Сгорела болгарка как отремонтировать

В последнее время угловая шлифмашинка стала привычным инструментом и для простого обывателя. Благодаря этому электроинструменту можно выполнять разные работы столярного и слесарного типа, а его простота и многофункциональность обуславливает большую популярность в быту.

В процессе длительной эксплуатации оборудования детали изнашиваются, а в некоторых случаях приходят в негодность. Поэтому часто приходится не только менять щетки, но и делать ремонт якоря болгарки своими руками.

Ремонт болгарки нужно выполнять осторожно и внимательно для предотвращения негативных последствий и появления более сложных поломок.Сгорела болгарка как отремонтировать

Устройство электрооборудования УШМ

За несколько десятков лет внешние параметры болгарки почти не изменились, за исключением усовершенствованных моделей, в которых используется аккумулятор в качестве элемента питания. Основой инструмента является корпус со встроенным асинхронным мотором и редуктором, а также прикручивается ручка с защитным корпусом.

Электроинструмент может использоваться с отрезными и зачистными дисками, а также существуют диски с лепестками наждачки для шлифовки.

Как и все инструменты, шлифмашинка может отказаться работать, но чаще всего устранить неисправность не так уж и сложно. Для этого может понадобиться разборка корпуса и мелкий ремонт деталей.

Однако необходимо понимать устройство болгарки, в схеме которой имеются следующие элементы:

  • Сгорела болгарка как отремонтироватьКоллектор;
  • Якорь;
  • Щетки;
  • Редуктор;
  • Статор;
  • Ручка-держатель;
  • Вилка и силовой провод.

Работоспособность всех элементов очень важна для нормального функционирования всей системы. При выходе из строя любой детали шлифмашинка становится бесполезным инструментом.

Чтобы диск болгарки вращался, должен вращаться якорь и приводить в движение редуктор, и чем быстрее вращается якорь, тем больше будет скорость вращения диска. Коллектор — своеобразная часть в виде площадки, к которой ведут контакты силовых и управляющих электродеталей.

Коллектор принимает напряжение от щеток, и в дальнейшем процессе электрическая энергия превращается в механическую.

Отполированную щетками площадку можно увидеть при разборке корпуса. Через силовой кабель ток поступает к щеткам, которые передают напряжение коллектору. Чаще всего щетки дают о себе знать свечением, а в зависимости от свечения может определяться степень работоспособности щеток или якоря.

Не менее важной деталью является редуктор. Главной задачей редуктора является передача движения от якоря к рабочему валу, на который устанавливается диск или другое приспособление.

От конструкции редуктора зависит мощность электроинструмента, так как этот параметр определяется количеством зубьев главной шестерни редуктора.

Очень сложным техническим узлом электросхемы болгарки считается статор. В статоре находится обмотка, определяющая вращение ротора. При выходе из строя обмотки ее перемотка самостоятельно проводится редко и еще реже может увенчаться успехом. При таких неисправностях рисковать не стоит — для устранения неполадок необходимо обратиться к опытным специалистам.

Электрическая схема

Сгорела болгарка как отремонтироватьЗнание назначения главных частей не даст 100% положительного результата при ремонте. Необходимо также разобраться и понять, как устроена электрическая схема болгарки и как работает электродвигатель. В схеме задействовано две обмотки, которые последовательно подключаются через силовой провод к сети с напряжением 220 В и не связаны между собой в электрической цепи. Механически установленный выключатель связывается с кнопкой включения и отключения шлифмашинки. Каждая из обмоток соединяется через контакты с графитовыми щетками. Через щетки обмотки соединяются с коллектором ротора.

Очень важно и то, что якорь имеет много обмоток, однако с графитовыми щетками соединяется только две обмотки, а выход из строя чаще всего происходит по причине разрыва электрической цепи.

Диагностика электроцепи устройства производится специальным прибором — тестером.

Портативное измерительное устройство используют не только в ремонте болгарки, но и для проверки других электрических инструментов и приборов.

Правильная проверка должна производиться от входного силового кабеля с переходом к последовательно подключенным элементам. При проверке проводимости переключатель мультиметра выставляется на минимальное напряжение.

Неисправности электроцепи коллекторного мотора

Чаще всего поломки в электрической цепи болгарки происходят по таким причинам:

  • Износ коллектора;
  • Поломка кнопки запуска;
  • Износ угольных или графитовых щеток;
  • Перегрев и замыкание в обмотке статора;
  • Перегрев и обгорание обмотки ротора;
  • Повреждение силового провода.

Такие неисправности являются наиболее частыми, но существуют и другие поломки, связанные с разрывом электрической цепи.

Мелкие поломки и их устранение

В случаях, когда болгарка отказывается включаться при нажатии кнопки пуска, причина может быть несущественной и, скорее всего, ремонт можно произвести самому без помощи специалиста.

При этом нужно руководствоваться главным правилом — начинать с самых простых узлов и двигаться к более сложным.

Причиной поломки болгарки в таком случае может быть обрыв проводки на участке силового провода и щеток.

Сгорела болгарка как отремонтироватьВ первую очередь необходимо отключить болгарку от сети, после чего осмотреть кабель на предмет повреждений. После этого нужно разобрать корпус и проверить подключение кнопки питания и щеток. При повреждении провода его можно заменить новым, а разорванную электрическую цепь восстановить. Если после проверки кабеля и электрической цепи ток поступает к механизму, но пуск не производится, то проблема может быть в самой пусковой кнопке.

Следует проверить кнопку и при обнаружении неисправности устранить ее или заменить кнопку. Кнопку нужно осторожно разобрать, при этом желательно маркировать клеммы и провода. При обратном подключении важно правильно подключить контакты, так как неправильная установка может стать причиной перегорания обмотки и заклинивания якоря.

После проверки работоспособности силового провода и кнопки нужно проверить регулятор скорости оборотов, который имеется в некоторых моделях УШМ. Если неисправности не обнаружены, то нужно обратить внимание на щетки и при необходимости заменить их, а также зачистить все контакты.

