земледелие, прядение, ткачество, окраска, логистика, торговля. А также одновременные усилия многих людей. Если современный человек внезапно окажется вдали от цивилизации, где-то на необитаемом острове, то не сможет повторить технологический цикл, необходимый для производства ткани.
Ткань, бесспорно, одно из самых величайших изобретений человечества, длительное время считавшееся вершиной прогресса, источником богатства и символом социального статуса. Между тем история ткани не такая уж древняя. В промежутке от 170 до 83 тысяч лет назад человек (тогда даже ещё не сапиенс) начал использовать шкуры, листья.
В диапазоне от 60 до 30 тыс лет назад появились костные иглы для шитья шкур. Между 9 и 17 тысячелетиями до н.э. люди научились изготавливать тканые материалы из растительных волокон и шерсти животных. Массовый переход народов Евразии на тканую одежду начался примерно в 5 — 4 веке до н.э.
Таким образом, человек использует ткань для изготовления одежды не более 4-6% своей истории.
Сама история ткани состоит из непрерывных инноваций. Первым ткацким станком вероятно, была обычная перекладина, к которой крепились нити основы. Нижняя часть основы крепилась на поясе ткача, если полотно было узким или притягивалось к земле специальными грузиками.
Затем было придумано множество различных приспособлений , позволивших изготавливать тонкие прочные нити и ткани с различными переплетениями. Уже в др. Египте в 5 тыс до н.э. египтяне вырабатывали льняной текстиль, имеющий на квадратном сантиметре 48 нитей в основе и 60 по утку.
По этой же технологии стали изготавливать ткань из хлопка, шерсти, коконов шелкопряда, джута, гибискуса, рами, агавы, конопли. Долгое время развитие ткацкого дела шло по линии совершенствования технических приспособлений и качества выделки.
Пока в эпоху промышленной революции люди не изобрели паровые станки и синтетические ткани. С тех пор ткань можно производить в любом количестве при сохранении низкой себестоимости.
На картине Исаака Клааса ван Сваненбурга (1538-1614) изображён весь процесс производства шерстяной ткани, от прядения до ткачества. Шерсть играла важную роль в экономике Европы, а голландцы славились качественными тканями.
Ремёсла наших предков: ткачество (часть 1)
Сегодня мы продолжаем рассказ о ремёслах наших предков. Читайте, комментируйте, рассказывайте, о чем вам ещё хотелось бы почитать на нашем канале!
Одним из важнейших умений наших предков было владение искусством ткачества – создания тканей. Ткань состояла из двух видов нитей – основы и утка. Основа – это натянутые нити, задававшие ширину изделия.
А уток – это нить, которую пропускали через нити основы, повторяла древние способы плетения. Первоначально это было довольно долгой, кропотливой и достаточно сложной работой.
Тогда были созданы первые ткацкие станки.
Примитивный ткацкий станокПримитивный ткацкий станок
Нити основы натягивались между планками рамки, а нити утка, чередуясь, продевались между ними: под нитью – над нитью, под нитью – над нитью и так далее. Затем у рамы появился вертикальный брус, а внизу нитей начали подвешивать грузики, чтобы нити не спутывались.
Вертикальный ткацкий станокВертикальный ткацкий станок
В 1500 г. до нашей эры был изобретён вертикальный ткацкий станок. К нитям привязывали грузики и свисали почти до земли. Ткач снова же пропускал нить утка так, чтобы одна из висящих нитей была по одну сторону утка, другая – по другую. Это тоже занимало очень много сил и времени.
Горизонтальный ткацкий станокГоризонтальный ткацкий станок
Тогда люди задумались, что нужно научиться одновременно приподнимать одни нити и опускать другие. Так можно было протянуть уток сразу через всю основу. И тогда был создан ремез – приспособление для разделения нитей.
Это был стержень, к которому крепились четные или нечетные нити основы. Когда ткач приподнимал его, чётные и нечётные нити разделялись, и ткань становилось куда проще.
А в XVIII веке вообще была изобретена ножная педаль, чтобы приподнимать ремез.
