Ткацкий станок что это

irinadvorkina

Ковер… Роскошный, с шелковым или шерстяным бархатистым ворсом, поражающий пышными цветами и райскими птицами; скромный гладкий ковер с традиционным геометрическим рисунком; изысканный гобелен – сюжетный или декоративный ковер, все это – чудесные творения человеческих рук, которые веками согревают и украшают наш дом.

Когда прикасаешься к столь древнему ремеслу, невольно возникает желание проникнуть вглубь веков и понять, как человек пришел к его открытию. Как пронес это искусство через века и сохранил, несмотря на губительное воздействие цивилизации.

Ковры и гобелены, ткани для одежды и интерьера создают в технике ткачества. Не одно тысячелетие их ткали вручную, пока не появились промышленные станки. Почему же, несмотря на легкость приобретения нужных изделий, люди продолжают заниматься этим трудоемким ремеслом в наше время? Чтобы понять это, заглянем в историю ткачества.

ПЛЕТЁМ ИЛИ ТКЁМ?

Сегодня часто можно услышать, что гобелен или ковер «плетут». Это неверное выражение. Гобелены, как и гладкие (безворсовые) ковры, ткут. Ворсовые ковры тоже не плетут и даже не вяжут, а ткут, несмотря на то, что ворсовые узлы «вяжут» на нитях основы.

При этом сохраняется термин «ткацкие переплетения», намекающий на происхождение ткачества от плетения. И в этом нет противоречия. Хотя нити между собой переплетаются, но процесс называется «ткачеством».

Главные понятия в ткачестве – это основа и уток. Основа – это нити, идущие вдоль ткани. Что такое «вдоль» легче понять, если представить себе не кусочек ткани, как на рисунке ниже, а целый рулон.

Уток, уточные нити переплетаются с нитями основы по горизонтали в шахматном порядке.Ткацкий станок что этоОснова и уток переплетаются между собой.

Ткань, состоящая из вертикальных и горизонтальных нитей, напоминает схему мироздания. Вертикаль: подземный мир – земля – небо; горизонталь: центр и четыре стороны света.

Нити переплетаются между собой, как и всё в этом мире.

Чем же плетение отличается от ткачества? В плетении нет разницы между основой и утком, нет и механического чередования нитей основы для удобства прокладывания утка.

Плетение было первым шагом на пути к ткачеству. Для циновок траву, стебли тростника, камыша, пальмовые листья нарезали кусками нужной длины и переплетали их между собой под прямым углом. Корзину делали, оплетая по кругу прочный каркас, или другими способами.

Первые ткани также изготовляли с помощью плетения. На самом раннем этапе в плетении используют необработанный природный материал, позднее – спряденные нити.Ткацкий станок что этоПлетение из пальмовых листьев.

Станок заменяют пальцы, ветви дерева, вбитые колышки и тому подобное. У славян бытовало плетение (дерганье) на пальцах рук и ног, на стене, на вилочке, на колодочке.

Сегодня возрождаются многие традиционные приемы ткачества, например, дерганье на пальцах. Конечно, таким приемом можно ткать только узкие изделия – пояса, тесемки.Ткацкий станок что этоДерганье на пальцах.

В полутканье уже различимы основа и уток, то есть появились две системы нитей. Их роли совершенно различны: неподвижно закрепленная основа скрепляется бегающим утком.

Но в полутканье все еще нет никаких удобств для прокидывания утка между нитями основы.

Например, прикрепив ряд нитей основы к опоре или ноге, а с другой стороны к поясу, мастерица проводит уток между нитями основы, поднимая их поочередно через одну нить, и уплотняет пальцами.

С появлением первых примитивных станков в VIII–II тыс. до н.э. ткачество окончательно отделилось от плетения. В примитивном ткачестве кроме основы и утка есть приспособления для облегчения процесса. Появляются и приемы механического чередования нитей основы. Это способы тканья на бердечке, на дощечках, на ниту.

Ткачество на бердечке (бёрдышке) широко распространилось в Европе в Средние века, в Америке – с XVI века. Ширина бердечка соответствует ширине ткани.

Начало тканья находится около ткачихи – прикреплено к поясу, а конец основы – к неподвижной опоре. Так ткут пояса и небольшие изделия.Ткацкий станок что этоТкачество на бердечке.

