Ремонт шлифовальной машинки своими руками

Шлифовальная машина – это электроинструмент, который нужен не каждому домашнему мастеру.

Однако если человек занимается столярными или иными работами, где подобное оборудование необходимо, его поломка может полностью сорвать все планы и графики.

А вот выбрать и приобрести новую ─ не всегда возможно, да и свой инструмент привычнее. В сегодняшней статье рассмотрим вариант решения подобной проблемы автором YouTube-канала Ты Же Ремонтёр!

Шлифовальная машинка «Festool ETS 150/3 EQ»: слабые места

Любой электроинструмент имеет слабые узлы, которые чаще всего выходят из строя.

Если говорить о шлифмашинке «Festool ETS 150/3 EQ», то наиболее уязвимыми у неё считаются кнопка включения и регулятор оборотов, а также щётки двигателя.

Что касаемо самого электромотора, то пользователи утверждают, что он практически вечен. Что ж, для начала следует осмотреть  шлифовальную машину визуально на предмет видимых повреждений или мест подгорания.

В нашем сегодняшнем примере таковых не обнаружилось, а значит, следует «копать» дальше.

Ремонт шлифовальной машинки своими руками ФОТО: YouTube.comШлифмашинка «Festool ETS 150/3 EQ» перестала включаться, нужно искать причину

Порядок производства ремонтных работ

Производя любой ремонт в случае, если домашнему мастеру неизвестна причина поломки, необходимо начинать с самого простого, продвигаясь к сложному. Визуальный осмотр ничего не выявил, значит, нужно проверить кабель питания и подачу напряжения на щётки двигателя. Для этого требуется вывернуть 4 винта, которые фиксируют верхнюю крышку. Здесь всё крайне просто.

Скорее всего, после вскрытия устройства внутри придётся пропылесосить. Ведь шлифмашинка – это инструмент, которым пользуются для обработки, а значит, попадания пыли внутрь не избежать. Кстати, для тех, кто далёк от электротехники, стоит сказать.

Если работать во влажном помещении новой шлифмашинкой, то вряд ли ей будет нанесён какой-то вред. А вот пыль внутри, впитав влагу, становится прекрасным проводником.

Именно этот фактор является одним из немногих, способных вывести электромотор машинки из строя.

Ремонт шлифовальной машинки своими руками ФОТО: YouTube.comПод верхней крышкой скопилось много пыли, которую следует удалить

Проверка целостности проводов и подачи питания на щётки

Для проверки работоспособности кабеля понадобится мультиметр. Лучше всего проверять на целостность каждую жилу по отдельности, прозванивая их.

Однако те домашние мастера, которые знакомы с электротехникой, зачастую проверяют всё при включённом питании. Подобные действия более эффективны, но ведь и технику безопасности никто не отменял. Не стоит брать пример с автора YouTube-канала.

Стоит всё-таки надеть на руки диэлектрические перчатки или же прозванивать цепь без напряжения.

Если провод в порядке, можно двигаться дальше. Необходимо проверить, доходит ли питание до щёток. Как можно увидеть на фотопримере, напряжение на щётках в норме. Остаётся только достать и проверить щётки на износ. И если они в порядке, значит, под замену пойдёт двигатель.

Ремонт шлифовальной машинки своими рукамиФОТО: YouTube.comНапряжение на щётках в норме, значит, проблема не в подаче напряжения

Демонтаж и осмотр щёток электродвигателя

Осталась последняя надежда обойтись «малой кровью». Всё же замена щёток обойдётся значительно дешевле, чем приобретение нового двигателя.

Щётки вытаскиваются довольно просто. И уже сняв первую из них, станет понятно, требуется ли их замена. В нашем случае ответ однозначен – такие щётки точно работать не будут, они стёрты до пружины.

Понятно, что их необходимо заменить. Но что делать, если под рукой — только элементы другого размера. Здесь придётся выбирать, нарушить технологию и установить нестандартные щётки или искать родные.

