Процесс восприятия лежит в основе стороны общения

Процесс восприятия лежит в основе стороны общения Academy-of-capital.ru Рейтинг:

Из этого материала вы узнаете:

  • Понятие перцепции
  • Некоторые особенности перцептивной стороны общения
  • Примеры перцептивного общения
  • Функции социальной перцепции
  • Механизмы социальной перцепции, помогающие взаимопониманию
  • Механизмы перцепции, способные нарушить взаимопонимание
  • Перцептивная сторона делового общения

С точки зрения психологии перцептивная сторона общения – основа коммуникации между людьми. Она позволяет определять внутреннюю сущность собеседника, а значит, находить к нему подход и даже в некоторой степени предсказывать его реакции на то или иное событие.

Но это только в случае, когда человек был «прочитан» правильно. Если же в процессе взаимодействия оказались допущены ошибки, это может привести к неверной интерпретации слов и поведения собеседника, что как минимум приведет к недопониманию, а как максимум – к возникновению конфликта.

Понятие перцепции

Перцепцией (в переводе с лат. perceptio — психологическое восприятие) называют процесс восприятия информации, с помощью которого достигается взаимное понимание собеседников.

Такое происходит при осознании того, какие желания, убеждения, мнения и интересы свойственны партнеру. Таким образом складывается объективное представление о собеседнике, обладающем своими характерными особенностями и чертами, отличными от черт воспринимающего.

Процесс восприятия лежит в основе стороны общения

Далее может произойти формирование принятия – иными словами, полного или частичного признания его ценностей и жизненных установок. На его основе между людьми выстраиваются более серьезные и близкие отношения – симпатия, дружба, любовь.

Перцептивная сторона процесса общения позволяет людям найти подход к окружающим посредством восприятия тех вещей, которые они не озвучивают. Но в случае, если анализ будет произведен некорректно, возможны недопонимание, ссоры и конфликты.

Некоторые особенности перцептивной стороны общения

Перцепция является психологическим процессом, отвечающим за эффективность общения людей и его результаты. Характеристикой перцептивной стороны общения является совокупность особенностей, в частности, речь идет о таких аспектах:

  • активность всех участвующих в коммуникации людей;
  • их мотивированность;
  • сопоставление внешних признаков индивидуума со свойственными ему чертами характера;
  • толкование и предсказывание его действий и слов;
  • наблюдение и изучение таких невербальных форм общения, как жесты, позы, мимика, интонации и проч.;
  • способность к принятию обратной связи;
  • умение проводить анализ и корректно распознавать реакцию собеседника и др.

Примеры перцептивного общения

Для лучшего понимания, что такое перцептивная сторона общения, приведем примеры.

Формирование навыков перцептивного общения происходит с детского возраста, когда малыш учится распознавать и понимать мимику, интонации и эмоции своих родителей. От сложности механизмов восприятия прямо зависит количество факторов, которые индивидуум сможет воспринять в процессе общения с окружающими – чем механизмы сложнее, тем их будет больше. 

Эти факторы способствуют составлению наиболее полного мнения о собеседнике и характерных для него чертах благодаря выясненной информации.

Другой пример. Возникновение интереса к другому человеку приводит к проявлению активной деятельности, направленной на выяснение максимально возможного объема информации о новом знакомом с помощью вопросов. Таким образом можно добиться лучшего понимания его внутренних качеств, суждений и установок.

Процесс восприятия лежит в основе стороны общения

Перцептивная сторона межличностного общения приводит к более быстрой адаптации человека в новой для него социальной группе. Это происходит вследствие того, что в процессе общения индивидуум рассказывает окружающим о себе и принимает от них обратную связь.

Функции социальной перцепции

Понятие перцептивной стороны общения применяется для обозначения серьезной деятельности по обмену информацией между собеседниками. Люди присматриваются, изучают, оценивают друг друга в попытке достичь понимания и принятия. Социальная перцепция обладает следующими функциями:

  1. Познание себя. Получение информации о себе, изучение собственной личности происходит посредством социального взаимодействия с окружающими. Постигая личностные характеристики другого участника коммуникации, человек может примерить их на себя. Это способствует осознанию своих скрытых страхов, потребностей и желаний.
  2. Познание собеседника. Заключается в принятии и понимании точек зрения и убеждений людей, находящихся вокруг. Только таким путем можно собрать максимально точные данные о личности другого человека. Процесс коммуникации является фундаментом для построения любых видов межличностных отношений, в том числе любовных, дружеских или рабочих.
  3. Налаживание совместной деятельности. Если стороны общения приходят к обоюдному пониманию и принятию качеств, им будет проще организовать совместную работу. Осведомленность о мнениях, мотивах, установках и ценностях собеседника способствует выбору корректной линии поведения. Если взаимодействие происходит в группе людей, перцепция становится еще более значимой. Наладить совместную работу можно лишь в случае, когда один человек полностью понимает и принимает остальной коллектив, и наоборот.
  4. Достижение взаимопонимания. Это очень важно при построении всех типов отношений. Схожие мнения, общие точки зрения и интересы делают процесс общения более приятным. Кроме того, у партнеров появляется шанс найти компромисс при споре.
  5. Налаживание эмоционального взаимодействия. В процессе отношений каждому человеку свойственно проявление чувств и эмоций. Они способствуют развитию симпатии или антипатии, дружеского отношения и т. д.

