Сколько служит гелевый аккумулятор

Сколько служит гелевый аккумулятор

Многие специалисты по праву считают гелевый тип аккумуляторов наиболее перспективным и популярным источником автомобильного питания. Современное и высокотехнологическое оборудование отличается существенными преимуществами, которые выделяют его на фоне аналогичных решений.

Сколько служит гелевый аккумулятор

Гелевый аккумулятор для автомобиля — это оборудование свинцово-кислотного типа, основным элементом которого являются свинцовые пластины. Внутри них помещаются позитивные и отрицательные электроды, состоящие из высокопрочных металлических сплавов.

Отличительной характеристикой является нахождение внутренних пластин в кислотной среде, называемой электролитом. Между композитными пластинами протекают определенные химические реакции, благодаря которым вырабатывается постоянный электрический ток.

Сколько служит гелевый аккумулятор

После подачи электрического напряжения на внешние клеммы свинцовых пластин, в аккумуляторной системе активируются химические реакции обратного типа. Благодаря данному процессу внутри аккумулятора обеспечивается эффективное восстановление первоначальных характеристик батарей.

Если в обычных свинцово-кислотных АКБ электролитом выступает смесь из серной кислоты и дистиллированной воды, то в гелевых аккумуляторах данную функцию выполняет специализированный Gel-раствор.

Сколько служит гелевый аккумулятор Сколько служит гелевый аккумулятор

Подобная структура позволяет добиться значительной густоты жидкости, тем самым увеличивая функциональные характеристики устройства.

Основными элементами оборудования являются высокопрочные цилиндрические блоки, изготовленные из пластика. В устройстве питания также находятся следующие комплектующие:

  • пластины-сепараторы пористой структуры;
  • отрицательные и положительные электроды;
  • дополнительные клапаны из прочной стали;
  • гелевое вещество и электролит;
  • основной корпус и связующие клеммы.

Сколько служит гелевый аккумулятор

Эксплуатационный срок большинства популярных моделей составляет от 10 до 12 лет в зависимости от внешних условий и особенностей использования. При наиболее бережном применении оборудования оно может прослужить около 15 лет.

Отличительной характеристикой данного типа АКБ является восприимчивость к температурным условиям. Во избежание уменьшения срока работы гелевого аккумулятора, эксплуатировать его необходимо в пределах от –30°C до +50°C. Подобная особенность связана с динамическим изменением электрохимической активности, что косвенно влияет на эффективность основного источника питания.

Сколько служит гелевый аккумулятор Сколько служит гелевый аккумулятор

Помимо классических разновидностей, на практике можно найти промышленный тип гелевого оборудования, основным достоинством которого является использование технологии OPzS. За счет данной разработки наблюдается значительное снижение выброса газообразных веществ — более 70%.

Подобное оборудование практически не теряет эксплуатационных свойств, хоть и стоит в 3-4 раза дороже стандартных моделей.

Сколько служит гелевый аккумулятор

Известные американские производители автомобильного оборудования Exide и EnerSys считаются изобретателями АКБ гелевей разновидности. Изначально разработчики хотели создать недорогую батарею, которая смогла бы эксплуатироваться на протяжении длительного отрезка времени без дополнительного обслуживания.

Единственно правильным решением стала идея замены жидкостного электролитного вещества на густую субстанцию. В результате химической реакции с серной кислотой был получен гелевый раствор, который отличается повышенными эксплуатационными характеристиками и уникальными преимуществами.

Сколько служит гелевый аккумулятор

Наиболее важным достоинством аккумуляторного оборудования гелевого типа является продолжительный эксплуатационный срок. При этом наблюдаются незначительные потери фактической емкости — приблизительно 15-20% в год.

Другие отличительные преимущества данной разновидности АКБ:

  • герметизированный корпус, позволяющий более безопасно использовать оборудование;
  • отсутствие сложного и высокотехнического обслуживания;
  • высокий показатель эффективности при небольшом внутреннем сопротивлении;
  • хорошая надежность и прочность из-за использования качественных и прочных комплектующих деталей;
  • отсутствие необходимости срочной зарядки основного источника питания.

Помимо вышеописанных достоинств, гелевое оборудование стоит покупать из-за большого количества полных циклов зарядки-разрядки (400-500 полных разрядов). Другие разновидности аккумуляторных устройств не способны выдать подобный потенциал.

Несмотря на большой список достоинств, данное оборудование не лишено недостатков:

  • необходимость контроля подаваемого напряжения в процессе зарядки основного источника питания;
  • высокая чувствительность автомобильного аккумулятора к низким температурным условиям, что сопровождается полным застыванием электролитного вещества;
  • негативное воздействие коротких замыканий на основной механизм батареи;
  • довольно высокая стоимость.