Эдмунд Картрайт
Позже появились ткацкие станки, которые автоматически начали пропускать челнок с уточной нитью. Тогда ткани стали куда шире – ведь раньше ширина определялась лишь длиной руки мастера.
В 1785 году Эдмунд Картрайт запатентовал свой механический ткацкий станок, оснащенный ножным приводом. Ткани стали выпускать в огромных количествах.
Но и его станки всё же модифицировались, стремительно уменьшая число работников на ткацких фабриках.
Вертикальный ткацкий станок — реконструкцияВертикальный ткацкий станок — реконструкция
Но и в XIX, и в XX и даже в XXI веке всё ещё остаются люди, владеющие чудесным мастерством ручного ткачества. Вертикальные, горизонтальные ткацкие станки и другие приспособления для создания тканых изделий по-прежнему используются. Во многих этнических группах ткачество считается определённой традицией, которая веками существовала внутри семьи, рода, всего народа.
Возможно, что именно поэтому, такое ремесло, как ткачество, до сих пор не был забыто со временем. Более того, в наше время существует огромное количество способов создания тканых изделий. Но об этом мы расскажем в другой раз.
Проверьте, подписались ли вы на наш канал, чтобы не пропустить следующую интересную публикацию!
ТКА́ЦКИЙ СТАНО́К
Авторы: Е. Г. Царёва (исторический очерк)
ТКА́ЦКИЙ СТАНО́К, используется для выработки текстильных тканей. Осн.
рабочие органы станка – ремизка (2 планки, которые, перемещаясь вверх или вниз, поднимают или опускают нити основы, образуя зев, в который прокладываются нити уткá), челнок (служит для прокладывания уточной нити) и бёрдо (деталь в виде гребня, которой прибивают проложенную нить утка к опушке ткани). Нити основы, переплетаясь с нитью утка, образуют ткань, которая навивается на товарный валик (навой). Порядок чередования перемещений ремизок обеспечивает изготовление тканей разл. переплетения нитей. Число зубьев, приходящихся на единицу длины бёрда, и число нитей, проходящих через просветы между зубьями, обусловливают плотность ткани по основе, а перемещение (отвод) ткани, приходящееся на одну уточную нить, определяет плотность ткани по утку.
Различают Т. с. с прерывным образованием ткани (челночные и бесчелночные) и с непрерывным многоместным образованием ткани (многозевный Т. с.). На челночных Т. с.
уточная нить прокладывается в зеве челноком, в бесчелночных – прокладчиком утка. Бесчелночные станки бывают с малогабаритным прокладчиком утка, пневматич., гидравлич.
, рапирные и пневморапирные.
По конструкции различают Т. с. плоские и круглые (используют только для выработки спец. тканей, напр. рукавных); узкие (вырабатывают ткань шириной до 100 см) и широкие (предназначены для лёгких, средних и тяжёлых тканей). Для переработки утка разл. видов (по цвету, крутке и др.) применяются многочелночные станки.
В зависимости от устройства зевообразоват. механизма станки бывают эксцентриковые (для тканей простых переплетений), кареточные (для мелкоузорчатых тканей) и жаккардовые (для тканей с крупным, сложным узором; см. Жаккарда машина). Т. с.
предназначаются для выработки хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, стеклянных, металлич. и др. тканей.
Т. с. был создан, по-видимому, не позднее эпохи верхнего палеолита. Его простейший вариант – портативный узконавойный горизонтальный наспинный Т. с., в котором один конец нитей основы крепится к поясу ткачихи, второй – к неподвижной опоре, до 20 в. сохранявшийся в архаич. варианте у айнов, хантов и др.
, в усовершенствованном варианте – у народов Юго-Вост. Азии и др. Стационарный Т. с. (т. н. горизонтальный Т. с.) появился в раннем неолите у земледельцев Плодородного полумесяца, затем в Египте, в конце неолита – в Индии и Судане.