Тканье на дощечках – условный термин. Например, в Новгороде Х–ХI веков их делали из кости, а на островах Индонезии – из раковин. Считают, что этот способ появился еще в Древнем Двуречье. Использовался в Древнем Египте, в Западной и Северной Европе существовал в эпоху неолита.

Ткачество на дощечках сегодня вновь вызывает активный интерес. Ткань получается путем скручивания нитей основы, уток остается невидимым. Количество дощечек может быть от четырех до 150 и даже больше, чтобы получить широкую ткань.Ткацкий станок что этоТкачество на дощечках.

Ткацкий станок что это

Развитие ткацкого станка напрямую было связано с прогрессом в прядении. Чем тоньше становились нити, тем изощреннее должен был быть станок. Со временем сложились и совершенствовались два основных вида станков: горизонтальный и вертикальный со множеством их вариаций.

В Европе, на Востоке, Кавказе бытовал вертикальный станок с грузилами. Он состоял из врытых в землю боковых опор и верхней перекладины. К ней привязывали нити основы и натягивали их внизу грузами. В более совершенной форме станка основа натянута на два вала – верхний и нижний.

На вертикальных станках в наше время ткут гладкие и ворсовые ковры и гобелены.

(Бискра – город на севере Алжира, бурнус – плащ берберов и арабов).» class src=»https://sun9-36.userapi.com/c855036/v855036259/1fac68/XsnHsf2CB4s.jpg»>Вертикальный ткацкий станок. Фредерик Артур Бриджмен. «Женщины в Бискре, ткущие бурнус». 1880 г. Масло. Courtesy Vance Jordan Fine Art Inc., N.Y. (Бискра – город на севере Алжира, бурнус – плащ берберов и арабов).

На наземных горизонтальных станках основа натянута между двух валов параллельно земле. Конструкция использовалась в Древнем Египте и других ранних государствах. Такие же архаичные станки существуют по сей день у многих восточных и азиатских народов.

Одна из форм такого станка – поясная конструкция (как с бердечком и в Перу). То есть передний вал прикреплен к спине ткачихи. На них ткут гладкие и ворсовые ковры и традиционные ткани.Ткацкий станок что этоТкачество на горизонтальном наземном станке (индонезийский поясной).

Видео: Ткачество традиционной индонезийской ткани – иката на поясном станке.

Стелющийся по земле станок развивался и превратился в сложный горизонтальный станок с подножками. Когда-то такие станки стояли чуть не в каждом деревенском доме. В России на них ткали грубые и тонкие узорные ткани, гладкие, ворсовые ковры и половики из полосок тканей. Сегодня на современных моделях подобных станков ткут не только дорожки-половики, но любые ткани, шарфы, шали-палантины.

Ткацкий станок что это

  • Именно станок с подножками, который изобретатели постоянно совершенствовали, стал основой для промышленных ткацких станков.
  • ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

Потребности жизни кочевников, скотоводов, а позднее и земледельцев породили не только множество ковровых изделий, но и разнообразие приемов ткачества. Анализируя их детально, ниточка за ниточкой, словно проходишь бесконечно длинный путь, отмеченный вехами удивительных ткацких открытий.

Техника ткачества развивалась от простого к сложному, начиная от изделий с простым полотняным переплетением нитей основы и утка. Получается ткань, одинаковая с лица и с изнанки. Это одноцветные ткани, дорожки.Самое простое и древнее переплетение – полотняное.

В такой технике трудно соткать какой-либо узор. Но если полностью скрыть основу под цветным утком, то получится репс – разновидность полотняного переплетения.

Для этого надо плотно прибивать уток. В ткачестве старинных шпалер, современных гобеленов и гладких ковров используется именно это переплетение, т.к. оно дает возможность создавать рисунок.

Ткачество в технике уточного репса.

Простейшие ковры, сотканные в этой технике, называют паласами. Их узор состоит из чередующихся в определенном порядке разноцветных полос.Палас.

Со временем появились более сложные приемы создания узоров со сцеплением утков или без, настилами и обвивками (килимы, малоизвестныегладкие ковры: шедде, верни, сумахи, зили, узорное ткачество и др.).

Такими способами с древности и до настоящего времени ткут ковры, сюжетные и декоративные шпалеры, гобелены, ткани, утилитарные изделия: пояса, сумки, мешки, подушки, попоны, покрывала и т.п.Кавказский килим.

Когда кошка царапает ковер – это предвещает приезд гостя.