Как показывает практика, гелевая разновидность во многом лучше кислотного типа. Современные модели изготавливаются многими известными производителями, что позволяет подобрать оптимальное устройство.

Чтобы автомобильный аккумулятор отличался высокими эксплуатационными и функциональными характеристиками, необходимо приобретать только оригинальное оборудование от популярных компаний. Это позволит избежать частых поломок и других сложностей в работе.

Топ производителей гелевых аккумуляторных систем.

VARTA. Известная компания, производящая АКБ по высокотехнологичному стандарту AGM. Вместо жидкого электролита в данных устройствах применяется абсорбированное стекловолокно. Такая производственная особенность позволяет увеличить пусковую мощность и добиться хороших эксплуатационных характеристик. Из недостатков следует отметить плохой запуск при наличии низких температур.

Bosch. Большинство моделей от популярной компании Bosch поставляется с удобной ручкой, из-за чего транспортировка АКБ осуществляется довольно быстро. Батареи отличаются высокой устойчивостью к динамическим циклам разряда, повышенной герметизацией и оптимальной стоимостью. Маркируются понятно, без лишних числовых значений. Недостатком является большой вес некоторых моделей.

Exide. Отличительной чертой американского производителя является использование спиралевидных пластин. Маркировка оборудования указывает на возможность эксплуатации в авто, оснащенных опцией «Старт/Стоп». Батареи характеризуются повышенной емкостью, использованием высококачественных материалов и хорошим рабочим ресурсом. Минус — высокая стоимость.

Delta. Обозначение на большинстве поставляемых моделей указывает на то, что аккумулятор заполнен специализированных стекловолокном, который производится из пластика типа ABS.

Аккумуляторное оборудование от компании отличается высокой степенью герметизации, высокопрочной решеткой и свинцовыми пластинами. Основные достоинства: хорошая сборка, приятные эстетические характеристики и компактность.

Главным минусом является отсутствие дополнительных элементов для клемм.

Настоятельно рекомендуется избегать неизвестных производителей — особенно, что касается китайских изделий. В противном случае наблюдаются частые поломки. Подобный аккумулятор нередко выходит из строя при отсутствии заявленной емкости батареи.

Перед приобретением аккумуляторной системы для машины необходимо узнать о том, как правильно выбрать АКБ. Следование нижеописанным рекомендациям позволит избежать большинства ошибок при покупке и эксплуатации.

Перечислим основные факторы, которые необходимо учитывать при подборе оборудования.

Напряжение. Рекомендуется выбирать аккумуляторное оборудование с входящим напряжением в районе 12 вольт. Более низкие значения часто вызывают определенные проблем при зарядке.

Емкость. Особо важная характеристика, от которой зависит эксплуатация оборудования. Для легковых машин рекомендуемая емкость составляет в районе 50-60 ампер, для грузовых — 100 ампер и выше.

Характеристики заряда. В зависимости от эксплуатационных особенностей аккумулятор может быть цикличным или буферным.

Перед покупкой оборудования особо важно изучить внутреннюю систему автомобиля, по которой выбирается вид устройства.

Расположение и вид клемм. Правильное местонахождение креплений позволяет установить АКБ в нужном месте — пользователю не нужно ломать голову над сложным монтажом.

Помимо вышеописанных характеристик, особое внимание необходимо обратить на обозначение от самого производителя. Показатель вида 65, 75, 90 и 110 Ач определяется в качестве пиковой емкости аккумулятора с допустимыми отклонениями в ту или иную сторону.

Вопреки распространенному мнению, любой гелевый аккумулятор необходимо своевременно заряжать. Если этого не сделать, пользователь через некоторое время получит значительное снижение фактической емкости заряда и мощности оборудования.

Отличительная черта зарядки АКБ данного типа — это применение ЗУ с внутренним регулирующим механизмом зарядного тока. А также стоит обратить внимание на процент саморазряда аккумулятора.

Для зарядки гелевого аккумулятора необходимо выбрать специализированное устройство, которое будет отвечать определенным нормам. Первое, на что необходимо обратить внимание, — это наличие опции для температурной компенсации в блоке, что позволит ЗУ вырабатывать постоянный ток без снижения мощности самого АКБ.

В зарядном устройстве также должна быть возможность быстрой настройки фактического уровня тока и напряжения. Данная функция позволяет избежать механического повреждения внутренних пластин или наполнителя. ЗУ должно работать при температуре от +5 до +45°С.