Имел форму низко расположенной жёсткой четырёхугольной рамы с ремизками и бёрдом; на нём обычно работали две ткачихи. Горизонтальный Т. с. этого типа, громоздкий и неудобный в работе, был постепенно вытеснен т. н. вертикальным Т. с.
с грузилами в виде вертикально закреплённой, с лёгким наклоном, П-образной рамы; к её верхней перекладине крепятся нити основы, натяжение которых обеспечивается привязанными к концам грузилами. Древнейшие находки и изображения Т. с. такого типа известны в Венгрии (кон. 7-го тыс. до н. э.
), откуда станок распространился в Анатолию (Чатал-Хююк), Центр. и Вост. Европу (до Ср. Поднепровья), затем в Грецию и Сев. Италию, позднее на север, до Скандинавии (где он используется в сёлах доныне); в эллинистич. период отмечен на территории Бактрии.
С сер. 2-го тыс. до н. э. в Передней Азии распространяется Т. с., сочетающий элементы разл. типов: основа натягивается на горизонтальную, высоко расположенную раму между двумя валиками, а ремизный и др. вспомогат.
аппараты крепятся выше уровня станин, и основа уходит под углом вверх. Ткач работает сидя, начинает работу от переднего вала (пришва) к дальнему (навой). Появляется челнок. Работали на Т. с.
мужчины, что говорит о товарном характере произ-ва.
В разных странах доминировали разные виды Т. с.: горизонтальные и вертикальные; мобильные и стационарные; узко- и широконавойные; ремизные и безремизные и др. Используются и архаичные ткацкие устройства, напр., дощечки (таблетки), бёрдышки, рогульки, ткачество на ниту, на веточке и др. у славян.
В 11–15 вв. появилась система педалей, поднимающих разные группы нитей основы, что освободило руки ткача и дало возможность создавать ткани со сложным рисунком. Создание механич. Т. с. стало решающим фактором индустриализации текстильного произ-ва и началом промышленной революции в Европе. В 1733 Дж.
Кеем был изобретён механич. челнок (в России – самолётный челнок, или «челнок-самолёт»), в 1785 – механич. Т. с. с ножным приводом (Э. Картрайт), в 1804–08 – машина Жаккарда (Ж. Жаккар), в 1879 – электрич. ткацкая машина (В. фон Сименс). В 1896 фирма Дж. Нортропа представила Т. с. с автоматич. сменой челноков.
В СССР в 1927 С. А. Дынник создал конструкцию многозевного круглого ткацкого станка, в 1949 В. А. Прозоров – плоского многозевного станка. Совр. Т. с. характеризуются наличием компьютерной системы, программное обеспечение которой оптимизирует протекание производств.
процесса и обеспечивает экономичное управление.
Статья "Ткачество, как древнейшее из ремесел"
Ткачество было изобретено человеком в эпоху неолита – около 8 тысяч лет до нашей эры. До зарождения ткацкого ремесла первобытные люди одевались в шкуры животных, которые сшивали нитями, изготовленными из жил тех же животных.
Ткачество – это изготовление тканей из нитей животного или растительного происхождения. Ткацкому процессу предшествует процесс прядения.
Из коротких шерстинок или растительных волокон прядут нити, скручивая шерстинки или волокна между собой. Затем нити переплетаются.
При этом продольные нити образуют основу ткани, а поперечные нити располагаются перпендикулярно основе и образуют уток. Переплетенные нити основы и утка образуют тканевое полотно.
Ткачество как ремесло возникло в результате перехода человека от кочевого к оседлому образу жизни, от собирательства к одомашниванию животных и возделыванию растений.
Освоив ткачество в глубокой древности, человечество не расставалось с этим ремеслом никогда. Для облегчения производства были изобретены ткацкие станки.
Ручной ткацкий станок представляет собой простую деревянную раму, на которую натягиваются нити основы и перемещаемый вручную челнок с закрепленной на нем нитью утка. Это одно из древнейших орудий труда.
Остается лишь поражаться изобретательности древнего мастера, впервые придумавшего это немудреное, но вполне эффективное устройство. Станок позволил не только ускорить производство ткани, но и добиться получения достаточно тонкого полотна с ровной поверхностью.
