Тиристорное зарядное устройство своими руками

Всем привет, ранее я показывал схему мощного, тиристорного, зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов, а простая схема, хотя и обладала высокой надёжностью, но была лишена систем защит, наподобие защиты от обратной полярности и короткого замыкания.

Сегодня речь пойдет о тиристорном, зарядном устройстве, но в ней уже имеются вышеупомянутые системы и защиты, таким образом представленная схема практически не убиваемая, одним словом надежная, как автомат Калашникова.

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Вообще, зарядные устройства бывают линейными и импульсными.

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Линейные, как правило, обладают малым кпд, поэтому силовой элемент — транзистор нуждается в большом радиаторе и дополнительном, активном охлаждении.

Если нужно зарядное устройство на большой ток, либо пуско-зарядное, то нужно смотреть в сторону импульсных схем. Импульсные, зарядные устройства можно разделить на 2 группы, схемы с шим-регулировкой тока заряда и фаза-импульсным способом.

  • Первый вариант, конечно же хорош, там регулировка мощности производится шим-сигналом, чем больше длительность импульсов, которые управляют силовым ключом, тем больше ток и наоборот.
  • Но подобные схемы сложны, поскольку в них должен иметься шим-контроллер, узел управления силовыми ключами и мощная выходная часть, также немаловажным фактором является стоимость комплектующих, хорошие, оригинальные, силовые транзисторы стоят дорого, то же самое можно сказать о силовых диодах, которые имеются в таких источниках питания.
  • Чем мощнее схема, тем больше и затраты, а если планируете собрать пуско-зарядное устройство с большим выходным током, то она здорово ударит по карману, взамен такие схемы могут дать возможность полной регулировки или стабилизации, как выходного напряжения, так и тока, что даст возможность построить универсальные зарядки абсолютно для любых аккумуляторов.
  • КПД у импульсных схем высокая, за счёт ключевого режима работы силового ключа, он либо открыт, либо закрыт.

Фаза-импульсные регуляторы также являются разновидностью импульсных регуляторов, тот же принцип только управление силового элемента производится низшим сигналом, а путем изменения частоты управляющих импульсов. Такой способ регулировки применим к тиристорам и симисторам, метод регулировки мощности заключается в обрезании начального, синусоидального сигнала.

Фаза-импульсные регуляторы мощности, обладают предельно высокой надежностью, если всё сделано правильно, тут нет шим контроллера, на его месте простой, релаксационный генератор способный вырабатывать управляющие импульсы с регулировкой частоты.

  Динамические поворотники на микроконтроллере своими руками

  1. Такие генераторы очень просты и могут быть собраны из подручных компонентов, достоинством таких зарядных устройств являются высокое кпд и то, что они «резиновые», поставили более мощный трансформатор, тиристоры и ВСЁ, мощность схемы может быть любой.
  2. Теперь, что касается нашей схемы…
  3. Это схема промышленного, зарядного устройства Барс-8а,

Тиристорное зарядное устройство своими руками

ничего я не менял, только перевёл схему на импортную, элементную базу, с вашего разрешения будем рассматривать именно её.

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Обратите внимание на толстые линии, это силовые, сильноточные цепи, провод для этих линий нужен с большим сечением в зависимости от расчетного тока. В схеме допускается разброс номиналов компонентов на 20%, на работу это особо не повлияет.

Несмотря на то, что вся вторичная цепь низковольтная, напряжение там безопасное. Питается зарядка от сетевого напряжения, поэтому соблюдайте бдительность и правила безопасности при работе с сетевым напряжением.

Первый запуск схемы, осуществляется через страховочную, сетевую лампу накаливания на 40-60 ватт, которая подключается на место предохранителя.

Схема управления собрана на компактной, печатной плате, её можете скачать в конце статьи.

Тиристорное зарядное устройство своими руками

В схеме имеем простой, релаксационный генератор, построенный на двух транзисторах, ещё один транзистор является усилительным. Помимо этих, в схеме имеем ещё два транзистора.