Зарядка аккумуляторного оборудования гелевого типа — это важный процесс, который необходимо совершать в соответствии с нижеописанной инструкцией. В противном случае наблюдается значительное снижение пиковой мощности через некоторое время и увеличение шанса выхода из строя.

Пошаговая технология зарядки.

  • Включить ЗУ, и измерить фактическую силу тока.
  • Выполнить зарядку аккумулятора в соответствии с выявленным значением.
  • Спустя 2-3 часа выключить зарядное устройство, во избежание перегрева.
  • После остывания аккумулятора повторить процедуру с постепенным снижением силы тока. Данный показатель измеряется в процессе зарядки. Если этого не сделать, высока вероятность того, что цикл будет прерван.
  • Когда нужная сила тока была достигнута, зарядное устройство следует отсоединить.
Читайте также:  Симптомы, лечение и профилактика острого остеохондроза

Обычно аккумуляторы заряжаются 2-3 раза в год в зависимости от производителя и эксплуатационных особенностей.

В отличие от других разновидностей аккумуляторного оборудования батареи гелевого типа отличаются высоким сроком службы. Современное устройство без проблем может храниться в сухом помещении около года, не теряя при этом эксплуатационных или функциональных характеристик.

Обслуживание аккумулятора включает поддержание автомобильного оборудования в чистоте. Достаточно несколько раз в месяц слегка протирать внешний корпус аккумулятора от пыли или грязи. Использовать нужно только чистую воду и сухую тряпку. Химикаты применять запрещается.

Гелевое оборудование служит значительно дольше в том случае, если средний показатель электрических пульсаций составляет не более 0,1 СА. Специалисты настоятельно не рекомендуют разбирать аккумулятор. Прикасаться к основным токопроводящим областям можно исключительно в специальных перчатках.

Все о гелевых аккумуляторах: плюсы и минусы, срок службы, маркировка и обслуживание

Гелевый аккумулятор – это свинцово-кислотный источник питания, в котором электролит между пластинами находится в абсорбированном, гелевом состоянии. В гелевом аккумуляторе электролит загущен силикагелем.

Такие аккумуляторы чрезвычайно прочны и универсальны. Аккумуляторы этого типа выделяют мало дыма и могут использоваться в местах, где отсутствует достаточная вентиляция.
Сколько служит гелевый аккумулятор

И гелевые, и AGM-технологии основаны на концепции свинцово-кислотной технологии, которая была открыта еще в 1869 году. За все эти годы основная технология свинцово-кислотных систем практически не изменилась: электролит является кислотным, а пластины изготовлены из свинца.

Справка! Когда они были впервые представлены, свинцово-кислотные батареи произвели революцию в концепции накопления энергии. Это были самые первые батареи с возможностью подзарядки. Хотя свинец был дорогим, базовая конструкция свинцово-кислотных батарей была пригодна для массового производства. Это позволило снизить расходы до уровня, доступного для многих приложений.

Использование тонких пластин означало, что его можно использовать для приложений, требующих сильных и быстрых скачков тока (пусковые электродвигатели в автомобилях), в то время как более толстая пластина делала его идеальным для применений с глубоким циклом (холодильники, силовое освещение и т. д.).

Разновидности аккумуляторов

Гелевые АКБ имеют тенденцию терять энергию быстрее, чем аккумуляторы AGM, особенно при более низких температурах. Это из-за гелеобразного тиксотропного состава батареи. Аккумуляторы AGM работают в экстремальных погодных условиях, что делает их пригодными для энергоемких зимних коммунальных служб, таких как снегоходы.

Когда дело доходит до глубины разряда (DoD), гелевые аккумуляторы используют кислоту лучше, чем аккумуляторы AGM. Кислота защищает пластины гелевых батарей, расширяя возможности их глубокого разряда.

Тем не менее, гелевая батарея должна быть правильно заряжена, иначе это может привести к преждевременному выходу из строя.

Шрам внутри желеобразного материала может создавать пакеты, которые разъедают пластины.

Каждый тип батареи имеет свое назначение и использование случай, так что давайте рассмотрим плюсы и минусы каждого.

В течение многих лет залитая свинцово-кислотная батарея была стандартом в солнечной промышленности. Этот тип батареи также используется в тележках для гольфа и вилочных погрузчиках. Они являются наиболее экономичными и долговечными из свинцово-кислотных аккумуляторов.

Сколько служит гелевый аккумулятор

Герметичные свинцово-кислотные аккумуляторы

Герметичные свинцово-кислотные батареи очень похожи на затопленную версию, но нет доступа во внутренний отсек. Это означает, что вам не нужно добавлять дистиллированную воду. Электролит запечатан внутри, и его достаточно для того, чтобы аккумулятор проработал рассчитанное количество циклов.