Таким образом, с помощью перцепции человек способен создать образ собеседника, изучить черты его характера и качества, увидеть в нем личность.

Механизмы социальной перцепции, помогающие взаимопониманию

Далее поговорим об основных механизмах перцептивной стороны социального общения.

Рефлексия – так называется умение индивидуума проводить самоанализ с целью выяснить, как его воспринимает собеседник. При участии в процессе социальной коммуникации любому человеку важно понимать, как его видит оппонент, какое мнение он сформировал, какое воздействие оказали слова.

Процесс восприятия лежит в основе стороны общения

Идентификация – с помощью этого механизма появляется возможность поставить себя на место собеседника для того, чтобы примерить его точку зрения. Таким образом происходит полное или частичное принятие взглядов и мнений партнера.

Эмпатия – она заключается в умении испытывать неподдельное сочувствие и сопереживание к другому человеку. В ее основе лежит абсолютное понимание и принятие эмоций, внутренних переживаний собеседника.

Аттракция – такой механизм восприятия основан на уже сложившемся позитивном впечатлении о человеке. Положительные эмоции способствуют развитию дружбы, привязанности, любви. Добиться аттракции можно при схожих интересах, ценностях, мнениях и проч.

Механизмы перцепции, способные нарушить взаимопонимание

Социально-перцептивная сторона общения также имеет механизмы, при которых может произойти потеря взаимопонимания. Перечислим основные из них.

Эффект порядка (новизны) – его суть в том, что в процессе общения с малознакомыми собеседниками наиболее значимой становится первичная полученная информация; при взаимодействии с давно знакомыми – последние данные.

Эффект первичности проявляется в том, что человеку свойственно оценивать нового знакомого главным образом по своему первому впечатлению и первой информации.

Эффект ореола – механизм, при котором у человека появляется особая установка на собеседника вследствие направленного присваивания ему конкретных черт характера и качеств. Ярче всего этот эффект можно наблюдать в ситуации, когда о другом участнике общения известно крайне мало либо когда речь идет о его моральных качествах.

Эффект привлекательности проявляется в склонности преувеличивать качества собеседника, имеющего красивую, располагающую внешность.

Эффект превосходства заключается в тенденции воспринимающего постоянно преувеличивать определенные психологические качества тех окружающих, которых он считает лучше себя по определенным параметрам.

Процесс восприятия лежит в основе стороны общения

Эффект хорошего отношения к нам – его суть в переоценке качеств собеседника, который проявляет к воспринимающему симпатию. Несомненно, отношение человека оказывает воздействие на формирование мнения о нем.

Стереотип – ситуация, когда о человеке сложилось упрощенное впечатление, основанное на ограниченном количестве качеств и черт. Существуют различные стереотипы, в основе которых могут лежать внешность, профессия, национальность, возраст и т. д. Здесь работает принцип однозначности, разделяя окружающий мир на «известное» и «неизвестное».

Казуальная атрибуция – суть заключается в том, что поступки и слова собеседников распознаются воспринимающим лишь на основании личных наблюдений и домыслов. Действия окружающих индивидуум объясняет разными причинами, согласно которым формируется его взгляд на их мотивы. Однако зачастую интерпретация поведения, основанная на собственных рассуждениях, является ошибочной.

Перцептивная сторона делового общения

Перцептивно-когнитивные технологии деловых коммуникаций формируются под влиянием:

  • ощущений – визуальных, аудиальных, тактильных, ольфакторных, темпоритмальных;
  • восприятий – визуальных, аудиальных и кинестетических;
  • памяти – сенсорной, кратковременной, долговременной, имплицитной, эксплицитной;
  • мышления – конвергентного и дивергентного;
  • воображения – продуктивного и репродуктивного.

Наблюдается определенная закономерность в развитии перцептивной стороны делового общения:

  1. Распознание, каким социальным образом обладает деловой партнер.
  2. Определение главных его черт и личных особенностей.
  3. Моделирование его образа.

Эти шаги позволяют выяснить, какие приемы и техники психологического воздействия на партнера будут наиболее уместными.