Давайте разберёмся, как это работает…

При подключении устройства в сети ничего не произойдёт, схема не будет работать пока на выходе не подключим заряжаемый аккумулятор. При подключении аккумулятора масса или минус от него поступит на эмиттер первого транзистора, а на базу через светодиод и ограничительный резистор, поступит положительное напряжение, что приведёт к отпиранию транзистора.

Тиристорное зарядное устройство своими руками

В этом случае напряжение появится и на делителе, который состоит из переменного и постоянного резистора, вращением переменного резистора у нас появляется возможность плавно открывать или закрывать второй транзистор, чем сильнее приоткрыт этот транзистор, тем быстрее будет заряжаться конденсатор, именно от скорости заряда этого конденсатора зависит частота импульсов вырабатываемых релаксационным генератором.

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Таким образом вращение переменного резистора приводит к изменению частоты импульсов, эти импульсы в свою очередь через диоды поступают на управляющие выводы мощных, силовых тиристоров.

  Схема задержки выключения камеры заднего вида

В данной части схемы построен мостовой выпрямитель,

Тиристорное зарядное устройство своими руками

только регулируемый, так как пара диодов выпрямителя заменены тиристорами, остальные два диода обычные, выпрямительные.

Выходное напряжение с этого зарядного устройства — пульсирующие, одни говорят, что это даже хорошо для аккумуляторов и способствует их восстановлению.

Коротких замыканий устройство не боится, сугубо по той причине, что без аккумулятора оно не будет включаться вообще, если же аккумулятор включен неправильно, то есть «переполюсовка», то светодиод окажется подключенной анодом к массе и питание попросту не поступит на схему, если всё подключено правильно светодиод светится.

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Заработает ли устройство, если заряжаемый аккумулятор сильно разряжен? Заработает, для запуска схемы достаточно и 6 вольт, так что дохлый аккумулятор не помеха.

Теперь о комплектующих.

Все диоды примененные в схеме выбираются с током 1-1.5 ампера, кроме конечно же силовых, но о них поговорим попозже. Первые 4 транзистора можно любые, маломощные с напряжением коллектор-эмиттер желательно от 40 вольт, хотя первый транзистор я поставил более мощный, но в этом нет необходимости.

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Управляющий транзистор в ходе работы будет нагреваться, поэтому его необходимо установить на небольшой теплоотвод.

Указанный резистор, необходим с мощностью 1-2 ватта, в ходе работы будет нагреваться, у меня стоит 2-х ватный.

Силовая часть состоит из 2-х диодов и 2-х тиристоров, тут я отдал предпочтение советским компонентам.

Диоды, вот такие ДЧ135-50, в моём случае военная приёмка с индексом 2Ч, идеальный вариант для этих целей, они на 50 ампер.

Корпус у этих диодов отлично отводит тепло и по идее они могут работать на более больших токах.

Тиристоры 2Т142-80 на 80 ампер, также военная приёмка. Напряжение диодов и тиристоров в принципе можно от 40 вольт, но у меня стоят с многократным запасом, тиристоры на 700 вольт, диоды на 600 и в этом нет необходимости, просто такие компоненты были в наличии.

  • Как вы могли заметить несмотря на компактные размеры и тиристоры, и диоды, очень мощные — это довольно необычно, поскольку мощные, советские радиокомпоненты, как правило, очень громоздкие.
  • По поводу охлаждения.
  • Диоды должны быть установлены на массивный радиатор, а вот для тиристоров радиатор можно поменьше, так как они работают в импульсном режиме, хотя всё зависит от того на какой ток рассчитана ваша схема и какой в целом трансформатор.
Читайте также:  Подключение пускового и рабочего конденсатора к электродвигателю

Да, и еще не забываем мазать термопасту.

Резисторы на 100 Ом установлены не на плате управления, а припаяны непосредственно на тиристорах.

Силовой трансформатор необходим с напряжением вторичной обмотке не менее 18-20 вольт, этого хватит для зарядки любых автомобильных 12-вольтовых аккумуляторов.