Узор в килимах формируют сами горизонтальные и вертикальные линии утка и основы, отсюда его четкость и графичность. Поэтому орнамент гладких ковров чаще бывает геометрическим. Природные формы, изображения животных и людей в коврах также приобретают обобщенные, стилизованные, декоративные очертания.

Традиционные узорные ткани в разных странах выполняли браной техникой (настилами) и ее разновидностью – выборной. Это удобнее делать на сложных горизонтальных станках с подножками.

В России было распространено именно узорное ткачество, а не ковроделие. Поэтому не случайно интерес к нему возродился к XXI веку.

Эту технику удобно использовать в ткачестве дорожек, подушек, покрывал, шалей и других утилитарных изделий.Фрагмент узорной ткани с павлинами (Индия).

В эпоху ранней бронзы возникли способы узловязания. Однажды мастерица, прокинув уток, решила вытянуть его петлями между нитями основы, а может быть, обвивая петлями нити основы в гладком ковре, она вдруг попробовала удлинить петли обвивки. Мечта о мохнатой как у зверей, но рукотворной ткани, сбылась. В ткачестве появилось новое направление.

При слове «ковер» перед глазами возникает привычный ворсовый ковер, который можно увидеть почти в каждом доме. А ведь существуют и другие виды. Наиболее ранними были петельные и махровые (длинноворсовые) ковры. Интересен и такой вид ворсовых ковров как рельефные.Петельная и махровая техники ткачества.

Петли держатся в ткани ковра непрочно, легко выдергиваются. Видимо, это и навело ткачих на мысль закреплять их более прочно – узлами. Нить тянули от клубка, завязывали узел и обрывали ее ударом пальцев. В развитии привычного ворсового ковра большую роль сыграло изобретение и совершенствование ножей и ножниц.

Ворсовое ткачество – вершина ковродельческого искусства.

Сотни, тысячи, миллионы узелков… Сидя за станком, мастерица медленно, день за днем, месяц за месяцем, узелок за узелком творила прекрасный мир, вкладывая в работу всю свою душу, мечтая порадовать близких, украсить свой дом, оберечь его магическими узорами ковра. В случае ткачества ковра для продажи всё выглядит не столь романтично, но часто не влияет на конечный результат.Мотив индийского ковра XIX в.

Гладкие ковры отличаются от ворсовых легкостью, на них идет в два раза меньше шерсти, требуется и меньше времени на работу.

В то же время, техника гладкого ткачества ограничивает возможности свободного выполнения рисунка, хотя точность рисунка зависит так же от того, насколько ковер тонкий или грубый.

Читайте также:  Плохо заводится бензопила штиль 250

Узор формируют сами горизонтальные и вертикальные линии утка и основы, отсюда его четкость и графичность.

Каждая новая техника ткачества становилась основой для возникновения следующей, возможно, спустя века. Ее приемы не зачеркивали своим появлением предыдущие, а использовались параллельно. В результате сегодня применяются все приемы ткачества текстильных изделий, хотя одни чаще, а другие реже.

В отличие от традиционных ковровых изделий разных народов, в старинной шпалере и современном гобелене художник свободно применяет ткацкие приемы в любых сочетаниях. Возможно, современный гобелен – это форма ковра, в большей степени отвечающая сегодня потребностям человека.Борис Мигаль. Гобелен «Зеленый луч». Часть триптиха. 1985–1987.

Европейская шпалера за десять столетий прошла путь от небольших наивных сюжетных ковров до монументальных серий шпалер высочайшего уровня. А искусство современного гобелена просто немыслимо без авторского участия.

Разве может цифровой ткацкий станок или работа ткача-исполнителя заменить озарения, находки, импровизацию художника в процессе ткачества! Гобелен, рожденный в медленной, кропотливой работе, несет зрителю живую мысль, чувства, настроение художника.

Вы и сами, занявшись ткачеством, почувствуете во время работы, что в каждом движении нити заложена мысль.

Вернемся к вопросу, почему люди продолжают заниматься ткачеством? Ковер размером 2 х 3 м автоматические станки изготовляют менее чем за час. Зачем тратить на это неделю за неделей, месяц за месяцем?

Да, машины способны воспроизводить даже древний орнамент, но они не могут одухотворить ковер, сделать его неповторимым. В век, когда человек доверил все производить машине, ковры и гобелены ручной работы неизменно ценятся как уникальное произведение, ведь они хранят душу и тепло рук мастерицы.

