Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Проблемы с работой автомобильного аккумулятора регулярно возникают не только в зимнее время. Случайно оставленные открытой дверцы и включенные лампочки высадят его до нуля. Да, можно снимать аккумулятор и нести его домой для подзарядки.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Но нужно иметь хотя бы зарядное устройство, а если его нет – обращаться за помощью. «Прикуривать» — не всегда тоже удобный вариант, не у всех имеются специальные провода. В данной статье ознакомимся, как самостоятельно изготовить зарядное устройство для автомобиля.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Нюансы работы аккумуляторов

Самым распространённым видом считается свинцово-кислотный аккумулятор. Срок эксплуатации устройства рассчитан, в среднем, на 5 лет. Подзарядка таких аккумуляторов требует использования хотя бы 10% тока от суммарной емкости устройства.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

К примеру, при показателе 75Ахч для заряда необходима подача минимального значения тока – 7,5А. При большем показателе тока аккумулятор из строя не выйдет, но на автомобиле могут слететь «мозги».

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Ремонт блока управления кондиционером, коробкой передач, сигнализацией и так далее – недешевое удовольствие.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Разряженным является устройство с напряжением 11,9-12,1 Вольт, в рабочем состоянии уровень заряда должен составлять 12,5-12,7 Вольт.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 сСхема зарядного устройства на микросхеме 2153 сСхема зарядного устройства на микросхеме 2153 сСхема зарядного устройства на микросхеме 2153 сСхема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Условия для самодельной зарядки аккумулятора

Для процесса заряжания устройства необходимо выполнение следующих требований:

  • Установка постоянного напряжения – 14,4В;
  • Возможность зарядки в течение длительного времени;
  • Самостоятельное отключение при превышении максимальных значений тока;
  • Предохранение от ошибки подключения полюсов. При подключении минуса к плюсу процесс заряжания должен быть остановлен.
  • Любой из нарушений вышеперечисленных требований, может безвозвратно сломать Ваш прибор.

Модели самодельных зарядок для аккумуляторов

Любое самодельное зарядное устройство не дает никакой гарантии длительной работы. Главное здесь простота и работоспособность. Далее рассмотрим примеры, как собственноручно можно зарядить автомобильный аккумулятор.

Использование лампы и полупроводникового диода

Подобный способ подзарядки аккумуляторного устройства актуален в домашней обстановке. Для его осуществления необходимо наличие розетки на 220В.

  • В качестве элементов схемы имеются стандартная лампа накаливания мощностью 100-150 Ватт, полупроводниковый диод, вилка для розетки и кабель с «крокодилами».
  • В данном соединении диод служит в роли преобразователя напряжения из переменного в постоянное.
  • Для исключения короткого замыкания достаточно использовать предохранитель на 10-15 А. Лампа и диод должны подсоединяться к «+» аккумулятора.

При мощности лампы в 100 Ватт величина поступающего тока будет составлять 0,17А. Для достижения значения в 2А потребуется заряжать аккумулятор минимум 10 часов.

  1. Полностью восстановить заряд севшего аккумуляторного устройства, скорее всего, не получится, но для запуска автомобиля его хватит.

Модель зарядки, собранной из блока питания ПК

Стандартный блок питания персонального компьютера рассчитан на 12 Вольт. Для зарядки аккумулятора потребуется, напомним, хотя бы 14,4 Вольт.

Сначала распаиваются все лишние провода, для зарядки нужен будет лишь зеленого цвета. Конец данного кабеля припаивается к минусовым контактам в местах выхода черных проводов.

  • Данная схема позволяет запустить зарядное устройство напрямую. Проводки, идущие от клемм аккумуляторной батареи, соединяются с минусом и плюсом на блоке питания. Плюс спаивается в месте выхода кабеля желтого цвета, а минус с концом черного провода.
  • Далее необходимо регулировать мощность, в блоке питания за данной характеристикой закреплен микроконтроллер TL494 или TA7500. Переворачиваем плату и ищем крайнюю левую ножку микросхемы.
  • К нижнему выходу микроконтроллера подходят 3 резистора. Нужно найти резистор, соединенный с выводом блока 12В, и распаять его, а затем замерить действующее сопротивление.