Неисправны графитовые щетки

Сгорела болгарка как отремонтироватьОсновной причиной неисправности могут быть щетки. В зависимости от нагрузок и длительности работы болгарки щетки могут прослужить полгода, год или два, потом износиться, а инструмент может перестать работать. Замена старых деталей на новые производится при отключенном кабеле и разобранном корпусе. При помощи отвертки нужно отвинтить щеткодержатели и изъять старые щетки. Они также могут быть закрыты заглушками в корпусе, и тогда корпус разбирать не придётся.

Щетки должны меняться только на аналогичные по размеру и материалу изготовления, а после замены щетки притирают — болгарка некоторое время работает на холостом ходу.

При неисправной кнопке пуска работать болгаркой запрещается, так как это может привести к заклиниванию отрезного диска, его разрушению и непредсказуемым последствиям.

Регулятор скорости — это устройство плавного пуска болгарки, и после возникновения неисправностей в его работе он требует замены, так как ремонт будет затруднительным и почти невозможным.

Ремонт статора болгарки

Причину выхода из строя статора шлифмашинки определить можно. Для этого нужно обратить внимание на перебои в работе.

Ротор может развивать обороты, превышающие допустимые, что будет указывать на межвитковое замыкание в обмотке.

Многие поломки могут устраняться только в сервисных центрах, но для бесперебойной работы можно проводить своевременную чистку, смазку, замену щеток и подшипников.

Выход из строя статора болгарки Макита происходит редко, а причиной может стать постоянный перегрев болгарки. В таком случае корпус сильно нагревается, и в вентиляционных каналах появляется запах гари.

В обмотке статора может быть короткое замыкание или обрыв, поэтому без специальных приборов определить неисправность и отремонтировать устройство затруднительно.

Для ремонта УШМ своими руками или замены статора необходимо провести такие действия:

  • Сгорела болгарка как отремонтироватьДемонтаж редуктора УШМ;
  • Демонтаж ротора после снятия планки крепления;
  • Снятие защиты статора;
  • Отвинчивание винтов крепления статора в корпусе;
  • Снятие крышки ручки и отключение проводов питания;
  • Извлечение статора.

Статор плотно установлен в корпусе, поэтому процесс извлечения может сопровождаться легкими ударами киянки по корпусу. Чаще всего статор подлежит замене, но иногда любители могут делать перемотку самостоятельно.

Ремонт ротора шлифмашинки

В большинстве случаев ремонт производится после неправильной эксплуатации. Это может быть постоянный перегрев, чрезмерные нагрузки, несвоевременная замена щеток и попадание инородных частиц на пластины коллектора.

Определить неисправность ротора болгарки DWT 180 можно по увеличении искры на ламелях коллектора, появлении запаха гари и дыма.

К таким последствиям может привести неисправность редуктора, сопровождающаяся стуком и гулом в результате разрушенных зубьев.

Чтобы предотвратить поломку ротора, нужно не допускать перегрева болгарки, засорения вентиляционных каналов и попадания в них пыли и других частиц. Необходимо вовремя менять щетки, смазку и использовать круги такого диаметра, который предусмотрен инструкцией по эксплуатации.

Проверка и ремонт коллектора

Сгорела болгарка как отремонтироватьДля осмотра коллектора необходимо извлечь ротор, разобрав при этом корпус и редуктор. При выявлении канавок на коллекторе он протачивается на токарном станке, а незначительные повреждения устраняются шлифовкой. Для шлифовки поверхности коллектора вал ротора закрепляется в патроне дрели, а шлифование производится стеклобумагой. При проведении шлифовки и токарных работ не допускается биение и смещение центра обрабатываемой детали, а перед работой необходимо снимать подшипники с вала ротора.

После проведения работ нужно очистить поверхность мягкой ветошью и убрать заусеницы на ламелях.

Механические неисправности болгарки

Чтобы определить неисправность такого типа? нужно разобрать корпус болгарки и корпус редуктора болгарки, который изготавливается из металлического сплава.

Основные механические поломки относятся к таким частям болгарки:

  • Редуктор;
  • Стопорная кнопка — фиксатор шпинделя;
  • Фланцевый крепеж инструмента;
  • Подшипники вала якоря.

Шлифовальный инструмент часто подвергается поломкам? и наиболее распространенной причиной является разрушенный подшипник редуктора или его износ.

Такие неисправности вызываются при чрезмерной нагрузке на технику в процессе работы. В таком случае также могут изнашиваться и разрушаться зубья шестерни редуктора.

Принцип ремонта заключается в процессе замены деталей, и при этом не требуются специальные навыки.

Замена подшипника редуктора

Подшипники являются очень важными элементами электроинструмента. После поломки подшипника его немедленно нужно заменить, так как его неисправность может привести к другим механическим поломкам и к повреждениям статора и ротора. Отрицательное влияние на подшипники может оказывать:

  • Сгорела болгарка как отремонтироватьДлительная эксплуатация болгарки с высокой нагрузкой;
  • Недостаток смазочного материала;
  • Попадание инородных частиц;
  • Повышенная скорость вращения.

После износа или разрушения подшипника появляется неприятный посторонний шум. Проверить состояние подшипника можно после разборки болгарки и проверки люфта подшипника на валу. При покачивании подшипника в разные стороны люфт должен отсутствовать или быть минимальным.

После обнаружения неполадок подшипника его необходимо поменять, используя при этом съемник, а обойму разрушенного подшипника можно изъять с помощью метчика, вкрученного в обойму.

Снять подшипник можно и по народному методу, используя при этом два рожковых ключа, тиски и молоток.

Разборка и ремонт редуктора

Самое сложное при ремонте редуктора — это снять шестерни и изъять опорный подшипник. Для разборки необходимо снять крышку и отсоединить корпус статора от ротора.