Маркировка

Стандартная маркировка аккумуляторов:

Характеристики гелевых аккумуляторов

Обе категории, относящиеся к герметичным свинцово-кислотным батареям , батарея AGM (абсорбирующее матовое стекло) и гелевая батарея, часто ошибочно принимают за одно и то же.

Обе батареи обладают схожими характеристиками, такими как возможности глубокого цикла , неразрывная конструкция, и обе могут использоваться в разных ориентациях.

Аккумуляторы двух типов также известны своими низкими саморазрядами, низкими эксплуатационными расходами и устойчивостью к вибрации. Тем не менее, AGM и гель являются двумя совершенно разными типами батарей.

Иногда вы видите, что они называются VRLA (свинцово-кислотные аккумуляторы с регулирующим клапаном), потому что они имеют небольшой клапан, позволяющий выходить из газов, которые возникают во время зарядки.

  Как правильно выбрать ИБП для котла

Абсорбирующие батарейки из матового стекла являются наиболее популярными батареями VRLA, поскольку они могут работать в самых разных условиях. Электролит подвешен в тонком стекловолоконном мате, который расположен между свинцовыми пластинами. Это позволяет аккумулятору быть устойчивым к вибрации, что делает их отличным выбором для RV и других мобильных приложений.

Сколько служит гелевый аккумулятор

Гелевая аккумуляторная батарея также может быть установлена в любой ориентации. Обычно их устанавливают по бокам для удобного размещения и подключения.

Гелиевый АКБ стоит дороже, чем затопленные свинцово-кислботные аккумуляторы, и они не служат так же долго. Но за эту дополнительную цену вы получаете роскошь, когда вам не нужно обслуживать батареи или иметь дело с тем большим количеством газа, которое выделяется на этапе зарядки. ИБП отлично совместимы с подобного рода аккумуляторами.

Параметры

Гелевые аккумуляторы являются самыми дорогими из аккумуляторов VRLA, но являются отличными кандидатами для проектов, которые требуют очень медленного глубокого разряда. Они также служат дольше при более высоких температурах, так что вы можете выбрать их, если вас беспокоит высокая температура окружающей среды в помещении, где находятся батареи.

Люди часто принимают гель за AGM, и это может повлиять на срок службы батареи. Гелевые аккумуляторы являются наиболее чувствительными из аккумуляторов VRLA, и очень важно, чтобы в вашем приложении использовались правильные параметры зарядки, когда у вас есть гелевые аккумуляторы, которые могут состоять из разных типов геля.

Срок службы

При сюблюдении всех условий эксплуатации и норм обслуживания, срок годности будет равен 5-7 годам.

Сферы применения

Аккумуляторы AGM используют специальный стеклянный коврик из тонких стеклянных волокон. Это разработано, чтобы поглотить электролиты между пластинами батареи.

Гелевые аккумуляторы , с другой стороны, используют специальный тип силикагеля, который удерживает электролиты вместе. Густая консистенция материала позволяет электронам свободно вытекать из пластин.

В этом посте мы сравниваем два типа батарей, чтобы понять, какой из них соответствует вашим потребностям. Эти две батареи классифицируются как свинцово-кислотные батареи с регулирующим клапаном (VRLA).

Кислород, образующийся на положительных пластинах свинцово-кислотных батарей, поглощается отрицательными пластинами. В свою очередь, отрицательные пластины производят воду. Это помогает исключить тепло от химической реакции, производимой электролитами .

Из-за этого пользователю не нужно поливать эти батареи, что делает их необслуживаемыми.

Преимущества и недостатки гелевых аккумуляторов

Гелевые аккумуляторы дороже, чем другие типы свинцово-кислотных аккумуляторов, поэтому они не идеальны за пределами небольшого количества конкретных солнечных приложений (в основном, с очень жарким климатом). Технология затмила другие типы батарей, которые были разработаны совсем недавно.

Плюсы и минусы

Рассмотрим гелевый аккумулятор, его плюсы и минусы с точки зрения практической пользы:

Плюсы батарей:

  1. Лучше всего подходит для применений с глубоким циклом, и их срок службы обычно составляет от 500 до 5000 циклов
  2. Бесплатная поддержка
  3. Поэтому минимальная коррозия совместима с чувствительным электронным оборудованием
  4. Прочный и виброустойчивый
  5. Очень безопасно, так как меньше риск ожогов серной кислотой
  6. Самая низкая цена за месяц (стоимость / месяцы жизни)
  7. Самая низкая цена за цикл (стоимость / жизненные циклы)

Минусы:

  1. Высокая начальная стоимость
  2. В случае перезарядки вода не может быть пополнена.
  3. Требуются специальные зарядные устройства и регуляторы.
  4. Горячие температуры могут отрицательно повлиять на кислоту, она может сильно повредить гель и может соскользнуть с пластин.
Читайте также:  Должностные обязанности плотника в строительстве

  Устройство аккумулятора — что внутри и как работает

Чем отличается от обычного, от других видов

Аккумуляторы VRLA выпускаются в двух разных версиях: аккумуляторы AGM и гелевые аккумуляторы.

