Состав смазки литол 24

05.04.2018

Как и многие другие полезные вещи – Литол 24 пришел к нам из оборонной промышленности. Эта популярная смазка сменила универсальный солидол, который долгое время представлял собой безальтернативный вариант для автомобилистов любителей.

Состав смазки литол 24Литол 24 в различной упаковке

Первые образцы консистентного смазывающего вещества именовались ЦИАТИМ, по названию профильного института авиационных масел.

Практически, это №1 среди универсальных смазок: если необходимо обработать любую деталь, или поверхность трения – рука сама тянется к тюбику с Литолом.

Почему эта закладная смазка настолько популярна в среде автолюбителей? Она наносится по принципу: «положил и забыл». В течение срока эксплуатации не требуется контроль или специальная защита – Литол просто работает.

Основные свойства Литол 24

Помимо основной задачи: смазки трущихся деталей, может выступать в качестве защиты от коррозии (разве что прочность покрытия невысокая).
Кроме того, есть и другие полезные потребительские свойства:

  • материал недорогой, поскольку при изготовлении применяют не самое лучшее сырье (по остаточному принципу);
  • литол 24 Люкс не требователен к условиям применения: характеристики стабильны при любых температурах и окружающей влажности;
  • не смывается водой, вне зависимости от температуры (устойчив даже к кипятку);
  • хорошая адгезия: удалить Литол24 РК можно лишь при механическом воздействии, или с помощью сильных растворителей;
    Состав смазки литол 24
  • Электропроводимость стремится к нулю: смазку можно использовать в электрических разъемах для защиты от попадания влаги.

Впрочем, есть и недостатки:

  • смазка горючая: это предполагает определенные условия хранения и применения;
  • в составе нет присадок, которые повышают износоустойчивость деталей;
  • густая смазка накапливает в себе внешнюю пыль, в том числе абразивную;
  • не держит заданные характеристики при сваривающих нагрузках.

Состав смазки

Как уже упоминалось — Литол 24, изготовленный по ГОСТ 21150 87, состоит из остаточной основы, очищенной от парафинов (до 50%). Можно сказать, что материал для изготовления – отходы нефтеперерабатывающей промышленности.

Кроме того, в состав входит до 40% минерального масла. По технологии ГОСТ, использовать очищенную отработку недопустимо, только сырье «первой добычи», пусть и самое дешевое.

В качестве загустителя применяется так называемое литиевое мыло (12-гидроксистерат лития) 10%-15%. Небольшой процент присадок: антиокислительные, вязкостные – для повышения плотности.

Литол 24 — для чего он нужен, видео

Характеристики смазки

При покупке пластичной смазки, вы должны проверить соответствие ГОСТ 21150-87. У литиевых смазок есть особенности, в сравнение с тем же солидолом. На упаковке, или в документации, проверьте соответствие техническим характеристикам.

ГОСТовские параметры указаны в таблице:

Название характеристикиЗначение
Внешний вид Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета
Темперар/ра каплепадения, °С, не ниже +180
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С 892 г/смЗ
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1 220-260
Вязкость при -203С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 650 П*с (6500 П)
Вязкость при 0″С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 280 П*с (2800 П)
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более 8 П«с (80 П)
Предел прочности при +20аС 500-1000 Па (5-10 гс/см2)
Предел прочности при +80=С более 200 Па (2 гс/см2)
Коллоидная стабильность выделенного масла до 12%
Испаряемость при +120°С до 6%
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH до 0,1%
Массовая доля механических примесей до 0,05%
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5вС, не менее
нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс) 1410(141)
критическая нагрузка (Рк), Н(кгс) 630(63)
индекс задира (Из), кгс 28

Разумеется, каждый производитель может в рамках стандарта менять характеристики Литол 24, не ухудшая потребительские свойства. Кроме того, существует технология выпуска по техническим условиям.

В отличие от ГОСТовских образцов, ТУ-шный состав годится лишь для смазки дверных петель и электрических разъемов.

Область применения

Как и любую смазку, Литол применяют там, где есть трение, вращение, а также требуется защита от коррозии. Проще говоря – в любых механизмах.

  • подшипники скольжения и качения (как закладные, так и открытые в корпусе);
  • любые шарниры вне зависимости от нагрузки;
  • шестерни (за исключением коробок передач и трансмиссионных узлов);
  • передачи типа «шестерня-рейка»:
  • полозковые поверхности индустриальных машин – Литол практически вне конкуренции;
  • электрические контактные узлы.

Тест на водостойкость пластичных смазок, в том числе и Литола — видео

И, разумеется, основное применение консистентных смазок – автомобили.

