Реверсивный пуск двигателя схема

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта sesaga.ru. Продолжаем разбираться с магнитным пускателем и сегодня мы рассмотрим еще одну классическую схему подключения магнитного пускателя, которая обеспечивает реверс вращения эл. двигателя.

Такая схема используется в основном, где нужно обеспечить вращение эл. двигателя в обе стороны, например, сверлильный станок, подъемный кран, лифт и т.д.

Реверсивный пуск двигателя схема

На первый взгляд может показаться, что эта схема намного сложнее, чем схема с одним пускателем, но это только на первый взгляд.

В схему добавилась еще одна цепь управления, состоящая из кнопки SB3, магнитного пускателя КМ2, и немного видоизменилась силовая часть подачи питания на эл. двигатель. Названия кнопок SB2 и SB3 даны условно.

Для защиты от короткого замыкания в силовой цепи, перед катушками пускателей добавились два нормально-замкнутых контакта КМ1.2 и КМ2.2, взятые от контактных приставок, установленных на магнитных пускателях КМ1 и КМ2.

Реверсивный пуск двигателя схема

Для удобства понимания схемы, цепи управления и силовые контакты пускателей раскрашены в разные цвета. А чтобы визуально не усложнять схему, цифробуквенные обозначения пар силовых контактов пускателей не указываются. Ну а если возникнут вопросы или сомнения, прочитайте еще раз предыдущую часть статьи о подключении магнитного пускателя.

1. Исходное состояние схемы

При включении автоматического выключателя QF1 фазы «А», «В», «С» поступают на верхние силовые контакты магнитных пускателей КМ1 и КМ2 и там остаются дежурить.

Реверсивный пуск двигателя схема

Фаза «А», питающая цепи управления, через автомат защиты цепей управления SF1 и кнопку SB1 «Стоп» поступает на контакт №3 кнопок SB2 и SB3, вспомогательный контакт 13НО пускателей КМ1 и КМ2, и остается дежурить на этих контактах. Схема готова к работе.

На рисунке ниже показана часть реверсивной схемы, а именно, монтажная схема цепей управления с реальными элементами.

Реверсивный пуск двигателя схема

2. Работа цепей управления при вращении двигателя влево

При нажатии на кнопку SB2 фаза «А» через нормально-замкнутый контакт КМ2.2 поступает на катушку магнитного пускателя КМ1, пускатель срабатывает и его нормально-разомкнутые контакты замыкаются, а нормально-замкнутые размыкаются.

При замыкании контакта КМ1.1 пускатель встает на самоподхват, а при замыкании силовых контактов КМ1 фазы «А», «В», «С» поступают на соответствующие контакты обмоток эл. двигателя и двигатель начинает вращение, например, в левую сторону.

Реверсивный пуск двигателя схема

Здесь же, нормально-замкнутый контакт КМ1.2, расположенный в цепи питания катушки пускателя КМ2, размыкается и не дает включиться магнитному пускателю КМ2 пока в работе пускатель КМ1. Это так называемая «защита от дурака», и о ней чуть ниже.

На следующем рисунке показана часть схемы управления, отвечающая за команду «Влево». Схема показана с использованием реальных элементов.

Реверсивный пуск двигателя схема

3. Работа цепей управления при вращении двигателя вправо

Чтобы задать двигателю вращение в противоположную сторону достаточно поменять местами любые две питающие фазы, например, «В» и «С». Вот этим, как раз, и занимается пускатель КМ2.

Но прежде чем нажать кнопку «Вправо» и задать двигателю вращение в обратную сторону, нужно кнопкой «Стоп» остановить прежнее вращение.

При этом разорвется цепь и управляющая фаза «А» перестанет поступать на катушку пускателя КМ1, возвратная пружина вернет сердечник с контактами в исходное положение, силовые контакты разомкнутся и отключат двигатель М от трехфазного питающего напряжения. Схема вернется в начальное состояние или ждущий режим:

Реверсивный пуск двигателя схема

Нажимаем кнопку SB3 и фаза «А» через нормально-замкнутый контакт КМ1.2 поступает на катушку магнитного пускателя КМ2, пускатель срабатывает и через свой контакт КМ2.1 встает на самоподхват.

Своими силовыми контактами КМ2 пускатель перебросит фазы «В» и «С» местами и двигатель М станет вращаться в другую сторону. При этом контакт КМ2.2, расположенный в цепи питания пускателя КМ1, разомкнется и не даст пускателю КМ1 включиться пока в работе пускатель КМ2.