Навыки переговоров в семье

На первом этапе цепочки перцептивно-когнитивных технологий деловых коммуникаций происходит распознание социального образа человека.

Пока партнеры еще не познакомились друг с другом, значительную часть информации они получают по внешним характеристикам – соматическим (речь о телосложении, чертах лица); имиджевым (в частности, стиле одежды, прическе, манере общения, интонациям, жестам, выражениям взгляда, походке); динамически-реактивным (насколько быстрыми являются ответные психические реакции).

Далее устанавливается соотношение между этими характеристиками и социальным статусом, ролью в профессиональной деятельности.

Читайте также:  Маркировка циркуляционного насоса для отопления

Процесс восприятия лежит в основе стороны общения

На следующем шаге происходит определение, какие качества, черты являются главными в деловом партнере. При гармоничном совмещении внешних характеристик и социального статуса, роли в профессиональной деятельности человеку присваивают свойственные членам его профессиональной группы качества. В ином случае присвоение психологических особенностей происходит с ориентированием на внешность.

На третьем шаге цепочки развития перцептивной стороны делового общения моделируется образ собеседника. Формирование полного образа происходит на основе уже установленных главных личностных характеристик.

Кроме того, следует обращаться ко всем социально-психологическим механизмам перцепции – идентификации, рефлексии, эмпатии и аттракции. Значение имеет и то, какие барьеры присутствуют при коммуникации – особенно если имеют место статусные и стереотипные преграды.

Из-за них модель образа партнера упрощается, становится более схематичной.

Немаловажными в процессе создания образа являются память, мышление и воображение – с их помощью можно добиться большей целостности. Основой образа являются профессиональные качества. Благодаря продуктивному воображению модель можно сформировать, обратившись к методу деловых ситуаций.

 В частности, при создании образа бухгалтера оказывает воздействие интерьер, обстановка кабинета; среди психологических качеств во внимание принимаются способность к организации, умение концентрироваться, дисциплинированность, усидчивость.

Тот образ оппонента, формирование которого происходит в процессе знакомства, оказывает большое влияние на дальнейшую линию поведения. С его помощью взаимодействие собеседников будет корректным и эффективным в различных обстоятельствах. По этой причине следует пошагово проходить по технологической цепочке, иначе можно извлечь неверные данные.

Перцептивная сторона общения является значимой частью межличностных и межгрупповых коммуникаций. Она помогает лучше понимать друг друга, точно и правильно воспринимать информацию.

При данном процессе происходит не только исследование партнера, но и познание себя, своих личностных качеств.

Понимание и принятие окружающих людей позволяет не только общаться, но и добиваться результативной совместной работы.

Полезные материалы для руководителей от Елены Койгородовой

Сейчас все борются за выживание бизнеса. Мы знаем, как руководителям непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить продажи ваших менеджеров на 60%. Особое внимание обратите на 3 чек-лист, его важно знать каждому! Процесс восприятия лежит в основе стороны общения

Елена Койгородова

Коммерческий директор ООО “Генератор продаж”

ТОП-10 digital-агентств РФ

Сейчас все борются за выживание бизнеса. Мы знаем, как руководителям непросто, поэтому подготовили материалы, внедрив которые, вы можете увеличить продажи ваших менеджеров на 60%. Особое внимание обратите на 3 чек-лист, его важно знать каждому! 5 ключевых показателей маркетинга и продаж Сейчас непростительно тратить деньги на рекламу, особенно если отдел продаж сливает заявки. Чтобы такого не происходило, нужно контролировать 5 ключевых показателей маркетинга и продаж. Только опираясь на полученные данные можно принимать решения в компании и выявлять слабые места или непродуктивных сотрудников. Процесс восприятия лежит в основе стороны общения

Елена Койгородова

Коммерческий директор ООО “Генератор продаж”

ТОП-10 digital-агентств РФ

Мы успели поработать более чем с 300 интернет-проектами и я могу со 100% уверенностью заявить — будете следить за этими показателями хотя бы в еженедельном формате — сохраните компанию и увеличите прибыль в 10 раз!

Просто заберите этот проверенный шаблон расчета с примерами для вашего удобства:

Стороны общения

Процесс восприятия лежит в основе стороны общенияСтороны общения тесно взаимосвязаны между собой. Всего выделяют три аспектных стороны коммуникационного взаимодействия индивидов, а именно коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Границы между такими сторонами общения довольно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга. Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиции совместной деятельности и в качестве особой деятельности. Коммуникационное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательную и формальную. Содержательный аспект взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальный в поведенческой стороне коммуникации, которая реализуется в ходе интеракции.