Следующего после ручного ткацкого станка пришлось ждать до середины восемнадцатого века, когда был изобретен механический ткацкий станок. Это была одна из первых машин, с которой началась промышленная революция.
Приводимый в действие паровым, а сегодня – электрическим двигателем, механический ткацкий станок многократно увеличил производительность труда. Кроме того, ткани получались именно такими, какими их задумывал ткач. Все зависело от типа используемых ниток и параметров, которые выдерживались при создании полотна на станке.
Несмотря на то, что с момента изобретения механического ткацкого станка технологии шагнули далеко вперед, основные принципы производства тканей остаются неизменными.
Процесс создания тканей из натуральных материалов – шерсти животных и растительных волокон – включает в себя сложившуюся веками технологическую цепочку, по-прежнему включающую в себя выращивание животных и растений, стрижку шерсти или сбор урожая, все стадии обработки волокна, прядение нити и, наконец, ткацкий процесс. Но изменились сами ткацкие станки.
Современные ткацкие станки имеют множество разновидностей. По способу прокладывания уточной нити, например ткацкие станки подразделяются на челночные и бесчелночные. По механизму смены утка – с ручной сменой и автоматические. По числу челноков – на одночелночные и многочелночные. И так далее.
Рисунок ткани при ручном производстве полотна зависит лишь от мастерства и фантазии ткача.
Сначала создавался эскиз узора, затем мастер вычислял расположение окрашенных поперечных нитей – подсчитывал через сколько движений челнока требуется сменить уточную нить на нить другого цвета.
Подобным образом создавались и украшенные простым узором ткани, и целые художественные полотна, вроде гобеленов.
При современном производстве рисунок ткани создает художник-дизайнер. Затем компьютер станка программируется в полном соответствии с эскизом узора. В ходе ткацкого процесса станок автоматически меняет нити утка, следуя командам компьютера.
Но ручная технология ткачества вовсе не исчезла. Вручную ткутся художественные полотна. Ручной труд сохраняется в производстве дорогих ковров – красочных напольных полотен, вытканных из толстых шерстяных нитей.
Из повсеместно распространенного ремесла ручное ткачество перешло в разряд искусства. Выткать уникальный ковер или гобелен при помощи машины невозможно.
Автоматические ткацкие станки не позволяют мастеру в должной мере проявить художественную интуицию. Автомат способен абсолютно точно воспроизвести рисунок ткани, размножить его в сотнях тысяч экземпляров.
Но это будет всего лишь выхолощенная копия, лишенная особенностей почерка художника.
Ручное ткачество ценится своими крошечными огрехами – узелками, мелкими «неправильностями» в рисунке, непостоянством толщины нитей. В искусстве они исполняют роль штрихов карандаша или мазков кисти живописца. Благодаря этим почти незаметным деталям, мы чувствуем в вытканных полотнах живое тепло рук художника, будь он нашим современником или неведомым жителем Древнего Египта.
Издавна ткачество представляло собой особый ритуал, оно было одним из главных занятий женской половины населения, когда собирались девушки и женщины за важным ремеслом, коротали дни и вечера, вели душевные беседы, напевали любимые песни.
Одним из элементов древнерусского костюма, женского, мужского или детского, был пояс. Повязывание пояса объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом — готовностью к деяниям и способностью эти деяния осуществлять.
Пояс, как часть одежды человека, принимающая форму круга повсеместно, употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится». Снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе.Традиционно использовались два, иногда три пояса.
Один пояс был крестильным, носился на голое тело, и его никогда не снимали.Завязывался пояс узлом спереди или с боку, чтобы концы свешивались на 20-40см и более. Способ навязывания поясов обозначал их длину, которая колеблется от 1,5 до 6м.
Ширина поясов тоже различна: повседневную рубаху подпоясывали тонким полувершковым поясом (22мм); праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44,45мм). Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека.
Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. Сегодняшнее выражение «распоясался» означает расхулиганился.