Реверсивный пуск двигателя схема

4. Силовые цепи

А теперь посмотрим на работу силовой части схемы, которая и отвечает за переброс питающих фаз для осуществления реверса вращения эл. двигателя.

Обвязка силовых контактов пускателя КМ1 выполнена так, что при их срабатывании фаза «А» поступает на обмотку №1, фаза «В» на обмотку №2, и фаза «С» на обмотку №3. Двигатель, как мы определились, получает вращение влево. Здесь переброс фаз не осуществляется.

Реверсивный пуск двигателя схема

Обвязка силовых контактов пускателя КМ2 выполнена таким-образом, что при его срабатывании фазы «В» и «С» меняются местами: фаза «В» через средний контакт подается на обмотку №3, а фаза «С» через крайний левый подается на обмотку №2. Фаза «А» остается без изменений.

Реверсивный пуск двигателя схема

А теперь рассмотрим нижний рисунок, где показан монтаж всей силовой части на реальных элементах.

Фаза «А» белым проводом заходит на вход левого контакта пускателя КМ1 и перемычкой заводится на вход левого контакта пускателя КМ2. Выхода обоих контактов пускателей также соединены перемычкой, и уже от пускателя КМ1 фаза «А» поступает на обмотку №1 двигателя М — здесь переброса фазы нет.

Фаза «В» красным проводом заходит на вход среднего контакта пускателя КМ1 и перемычкой заводится на правый вход пускателя КМ2. С правого выхода КМ2 фаза перемычкой заводится на правый выход КМ1, и тем самым, встает на место фазы «С». И теперь на обмотку №3, при включении пускателя КМ2 будет подаваться фаза «В».

Фаза «С» синим проводом заходит на вход правого контакта пускателя КМ1 и перемычкой заводится на средний вход пускателя КМ2.

С выхода среднего контакта КМ2 фаза перемычкой заводится на средний выход КМ1, и тем самым, встает на место фазы «В».

Теперь на обмотку №2, при включении пускателя КМ2 будет подаваться фаза «С». Двигатель будет вращаться в правую сторону.

5. Защита силовых цепей от короткого замыкания или «защита от дурака»

Как мы уже знаем, что прежде чем изменить вращение двигателя, его нужно остановить. Но не всегда так получается, так как никто не застрахован от ошибок.
И вот представьте ситуацию, когда нет защиты.

Двигатель вращается в левую сторону, пускатель КМ1 в работе и с его выхода все три фазы поступают на обмотки, каждая на свою. Теперь не отключая пускатель КМ1 мы включаем пускатель КМ2. Фазы «В» и «С», которые мы поменяли местами для реверса, встретятся на выходе пускателя КМ1. Произойдет межфазное замыкание между фазами «В» и «С».

А чтобы этого не случилось, в схеме используют нормально-замкнутые контакты пускателей, которые устанавливают перед катушками этих же пускателей, и таким-образом исключается возможность включения одного магнитного пускателя пока не обесточится другой.

6. Заключение

Конечно, все это с первого раза понять трудно, я и сам, когда начинал осваивать работу эл. приводов, не с первого раза понял принцип реверса. Одно дело прочитать и запомнить схему на бумаге, а другое дело, когда все это видишь в живую. Но если собрать макет и несколько дней посвятить изучению схемы, то успех будет гарантирован.

И уже по традиции посмотрите видеоролик о подключении реверсивного магнитного пускателя.

А у нас еще осталось разобраться с электротепловой защитой эл. двигателя и тема о магнитных пускателях может быть смело закрыта.
Продолжение следует.

Удачи!

Схемы подключения трехфазных электродвигателей

Реверсивный пуск двигателя схема

Содержание:

О том как подключить трехфазный электродвигатель в однофазную сеть вы можете посмотреть здесь.

ВАЖНО! Перед подключением электродвигателя необходимо убедится в правильности схемы соединения обмоток электродвигателя в соответствии с его паспортными данными.

Читайте также:  Бур это инструмент или расходный материал

Реверсивный пуск двигателя схема

Магнитный пускатель (далее — пускатель) — коммутационный аппарат предназначенный для пуска и остановки двигателя.

Управление пускателем осуществляется через электрическую катушку, которая выступает в качестве электромагнита, при подаче на катушку напряжения она воздействует электромагнитным полем на подвижные контакты пускателя которые замыкаются и включают электрическую цепь, и наоборот, при снятии напряжения с катушки пускателя — электромагнитное поле пропадает и контакты пускателя под действием пружины возвращаются в исходное положение размыкая цепь.