В гелевой батарее определенные элементы — часто специфические смеси кремния — добавляются в кислоту батареи, превращая электролит в гелеобразное вещество, которое не может вытекать.

Путем «сверления» каналов в геле газообразный кислород перемещается из положительной пластины в отрицательную пластину. Здесь он сталкивается с газообразным водородом и рекомбинирует в воду, выделяя энергию.

Гелевые аккумуляторы имеют отличную емкость, но слегка повышенная кислотостойкость делает их менее пригодными для использования в качестве стартовых аккумуляторов. Они обладают высокой устойчивостью к чрезмерно глубокому разряду, сохраняя функцию даже при разряде батареи до 20% от ее номинальной емкости.

Сколько служит гелевый аккумулятор

Обычный аккумулятор AGM сравнительно дешевле, чем gel аккумулятор но он имеет более длительный срок службы и при необходимости дает более мощный импульс. Эта батарея лучше всего работает в условиях высокой мощности, например, в спортивных автомобилях.

  • Залитые свинцово-кислотные батареи являются наиболее экономически выгодным вариантом, но требуют регулярного технического обслуживания, когда герметичные свинцово-кислотные батареи (AGM и гель) стоят дороже, но не требуют регулярного технического обслуживания.
  • Аккумуляторы AGM противостоят вибрации и могут выдерживать более высокие скорости зарядки / разрядки, а гелевые аккумуляторы могут выдерживать высокие температуры и лучше всего работают при медленном и глубоком разряде миносового контакта.

Аккумуляторы бывают разных форм и размеров. В солнечной промышленности для наших целей хорошо работают две батареи: свинцово-кислотные и литиевые, хоть они и могут существенно отличаться.

Как ведет себя при минусовых температурах

При низких (ниже 30 градусов) гель начинает хуже проводить ток и отдавать энергию. При резком нагреве может наблюдаться деструкция гелевой структуры, которая снижает срок службы аккумулятора.

Как обслуживать гелевый аккумулятор

Обслуживание гелевых аккумуляторов это восстановлению объема геля-электролита и заряда батареи. Несмотря на то, что поставщики не делают особенный упор на то, что в гелевых батареях происходит полная регенерация газов и они не поступают в атмосферу, утечка всё-таки присутствует. После использования батарею нужно правильно утилизировать.

Зарядное устройство

Хорошее зарядное устройство, допустим, Auto Welle AW05-1204, поддерживает заряд в несколько стадий, каждая из которых активируется в автоматическом режиме.

Мультистудийный заряд позволяет держаться оптимальных параметров, которые зависят от заряда аккумулятора. Повышенная точность выходных параметров позвоялет обеспечить 100% заряд.

Простые ЗУ работают в 2-3 этапа, в дорогих приборах заряд может производится в 5 и больше этапов.

Сколько служит гелевый аккумулятор

Особенности зарядки

Низкокачественная зарядка аккумулятора может нести для него опасность. Например, превышение тока зарядки может привести к «усыханию» аккумулятора.

По стандарту, гелевые АКБ считаются самодостаточными (не обслуживаются), так как держат воду в своих капсулах. Тем не менее при повышенном токе заряда могут проходить испарения через клапаны защиты.

Отработанный аккумулятор сильно теряет свои характеристики.

Проверка работоспособности

Рекомендуется выполнить тестовый запуск в объеме 30-40 процентов от планируемой нагрузки. Чтобы убедиться в рациональность выбора нагрузки для теста, лучше обратиться к инструкции и уточнить данные там.

Замена электролита

Замена электролита производится только в мастерских и профессиональных сервисных центрах. Самостоятельная замена, которая часто кажется пользователям легкой и незначительной, может окончиться взрывом аккумулятора и травмой.

Заключение

Аккумуляторы AGM превосходят типы гелей в отношении долговечности, долговечности и зарядки. Они также дешевле и работают в разных погодных условиях.

Гелевые батареи из-за их гелеобразного состава имеют меньший процент утечки по сравнению с батареями AGM.