  • настраиваемые (регулируемые) подшипники ступичных узлов;
  • подшипники качения полуосей;
  • шарниры равных угловых скоростей;
  • опорные подшипники и крестовины карданного вала;
  • шарнирные соединения рулевого механизма (при наличии пресс-масленок);
  • рулевая рейка (под защитными пыльниками);
  • протяжные механизмы (тросики в оболочке, тяги и пр.);
  • петли дверей, крышек;
  • закладные герметичные подшипники;
  • подшипники скольжения (кроме «постели» карданного вала);
  • подшипники генератора и прочих навесных механизмов двигателя;
  • различные направляющие (механизм стеклоподъемника, люка и пр.);
  • точные исполнительные механизмы, имеющие малую осевую нагрузку;
  • замки дверей;
  • электрические колодки и разъемы (прямо по контактам);
  • клеммы аккумулятора (для защиты от окисления). Состав смазки литол 24

Применение в качестве средства для снижения трения, только во внутренних полостях. Не должно быть контакта с внешней средой. Это не потому, что смазка боится воздуха: она просто накапливает в себе пыль, грязь, абразивные частицы.

В деталях трения это приводит к повышенному износу: то есть работа «наоборот». По этой причине требуется периодическая замена смазки в ответственных узлах.

Этот расходник совершенно не капризный: наносить его можно кистью, отверткой, старой линейкой, да хоть пальцем. Смазка не токсична (не более, чем любой нефтепродукт). После работы с веществом, достаточно просто вымыть руки с хозяйственным мылом. Разумеется, при попадании в глаза, следует обратиться к врачу.

Помним о пожарной опасности! Литол 24 воспламеняется при взаимодействии с открытым огнем!

Конкуренты и аналоги Литол 24

Многие ошибочно полагают, что Литол можно заменить солидолом. Это совершенно разные материалы, они не заменяемы и конкурентами не являются.

Импортные аналоги:
Сразу оговоримся: никаких безусловных преимуществ у импортной смазки нет. Точнее они есть, но эти качества не востребованы в условиях применения Литола.

Каждый уважающий себя производитель нефтепродуктов, выпускает и консистентные смазки:

  1. Alvania RL (EP,LF), Retinax – производство Shell. Состав смазки литол 24
  2. Mobilux, Mobilgrease – понятное дело, Mobil. Состав смазки литол 24
  3. Agip серии F1.
  4. General Multi Purpose от Valvoline.
  5. Castrol LM (LMX).

Это не полный перечень. Если вы готовы платить за красивую упаковку и более приятную консистенцию – можно пользоваться импортным производителем.

Литол 24: что это за смазка и где применяется? Ссылка на основную публикацию Состав смазки литол 24 Состав смазки литол 24

Что такое Литол-24?

Литол 24 – это самая популярная смазка в России и странах СНГ. Она широко используется практически во всех сферах – от промышленности до быта. Даже само название Литол стало уже нарицательным именем, которое применяют ко многим литиевым смазкам.

Чем обусловлена популярность смазки? Какие у нее преимущества? В чем отличие Литола от других материалов?

В данной статье постараемся ответить на эти вопросы.

Состав смазки литол 24

Внешне Литол представляет собой однородную мазь. В зависимости от производителя и используемого сырья ее цвет может быть от светло-желтого до коричневого в зависимости от производителя. Изготавливается материал в соответствии с ГОСТ-21150-87.

По составу Литол – одна из простейших пластичных смазок. Ее основу составляет минеральное базовое масло, загущенное литиевым мылом, с добавлением вязкостных и антиокислительных присадок.

Не стоит приобретать литолы синих, зеленых и других оттенков. Скорей всего они изготовлены из некачественного сырья по ТУ. Как уже было сказано выше, смазка по ГОСТу имеет цвет от светло желтого до коричневого.

Состав смазки литол 24

Диапазон рабочих температур пластичной смазки составляет от -40 °С до +120 °С. Благодаря этому состав широко применяется в различных подшипниках, которые нагреваются в процессе работы, в ходовой части транспортных средств и других узлах.

Несмотря на то, что нижний предел рабочей температуры Литола составляет -40 °С, свои свойства он начинает терять уже при -30 °С. Но в процессе работы узлы, которые смазаны данной смазкой, нагреваются, что восстанавливает свойства материала.

Читайте также:  Пропал удар на перфораторе

Неоспоримым преимуществом является водо и влагостойкость. Защитная пленка, образуемая на поверхностях, препятствует проникновению воды и не вымывается с течением времени.