Перцептивная сторона общения

Стороны общения в психологии подразделяются на перцептивную, так как коммуникации невозможны без взаимопонимания; интерактивную, заключающуюся в потребности индивидов в совместной деятельности и коммуникативную, представляющую собой обмен информацией.

Перцептивной стороной общения называют процесс, выступающий обязательной составной частью коммуникаций и базирующийся на познании (восприятии) друг друга участниками процесса общения. Индивид всегда выступает в коммуникациях как личность.

Основываясь на внешнем аспекте поведения субъект, как бы «читает» собеседника, расшифровывает смысловую нагрузку его внешних данных. Немаловажную роль в общении играют впечатления, возникающие в ходе взаимодействия. Они несут регулятивную функцию.

В процессе познания одним субъектом другого одновременно происходит его эмоциональная оценка, попытка постигнуть ход его действий и понять стратегию трансформации поведения, вследствие чего осуществляется построение стратегии собственного поведения.

В процессе коммуникативного взаимодействия происходит восприятие физических характеристик и поведенческих реакций субъекта, т.е. вырабатывается представление о его взглядах, намерениях, эмоциях, размышлениях, способностях, установках и др.

Кроме этого также вырабатывается представление об отношениях, связующих объекты и субъекты восприятия. Другими словами, восприятие другого индивида подразумевает под собой восприятие его внешних данных, их сопоставление с личностными характеристиками объекта восприятия, вследствие чего происходит интерпретация (понимание) его поведения.

В перцептивные процессы коммуникативного взаимодействия всегда вовлечены как минимум две личности, каждая из которых демонстрируется активным субъектом. Отсюда следует, что сравнение с другими индивидами себя происходит с двух и более сторон, так как каждый из собеседников соотносит себя с другим.

Поэтому при выработке плана взаимодействия каждому беседующему приходится брать в расчет одновременно потребности, мысли, мотивы и убеждения другого, и то, как другой участник беседы понимает его личные потребности, убеждения, мотивы.

Каждый из партнеров в ходе оценивания другого, стремится выстроить определенную интерпретационную систему поведения оппонента, особенно, его причин. В повседневной жизни индивиды не понимают реальных причин поведения остальных людей или понимают, но недостаточно.

Вследствие дефицита информации люди приписывают другим индивидам причины поведения, дабы дать «разумное» объяснение их поступков. Именно поэтому внешний вид, манера разговора и поведения очень важны в деловом общении. Ведь от этого зависит карьерный рост индивида и его успешность в деятельности в целом.

Стороны делового общения тесно взаимосвязаны друг с другом. Умение правильно воспринимать партнера по коммуникации и грамотно интерпретировать воспринимаемую информацию способствует эффективному аргументированию, нахождению нужных доводов, что приводит к результативности беседы.

Основные стороны процесса общения служат для определения структуры коммуникативного взаимодействия с целью дальнейшего анализа каждого его элемента.

Современная социальная психология утверждает, что следует больше уделять внимания аспектным сторонам коммуникационного взаимодействия, связанным с характеристикой !рефлексии и взаимоотношений, которые складываются в процессе взаимодействия и влияния субъектов коммуникации друг на друга.

Интерактивная сторона общения

Стороны процесса общения характеризуют основные компоненты общения. Интерактивный аспект общения связан с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любых коммуникаций зависят от потребностей индивидов в совместной деятельности.

Коммуникация должна всегда предполагать определенный результат – видоизменение поведения других субъектов.

Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, основываясь на социальных нормах, принятых в социуме моделей поведения, которые регламентируют взаимоотношения субъектов и образуют специфическую систему.

О существовании и принятии в обществе регламентирующих норм поведения свидетельствует одинаковое реагирование социума на определенное действие, отличающееся от поступков других. Размах социальных норм довольно широк – начиная от модели поведения, соответствующего требованиям рабочей дисциплины, гражданского и воинского долга и заканчивая правилами элементарного воспитания и вежливости.

Обращение субъектов коммуникативного взаимодействия к нормам приводит их к ответственности за собственное поведение, помогает регулировать поступки при этом, подвергая их оценке и разделению на соответствующие и несоответствующие нормам.

Социальный контроль в ходе коммуникативного взаимодействия осуществляется согласно репертуару ролей, которые играют общающиеся субъекты. Под ролью подразумевается нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая социумом от каждого, занимающего определенную социальную позицию. К таким позициям можно отнести возраст, должность и др.

Каждая роль, занимаемая субъектом, должна соответствовать определенным требованиям и ожиданиям окружающих. Каждый индивид может выступать в различных ролях (множественность позиций), что нередко ведет к ролевому конфликту. Взаимодействие субъектов, выполняющих различные роли, управляется ролевыми ожиданиями.

Отсюда следует, что исходным условием результативности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.