Читайте также:  Сечение алюминиевого провода по диаметру

Далее нужно открутить гайку крепления ведущей шестерни, если она предусмотрена конструкцией. В крышке редуктора находится подшипник, который вытягивается после снятия стопорного кольца.

Ведомая большая шестерня крепится стопорным кольцом, и при помощи подручных инструментов его можно снять. Шестерня запрессовывается на шпиндель и крепится шпонкой.

В некоторых типах болгарок шестерня может крепиться резьбовым соединением. Ремонт шестерен заключается в их замене. Стопорный фиксатор необходим для удобства крепления рабочего диска фланцевым креплением. Фиксатор представляет собой шток с пружиной и при надобности путем нажатия на него препятствует вращению рабочего вала. Такой фиксатор починить почти невозможно, он подлежит замене.

Рекомендации по ремонту

Сгорела болгарка как отремонтироватьПри определении неисправностей и проведении ремонта необходимо придерживаться рекомендаций, благодаря которым работа будет выполняться более качественно и быстро. Устройство отключают от электросети, и в процессе ремонта, сборки и разборки включать его категорически запрещено. Ремонтировать лучше всего на чистом, убранном столе при хорошей освещенности. Обязательно нужно соблюдать порядок разборки и сборки механизма. При проведении ремонта по механической части нужно быть осторожным и не повредить электрические детали и обмотки болгарки. Подробнее о ремонте УШМ «Интерскол» читайте в данной статье.

Характер, виды неисправностей УШМ (болгарок) и способы ремонта своими руками

Сгорела болгарка как отремонтировать

Болгарки крайне распространены среди многих домашних умельцев. Возможность заменять рабочие элементы позволяет осуществлять полировочные, шлифовальные и отрезные манипуляции. А наличие прибора плавного пуска существенно повышает удобство и безопасность работы. Починка УШМ — это простая работа, с которой можно справиться и своими силами. Тем, кто решил сделать это, потребуется схема УШМ необходимого типа, материалы для смазки, сам инструмент и пошаговое руководство.

Любая починка УШМ своими силами должна начинаться с выявления неисправностей. Болгарка характеризуется несложным устройством. При вращении ротора посредством косозубой шестеренки крутящий момент передается на шпиндель (вал) рабочего элемента. На валу находится полировочный или шлифовальный круг или камень.

Следует отметить и форму зубчика. На УШМ небольшой мощности, как правило, установлены шестеренки с прямыми зубчиками. Косозубые же конструкции применяются в приборах, мощность которых начинает от 1000 Ватт.

УШМ, как и всякий инструмент, с течением времени подвергается всевозможным поломкам, причины которых могут быть самыми разными. Они могут возникать не только от неправильного использования устройства, но и из-за несвоевременной/некорректной смены угольных щеточек и материалов для смазки.

Независимо от модели и марки болгарки проблемы у всех возникают практически одинаковые. Их можно условно поделить на электрические и механические. Для ремонтников-новичков, которые не знают как разобрать болгарку, поломки можно поделить на сложные и простые.

Неисправности механического плана

Сгорела болгарка как отремонтировать

  • Сильные нагрузки при эксплуатации УШМ при резании значительно изнашивают и зубчики шестеренок, и подшипник.
  • Самая распространенная механическая неисправность УШМ — это разрушение или изношенность скользящего подшипника на косозубой шестеренке редуктора.
  • Решить проблему просто, если имеется описание, схема и рекомендации, связанные с ремонтом.

Починка скользящих подшипников

Самой главной «уязвимостью» болгарки считаются именно подшипники. И хотя их всего три во всей конструкции, именно эти элементы зачастую обуславливают механические поломки. Итак, на подшипники негативное влияние оказывают:

  • использование в максимальном режиме;
  • слишком быстрое вращение;
  • недостаточный объем смазочной жидкости;
  • попадание частичек грязи и пыли;
  • несвоевременная/некорректная замена угольных щеточек или их деформация.

Сгорела болгарка как отремонтировать

Неисправности, относящиеся к деформации или износу этого элемента, предполагают возникновение постороннего шума.

Выявляется повреждение посредством проверки люфта вала, то есть посредством его покачивания в стороны при установке инструмента. Если люфт имеется, то подшипник скольжения нужно срочно поменять.

Для того чтобы отремонтировать подшипник, его нужно вытащить из корпуса и снять с редукторного вала.

Демонтировать эту деталь следует с помощью специального съемника. С ротора же подшипник можно снять, воспользовавшись народной методикой. Для этого в тиски нужно вставить металлические полоски или ключи. На них следует уложить подшипники и с помощью массивного молотка и наставки из металла выколотить их с оси вала.

Сгорела болгарка как отремонтироватьУровень износа шестеренок редуктора можно проверить по пятну контакта. Редуктор заранее чистят от старого смазочного материала. На самую маленькую шестеренку детали нужно нанести специальную синьку, после чего провернуть ее. Далее, необходимо снять крупную шестерню с косыми зубчиками и взглянуть с помощью увеличительного стекла на пятно контакта, которое в идеале должно быть не меньше пятидесяти процентов поверхности зубчика. Иначе шестерню нужно будет заменить или же изменить профиль зубчика. Однако эту поломку может устранить лишь мастер с большим опытом. Зачастую срезанные, зализанные или деформированные шестеренки подлежат полной замене.

Разбираем редуктор УШМ

Сгорела болгарка как отремонтировать

Сама процедура разборки начинается со вскрытия крышки и отключения статора и ротора. Последний зажимается в тисках для того, чтобы выкрутить гайку, крепящую малую шестеренку.

В редукторной крышке запрессован шпиндельный подшипник. Для того чтобы его достать, иногда нужно демонтировать стопорное кольцо.

  1. Если же подшипник сильно деформирован, от его проще достать с помощью отвертки.
  2. Крупная шпиндельная шестеренка может закрепляться несколькими способами:
  • с помощью шпонки;
  • с помощью напрессовывания на шпиндель.

Практически все модели болгарок имеют одинаковую электрическую схему. Вращение с ротора передается с помощью редуктора непосредственно на рабочий элемент. Ротор при этом вращается в статоре.

Управление инструментом осуществляется с помощью кнопки, которая регулирует обороты, и угольных щеточек, которые передают напряжение на коллектор.

Питание оборудования обеспечивается соединительным кабелем.

Электрические поломки

Итак, к самым распространенным электрическим неисправностям относятся:

  • повреждение кабеля питания на входе в УШМ;
  • износ или деформация угольных щеточек;
  • неисправная кнопка запуска;
  • короткое замыкание или же обрыв статора;
  • короткое замыкание или обрыв ротора;
  • износ или расслоение коллекторых ламелей.

Сгорела болгарка как отремонтировать

Самой распространенной причиной является обрыв питающего провода. Решается эта проблема его полной заменой или исключением из электросхемы участка, который вышел из строя. Обнаружить неисправность можно с помощью обыкновенного тестера.

Если у вас нет в наличии этого прибора, то можно воспользоваться специальной индикаторной отверткой.

Также стабильное функционирование электрического инструмента находится в зависимости от состояния угольных щеточек. Полный контакт этих элементов с ламелями и общее состояние влияет на работу роторного коллектора. Кстати, своевременная смена этих деталей позволяет предотвратить многие поломки.

Уровень износа щеток определяется характером искрения в районе расположения коллектора. Искрение, как правило, должно быть ровным по всей площади пятна контакта ламелей и угольных щеток. Искрение по кругу свидетельствует о неисправности в цепочках ротора.

В УШМ рекомендуется использовать лишь оригинальные угольные щетки. «Самопальные» изделия устанавливать можно, но лишь на короткий срок.

Поломки кнопки запуска зачастую проявляются в ненадежном или затруднительном запуске инструмента. Неисправность данного плана возникает и пропадает самопроизвольно.

Не стоит пользоваться УШМ со сломанной кнопкой активации. Эта поломка может привести к заклиниванию рабочего элемента при работе, что повлечет за собой более серьезные последствия. При этом починка заключается в банальной замене поврежденной детали.

О поломке статора может свидетельствовать непроизвольная раскрутка вала. УШМ при этом будет набирать предельные обороты. Причиной здесь может служить межвитковое замыкание в статорной обмотке.

Сгорела болгарка как отремонтировать

Как правило, статор в болгарке ломается очень редко. К этой неприятности может привести перегрев УШМ при эксплуатации. Проявляет себя поломка существенным нагревом конструкции инструмента и появлением горелого запаха.

Поломка ротора в УШМ может быть следствием неправильного использования оборудования, регулярных перегревов, попаданием пыли в коллекторные ламели и несвоевременной/неправильной замены угольных щеточек.

Сначала на коллекторе увеличиваются размеры искры, после этого возникает аромат гари и дым. Работа болгаркой с неисправным редуктором характеризуется сильным гулом и стуком.

Ремонт ротора, как и ремонт болгарки своими руками, — это очень непростая процедура. Потому для этой цели лучше обратиться к специалистам сервисцентра, которые произведут ремонт болгарки интерскол очень качественно и оперативно.

Причины поломки болгарки и способы ремонта

Даже самый простой ремонт болгарки в сервисной мастерской может обойтись в сумму от трети до половины ее стоимости. Поэтому прежде, чем обращаться к профессионалам, всегда нужно попробовать починить ее своими силами. Тем более, что в паспортах болгарок нередко приводят таблицы самых распространенных неисправностей и причины их возникновения.

Для домашнего ремонта в большинстве случаев можно обойтись набором самого обычного инструмента: отверток, пассатижей, ключей и мультиметра. Единственно, где могут потребоваться оправки, съемники или подобные им приспособления, — это удаление и установка подшипников.

А запасные части для ремонта болгарки без проблем можно приобрести во всем известных интернет-магазинах.

Общие правила ремонта электроинструмента

Правила техники безопасности при ремонте угловой шлифовальной машины такие же, как и при ремонте любого другого электроинструмента. Очистка от пыли, разборка и сборка проводится только при полностью обесточенном устройстве.

Работы по ремонту необходимо проводить на диэлектрической поверхности, а источник питания должен быть оснащен автоматом защиты от короткого замыкания. Категорически запрещается проворачивать вручную шпиндель УШМ, если она включена электросеть.

Также запрещено выполнять пробные включения в процессе или после ремонта при установленном на шпинделе отрезном диске.

Распространенные проблемы в работе УШМ

Болгарка является довольно неприхотливым инструментом, т. к. рассчитана на работу с высокими нагрузками и в запыленной среде. Основные проблемы в ее работе в большинстве случаев связаны с неправильной эксплуатацией, а также с несоблюдением сроков техобслуживания и плановых ремонтов. Чаще всего встречаются следующие неисправности:

  1. УШМ не включается. Самая распространенная причина такого явления — обрыв проводов в кабеле питания или неисправность выключателя. А у болгарок с электронным управлением — выход из строя блока регулировки скорости или плавного пуска.
  2. Болгарка работает на малых оборотах. Как правило, это связано с межвитковым замыканием в обмотках ротора или неисправностью электроники.
  3. УШМ сильно греется. Нередко это происходит из-за нарушения соотношения рекомендуемых рабочих циклов и перерывов. Кроме того, нагрев может быть следствием плохого охлаждения двигателя из-за пыли, скопившейся внутри корпуса.
  4. Болгарка искрит. В этом случае основные причины — это стирание угольных щеток или износ коллектора электродвигателя. Щетки также искрят при повышенном загрязнении и окислении пластин коллектора.
  5. Болгарка дымит. Обычно это наблюдается при слишком интенсивной эксплуатации и заполнении каналов воздушного охлаждения пылью. Причинами того, что инструмент дымит, также могут быть замыкания в обмотках ротора или статора.
  6. УШМ гудит, но не вращается. Как правило, это происходит при заклинивании шестерен редуктора или выходе из строя подшипников.
  7. Сломалась кнопка фиксации шпинделя. Причиной этого является попадание внутрь фиксатора пыли, вызывающей износ его штока.
  8. Сломались подшипники. Выход из строя подшипников чаще всего происходит после длительной эксплуатации и работы с ударными нагрузками.
Читайте также:  Формула расчета мощности электрического тока

Еще одной достаточно распространенной неполадкой болгарок является заклинивание прижимной гайки.