Для консервации применяется модификация смазки Литол-24 РК. Он отличается хорошими антикоррозионными свойствами, поэтому его можно использовать не только для смазывания, но и консервации на длительный период. Смазанная деталь менее подвержена коррозии.

Обычный Литол-24 не подходит для консервации.

Срок хранения смазки составляет 5 лет от даты производства. Но на практике он может быть гораздо больше. При использовании материала, который хранился более 5 лет, нужно лишь убедиться в том, что его консистенция не изменилась.

Помимо вышеперечисленных, Литол-24 имеет и другие свойства:

  • Не содержит в своем составе воды
  • Отличается высокой коллоидной, механической и химической стабильностью
  • Устойчив к воздействию кипящей воды
  • Не изменяет плотности при нагреве
  • Имеет очень высокую прочность на сдвиг/разрыв
  • Обладает высокими уплотняющими свойствами
  • Класс консистенции по NLGI-3
  • Температура каплепадения не менее +180 °С
  • Не проводит электричество

В плане безопасности Литол относится к 4 классу. Это означает, что данная смазка безвредна для окружающей среды и человека. Но, тем не менее, при работе с ней нужно придерживаться действующих требований охраны труда на предприятиях. Помещения, в которых ведутся работы со смазкой должно иметь приточную и вытяжную систему вентиляции.

Не следует забывать и о том, что Литол-24 горюч. Его температура вспышки в открытом состоянии составляет +199 °С, в закрытом – +183 °С. В случае возгорания тушение можно производить пенами ПО-3А или ПО-1Д, а также распыляя воду.

Перед применением любой смазки нужно обязательно ознакомиться с ее характеристиками. Это обусловлено тем, что, зачастую, производители на этикетках указывают много рекламной информации, а по факту продукт в таре – старый добрый Литол-24.

Литол-24 широко используется в промышленности, автомобилях и даже быту. В некоторых закрытых подшипниках он закладывается на весь срок службы узла. Смазка наиболее востребована при обслуживании подшипников качения и скольжения всех видов, узлов трения электрических машин и индустриальных механизмов, узлов транспортных средств и техники, зубчатых передачах, шарнирах и т.д.

В автомобилях Литол используют для обслуживания следующих узлов:

  • Осей
  • Валов
  • Подшипников скольжения
  • Петель
  • Тросов управления в оболочке
  • Шлицевых соединений
  • Шарниров подвески и рулевого управления, которые снабжены пресс-масленками
  • Подшипников оси октан-корректора распределителя зажигания
  • Подшипников стартера и генератора
  • Подшипников промежуточной опоры карданного вала
  • Нерегулируемых подшипников полуосей
  • Регулируемых подшипников ступиц и т.д.

Хоть Литол-24 смазка старая, но у нее достаточно аналогов, как отечественного, так и зарубежного производства.

Состав смазки литол 24

Применяется в узлах, смазываемых при помощи пресс-масленок, а также в гибких тросиках управления и направляющих сидений.

Фиол-2 – пластичная смазка, также схожая по составу и характеристикам с Литолом. Содержит несколько меньше загустителя в своем составе. По сравнению с Фиолом-1 – более густая.

Применяется в узлах, которые работают при температурах до +100 °С под воздействием низких и средних нагрузок. Также используется в передачах станков и транспортеров, маломощных зубчатых редукторах, подшипниках качения и скольжения.

Фиол 3 – пластичная смазка зеленого цвета (без красителей – коричневая). Более густая по сравнению с предыдущими материалами данной марки. Практически идентична Литолу по свойствам и составу. Имеет повышенный предел прочности, и гораздо лучше удерживается на поверхностях по сравнению с Фиолом-2.

Применяется в тех же случаях, что и смазка Фиол-2.

Состав смазки литол 24

Применяется в узлах трения автомобилей, техники, ручном инструменте, низкоскоростных шестеренчатых редукторах и т.д. В мощных узлах (подшипники, шарниры и т.д.) работоспособен при низких температурах до -50 °С.

Состав смазки литол 24

Маловязкая пластичная смазка, изготовленная на основе нефтяного масла, которое загущено литиевым мылом. Работает при температурах от -60 °С до +90 °С. Обладает хорошей токопроводностью.

Широко применяется в узлах и механизмах автомобильной техники, закрытых механизмах и т.д.

Состав смазки литол 24

Пластичная смазка на основе минерального масла, загущенного литиевым комплексом и полимером. Обладает высокой адгезией, не вымывается водой, обеспечивает хорошую защиту от коррозии. Работает при температурах до -50 °С.