Кроме того, станки «не умеют» выполнять многие ткацкие приемы, включая ворсовые узлы, – то, что так легко и быстро делают опытные мастерицы.

Всю историю развития цивилизации люди подходили творчески ко всему, что делали, в том числе постоянно совершенствовали конструкции ткацких станков; изобретали приемы ткачества; разрабатывали все более сложные орнаментальные композиции ковров, доводя их до совершенства. Видимо, в творческом начале, заложенном в человеке от природы, и заключается разгадка вечной тяги людей к ручной работе. Радость от красивой вещи, сотворенной собственными руками, ни с чем несравнима.

Больше узнать обо всех аспектах ткачества вы можете из книг Ирины Дворкиной «Ручное ткачество. Практика. История. Современность» в 6-ти томах. Изданы том 1–3.

Подробнее о книгах читайте на сайте автора.P.S.

Ткацкий станок: виды, описание, характеристики :: BusinessMan.ru

Внедрение последних технологий в промышленные отрасли в первую очередь затрагивает оборудование. Примеры различных производств демонстрируют преимущества технического развития, что проявляется в повышении качества изделий. При этом есть сферы, где по-прежнему актуальны и традиционные способы организации технологических процессов.

В частности, ткацкий станок по сей день сохраняет концепцию тесной взаимосвязи ручного труда и машинной функции. Конечно, в некоторых направлениях производства можно отметить и появление электронных систем с автоматикой. Однако, по совокупности достоинств двух подходов преимущество все же остается за ручными и механическими агрегатами.

Общие сведения о ткацких станках

Ткацкий станок что это

Несмотря на консервативный подход к текстильному производству, участники данного сегмента используют множество вариаций данной машины. При этом все модели служат одной цели – формированию ткани. В результате взаимного переплетения нескольких нитей с определенной конфигурацией расположения относительно друг друга создается текстильное изделие с заданной структурой. В целом концепция несложная, поэтому ее истоки уходят в историю довольно глубоко. Например, первые находки, свидетельствующие об изготовлении тканей путем переплетения, насчитывают порядка 6 тыс. лет. Если же говорить о машинах, приближенных к современным техническим средствам, то первые ткацкие станки появились в 1785 году. Именно в это время был запатентован механический агрегат такого типа. В то же время нельзя сказать, что устройство было чем-то невиданным и революционным. К этому моменту ручные механизмы были весьма распространены в Европе почти сто лет.

Основные характеристики

Ткацкий станок что это

Особое место в технических параметрах занимают размеры станков. Наиболее компактными габаритами располагают традиционные ручные машинки, которые легко размещаются даже в небольшой квартире. Их можно сравнить со стиральной машиной, но важно учитывать и необходимость организации рабочего места. Одной из важнейших характеристик является ширина полотна, которая в среднем варьируется от 50 до 100 см. Разумеется, ткацкий станок для промышленных нужд может располагать и двухметровой шириной полотна, что позволяет изготавливать ковры. Также следует учитывать размеры установки, с точки зрения размещения на полу. Как правило, модели из младших и средних линеек занимают участки не больше 100х100 см. При этом высота установки может достигать 1,5 м.

Устройство станка

Классическая конструкция ручного станка в первую очередь предусматривает наличие двух поперечных планок для товарного валика и навоя. Как правило, эти элементы входят в основную комплектацию. Не обходится машина и без держателя нитей.

В процессе снования именно за эту часть фиксируются окончания нитей. Для продевания петель пряжи в соответствующие зубцы предназначен проборный крючок. Эту деталь называют и проборкой в бердо. Помимо этого, устройство ткацкого станка предусматривает наличие закладных планок.

При помощи этих элементов пользователь может сохранять основу ровной и гладкой. Планки обычно укладывают на основу по мере навивания. Когда начинается формирование основы на станок, необходима функция держателя ремизок – ее выполняет специальный фиксатор, входящий в комплект.

В качестве опции приобретаются и комплекты с проволочными шпильками, которые крепят ремизки после их установки для работы.

Разновидности

Ткацкий станок что это

Производители предлагают ручные, механические, полумеханические, а также автоматизированные устройства. Также модели подразделяются на гидравлические и пневматические машины в зависимости от принципа работы. С точки зрения конструкционного исполнения, можно выделить круглые и плоские станки. К слову, первый вариант применяется исключительно для выработки тканей с особыми качествами.

К примеру, это может быть рукавный материал.