Плюсы и минусы аккумуляторов с гелевым электролитом

На протяжении более чем века свинцово-кислотные аккумуляторные батареи (АКБ) продолжают оставаться актуальными в силу дешевизны, неприхотливости и почти полного отсутствия «эффекта памяти».

Но им был свойственен существенный недостаток — из-за необходимости отвода газов, выделяемых при работе, корпус аккумулятора невозможно сделать полностью герметичным.

По этой причине, а также из-за использования жидкого электролита, свинцово-кислотные аккумуляторы критичны к положению в пространстве. Эксплуатировать их можно только в одном, строго определенном положении.

Сколько служит гелевый аккумулятор 12-вольтовая свинцово-кислотная аккумуляторная батарея

Для применения на спутниках и космических кораблях ничего лучше, чем свинцово-кислотные АКБ, тоже не нашли, но встал вопрос — как добиться работы в любом положении и как обеспечить герметичность корпуса? В рамках работы над данным проектом появились две технологии — AGM аккумуляторы, где электролитом пропитан специальный сепаратор из стекловолокна, и так называемые гелевые аккумуляторы (иначе именуемые GEL — Gelled ELectrolite), о которых пойдет речь в статье. Как и многие «космические» изобретения, гелевые и AGM аккумуляторы со временем стали применяться в обыденной жизни. Да, раз уж речь зашла о высоких технологиях, следует предостеречь от применения неправильного термина «гелиевые аккумуляторы», широко распространенного среди обычных пользователей. Никакого гелия в этих аккумуляторах нет, а понятие «гель» означает желеобразную массу и хорошо известно нам на бытовом уровне. С первого взгляда, все очень просто — в электролит добавляется вещество (обычно это соединение кремния), которое вызывает его загущение до состояния желе, практически не обладающего текучестью. Но такое решение радикально улучшает параметры аккумулятора. При этом сохраняется преемственность с прежними аккумуляторами — ЭДС одной ячейки по-прежнему равен 2,1 В.

Сколько служит гелевый аккумулятор Аккумуляторы с гелевым электролитом Fiamm серии SMG Endurlite (OPzV Gel) — слева и серии SMG12V Endurlite (Gel) — справа

Плюсы гелевых аккумуляторов

Отсутствие текучести

Гель как бы облекает свинцовые пластины, тем самым предотвращая их осыпание. В результате исключено внутреннее короткое замыкание, также уменьшается саморазряд.

Но, самое главное, выделяемые газы практически полностью остаются внутри геля в виде пузырьков с последующей внутренней рекомбинацией, что позволяет сделать корпус аккумулятора полностью герметичным.

На самом деле, чтобы избежать возможного «вздувания» аккумулятора, в корпусе предусматривают несколько односторонних клапанов, через которые, тем не менее, гель вытечь не может.

Это и обеспечивает возможность эксплуатации аккумулятора в любом положении, хотя гелевые аккумуляторы для широкого применения эксплуатировать в положении «вверх ногами» относительно основного все же не рекомендуется. Благодаря герметичности конструкции больше не нужно подливать дистиллированную воду, поэтому для AGM и GEL аккумуляторов есть общее название «необслуживаемые свинцово-кислотные аккумуляторы».

Отсутствие текучести геля обеспечивает и безопасность в случае разрушения корпуса аккумулятора. В этом случае кислота не вытечет наружу. Данное обстоятельство особенно важно для транспортных средств на электрической тяге.

Возможность полной разрядки

Свинцово-кислотные и AGM аккумуляторы нельзя доводить до полного разряда, так как при этом на свинцовых пластинах появляются кристаллы окисного сернокислого свинца. Данное соединение не проводит электричество и его очень сложно удалить с пластин с целью восстановления работоспособности аккумулятора.

Нахождение же электролита в желеобразной форме предотвращает образование кристаллов окисного сернокислого свинца, поэтому гелевые аккумуляторы можно полностью разряжать, не опасаясь их выхода из строя. Другой вопрос, что, без лишней надобности лучше все же так не делать, поскольку полная разрядка гелевого аккумулятора снижает срок его службы.

Длительный срок службы

Количество циклов заряда-разряда гелевого аккумулятора при полном разряде составляет около 350, при разряде на 50% от номинальной емкости — около 550, при разряде на 30% — около 1200. Правильно эксплуатируемая гелевая батарея прослужит не менее 7 лет.  Для сравнения — обычные кислотно-свинцовые аккумуляторы служат порядка 2 лет, AGM — около 5 лет.

