Приспособления для подъема груза на высоту

Таль это подвесной механизм для вертикального перемещения тяжеловесных грузов. По типу привода разделяется на ручной или электрический. Как средство подъема, используется грузоподъемная цепь либо стальной канат.

Применяются в мастерских, на производствах, складах, автосервисах и стройплощадках.

Тали различаются по способу крепления: стационарные — тали со стальным крюком; передвижные — тали с кареткой, которая закрепляется на монорельсе.

Рассмотрим особенности видов талей, и разберем плюсы и минусы этих грузоподъемных механизмов.

Приспособления для подъема груза на высоту

Ручная таль

Тали с ручным приводом бывают с цепной или рычажной системой управления. Грузоподъемность варьируется от 0,5 до 10 тонн, а высота подъема от 1.5 до 18 метров, скорость подъема 3 метра в минуту.

Приспособления для подъема груза на высоту

Цепные ручные тали имеют в конструкции грузоподъемные и тяговые цепи.

Приспособления для подъема груза на высоту

Грузоподъемные цепи предназначены для фиксации и перемещения груза, а тяговые для вращения приводного колеса, которое приводит в действие грузоподъемный механизм.

Приспособления для подъема груза на высоту

За счет соединения шестерней разного размера, усилие от тягового колеса возрастает в 30 раз и передается на подъемное цепное колесо. Груз фиксируется на стальной крюк, который вращается на 360 градусов, для удобной фиксации грузов.

Приспособления для подъема груза на высоту

Могут использоваться с каретками, для удобства перемещения грузов.

Приспособления для подъема груза на высоту

Рычажные ручные тали оснащены рычагом, движение которого передается на шестерни, приводящие в действие грузоподъемное цепное колесо. Специфическая конструкция обязывает оператора находится в непосредственной близости от механизма, однако плюс в том, что для подъема требуются незначительные усилия.

Приспособления для подъема груза на высоту

Еще преимущества — компактность и мобильность относительно остальных типов талей: работа в условиях открытого пространства или тесного гаража.

Рычажная ручная таль тянет, поднимет и перемещает материалы как по горизонтали, так и по вертикали. Грузоподъемность рычажных талей не превышает 6 тонн. Высота подъема до 12 метров.

Как правило, приводной рычаг и подвесной крюк с вращением на 360 градусов.

Приспособления для подъема груза на высоту

Электрическая таль — электротельфер

Если рабочей высоты, грузоподъемности или скорости подъема ручной тали не достаточно, требуются тали с электрическим приводом. Грузоподъемность электрических талей достигает 20 тонн; высота подъема до 36 метров.

Электрический тельфер состоит из: электродвигателя; редуктора, сокращающего обороты мотора и обеспечивающего плавность хода; предохранительной муфты; барабана, сматывающего трос или цепь, регулирующего положение груза; корпуса, защищающего механизмы от внешних воздействий; стального крюка, за который подвешивается груз.

Приспособления для подъема груза на высоту

Электротельфер используется на складах, промышленных цехах, как составная часть подъемных устройств, например, кран-балки или консольно-поворотных кранов, или как отдельное оборудование. Электрические тали могут быть в стационарном или мобильном исполнении.

Приспособления для подъема груза на высоту

Передвижные электрические тали фиксируются на каретке, перемещающейся по путям: монорельсу, выполненному из двутавровых балок. Перемещают электротельфер вручную или с помощью электрического привода. Управление подъемным механизмом и электрической передвижной каретной осуществляется с пульта, подвешенного на гибком кабеле.

Расстояние, на которое перемещается электротельфер с электрическим приводом каретки может быть разное. Если расстояние незначительное, ток к механизму подводится гибким кабелем. Если длина пути не позволяет подвести к механизму силовой кабель, используется троллей: совокупность проводящего провода (шины) и поддерживающих конструкций, расположенные на монорельсе.

Электрические тали оснащаются грузоподъемными цепями либо стальным тросом, в зависимости от исполнения.

Цепные и канатные электротельферы отличаются ценой, затратами на обслуживание, габаритами и грузоподъемностью.

У цепного электротельфера поднятие груза строго вертикальное, без смещения по длине барабана, как у канатной тали. Более надежная конструкция — отсутствие канатоукладочного механизма, самой частоломающейся детали. Цепные электротельферы обладают скоростью намотки 4-6 метров в минуту и пониженной скоростью, для деликатных манипуляций с грузами.

Электрический канатный тельфер, как правило, дороже и сложнее по конструкции.