Ток обмотки уже будет зависеть от ваших нужд, 6 ампер хватит для зарядки аккумуляторов с номинальной емкостью 60 ампер-часов, но схема с таким раскладом может обеспечить выходной ток в десятки ампер и всё зависит от трансформатора и силового выпрямителя. Получить можно и сотню ампер, и даже больше, всё зависит от вашей фантазии.

Регулировка зарядного тока очень плавная.

По поводу недостатков, то что схема надежная вы поняли, но она не имеет стабилизации, как и большинство схем на основе тиристора, то есть скачки и перепады сетевого напряжения приведут к увеличению или уменьшению выходного напряжения, поэтому устройство нуждается в некотором зрительном контроле.

  1. Амперметр и вольтметр, вам покажут значение тока заряда и напряжения на аккумуляторе, и определиться нужно именно исходя из показаний приборов, например — если ток заряда 0, но напряжение на аккумуляторе меньше того значения, которое должно быть в полностью заряженном состоянии, то увеличиваем ток вращением регулятора.
  2. Безусловно я согласен, что это неудобно, но поверьте на практике вам не придётся очень часто регулировать ток, если вы заряжаете один и тот же аккумулятор.
  3. Архив к статье скачать…
  4. Автор; АКА Касьян
  5. Как вам статья?

Зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов на тиристорах

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Тиристоры – это элементы, которые отключаются и включаются по достижении пороговых рабочих напряжений. По своей сути они являются управляемыми переключающими диодами.

Тиристорное зарядное устройство своими руками Тиристорное зарядное устройство своими руками Тиристорное зарядное устройство своими руками

Изначально на радиорелейных станциях использовались ВУТ (выпрямительное устройство тиристорное) для подзаряда батарей аварийного электроснабжения.

Эти зарядные устройства рассчитывались до 200 ампер при напряжении заряда/питания в 27 вольт и представляли собой вариант высоконадёжного резервированного питания в радиорелейных сетях, предназначенных для междугородной телефонии, теле- и радиовещания.

Установки с аккумуляторными батареями рассчитывались общей ёмкостью в 1 и более килоампер-часов. Такая практика была массовой во времена СССР, а также в 1990-е и 2000-е годы.

Похожие подзарядные устройства массово распространились в автомобильном энергоснабжении: аккумулятор для раскручивания стартера, заводящего двигатель, обладает ёмкостью в 100-500 А/ч.

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Чтобы его зарядить в условиях суровой зимы при комнатной температуре, требуется не менее мощное зарядное устройство. Выдаёт оно 10-50 А в час (показана 10-часовая подзарядка).

Существующие технологии так называемых вагонных батарей, достигших ёмкости в несколько килоампер-часов, позволили ездить электромобилям, благодаря чему пробег на одном заряде увеличивается до сотен километров.

В основе схемы лежит тиристорное импульсно-фазовое управление мощностью подзаряда. Оно не обладает дефицитными деталями, благодаря чему его сборка удешевляется в 10 и более раз. Наладка, подстройка не потребуются.

Аппарат на выходе выдаст импульсный ток, благодаря которому батарея прослужит заметно дольше. Допустимо использование ЗУ на морозе до -35 по Цельсию и при такой же жаре. Этот аппарат – регулятор мощности заряда, работающий автоматически.

Тиристорное зарядное устройство своими руками Тиристорное зарядное устройство своими руками

Основу его составит понижающий трансформатор, вторичная обмотка которого подключена к выпрямительным диодам (4 шт.), соединённым по однофазно-мостовой схеме.

Управление тиристорами производится за счёт схемы на основе однопереходных транзисторов. За счёт конденсатора и переменного резистора удаётся выставить величину зарядного тока.

Дополнительный диод защищает тиристоры от переполюсовки при случайном неправильном присоединении аккумулятора. Схему можно немного усложнить, дополнив её отслеживающим уровень заряда аккумулятора устройством.