Для определения нужного числа кОм на место распаянного резистора припаивается резистор переменного сопротивления. Плату блока питания подключаем к сети, подцепив к ней мультиметр.

С помощью переменного резистора получаем минимально необходимое значение напряжения в 14,4 Вольт. По достижению данного напряжения распаиваем переменный резистор и замеряем сопротивление.

Далее устанавливаем постоянный резистор, рассчитанный на полученное значение. Такое самодельное зарядное устройство будет выдавать ток около 5-6А, которого вполне хватит для зарядки аккумуляторов емкостью 50-60Ахч.

Как правильно использовать самодельное зарядное устройство

Любое самодельное устройство в использовании требует особой осторожности. Вот некоторые советы при их использовании:

  • Внимательно соблюдать полярность при подключении. Произвести проверку ручной зарядки мультиметром.
  • Не замыкать контакты для проверки уровня рабочего напряжения. Хоть и советуют замыкать на 1-3 секунды с целью установления, из какой банки происходит выделение, но подобное замыкание может негативно сказываться впоследствии при заряжании устройства.
  • Подключать аккумулятор к сети следует только после правильного соединения клемм и их надежной фиксации. Отключение производить в обратном порядке.
  • Многие при работе с аккумулятором забывают о кислоте, находящейся внутри устройства. Сняв его, нельзя держать в зоне попадания солнечных лучей и допускать перегрева.
  • Поставив аккумулятор на зарядку, не оставляйте его на длительное время. Самодельное устройство для заряжания может в любой момент выйти из строя. А в качестве последствий придется приобретать уже новый аккумулятор.

Самодельные зарядные устройства идеально подходят для случаев, когда аккумулятор уже прошел больше 3-4 лет эксплуатации и близок к выработке ресурса.

Если нет финансовых средств, то подобные модели действительно помогут вам для запуска автомобиля, особенно в зимнее время. Для сравнительно новых аккумуляторов лучше приобретать сертифицированные заводские пусковые устройства.

Фото самодельного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора

Штрафы МАДИ: инструкция как проверить, обжаловать и оплатить штраф

Простой, импульсный блок питания на IR2153

Сегодня поговорим и рассмотрим распространённую схему импульсного источника питания построенную на микросхеме IR2153.

Итак, мы имеем схему импульсного источника питания, которая запитывается от 220 вольт и скажем на выходе у неё появляется некоторое напряжение для запитки чего-либо, то есть, какой-то усилитель, либо какая-то другая конструкция.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

По входу у нас 220 переменки, идёт на фильтр L1 с плёночными С1 и С2 конденсаторами, но этот дроссель можно убрать из схемы и просто заменить перемычками, всё прекрасно будет работать и без него.

Дальше напряжение поступает на полноценный двухполупериодный диодный мост, я использовал не готовую диодную сборку, а обычные диоды 1N4007, 4 диода собрал из них диодный мост, на диодном мосту напряжение выпрямляется, но выпрямляется не до конца, потому что там, всё равно остается какая-то полуволна, этот синус поступает на сглаживающий конденсатор, в данном случае здесь 100 микрофарад 400 вольт.

Сглаживающий конденсатор, если когда поступает на него напряжение мультиметром сделать замер, напряжение будет чуть больше, чем скажем 220 вольт, может быть 250-280 вольт. С чем это связано? — это конденсатор заряжается до своего амплитудного значения, дальше после сглаживающего конденсатора напряжение поступает на схему.

Читайте также:  Как проверить аккумулятор ибп мультиметром

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Минус диодного моста у нас получается общий, то есть для запитки всей схемы силовой части и для микросхемы это IR2153, то есть для генератора.

Питание микросхемы осуществляется — плюс на первый вывод, минус на четвертый вывод. Микросхема запитывается через цепочку, R1, VD3, сглаживающий конденсатор С4, который сглаживает помехи от резистора и всей этой цепочки, чтобы микросхема нормально работала.

При подключении и сборки всей схемы необходимым мультиметром проверить выводы на микросхеме 1 + и 4 нога минус напряжение должно быть в районе 15 вольт, тогда микросхема будет нормально работать и генерировать импульсы.

  Зарядное Устройство для любого шуруповерта и не только

Дальше у нас между 8 и 6 ногой микросхемы стоит пленочный конденсатор (С6) на 220 нанофарад, вообще емкость этого конденсатора подбирается исходя из частоты генератора, то есть в данном случае частота генератора в районе 47- 48 килогерц, конденсатор может быть и 0,2 микрофарад и 0,47 и 0,68 даже один микрофарад, то есть, тут этот конденсатор особо не критичен.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

  • Данная микросхема работает на частоте 47-48 килогерц, цепочка которая обеспечивает данную частоту это резистор R2 — 15К и пленочный или керамический конденсатор (С5) один нанофарад или можно поставить 820 пикофарад.
  • 5 вывод и 7 вывод микросхемы генерируют прямоугольные, управляющие импульсы, которые через резисторы R4 и R3 поступают на затворы мощных, полевых транзисторов, то есть эти резисторы нужны, чтобы не спалить случайно транзисторы.
  • Например импульс поступает на затвор мощного полевого транзистора, далее через балластный конденсатор (С7) на 220 нанофарад 400 вольт на первичную обмотку трансформатора Т1.
  • Что касаемо трансформатора, трансформатор был взят с компьютерного блока питания.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Его нужно немного доработать, то есть выпаять, разобрать, опустить в кипяток, чтобы расплавить клей, которым склеен феррит или нагреть паяльный феном, одеваем какие-то перчатки, чтобы не обжечь руки и потихонечку располовиниваем и сматываем все обмотки этого трансформатора.

Из расчета того, что мне на выходе нужно было получить в районе 25 вольт, первичная обмотка проводом 0,6 миллиметров в две жилы наматывается целиком 38 витков. Каждый слой изолировал скотчем, то есть слой обмотки, слой изоляции, потом сверху вниз опять все мотаем в одну сторону, изолируем всё и мотаем вторичную обмотку.

Вторичная обмотка — 7 жил, тем же проводам 0,6 миллиметров и мотаем в ту же сторону — это очень важно, те кто начинает разбираться в импульсных источниках питания, всё мотаем в одну и ту же сторону.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Всего 7 или 8 витков вторичной обмотки и потом всё это дело обратно склеиваем и собираем весь феррит на место.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Транзисторы установлена на небольшой теплоотвод, этого вполне достаточно при нагрузке где-то в районе 100 ватт. Два транзистора закреплены через теплопроводящие прокладки и термопасту.

Сейчас мы всё это включим в сеть, возьмём мультиметр и померяем напряжение на выходе.

Но есть еще такой момент, перед запуском блока питания всё делаем последовательно, то есть берём лампочку на 100 ватт 220 вольт и через лампочку подключаем наш блок питания, если лампочка не загорелась или там слегка вспыхнула спираль, значит конденсатор зарядился и как бы всё нормально, можно аккуратно проверять на выходе наше напряжение.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Если допустим лампочка горит, то уже в схеме есть какие-то косяки, либо где-то не пропаяно, либо где-то сопли на плате или какой-то компонент неисправен. Так что, перед сборкой берите исправные детали.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

  1. Включаем мультиметр в режим измерения постоянного напряжения 200 вольт и измеряем на выходе наше напряжение у меня выдаёт 29 вольт
  2. Хотелось бы сказать, что это моя первая конструкция, то есть я собирал также, как и начинающий радиолюбитель, которые побаиваются собирать свои первые и импульсные источники питания, и больше прибегают к сетевым трансформатором.
  3. Архив к статье, можно скачать.
  4. Автор; Тумин Игорь
  5. Как вам статья?

Зу для мощных автомобильных аккумуляторов

Довольно простой и качественный импульсный источник питания можно собрать с применением микросхемы IR2153. Микросхема из себя представляет самотактируемый полумостовой драйвер, которая довольно часто используется в промышленных балластах для лам дневного освящения.

Представленная схема довольно проста и в дополнительной наладке не нуждается, работает сразу после включения.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Схему можно реализовать с минимальными затратами, работает от сети 220 Вольт.  Очень часто на основе этой схемы собирают зарядные устройства для мощных автомобильных аккумуляторов. Мощность представленной схемы составляет более 250 ватт, а это порядка 20 Ампер при 14 Вольтах выходного напряжения, чего более, чем достаточно для зарядки аккумуляторов.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Как же работает схема ? именно так, как любой источник питания на импульсной основе. На входе питания имеется сетевой фильтр, и примочки для защиты схемы от бросков напряжения и перегруза блока питания. Термистор на 5 Ом 3 Ампер сохраняет ключи во время включения схемы в сеть 220 Вольт. Дальше сетевое напряжение выпрямляется диодным мостом.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Через ограничительный резистор 47 кОм питание поступает на микросхему генератора. Импульсы заданной частоты поступают на затворы высоковольтных ключей, последние срабатывая пропуская ток в сетевую обмотку трансформатора. На вторичной обмотке мы уже получаем нужное напряжение.

  • Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с
  • Выходное напряжение блока питания в первую очередь зависит от количества витков во вторичной обмотке, а также от рабочей частоты генератора, при этом, чем больше частота, тем больше напряжения способен отдавать каждый виток, но это не значит, что частоту можно увеличивать в широких пределах, поскольку сам сердечник трансформатора пойдет в насыщение и сгорит схема или же трансформатор будет дико перегреваться, в общем не советую поднимать частоту более 80кГц, в идеале 50-60кГц, можно и меньше.
  • Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Высоковольтные полевые ключи серии IRF740/840, они не критичны, можно и более мощные ключи, просто указанные являются самым дешевым вариантом. Изменяя емкость электролитов во входной цепи можно увеличить или уменьшить выходную мощность блока питания, максимально такая схема может отдавать до 600 ватт – проверено лично.

При этом конденсаторы должны иметь емкость 680 мкФ, мощность диодного моста должна быть не менее 5-6 Ампер, ни и разумеется нужно будет изменить толщину сетевой обмотки.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

На счет трансформатора – тут можно ничего не мотать и  взять готовый трансформатор от компьютерного блока питания. В случае, если хотите мотать самому, то привожу данные намотки.

Читайте также:  Бензопила партнёр 350 не смазывается цепь

Первичная (сетевая обмотка состоит из 40 витков провода 0,8 мм, поверх ставим изоляцию и мотаем понижающую обмотку, с таком раскладом компонентов частотно-задающей цепи микросхемы, нужно учесть, что 1 виток дает 3 Вольта, т.

е для автомобильной зарядки вторичная обмотка должна состоять из 3,4-4 витков.

После выпрямителя будет спад напряжения, но это компенсируется конденсатором. Кстати – емкость конденсатора не советую поднимать более 2000 мкФ, вообще 1000 мкФ с головой хватит. Понижающая обмотка должна быть довольно толстой, чтобы обеспечить нужный ток заряда. Мотать нужно 5-8 жилами провода с диаметром 0,8мм.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Учтите, что на выходе должны стоять диоды с допустимым током не менее 10-30А, при этом нужно использовать обязательно импульсные диоды, т.е обычные выпрямители под 50 Гц тут в миг погорят.

На счет стабильности – схема работает на ура, никаких перегревов силовых ключей не наблюдал, но на всякий случай они укреплены на теплоотвод – через изолирующие прокладки. Схема довольно отработана и идеально справляется с заданной работой. Монтаж в моем случае выполнен на макетной печатной плате, поскольку делал на скорую руку и времени на травления плат попросту не было.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

По идее, перемоткой вторичной обмотки можно получить почти любое выходное напряжение, то есть блок может быть использован и для других целей.

ВНИМАНИЕ! блок не имеет защиты от короткого замыкания, поэтому даже кратковременное КЗ на выходе хватит для того, чтобы схема вышла из строя, советую дополнить блоком защиты, схема которого описана на нашем сайте. А на этом  с вами вынужден прощаться, но уверен, что ненадолго.

Автор; Ака Касьян.

Зарядное устройство для авто на IR2153

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Неплохая и интересная схема качественного зарядного устройства на основе микросхемы IR2153, самотактируемого полумостового драйвера, которая довольно часто используется в электронных балластах энергосберегающих ламп.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Схема работает от сети переменного напряжения 220 Вольт, ее выходная мощность около 250 ватт, а это около 20 Ампер при 14 Вольтах выходного напряжения, чего вполне достаточно для зарядки автомобильных аккумуляторов.

На входе имеется сетевой фильтр, и защита от бросков напряжения и перегруза блока питания. Термистор защищает ключи во время начального момента включения схемы в сеть 220 Вольт. Затем сетевое напряжение выпрямляется диодным мостом.

Через ограничительное сопротивление 47 кОм напряжение проходит на микросхему генератора. Импульсы определенной частоты следуют на затворы высоковольтных ключей, которые срабатывая пропуская напряжение в сетевую обмотку трансформатора. На вторичной обмотке мы имеем требуемое для заряда аккумуляторов напряжение.

Выходное напряжение ЗУ зависит от количества витков во вторичной обмотке и рабочей частоты генератора. Но частоту не следует поднимать выше 80кГц, оптимально 50-60кГц.

Высоковольтные ключи IRF740 или IRF840. Меняя емкость конденсаторов во входной цепи можно увеличить или уменьшить выходную мощность зарядного устройства, при необходимости можно достичь 600 ваттной мощности. Но нужны конденсаторы 680 мкФ и мощный диодного мост.

Трансформатор можно взять готовый из компьютерного блока питания. А можно и его сделать самому. Первичная обмотка содержит 40 витков провода диаметром 0,8 мм, затем накладываем слой изоляции наматываем вторичную обмотку — где то 3,5-4 витка из довольно толстого провода или использовать многожильный провод.

  • После выпрямителя в схеме установлен фильтрующий конденсатор, емкость не более 2000 мкФ.
  • На выходе необходимо поставить импульсные диоды с током не менее 10-30А, обычные сразу сгорят.
  • Внимание схема ЗУ не имеет защиты от короткого замыкания и сразу выйдет из строя, если такое произойдет.
Еще один вариант схемы зарядного устройства на микросхеме IR2153

Эту схему можно считать упрощенным вариантом от выше рассмотренной.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Диодный мост состоит из любых выпрямительных диодов с током не менее 2А, можно и больше и с обратным напряжением 400 Вольт, можно использовать готовый диодный мост из старого компьютерного блока питания в нем обратное напряжение 600 Вольт при токе 6 А.

Для обеспечения требуемых параметров питания микросхемы необходимо взять сопротивление 45-55 кОм с мощностью 2 ватт, если таких не можете найти, соедините последовательно несколько маломощных резисторов.

Диод VD2 рассчитан на ток не менее 1 А и с обратным напряжением 300 Вольт, я использовал диоды HER207, который заимствовал из старого телевизора Sony. Полевые транзисторы применил высоковольтные, типа IRF840 или IRF740. Дроссель имеет две одинаковые обмотки, но независимые друг от друга, каждая из которых по 15 витков провода диаметром 0,7мм.

Зарядное устройство желательно дополнить регулятором мощности и защитой от перегруза и короткого замыкания.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Зарядное устройство для авто до 50 А

Очень мощное зарядное устройство на автомобиль до 50 Ампер. Мы уже не один раз заводили речь о различных зарядных устройствах для аккумуляторов. Этот раз будет не исключение, рассмотрим очень мощное зарядное устройство, которое в итоге может выдавать мощность до 600 Вт с возможностью разгона до 1500 Вт.

Понятно, что при таких высоких мощностях не обойтись без импульсного источника питания, иначе габариты такого устройства у нас будут неподъемной массы и размеров. Схема достаточно проста, представлена на рисунке ниже.

Принцип работы в общем-то не отличается от других импульсных источников питания, которые мы рассматривали ранее.

Структура работы построена следующим образом, изначальное сетевое напряжения фильтруется, убираются не желательные пульсации, затем выпрямляется и подается на ключи, которые и формируют импульсы высокой частоты соответствующие схеме управления ими.

Далее импульсный трансформатор понижает напряжения до необходимого значения и выпрямляется обычным мостовым выпрямителем. В общем и целом все просто.

В данном случае роль схемы управления ключами играет задающий генератор на базе микросхемы IR2153. Обвес микросхемы представлен на схеме.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

В качестве ключей использовались транзисторы IRF740 можно использовать и другие, сразу отметим что именно транзисторами задается итоговая мощность зарядника. При использовании IRF740 гарантирована мощность примерно в 850 Вт.

На входе помимо фильтра также установлен термистор для ограничения пускового тока. Термистор должен быть не более 5 Ом и рассчитан на ток до 5 А. Есть в схеме и небольшая тонкость, т.к. на входе напряжения сетевое 50 Гц требования к диодам, кроме стандартных: обратного напряжения (в 600 В) и тока (6-10 А) нет никаких, можно брать практически любые с заданными параметрами.

Читайте также:  Маленький компрессор своими руками

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Второй же мост установленный на выходе имеет одну особенность, связанную с тем, что с трансформатора подается напряжение высокой частоты, поэтому помимо обратного напряжения не менее 25 В и обратного тока до 30 А, в обязательном порядке необходимо брать ультрабыстрые диоды. Кстати в качестве первого моста не обязательно использовать 4 диода, можно взять готовую диодную сборку с компьютерного блока питания.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Будет гораздо удобней в монтаже. Электролитические конденсаторы, установленные после первого моста, должны быть рассчитаны на напряжение не менее 250 В и емкостью 470 мкФ их кстати тоже можно взять из компьютерного блока питания. С трансформатором также все просто, можно взять его из того же самого компьютерного блока питания, который даже перематывать нет необходимости.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Силовые ключи естественно необходимо установить на теплоотвод, т.к. общих точек у транзисторов нет устанавливаем их либо на разные радиаторы, либо изолируем их слюдяными прокладками.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Для облегчения ремонтных работ желательно установить микросхему в специальный корпус для ее легкого снятия и замены, это значительно облегчит ремонт и настройку. Для проверки устройства после монтажа, включите его в холостом режиме, т.е. без нагрузки. Силовые ключи в этом случае должны не греться вообще. Мощность 25 Омных резисторов на затворах полевиков достаточно взять 0,5 Вт.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Резистор, установленный по питанию микросхемы IR2153, может быть взять в диапазоне от 47 кОм до 60 кОм с ваттнойстью не менее 5 Вт, является токоограничительным для защиты по току микросхемы. Выходные конденсаторы должны быть подобраны напряжением не менее 25 В и емкостью 1000 мкФ.

Сразу хочу обратить ваше внимание, что в схеме отсутствует защита от КЗ, переполюсовки, отсутствует индикация работы и т.д. Все эти недоработки можно легко исправить, тем более они были описаны на нашем ресурсе не один раз.

И ещё хочу отметить один момент, если вам нужно отремонтировать автомобиль или заправить кондиционер, то нет проблем. Есть отличная компания, которая занимается этим на профессиональном уровне и в то же время делает всё как для себя.

Автор; АКА Касьян

IR2153 – параметры микросхемы, даташит и схемы блоков питания

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

На основе микросхемы IR2153 и силовых IGBT транзисторов было сконструировано множество схем, таких как драйвер и генератор индукционного нагревателя, источник питания для катушки Тесла, DC-DC преобразователи, импульсные источники питания и так далее. А связка NGTB40N120FL2WG + IR2153 работают вместе как нельзя лучше, где IR2153 является драйвером – задающим генератором импульсов, а пара биполярных транзисторов с изолированным затвором на 40А/1000В может обрабатывать большой ток нагрузки.

Схемы включения IR2153

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 сПринципиальная схема включения IR2153
Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 сIR2153 – схема электрическая БП
Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 сСхема Теслы на IR2153

Если вы собираетесь повторить одну из этих схем – вот архив с файлами печатных плат. Схема формирователя стробирующих импульсов для их управления работает от 15 В постоянного тока – на транзисторы выходного каскада подаётся до 400 В напряжения.

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 сIR2153 импульсный блок питания на плате

Кстати, IR2153 – это улучшенная версия популярных микросхем IR2155 и IR2151, которая включает высоковольтный полумостовой драйвер затвора. IR2153 предоставляет больше возможностей и проще в использовании, чем предыдущие м/с.

Тут имеется функция отключения, так что оба выхода формирователя стробирующих импульсов могут быть отключены с помощью низкого напряжения сигнала. Помехоустойчивость была значительно улучшена, как за счет снижения пиковых импульсов.

Наконец, особое внимание было уделено максимально всесторонней защите от электростатических разрядов на всех выводах.

Особенности БП на IR2153

  • Питание нагрузки от 60 до 400 В DC
  • Напряжение питания драйвера 15 В DC
  • Частоты генерации 12 кГц – 100 кГц
  • Скважность приблизительно 50%
  • Ручной потенциометр для установки частот

Технические характеристики микросхем и транзисторов

Максимальное напряжение драйвера Напряжение питания старта Максимальный ток для зарядки затворов силовых транзисторов / время нарастания Максимальный ток для разрядки затворов силовых транзисторов / время спада Напряжение внутреннего стабилитрона
ТРАНЗИСТОРЫ ДЛЯ ИМПУЛЬСНЫХ БП
STP20NM60FP

Возможные изменения

Частота колебаний генератора регулируется потенциометром и охватывает диапазон от 10 кГц до 100 кГц, скважность 50%.

Полезное:  Реверс трехфазного асинхронного двигателяСхема зарядного устройства на микросхеме 2153 сГотовый БП на IR2153

Естественно и другие МОП-транзисторы или IGBT могут быть использованы в приведённых схемах. Не забывайте, что транзисторы требуют большого размера радиатор. Скачать даташит на IR2153 можно по ссылке.

НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ КОММЕНТАРИИ

Автомобильный бездроссельный БП на IRS2153 для ноутбуков и мобильников | Каталог самоделок

Случается, что необходимо запитать (зарядить) свой ноутбук или мобильный телефон от бортовой сети автомашины, но нет зарядного адаптера для прикуривателя.

Для такого случая не лишним будет возимый блок питания, сделать который можно самостоятельно.

Взяв за основу чип IR2153 от International Rectifier, можно соорудить бездроссельное зарядное устройство.

 Схема

В итоге, сборка выглядит вот так:

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Собранное по этому плану девайс обеспечивает конвертацию бортового напряжения 12В автомашины в 19В с силой до 6А (для ноутбука), а также выдает второе напряжение в 5В с током до 3А (к примеру, для мобильников).

Ход работы и наладка

Генераторы на микросхемах IR2153 активируются сразу после подключения в бортовой системе электропитания автомашины и начинают подавать в противофазе на выходы колебания прямоугольной формы с частотой около 40кГц.

 Конденсаторы С4 и С5, а также диоды D2 и D3 являют собой схему перемножения напряжения, и на катоде D3 его величина будет достигать 24В. На выходах транзистора Т4 будет напряжение 5В – как раз то, что нужно для зарядки переносного компьютера или сотового телефона.

 Ну а настройка самого блока питания заключается всего лишь в выставлении на эмиттере транзистора Т3 напряжения 19 В. Делается это подстроечным резистором R5.

Печатная плата

  • Печатная плата девайса выполнена на Layout 5 
  • (программа для создания двухсторонних и многослойных печатных плат)
  •  Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Конструкция

Девайс компактно разместился в профиле из алюминия и имеет следующие габариты: 100 мм х80 мм х42 мм (см. фото).

Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с

Транзисторы, диоды, резисторы и стабилизаторы фиксируются при помощи 2-х пластин с отверстиями и резьбой с шагом М3. Все силовые элементы подтянуты к корпусу блока питания этими же пластинами.

  1. Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с
  2. Схема зарядного устройства на микросхеме 2153 с
  3. Также советуем почитать заметку – Автоматический БП на 5 и 12 вольт в авто.

Удачи на дорогах!!!

Виноградов Виктор. г. Уфа

 Важно: подключайте все самодельные приборы, приборы, действия и свойства, которых вам мало известны, особенно самоделки, через предохранители. ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]