Для бытового использования чаще используют небольшие узкие модели, а для крупных производств подходят ткацкие станки промышленные, у которых достаточно мощности для работы с крупными объемами текстильного материала.

Существует и разделение станков по способностям формирования разных тканей. Так, эксцентриковые модели применяются для создания простых переплетений, а мелкоузорчатые полотна можно выполнить на кареточной машине.

Классификация по способу прокладки нити

Ткацкий станок что это

По этому признаку и выделяют пневматические и гидравлические устройства. Правда, существует и третья разновидность – рапирные машины. Что касается пневматических моделей, то они прокладывают нить в зеве при помощи воздушного потока. Для этого предназначено основное сопло, вмонтированное в конструкцию бедра. Важно отметить, что данная часть фиксируется к магистральной емкости, распределяющей сжатый воздух. Также распространены гидравлические и рапирные виды ткацких станков, которые задействуют в процессе прокладки воду и специальные подающие элементы. В первом случае нить проводится летящей водяной каплей. В целом устройство таких станков соответствует пневматическим аналогам, только вместо воздуха используется струя воды. Рапирные механизмы вводят нить в зев двумя металлическими стержнями, один из которых выполняет подающую функцию, а второй – принимающую.

Нюансы техобслуживания

Ткацкий станок что это

Перечень мероприятий, выполняемых в процессе техобслуживания, зависит от конкретной конструкции. Например, содержание ручных моделей предполагает тщательные осмотры конструкции, которая чаще всего изготавливается из древесины. Правильная настройка компонентов, планок и зажимов – основная часть работы мастера. Более сложные конструкции механических и автоматических агрегатов требуют дополнительных мер. Например, может потребоваться заправка ткацкого станка водой, если речь идет о гидравлических устройствах. Пневматическое оборудование также предполагает отдельное содержание приспособлений, обеспечивающих подачу воздуха. Здесь же требуется проверка соединяющих шлангов и насадок, распределяющих потоки.

Производители ткацких станков

Лидирующие позиции занимают европейские компании, среди которых бельгийские производители, итальянские и немецкие. В частности, пневматические модели на рынке предлагают фирмы Dornier, Picanol и Promatech.

Также станки высокого качества производят японские компании, среди которых Tsudakoma и Toyota. Под этими же брендами выходят и гидравлические модели. Примечательно, что российских предприятий в этом сегменте не представлено.

Зато отечественный ткацкий станок можно найти в категории рапирных моделей. Свою продукцию в этой нише предлагают заводы «Текстильмаш» и «СТБ».

Заключение

Ткацкий станок что это

Несмотря на расширение производственных мощностей, лучшая текстильная продукция выпускается небольшими предприятиями, ориентирующимися на ручной труд. У такого подхода есть множество преимуществ, которые обеспечивают качественные изделия. Например, ткацкий станок с ручным принципом работы позволяет своевременно выполнить коррекцию формирования ткани, а также внести необходимые поправки в настройку подающих элементов. Кроме того, существует множество операций, которые не способны выполнить автоматизированные машины. В таких случаях, опять же, лучше всего справляются руки опытных ткачей.

Ткацкие станки. Особенности моделей и советы по выбору

Простейший ткацкий станок – одно из древнейших изобретений человечества. Станки приняли на себя роль символа экономического и технического развития, предоставив нам возможность получать добротные ткани и носить красивые наряды. Современные потомки неказистых и тяжелых деревянных конструкций «трудятся» быстрее, выглядят элегантнее и работают с любой пряжей.

Ткацкий станок что это

На сайте магазина «ТекстильТорг» можно купить ткацкие станки различных модификаций и лучших торговых марок. Susanna, Ideal (Emilia) 35 cm, Julia, Bandloom – это самые популярные бренды ручных ткацких станков, признанные многими умельцами.

К сожалению, отзывы о них немногочисленны, по сравнению с отзывами о швейных машинах, но если постараться, то на некоторых форумах, посвященных рукоделию, можно отыскать интересную информацию об их достоинствах и недостатках.

Полезные сведения можно почерпнуть и в пособиях по истории.

Удивительно, но в век высоких технологий человек не потерял желание создавать что-то своими руками. Ткацкие станки востребованы и для ручного производства. Учитывая, что стоимость изделий, выполненных вручную довольно высока, то и цена на ткацкий станок себя оправдывает.