Ремонт шлифовальной машинки своими рукамиФОТО: YouTube.comЩёткам уже помочь нечем, только под замену

Установка нестандартных щёток на электродвигатель

Если в наличии есть родные элементы, то поставить их на место труда не составит. А вот щётки от другого прибора придётся модернизировать. В нашем случае пришлось немного поработать ножницами по металлу, чтобы нижняя контактная платформа вошла в посадочное место. Времени подобная модернизация займёт не более пяти минут.

Ремонт шлифовальной машинки своими рукамиФОТО: YouTube.comНожницы по металлу тоже могут творить чудеса

Остаётся лишь установить щётки в латунные корпуса и разместить их на положенных местах. На этом этапе мастеру остаётся только надеяться на исправность электромотора. Хотя процент вероятности, что проблема была именно в щётках, можно обозначить на уровне 99 из 100.

Единственной проблемой того, что установлены щётки меньших размеров, может стать их быстрое истирание. Ведь площадь прилегающей поверхности здесь меньше. Однако это повод приобрести родные элементы про запас. Замена щёток – дело 5-10 минут.

Ремонт шлифовальной машинки своими рукамиФОТО: YouTube.comНовые щётки устанавливаются в посадочное место и фиксируются в нужном положении

Проверка шлифмашинки и её последующая сборка

Пока верхняя крышка открыта, необходимо проверить шлифовальную машину на работоспособность. Для этого прибор нужно включить в сеть, а значит, пора снова вспомнить о диэлектрических перчатках. Без них к кнопке, находящейся под напряжением, подходить не стоит. Помните, что поражение электрическим током опасно не только для здоровья, но и для жизни.

Сначала следует аккуратно разложить по местам органы управления шлифовальной машиной (клавиша запуска, регулятор скорости). После того как вилка включена в розетку, нужно кратковременным нажатием проверить, запускается ли двигатель.

Ремонт шлифовальной машинки своими рукамиФОТО: YouTube.comЩётки на месте, теперь нужно уложить регулятор и можно приступать к проверке

Следует быть осторожным при первом пуске. Ведь пока мастер ремонтировал шлифмашинку своими руками, вся пыль осыпалась вниз. Поэтому при первом же нажатии она вылетит полностью и может попасть в глаза или дыхательные пути.

Ремонт шлифовальной машинки своими рукамиФОТО: YouTube.comПервичные испытания прошли успешно, можно собирать машинку

Финальная сборка отремонтированного устройства

После того как шлифовальная машинка проверена на работоспособность, можно закрывать верхнюю крышку. Для начала винты просто наживляются, после чего нужно поправить кнопку включения, регулятор частоты оборотов. Когда они встанут на своё место, можно основательно протянуть крышку.

Ремонт шлифовальной машинки своими рукамиФОТО: YouTube.comВсе органы управления шлифмашинки должны встать на свои места

Крышка фиксируется на четырёх винтах. Слишком сильно её перетягивать тоже не стоит, ведь винты здесь вкручиваются в пластик, а значит, есть опасность просто провернуть шуруп. Но и слишком слабая затяжка чревата неприятностями. От вибрации винты могут совсем ослабнуть, что вновь приведёт к раздалбливанию пластика. Здесь необходимо найти «золотую середину».

Ремонт шлифовальной машинки своими рукамиФОТО: YouTube.comПоследние штрихи, и шлифмашинка снова готова выполнять возложенные на неё обязанности

Заключение

Поломка поломке рознь. Это говорит о том, что не стоит по каждой мелочи обращаться к специалистам, оплачивая их услуги. Чаще всего проблема проста, и требуется совсем немного времени на её устранение.

Поэтому при возникновении неисправности стоит попробовать отремонтировать шлифмашинку своими руками или хотя бы определить проблемное место. Как наверняка стало ясно из статьи, сделать это вовсе не сложно.

А раз так, к чему лишние траты? Хотя, в конечном итоге, решать владельцу.

Очень надеемся, что уважаемому читателю пригодится инструкция, представленная в сегодняшней статье. С любыми вопросами вы можете обратиться к редакции Homius через обсуждения ниже. Мы обязательно разъясним все непонятные моменты.

Там же вы можете прокомментировать  сегодняшний обзор, поделиться своим опытом в ремонте электроинструмента (если таковой имеется) или изложить свою точку зрения на стиль написания и информативность. Это поможет автору более ясно подавать материал в будущем.