Благодаря оснащенности канатом, может использоваться для монтажа полиспастов — устройств, из нескольких подвижных и неподвижных монтажных блоков огибаемых тросом, позволяющих поднимать грузы с усилием в несколько раз меньшим, чем вес поднимаемого груза.

Основным преимуществом являются максимальные значения по грузоподъемности, высоте и скорости подъема по сравнению с другими талями. Скорость подъема, в среднем выше чем у цепных электротельферов: 10 метров в минуту.

Грузоподъемность до 20 тонн, высота до 36 метров.

Ручная цепная таль — самый универсальный вид тали. Идеально подходит для частного строительства, технического обслуживания различных машин и агрегатов, для мелких гаражных работ и для автосервисов, для небольших мастерских. Максимальная грузоподъемность до 10 тонн. Высота подъема до 18 метров.

Ручная рычажная таль — по сферам применению сопоставима с ручной цепной талью, но из-за особенности, необходимости управлять рычагом для подъема, оператор должен находится в непосредственной близости к механизму. Компактнее и легче цепных талей. Максимальные значения: грузоподъемность до 6 тонн, подъем на высоту до 12 метров.

Электрический тельфер цепной — используют в небольших пространствах, и при относительно небольшой высоте подъема, до 12 метров. Такой тельфер применим там, где необходима низкая номинальная грузоподъемность, начиная от 125 кг.

Электротельфер канатный — применяют на больших пространствах, при высоте до 36 метров, для работы с большим весом груза, до 20 тонн.

Полиспасты: от расчетов до запасовки

Полиспаст – переносная блочная система, предназначенная для подъема и перемещения грузов разной степени тяжести.

Это устройство применяется в строительной сфере, логистике, альпинизме и во время спасательных работ.

Чтобы изготовить полиспаст своими руками, нужно знать конструктивные особенности этого приспособления, способы крепления канатов к грузоподъемнику и технологию проведения запасовки.

Приспособления для подъема груза на высоту

Общие сведения о полиспастах

Полиспаст состоит из 2-х и более шкивов (блоков), связанных при помощи веревочных канатов или цепей:

  1. Неподвижный шкив. Этот блок крепится к крепким статичным элементам или спецтехнике. Он включает в себя несколько роликов. По каждому из них проводятся веревки, металлические канаты или железные цепи. Неподвижный шкив распределяет давление между элементами конструкции. Величина давления на каждый канат определяется числом роликов.
  2. Подвижный шкив. Этот блок прикрепляется к грузу и используется для поддержания работоспособности грузоподъемного механизма. Он оборудован крюком, карабином и магнитом. Подвижный шкив, прикрепляясь к грузу, способен выиграть в усилиях.

Приспособления для подъема груза на высоту

Простые полиспасты могут состоять из 1 шкива и веревки. В них ролик располагается над грузом: на потолке, балке или опоре. Первый конец веревки связан с крюком и спускается к поднимаемому грузу. Человек тянет второй конец веревки, поднимая тяжелый объект. Сложные устройства для подъема груза включают в себя несколько простых блоков и дают больший выигрыш в силе.

Принцип действия полиспастов основан на правиле рычага. Через неподвижный шкив перекидывается веревка. Груз поднимается на высоту посредством прикладывания усилий, соразмерных с весом поднимаемого объекта.

Длина каната или цепи должна быть сопоставима с высотой, на которую поднимается груз. Для снижения количества затрачиваемых усилий необходимо, чтобы подвижный блок осуществлял движение параллельно грузу.

Приспособления для подъема груза на высоту

Существуют следующие разновидности полиспастов:

  1. По предназначению: силовые и скоростные. Силовые механизмы предназначены для транспортировки тяжелых объектов. Они обеспечивают выигрыш в силе за счет потерь в расстоянии и скорости. Скоростные полиспасты позволяют ускорить процесс транспортировки легких грузов за счет уменьшения прикладываемых усилий.
  2. По сложности схемы. В простых схемах подъема груза при помощи блоков все ролики соединены последовательно при помощи 1 цепи или каната. Сложные системы отличаются высокой производительностью. Выигрыш в силе обеспечивается при меньшем количестве блоков.

Полиспасты используются для следующих операций:

  1. Для натяжения кабелей, силовых линий и подвесных конструкций.
  2. Совместно с лебедкой для вытаскивания автомобиля или иного вида транспорта, застрявшего в грязи или грунте.
  3. Для проведения такелажных работ при транспортировке тяжелых конструкций.

Приспособления для подъема груза на высоту

Полиспастами оснащаются различные виды кранов, гидравлические и электрические приводы. Они также применялись в старых прототипах лифтов.

Расчет полиспаста

Перед изготовлением полиспаста требуется рассчитать основные технические характеристики грузоподъемной конструкции. Расчеты требуется для составления чертежей и производятся согласно параметрам рабочего помещениями и весом груза.

Читайте также:  Пелотерапия в лечении заболеваний позвоночника

Для определения нагрузок, влияющих на блочную систему в ходе эксплуатации, нужно рассчитать параметры, действующие на отдельные блоки:

  1. Силу воздействия поднимаемого груза (SC).
  2. Тяговую силу двигателя (SM).
  3. Угол отклонения (α). При расчете параметров полиспаста этой характеристикой можно пренебречь, потому что у современных устройств угол отклонения отсутствует.
  4. Диаметр блока (D).
  5. Диаметр втулки (d).

Приспособления для подъема груза на высоту

Уравнение, использующееся для нахождения моментов силы, имеет следующий вид: SM * R = SC*R + l*SC*R + N* g*d/2, где:

  1. SM * R – момент силы, с которой груз оказывает влияние на блочную систему.
  2. l – коэффициент, характеризующий жесткость ручного веревочного каната при огибании ролика. Он зависит от структуры витков троса и определяется экспериментальным методом.
  3. Нагрузка на ось шкива. Она определяется по формуле: 2*SC*R.
  4. g – коэффициент, характеризующий силу трения втулки шкивов.

Приспособления для подъема груза на высоту

Коэффициент полезного действия полиспаста определяется по следующей формуле: η = SC/SM. На этот параметр влияют качество изготовления блоков и сложность схемы. Существует следующие уровни КПД блочной системы:

  1. 97% — используется в качестве среднего значения, если в элементах грузоподъемного устройства присутствуют подшипники качения и втулки из бронзы.
  2. 95% — используются подшипники скольжения.
  3. 93% и ниже – при работе грузоподъемного механизма в суровых природных условиях или в помещениях с высокой температурой.

Приспособления для подъема груза на высоту

При расчете также рекомендуется определить КПД остальных обводных роликов, в зависимости от конструктивных особенностей грузоподъемного механизма.

Способы крепления веревки к грузоподъемному механизму

Грузовая веревка позволяет автоматически фиксировать поднимаемый груз, что сказывается на проходе узлов. Ее нужно заправить так, чтобы исключалась возможность перетирания из-за частых контактов с остальными частями грузоподъемной конструкции. Выделяют 3 основных метода крепления веревки к полиспасту:

  1. С помощью схватывающих узлов, изготавливающихся из репшнуров диаметром до 8 мм. Они обладают высокой прочностью и начинают сползать с веревки только при нагрузке 10 – 13 кН. Схватывающие узлы не подвергает канат деформации. При длительной эксплуатации они оплавляют оплетку и прилипают к веревке, становясь предохранителями.
  2. С помощью зажима общего направления. Его рекомендуется применять на влажных и обледенелых веревках. Зажим начинает сползать без возникновения деформаций при нагрузке 6-7 кН.
  3. При помощи личного зажима. Он сползает при нагрузках от 4 кН, разрывая оплетку.

Приспособления для подъема груза на высоту

Для фиксации канатов кранов требуется закрепить 1 конец веревки запреткой или тросовым зажимом. На лебедках трос фиксируется на специальных креплениях при помощи клина и прижимной планки.

Простейший подъемный механизм своими руками

В домашних мастерских можно изготовить простой полиспаст из подручных материалов. Он способен поднимать легкие грузы и может использоваться только для разовых работ. Чтобы сделать полиспаст своими руками, нужно приобрести следующие комплектующие:

  1. Шпильки с резьбой, изготовленные из металлических материалов.
  2. 2 ролика.
  3. Подшипники.
  4. Веревка или трос.
  5. Крюк.

Приспособления для подъема груза на высоту

На стальную шпильку устанавливают подшипник, накручивают гайку и стопорят. К шпильке присоединяется крюк для снижения усилий, требующихся для прокручивания самодельного вала. Первый конец веревки располагается на статичной платформе.

Для поднятия груза требуется потянуть второй конец троса вверх. Для удобства работы рекомендуется сделать дополнительный блок и пропустить через него веревку.

Это позволит соединить канат с лебедкой и фиксировать транспортируемый объект в промежуточном положении.

Запасовка полиспастов

Запасовка – процедуру изменения местоположения шкивов и дистанции между ними. Целью этой операции является регулирование скорости и высоты подъема грузов в соответствии с определенной схемой прохождения троса по блокам грузоподъемного механизма. Существуют следующие разновидности запасовки:

  1. Однократная. На крюке закрепляется 1 веревка, которая проводится через все неподвижные блоки и наматывается на барабан.
  2. Двукратная. Первый конец каната крепят на головке поворотного элемента крана, второй – на лебедке. Этот способ запасовки может применяться на кранах стрелового типа.
  3. Четырехкратная. 2 рабочих ветви троса проводятся через шкивы рабочей стрелы. Соседние полиспасты скрепляются между собой при помощи статичного блока, устанавливаемого на стойке платформы. Этот метод запасовки используется для устройств с большой грузоподъемностью.

Приспособления для подъема груза на высоту

Существует также переменная запасовка. Она бывает как двукратной, так и четырехкратной. Подвижные ролики устанавливаются на нескольких подвижным обоймах, удерживаемых при помощи каната. Кратность запасовки изменяется посредством опускания подвески крюка на опору при сматывании веревки.

Полиспаст – особенности работы разных видов такой конструкции + видео

Для подъема больших грузов человек не очень силен, но он придумал множество механизмов, которые упрощают этот процесс, и в этой статье мы обсудим полиспасты: назначение и устройство таких систем, а также попытаемся сделать простейший вариант такого приспособления своими руками.

Каким образом мы упрощаем подъем грузов?

Грузовой полиспаст – это система, состоящая из веревок и блоков, благодаря которой можно выиграть в эффективной силе при потере в длине. Принцип довольно прост. В длине мы проигрываем ровно столько, во сколько раз оказался выигрыш в силе.

 Благодаря этому золотому правилу механики можно поднимать грузы большой массы, не прилагая при этом больших усилий. Что в принципе не так критично. Приведем пример.

Вот вы выиграли в силе в 8 раз, при этом вам придется вытянуть веревку длиной в 8 метров, чтобы поднять объект на высоту 1 метр.

Приспособления для подъема груза на высоту

Применение таких приспособлений обойдется вам дешевле, чем аренда подъемного крана, к тому же, вы можете сами контролировать выигрыш в силе.

 У полиспаста есть две разные стороны: одна из них неподвижная, которая крепится на опоре, а другая – подвижная, которая цепляется на самом грузе.

Выигрыш в силе происходит благодаря подвижным блокам, которые крепятся на подвижной стороне полиспаста. Неподвижная часть служит только для изменения траектории движения самой веревки.

Приспособления для подъема груза на высоту

Виды полиспастов выделяют по сложности, четности и кратности. По сложности есть простые и сложные механизмы, а кратность обозначает умножение силы, то есть, если кратность будет равна 4, то теоретически вы выигрываете в силе в 4 раза. Также редко, но все же применяется скоростной полиспаст, такой вид дает выигрыш в скорости перемещения грузов при совсем малой скорости элементов привода.

Как работает простая конструкция блоков?

Рассмотрим для начала простой монтажный полиспаст. Его можно получить при добавлении блоков на опору и груз. Чтобы получить нечётный механизм, необходимо закрепить конец верёвки на подвижной точке груза, а чтобы получить чётный, то крепим веревку на опоре.

При добавлении блока получаем +2 к силе, а подвижная точка дает +1, соответственно. Например, чтобы получить полиспаст для лебедки с кратностью 2, необходимо закрепить конец верёвки на опоре и использовать один блок, который крепится на грузе.

 И у нас будет чётный вид приспособления.

Читайте еще:   Строительный миксер – как сделать смесь качественно?

Приспособления для подъема груза на высоту

Принцип работы полиспаста с кратностью 3 выглядит по-другому. Здесь конец веревки крепится на грузе, и используются два ролика, один из них мы крепим на опоре, а другой – на грузе. Такой тип механизма дает выигрыш в силе в 3 раза, это нечётный вариант.

Чтобы понять, каков выигрыш в силе получится, можно воспользоваться простым правилом: сколько веревок идет от груза, таков наш выигрыш в силе.

Используются обычно полиспасты с крюком, на котором, собственно говоря, и крепится груз, ошибочно думать, что это только блок и веревка.

Приспособления для подъема груза на высоту

Сложная система блоков – как рассчитать выигрыш в силе?

Теперь узнаем, как работает полиспаст сложного типа. Под этим названием подразумевается механизм, где соединены в одну систему несколько простых вариантов данного грузового устройства, они тянут друг друга.

Выигрыш в силе таких конструкций рассчитывается путем перемножения их кратностей. Например, мы тянем один механизм с кратностью 4, а другой с кратностью 2, тогда теоретический выигрыш в силе у нас будет равен 8.

Все вышеуказанные расчеты имеют место быть только у идеальных систем, у которых нет силы трения, на практике же дела обстоят иначе.

Читайте также:  Лерка или плашка что правильно

Приспособления для подъема груза на высоту

В каждом из блоков происходит небольшая потеря в мощности из-за трения, так как она еще тратится как раз на преодоление силы трения. Для того чтобы уменьшить трение, необходимо помнить: чем больше у нас радиус перегиба веревки, тем меньше будет сила трения.

Лучше всего использовать ролики с большим радиусом там, где это возможно. При использовании карабинов следует делать блок из одинаковых вариантов, но ролики гораздо эффективнее карабинов, так как на них у нас потеря составляет 5-30 %, а вот на карабинах же до 50 %.

 Также не лишним будет знать, что наиболее эффективный блок необходимо располагать ближе к грузу для получения максимального эффекта.

Приспособления для подъема груза на высоту

Как же нам рассчитать реальный выигрыш в силе? Для этого нам необходимо знать КПД применяемых блоков. КПД выражается числами от 0 до 1, и если мы используем веревку большого диаметра или слишком жесткую, то эффективность от блоков будет значительно ниже, чем указана производителем.

А значит, необходимо это учесть и скорректировать КПД блоков. Чтобы рассчитать реальный выигрыш в силе простого типа грузоподъемного механизма, необходимо рассчитать нагрузку на каждую ветвь веревки и сложить их.

Для расчета выигрыша в силе сложных типов необходимо перемножить реальные силы простых, из которых он состоит.

Читайте еще:   Ацетиленовый генератор своими руками – взрывоопасный агрегат!

Веревка и ее роль в работе полиспаста

Не стоит забывать еще и о трении веревки, так как ветви ее могут перекручиваться между собой, а ролики от больших нагрузок могут сходиться и зажимать веревку.

Дабы этого не происходило, следует разнести блоки относительно друг друга, например, можно между ними использовать монтажную плату. Следует также приобретать только статические веревки, не растягивающиеся, так как динамические дают серьёзный проигрыш в силе.

Для сбора механизма может использоваться как отдельная, так и грузовая веревка, присоединенная к грузу независимо от подъемного устройства.

Приспособления для подъема груза на высоту

Преимущества использования отдельной веревки состоит в том, что вы можете быстро собрать или приготовить заранее грузоподъемную конструкцию. Вы также можете использовать всю ее длину, это также облегчает проход узлов.

Из минусов можно упомянуть то, что нет возможности автоматической фиксации поднимаемого груза. Преимущества грузовой веревки в том, что возможна автофиксация поднимаемого объекта, и нет необходимости в отдельной веревке.

Из минусов важно то, что при работе сложно проходить узлы, а также приходится затрачивать грузовую веревку на сам механизм.

Приспособления для подъема груза на высоту

Поговорим об обратном ходе, который неизбежен, так как он может возникнуть при прихватывании веревки, или же в момент снятия груза, или при остановке на отдых.

Чтобы обратного хода не возникало, необходимо использовать блоки, которые пропускают веревку только в одну сторону. При этом организовываем конструкцию так, что блокирующий ролик крепится первым от поднимаемого объекта.

Благодаря этому, мы не только избегаем обратного хода, но также позволяем закрепить груз на время разгрузки или же просто перестановки блоков.

Если вы используете отдельную веревку, то блокирующий ролик крепится последним от поднимаемого груза, при этом фиксирующий ролик должен обладать высокой эффективностью.

Способы крепления веревки к грузоподъемному механизму

Теперь немного о креплении грузоподъемного механизма к грузовой веревке. Редко, когда у нас под рукой находится веревка нужной длины, чтобы закрепить подвижную часть блока. Вот несколько видов крепления механизма. Первый способ – с помощью схватывающих узлов, которые вяжутся из репшнуров диаметром 7-8 мм, в 3-5 оборотов.

Данный способ, как показала практика, является наиболее эффективным, так как схватывающий узел из 8 мм шнура на веревке диаметром 11 мм начинает сползать только при нагрузке 10-13 кН. При этом вначале он не деформирует веревку, а спустя какое-то время, оплавляет оплетку и прикипает к ней, начиная играть роль предохранителя.

Приспособления для подъема груза на высоту

Другой способ заключается в использовании зажима общего назначения. Время показало, что его можно использовать на обледенелых и мокрых веревках. Он начинает ползти только при нагрузке в 6-7 кН и несильно травмирует веревку.

Еще один способ заключается в использовании персонального зажима, но он является не рекомендуемым, так как он начинает ползти при усилии уже в 4 кН и при этом рвет оплетку, или даже может перекусить веревку.

Это все промышленные образцы и их применение, мы же попробуем создать самодельный полиспаст.

Приспособления для подъема груза на высоту

Создаем простейший подъемный механизм своими руками

А вот если механизм для грузов нужен срочно или на один раз, а выбирать по магазинам его нет времени и жалко денег, мы расскажем, как сделать полиспаст своими руками. Хорошо, если у вас в мастерской имеются резьбовые шпильки, подшипники, блок, трос, крюк, шестеренка.

Понадобится немного времени: нужно подшипники насадить на шпильку. Гайку от шпильки желательно зафиксировать, чтобы не тратить некоторую часть сил впустую на прокручивание своеобразного вала.

Конец шпильки можно снабдить шестеренкой, сделав таким образом более удобный ручной привод.

Через блок перекидываем трос и крепим его на опоре, а вот на другой конец цепляем крюк, на который будем вешать груз. Также на конце троса можно зафиксировать систему строп, если характер груза не позволит его насадить на крюк. В принципе, самый простейший вариант полиспаста готов.

Остается приступить к работе, соблюдая технику безопасности, которая одинакова для всех механизмов, как покупных, так и самодельных.

Внимательно проверяйте все элементы на целостность перед работой, а во время работы не делайте резких движений, поднимать груз следует плавно, и, конечно, не стоит стоять под подвешенным грузом.

  • Михаил Малофеев
  • Распечатать

Такелажные средства, механизмы и приспособления

Такелажные работы

Приспособления для подъема груза на высоту

Любые операции, связанные с перемещением, удержанием, подъемом или опусканием разного рода объектов — оборудования, оснастки, комплектующих, техники и т.д. — относятся к такелажным работам. Коренное их отличие от традиционных погрузочно-разгрузочных работ заключается в использовании специального оборудования, облегчающих выполнения перечисленных операций.

Нередко технические приспособления имеют необычную конфигурацию. Их применение основывается на невозможности выполнения работы другим способом. То есть без такой оснастки рабочие не смогут переместить, поднять или опустить груз. Стоимость и сроки выполнения законтрактованных услуг определяются особенностью груза и сложностью операций.

Что такое такелажное оборудование и его назначение

Приспособления для подъема груза на высоту

К такелажному оборудования принадлежат все механизмы, которые применяются для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Задача, которая возлагается на такого рода оборудования, заключается не в полном или частичном замещении человека, а в увеличении производительности и эффективности выполнения манипуляций.

Услуги такелажников популярны на промышленных предприятиях. Специалисты по перемещению грузов при помощи специального оборудования в кратчайшие сроки передислоцируют верстаки, конвейеры, станки, бункеры и прочее оборудование, которое используется на производстве. Специальная техника помимо этого улучшает безопасность труда и сохранность транспортируемого объекта.

Операции по перемещению разного рода грузов является неотъемлемым элементом любого производственного процесса. Однако, такелажное оборудование применяется не только в промышленности.

Нередко специальная техника востребована и в сфере бытового обслуживания. К примеру, перевозка мебели, больших сейфов, громоздких музыкальных инструментов и т.п.

Здесь тоже не обойтись без услуг специализированных компаний.

Виды такелажных средств и приспособлений

Приспособления для подъема груза на высоту

Компании, занимающиеся предоставлением услуг по такелажу, для перемещения грузов используют разные устройства и приспособления. Общее их название — оснастка. Такелажные приспособления — это устройства и механизмы, необходимые для подъема и перемещения грузов. Как показывает практика, наиболее популярными являются:

  • Канаты.
  • Блоки.
  • Стропы.
  • Полиспасты.
  • Проушины.
  • Канаты. Зажимы.
  • Цепи.
  • Крюки.

Канаты

Используются прочные торосы — капроновые, пеньковые или стальные. Пеньковые канаты могут быть просмоленными или бельными. Основное отличие между ними заключается в технологии производства. Пропитанные смолой нити более практичны и, соответственно, больше востребованы из-за высокой прочности.

Читайте также:  Простой регулятор тока своими руками

В то же время белые канаты обладают лучшей гибкостью. Они обладают значительно меньшей прочностью и поэтому не используются в механизмах с механизированным приводом. И вообще при монтаже они применяются очень редко.

Выполненные из стали тросы имеют разную форму сечения. Они классифицируются в зависимости от конструктивных особенностей. В такелаже используются, как правило, плоские и круглые тросы со свивкой, выполненной в один, два или три троса.

Стропы и домкраты

Приспособления для подъема груза на высоту

Приспособления представляют собой короткие канаты разнообразной конфигурации. Они бывают электронные и ручные, применяются непосредственно во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Максимальная высота подъема в таком случае составляет 3 метра. Максимально допустимый вес груза, который можно поднимать с использованием строп — 10 тонн.

Если требуется приподнять тяжелый груз на небольшую высоту, то применяются домкраты. Они различаются по способы подъема и бывают механическими, гидравлическими, пневматическими; винтовыми, клиновыми или реечными.

Полиспасты и блоки

Приспособления для подъема груза на высоту

Механизмы являются составляющими различного грузоподъемного оборудования. Полиспаст — это, пожалуй, самое простое устройство для подъема тяжестей. Оно состоит из нескольких блоков, которые связываются канатом или тросом. Блоки имеют разное количество роликов: могут быть как одно-, так и многороликовые.

Лебедка

Приспособления для подъема груза на высоту

Механизм состоит из блоков и полиспастов. Груз поднимается именно при помощи этих элементов. В зависимости от типа привода лебедки делят на механические и электрические.

Опорные конструкции

Иногда возникают ситуации, когда груз необходимо поднять и удерживать в таком положении определенный период времени. Требуются опорные элементы, способные выдерживать большие нагрузки. В большинстве своем они представляют собой вертикальную металлическую опору на растяжках. В ее нижней части располагается массивная бетонная плита в качестве опоры.

Если поднимаемый объект сравнительно небольшого веса, то можно использовать таль. При работе в помещении они закрепляются на перекрытиях либо иных прочных конструкциях строительства.

Безопасность

Приспособления для подъема груза на высоту

При такелажных работах приходится иметь дело с весьма крупными и тяжелыми объектами. Их масса может измеряться тоннами. Поэтому были разработаны и внедрены правила техники безопасности, регламентирующие эксплуатацию такелажной оснастки, механизмов и приспособлений.

В требованиях учтены все источники опасности и рекомендованы методы их предупреждения при выполнении манипуляций. Сотрудники компании, которая занимается предоставлением такелажных услуг, в обязательном порядке проходят инструктаж. Периодически для них организовываются курсы повышения квалификации. Для допуска к выполнению работы нужно проходить медосмотр.

Требования к оборудованию

Систематический осмотр такелажных приспособлений, механизмов и прочего оборудования является обязательным условием поддержания его работоспособности и безопасной эксплуатации. Для проведения проверки устанавливаются сроки. К примеру, траверсы проверяются два раза на год, клещи и захваты — ежемесячно, стропы — один раз на декаду (за исключением, тех, которые используются редко).

Помимо этого, предусмотрено и внеочередное обследование рабочей оснастки. Оно проводится после завершения ремонта металлических узлов и деталей; в случаях реконструкции, капитального ремонта или других аналогичных операций. Результаты проверки фиксируются в специальном журнале. После замены канатов проверяется надежность креплений, правильность выполнения запасовки.

Техническое освидетельствование осуществляется инженерно-техническим работником, на которого возложены надзорные обязанности.

Обязательно присутствие сотрудника компании, отвечающего за техническое состояние такелажных средств, приспособлений и механизмов.

Ответственный сотрудник может и самостоятельно проверить запасовку и надежность канатов. Это только повысит степень безопасности при выполнении такелажных работ.

Техника безопасности

Приспособления для подъема груза на высоту

Во время выполнения такелажа используются стропы, при помощи которых груз крепится к подъемному механизму. Перед тем, как накидать стропы, нужно определить вес груза. В большинстве своем этот показатель обозначен в паспорте — металлическая табличка, прикрепленная к одной из сторон объекта; или в сопроводительных документах. Если груз упакован, то такие данные пишутся прямо на материале упаковки или обшивке ящика.

При подъеме и перемещении грузов строго придерживаются таких правил:

  • Если к грузу прилагается паспорт или сопроводительная документация, то строповка выполняется в точном соответствии с рекомендациями изготовителя. Крепление строп выполняется исключительно за проушины при помощи специальных крюков, которые предусмотрены на такелажной оснастке.
  • При строповке важно добиться полного равновесия и устойчивости груза. Оборудование и дополнительные механизмы, скомпонованные на общей раме, поднимаются вместе после того, как будут закреплены стропы на общей платформе. Листовые материалы, скомбинированные в пакеты, поднимаются специальными подхватами, которые крепятся к траверсе.
  • Для строповки длинномерной продукции — уголков, профиля и прочих — применяются специальные универсальные приспособления. На острые углы под стропы устанавливаются подкладки.

Классификация объектов

Все транспортируемые грузы делятся на несколько групп в зависимости от массы:

  • Легковесные — до 250 кг.
  • Тяжеловесные: больше 250 кг, но меньше 50 т.
  • Тяжелые — свыше 50 т.

Принято различать м четвертую группу грузов. Так называемые, «мертвые» — это грузы, которые врыты в землю, примерзли, прикреплены к фундаменту или прижаты другим грузом. По таким грузам нет данных, в том числе и о массе. Для их подъема краны не используются: это запрещено. Объекты принято классифицировать по размерам — они делятся на габаритные и негабаритные.

Габаритные по размерам не выходят за пределы, которые установлены правилами дорожного движения и могут без ограничений перемещаться по дорогах. Негабаритные объекты, напротив, имеют размеры, превышающие допустимые. Для их транспортировки требуется специальное разрешение, согласование маршрута, времени перевозки и дополнительно обеспечивается сопровождение.

Заключение

Приспособления для подъема груза на высоту Ключевым фактором безопасности такелажа, безусловно, является профессионализм персонала компании-подрядчика. Специалист должен отлично владеть техникой выполнения работ, знать возможности оборудования и особенности его применения. Весь процесс должен контролировать старший сотрудники или бригадир. На него ложится контроль над соблюдением технологии выполнения работ и соблюдения правил безопасности. Нарушение инструкций может стать причиной неприятных или тяжелых последствий.

Грузоподъемное оборудование

Всё грузоподъемное оборудование и машины – комплекс инструментов и приспособлений, предназначенных для закрепления и вывешивания тяжестей, а также их перемещения во всех направлениях. Данная продукция широко используется в автосервисах, на производствах, стройплощадках, для складских операций, в сфере транспортных перевозок.

Характеристики и особенности грузоподъемного оборудования

Хотя подъемное оборудование чрезвычайно разнообразно, и каждый его вид обладает индивидуальными особенностями, можно указать ряд общих параметров. Учтите их прежде чем купить.

Главной характеристикой является грузоподъемность (максимальная масса поднимаемого груза), она может составлять от 100 кг до нескольких тонн. Также для многих приспособлений указывается высота подъема.

Тали и лебедки могут иметь показатель в 10-20 м, обычно это грузоподъемное строительное оборудование используется для связей между уровнями. Для большинства складских и производственных работ достаточно параметра в 1-3 м (такая рабочая высота у штабелеров, гидравлических кранов, подъемных столов).

При выборе нужно обращать внимание на направление перемещения груза – только вертикально, вертикально и горизонтально, свободно в любых направлениях и т.д.

Какие-то приспособления требуют специального монтажа (подвешивания, прокладки монорельсов), другие нуждаются в достаточной ширине проходов. Все это нужно учитывать, подбирая грузоподъемное оборудование для оснащения склада, цеха, мастерской.

Виды грузоподъемного оборудования

  • тали — подвесные подъемно-транспортные приспособления, устроенные по принципу редуктора — система блоков и шкивов снижает тяговое усилие на рукояти привода (работа по подъему тяжелого груза выполняется большим числом повторений).
  • лебедки за счет передаточных механизмов дают большой выигрыш в силе на выходе, могут подвешиваться за крюк или устанавливаться на ровную плоскость, перемещают груз в вертикальном и горизонтальном направлениях.
  • тележки и штабелеры предназначены для транспортировки груза и его удобного складирования. Имеют платформу и колесики, часто оснащаются гидравлическим подъемным механизмом.
  • кран гидравлический – мобильное гидравлическое грузоподъемное оборудование, с подвижной стрелой, к которой подвешивается груз.
  • подъемники – передвижные и стационарные приспособления различной формы и конструкции, предназначены для вывешивания и фиксации автомобиля и его отдельных частей.
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]