Общие указания по разборке болгарки

Все УШМ состоят из двух основных частей: пластикового корпуса привода и металлического редуктора. Кроме того, у многих болгарок можно отдельно разобрать заднюю рукоятку, внутри которой находится ввод электропитания, а также блоки системы управления.

Для домашнего ремонта болгарки могут потребоваться крестовая и плоская отвертки, гаечные ключи и тонкие плоскогубцы. Кроме того, для проверки и ремонта электрических цепей будет необходим мультиметр и инструменты для работы с проводами.

Перед разборкой болгарки с нее необходимо удалить отрезной диск и защитный кожух.

Пошаговая диагностика электрики мультиметром или лампочкой

При диагностике и ремонте электрической части болгарки удобнее всего использовать многофункциональный тестер (сокращенное название — мультиметр).

Если такого прибора под рукой нет, то для некоторых проверок подойдет отвертка с индикатором или лампочка с двумя проводами.

В процессе ремонта мультиметр позволяет измерять как величины напряжения и тока, так и сопротивление обмоток двигателя. Индикатор и лампочка могут показывать только наличие или отсутствие напряжения.

Диагностика обрыва питания

Пожалуй, самой распространенной неисправностью электрооборудования болгарки является обрыв проводов питания внутри оболочки силового кабеля.

Для диагностики и ремонта такого повреждения достаточно разобрать заднюю ручку болгарки и проверить напряжение на клеммах перед выключателем.

Другой способ — это отсоединить клеммы кабеля и с помощью мультиметра проверить на обрыв сопротивление каждой его жилы.

Проверка статора и его перемотка

Для проверки статора электродвигателя болгарки необходимо отсоединить обе его обмотки от цепи питания, а затем замерить их сопротивление мультиметром в диапазоне 200 Ом. На исправной обмотке прибор покажет сопротивление около одного ома, а на неисправной (с обрывом) — десятки или сотни омов.

Если обмотка вышла из строя в результате замыкания, то нагар, как правило, можно увидеть с внутренней стороны корпуса статора. Проверить статор на межвитковое замыкание обычным тестером невозможно – для этого существуют специальные индукционные приборы. Единственные способы ремонта статора — это его замена или перемотка.

Второе возможно только при наличии соответствующей квалификации, поэтому чаще всего статор просто меняют.

Диагностика якоря тестером

Проверять якорь болгарки необходимо как на обрыв обмоток, так и на их замыкание на сердечник. В первом случае сопротивление замеряется по кругу между двумя соседними пластинами коллектора, расположенного на валу ротора.

Все значения должны быть одинаковы (в пределах одного ома), а значительное отличие указывает на обрыв. Во втором замер производится между магнитопроводом ротора и пластинами коллектора. Для поиска межвиткового замыкания, как и в случае со статором, необходимо воспользоваться специальным прибором.

При обнаружении неисправности необходимо принять решение, каким способом производить ремонт: перемоткой якоря или его заменой на новый.

Самостоятельно перемотать обмотки якоря без соответствующих навыков и оборудования нереально, а перемотка в сервисе будет стоить практически столько же, сколько и новый якорь. Поэтому оптимальный вариант ремонта — это покупка и самостоятельная замена якоря.

Проверка блока пуска и управления

Диагностика электронных компонентов болгарки сводится к определению исправности отдельных блоков, а ремонт (если нет навыков в радиотехнике) — к их полной замене.

Устройство плавного пуска можно проверить стрелочным амперметром, сравнив скачок тока с ним и без него. Для точной диагностики блока поддержания оборотов под нагрузкой потребуется осциллограф.

Хотя для того, чтобы понять, исправен он в принципе или нет, достаточно просто понаблюдать за поведением болгарки на разных режимах.

Проверка угольных щеток

В процессе работы угольные щетки стираются и при достижении минимального размера подлежат замене. Первый признак проблем со щетками — неравномерное со вспышками искровое кольцо вокруг коллектора.

У некоторых моделей для замены и проверки щеток на корпусе предусмотрены круглые отверстия с винтовыми крышками. Но у большинства болгарок для того, чтобы их поменять, приходится полностью, как при ремонте, разбирать корпус или заднюю рукоятку.

Сгорела болгарка как отремонтировать

Диагностика кнопки пуска и регулятора оборотов

Самая распространенная неисправность в электрике болгарки — это выход из строя пусковой кнопки, что чаще всего является следствием попадания в нее пыли.

Проверить работоспособность кнопки можно с помощью мультиметра или индикаторной отвертки, произведя замер напряжения на ее выходном контакте. Ремонту она обычно не подлежит и просто заменяется на новую.

Определить неисправность регулятора скорости вращения еще проще: при вращении колесика он или меняет число оборотов шпинделя или же нет. Если нет навыков в ремонте таких устройств, то проще за несколько сот рублей купить новый.

Диагностика механической части УШМ

Чаще всего ремонту или замене в механической части болгарки подвергаются подшипники и шестерни (см. рис. ниже).

Износ и выход из строя этих деталей обычно сопровождается повышенной вибрацией, нехарактерными звуками или заклиниванием редуктора.

Диагностика их состояния производится визуально после полной разборки корпуса, а по ее результатам принимается решение о необходимости и виде ремонта.