Сколько служит гелевый аккумулятор Структура гелевого электролита в аккумуляторной батареи Fiamm SMG замедляет высыхание элемента, поэтому расчётный срок службы элементов 2В составляет 18 лет

Читайте также:  Самодельный циклон для пылесоса своими руками видео

Минусы гелевых аккумуляторов

Стоимость

Значительным недостатком GEL аккумулятора является его цена. При сопоставимой емкости она примерно в 3 раза больше, чем у AGM и в 5 раз больше, чем у традиционного кислотно-свинцового аккумулятора. Но данный недостаток полностью компенсируется более высоким сроком службы.

Чувствительность к превышению напряжения

Недостатком, связанным с принципом работы гелевого аккумулятора, является его чувствительность к превышению напряжения выше определенного уровня при зарядке.

Например, аккумуляторную батарею с номинальным напряжением 12,6 В, нельзя заряжать под напряжением выше, чем 14,5 В. При значительном увеличении напряжения при заряде наблюдается изменение структуры электролита в сторону большей текучести.

По этой причине нельзя устанавливать, например, автомобильные гелевые аккумуляторы в старые модели, где напряжение бортовой сети меняется в широких пределах.

Такие аккумуляторы пригодны только для современных моделей автомобилей, где напряжение бортовой сети стабилизировано. И, естественно, недопустимо заряжать гелевый аккумулятор от зарядного устройства, не предназначенного специально для таких батарей.

Ограничения по току зарядки

Необходимость сохранения желеобразной структуры электролита ограничивает и ток зарядки GEL аккумуляторов. И, хотя такие аккумуляторы превосходят по скорости зарядки традиционные свинцово-кислотные, они отстают от AGM аккумуляторов.

Существует простое правило для GEL аккумуляторов — оптимальный ток зарядки в амперах численно равен 10% от емкости, выраженной в ампер-часах.

Максимально допустимый ток зарядки указывается в технических характеристиках аккумулятора, обычно он примерно в 3 раза больше оптимального.

Длительное короткое замыкание способно привести к «вздуванию» корпуса гелевого аккумулятора и полному выходу его из строя. Впрочем, короткое замыкание противопоказано и другим типам кислотно-свинцовых аккумуляторов.

Температура эксплуатации гелевых аккумуляторов

GEL аккумулятор можно хранить и эксплуатировать, пока не произойдет замерзание электролита. В зависимости от модели аккумулятора, нижняя граница температуры находится в пределах от -50 до -30 C. Но на морозе гелевые АКБ ведут себя иначе, чем традиционные свинцово-кислотные, все зависит от типа нагрузки.

Сколько служит гелевый аккумулятор Гелевые аккумуляторы являются оптимальным решением для использования в альтернативной энергетике

Если речь идет о равномерной по времени нагрузке, а также изменяемым в широких пределах уровне заряда аккумулятора, что характерно, например, для систем альтернативной энергетики, то GEL на морозе демонстрирует преимущество как относительно традиционных свинцово-кислотных, так и AGM аккумуляторов.

В свинцово-кислотных и AGM аккумуляторах плотность электролита сильно зависит от уровня заряда, в процессе разряда может произойти замерзание электролита, что в конечном счете ведет к физическому разрушению корпуса. У гелевых аккумуляторов зависимость плотности электролита от уровня заряда выражена намного слабее, так что такой аккумулятор спокойно можно хранить на морозе даже в полностью разряженном состоянии.

Но при снижении температуры у GEL в гораздо большей степени, чем у других свинцово-кислотных аккумуляторов, падает пусковой ток. Поэтому, при использовании таких аккумуляторов в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания известны случаи, когда двигатель на сильном морозе не заводился.

Применительно к повышенным температурам гелевые аккумуляторы имеют преимущества, обусловленные их герметичной конструкцией — не надо доливать часто испаряющуюся воду.

В том случае, если температура превышает максимально допустимое значение (зависит от конкретной модели, выпускаются GEL аккумуляторы, специально рассчитанные на эксплуатацию в условиях высоких температур), будет происходить разжижение электролита и процесс этот, увы, необратимый.

Применение гелевых аккумуляторов

Рассматриваемый тип аккумуляторов оптимален для использования в системах альтернативной энергетики. Аккумуляторы могут работать в условиях изменения уровня заряда в широких пределах, в том числе и при отрицательных температурах. Отсутствие необходимости в обслуживании позволяет применять GEL аккумуляторы в уличных светильниках с автономным питанием от солнечных и батарей и ветряков.

Другое направление использования гелевых аккумуляторов в быту и промышленности, где они почти вне конкуренции — источники бесперебойного питания.

Особенно большую выгоду применение таких аккумуляторов дает при питании телекоммуникационного оборудования, так как аккумуляторы включаются в буферном режиме, при котором GEL технология обеспечивает срок службы на уровне 10 — 15 лет.

Шкафы с гелевыми аккумуляторами при питании аппаратуры связи, характеризующейся равномерной по времени нагрузкой, можно размещать на улице без дополнительного климатического оборудования.

Гелевые аккумуляторы — все о них за 5 минут

Гелевая АКБ – это автомобильные батареи, построенные по современной и перспективной технологии GEL. Гелевые аккумуляторы превосходят свинцово-кислотные по многим техническим параметрам, однако есть и недостатки, поэтому перед выбором нового автомобильного аккумулятора следует разобраться в плюсах и минусах нового типа АКБ.

Устройство гелевых аккумуляторов

Главное отличие гелевых АКБ от кислотных – состояние электролита в батарее. В свинцовых аккумуляторах электролит находится в жидком состоянии, из-за чего возникают некоторые проблемы, например, выветривание электролита. В гелевых же батареях электролит загущается до гелевой консистенции с помощью двуокиси кремния.

Сколько служит гелевый аккумулятор
Кислотный аккумулятор

Пластины в гелевых АКБ состоят из чистого свинца, обладающим малым сопротивлением, а удерживаются от осыпания они также благодаря гелю. В остальном же устройство гелевого аккумулятора не сильно отличается от строения кислотных АКБ.

Плюсы и минусы гелевых аккумуляоторов

Сколько служит гелевый аккумулятор
Данные аккумуляторы для автомобилей превосходят по многим параметрам кислотно-свинцовые благодаря современной технологии GEL.

Список плюсов довольно большой:

  • Экологичность. Гелевые АКБ не выпускают выделенный электролитом газ за пределы аккумулятора. При желании, их можно поставить даже в салоне автомобиля без вреда для здоровья водителя и пассажиров.
  • Большой срок службы при соблюдении условий эксплуатации.
  • Быстрая зарядка.
  • Устойчивость к глубоким разрядам (электролит не испаряется даже при критически низком уровне заряда).
  • Увеличенное количество циклов разряда и заряда.
  • При повреждении корпуса электролит не вытекает, а остается внутри оболочки.
  • Долгое сохранение заряда при отсутствии эксплуатации. Гелевые АКБ разряжаются на 20% за год. Однако все же стоит подзаряжать аккумулятор хотя бы раз в год.
  • Гелевый электролит не растекается. Батарею можно ставить в любое положение, однако производители этого не рекомендуют, поэтому не стоит экспериментировать без явной необходимости.
  • Герметичный корпус абсолютно не требует обслуживания.
  • Компактность.

Однако, несмотря на длинный список преимуществ, гелевые аккумуляторы до сих пор не получили широкого распространения в России. Это происходит из-за следующих недостатков:

  • Уязвимость к перезаряду. Перезаряд гелевых аккумуляторов в разы сокращает их срок службы, так как при повышенных зарядах гелевый электролит начнет таять и уже не восстановится, что означает потерю емкости или полный выход из строя. Реле генератора должно быть всегда полностью исправно — что бы не допустить перезаряд..
  • Зарядка гелевого аккумулятора должна проводится на подходящем к конкретной модели зарядном устройстве.
  • Непереносимость сильных морозов. При замерзании электролит теряет свои качества, и батарея выходит из строя, так как электроны передвигаются только во влажных субстанциях. Эксплуатация в зимний период в районах, где температура часто опускается ниже минус 30 градусов, не рекомендуется.
  • Высокая цена, равная стоимости 3-4 кислотных аккумуляторов.

Зарядка аккумулятора

Сколько служит гелевый аккумулятор
Рекомендуется использовать специальное зарядное устройство для гелевых аккумуляторов, подходящее к конкретной модели, чтобы избежать перезаряда, к которому гелевые АКБ очень чувствительны.

Как зарядить гелевый аккумулятор:

  1. Подключить зарядник к сети.
  2. Выставить напряжение, необходимое батарее.
  3. Понизить силу тока.
  4. Подключить аккумулятор.
  5. Понемногу увеличивать силу тока.

Какой гелевый аккумулятор выбрать?

Каждый автовладелец должен ответить на этот вопрос сам, исходя из индивидуальных условий, ведь подбор аккумулятора осуществляется по автомобилю.

Гелевый АКБ – хороший вариант для современной иномарки, передвигающейся по регионам с теплыми климатическими условиями.

Для старых автомобилей, особенно отечественного производства, у которых реле генератора часто выходит из строя, лучше использовать стандартные кислотные аккумуляторы.

( 1 оценка, среднее 1 из 5 ) Сколько служит гелевый аккумулятор

Вам также может понравиться

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]