Для недопущения радиопомех в цепь включён полосовой фильтр на основе катушек и конденсаторов.

Диоды КУ202 или аналогичные выбираются на ток до 10 А и на обратное напряжение до 50 В. Допустимо использовать и высоковольтные, например, Д226.

Транзисторы применяются биполярные малой и средней мощности, низко- и среднечастотные, к примеру, КТ361, КТ50х и т. д. Конденсаторы неполярные, порядка 0,47-1 микрофарада.

Переменный резистор можно использовать проволочный, рассчитанный на большую мощность.

Тиристорное зарядное устройство своими руками Тиристорное зарядное устройство своими руками Тиристорное зарядное устройство своими руками

Допустимо применение стрелочного амперметра или цифрового его аналога на замеряемые токи до 10 А.

Вместо предохранителя применяют сетевой автомат или автомобильный его аналог на этот же ток. Выпрямительные диоды и тиристоры ставят на теплоотводящие радиаторы площадью не менее 1 дм2. Вторичная обмотка трансформатора должна выдавать порядка 15-27 В переменного тока. Чем выше напряжение, тем стабильнее сила зарядного тока.

Для монтажа деталей и комплектующих используют двусторонне-фольгированный стеклотекстолит толщиной 1,5-2 мм.

Выходное напряжение – 1-15 В, зарядный ток – до 8 А, присутствуют защита от перезаряда, короткого замыкания в самом устройстве. Предусмотрена защита от внезапной переполюсовки.

Диодно-тиристорный мост размещается на отдельных отрезках стеклотекстолит. Радиаторы разнесены в разные стороны, рабочий ток – до 20 А.

Вторичная обмотка трансформатора при использовании вентилятора-охладителя способна выдать ток до 8 А, а диаметр обмоточного провода составляет не менее 2 мм. Возможна установка трансформатора с ещё большей мощностью.

За процесс подзаряда отвечает светодиод: он мигает всё менее прерывистыми импульсами, а при достижении напряжения в 14,4 В светится постоянно, при этом зарядный ток резко падает.

Трансформатор можно позаимствовать из паяльной станции или из мощного усилителя звука, который отслужил свой срок.

В качестве самодельного корпуса подойдёт и старый осциллограф, из которого удалены все платы и перегородки. Как правило, у него уже вышла из строя электронно-лучевая трубка. В простейшем случае деревянный, покрытый антисептиком и лакированный корпус изготавливается на П-образных половинках самостоятельно.

Чтобы проверить работоспособность зарядного устройства, используйте старую аккумуляторную батарею (АКБ), которую при ошибочной работе прибора не проблема утилизировать.

При новых компонентах и полностью работоспособной схеме наладка и заключительное тестирование не потребуются, однако лучше воспользоваться дополнительным вольтметром для контроля увеличивающегося при подзаряде напряжения на батарее.

Как сделать зарядное устройство на тиристорах, смотрите далее.

Тиристорное зарядное устройство 12в

Целью проекта было создание выпрямителя для зарядки больших свинцово-кислотных аккумуляторов 12 В с током 15 А. Но схема настолько универсальна, что в принципе может использоваться даже для управления сварочным током и т. д.

Величина тока здесь зависит от мощности трансформатора, тиристоров и выпрямительных диодов. Мощность также может быть 100 A на 24 В и так далее.

Вообще идея самостоятельного изготовления ЗУ возникла из-за того, что в наличии были самые дорогие элементы с разборки: 

  • неизвестный огромный трансформатор 380 / 24 В 20 A (который при подключении к 220V дает 18,5 В на выходе) 
  • 2 тиристора 50 A 1200 В 
  • 3 диода 40 A 300 В 
  • 2 больших радиатора
  • вентилятор от ПК 
  • амперметр, вольтметр 
  • предохранитель на 25 А. 

Схема зарядного на 12 вольт 20 ампер

Схема управления питается от той же обмотки трансформатора, что и заряжаемая батарея.