  • Применяется в тяжелонагруженных узлах транспортных средств, техники и оборудования, например в подшипниках качения и скольжения.
  • Многоцелевая смазка, предназначенная для обслуживания подшипников качения и скольжения, которые применяются в автомобильной и специальной технике, промышленном оборудовании.
  • Отличается хорошей окислительной и механической стабильностью, работает при повышенных вибрациях, эффективно работает при повышенных вибрациях и в условиях воды.

Смазка Литол-24

Литол-24 – универсальная пластичная смазка широкого спектра применения. Это одна из первых литиевых смазок, разработанная в период Второй мировой войны Центральным НИИ авиационных топлив и масел. На то время это был настоящий прорыв в области смазывающих материалов.

Состав Литол-24 значительно превосходил по характеристикам имеющиеся тогда смазочные продукты, а сегодня составляет достойную конкуренцию многим современным смазкам. Несмотря на солидный возраст, Litol-24 пользуется широким спросом, доказав работоспособность и эффективность на протяжении долгих лет.

Состав смазки литол 24

Состав

В основе Литол-24 применяется нефтяное масло, вязкостью 60-75 мм²/с. В качестве загустителя используется литиевое мыло в составе 10-15%. Для достижения необходимых качеств вводятся антиокислительная и вязкостная присадки.

Свойства и характеристики

Смазка представляет собой гелеобразную, однородную, светло-коричневую субстанцию. Характеризуется водостойкостью и высокой коллоидной, химической и механической стабильностью в температурном диапазоне -40…+120 °С.

Обладает высокой адгезией, отлично сопротивляется окислению и защищает металлы от коррозии.

Обеспечивает значительное снижение трения между сопрягаемыми деталями, движущимися относительно друг друга, чем уменьшает износ и повышает энергоэффективность механизма.

Основные характеристики:

  • консистенция по шкале NLGI – 3;
  • диапазон рабочих температур – от -40 до +120 °С;
  • температура каплепадения – 185 °С;
  • температура вспышки – 183 °С;
  • температура возгорания – от 250 °С;
  • предел прочности – 500-1000 Па;
  • минимальная нагрузка сваривания при испытании на четырехшариковой машине – 1400-1500 Н;
  • индекс задира – 28;
  • коллоидная стабильность – выделение масла не более 12%;
  • испаряемость при 120 °С – не более 6%;
  • изменение объема и твердости – +/- 8%;
  • токсичность – 4 группа (малотоксичная);
  • стандартизация – ГОСТ 21150-87;
  • срок хранения – 5 лет.

Состав смазки литол 24

Область применения

Литол-24 используется в большинстве стран СНГ. Применяется в качестве антифрикционной смазки для узлов трения, работающих при низких или умеренных нагрузках и скоростях.

За счет высокой адгезии, стабильности и сопротивляемости вымыванию водой, смазочное вещество обладает длительным действием и используется в закрытых механизмах в качестве антифрикционного и одновременно герметизирующего материала на весь срок эксплуатации.

Ранее смазка использовалась еще как консервант для металлических деталей, но сегодня для этих целей производят аналогичный состав Литол-24РК с противокоррозионной присадкой.

Сегодня Litol-24 − один из востребованных смазочных материалов на территории РФ. Смазка поставляется на АвтоВАЗ и является основным смазочным продуктом трансмиссионных узлов отечественных автомобилей. Применяется для сельскохозяйственной и специализированной техники, предусматривается технологической документацией большинства предприятий.

Продукт применяется в таких отраслях промышленности, как:

  • автомобилестроение;
  • авиация и ж/д транспорт;
  • станкостроение;
  • сфера технического обслуживания;
  • производство и обслуживание спецтехники и электроинструмента.

Состав смазки литол 24

В различном оборудовании смазочный продукт применяется для подшипников качения и скольжения всех типов, шарнирных опор, шестеренчатых, червячных и цепных передач.

Литол-24 широко используется в автомастерских. За счет сравнительно низкой стоимости и высокого качества пользуется большой популярностью у автолюбителей.

Конкуренты и аналоги Литол-24

Сегодня на рынке существует множество аналогичных смазочных продуктов близких к Литолу по составу и характеристикам. При этом они не всегда выдерживают конкуренцию из-за более высокой стоимости. Применение аналогичных составов оправдывается лишь улучшенными характеристиками в случае, если оборудование работает в более жестких условиях или режимах.

EFELE MG-214 – литиевая пластичная смазка третьего класса консистенции, универсального применения. По характеристикам имеет аналогичные Литолу показатели.