Реверсивный пуск двигателя схема

У магнитного пускателя есть силовые контакты предназначенные для коммутации цепей под нагрузкой и блок-контакты которые используются в цепях управления.

Контакты делятся на нормально-разомкнутые — контакты которые в своем нормальном положении, т.е. до подачи напряжения на катушку магнитного пускателя или до механического воздействия на них, находятся в разомкнутом состоянии и нормально-замкнутые — которые в своем нормальном положении находятся в замкнутом состоянии.

В новых магнитных пускателях имеется три силовых контакта и один нормально-разомкнутый блок-контакт.

При необходимости наличия большего количества блок-контактов (например при сборке реверсивной схемы пуска электродвигателя), на магнитный пускатель сверху дополнительно устанавливается приставка с дополнительными блок-контактами (блок контактов) которая, как правило, имеет четыре дополнительных блок-контакта (к примеру два нармально-замкнутых и два нормально-разомкнутых).

Реверсивный пуск двигателя схема

Кнопки для управления электродвигателем входят в состав кнопочных постов, кнопочные посты могут быть однокнопочные, двухкнопочные, трехкнопочные и т.д.

Реверсивный пуск двигателя схема

Каждая кнопка кнопочного поста имеет по два контакта — один из них нормально-разомкнутый, а второй нормально-замкнутый, т.е. каждая из кнопок может использоваться как в качестве кнопки «Пуск» так и в качестве кнопки «Стоп».

  • Реверсивный пуск двигателя схема
  • Реверсивный пуск двигателя схема
  • Данная схема является самой простой схемой подключения электродвигателя, в ней отсутствует цепь управления, а включение и отключение электродвигателя осуществляется автоматическим выключателем.
  • Главными достоинствами данной схемы является дешевизна и простота сборки, к недостаткам же данной схемы можно отнести то, что автоматические выключатели не предназначены для частого коммутирования цепей это, в сочетании с пусковыми токами, приводит к значительному сокращению срока службы автомата, кроме того в данной схеме отсутствует возможность устройства дополнительной защиты электродвигателя.
  • Реверсивный пуск двигателя схема
  • Эту схему так же часто называют схемой простого пуска электродвигателя, в ней, в отличии от предыдущей, кроме силовой цепи появляется так же цепь управления.

При нажатии кнопки SB-2 (кнопка «ПУСК») подается напряжение на катушку магнитного пускателя KM-1, при этом пускатель замыкает свои силовые контакты KM-1 запуская электродвигатель, а так же замыкает свой блок-контакт KM-1.

1, при отпускании кнопки SB-2  ее контакт снова размыкается, однако катушка магнитного пускателя при этом не обесточивается, т.к. ее питание теперь будет осуществляться через блок-контак KM-1.1 (т.е. блок-контак KM-1.1 шунтирует кнопку SB-2).

Нажатие на кнопку SB-1 (кнопка «СТОП») приводит к разрыву цепи управления, обесточиванию катушки магнитного пускателя, что приводит к размыканию контактов магнитного пускателя и как следствие, к остановке электродвигателя.

  1. Что бы поменять направление вращения трехфазного электродвигателя необходимо поменять местами любые две питающие его фазы:
  2. Реверсивный пуск двигателя схема
  3. При необходимости  частой смены направления вращения электродвигателя применяется реверсивная схема подключения электродвигателя:
  4. Реверсивный пуск двигателя схема
  5. В данной схеме применяется два магнитных пускателя (KM-1, KM-2) и трехкнопочный пост, магнитные поскатели применяемые в данной схеме кроме нормально-разомкнутого блок-контакта должны так же иметь и нормально замкнутый контакт.

При нажатии кнопки SB-2 (кнопка «ПУСК 1») подается напряжение на катушку магнитного пускателя KM-1, при этом пускатель замыкает свои силовые контакты KM-1 запуская электродвигатель, а так же замыкает свой блок-контакт KM-1.1 который шунтирует кнопку SB-2 и размыкает свой блок-контакт KM-1.

2 который защищает электродвигатель от включения в обратную сторону (при нажатии кнопки SB-3) до его предварительной остановки, т.к. попытка запуска электродвигателя в обратную сторону без предварительного отключения пускателя KM-1 приведет к короткому замыканию.