Читайте также:  Фанера для пола: выбор, плюсы и минусы, лучшее решение

Транзистор Q1 является детектором пересечения нуля и управляет моностабильным триггером U1B, задачей которого является генерация импульса длительности, регулируемого потенциометром P1.

Конец этого импульса, в свою очередь, запускает U1A, который генерирует импульсы с фиксированной длиной около 200 мкс (это рекомендуемая длина для тиристоров). Этот импульс после преобразования управляет тиристорами.

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Импульсный трансформатор выполняет здесь две функции: гальваническое разделение управляющих электродов и катодов обоих тиристоров друг от друга и гальваническое разделение схемы управления от тиристоров.

Благодаря этому оба тиристора могут быть установлены на одном и том же радиаторе без изолирующих прокладок, и схема управления может питаться тем же напряжением, что и тиристоры. Кроме того, 3 силовых выпрямительных диода также могут быть привинчены к обычному радиатору без изолирующих прокладок.

Это значительно упростило сборку и уменьшило количество радиаторов до двух. А транзистор Q2, управляемый короткими импульсами, даже не нагревается – радиатор который установили оказался ненужным. 

Трансформатор имеет 3×200 витков 0,3 мм на ферритовом сердечнике. Количество катушек и толщина провода не особенно критичны и могут зависеть от напряжения и типа тиристоров. 

От схемы контроллера перейдем к общей схеме зарядки: 

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Поскольку тиристоры имеют монтажный винт на аноде и диоды на катоде, они могут быть привинчены к соединительным радиаторам без изолирующих прокладок (то есть диоды к одному, тиристоры к другому). 

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Диод D3 и L1 не являются обязательными элементами, но настоятельно рекомендуется их поставить. Если используем дроссель, также должны использовать диод D3. Он закрывает поток индуцированного тока и позволяет отключать тиристоры. D3 и L1 здесь выполняют ту же роль, что и в понижающем преобразователе, в котором тиристор является ключевым элементом. 

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Дроссель был намотан на сердечник старого трансформатора сетевого мощностью около 150 Вт проводом 2 мм, намотано до заполнения.

Он должен иметь воздушный зазор 0,5-1 мм, который легко внедрить, потому что это сердечник в форме 2U. Как правило, этот дроссель не является обязательным элементом, и вы можете не ставить его вообще.

Но если что, у него должен быть зазор, вот как на картинке у трансформатора мощностью 100 Вт: 

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Сердечник разобрать, намотать проволоку диаметром около 2 мм. Затем, где есть красные линии, сунуть прокладку из пластика толщиной 2 мм между элементами сердечника. Затем прикрутить винты там, где зеленая отметка.

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Теперь корпус самого зарядного устройства – он был сделано из негорючих пластиковых пластин, скрученных с помощью уголков и болтов. Естественно там должны быть предохранители. Как предохранитель на вторичной стороне, так и классический сетевой предохранитель.

Другие варианты схем ЗУ на тиристорах

Тиристорное зарядное устройство своими руками
Тиристорное зарядное устройство своими руками
Тиристорное зарядное устройство своими руками

Вот ещё три варианта аналогичных схем, которые возможно кому-то более подойдут для повторения. Все они вполне достойно работают и рекомендуются для сборки даже малоопытными радиолюбителями в силу своей простоты. Плюс можете заглянуть ещё по теме тиристорных ЗУ сюда.

Тесты зарядного устройства в работе

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Это зарядное устройство после нескольких месяцев использования (как правило зимой, чтобы помочь запускать автомобили в холодное время года) удостоилось очень хороших оценок от пользователей. Даже несмотря на полностью разряженную батарею, стартер хорошо включился и зарядное устройство не было повреждено. Похоже можно получить от него гораздо больше тока и оно достаточно устойчиво к экстремальным условиям работы. Скачать файлы и платы