Сгорела болгарка как отремонтировать

Кроме того, в редукторах болгарок применяют защитные муфты, предотвращающие резкий рывок корпуса при заклинивании диска. Такие устройства изначально предназначены для работы в экстремальных условиях и, как правило, требуют ремонта очень редко.

Проверка шестерней редуктора

Для того чтобы осмотреть шестерни редуктора болгарки, необходимо отделить его от привода, а затем полностью разобрать. Диагностика заключается в визуальном определении степени износа зубьев, а ремонт — в замене отработавшей свой срок шестерни на новую. Основные виды неисправностей шестерен, требующих ремонта редуктора, — это стачивание и выкрашивание зубьев.

Проверка стопорной кнопки

Фиксатор шпинделя болгарки (стопорная кнопка) необходим для его удержания в неподвижном состоянии при затягивании прижимной гайки. Если он начинает западать, необходимо снять кнопку, вынуть шток и пружину, а затем очистить внутреннюю часть и визуально проверить состояние штока, сальника и пружины. Ремонт фиксатора обычно заключается в замене одного из этих компонентов (см. видео).

Проверка фланца для крепления дисков

Обычный опорный фланец болгарки — это простое устройство в виде диска, к которому прижимается отрезной круг. Его поверхность должна быть ровной, без выбоин и задиров. Ремонту он не подлежит, а при износе просто заменяется на новый.

Проверка подшипников ротора

Подшипник ведущего вала болгарки, который является валом ротора электродвигателя, можно осмотреть и заменить без полной разборки редуктора. Для этого достаточно разъединить корпус редуктора и привода (см. рис. выше).

Если же принято решение о ремонте с заменой подшипника, то придется полностью извлекать ротор электродвигателя, снимать ведущую шестерню (см. фото ниже), а затем удалять старый и ставить новый подшипник.Сгорела болгарка как отремонтировать

Как разобрать редуктор

При ремонте механической части болгарки в первую очередь необходимо отделить редуктор от привода, открутив четыре болта и расцепив ведущую и ведомую шестерни.

Для его внутреннего осмотра и ремонта составных частей нужно снять нижнюю часть редуктора, которая также крепится к основному корпусу болтами. Далее редуктор разбирают по отдельным частям, последовательно отделяя от вала подшипники, шестерню и фланец.

Сгорела болгарка как отремонтировать

Как снимать шестеренки редуктора

Ведущая шестерня редуктора болгарки обычно крепится на валу внатяг и прижимается гайкой, а ведомая фиксируется с помощью шпонки и разрезной шайбы. На видео ниже показан порядок выполнения ремонта с разборкой редуктора, снятием верхнего подшипника и заменой ведомой шестерни. Ролик на английском, но там все предельно понятно, поэтому можно смотреть без звука.

Профилактика УШМ

Профилактика болгарки включает в себя соблюдение паспортных требований при ее эксплуатации, выполнение периодического техобслуживания и проведение плановых ремонтов. В первую очередь необходимо строго соблюдать соотношение циклов работы и перерывов, рекомендованные производителем.

Также необходимо периодически выполнять очистку внутреннего пространства корпуса болгарки от пыли, своевременно менять щетки и производить смазку редуктора.

При возникновении в процессе работы болгарки устойчивых вибраций и нехарактерных звуков следует незамедлительно осуществить внутренний осмотр механической части и провести необходимый ремонт.

В отличие от обычной быстрозажимная гайка болгарки является довольно дорогостоящим приспособлением. А как долго она может прослужить и возможен ли ее ремонт в случае выхода из строя? Если кто-нибудь знает ответ на этот вопрос, поделитесь, пожалуйста, информацией в х.

Ремонт болгарки своими руками, когда она не включается, не развивает обороты, греется, искрит

Болгарка, являясь самым востребованным инструментом в доме, подвергается немалым нагрузкам и интенсивному использованию.

Из-за этого по прошествии некоторого времени случается, что при запуске двигателя появляются рывки, запах гари и другие неисправности, наводящие на мысль, что угловая шлифовальная машина (УШМ) сломалась.

Но не стоит сразу нести аппарат в ремонт или покупать новый. Большинство неисправностей данного прибора можно устранить самостоятельно.

Устройство и электрическая схема болгарки

За долгие годы существования такого инструмента, как УШМ, ее внешний вид, а также внутреннее устройство практически не изменились. Чтобы произвести ремонт болгарки своими руками, необходимо знать устройство ее механической части, а также электрической.

Если посмотреть на рисунок, приведенный ниже, то можно увидеть, из каких частей состоит УШМ.

  1. Колесико для регулировки оборов шпинделя агрегата.
  2. Электрический двигатель, состоящий из ротора и статора.
  3. Пусковая кнопка. Иногда к ней подключается система плавного пуска.
  4. Корпус из ударопрочного пластика.
  5. Кнопка для фиксации шпинделя (используется при смене инструмента).
  6. Предохранительная муфта. Защищает двигатель от перегрузки, при заклинивании инструмента.
  7. Защитный кожух. Закрывает инструмент и защищает пользователя от вылетающих частиц обрабатываемого материала, а также предотвращает травмирование человека при разрушении инструмента, например, абразивного диска.
  8. Гайка, зажимающая инструмент. Откручивается с помощью специального ключа, идущего в комплекте с электроинструментом. Также существуют быстрозажимные гайки, которые можно открутить без ключа.
  9. Корпус редуктора и сам редуктор. Состоит из блока шестерен, которые передают вращательные движения от ротора на шпиндель с инструментом.

На рисунке ниже показана электрическая схема болгарки.

Электрическая часть УШМ имеет следующие элементы:

  • электрический кабель с вилкой для подключения к электросети;
  • кнопка пуска;
  • статор;
  • электрические щетки (угольные или графитовые);
  • коллектор;
  • якорь (ротор).

На следующем рисунке показана схема подключения болгарки, а именно ее двигателя.

Все составляющие электродвигателя выполняют определенные функции.