Что бы запустить электродвигатель в обратную сторону необходимо нажать кнопу «СТОП» (SB-1), а затем кнопку  «ПУСК 2» (SB-3) которая запитает катушку магнитного пускателя KM-2 и запустит электродвигатель в обратную сторону.

Примечание: В данной статье понятия пускателя и контактора не разделяются в связи с идентичностью их схем подключения подробнее читайте статью: Контакторы и магнитные пускатели.

Была ли Вам полезна данная статья? Или может быть у Вас остались вопросы? Пишите в х!

Не нашли на сайте статьи на интересующую Вас тему касающуюся электрики? Напишите нам здесь. Мы обязательно Вам ответим.

Реверсивный магнитный пускатель: подключение и запуск, настройка реверса

Представим, что появилась необходимость разобраться в особенностях устройства, в котором электрический двигатель способен работать в двух направления – прямом и обратном, то есть реверсивном.

И если такая особенность очевидна, значит, в схеме агрегата предусмотрено наличиемагнитного реверсивного пускателя.

Его использование не такое и простое, необходимо продумать режим работы, чтобы не допустить опасное замыкание фаз.

В схеме обязательно можно найти обозначение дополнительной цепи управления и кнопки запуска реверса. В виду такой продуманности, созданная схема отличается надежностью, так как защищена от короткого замыкания.

А за счет чего проходит реверс? Это легко объяснимо. – За счет переворачивания местами двух имеющихся в системе фаз: когда одна прекращает работу, а другая, наоборот, запускается.

Для более надежной защиты, обязательно в схеме продумана блокировка, отвечающая за точную и своевременную остановку одного из пускателей, первого или второго. Все зависит от поставленных задач.

Напомним, что в случае срабатывания двух пускателей мгновенно произойдет короткое замыкание на силовых контактах агрегата.

Отметим, что реверсивное движение запускается не мгновенно, так как требуется срабатывание нескольких важных пунктов. Во-первых, обязательно рекомендуется остановить работу двигателя, нажать кнопку «Стоп»

Во-вторых, надо обратить внимание на состояние катушки, снять с нее напряжение, иначе процесс реверсивного запуска даст сбой. Если все сделано правильно, то пускатель вернется в исходное положение под действием пружины

Все, агрегат готов к реверсу. Нажимаем кнопку «Пуск», соответственно, подается нужное напряжение на катушку, значит, процесс запущен.

С панели управления устройства можно считать информацию замыкании электрической цепи. А это значит, что в систему поступил ток, и он постепенно подается в катушку.

Одновременно выполняется блокирование всех не вступивших в работу контактов. Этого требует безопасность.

Отметим, что в случае срабатывания теплового реле, произойдет остановка агрегата во избежание аварийной ситуации.

Таким образом, магнитный пускатель играет важную роль в работе двигателей. Свое место назначения также достойно занимаем и реверсивный пускатель, обеспечивая бесперебойную работу станков, тэнов, лифтов и другого электрического оборудования.

Пускатели относятся в надежным и безопасным образцам, особенно если они дополнительно оснащены блокировочными системными механизмами. Они находятся внутри кожуха и не допускают срабатывание одновременно двух катушек, не доводя до замыкания фаз.

{SOURCE}

Изменение вращательного движения

Теперь для придания обратного направления движения, вам необходимо изменить положение силовых фаз, что удобно сделать при помощи переключателя КМ2.

Все происходит благодаря размыканию первой фазы. При этом все контакты возвращаются в исходно положение, обесточив обмотку двигателя. Данная фаза является ждущим режимом.

Задействование кнопки SB3 приводит в действие магнитный пускатель с аббревиатурой КМ2, который, в свою очередь, меняет положение второй и третьей фазы. Это действие заставляет двигатель вращаться в обратном направлении. Теперь КМ2 является ведущим и пока не произойдет его размыкание КМ1 будет не задействован.

Технические характеристики

Не будем здесь рассматривать все параметры прибора, потому что выбор всегда делается по величине пускателя, которая характеризуется номинальным током нагрузки, действующей на контакты прибора.

Читайте также:  Червячные колеса из бронзы

Существует семь величин пускателя, каждой из которых соответствует допустимая токовая нагрузка. На фотографии ниже обозначены эти самые величины, и в каких областях такие магнитные пускатели применяются.