   Форум по зарядному устройству

Зарядное для авто аккумуляторов на тиристоре

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Большой популярностью среди автолюбителей самодельщиков пользуются тиристорные автозарядки, в которых питание от мощного трансформатора поступает на АКБ через тиристор, управляемый открывающими его импульсами от генератора. В простейшем виде схема будет выглядеть вот так:

Тиристорное зарядное устройство своими руками

И нечего улыбаться – она реально рабочая и в своё время довольно долго успешно эксплуатировалась. Более сложный вариант, с отдельным генератором импульсов и контролем режимов заряда (напряжения на батарее) показан на следующей принципиальной схеме:

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Но если опыт позволяет, луче собрать третье автоматическое зарядное тиристорное, которое кроме того что собрано многими людьми, имеет вполне неплохие параметры и возможности.

Схема и печатная плата ЗУ на SCR

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Печатная плата нарисована вручную маркером. Вы можете сделать разводку самостоятельно, например на основании вот этого рисунка:

Параметры зарядного устройства

  • Выходное напряжение 1 – 15 В
  • Предельный ток до 8 А
  • Защита от перезаряда аккумулятора.
  • Защита от случайной короткого замыкания выхода
  • Защиты против смены полярности

Функциональное описание схемы

Переменное напряжение от вторичной обмотки трансформатора (около 17 В) подается на управляемый тиристорно-диодный мост, далее в зависимости от импульсов управления, следующих от контроллера, оно подается на клеммы аккумулятора.

Контроллер состоит из отдельного сетевого трансформатора, его напряжение формируется стабилизатором LM7812, двойной мультивибратор CD4538 делает управляющие импульсы на тиристорах, и имеет цепи контроля напряжения аккумуляторной батареи, состоящие из оптрона CNY17 и источника опорного напряжения TL431, работающего в качестве компаратора.

Если напряжение на выходе TL431 (R) ниже 2,5 В (система делителя с PR2 с резисторами), ток не протекает через TL431 через LED2 и CNY17 из-за блокировки транзистора BC238, что приводит к высокому состоянию на входе сброса выв.

13 микросхемы CD4538 и её нормальной работе (если управляющие импульсы направляются на затворы тиристора), если напряжение увеличивается (в результате зарядки батареи), тогда начинает действовать TL431, ток прекращает течь через LED2 и CNY17, BC238 срабатывает и низкое состояние подается на выв.

13, генерация управляющих импульсов на затворе тиристора прекращается, и напряжение на аккумуляторе отключается. Напряжение отключения устанавливается PR4 на уровне 14,4 В. Светодиод LED1 во время зарядки становится все более и более частым и почти на финальной стадии.

Также использовались 2 датчика температуры 80 C. Один приклеен к радиатору, а другой – к вторичной обмотке сетевого трансформатора, датчики соединены последовательно. Активация датчика приводит к отключению напряжения на оптопаре и блокировке мультивибратора CD4538 и отсутствию сигналов управления затворами тиристора.
Вентилятор постоянно подключен к аккумуляторной батарее.

Полезное:  Акустические концертные колонки своими руками

Схема имеет переключатель AUT / MAN в положении MAN, при этом автоматическая система контроля напряжения аккумулятора отключена, и аккумулятор можно заряжать вручную, контролируя напряжение.

Вот несколько вариантов схем подключения выпрямителей и тиристоров:

Тиристорное зарядное устройство своими руками

  • Схема на рис. A. Наименее благоприятное включение, высокое падение напряжения и сильный нагрев моста плюс потери на тиристоре. Преимущества: можно использовать один радиатор, потому что выпрямительные мосты обычно изолированы от корпуса.
  • Схема на рис. Б наиболее выгодна, потери только на тиристорах. Но два радиатора.
  • Схема на рис. С умеренно выгодна. Три или один радиатор (с одним радиатором, одним двойным диодом Шоттки или двумя диодами с катодом на корпусе.
  • Это нормальные напряжения на выводах чипа CD4538:
  • 1 – 0 В
    2 – от 11,5 В до 6 В при повороте потенциометра P
    3,16 – 12 В
    4,6,11 – от 2 В до 12 В при повороте P
    5 – приблизительно 10 В
    10,12 – около 0,1 В
    13 – около 11,5 В с выключенным LED1
    14 – около 12 В
  • 15 – 0
Читайте также:  Угловой редуктор для вом на мотоблок

Схема и принцип работы зарядного устройства на тиристорах

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Зарядное устройство на тиристорах для аккумулятора обладает рядом преимуществ. Такая схема позволяет безопасно зарядить любую автомобильную батарею на 12 В, без риска закипания.