И ещё, не забывайте ставить оценку. Ваше мнение для нас крайне важно.

Читайте также:  Колесный редуктор своими руками

Редакция Homius приглашает домашних мастеров и умельцев стать соавторами рубрики «Истории». Полезные истории от первого лица будут опубликованы на страницах нашего онлайн-журнала.

ПредыдущаяСледующая

Ремонт болгарки в домашних условиях: устройства и распространенные поломки

Болгарка считается очень популярным инструментом, который востребован у многих мастеров. При этом иногда приспособление выходит из строя: работает с перебоями или ломается полностью. Самостоятельный ремонт болгарки вполне возможен. Однако нужно изучить детали конструкции и провести диагностику поломки.

Ремонт шлифовальной машинки своими рукамиРемонт болгарки имеет целый ряд особенностей

Устройство электрооборудования УШМ

Болгарка представляет собой угловую шлифовальную машину (УШМ), которая требует бережного обращения. Однако иногда она выходит из строя и не может нормально работать. Для качественного ремонта болгарки своими руками необходимо ознакомиться с конструктивными особенностями инструмента.

В состав УШМ входит следующее:

  • Якорь — этот элемент находится в электрическом двигателе. При включении он начинает вращаться. Чем выше скорость, тем более мощным считается инструмент.
  • Коллектор — это отдельный элемент якоря с силовыми и управляющими обмотками.
  • Электрические щетки — применяются для подведения тока кабеля к коллектору.
  • Редуктор — передает механическую энергию к диску.
  • Статор — представляет собой фрагмент двигателя и обладает самой сложной конструкцией.

Важно! Перед началом ремонта УШМ своими руками необходимо подготовить схемы и инструкцию в зависимости от модели. Это поможет все сделать правильно.

Диагностика неисправностей в работе УШМ

Перед тем как пытаться разобрать УШМ, нужно провести диагностику поломки. Перед окончательным выходом из строя могут появляться такие признаки:

  • наблюдается сильная вибрация;
  • щетки коллектора могут искрить;
  • мотор может включаться с утробным гудением;
  • подклинивают подшипники вращения;
  • наблюдается запах или дым из корпуса.

Проверка электрической части

В электрическую часть инструмента входят такие элементы:

  • электрический двигатель;
  • кнопка включения;
  • электронный блок для управления скоростью вращения.

Обратите внимание! Для проверки их работы требуется воспользоваться специальными приспособлениями. Так, можно применять тестер или мультиметр.

Ремонт шлифовальной машинки своими рукамиДля оценки работы электрической части потребуется тестер

Проверка цепей питания

Вначале нужно оценить целостность сетевого шнура. На нем не должно быть повреждений. Также можно включить тестер в режим вольтметра и оценить входное напряжение в УШМ. Оно должно быть 220 В.

Проверка блока пуска и управления

Затем рекомендуется протестировать работу кнопки пуска. Немаловажное значение имеет функционирование электронного блока управления. Нередко контакты выключателя окисляются или засоряются.

Диагностика ротора — как «прозвонить» якорь тестером?

Для оценки работы ротора нужно воспользоваться тестером. Для этого мультиметр нужно включить на 200 Ом и поочередно оценить сопротивление обмоток. Если оно совпадает на всех участках, это говорит о целостности якоря. В противном случае элемент подлежит замене.

Диагностика статора электродвигателя

При исправности якоря все манипуляции проводят со статором. При этом рекомендуется оценить сопротивление обмоток. При перемотке катушек нужно использовать специальный шаблон из фанеры.

Для справки! Чтобы правильно перемотать статор инструмента, рекомендуется ознакомиться с видео. Это поможет добиться нужного результата и избежать ошибок.

Ремонт шлифовальной машинки своими рукамиПеремотка статора обладает некоторыми особенностями

Проверка механической части машины

Для выявления поломок механических элементов рекомендуется разбирать корпус устройства. Обычно крышка редуктора фиксируется с помощью 4 шурупов. Их нужно открутить, чтобы добраться до пары шестерней.

Осмотр шестерней редуктора

При осмотре зубчатой передачи нужно оценить прочность крепления шестерней. Немаловажное значение имеет объем смазки и определение структуры зубьев.

Проверка стопорной кнопки

Этот элемент является подпружиненным стальным штоком, который препятствует вращению рабочего вала. Кнопку применяют при смене режущих дисков. Поломки возможны при заклинивании диска. Также они случаются при включении двигателя с нажатой кнопкой.

Осмотр фланца для крепления насадок

Диск болгарки крепится фланцевым резьбовым зажимом. Он отличается простой конструкцией, потому ломается очень редко. При осмотре нужно ознакомиться с состоянием резьбы. Если необходимо, эту деталь можно обработать солидолом.

Проверка подшипников вала ротора

Для оценки работы этих элементов их нужно визуально осмотреть. Исправные подшипники обладают однотонным цветом и легко вращаются при прокручивании.

Как разобрать УШМ

При выявлении причин неисправности нужно начинать ремонт УШМ. Важно знать, как разобрать болгарку. При этом нужно соблюдать такие правила:

  • отключить устройство от сети;
  • поместить инструмент на хорошо освещенный стол или верстак;
  • придерживаться порядка разборки и обратной сборки устройства.

Ремонт шлифовальной машинки своими рукамиРазбор устройства имеет ряд особенностей

Что чаще всего ломается на болгарках разных марок

Болгарки изготавливают разные производители — Бош, Дефолт, Зубр, Интерскол, Хитачи, Цыганка. При этом инструменты ломаются вне зависимости от бренда. Основной причиной выхода из строя считается неправильная эксплуатация, а не качество изделия.

Существует 2 основных типа изделий:

  • Бытовые — используются в домашних условиях. Их нельзя подвергать постоянным или длительным нагрузкам. Такие устройства подходят для 10 минут непрерывной работы. Затем нужно на такой же интервал прерваться.
  • Профессиональные — подходят для длительной эксплуатации. Их можно непрерывно использовать в течение 40-50 минут.

Ремонт болгарки своими руками в домашних условиях — диагностика и способы устранения

Как же правильно отремонтировать болгарку? Этот вопрос интересует многих мастеров. Подход к выполнению ремонтных работ может быть разным — все зависит от типа неисправности.

Поломки электрической части

Если на щетки не поступает ток, необходимо зачистить контактные пластины держателей. Если эта манипуляция не дала эффекта, рекомендуется заменить щетки.

Ремонт кнопки болгарки своими руками

Чтобы справиться с этой неисправностью, нужно купить новую кнопку подходящей конструкции и установить ее на машину. Отремонтировать этот элемент самостоятельно не удастся. Эта деталь включает маленькие элементы, которые во время разборки могут рассыпаться.

Ремонт сетевого кабеля болгарки своими руками

При выявлении обрыва кабеля его требуется разрезать в этом месте. После чего его нужно качественно соединить и надежно заизолировать.

Ремонт электродвигателя болгарки — виды поломок и способы их устранения самостоятельно

Чаще всего ломается якорь машинки, но может выйти из строя и статор.

  • При поломке якоря его нужно заменить на новый.
  • Если же вышел из строя статор, его можно отремонтировать. Однако для этого устройство рекомендуется сдать в ремонтную мастерскую, в которой перемотают обмотку.

Как проверить исправность якоря и выполнить его ремонт на болгарке своими руками

Чтобы оценить работу якоря, рекомендуется использовать мультиметр. Этот инструмент поможет измерить сопротивление обмотки якоря. Для ремонта этого элемента рекомендуется обратиться к профессиональным мастерам.

Проверяем исправность статора двигателя УШМ

Для проверки работы статора нужно сделать следующее:

  1. Измерить сопротивление между обмоткой статора и сердечником. Оно свидетельствует о нарушении изоляции медной проволоки.
  2. Проверить сопротивление в обмотке. Для этого щупами нужно коснуться выводных контактов. Важно, чтобы сопротивление в двух обмотках совпадало.

Неисправности регулятора болгарки и его ремонт своими руками

Некоторые модели имеют регуляторы, которые меняют темпы вращения шпинделей. Это очень удобная функция. Чтобы выявить поломку регулятора, стоит обратить внимание на работу изделия.

Важно! Если при перемещении диска обороты не увеличиваются и не снижаются, это говорит о выходе элемента из строя. Для устранения поломки следует припаять провод или выполнить очищение окислов на микросхеме.

Как устранить неисправность щеток самостоятельно

При истирании щеток более чем на 30-40 %, их нужно заменить. Для этого достаточно отсоединить провода и вытащить их из особых держателей. Затем на место старых щеток можно поставить новые и подсоединить провода к контактам.

Неисправности механической части УШМ

Механические поломки проще выявить и устранить. Их зачастую удается диагностировать на слух:

  • гул во время работы свидетельствует об изнашивании подшипников;
  • появление стука говорит о неисправности в узле редуктора;
  • при проблемах с фиксацией насадки шпинделя можно подозревать поломку кнопки.
Читайте также:  Шлифовальная насадка на дрель: виды, преимущества и недостатки

Как отремонтировать редуктор на болгарке своими руками

Редуктор представляет собой пару косозубых шестеренок. Со временем их зубья могут истираться. Это создает необходимость замены элемента. Для разбора редукторной пары нужно сделать следующее:

  • выкрутить гайку;
  • достать ротор;
  • выбить с вала шестеренку и поставить новую;
  • вытащить и заменить вторую шестерню.

Как заменить подшипники на болгарке

Для замены подшипника потребуется особый съемник. Также подойдет фрагмент трубы нужного диаметра. После смены элемента необходимо убрать старую смазку и нанести новую. Для этого допустимо применять солидол.

Сломалась кнопка фиксации шпинделя отремонтировать своими силами

Чтобы снять насадку, потребуется тонкий рожковый ключ. Им нужно добраться к внутренней гайке шпинделя и вывинтить ее. После чего можно установить новый элемент.

Ремонт шлифовальной машинки своими рукамиДля профилактики поломок нужно вовремя смазывать элементы устройства

Профилактика поломки болгарки и обслуживание инструмента

Чтобы избежать поломки устройства, его нужно полностью или частично разобрать, смазать и при необходимости заменить некоторые элементы.

Важно! Своевременная замена деталей, которые быстро изнашиваются, позволяет сохранить более дорогие элементы.

Эффективность самостоятельного ремонта болгарки зависит от типа поломки. Чтобы процедура была успешной, важно провести детальную диагностику.

Ремонт болгарки своими руками, когда она не включается, не развивает обороты, греется, искрит

Болгарка, являясь самым востребованным инструментом в доме, подвергается немалым нагрузкам и интенсивному использованию.

Из-за этого по прошествии некоторого времени случается, что при запуске двигателя появляются рывки, запах гари и другие неисправности, наводящие на мысль, что угловая шлифовальная машина (УШМ) сломалась.

Но не стоит сразу нести аппарат в ремонт или покупать новый. Большинство неисправностей данного прибора можно устранить самостоятельно.

Устройство и электрическая схема болгарки

За долгие годы существования такого инструмента, как УШМ, ее внешний вид, а также внутреннее устройство практически не изменились. Чтобы произвести ремонт болгарки своими руками, необходимо знать устройство ее механической части, а также электрической.

Если посмотреть на рисунок, приведенный ниже, то можно увидеть, из каких частей состоит УШМ.

  1. Колесико для регулировки оборов шпинделя агрегата.
  2. Электрический двигатель, состоящий из ротора и статора.
  3. Пусковая кнопка. Иногда к ней подключается система плавного пуска.
  4. Корпус из ударопрочного пластика.
  5. Кнопка для фиксации шпинделя (используется при смене инструмента).
  6. Предохранительная муфта. Защищает двигатель от перегрузки, при заклинивании инструмента.
  7. Защитный кожух. Закрывает инструмент и защищает пользователя от вылетающих частиц обрабатываемого материала, а также предотвращает травмирование человека при разрушении инструмента, например, абразивного диска.
  8. Гайка, зажимающая инструмент. Откручивается с помощью специального ключа, идущего в комплекте с электроинструментом. Также существуют быстрозажимные гайки, которые можно открутить без ключа.
  9. Корпус редуктора и сам редуктор. Состоит из блока шестерен, которые передают вращательные движения от ротора на шпиндель с инструментом.

На рисунке ниже показана электрическая схема болгарки.

Электрическая часть УШМ имеет следующие элементы:

  • электрический кабель с вилкой для подключения к электросети;
  • кнопка пуска;
  • статор;
  • электрические щетки (угольные или графитовые);
  • коллектор;
  • якорь (ротор).

На следующем рисунке показана схема подключения болгарки, а именно ее двигателя.

Все составляющие электродвигателя выполняют определенные функции.

  1. Ротор – это вал, на котором размещены катушки и коллектор. Ротор, вращаясь в магнитном поле статора, передает вращательное движение на редуктор УШМ.
  2. Коллектор. Представляет собой часть ротора, к которой подведены все управляющие кабели. Через коллектор проходят электрические сигналы от блока управления к двигателю. Именно к коллектору подсоединяются электрощетки.
  3. Электрощетки. Главная их задача — это передача электрического тока от силового кабеля на коллектор.
  4. Статор. Представляет собой катушку с определенным числом витков. Задача статора заключается в создании магнитного поля, которое, взаимодействуя с якорем, приводит последний в движение.

Основные неисправности болгарки и их причины

По статистике, большинство случаев выхода из строя УШМ связаны с электрической частью аппарата. Некоторые поломки могут быть незначительными, что позволяет провести ремонт болгарки своими руками. Но, например, при перегорании обмоток двигателя ремонт угловой шлифовальной машины может произвести только специалист.

Болгарка не включается

Причины того, что УШМ не включается, могут быть следующие:

  • неисправна электрическая вилка;
  • неисправен электрический кабель;
  • сломалась кнопка запуска;
  • нарушен контакт между кабелем питания и кнопкой;
  • обрыв контактного провода электрощетки;
  • сильный износ электрощеток;
  • выход из строя обмоток ротора или статора.

УШМ не развивает обороты

Причины того, что угловая шлифмашина не набирает обороты, могут быть разные.

  1. Поломка блока регулировки оборотов. Для проверки этой версии необходимо подключить двигатель аппарата напрямую, минуя регулятор, и проверить работу устройства.
  2. Неисправность электрического кабеля вследствие постоянных перегибов или механического повреждения. Из-за этого поврежденный провод начинает греться под нагрузкой, а обороты двигателя падать.
  3. Загрязнение коллектора пылью. Необходимо удалить загрязнения спиртом.
  4. Проблемы с щетками. Они могут износиться или иметь короткий контактный провод, как показано на следующем фото.

Щетка хотя наполовину и стерлась, но является вполне работоспособной. При этом короткий контактный провод не дает пружине прижать электрод к коллектору. Данная ситуация также может быть причиной того, почему УШМ перестала работать в нормальном режиме.

Электродвигатель греется

Причины того, что греется болгарка, могут быть следующие.

  1. Неправильный режим работы аппарата. В результате перегрузок электродвигатель может сильно нагреваться, что часто ведет к перегоранию обмоток.
  2. Разрушение подшипников, расположенных на якоре. В результате ротор цепляется за статор, работа двигателя затрудняется, и обмотки перегреваются. Проблема решается заменой подшипников.
  3. Засорение вентиляционных каналов, через которые поступает воздух для охлаждения двигателя. Необходимо очистить вентиляционные отверстия от пыли.
  4. Поломка крыльчатки, служащей для охлаждения двигателя. Установлена она на роторе, на противоположной по отношению к коллектору стороне. Если крыльчатка сломана, ее необходимо заменить на новую.
  5. Межвитковые замыкания обмоток статора и ротора. Потребуется перемотка катушек или замена данных деталей на новые.

Болгарка искрит

Если вы заметили сильное искрение при включении углошлифовальной машины в том месте, где находится коллектор, то причины данной неприятности могут быть следующие.

  1. Повреждение обмотки якоря: обрыв одной или нескольких секций обмотки, межвитковое замыкание. При таких поломках появляется повышенный шум, падают обороты двигателя и горят щетки.
  2. Нарушился контакт между коллекторными пластинами и обмоткой.
  3. Слабый прижим щеток. При длительных режимах болгарки пружины перегреваются и могут “отжигаться”, теряя при этом упругость.
  4. Разбалансировка ротора двигателя.
  5. Нарушение цилиндрической поверхности коллектора. Это иногда происходит после перемотки, если якорь не протачивается на токарном станке, а сразу устанавливается в аппарат. В таком случае можно также наблюдать, что чрезмерно искрят щетки.
  6. Между ламелями коллектора нарушена изоляция. Также может быть засорение пазов продорожки графитом или пробой между ламелями.
  7. Износ подшипников, вызывающий биение ротора, также приводит к тому, что сильно искрят щетки.
  8. Нарушение геометрии вала якоря. Обычно это случается при неаккуратной разборке электродвигателя, когда вал гнется.
  9. Установлены графитовые щетки не той марки. Щетки подбираются, исходя из ожидаемых оборотов и напряжения.
  10. Поднятие одной или нескольких ламелей приводит к тому, что быстро сгорают щетки. Случается это по причине перегрева двигателя при длительной работе. В результате стекломасса, служащая основой коллектора, размягчается, и ламели начинают подниматься. Из-за того, что ламели подняты, щетки стираются очень быстро.
Читайте также:  Отличие капролона от фторопласта

Как разобрать болгарку для диагностики

Чтобы провести диагностику электрической части УШМ, а также устранить механические поломки аппарата, потребуется его разобрать. Разборка осуществляется по следующему алгоритму.

  1. С помощью ключа снимите диск или другую насадку со шпинделя агрегата.
  2. Открутите рукоятку.
  3. Снимите защитный кожух.
  4. Откройте специальные окошки, расположенные по бокам кожуха угловой шлифмашины, и извлеките электрощетки, предварительно отсоединив клеммы.
  5. Открутите корпус редуктора от корпуса двигателя УШМ.
  6. Без особых усилий потяните за корпус редуктора и отсоедините его от кожуха. При этом редукторный блок извлечется вместе с ротором.
  7. После извлечения якоря, в кожухе останется статор двигателя, который также легко извлекается для диагностики после откручивания крепежа.
  8. Чтобы разобрать редуктор, открутите винты, удерживающие крышку. Сняв крышку, вы увидите шестерни редуктора.
  9. Чтобы снять якорь с болгарки, потребуется открутить гайку, находящуюся внутри редуктора.
  10. Для того, чтобы снять подшипник с якоря, рекомендуется воспользоваться специальным съемником. В противном случае, можно повредить вал.

Диагностика электрической части УШМ

Как было сказано выше, чаще всего УШМ отказывается работать по причине поломок электрической части агрегата. Для правильной диагностики электрических цепей инструмента мастера по ремонту электрооборудования пользуются специальным прибором — тестером.

Если вы нажали на кнопку запуска агрегата, и он не работает, то в 90% случаев причина поломки не настолько серьезная, чтобы вы не смогли отремонтировать болгарку своими руками.

Специалисты советуют придерживаться основного правила ремонта электроинструмента: двигаться от простого к сложному.

Первым делом потребуется проверка электрического кабеля и вилки на его конце. Если она разборная, то раскрутите ее и проверьте надежность контактов. В противном случае, придется разобрать болгарку (снять кожух аппарата) и “прозвонить” кабель тестером, а также убедиться, что ток подходит к контактам кнопки “Пуск”. Если прибор покажет обрыв, то кабель следует заменить на новый.

Ситуация, когда ток поступает на кнопку, но дальше не проходит (при включенном положении), говорит о неисправности переключателя. Кнопку починить не получится. Ее необходимо заменить на новую, но прежде промаркируйте снимаемые контакты, чтобы в дальнейшем подсоединить их правильно. При неправильном подсоединении контактов может сгореть обмотка двигателя.

Если при проверке оказалось, что и кабель, и кнопка пуска исправны, но на щетки не поступает ток, то необходимо произвести зачистку контактных пластин щеткодержателей. В случае неэффективности данной процедуры рекомендуется замена щеток. Далее, если со щетками все нормально, и ток на них поступает, следует проверить ротор и статор на наличие замыканий и обрывов.

Проверка якоря электродвигателя

Ротор электромотора может иметь следующие неисправности: межвитковое замыкание и обрыв проводников на контактах ламелей.

Проверить якорь болгарки можно мультиметром: прибор переводится в режим изменения сопротивления, выставляется значение 200 Ом, и с помощью щупов замеряется сопротивление между двумя соседними ламелями. Таким образом требуется проверить все пары ламелей.

Если показатели сопротивления одинаковые, то обмотка ротора не имеет повреждений. Обнаружение во время “прозвона” других значений сопротивления, а также выявление обрыва цепи говорит о неисправности в этой катушке. В таком случае потребуется ремонт якоря болгарки.

Обычно разрыв проводников происходит в местах соединения с обмоткой. Осмотрите места, где катушки соединяются с ламелями, убедитесь в надежности пайки контактов.

Если у вас нет измерительного прибора, то проверить ротор можно, использовав для этих целей лампочку на 12 В и аккумулятор. Мощность должна быть в пределах 30-40 Вт.

Проверка делается следующим образом: подайте напряжение 12 В от аккумулятора на вилку угловой шлифмашины, в разрыв одного провода подключите лампочку, начинайте вращать шпиндель УШМ. При исправной обмотке лампочка будет гореть ровно, без миганий.

При межвитковом замыкании степень накала спирали лампочки будет меняться. В таком случае ремонт якоря болгарки своими руками будет затруднителен, поскольку схема намотки якоря достаточно сложная, да и сам процесс требует специального оборудования и знаний.

Поэтому данную операцию рекомендуется доверить специалистам. Но лучшим выходом из ситуации будет замена якоря на болгарке новым.

Если лампочка не загорается при тестировании ротора, это свидетельствует о наличии обрыва в статоре или замыкания в его обмотках, а также о проблемах с электрощетками.

Проверка статора электродвигателя

Чтобы проверить статор болгарки, используют, как и в предыдущем случае, мультиметр. Значения нужно выставить на 20-200 Ом и сделать следующее. Прикоснитесь одним щупом к контакту обмотки статора, а вторым – к корпусу детали.

Если прибор показывает сопротивление, это значит, что произошел пробой на корпус. Прикоснитесь щупами к контактам одной обмотки, а затем к контактам другой. Если сопротивление одинаковое, значит катушки исправны.

Если на одной обмотке прибор показывает обрыв цепи, значит, потребуется перемотка статора или замена детали на новую.

Перемотать статор в домашних условиях, не имея специальных знаний, навыков и оборудования, будет проблематично. Лучше обратиться к специалистам, профессионально занимающимся перемотками двигателей.

Механические поломки и их устранение

К механическим поломкам УШМ, можно отнести следующие.

  1. Износ подшипников якоря двигателя. Обычно при износе подшипников вы можете ощутить сильную вибрацию во время работы аппарата. К тому же, может быть слышен скрежет и другие шумы. Рано или поздно, подшипник все же разрушится, а высыпавшиеся шарики попадут на шестерни редуктора. Если это произойдет, то кроме подшипника, придется менять и шестерни. Конечно же, лучше не дожидаться данной неприятности, а при первых признаках неисправности подшипника заменить его. Как добраться до этой части угловой шлифмашины, было рассказано выше.
  2. Износ шарикоподшипника или подшипника скольжения редуктора. Как и в предыдущем случае, при включении аппарата будет ощущаться вибрация и слышаться шум, несвойственный нормальной работе УШМ. Чтобы предупредить дальнейшую поломку редуктора, необходимо заменить неисправную деталь.
  3. Износ шестерен редуктора. Шестерни быстро изнашиваются из-за недостаточной смазки. По этой же причине и греется редуктор. Необходимо следить за состоянием смазки внутри редуктора и при необходимости менять ее. Как разобрать редуктор, было описано выше. Смазку нужно использовать специально разработанную для редукторов УШМ, и купить ее можно в точках, где продается данный инструмент. Если по какой-либо причине сломались зубья хотя бы одной шестерни, то менять нужно весь комплект шестеренок (пару).

К механическим неисправностям можно отнести и поломку фиксатора вала. Для того, чтобы заменить фиксатор, потребуется разборка редуктора и снятие большой шестерни.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]