Необходимо отметить, что небольшие погрешности в параметрах допустимы. Но в некоторых случаях надо учитывать, в каком диапазоне срабатывает тепловое реле. Если величины пускателей имеют завышенную нагрузку, а реле заниженный минимальный показатель теплового отключения, то может быть несоответствие заданной мощности электрической цепочки или потребителя.

{SOURCE}

Схемы подключения магнитного пускателя

Первая, классическая схема, предназначена для обычного пуска электродвигателя: кнопку «Пуск» нажали – двигатель включился, кнопку «Стоп» нажали – двигатель отключился. Причем вместо двигателя Вы можете подключать любую нагрузку, например, мощный ТЭН.

Реверсивный пуск двигателя схема Реверсивный пуск двигателя схема Реверсивный пуск двигателя схема Реверсивный пуск двигателя схема Реверсивный пуск двигателя схема Реверсивный пуск двигателя схема Реверсивный пуск двигателя схема

Для удобства понимания схема разделена на две части: силовая часть и цепи управления.

Силовая часть запитывается от трехфазного переменного напряжения 380В с фазами «А» «В» «С». В силовую часть входит: трехполюсный автоматический выключатель QF1, три пары силовых контактов магнитного пускателя 1L1-2T1, 3L2-4T2, 5L3-6T3 и трехфазный асинхронный эл. двигатель М.

Цепь управления получает питание от фазы «А».
В схему цепи управления входят кнопка SB1 «Стоп», кнопка SB2 «Пуск», катушка магнитного пускателя КМ1 и его вспомогательный контакт 13НО-14НО, включенный параллельно кнопке «Пуск».

При включении автомата QF1 фазы «А», «В», «С» поступают на верхние контакты магнитного пускателя 1L1, 3L2, 5L3 и там дежурят. Фаза «А», питающая цепи управления, через кнопку «Стоп» приходит на контакт №3 кнопки «Пуск», вспомогательный контакт пускателя 13НО и так же остается дежурить на этих двух контактах. Схема готова к работе.

При нажатии на кнопку «Пуск» фаза «А» попадает на катушку пускателя КМ1, пускатель срабатывает и все его контакты замыкаются. Напряжение появляется на нижних силовых контактах 2Т1, 4Т2, 6Т3 и уже от них поступает на эл. двигатель. Двигатель начинает вращаться.

Вы можете отпустить кнопку «Пуск» и двигатель не отключится, так как с использованием вспомогательного контакта пускателя 13НО-14НО, подключенного параллельно кнопке «Пуск», реализован самоподхват.

Получается так, что после отпускания кнопки «Пуск» фаза продолжает поступать на катушку магнитного пускателя, но уже через свою пару 13НО-14НО. На нижнем рисунке стрелкой показано движение фазы «А».

А если не будет самоподхвата, придется все время держать нажатой кнопку «Пуск» пока будет работать эл. двигатель или любая другая нагрузка, питающаяся от магнитного пускателя.

Чтобы отключить эл. двигатель достаточно нажать кнопку «Стоп»: цепь разорвется, управляющее напряжение перестанет поступать на катушку пускателя, возвратная пружина вернет сердечник с силовыми контактами в исходное положение, силовые контакты разомкнутся и отключат двигатель от трехфазного питающего напряжения.

А теперь рассмотрим монтажную схему цепи управления пускателем.
Здесь все практически так же, как и на принципиальной схеме, за небольшим исключением реализации самоподхвата.

Чтобы не тянуть лишний провод на кнопку «Пуск», ставится перемычка между выводом катушки и одним из ближних вспомогательных контактов: в данном случае это «А2» и «14НО». А уже с противоположного вспомогательного контакта провод тянется непосредственно на контакт №3 кнопки «Пуск».

Ну вот, мы с Вами и разобрали простую классическую схему подключения магнитного пускателя. Также на одном пускателе можно собрать схему автоматического ввода резерва (АВР), которая предназначена для обеспечения бесперебойного электроснабжения потребителей электроэнергией.

Ну а если остались вопросы или сомнения по работе пускателя, то посмотрите видеоролик, из которого Вы дополнительно подчерпнете нужную информацию.

Следующая схема будет немного сложнее этой, так как в ней будут задействованы два магнитных пускателя и три кнопки и называется эта схема реверсивной. При помощи такой схемы можно будет, например, вращать двигатель влево – вправо, поднимать и опускать лебедку.

А пока досвидания.
Удачи!

Возможности пускателей

Для лимитирования пускового тока трёхфазного двигателя его обмотки могут связываться «звездой», затем, если мотор вышел на номинальные обороты, перейти в «треугольник». При этом магнитные пускатели могут быть: раскрытыми и в корпусе, реверсивными и нереверсивными, с защитой от перегрузок и без защиты от нагрузки.

Каждый электромагнитный пускатель имеет блокировочные и силовые контакты. Силовые коммутируют нагрузки. Блокировочные контакты нужны для управления работой контактов. Блокировочные и силовые контакты бывают естественно-незамкнутыми либо нормально-закрытыми. В принципиальных схемах контакты изображают в их нормальном состоянии.

Удобство использования реверсивных пускателей невозможно пересмотреть.

Это и эксплуатационное управление трёхфазными асинхронными моторами разных станков и насосов, и управление системой вентиляции, арматурой, вплоть до замков и вентилей отопительной системы.

Особенно примечательна вероятность удалённого управления пускателями, если электрический источник дистанционного управления коммутирует катушки пускателей аналогично реле, а последние безопасно связывают силовые цепи.

Подробнее о взаимоблокировке

Электрическая схема реверсивного пуска асинхронного двигателя требует наличия взаимоблокировки. Стоит понимать, что для смены направления вращения асинхронного двигателя нужно сменить любые 2 фазы местами.

Для этого входы пускателей соединяются прямо, а выход соединяется накрест любые 2 фазы.

В случае включения обоих пускателей одновременно произойдет короткое замыкание, которое, скорее всего, спалит силовые контактные группы на пускателях.

Схема реверсивного пуска двигателя

В современной промышленности и в сельскохозяйственной сфере самое широкое применение нашли трехфазные асинхронные электрические двигатели. Они используются в различных станках, в качестве электропривода, в транспортерах, подъемных механизмах, насосах и вентиляторах. Такие же двигатели, имеющие небольшую мощность, часто применяются для автоматических устройств.

Особенности асинхронных двигателей

Многие несомненные достоинства сделали трехфазные асинхронные двигатели чрезвычайно популярными. Их отличает высокая надежность, они очень просты в эксплуатации и техническом обслуживании, могут работать в прямом подключении к сетям переменного тока.

Очень часто во время рабочих процессов возникает такая ситуация, когда необходимо обязательно изменить направление вращения вала на противоположное. Именно для таких случаев используется схема реверсивного пуска двигателя, совместно с которой применяются дополнительные электрические приборы.

Без этих дополнительных устройств, невозможна нормальная реверсивная работа электродвигателя. Для этой схемы используются контакторы в количестве двух единиц, вводное автоматическое устройство, имеющее необходимые параметры, одно тепловое реле и три кнопки управления, входящие в кнопочный пост. Реверсивный пуск двигателя схема

Реверсивный пуск двигателя

Для того, чтобы изменить направление вращения вала на противоположное, в обязательном порядке должно быть изменено расположение фаз напряжения, которое подается при питании асинхронного двигателя. Именно для этого и применяется схема реверсивного пуска двигателя, позволяющая полностью выполнить эту функцию.

Кроме того, необходимо осуществлять постоянный контроль над значением напряжения, подводимого к двигателю, а также за напряжением, поступающим к катушкам контакторов. Именно контакторы непосредственно участвуют в организации реверсивного движения вала.

При срабатывании первого контактора, фазы будут располагаться совершенно иначе, нежели при включении второго контактора. Реверсивный пуск двигателя схема

Управление реверсивным пуском

Управление катушками обоих контакторов осуществляется тремя кнопками с наименованиями «стоп», «вперед» и «назад». Эти кнопки позволяют связать расположение фаз с питанием контакторных катушек.

В зависимости от очередности включения, контакторы производят замыкание электрической цепи таким образом, что вращение вала будет происходить в ту или иную сторону.

Кнопка «назад» может не удерживаться, поскольку катушка сама принимает нужное положение благодаря функции самоподхвата.

На всех трех кнопках имеется блокировка, которая исключает возможность их одновременного нажатия. В такой ситуации велика вероятность выхода из строя электрической части оборудования. Поэтому, для блокировки кнопок используется специальный блок-контакт, расположенный внутри соответствующего контактора.

Читайте также:  Реверс 3 х фазного двигателя схема

Управление шаговым двигателем

Монтажная схема реверса асинхронного двигателя 380 вольт с отдельным блоком кнопок

Сегодня мы с Вами попробуем собрать монтажную схему (для запуска и реверса асинхронного двигателя 380 вольт) с блоком кнопок, расположенным отдельно (вдали) от места установки пускателей.