Дополнительно приборы данного типа подходят для восстановления свинцово-кислотных батарей. Достигается это за счет контроля параметров зарядки, а значит возможности имитировать восстановительные режимы.

Импульсное зарядное устройство на КУ202Н

Распространенная, простая, но очень эффективная схема тиристорного фазоимпульсного регулятора мощности уже давно используется для заряда свинцовых аккумуляторов.

Зарядка на КУ202Н позволяет:

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Схема тиристорного зарядного устройства на КУ202Н

  • добиться зарядного тока до 10А;
  • выдавать импульсный ток, благоприятно влияющий на продолжительность жизни АКБ;
  • собрать устройство своими руками из недорогих деталей, доступных в любом магазине радиоэлектроники;
  • повторить принципиальную схему даже новичку, поверхностно знакомому с теорией.

Условно, представленную схему можно разделить на:

  • Понижающее устройство – трансформатор с двумя обмотками, превращающий 220В из сети в 18-22В, необходимых для работы прибора.
  • Выпрямительный блок, преобразующий импульсное напряжение в постоянно собирается из 4-х диодов или реализуется с помощью диодного моста.
  • Фильтры – электролитические конденсаторы, отсекающие переменные составляющие выходного тока.
  • Стабилизация осуществляется за счет стабилитронов.
  • Регулятор тока производится компонентом, строящимся на транзисторах, тиристорах и переменном сопротивлении.
  • Контроль выходных параметров реализуется с помощью амперметра и вольтметра.

Принцип работы

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Схема зарядного устройства с тиристором

Цепь из транзисторов VT1 и VT2 контролирует электрод тиристора. Ток проходит через VD2, защищающий от возвратных импульсов. Оптимальный ток зарядки контролируется компонентом R5. В нашем случае, он должен быть равен 10% от емкости аккумулятора. Чтобы контролировать регулятор тока, данный параметр перед клеммами подключения необходимо установить амперметр.

Питание данной схемы осуществляется трансформатором с выходным напряжением от 18 до 22 В. Обязательно необходимо расположить диодный мост, а также управляющий тиристор на радиаторах, для отвода избытка тепла. Оптимальный размер радиатора должен превышать 100см2. При использовании диодов Д242-Д245, КД203- в обязательном порядке изолируйте их от корпуса устройства.

Данная схема зарядного устройства на тиристорах обязательно должна комплектоваться предохранителем для выходного напряжения. Его параметры подбираются согласно собственных нужд. Если вы не собираетесь использовать токи более 7 А, то предохранителя на 7.3 А будет вполне достаточно.

Особенности сборки и эксплуатации

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Схема проверки теристора

Собранное по представленной схеме зарядное устройство в дальнейшем можно дополнять автоматическими защитными системами (от переполюсовки, короткого замыкания и др). Особенно полезным, в нашем случае будет установка системы отключения подачи тока при заряде батареи, что убережет ее от перезаряда и перегрева.

  • Другие защитные системы желательно комплектовать светодиодными индикаторами, сигнализирующими о коротких замыканиях и других проблемах.
  • Внимательно следите за выходным током, так как он может изменяться из-за колебаний в сети.
  • Как и аналогичные тиристорные фазоимпульсные регуляторы, собранное по представленной схеме зарядное устройство создает помехи радиоприему, поэтому желательно предусмотреть LC-фильтр для сети.

Тиристор КУ202Н можно заменить аналогичными КУ202В, КУ 202Г или КУ202Е. Также можно использовать и более производительные Т-160 или Т-250.