Отличается повышенной температурой каплепадения (220 °С) и ненамного большей коллоидной стабильностью.

Ее основное преимущество перед отечественным составом – это устойчивость к вымыванию соленой водой, поэтому MG-214 в основном заменяет Litol-24 в судостроении.

Состав смазки литол 24

Более продвинутым аналогом стала EFELE MG-213. Состав имеет консистенцию 2, но более расширенный диапазон температуры применения (-30…+160 °С). В комплекс агентов введена ЕР присадка, позволяющая улучшить антифрикционные качества и уменьшить выделение тепла при трении.

Читайте также:  Чертежи для лазерного гравера

Shell Gadus S2 V100 2 – один из самых близких по характеристикам и использованию смазочных продуктов к Литолу. По устойчивости к высоким температурам превосходит всего на 10 °С. Смазка объединила наилучшие качества Litol-24 и 24РК, так как дополнительно включает антикоррозионную присадку.

Состав смазки литол 24

Mobilux EP 3 – позиционируется как универсальная антифрикционная смазка с повышенной защитой от коррозии в воде. Может применяться в редукторах закрытого типа, однако с экономической стороны проигрывает Литолу.

Castrol LM – универсальный литиевый смазочный материал 2 класса консистенции. Несмотря на меньшую вязкость, отличается повышенным пределом положительной температуры применения до 140 °С.

Главным отличием стала высокая несущая способность и адгезия. Castrol LM используется при повышенных скоростях и ударных нагрузках.

В обычных условиях применение данного продукта экономически нецелесообразно.

Texaco Hytex EP 2 LF – высокотемпературная универсальная смазка на базе минерального масла и литиевого комплекса. В основном применяется для обработки закрытых подшипников на весь срок эксплуатации.

Хорошо работает в условиях повышенных температур и вибраций. По основным характеристикам от Литола-24 отличается повышенной нагрузкой сваривания (2600 Н) и температурой каплепадения (260°С).

При этом может заменить не только литиевые смазки, а также многие натриевые и кальциевые аналоги.   

Тэги: СмазкаСостав

Продукция из статьи:

Смазка "Литол 24": характеристики и применение

Литол 24 – техническая смазка, которая широко применяется автомобилистами. Она обладает мощными защитными свойствами, которые предотвращают трение металла с металлом. Обычно Литол 24 применяют для обработки узлов различных механизмов. Смазка обладает водостойкостью, обладает противозадирным и антифрикционным действиями.

Доказано, что свойства жидкости не меняются в зависимости от температурного режима. Литол 24 является мыльной смазкой, для изготовления которой используется литиевое мыло. Преимуществом жидкости является то, что она имеет свойства как натриевых, так и кальциевых смазок. Литол становится жидким только при высокой температуре, он хорошо отталкивает воду.

Состав смазки литол 24

Состав смазки

Литол 24 является пластичной смазкой. Она имеет желтый или светло-коричневый цвет. Жидкость достаточно густая, она не содержит никаких комочков. Также Литол обладает маслянистой структурой.

Впервые смазку использовали в 1933 году. Выпуском жидкости занималась организация ЦИАТИМ. Литол 24 пришел на смену солидола, который содержит большое количество воды. Из-за этого смазка не имела таких высоких технических свойств.

Литол 24 состоит из следующих компонентов:

  • Машинное масло – обладает мощным водоотталкивающим эффектом, защищает поверхность от износа.
  • Литиевое мыло – придает жидкости густую консистенцию, препятствует тому, чтобы смазка стекала с поверхности.
  • Загустители, присадки и красящие вещества. Дополнительные ингредиенты в составе, которые различны у отдельных производителей.

Особенности продукта

Чтобы автомобиль служил долго и не доставлял особых проблем, отдельные детали требуют регулярной смазки. Именно по этой причине следует обязательно ознакомиться со всеми техническими характеристиками Литол 24.

Регламент выпуска смазки описан в ГОСТ 21150 87. Она универсальна, применяется во многих сферах деятельности. Литол обладает водостойкостью, антифрикционным действием.

Обычно ее применяют для обработки узлов, где необходимо предотвратить трение.

Состав смазки литол 24

Литол 24 применяется не только для транспортных средств. Нередко смазку применяют в промышленных целях, судовых установках. Доказано, что она сохраняет свои высоких технические характеристики при температуре от -40 до +120 градусов. Литол 24 изготавливается методом загущения. В состав входят минеральное масло, литиевое мыло, а также ряд дополнительных присадок, защищающих от окисления.