  1. Ротор – это вал, на котором размещены катушки и коллектор. Ротор, вращаясь в магнитном поле статора, передает вращательное движение на редуктор УШМ.
  2. Коллектор. Представляет собой часть ротора, к которой подведены все управляющие кабели. Через коллектор проходят электрические сигналы от блока управления к двигателю. Именно к коллектору подсоединяются электрощетки.
  3. Электрощетки. Главная их задача — это передача электрического тока от силового кабеля на коллектор.
  4. Статор. Представляет собой катушку с определенным числом витков. Задача статора заключается в создании магнитного поля, которое, взаимодействуя с якорем, приводит последний в движение.
Читайте также:  Виды термической обработки таблица

Основные неисправности болгарки и их причины

По статистике, большинство случаев выхода из строя УШМ связаны с электрической частью аппарата. Некоторые поломки могут быть незначительными, что позволяет провести ремонт болгарки своими руками. Но, например, при перегорании обмоток двигателя ремонт угловой шлифовальной машины может произвести только специалист.

Болгарка не включается

Причины того, что УШМ не включается, могут быть следующие:

  • неисправна электрическая вилка;
  • неисправен электрический кабель;
  • сломалась кнопка запуска;
  • нарушен контакт между кабелем питания и кнопкой;
  • обрыв контактного провода электрощетки;
  • сильный износ электрощеток;
  • выход из строя обмоток ротора или статора.

УШМ не развивает обороты

Причины того, что угловая шлифмашина не набирает обороты, могут быть разные.

  1. Поломка блока регулировки оборотов. Для проверки этой версии необходимо подключить двигатель аппарата напрямую, минуя регулятор, и проверить работу устройства.
  2. Неисправность электрического кабеля вследствие постоянных перегибов или механического повреждения. Из-за этого поврежденный провод начинает греться под нагрузкой, а обороты двигателя падать.
  3. Загрязнение коллектора пылью. Необходимо удалить загрязнения спиртом.
  4. Проблемы с щетками. Они могут износиться или иметь короткий контактный провод, как показано на следующем фото.

Щетка хотя наполовину и стерлась, но является вполне работоспособной. При этом короткий контактный провод не дает пружине прижать электрод к коллектору. Данная ситуация также может быть причиной того, почему УШМ перестала работать в нормальном режиме.

Электродвигатель греется

Причины того, что греется болгарка, могут быть следующие.

  1. Неправильный режим работы аппарата. В результате перегрузок электродвигатель может сильно нагреваться, что часто ведет к перегоранию обмоток.
  2. Разрушение подшипников, расположенных на якоре. В результате ротор цепляется за статор, работа двигателя затрудняется, и обмотки перегреваются. Проблема решается заменой подшипников.
  3. Засорение вентиляционных каналов, через которые поступает воздух для охлаждения двигателя. Необходимо очистить вентиляционные отверстия от пыли.
  4. Поломка крыльчатки, служащей для охлаждения двигателя. Установлена она на роторе, на противоположной по отношению к коллектору стороне. Если крыльчатка сломана, ее необходимо заменить на новую.
  5. Межвитковые замыкания обмоток статора и ротора. Потребуется перемотка катушек или замена данных деталей на новые.

Болгарка искрит

Если вы заметили сильное искрение при включении углошлифовальной машины в том месте, где находится коллектор, то причины данной неприятности могут быть следующие.

  1. Повреждение обмотки якоря: обрыв одной или нескольких секций обмотки, межвитковое замыкание. При таких поломках появляется повышенный шум, падают обороты двигателя и горят щетки.
  2. Нарушился контакт между коллекторными пластинами и обмоткой.
  3. Слабый прижим щеток. При длительных режимах болгарки пружины перегреваются и могут “отжигаться”, теряя при этом упругость.
  4. Разбалансировка ротора двигателя.
  5. Нарушение цилиндрической поверхности коллектора. Это иногда происходит после перемотки, если якорь не протачивается на токарном станке, а сразу устанавливается в аппарат. В таком случае можно также наблюдать, что чрезмерно искрят щетки.
  6. Между ламелями коллектора нарушена изоляция. Также может быть засорение пазов продорожки графитом или пробой между ламелями.
  7. Износ подшипников, вызывающий биение ротора, также приводит к тому, что сильно искрят щетки.
  8. Нарушение геометрии вала якоря. Обычно это случается при неаккуратной разборке электродвигателя, когда вал гнется.
  9. Установлены графитовые щетки не той марки. Щетки подбираются, исходя из ожидаемых оборотов и напряжения.
  10. Поднятие одной или нескольких ламелей приводит к тому, что быстро сгорают щетки. Случается это по причине перегрева двигателя при длительной работе. В результате стекломасса, служащая основой коллектора, размягчается, и ламели начинают подниматься. Из-за того, что ламели подняты, щетки стираются очень быстро.

Как разобрать болгарку для диагностики

Чтобы провести диагностику электрической части УШМ, а также устранить механические поломки аппарата, потребуется его разобрать. Разборка осуществляется по следующему алгоритму.

  1. С помощью ключа снимите диск или другую насадку со шпинделя агрегата.
  2. Открутите рукоятку.
  3. Снимите защитный кожух.
  4. Откройте специальные окошки, расположенные по бокам кожуха угловой шлифмашины, и извлеките электрощетки, предварительно отсоединив клеммы.
  5. Открутите корпус редуктора от корпуса двигателя УШМ.
  6. Без особых усилий потяните за корпус редуктора и отсоедините его от кожуха. При этом редукторный блок извлечется вместе с ротором.
  7. После извлечения якоря, в кожухе останется статор двигателя, который также легко извлекается для диагностики после откручивания крепежа.
  8. Чтобы разобрать редуктор, открутите винты, удерживающие крышку. Сняв крышку, вы увидите шестерни редуктора.
  9. Чтобы снять якорь с болгарки, потребуется открутить гайку, находящуюся внутри редуктора.
  10. Для того, чтобы снять подшипник с якоря, рекомендуется воспользоваться специальным съемником. В противном случае, можно повредить вал.

Диагностика электрической части УШМ

Как было сказано выше, чаще всего УШМ отказывается работать по причине поломок электрической части агрегата. Для правильной диагностики электрических цепей инструмента мастера по ремонту электрооборудования пользуются специальным прибором — тестером.

Если вы нажали на кнопку запуска агрегата, и он не работает, то в 90% случаев причина поломки не настолько серьезная, чтобы вы не смогли отремонтировать болгарку своими руками.

Специалисты советуют придерживаться основного правила ремонта электроинструмента: двигаться от простого к сложному.

Первым делом потребуется проверка электрического кабеля и вилки на его конце. Если она разборная, то раскрутите ее и проверьте надежность контактов. В противном случае, придется разобрать болгарку (снять кожух аппарата) и “прозвонить” кабель тестером, а также убедиться, что ток подходит к контактам кнопки “Пуск”. Если прибор покажет обрыв, то кабель следует заменить на новый.

Ситуация, когда ток поступает на кнопку, но дальше не проходит (при включенном положении), говорит о неисправности переключателя. Кнопку починить не получится. Ее необходимо заменить на новую, но прежде промаркируйте снимаемые контакты, чтобы в дальнейшем подсоединить их правильно. При неправильном подсоединении контактов может сгореть обмотка двигателя.

Если при проверке оказалось, что и кабель, и кнопка пуска исправны, но на щетки не поступает ток, то необходимо произвести зачистку контактных пластин щеткодержателей. В случае неэффективности данной процедуры рекомендуется замена щеток. Далее, если со щетками все нормально, и ток на них поступает, следует проверить ротор и статор на наличие замыканий и обрывов.

Проверка якоря электродвигателя

Ротор электромотора может иметь следующие неисправности: межвитковое замыкание и обрыв проводников на контактах ламелей.

Проверить якорь болгарки можно мультиметром: прибор переводится в режим изменения сопротивления, выставляется значение 200 Ом, и с помощью щупов замеряется сопротивление между двумя соседними ламелями. Таким образом требуется проверить все пары ламелей.

Если показатели сопротивления одинаковые, то обмотка ротора не имеет повреждений. Обнаружение во время “прозвона” других значений сопротивления, а также выявление обрыва цепи говорит о неисправности в этой катушке. В таком случае потребуется ремонт якоря болгарки.

Обычно разрыв проводников происходит в местах соединения с обмоткой. Осмотрите места, где катушки соединяются с ламелями, убедитесь в надежности пайки контактов.

Если у вас нет измерительного прибора, то проверить ротор можно, использовав для этих целей лампочку на 12 В и аккумулятор. Мощность должна быть в пределах 30-40 Вт.

Проверка делается следующим образом: подайте напряжение 12 В от аккумулятора на вилку угловой шлифмашины, в разрыв одного провода подключите лампочку, начинайте вращать шпиндель УШМ. При исправной обмотке лампочка будет гореть ровно, без миганий.

При межвитковом замыкании степень накала спирали лампочки будет меняться. В таком случае ремонт якоря болгарки своими руками будет затруднителен, поскольку схема намотки якоря достаточно сложная, да и сам процесс требует специального оборудования и знаний.

Поэтому данную операцию рекомендуется доверить специалистам. Но лучшим выходом из ситуации будет замена якоря на болгарке новым.

Если лампочка не загорается при тестировании ротора, это свидетельствует о наличии обрыва в статоре или замыкания в его обмотках, а также о проблемах с электрощетками.

Проверка статора электродвигателя

Чтобы проверить статор болгарки, используют, как и в предыдущем случае, мультиметр. Значения нужно выставить на 20-200 Ом и сделать следующее. Прикоснитесь одним щупом к контакту обмотки статора, а вторым – к корпусу детали.

Если прибор показывает сопротивление, это значит, что произошел пробой на корпус. Прикоснитесь щупами к контактам одной обмотки, а затем к контактам другой. Если сопротивление одинаковое, значит катушки исправны.

Если на одной обмотке прибор показывает обрыв цепи, значит, потребуется перемотка статора или замена детали на новую.

Перемотать статор в домашних условиях, не имея специальных знаний, навыков и оборудования, будет проблематично. Лучше обратиться к специалистам, профессионально занимающимся перемотками двигателей.

Механические поломки и их устранение

К механическим поломкам УШМ, можно отнести следующие.

  1. Износ подшипников якоря двигателя. Обычно при износе подшипников вы можете ощутить сильную вибрацию во время работы аппарата. К тому же, может быть слышен скрежет и другие шумы. Рано или поздно, подшипник все же разрушится, а высыпавшиеся шарики попадут на шестерни редуктора. Если это произойдет, то кроме подшипника, придется менять и шестерни. Конечно же, лучше не дожидаться данной неприятности, а при первых признаках неисправности подшипника заменить его. Как добраться до этой части угловой шлифмашины, было рассказано выше.
  2. Износ шарикоподшипника или подшипника скольжения редуктора. Как и в предыдущем случае, при включении аппарата будет ощущаться вибрация и слышаться шум, несвойственный нормальной работе УШМ. Чтобы предупредить дальнейшую поломку редуктора, необходимо заменить неисправную деталь.
  3. Износ шестерен редуктора. Шестерни быстро изнашиваются из-за недостаточной смазки. По этой же причине и греется редуктор. Необходимо следить за состоянием смазки внутри редуктора и при необходимости менять ее. Как разобрать редуктор, было описано выше. Смазку нужно использовать специально разработанную для редукторов УШМ, и купить ее можно в точках, где продается данный инструмент. Если по какой-либо причине сломались зубья хотя бы одной шестерни, то менять нужно весь комплект шестеренок (пару).

К механическим неисправностям можно отнести и поломку фиксатора вала. Для того, чтобы заменить фиксатор, потребуется разборка редуктора и снятие большой шестерни.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]