Что нам для этого понадобится

  • Два магнитных пускателя, у которых имеется только один дополнительный нормально-открытый контакт — в магазинах сейчас в основном только такие.
  • Два дополнительных контакта с нормально-закрытыми контактами (для электрической блокировки магнитных пускателей).
  • Тепловое реле (для защиты электродвигателя от перегрузок)
  • Выносной кнопочный пост с 3-мя кнопками («вперёд», «назад» и «стоп»).
  • Блок зажимов (например ТВ25-04) для присоединения кабеля выносного кнопочного поста в шкафу управления (но можно обойтись и без него).

Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала «Электрик со стажем».

Существуют уже готовые решения, когда пускатели и кнопки управления расположены в одном корпусе, они уже собраны в схему на заводе изготовителе. К такому корпусу нужно подключить всего два кабеля – один кабель, по которому напряжение подаётся, и другой кабель, который уже подключен к электродвигателю.

Реверсивный пускатель заводского изготовленияРеверсивный пускатель заводского изготовления

Но иногда приводом электродвигателя удобнее управлять с какого-то расстояния, для этого электрическую схему чаще приходится собирать самому (или ремонтировать, как здесь, на строительной площадке).

Две отдельно расположенные кнопочные станции, одна разобранаДве отдельно расположенные кнопочные станции, одна разобранаДва реверсивных пускателя на два двигателяДва реверсивных пускателя на два двигателя

Ошибки при подключении реверсивных пускателей

На схеме выше подключение электродвигателей выполнено с ошибками, давайте рассмотрим некоторые из них:

1. Отсутствуют тепловые реле – при перегрузки или заклинивании механизмов электродвигателей они (электродвигатели) могут просто сгореть, что грозит простоем оборудования и дорогим ремонтом.

2.

Нет ни электрической, ни механической блокировки пускателей – при случайном нажатии не на ту кнопку включенными оказываются сразу два пускателя (одного из электродвигателей) – происходит короткое замыкание (КЗ), срабатывает вводной автоматический выключатель и отключаются оба электродвигателя (а иногда автоматический выключатель в щите «ведущий», и обесточивается вся строительная площадка).

Механическая блокировка пускателей

  1. Для механической блокировки пускателей предусмотрены специальные устройства, которые соединяют собой два пускателя.
  2. До тех пор, пока один из пускателей находится во включенном состоянии, другой пускатель не сможет включиться, даже если по его катушке будет протекать ток.

  3. Для того, что бы катушка пускателя при этом не сгорела – в цепи управления должен быть предохранитель (или автоматический выключатель, обычно автомата номиналом 6А достаточно для защиты).

Механическая блокировка пускателейМеханическая блокировка пускателейМеханическая блокировка установлена между пускателямиМеханическая блокировка установлена между пускателями

Электрическая схема реверсивного пускателя

Для примера рассмотрим схему реверсивного пускателя с электрической блокировкой контактов.

схема реверсивного пускателя с электрической блокировкой контактовсхема реверсивного пускателя с электрической блокировкой контактов

Для подключения электродвигателя к 3-фазной сети нулевой рабочий проводник не используется, но используется нулевой защитный проводник (защитное зануление), для этого выбирается 4-х жильный кабель нужного сечения. В пускателях без нулевого рабочего проводника применяются катушки на 400 (380) вольт, которые подключаются между двумя фазами.

  • Для реверса (смены направления вращения) электродвигателя применяются магнитные пускатели, которые подают напряжение на электродвигатель, меняя порядок чередования фаз.
  • При включении пускателя ПМ 1 на двигатель подаётся напряжение L1-L2-L3 – двигатель вращается в одну сторону, при включении пускателя ПМ 2 чередование фаз меняется на L3-L2-L1, и двигатель вращается в обратную сторону.
  • С одной из фаз (L1) напряжение через предохранитель подаётся на нормально-замкнутый контакт теплового реле, далее на нормально-замкнутый контакт кнопки «Пуск».

Нормально-замкнутые контакты ПМ 1.2 и ПМ 2.2 находятся в нормальном (замкнутом) положении, так как оба пускателя обесточены.

При нажатии кнопки «Вперёд» через катушку пускателя ПМ 1 начинает протекать ток, пускатель включается, контакты ПМ 1.1 замыкаются (происходит «само подхватывание»), электродвигатель начинает вращаться «Вперёд». Контакты ПМ 1.2 размыкаются (выполняют электрическую блокировку пускателя ПМ 2).

При нажатии на кнопку «Назад» ничего не произойдёт – через разомкнутые контакты ПМ 1.2 ток не потечёт.

При нажатии на кнопку «Стоп» схема вернётся в исходное состояние.

Теперь можно вновь включить электродвигатель любой кнопкой, допустим — кнопкой «Назад».

Контакты ПМ 2.1 будут удерживать пускатель ПМ 2 во включенном состоянии, а контакты ПМ 2.2 «заблокируют» (разорвут цепь управления) пускатель ПМ 1.

Монтажная схема реверсивного пускателя

Силовая часть

Монтажная схема силовой части реверсивного магнитного пускателяМонтажная схема силовой части реверсивного магнитного пускателя

  1. Для питания схемы применён 4-х жильный кабель КГ (три фазы и РЕ проводник), для подключения электродвигателя применён такой же кабель.
  2. Катушки пускателей на 400 (380) вольт.
  3. Контакты катушек А 2 продублированы снизу.
  4. Автоматический 3-полюсный выключатель на вводе служит для подключения питающего кабеля, а также для отключения схемы при обслуживании или ремонте.
  5. Автоматический 1-полюсный выключатель служит для защиты цепей управления (вместо предохранителя).
  6. К пускателям прикреплены дополнительные боковые блоки контактов.
  7. Для защиты электродвигателя от перегрузки применено тепловое реле.

Выносной кнопочный пост реверсивного пускателя

Кнопочный пост из 3 кнопокКнопочный пост из 3 кнопок

  • Выносной кнопочный пост состоит из трёх одинаковых по конструкции механизмов (кнопок), одна из которых («Стоп») выкрашена в красный цвет.
  • У всех трёх механизмов контакты 1-2 нормально-разомкнутые (нормально-открытые – «НО»), а контакты 3-4 нормально-замкнутые (нормально-закрытые — «НЗ»).
  • Напряжение управления после «НЗ» контактов теплового реле подаётся на «НЗ» контакт (3) кнопки «Стоп».
  • С контакта «4» кнопки «Стоп» напряжение управление подаётся на контакты «1» кнопок «Вперёд» и «Назад».
  • Параллельно контактам «1-2» обоих кнопок подключены «НО» контакты одноимённых пускателей.

С контакта «2» кнопки «вперёд» напряжение подаётся на дополнительный «НЗ» контакт пускателя ПМ2.2 («назад»), а затем на катушку пускателя «Вперёд». Таким образом выполнена электрическая блокировка пускателя «Назад» при включенном пускателе «Вперёд».

С контакта «2» кнопки «Назад» напряжение подаётся на дополнительный «НЗ» контакт пускателя ПМ1.2 («вперёд»), а затем на катушку пускателя «Назад». Таким образом выполнена электрическая блокировка пускателя «Вперёд» при включенном пускателе «Назад».

Кнопочный пост из 3 кнопок схема соединенийКнопочный пост из 3 кнопок схема соединений

Как видно из рисунка выше, для подключения выносного трёхкнопочного поста нужен кабель с 4-мя жилами. Для этого я выделил их цветом и обозначил цифрами 1-2-3-4.

Монтажная схема цепей управления

  1. Всё оборудование (кроме 3-х кнопочного поста) установлено в щите управления электродвигателем.
  2. В этом-же щите производятся все соединения.
  3. 4-х жильный кабель 3-х кнопочного поста присоединяется к блоку зажимов согласно нумерации (бирок) на жилах кабеля или их расцветке.
  4. Контакты «А 1» обеих катушек присоединены к фазе L3.
  5. С 1-полюсного автоматического выключателя через «НЗ» контакты теплового реле напряжение подаётся на контакт «3» кнопки «Стоп».
  6. Остальные соединения выполнены согласно схемы.
  7. Для наглядности и лучшего восприятия схемы соединений провода, соединяющие магнитные пускатели между собой, не показаны.

Монтажная схема реверсивного пускателяМонтажная схема реверсивного пускателя

  • До следующих встреч.
  • Если статья была для Вас полезной или интересной, не забудьте поставить лайк и подписаться на мой канал.
  • Задавайте вопросы и оставляйте комментарии, вступайте в дискуссию.
  • Много полезных статей Вы можете найти здесь.
  • Что такое щит ведущий — прочитаете здесь.
  • Что такое порядок чередования фаз — прочитаете здесь.
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]