В славянской традиции пояс это источник жизненной силы. Он обладает оздоравливающими и оплодотворяющими свойствами. Обереговые свойства пояса знахари при необходимости могли усилить определенным заговором.
На селе пояса плели и ткали крестьянки из льняной и шерстяной пряжи. В городах производством поясов занимались ремесленники, изделия которых продавались на ярмарках или в посадских лавочках.
В народе были распространены дешевые вязаные тканые и плетеные пояса. Наиболее древними являются пояса, сплетеные из льняных или шерстяных нитей на пальцах и имевшие ромбовидный узор.
Ценные пояса включались в списки вещей, передаваемых по наследству. Особенно это касалось княжеских и царских поясов, являвшихся частью парадных облачений правителей и в качестве таковых служивших символами преемственности власти. Так, в «Духовной грамоте» Ивана Калиты 1328 года сказано: « А из золота дан сыну моему Ивану пояс большой с жемчугом, с каменьями, золотом окован».
До середины XIX в. ткачество поясов не носило товарного характера. Чаще всего пояса изготавливались для пользования семьи или на заказ соседям, односельчанам. Еще в начале XX в.
пояс был неотъемлемой частью славянской одежды: повседневной, праздничной и ритуальной. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью.
Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз.
Все женщины умели плести пояса. Качество изготовления поясов должно было быть безукоризненным. Ошибки «погибелки» не допускались. Здесь требовалась особая внимательность и острота зрения, терпение и трепетное отношение к любимому делу.
Все это исключительно красочное богатство, бесконечное множество узоров создавалось руками крестьянских женщин на протяжении многих веков, бережно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней практически в неизменном виде.
Сегодня обрядовая функция и магическое значение пояса утрачено, но эстетический смысл сохранил этот вид народного искусства для человека. Многие марки одежды на показах мод используют пояс в качестве красивого дополнения, подчеркивающего красоту фигуры.
Ткацкий станок
Одежда в средневековье выполняла не только свои прямые функции, она служила еще знаком, отличающим положение человека в обществе.
Люди стремились выразить себя через костюм, показать себя, не считаясь с затратами. Богатые горожане старались не отстать от феодалов в проявлениях роскоши.
Потребность в изысканных тканях заставляла искать новые способы их изготовления и изобретать более совершенные станки.
К началу средних веков процесс прядения осуществлялся с помощью ручного веретена, которое оставалось таким же, каким его знали пряхи самых древних времен. Затем веретено претерпело ряд принципиальных изменений, которые превратили его в прядильный станок. Технически более простые процессы кручения и перематывания шелка были механизированы в 1272 г. в Болонье.
Производство именно шелковой нити сделало возможным быстрое развитие прядильной мануфактуры.
Столь же быстрый процесс при производстве льняной, шерстяной и бумажной пряжи был невозможен, поскольку здесь короткие волокна приходилось скручивать в непрерывную нить.
Но происходившие усовершенствования и здесь превратили простое веретено в прядильное колесо. Большое колесо вращали вручную (позднее — при помощи педального механизма), а перекинутая с него на малое колесо нить быстро вращала его вместе с веретеном.
В ткачестве в период раннего средневековья применялся примитивный вертикальный ткацкий станок, в котором по существу производилось плетение, но не ручное, а уже несколько организованное путем фиксированного положения и натяжения нитей основы. Отделение одной группы нитей плетения от другой, нитей основы от нитей утка было первым шагом в переходе от плетения к ткачеству.
Римляне знали лишь вертикальный ткацкий станок — в нем навой с основой представлял собой вертикально стоящую раму. Приблизительно в XIII в. в Европе появился горизонтальный ткацкий станок, где, наоборот, основа размещалась горизонтально.
В таком станке был применен механизм, приводившийся в действие с помощью педалей и поочередно поднимавший и опускавший навой с основой. Это ускоряло работу ткача.
Ткацкие станки были обычным домашним инвентарем, и хозяйка дома пряла не только пряжу, но и ткала готовую ткань.
Изобретения древней Индии
Оцените, пожалуйста, статью, автор старался 🙂 :
(3