Причины конфликтов в коллективной деятельности могут быть детерминированы предметно-деловыми разногласиями и расхождениями в личностно-прагматических интересах. При этом отличительной чертой конфликтных ситуаций второго рода является нагнетание эмоциональной напряженности.

Также причинами возникновения конфликтных ситуаций являются смысловые барьеры в коммуникациях, которые препятствуют налаживанию успешного взаимодействия беседующих.

Смысловым барьером в коммуникационном взаимодействии считается несовпадение смыслов высказанных просьб, требований, приказов для участников общения, что создает преграду для взаимопонимания и дальнейшего взаимодействия. Более значимую роль смысловые преграды приобретают при педагогическом и деловом общении.

Это объясняется разницей в возрасте участников, различным жизненным опытом, расхождениями в интересах и т.д. Именно поэтому стороны делового общения у делового человека и преподавателя в идеале должны быть развиты одинаково.

Особую значимость для субъекта, обычно, приобретает связующее звено, объединяющее целевую направленность деятельности с причинами ее реализации. Ведь один и тот же поступок, слово, обстоятельство для разных людей могут нести различный смысл. Поэтому при коммуникационном взаимодействии важнейшим значением обладает умение ставить себя на позицию другого участника коммуникаций.

Читайте также:  Как правильно сидеть на стуле

Коммуникативная сторона общения

В случаях, когда под общением понимают обмен информацией, то обычно подразумевают его коммуникативный аспект. То есть в узком понимании это значит, что в процессе коллективной деятельности субъекты обмениваются друг с другом различными представлениями, мыслями, интересами, идеями, настроениями и др. Все это вместе можно назвать информацией.

Общение не следует рассматривать только в контексте отправки и приема информации, так как в ходе общения свершается взаимодействие активных субъектов, а не простое движение сообщений.

Взаимное информирование индивидов предполагает налаживание коллективной деятельности и активный обмен информацией.

Значимую роль для каждого участвующего в коммуникации играет важность информации при условии того, что такая информация принята и понята.

Характер взаимообмена информацией между всеми участниками общения обусловливается возможностью оказывать влияние друг на друга через знаковые системы. То есть обмен информацией предполагает обязательное воздействие на партнера по коммуникации. Коммуникативное влияние, возникающее при общении, является не чем иным, как воздействием психологического характера одного субъекта на другого.

Коммуникативное воздействие в контексте результата обмена информацией появляется только тогда, когда все участники взаимодействия обладают общей системой кодирования. Однако, даже зная смысловую нагрузку слов, индивиды довольно часто понимают по-разному их. Причинами этого могут служить возрастные особенности социальные, политические детерминанты.

В условиях коммуникационного взаимодействия часто могут возникать специфические барьеры, возникающие вследствие отсутствия понимания самой ситуации взаимодействия.

Отсутствие понимания может быть вызвано не только использованием разных языковых систем, но и более серьезными различиями, существующими между участниками общения.

К таким различиям можно отнести социальные, возрастные, политические, профессиональные, религиозные различия, порождающие разнообразие мироощущения, мировоззрения, миропонимания. В данном аспекте коммуникационное взаимодействие свидетельствует о том, что оно представляет собой лишь сторону общения.

В ходе выстраивания типологии коммуникативных процессов разумным будет воспользоваться определением «направленность сигналов». Данное понятие позволяет выделить аксиальный и ретиальный коммуникативные процессы.

Аксиальный процесс представляет собой направленность сигналов единичным приемником информации, другими словами отдельным людям.

Ретиальный процесс представляет собой направленность сигналов во множество возможных адресатов.

Информация, распространяющаяся коммуникатором, бывает побудительного типа и констатирующего. Побудительный тип сообщений выражается в репликах просительного, приказного, рекомендательного характера. Она рассчитана на стимулирование какого-то определенного действия. В свою очередь стимулы могут быть различными.

Главным образом, в качестве стимула может выступать активизация, то есть призыв к действиям в нужном направлении и, наоборот, интердикция, то есть призыв, не допускающий некоторых действий, запрет определенных видов деятельности, а также дестабилизация, то есть рассогласование или расстройство некоторых независимых видов деятельности или повелений.

Констатирующие сообщения выражаются в форме уведомления или каких-либо сведений. Они используются в разнообразных образовательных системах и не предполагают непосредственной трансформации поведения и деятельности, однако косвенно способствует этому.

Характер информации может быть различным. Так, например, критерий объективности варьируется от безразличного тона преподнесения до включения в формулировку сообщения довольно очевидных элементов убеждения.

Вариация сообщения предопределяется коммуникатором – лицом, отправляющим информацию.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Понятие перцептивной стороны общения

Коммуникативные способности являются одним из основных факторов социализации человека в обществе, где он развивается как личность. Чтобы общение было успешным, важно уметь достигать определенного уровня взаимопонимания. За это отвечает перцептивная сторона.

Перцептивная сторона общения — это восприятие человеком своего собеседника в процессе коммуникации, основанное на полном взаимопонимании.

В рамках перцептивной стороны общения человек воспринимает внешние признаки собеседника, индивидуальные черты, цели и мотивы его поступков. Подразумевается, что индивид не просто понимает и оценивает точку зрения собеседника, но принимает и разделяет ее.

В процессе того, как люди познают друг друга, между ними выстраиваются более близкие отношения, которые могут перейти в дружбу, симпатию или привязанность. В то же время неверная интерпретация мотивов собеседника может привести к конфликту и недопониманию.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные функции

Умение расположить к себе собеседника и понять его внутренний мир помогают правильно выстраивать отношения в целом.

В процессе диалога люди не просто обмениваются информацией, но оказывают друг на друга определенное влияние и узнают лучше не только своего собеседника, но и себя самого.

Эти функции взаимодействия отражены в перцептивной стороне общения. Традиционно выделяют четыре функции, влияющие на социализацию личности:

  • Самопознание. Индивид познает себя через других людей или объекты окружающей среды. Во время общения с другим человеком можно получить информацию и о самом себе. Часто через восприятие личности собеседника и особенностей его характера человек получает возможность посмотреть со стороны на самого себя, осознать свои скрытые желания, сомнения, страхи.
  • Познание других людей. Только благодаря успешно выстроенной коммуникации можно узнать другого человека, понять его внутренний мир и мировоззрение. Общение на уровне перцепции основано на взаимодоверии и взаимопонимании, что позволяет получить правдивую и точную информацию о собеседнике.
  • Построение совместной деятельности. Только на основе взаимопонимания получится организовать успешную совместную деятельность. Осознавая мотивы, ценности и интересы собеседника, можно построить подходящую модель взаимодействия с ним. При этом чем больше участников в группе, тем важнее роль социальной перцепции.
  • Формирование эмоциональных взаимоотношений. В общении с другим человеком мы испытываем определенные эмоции, которые говорят о нашей симпатии или наоборот неприязни по отношение к собеседнику. Перцептивное общение помогает осознать свое отношение к человеку и то, какие чувства он испытывает.

Механизмы социальной перцепции

Основными механизмами социальной перцепции являются:

Рефлексия — это способность человека к самоанализу, которая позволяет ему понять то, как он воспринимается партнером. В процессе социального взаимодействия нам важно знать, как мы выглядим в глазах собеседника, что он о нас думает и какой эффект на него производит сказанное.

Идентификация — это механизм, благодаря которому человек может поставить себя на место своего партнера, чтобы посмотреть на проблему с его точки зрения. Это позволяет полностью или частично принять мнение собеседника и его взгляды.

Эмпатия — это способность искренне сочувствовать и сопереживать другому человеку, основана на полном понимании и принятии переживаний и внутреннего мира партнера.

Аттракция — это механизм, сущность которого заключается в уже сформированном положительном отношении к человеку. Позитивный формат общения приводит к дружеским или романтическим отношениям. Аттракция строится на совпадении интересов, ценностей и других объединяющих факторов.

Казуальная атрибуция — это механизм, который подразумевает интерпретацию поведения и слов окружающих, опираясь на собственные предположения и наблюдения. Индивид приписывает поступкам людей различные причины, на основании которых составляет мнение об их мотивах. При этом, трактовки, которые формирует человек, исходя из собственных размышлений, не всегда оказываются верными.

Особенности перцептивной стороны общения

Социальная перцепция — это основная и самая важная часть межличностной коммуникации между двумя людьми или в группе.

Это психологический процесс, ответственный за то, насколько эффективным будет общение индивидов, к каким результатом оно приведет.

Мы узнаем о чувствах и эмоциях людей в процессе обмена информацией, принимая во внимание их внешние признаки, элементы словесного и невербального общения.

Перцептивное общение имеет ряд особенностей:

  • активность всех участников коммуникации;
  • мотивированность;
  • соотнесение внешних признаков человека с его индивидуальными чертами характера;
  • интерпретация и прогнозирование его поступков и слов;
  • наблюдение за невербальными формами коммуникации и их оценка (жесты, мимика, поза, интонация и т.д.);
  • умение принимать обратную связь;
  • способность анализировать и трактовать реакции собеседника и т.д.

Примеры социальной перцепции в жизни

Навыки перцептивного общения развиваются с детства, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции. По мере усложнения механизмов восприятия человек при общении учитывает все больше факторов, которые позволяют ему составить наиболее полное впечатление о собеседнике и его характеристику.

Если человек испытывает интерес к новому знакомому, он старается узнать о нем побольше и задает вопросы для того, чтобы лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение позволяет ускорить адаптацию индивида в новом окружении, так как именно в процессе коммуникации человек рассказывает о себе и узнает о других участниках группы.

Перцептивная сторона общения

В общении большое значение имеет то, как партнер по общению воспринимается другим партнером, т.е. процесс восприятия одного человека другим выступает как обязательная составная часть общения. Эта, сторона общения и называется перцептивной.

В основе перцептивной стороны общения лежит социальное восприятие (социальная перцепция).

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого «нового взгляда» на восприятие. Социальная перцепция (социальное восприятие) – это процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

Особую важность в жизни человека представляет межличностная перцепция, или межличностное восприятие, так как именно этот процесс непосредственно включен в общение.

Межличностное восприятие (межличностная перцепция) – это процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Перцепция предполагает оценку другого человека и формирования отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. В результате чего и осуществляется построение собственной стратегии деятельности людей.

Читайте также:  Понижающий редуктор для шуруповерта

Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную(субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). При взаимодействии и общении социальная перцепция является взаимной. Люди воспринимают, интерпретируют и оценивают друг друга.

Обычно выделяют четыре основные функции социальной перцепции[Крысько В.Г.]:

  • 1) познание себя, являющегося начальной базой для оценки других людей;
  • 2) познание партнеров по взаимодействию, дающему возможность сориентироваться в социальном окружении;
  • 3) установление эмоциональных контактов, обеспечивающих выбор наиболее надежных и предпочтительных партнеров;
  • 4) формирование готовности к совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющей достигать наибольшего успеха.
  • Обычно выделяют ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека, позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к его оценке, отношению и прогнозу вероятного поведения. К этим механизмам относят:
  • — стереотипизация;
  • — эмпатия;
  • — аттракция;
  • — рефлексия;
  • — каузальная атрибуция.

Стереотипизация (использование штампов) — это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, социальным стереотипам.

Стереотипизация значительно упрощает процесс познания другого человека, особенно когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия.

Тогда просто остается упрощенный подход в восприятии другого человека, и результат этого, хотя и не слишком близок к оригиналу, все же необходим, так как сокращает процесс познания.

Эмпатия (сочувствие, сопереживание)— это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью понять переживания и чувства познаваемого человека. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека.

Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит с внутренним миром другого человека, что он переживает, как оценивает окружающую действительность.

Аттракция –представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого, интимно-личностного отношения (Бодалев А.А.).

Результатом проявления аттракции как механизма социальной перцепции является формирование особого вида установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный позитивный компонент.

Рефлексия (размышление за другого) — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Это происходит через взаимное перекрестное воспроизведение внутренних миров друг друга («я понимаю, что он понимает, что я понимаю, и он понимает, что я понимаю, что он понимает»).

В ходе взаимного отражения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Каузальная атрибуция (истолкование причин поведения) – это приписывание человеку непосредственно невоспринимаемых особенностей, это стереотипное достраивание образа. Также каузальная атрибуция предполагает выяснение и интерпретацию причин поступков, переживаний и поведения других людей.

Важную роль в процессе восприятия человека человеком играют установки, которые приводят к возникновению различных социально-психологических эффектов восприятия. Эти эффекты относятся к ошибкам восприятия.

Перцептивная сторона общения в психологии

Определение 1

Перцептивная сторона общения (от латинского «perceptio» ‒ восприятие) ‒ процесс, появляющийся при взаимодействии людей на основании естественного общения и проходящий в форме понимания и восприятия человека человеком.

Определение 2

Перцепция ‒ это отображение индивидом на когнитивном уровне тех явлений и объектов, с которыми он встречается.

С точки зрения психологии под перцептивной стороной общения рассматривается восприятие другого индивида, осознание качеств другой личности.

Восприятие собеседника может совершаться через представление его установок, целей, взглядов и мотивов. В данном случае совершается развитие объективной оценки другой личности, качества которой не перекликаются с особенностями самого познающего субъекта.

С другой стороны, в ходе восприятия собеседника может совершаться не только его понимание, но и принятие. В данном случае все установки и ценности разделяются, согласовываются людьми.

Когда совершается такое принятие, появляются близкие межличностные отношения разного уровня: привязанность, дружба, любовь и т.д.

С помощью перцептивной стороны общения мы «читаем» другого человека. От уровня точности тех заключений, к которым мы приходим, зависит эффективность коммуникации с индивидом. Неверное прочтение личности собеседника может спровоцировать недопонимание, конфликтную ситуацию.

Все три стороны процесса общения могут легко сочетаться друг с другом.

Поверхностные взаимодействия между посторонними людьми, которые продолжаются непродолжительное время, как правило, представлены только интерактивной или коммуникативной стороной либо их сочетанием.

Функции социальной перцепции

Определение 3

Социальная перцепция ‒ это сложный процесс, во время которого происходит процесс понимания, оценивания людьми объектов социального окружения (людей, общностей, групп).

Вследствие такого процесса в сознании индивида складываются определенные устойчивые образы.

Рассмотрим кратко основные функции перцепции:

  1. Познание себя. Осознание себя через другие объекты. Как раз во время социального взаимодействия человек приобретает информацию о самом себе, пищу для рассуждений. Часто восприятие личности собеседника может помочь установить те характерные ему аспекты, которые обретают отзыв в своем сознании. В результате человек обнаруживает собственные скрытые сомнения, потребности, желания,
  2. Познание партнера. Узнать человека, понять его убеждения и взгляды можно исключительно с помощью коммуникации на перцептивном уровне. Это единственный способ приобретения правдивой информации о ком-либо.
  3. Организация совместной деятельности. Принятие и понимание субъектами социальных отношений друг друга считается основанием последующего выстраивания совместной деятельности. Отчетливое осознание мотивов, ценностей и установок партнера дает возможность сформировать модель действенного взаимодействия с ним. Если речь идет не о взаимодействии индивидов между собой, а о взаимоотношениях в группе, то роль социальной перцепции лишь увеличивается. Совместная деятельность членов группы делается успешной исключительно в том случае, когда все они способны понять или принять установки друг друга.
  4. Формирование взаимопонимания. В ходе общения люди добиваются взаимопонимания, которое считается консолидирующим условием любых социальных отношений (романтических, семейных, деловых и т.д.).
  5. Становление эмоциональных взаимоотношений. Человек представляется существом эмоциональным, потому любое социальное взаимодействие инициирует у него определенные эмоции. Когда люди контактируют, у них складываются определенные отношения на эмоциональном уровне: симпатия, вражда, непризнание, радость и т.д.

Перцептивный компонент

Представленный элемент дает возможность грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника.

На основании приобретенной информации делается заключение об отличительных чертах личности, факторах поступков.

Без перцепции коммуникации были бы довольно нерезультативными и поверхностными. Человек воспринимал бы лишь «внешнюю картинку» ‒ образ оппонента и его слова.

Реальные мысли, поведенческие мотивы, скрытые переживания и многое другое могло быть просто не замечено. Как раз благодаря социальной перцепции возникает возможность верного восприятия окружающих объектов, выстраивания успешного взаимодействия с ними.

В полной мере этот элемент имеет место быть, когда человек освобожден от стереотипов, прежде сформированных убеждений и установок. Они препятствуют объективному оцениванию партнера и сформировывают некоторый образ в сознании, который зачастую далек от действительности.

Также важно не торопиться с заключением и дать себе время на формирование достоверной оценки собеседника. Часто люди делают ложные выводы о собеседнике, с которым не было выстроено длительного общения.

Адекватно дать оценку личности человека можно только вследствие получения полной информации о нем, наблюдения за ним в различных ситуациях повседневной жизни.

Замечание 1

Перцептивный компонент дает возможность изменить уже сформировавшееся мнение об индивиде.

Такая возможность отказаться от первичной оценки, возникает вследствие принятия и понимания тех черт собеседника, которые отмечаются у него в данный момент времени.

Характеристика и особенности перцептивной стороны общения

Перцептивная сторона содержит следующие значительные процессы:

  • восприятие физических характеристик субъекта;
  • оценка невербальных сигналов, которые поступают от оппонента (жесты, мимика, взгляд);
  • восприятие поступающей вербальной информации в ходе беседы;
  • наблюдение за поведенческими проявлениями;
  • составление на основании приобретенных сведений представлений о намерениях, способностях, убеждениях, эмоциях собеседника;
  • формирование восприятия субъекта на эмоциональном уровне;
  • формирование эффективного взаимодействия (или отсутствие подобной возможности).

Замечание 2

Чем выше сформированы перцептивные навыки у личности, тем легче ей создавать коммуникационные процессы с другими членами общества, социальными общностями и группами.

Понимание соответствующих особенностей субъектов общения дает возможность эффективно формировать взаимодействие с ними, избегать появления недопонимания, конфликтных ситуаций.

К особенностям данного процесса необходимо отнести существенное влияние на него возрастного, профессионального, полового, эмоционального, психологического факторов.

Итак, перцептивная сторона общения играет большую роль в процессе взаимодействия людей друг с другом. Умение воспринимать внутренний мир собеседника дает возможность определить его убеждения и спрогнозировать поведение.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]