При выборе Литол 24 обращайте внимание на цвет смазки. Качественный продукт имеет желтый или светло-коричневый оттенок. Настоятельно рекомендуем отказаться от приобретения смазки красного, синего, зеленого или других цветов.

Свойства смазки

Литол 24 является популярной смазкой, которая активно применяется многими автовладельцами. Она позволяет предотвратить нежелательное трение. Данная жидкость обладает следующими свойствами:

  • Позволяет защитить детали от чрезмерной коррозии. Также смазка останавливает процесс нежелательного окисления металлических поверхностей.
  • Состав смазки не содержит никакой жидкости.
  • Доказано, что свойства Литола 24 не изменяются под воздействием горячей воды.
  • В течение времени смазка начинает уплотняться.
  • Снижает нагрузку на отдельные элементы во время трения, препятствует преждевременному износу.

Учитывайте, что каждый производитель может добавлять отдельные присадки в состав Литол 24. Именно по этой причине свойства жидкости могут быть различны.

Места применения

Состав смазки литол 24

Литол 24 является популярной смазкой, которая используется для обработки различных подшипников и соединений. Наибольшую популярность имеет в автомобилестроении – там практически каждый узел требует дополнительной обработки. Кроме того, Литол применяется в тяжелом машиностроении. За счет того, что смазка не теряет своих эксплуатационных свойств под воздействием воды, ее используют в судостроении.

Подшипники – основное место, где используют Литол 24. Кроме того, при сборе ступицы обрабатывают этой смазкой.

Кроме того, для более продолжительной эксплуатации определенную дозу Литола закладывают над подшипником. За счет этого полноценная смазка деталей продолжается в течение длительного срока.

Также Литол применяют для обработки опорных подшипников. Подобная практика позволяет защитить их от преждевременного износа.

Кроме того, Литол 24 применяется для обработки трансмиссии. В переднеприводных автомобилях смазку закладывают в пыльники. На транспорте с задними ведущими колесами принято обрабатывать крестовину кардана. Благодаря тому, что Литол 24 сохраняет высокие эксплуатационные свойства в течение длительного срока, смазку не нужно обновлять регулярно.

Отзывы

Михаил, 44 года:

Я активно использую Литол 24. Обычно я закладываю смазку в подшипники, также смазываю пыльники. Хочу сказать, что так делаю не только я, но и все мои знакомые.

Это общепринятая практика, которая позволяет защитить автомобиль от преждевременного износа. Один раз я купил какую-то другую смазку зеленого цвета, после которой у меня заклинил подшипник.

После этого я приобретаю исключительно российский Литол.

Матвей, 32 года:

Сам я не особо разбираюсь в технической части своего автомобиля, но при каждом ремонте прошу закладывать в механизмы немного Литола. За счет этого подшипники служат гораздо дольше, никаких нареканий у меня нет.

???? Литол 24 — DRIVE2

Состав смазки литол 24

“Литол 24” — одна из наиболее популярных и распространенных смазок, используемых в различных системах и узлах автомобиля. Она обладает универсальными свойствами. Каждому водителю будет полезно знать о том, где и для чего можно использовать “Литол 24”. Ведь большинство деталей и механизмов автомобиля нуждаются в смазке. Причем каждая в конкретной.

Что представляет собой смазка “Литол 24”

Внешне смазка “Литол 24” представляет собой однородную мазь от светло-желтого до коричневого цвета (в зависимости от производителя и используемого базового масла). Выполняется по ГОСТ 21150-87.

В соответствии с ним она является антифрикционной, многоцелевой, водостойкой смазкой, предназначенной для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, работающих при температурах от -40°С до плюс +120°С (кратковременно до +130°С).

Смазка “Литол 24” изготавливается путем загущения смеси минеральных масел литиевыми мылами технической 12-оксистеариновой кислоты с добавлением присадок (антиокислительных и вязкостных).

Обратите внимание! Поскольку в настоящее время существует огромное количество производителей смазочных материалов, то при выборе проще всего ориентироваться на цвет смазки. Как было указано, он должен быть от светло-желтого до коричневого. Не используйте смазки синего, зеленого или подобного им оттенков.