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Тиристорное зарядное устройство своими руками

Тиристор самодельный

Для собственноручной сборки представленной схемы понадобится минимум времени и сил, вместе с невысокими затратами на компоненты. Большую часть составляющих можно легко заменить на аналоги.

Часть деталей можно позаимствовать у вышедшего из строя электрооборудования.

Перед использованием, компоненты следует проверить, благодаря этому собранное даже из б/у деталей зарядное устройство, будет работать сразу после сборки.

В отличие от представленных на рынке моделей, работоспособность собранного своими руками зарядного сохраняется в большем диапазоне. Вы можете зарядить автомобильный аккумулятор от -350С до 350С. Это и возможность регулировать выходной ток, давая батарее большой ампераж, позволяет за короткое время компенсировать батарее заряд, достаточный для поворота стартером мотора.

Тиристорные зарядные устройства имеют место в гаражах автолюбителей, благодаря их возможностям безопасно заряжать автомобильный аккумулятор.

Принципиальная схема данного прибора позволяет собрать его самостоятельно, используя товары с радио рынка.

Если знаний недостаточно, можно воспользоваться услугами радиолюбителей, которые за плату в разы меньшую, чем стоимость магазинного зарядного устройства, смогут собрать вам аппарат по предоставленной им схеме.

Доступное зарядное устройство на тиристоре

Пришла идея собрать еще одно зарядное устройство. У меня уже есть несколько зарядных для авто аккумулятора. Благо задумка проста, детали все давно есть. Все собирается на отечественных деталях. Ничего редкого, все доступное.

Для самоделки нам понадобится

  • трансформатор;
  • диодный мост;
  • тиристор;
  • амперметр;
  • корпус;
  • выключатель;
  • крокодилы;
  • инструменты.

О компонентах

Трансформатор у меня остался от старого проекта. Стоял трансформатор в корпусе. Корпус добротный, с ручками. На корпусе уже установлен сетевой разъем и предохранитель. Напряжение на вторичке трансформатора 17 вольт.

Обмотка диаметром около 2 мм по меди. У меня первичная цепь практически собрана. Установлю выключатель и готово.

 

Диодный мост сборной. Можно установить сборку из магазина, но у меня была из диодов. Диоды на 10 ампер, советские Д242. Были прикручены на радиаторе. Диоды установлены через слюдяные шайбы.

Амперметр на 20 ампер. Показывает в обе полярности, да просто такой был рабочий. На нем уже установлен шунт.

 

Тиристор с радиатором от материнки компьютера. Ку 202. Максимальный ток 10 ампер. Он не сильно греется.

 

Схема зарядного устройства

По сути, это импульсный регулятор. Тиристор в данной схеме не греется. Я предохранитель не ставил.

Сборка зарядного устройства

 

По методике ЛУТ изготовил плату.

 

Сверлю отверстия в пятачках. Деталей минимум, все доступно и просто.

  •  
  • Устанавливаю и распаиваю компоненты.
  •  

Нужно просверлить крепежные отверстия. Плату сделал довольно компактной. Просверлив отверстия, столкнулся с проблемой крепления. Сделал скобку с вырезом.

 

Крепить диодную сборку буду непосредственно к корпусу. Диоды изолированы. Сверлю четыре отверстия.

  1. Прикручиваю радиатор с диодами.
  2. Распаиваю диодный мост.

Тиристор на радиаторе я закрепил на изоляции. Пластинка из пластика, в ней нарезал резьбу.

Для передней панели, я взял отрезок композитного пластика. На нем пока защитная пленка. Делаю разметку под все компоненты, прямо 

по защитной пленке. Вырезаю прорези, и сверлю отверстия.

Собираю остатки схемы и тестирую. Регулируется все плавно.

После проверки все ставлю на место. Фиксирую по возможности провода.

Зарядка получилась хорошая и надежная. Данная схема очень популярна.

Видео по сборке прилагаю

]

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector