Принцип работы динамометрического ключа

Принцип работы динамометрического ключа

Крутящий момент — это скручивающая сила. Когда вы используете гаечный ключ на резьбовом креплении (например, болт, гайка, винт или шпилька), вы прикладываете крутящий момент, чтобы либо затянуть его, либо ослабить. Но насколько туго? Некоторые типы крепежных деталей, многие из которых используются на различных механических устройствах, включая автомобили, требуют затяжки до определенной величины, чтобы компонент работал должным образом. Вот тут-то и появляется динамометрический ключ. Какой самый лучший динамометрический ключ? Самый простой способ ответить на этот вопрос рассказать, что существует множество хороших вариантов, поэтому важно, чтобы вы знали, что делает динамометрический ключ и что вам нужно знать, чтобы найти лучший динамометрический ключ именно для решения ваших задач.

Принцип работы динамометрического ключаЭти ключи используют одну из двух систем (калиброванная пружинная система или отклоняющая балка) для определения величины прилагаемого крутящего момента и отражают его на счетчике или циферблате. Крутящий момент измеряется в Ньютон-метрах (Нм) в метрических системах измерения. Желаемое усилие обычно можно установить с помощью механизма, встроенного в ручку. В типичном гаечном ключе щелчкового типа механизм производит слышимый щелчок при достижении нужного крутящего момента. При использовании динамометрического ключа с щелчком используйте одну руку, чтобы удерживать ось на месте, а другую на ручке. Вращайте инструмент до тех пор, пока он не издаст слышимый щелчок. Как только это произойдет, прекратите поворачивать, так как один щелчок это все, что нужно, иначе крепление может быть перетянуто. Как только инструмент больше не понадобится, установите шкалу обратно в самое низкое положение, чтобы предотвратить влияние на ее точность при будущих измерениях. 

Воздержитесь от использования их на крепежных деталях, которые уже были полностью затянуты обычным гаечным ключом или головкой, так как может оказаться, что нужный уровень крутящего момента уже превышен. Вместо этого лучше ослабить крепеж, а затем снова затянуть его до нужного момента.

Ключ для шиномонтажна

Принцип работы динамометрического ключа

При затягивании автомобильных колесных гаек важно использовать динамометрический ключ, поскольку обычно ошибочно полагают, что чем они туже затянуты, тем безопаснее. Они опасны, если отваливаются во время движения, но чрезмерное их затягивание может быть столь же опасным.

Каждый автомобиль имеет определенное значение крутящего момента для крепления колес – обычно в районе 100 Нм для среднего автомобиля.

Возможно, самый популярный тип динамометрического ключа это ключ с щелчковым механизмом, стиль щелчка назван так потому, что он производит слышимый щелчок, когда достигается желаемое количество крутящего момента. Это делает его невероятно простыми в использовании.

Важно отметить недостатки этого типа динамометрического ключа. Щелчок не предотвращает чрезмерного затягивания, так как после этого вы все равно можете повернуть ключ. Возможность остановиться, как только вы услышите щелчок, сведет к минимуму количество чрезмерного крутящего момента, но требует хорошего контроля над двигателем.

Затягивание болтов больше указанного требования приведет к их растяжению. Когда они растягиваются выше предела текучести, они могут сдвигаться, потому что сила, которую они обычно выдерживают, уменьшается.

Использование правильного крутящего момента помогает обеспечить надежную установку колесного узла, а следование рекомендациям производителя снизит риск слишком большого или слишком малого давления на любой из узлов. Поэтому перед установкой или изменением чего-либо на автомобиле всегда проверяйте технические характеристики автомобиля.

Таблица момента затяжки болтов динамометрическим ключом

Принцип работы динамометрического ключа

Типы динамометрических ключей

Хотя сам по себе это тип гаечного ключа, на самом деле существует пять основных типов динамометрических ключей, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Балансировка этих качеств в соответствии с вашими личными потребностями является важной частью правильного выбора инструмента.

1. Щелчкового типа

Принцип работы динамометрического ключа

Возможно, самый популярный тип динамометрического ключа, стиль щелчка назван так, потому что он производит и слышимый щелчок, когда достигается желаемое количество крутящего момента. Это делает их невероятно простыми в использовании. Современные динамометрические ключ этого типа стоят относительно не дорого, что делает их отличным выбором для всех уровней квалификации. Важно отметить недостатки этого типа динамометрического ключа. Щелчок не предотвращает чрезмерного затягивания, так как после этого вы все равно можете повернуть ключ. Возможность остановиться, как только вы услышите щелчок, сведет к минимуму количество чрезмерного крутящего момента, но требует контроля.

2. Стрелочный тип

Принцип работы динамометрического ключа

Этот ключ использует длинную балку, прикрепленную к головке в качестве отвеса, а также шкалу на ручке под ним. Эта ручка предназначена для легкого изгиба при увеличении крутящего момента, что приводит к смещению шкалы под указателем. Считывание инструмента аналогично использованию обычной весовой шкалы, при этом положение указателя на шкале указывает на величину приложенного в данный момент крутящего момента. Динамометрические ключи стрелочного типа просты в конструкции и используют физику для получения высокоточных показаний. Они требуют наименьшего количества технического обслуживания и, как правило, имеют самый длительный срок службы. По этой причине они обычно используются для калибровки других инструментов.

К сожалению, они могут быть более трудными для чтения и гораздо менее удобными, чем современные ключи, что делает их плохим выбором для новичков. Эта версия использует манометрический циферблат для индикации крутящего момента и гораздо проще в использовании благодаря более простому дисплею.

3. Цифровой тип

Принцип работы динамометрического ключа Предварительно откалиброванные для более точного считывания цифровые динамометрические ключи являются отличным выбором, когда вам нужны удобство и эффективность. Многие модели позволяют предустановить несколько настроек крутящего момента или могут сохранять настройку в течение нескольких применений. Как только вы достигнете целевого измерения крутящего момента (или вторичного предупреждения о предварительном измерении), ключ уведомит вас либо жужжанием, звуковым сигналом, вибрацией, либо светом (или всем вышеперечисленным). Большинство цифровых динамометрических ключей имеют хорошую систему оповещения, поэтому вы не выходите за пределы своей целевой установки крутящего момента.

К сожалению, это самая дорогая вариация динамометрического ключа, что делает их менее привлекательными. Кроме того, для работы требуются батарейки, а некоторые модели требуют, чтобы вы обнулили настройку или со временем обнулили калибровку, что требует от вас время от времени сбрасывать их, чтобы восстановить точность.

4. Другие типы

Существуют и другие типы динамометрических ключей, которые предназначены для более специфических задач, таких как ключ без ступицы (используется в сантехнике) и гидравлический динамометрический ключ (узкоспециализированный для использования в авиации). Эти и электронные вариации вышеупомянутых основных типов с гораздо меньшей вероятностью окажутся в вашем наборе инструментов и поэтому специально не рассматриваются здесь.

Размер посадочного квадрата для динамометрического ключа

Размер вашего динамометрического ключа может иметь большое влияние на то, для чего он может быть использован. Иногда существует некоторое перекрытие в функциональности между двумя размерами, но каждый размер соответствует определенным задачам.

  • 1/4 дюйма: это самый маленький общий размер. Чаще всего такие ключи понадобятся вам для небольших алюминиевых двигателей. Таким образом, это отличный выбор для мотоциклов, мопедов и тому подобного. 1/4-дюймовый привод также пригодится для небольших электронных устройств, встречающихся в некоторых системах автомобиля. Вы также можете использовать для работы с мелким крепежом в двигателе автомобиля.
  • 3/8 дюйма: это маленький размер ключа, который вы, вероятно, будете использовать для капитального ремонта автомобилей. Чаще всего он необходим для работы двигателя, например для затяжки свечей зажигания. Он является вторым по распространенности среди динамометрических ключей.
  • 1/2 дюйма: при обсуждении динамометрических ключей этот размер привода используется по умолчанию. Он идеально подходит для монтажа выступающих гаек и работы на подвеске автомобиля. Существуют различные модели фиксации момента и большая линейка моментов.
  • 3/4 и 1 дюйм: Скорее всего, вам не понадобится ничего такого большого, если только вы не работаете с полуприцепом или строительной техникой. Однодюймовые приводы встречаются для особо прочных гаек грузовых колес.
Читайте также:  Понижающий редуктор для шуруповерта

Какой самый лучший динамометрический ключ?

Лучший динамометрический ключ для вас — это тот, который отвечает вашим потребностям с точки зрения возможностей и цены. Динамометрические ключи существуют уже очень давно, поэтому можно легко найти качественный.

Вам не нужны самые дорогие, и многие фирменные гаечные ключи будут хорошо работать для вас. Вам действительно нужно решить, для какой работы он вам нужен, но в целом 1/2  дюймовый ключ сделает большую часть того, что вам нужно.

Вот несколько вещей, которые вам понадобятся в качественном динамометрическом ключе:

  • Прочный рычажный рычаг для применения крутящего момента от 20 до 210 Н/м
  • Цепкая ручка для ситуаций, когда жир или масло попадают на инструмент
  • Сертификат точности ISO 6789 (плюс-минус 4 процента на срок до 25 000 циклов)
  • Защитный чехол для обеспечения долговечности  и точности в условиях сурового цеха
  • Для щелчковых ключей быстрая и точная регулировка крутящего момента с помощью стопорного кольца

Устройство динамометрического ключа

1. Назначение и виды инструмента

Везде, где требуется не просто закрутить резьбовое соединение, а сделать это с определенным усилием, используется динамометрический ключ. Значение этого усилия, или момента силы, или момента затяжки, указываются, например, в техпаспорте оборудования.

Везде, где есть гайки, имеются данные о силе, с которой их нужно затягивать. Например, если затянуть гайки автомобильных колес правильно, то не будет ни недотяжки, ни перетяжки, резьба не сорвется, диск не деформируется.

Достигнуть правильного усилия можно при помощи динамометрического ключа, вопрос лишь в том, какого именно.

  • Стрелочный – стоит недорого, и в этом его плюс. Отличается серьезной погрешностью в 6 – 8%. И это его недостаток, хотя вполне условный. Таким инструментом выполняют соединения с допустимым неодинаковым моментом вращения, т.е. не требующие высокой точности затяжки.

Принцип работы динамометрического ключа

  • Щелчковый – или предельного типа. Имеет меньшую погрешность, не более 4%. Относится к категории универсального инструмента, так как находит применение на СТО и в мастерских автолюбителей. К тому же принадлежит к средней ценовой категории. Устройство этого типа ключа мы рассмотрим ниже, здесь же скажем, что срабатывание ключа сопровождается щелчком и последующим свободным перемещением рукоятки.

Принцип работы динамометрического ключа

  • Цифровой – самый дорогой, но и самый точный: контролирует усилие затяжки до сотых значений. Работает с минимальной погрешностью не более 1%. Используется на производствах и крупных СТО. Поддерживает выгрузку измерений в Excel и дает возможность запрограммировать последовательность задач. Самый удобный в плане использования инструмент со звуковой и визуальной индикацией значения прикладываемого усилия.

Принцип работы динамометрического ключа

2. Основные технические характеристики

Максимальное усилие – это крутящий момент, который равен произведению приложенной силы на длину рычага. Измеряется в ньютон-метрах и минимально составляет 24 Нм, а максимально 1500 Нм. С этим же параметром напрямую связана длина инструмента – от 75 до 1320 мм.

Выбор зависит от характера предстоящих работ: это или динамометрические ключи-отвертки для работ с электроникой, или промышленные инструменты для работы на конвейерах. Квадрат – так коротко обозначают размер квадратного отверстия на тыльной стороне торцевой головки. Иногда используют термин «посадочный» или «присоединительный квадрат торцевой головки».

Измеряется в дюймах и может быть равен 1/2; 1/4; 3/8; 3/4 дюйма и 1 дюйму.

3. Устройство и принцип работы динамометрического ключа

Принцип работы динамометрического ключа

Внешне такой ключ напоминает трещотку. Отличается от нее наличием шкалы, которая демонстрирует усилие, прилагаемое пользователем через динамометрический ключ к гайке.

В основании ключа имеется рукоятка, вращающаяся в обе стороны. На корпусе высекается основная шкала, на рукоятке – дополнительная с обозначениями от 0 до 14. Основная шкала показывает диапазон усилия, характерный для определенной модели инструмента, например 5 – 25 Нм.

Чтобы достичь прописанного в техпаспорте усилия при закручивании гайки, например, 100 Нм, следует перед началом работы выставить указанную величину на ключе. На основной шкале с помощью механизма на рукоятке выставляется значение 98 Нм, т.е. движимая рукоятка двигается по недвижимому корпусу.

Далее она прокручивается еще, но внимание пользователя обращается на вспомогательную шкалу на рукоятке. На отметке в 2 Нм следует остановиться. В результате получается 100 Нм. На следующем этапе на ключ надевают торцевую головку нужного квадрата и начинают затягивать резьбовое соединение.

Как только усилие пользователя достигнет 100 Нм, раздастся характерный щелчок. Требуемый результат достигнут, закручивание можно прекратить.

После того, как работа будет закончена, щелчковый динамометрический ключ следует перевести в положение «ноль». В противном случае после долгого пребывания в рабочем состоянии расслабляется пружина внутри корпуса.

Это значительно снижает точность измерений и грозит некорректной работой в дальнейшем. Кстати, электронный динамометрический ключ, стрелочный тоже требуют соблюдения этого условия. Не следует также пользоваться инструментом как воротком, чтобы откручивать заржавевшие или сильно затянутые гайки.

И конечно, не стоит перегружать ключ и прилагать усилия, на которые он не рассчитан.

На сайте нашего интернет-магазина  вы найдете большой выбор ручного инструмента для профессиональных и бытовых работ. Чтобы сделать заказ, воспользуйтесь формой онлайн или свяжитесь по телефону с нашим менеджером.

Инструмент в гараже. Динамометрический ключ. — DRIVE2

Всех приветствую.

Небольшое лирическое отступление. В нашем блоге я буду выкладывать отзывы и информацию об используемых нами инструментах, полезных фичах при ремонте, а также тестах и экспериментах, которые мы иногда проводим.

Сегодня мы начнем со святого Грааля любого уважающего себя продвинутого автолюбителя — динамометрическом ключе.

Собственно — зачем вам динамометрический ключ? Самый стандартный вариант использования — закручивание колесных гаек/болтов.

Конечно, вы можете закрутить их вручную, но вряд ли вы сможете руками поймать нужный момент. И уж точно не стоит закручивать гайки пневматическим или электрическим гайковертом.

Немного подробнее про момент силы. Инженеры на автомобильных заводах не зря едят свой хлеб и поэтому для каждого автомобиля имеется своя таблица момента затяжки ответственных соединений .

И гайка колеса это как раз таки одно из важнейших соединений в вашем автомобиле. Если вы недозакрутите гайку, то колесо вы можете на дороге попросту потерять.

Перезакрутите — сорвете шпильку, либо создадите нерасчитанную заводом нагрузку на материал. В общем — это все не безопасно.

Поэтому при смене колес вам нужен динамометрический ключ и знание момента силы затяжки для гаек/болтов ваших колес. Сейчас, когда все переходят на зимнюю резину — это особенно актуально.

Конечно, если вы меняете колеса на шиномонтаже — подобный ключ вам вряд ли пригодится. Кстати, если на шиномонтаже колесные гайки/болты затягивают гайковертом или просто от руки — это хреновый шиномонтаж.

К тому же через 100-150 км пробега затяжку надо проверить, на всякий случай.

Машин у нас в гараже много, поэтому для смены колес нам необходим динамометрический ключ. Выбор пал на компанию Force, ибо их инструментом пользуемся давно.

В итоге приобрели Force 6474470 (по классификации — предельный динамометрический ключ). Весьма удобный ключ, диапазон затяжки 42-210 Нм. В целом это основной диапазон для затяжки колес.

Если вы хотите выбрать другой ключ — обязательно обратите внимание на то, что он должен быть откалиброван на заводе.

Для более тонких работ мы приобрели ключ с диапазоном 5-25 Nm King Tony. Он нам очень пригодился при работе с капризным двигателем ЗМЗ-402. Если неправильно затянуть гайки поддона (неважно — перезакрутить или недокрутить) или крышки коромысел, то это обязательно приведет к выдавливанию масла из-под прокладки.

Работа с ключом. На данных ключах надо открутить гайку внизу и поворачивать ручку, чтобы поймать начальное значение по вертикали (например 154). На самой ручке нанесена горизонтальная шкала от 0 до 14 (0-2.0 на King Tony).

Читайте также:  Наружная резьба на чертеже в разрезе

Если вам надо поймать 160 Нм, то сначала докручиваем до 154 (на ручке риска на 0) и крутим ручку до риски 6. Затем закручиваем гайку внизу.

Держать ключ нужно за ручку, где нанесены риски (не посередине и не у флажка), так можно добиться точного срабатывания ключа.

Уход за ключом.Сразу после работы ключ нужно вывернуть на минимальное значение.

Со временем (5000 циклов, то есть если на вашей машине 20 гаек, то вы сможете сменить без проблем колеса 250 раз, то есть вам хватит его на 125 лет, если вы меняете колеса два раза в год) пружина слабеет и ключ начинает срабатывать на значении меньше установленного.

Конечно, его можно сдать на поверку, но игра свеч не стоит, ибо стоимость ключа 3500 рублей, поверки — 2600 рублей. Также не стоит ронять ключ, отворачивать им какие бы то ни было соединения (реверсивная работа предназначена для гаек и болтов с обратной резьбой). В общем обращаться с ключом следует осторожно, как с точным измерительным прибором.

Момент затяжки колес некоторых автомобилей.Audi Q7 4.2 FSI V8 — 160NmHummer H2 — 190NmBMW Z4 3.0si — 120NmВолга ГАЗ 3110 — 110-120Nm

Mitsubishi Eclipse 2g — 120-140Nm

Порядок затяжки колесаЗдесь приложу правильный порядок затяжки колес. После установки колеса на машину вам надо закрутить гайки в правильным порядке, чтобы колесо отцентровалось. Окончательно затягивать колесо следует на твердой поверхности.

Принцип работы динамометрического ключа

Порядок затяжки на разных вариантах ступиц

На этом все, если вам пригодилась информация или вы узнали что-то новое и хотите нас отблагодарить — поставьте лайк нашим машинам или подпишитесь на них, нам будет приятно 🙂

Принцип работы динамометрического ключа

Для обеспечения правильных моментов затяжки болтов и гаек, требуется инструмент, точно дозирующий усилие.

Устройство и принцип работы динамометрического ключа

Крутящий момент измеряется в ньютонах на метр (Н.м. или Nm). Любая шкала динамометрического ключа размечена именно по такому принципу.

Типы конструкций

Стрелочный (измерительный)

Недорогой, простой, удобный в использовании. На рукоятке расположена шкала с разметкой значения крутящего момента.

К наконечнику с квадратом (для установки торцевых головок) прикреплено две тяги: рычаг и стрелка. При затягивании крепежа рукоятка изгибается на тарированный угол, в результате чего происходит смещение шкалы относительно неподвижной стрелки.

Механик фиксирует требуемое значение в ньютонах на метр, и в нужный момент прекращает затяжку. Преимущество – низкая стоимость и возможность контроля результата «в реальном времени». Недостатки:

  • достаточно высокая погрешность – до 8%;
  • качество работы зависит от твердости рук оператора. Высокая вероятность перетянуть гайку.

Индикаторный

Передает более точный результат. Головка имеет поворотный механизм со спиральной пружиной. К нему механически присоединен стрелочный прибор со шкалой, размеченной в Н.м.

Поворачивая рычаг, слесарь создает усилие, отклоняющее поворотный механизм. Крутящий момент отображается стрелочным индикатором. Пользоваться таким динамометрическим ключом удобно лишь в открытом пространстве – когда индикатор контролируется визуально.

Если необходимо затянуть крепеж в скрытой полости – лучше выбрать инструмент с фиксацией стрелки. После снятия нагрузки, индикатор сохраняет показания, затем стрелка сбрасывается до нулевой отметки с помощью кнопки. Затяжка происходит поэтапно: с постепенным наращиванием усилия. Погрешность такого динамометрического ключа обычно не превышает 6%.

Электронный 

Пружинный механизм в головке фиксирует крутящий момент, который отображается на электронном табло.

Есть приборы с дополнительными функциями:

  • выбор единиц измерения (Н.м., Кг/см, Кг/м, и др.);
  • фиксация максимального результата (сбрасывается кнопкой);
  • звуковая индикация. При предварительной установке предела срабатывания и достижения заданного значения срабатывает зуммер. Это удобно при работе в ограниченном доступе.

Погрешность порядка 5%-6%, при визуальном контроле за результатом, точность затяжки по-прежнему зависит от твердости руки. При работе с ключом, имеющим индикатор, контроль за крутящим усилием зависит только от вас.

Щелчковый механизм

Такой прибор напоминает обыкновенную трещотку для торцевых головок. Внешнее отличие – более толстая рукоятка с нанесенными делениями шкалы.

Ключ с щелчковым механизмом не даст повредить крепеж или устанавливаемую деталь. При достижении установленного значения крутящего момента, срабатывает ограничитель. Перетянуть гайку (болт) не получится. Как работает система? Внутреннее устройство на иллюстрации:

Внутри головки расположено направленное зубчатое колесо (1), как в обыкновенной трещотке. Вместо традиционного храповика, в динамометрическом ключе применяется стопорный механизм (2). Принцип его работы не в остановке проскальзывания, а в ограничении усилия.

Поворотная часть рукоятки (3) имеет установочную штангу (4), которая находится в подпружиненном состоянии. Пружина (5) удерживает стопорный механизм, пока не будет преодолено значение выставленного крутящего момента.

Храповой механизм стопора проскальзывает в обоих направлениях: свыше выбранного усилия приложить невозможно. Рукоятка прокручивается вокруг головки, издавая характерные щелчки. Некоторые модели предусматривают сменные головки под различный размер квадрата.

Но дополнительное соединение дает небольшой люфт, снижая точность инструмента.

Практическое применение: как правильно пользоваться инструментом

Индикаторные приборы не вызывают сложностей. Щелчковый механизм требует привыкания и правильного понимания разметки шкалы. Грубые показания нанесены на неподвижный стержень рукоятки. Точные деления на поворотной части.

На иллюстрации изображены метки в 98 Nm и 2 Nm (на поворотной ручке). Значения складываются: итоговый показатель – 100 Nm. Чтобы протянуть таким динамометрическим ключом болты колес автомобиля (например, значение 120 Nm), необходимо выставить 112 Nm на неподвижной рукоятке и 8 Nm на поворотной части.

Существуют различные варианты исполнения разметки:

Для всех типов рукояток есть общее правило: на торце откручивается стопорное колесико, производится установка значения, после чего крепление механизма снова затягивается. Прокручивания трещотки не происходит, вы просто слышите громкий щелчок.

После характерного звука следует прекратить затяжку. Желательно соблюдать заводские установки, иначе можно повредить узлы и детали. Но бывают ситуации, когда информация не доступна.

В таких случаях поможет таблица затяжки болтов динамометрическим ключом.

Основные элементы ключа

  • Трещотка (съёмная насадка).
  • Гнездо для установки сменных насадок с фиксатором.
  • Корпус, содержащий пружинный механизм.
  • Установочная шкала или измерительный элемент.
  • Фиксатор установки момента.
  • Рукоять.

Выбираем динамометрический ключ: виды, характеристики и особенности

В статье рассматриваются динамометрические ключи различных видов, сравниваются их характеристики. Кроме того, описывается устройство и принцип работы таких ключей, рассматривается возможность использования дополнительных насадок и мультипликаторов.

Выбираем динамометрический ключ: виды, характеристики и особенности

Динамометрический ключ — инструмент, незаменимый в случаях, когда необходимо знать, насколько качественно закручено резьбовое соединение, что позволяет исключить:

  • неплотное соединение узлов;
  • срыв резьбы;
  • механическую поломку болтов;
  • скручивание и растрескивание трубок;
  • пережатие и поломку граверов.

Каждое изделие, в зависимости от того, из какого материала оно сделано, имеет предел прочности, в соответствии с которым ограничивается максимальное усилие его затяжки. Узнать этот порог можно из паспортных данных оборудования с указанием максимального или рекомендуемого усилия затяжки, после чего выставить на ключе требуемую величину срабатывания.

Выбираем динамометрический ключ: виды, характеристики и особенности

Динамометрический ключ используется для выполнения следующих работ:

  1. Обтяжка резьбовых и болтовых соединений в электроустановках.
  2. Работы с автомобильным двигателем, ходовой частью.
  3. Обтяжка резьбовых соединений водяных и газовых шлангов.
  4. Соединение накидных гаек в переходах между медными или пластиковыми водоводами.

Виды динамометрических ключей

По способу индикации и настройки все динамометрические ключи можно разделить на несколько категорий.

1. Ключи динамометрические с предустановленным моментом затяжки, не регулируемые.

Hazet 50-200 Nm

Данные ключи настроены на работу с определенным усилием и не могут перестраиваться пользователем. Это является их достоинством и недостатком одновременно, поскольку данный ключ обладает высокой надежностью, но при этом узкоспециализирован.

2. Ключи динамометрические с предварительно выставляемым моментом затяжки.

Force 5-25

Эти ключи просты и надежны, благодаря чему они получили широкое распространение. С помощью регулировки усилия сжатия пружины данные ключи могут настраиваться на срабатывание при необходимом усилии затяжки.

Срабатывание сопровождается специфическим щелчком и коротким свободным перемещением рукоятки ключа.

Использовать данные ключи можно для работы с различными удлинителями и шарнирными ключами в местах, где нет возможности видеть индикацию.

Читайте также:  Наушники с микрофоном как припаять провода

Большинство моделей в базовой комплектации снабжаются трещоточной головкой или комплектом рожковых насадок.

3. Ключи динамометрические со стрелочной индикацией создаваемого усилия.

Torqueleader CDS 400 S

Благодаря стрелочной индикации прибор можно применять для затяжки различных соединений с неодинаковым допустимым моментом вращения без его перенастройки. Такой ключ может оказаться неудобным при необходимости выполнить затяжку соединений в местах, не обеспечивающих к ним свободный доступ, так как во время работы может быть не видна стрелочная индикация.

4. Ключи динамометрические с цифровой индикацией создаваемого усилия.

TOHNICHI CPT50X12D-G

Позволяют с большой точностью контролировать усилие затяжки элементов (до десятых, и даже сотых Нм), что особо важно при монтаже электроники и выполнении ремонта автомобильных узлов.

5. Комбинированные динамометрические ключи с выставляемым моментом затяжки и стрелочной или цифровой индикацией прикладываемого усилия.

Эффективно предохраняют от случайного приложения излишнего крутящего момента в сочетании с возможностью постоянного контроля величины прикладываемого усилия на индикаторе.

По внешней форме динамометрические ключи можно разделить на следующие виды:

  • Динамометрические ключи-отвертки, используются для работы с электроникой и различными хрупкими механизмами.

Weidmuller

  • Ручные динамометрические ключи. Могут иметь различную форму и рабочий предел, являются наиболее распространенными как в домашнем хозяйстве, так и на производстве.

Как правильно пользоваться динамометрическим ключом? Использование, применение и затягивание динамометрическим ключом

Сегодня динамометрический ключ является одним из самых распространенных приспособлений в сфере ремонта различной техники.

Для чего предназначен динамометрический ключ? Инструмент нужен для того, чтобы передать на крепеж необходимое усилие, которое обеспечивает надежную фиксацию скрепляемых деталей.

Несмотря на то, что это приспособление применяется уже около 100 лет в различных сферах деятельности, где встречаются резьбовые соединения, у некоторых возникает вопрос, как же правильно пользоваться динамометрическим ключом.

Инструкция по эксплуатации и применению динамометрического ключа

Чтобы передать на резьбовое соединение необходимое усилие, нужно правильно использовать любой динамометрический ключ. При применении инструмента необходимо соблюдать основные рекомендации и правила пользования динамометрическим ключом:

  • Использование ключа в качестве обычного воротка или трещотки увеличит износ инструмента, поэтому ключ нужно применять только по назначению;
  • Применять только стандартные или высокие безударные торцевые насадки;
  • Для обеспечения точности передаваемого усилия рекомендуется использовать только один переход сборного инструмента, т.е одну торцевую головку между затягиваемым крепежом и присоединительным квадратом ключа;
  • Запрещается увеличение плеча рычага с помощью разнообразных удлинителей, например, трубы;
  • Не рекомендуется бросать или стучать по инструменту;
  • Если ключ был только купленили давно не использовался, то для того чтобы внутренние механизмы инструмента смазались, необходимо сделать несколько нагружений на минимальном значении диапазона крутящего момента;
  • После работы ключ лучше хранить в чистом и сухом месте. А при долгом хранении лучше произвести процедуру консервации, смазав корпус ключа тонким слоем масла;
  • После измерений инструмент необходимо выставлять на начальное нулевое значение, чтобы пружина механизма не растягивалась, сохраняя точность измерений инструмента;
  • Впоследствии пружина в ключах все равно ослабевает. Поэтому ежегодно или чаще необходимо производить проверку и регулировку (калибровку/поверку) инструмента на специальном стенде, чтобы повысить точность инструмента.

Ознакомившись с основными инструкциями по применению динамометрических ключей, предлагаем разобраться, как правильно затягивать болты динамометрическим ключом разных видов этого инструмента. В предыдущей статье мы рассматривали основные виды динамометрических ключей, их особенности, преимущества и недостатки.

Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа?

Данный вид ключей является самым распространенным и популярным инструментом среди профессионалов и любителей. Во время работы не нужно контролировать значения усилия.

Принцип работы динамометрического ключа заключается в следующем: при достижении заранее выставленного значения силы, ключ издаст щелчок, который означает о завершении работы и инструмент, проскальзывая, не будет передавать на крепеж большее усилие, чем было установлено на шкалах инструмента.

Для того, чтобы правильно пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа необходимо знать, как выставляется нужное значение с помощью основной и вспомогательной шкалы.

Руководство по эксплуатации динамометрического ключа щелчкового типа:

  1. Раскрутить стопорную гайку внизу рукоятки ключа;
  2. Выставить значение нагрузки на основной вертикальной шкале с помощью вращающейся рукояти. И если необходимо, то нужно выставить значение крутящего момента на дополнительной круговой шкале внизу ручки, чтобы получить требуемое значение силы. Получается, что значение складываются с обеих шкал, фиксируя итоговое усилие;
  3. Закручиваем стопорную гайку внизу рукоятки ключа, чтобы зафиксировать выставленное усилие;

Теперь Вы знаете, как выставить момент затяжки на динамометрическом ключе. В зависимости от варианта ключа, шкалы могут иметь определенные отличия, например, различные цены делений, вид исполнения шкал или обозначение усилия в различных системах измерений (Н/м, Кг/м или в Футофунты lbf/ft). В каталоге AIST представлены различные щелчковые предельные ключи.

 

Закручивать резьбовое соединение необходимо до характерного звука ключа, который оповещает о достижении выставленного усилия.

При щелчке сработает специальный фиксатор механизма ключа, который не даст передать на крепеж большее усилие, чем был выставлено на инструменте.

После окончания работ необходимо выставить ключ на минимальное значение диапазона крутящего момента и закрутить фиксатор ключа.

Предлагаем посмотреть видео инструкцию: “Как пользоваться щелчковым динамометрическим ключом”

Подобные модели динамометрических ключей для автомобиля являются самыми востребованными на рынке. Имея небольшую стоимость инструмент удобен в работе, обеспечивает необходимую точность и прост в использовании.

Динамометрический ключ стрелочный: как пользоваться правильно?

В отличие от предыдущего вида инструмента, стрелочный ключ не имеет возможности выставить усилие заранее. Начало контролируемого диапазона динамометрических ключей от 0 Нм, поэтому значение прилагаемого усилия необходимо контролировать во время работы, что может показаться не очень удобным, особенно в труднодоступных местах. При этом точность измерений оставляет желать лучшего, так как можно приложить к крепежу большее усилие, поэтому при работе необходимо соблюдать крайнюю осторожность.

Как работает динамометрический ключ данного вида? Принцип действия довольно прост. Во время работы на определенный угол смещается рукоятка со шкалой значений, а указатель остается неподвижным.

Перед тем как пользоваться динамометрическим ключом подобного исполнения, необходимо изучить значения измерений шкалы и определить то положение указателя, при котором необходимо закончить работу.

Шкала ключа может иметь различные значения измерений усилия.

Это могут быть не только привычные Н/м, но и Кг/м или в Футофунты (lbf/ft), поэтому перед затяжкой необходимо точно определить, на каком значении шкалы необходимо закончить прикладывать усилие.

  • 1 Кг/м ~ 10 Н/м;
  • 1 Кг/м ~ 7,2 lbf/ft (Футофунты).

Как пользоваться динамометрическим ключом со стрелкой:

  1. Точно определить необходимое значение на шкале;
  2. Плавно, без резких движений производить затягивание резьбового соединения, контролируя показания указателя по шкале;
  3. Закончить работу при достижении необходимого усилия.

После просмотра видео станет понятно, как правильно пользоваться стрелочным динамометрическим ключом.

Первые два варианта инструмента относятся к шкальным динамометрическим ключам. В первом случае усилие устанавливается с помощью шкал, а во втором — контролируется по шкале.

Как затягивать цифровым динамометрическим ключом?

Подобный вид инструмента похож на предельный ключ, только вместо пружинного механизма, цифровой ключ использует электронную “начинку”, благодаря которой измеряется усилие.

Принцип работы электронного динамометрического ключа: необходимое значение выставляется также заранее, а при его достижении ключ издает звуковой сигнал, оповещающий о завершении работы.

На цифровом дисплее можно контролировать изменения прилагаемого усилия в конкретную точку времени.

  • Вся номенклатура данного инструмента является измерительными приборами, поэтому ключи требуют бережного хранения и должны использоваться строго по назначению.
  • Перед приобретением инструмента рекомендуем ознакомиться с материалом — Рекомендации по выбору динамометрических ключей
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]