  • — смазка выдерживает коррозионное воздействие на металлическую поверхность обработанных деталей (то есть, обладает хорошими противокоррозионными свойствами);— в ее составе отсутствует вода;— Литол 24” (как и другие смазки группы “Литолов”), а также его зарубежные аналоги проявляет склонность к повышению сопротивления качения шариков по мере роста нагрузок;— смазка отличается высокой механической, химической и коллоидной стабильностью;— смазка устойчива при воздействии на нее кипящей воды;— при нагревании смазка не уплотняется, то есть “Литол 24” плотность не меняет;— состав имеет великолепную прочность на разрыв/сдвиг;— обладает отличными уплотняющими свойствами;
  • — имеет третий класс консистенции по стандарту NLGI.
Читайте также:  Печь автономка на солярке

В зависимости от технических условий конкретного производителя состав смазки может меняться. Однако в классическом стандарте “Литол 24” состав имеет следующий — минеральное масло, литиевое мыло оксистеариновой кислоты, антиокислительная и вязкостная присадки.

Характеристики безопасности “Литола 24”В целом, литиевая смазка Литол 24 является малоопасной. В частности, она относится к четвертому классу опасности (то есть, как пластичная смазка она невредна для окружающей среды и человека).

Дополнительные факты, касающиеся ее безопасной эксплуатации:

При работе со смазкой необходимо использовать индивидуальные средства защиты, предусмотренные действующими отраслевыми требованиями охраны труда на предприятии.Смазка “Литол 24” горюча! Температура вспышки в закрытом состоянии — +183°С, в открытом — +199°С.

Температурный предел воспламенения составляет от +250°С до +364°С.В случае возникновения возгорания смазки тушить ее можно, распыляя воду и используя пену маркировки ПО-1Д или ПО-3А.Желательно, чтобы помещение, в которых проводятся работы со смазкой, было оборудовано приточной и вытяжной вентиляциями.

Смазка “Литол 24” НЕ проводит электричество.

Применение смазки “Литол 24”

Перед применением любой смазки, в том числе, “Литола 24”, обязательно необходимо ознакомиться с ее характеристиками.

Ведь зачастую встречается ситуация, когда в рекламных лозунгах о новых “прогрессивных” и “революционных” смазках указывается одна информация, а на самом деле новинки ничем не лучше старого доброго “Литола 24”.

Эта смазка уже десятки лет используется в самых разных механизмах, в том числе, автомобильных, поэтому её называют универсальной. В частности, ее закладывают в некоторые закрытые подшипники на весь срок службы. Но обо всем по порядку.

  1. Смазка “Литол 24” имеет широкую область применения. В частности, ее используют в:
  2. подшипниках скольжения и качения (всех типов);шарнирных механизмах;зубчатых передачах;поверхностях трения транспортных средств (как колесных, так и гусеничных);поверхностях трения индустриальных механизмов;поверхностях трения электрических машин.
  3. Смазка “Литол 24” может без проблем использоваться в качестве замены солидолов всех типов, смазки №158, смазки 1-13, “Консталина”, “Фиола-2”.

Обратите внимание! Классический “Литол 24” нельзя использовать для консервации. Для этого существует специальный его подвид — “Литол 24РК”.Что касается, автомобильных узлов, то “Литол 24” нашел свое применение для смазки следующих узлов и механизмов:

  • регулируемые подшипники ступицы;нерегулируемые подшипники полуоси;подшипники промежуточной опоры карданного вала;подшипники генератора;подшипники стартера и других электродвигателей;подшипники оси октан-корректора распределителя зажигания;шарниры рулевого управления и подвески, имеющие пресс-масленки;различные шлицевые соединения;тросики в оболочке;петли;подшипники скольжения;валики;
  • оси.

Чаще всего “Литол 24” используют в подшипниках, в том числе, закрытого типа. В некоторых переднеприводных автомобилях (отечественного производства) этой смазкой набивают герметичные пыльники, установленные на шарнирах.

А в заднеприводных машинах “Литолом 24” смазывают внутренности крестовины карданного вала. Особенность смазки состоит в том, что она работает продолжительное время без необходимости ее периодической замены.

Кроме этого, она облегчает работу движущихся деталей, предотвращает их от коррозии и так далее.

Обратите внимание! Не рекомендуется использовать “Литол 24” на открытых поверхностях по причине того, что в таком случае существует риск скопления на поверхности пыли и грязи. Эта смазка предназначена для использования внутри механизмов. Поэтому, если вы решите использовать ее, позаботьтесь о механической защите поверхности механизма.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на свой “преклонный” возраст, смазка “Литол 24” все также востребована. Даже в условиях, когда на рынке ежедневно появляются ее более современные конкуренты.

Основными преимуществами смазки является большой опыт ее использования, предсказуемость результатов применения, известные и многократно проверенные составы и технические характеристики. Ну и конечно же, цена.

“Литол 24” по этому показателю значительно обходит большинство своих конкурентов.

Легендарные смазки из СССР: Литол-24

Литол 24 – это, пожалуй, самая известная из пластичных смазок на территории стран бывшего СССР. Само название Литол сейчас часто можно услышать в отношении к любой пластичной смазке. Еще со времен СССР у смазки Литол 24 осталось множество поклонников.

К сожалению, многие из них используют ее не только там, где можно, но и там, где нельзя. Или там, где можно, но неэффективно.

Легендарная советская смазка ЛИТОЛ-24Легендарная советская смазка ЛИТОЛ-24

Что же на самом деле представляет собой ЛИТОЛ-24 и почему он стал столь популярным?

Чуть-чуть истории

Попробуем покопаться в истории и свойствах этой замечательной пластичной смазки.

Литол знают все, кто жил в Советском Союзе. Он был разработан в Центральном Институте авиационных Топлив и Масел (ЦИАТИМ) в начале 70-х годов. Эта смазка пришла на смену не менее легендарным смазкам ЦИАТИМ 201, 202 и 203, унаследовав от них все лучшие свойства, и избавившись от многих недостатков.

Вспомните начало 70-х годов советского периода. Промышленность промышленность выпускала тогда несколько десятков видов пластичных смазок. И только несколько смазок можно было приобрести, если повезет, в свободной продаже. Все «доставалось» только на предприятиях.

Большинство имеющихся материалов были вполне конкурентоспособными для того времени, однако не отвечали всем предъявляемым требованиям — имели невысокую стабильность, небольшой диапазон рабочих температур, вымывались водой, быстро высыхали.

По-настоящему универсальной отечественной смазки, которую можно было бы применять практически везде, просто не существовало.

И вот появился недорогой Литол 24, который оказался лучше многих современных смазок. К тому же его можно было купить в маленьком тюбике, а не только в килограммовых банках. Это был настоящий прорыв и настоящий фурор!

Современный Литол 24 разных производителейСовременный Литол 24 разных производителей

Что представляет собой Литол 24?

Согласно ГОСТ-21150-87 эта смазка изготавливается из нефтяного маловязкого масла, загущенного литиевым мылом, и содержит антиокислительные и вязкостные присадки.

Внешне это густая мазь однородной консистенции, которая может иметь разные оттенки — от светло-желтого до коричневого. Размытость параметра цвета Литола 24 в ГОСТе позволяет некоторым недобросовестным производителям использовать в качестве базового масла недостаточно очищенные материалы, что снижает качество продукта.

Сегодня Литол выпускается не только в виде пластичной смазки, но и аэрозольной форме. Яркий пример — Литол Спрей EFELE.

EFELE Литол Спрей

Этот материал удобно наносить в труднодоступные зоны трения. После попадания на поверхность смазка приобретает привычную густую консистенцию.

Благодаря пакету современных присадок в составе EFELE Литол Спрей устойчив к низким отрицательным температурам (до -40 °С), не смывается водой и обладает улучшенными противозадирными характеристиками (примерно на 30 % выше, чем у традиционного Литола 24).

Преимущества и недостатки литола

Предшественники литола — ЦИАТИМ 201 и 203 — не могли работать при высоких температурах. Литол 24 запросто выдерживал +120 °С, а кратковременно — до +130 °С.

Он обладал более высокой химической и коллоидной стабильностью, водостойкостью — мог работать даже в кипящей воде,

Однако применение в в качестве основы материала низковязкое минеральное масло не позволяло использовать Литол 24 при высоких нагрузках.

Где можно применять Литол 24?

Эта смазка стала легендарной и используется в промышленности, в подсобных хозяйствах, в мастерских, в автомобильной технике.

До сих пор некоторые механики во всех случаях безосновательно предпочитают Литол всем остальным смазкам. Однако прогресс неумолимо движется вперед и на смену старым легендам приходят не менее универсальные и простые в использовании смазочные материалы.

  • А Литолу 24 остается лишь то применение, для которого он, собственно и рассчитан — в узлах, работающих в обычных стандартных условиях.
  • Смазка используется для подшипников качения транспортных средств (например, генераторов, стартеров), электрических машин, индустриальных механизмов, в шарнирах, петлях, зубчатых передачах, подшипниках скольжения.
  • Некоторые закрытые подшипники работают на заложенном в них Литоле весь срок службы без пересмазывания узла.
  • И эта простая недорогая, а потому — легедарная смазка до сих пор верно несет свою службу.
  • Читайте другие наши публикации:

ТОП-5 синих смазок. Выбираем лучшуюСуперклей. 5 малоизвестных фактов о цианакрилатном клееБольше интересных статей — на сайте mirsmazok.ruЕсли было интересно — ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]