Читайте также:  Sf1 обозначение на схеме

1. Виды и принцип работы ткацких станков

Мы решили восполнить часть пробелов в знаниях, и предоставить нашим клиентам несколько важных сведений о ткацком станке для ручного ткачества. Очевидно, что это механизм, предназначенный для создания текстильных тканей из нитей и главный инструмент ткача.

Он состоит из челнока, ремизки, навоя, берда и валика. Для работы используется два вида нитей: уточная и основа. Основа наматывается на навой, затем сматывается, огибая валик, задающий направление, и поступает в отверстия ламелей и галев ремизика, перемещаясь вверх, к зеву станка.

В зеве уточная нить переплетается с основой, превращаясь в готовое полотно.

Станки бывают:

  • ручные;
  • механические;
  • автоматические;
  • челночные и бесчелночные;
  • однозевные и многозевные;
  • плоские и круглые.

Различают их и по типам вырабатываемой ткани, разделяя на вырабатывающие шерстяные и шелковые, хлопчатобумажные и стеклянные, железные и остальные.

Модели ткацких станков интернет-магазина ТекстильТорг

В нашем магазине представлено много моделей домашних ткацких станков. И прямо сейчас мы с некоторыми из них и познакомимся.

Ткацкий станок что это

  • Ткацкий станок Bandloom – недорогая модель для производства лент, тесьмы, поясов. Он интересен любителям скандинавских мотивов в тесьме и поясах. Легкий и эргономичный, он не займет много места в вашем доме.
  • Ткацкий станок Emilia (35 см) настольного типа. Предназначен для создания шарфов, салфеток, мягких ковриков, половиков. Модель оснащается педалями, что очень удобно для людей с ограниченными возможностями.
  • Ткацкий станок Julia обладает широкими возможностями и позволяет ткать материалы различной фактуры. С ним вы порадуете себя и своих друзей эксклюзивными платьями, красочными гобеленами, модными сумками и шарфами.
  • Ткацкий станок Susanna относится к напольному типу, выполнен из березы. Оснащен бердом, а обратная сторона может быть использована в качестве сновальной рамы.

Ко всем нашим моделям прилагаются инструкции на русском языке. Учтите, что цена на ткацкий станок указана на день покупки.

Для тех, кто любит не только ткать, но и заниматься столярным делом, предлагаем смастерить станок самостоятельно.

2. Деревянный ткацкий станок: делаем сами

Для наглядности производимых действий мы подготовили пошаговое описание.

Изготовьте две боковые стенки станка и соедините их планкой. Прикрепите гребень 30х15 и расположите на гребне зубья длиной 10 см и шириной 0,5 см.

Расстояние между зубьями должно быть равно 0,5 см, всего вам понадобится 30 штук. На верхний конец каждого зуба набейте гвоздики длиной 2 см. Вбивайте их до половины длины.

Такие же гвоздики набиваем на переднюю стенку гребня, отступая от верхушек по 12 см. Приделайте дно для устойчивости станка.

В готовый вал станка набиваем гвоздики, располагая их на расстоянии 0,5 см друг от друга. Всего у вас должно получиться 60 гвоздиков. Шляпки гвоздиков должны выступать на 3 мм над валом. Затем делаем из двух толстых гвоздей ось вала.

Для исключения вращения цилиндра во время тканья, рядом с отверстием для его оси высверлите еще одно отверстие, в которое войдет винт с барашковой гайкой. Он необходим для закрепления вала.

Последняя деталь – планка длиной в 30 см с 30 набитыми на нее гвоздиками на расстоянии 0.1 см друг от друга.

Теперь можно приступать к ткачеству. Нарежьте бумажные или шерстяные нити по размерам станка. Привяжите их концы к головкам гвоздиков на валу. У вас должно получиться 60 нитей. Все нечетные нити (30 штук) натяните и обмотайте по два раза вокруг гвоздиков на гребне.

Затем потяните нить к нижнему гвоздику и также дважды оберните вокруг него. Оставшиеся четные нити обматывайте гвоздике, расположенные на планке. Начните вращать планку, чтобы нити наматывались на нее.

Проследите, чтобы каждая нить наматывалась возле гвоздика, к которому она была привязана изначально.

Из дощечки изготовьте челнок, вырезав в нем отверстие для катушки. Рядом с отверстием выдолбите два гнезда для оси катушки. Закройте выдолбленные гвозди жестяными пластинами, чтобы катушка не выпадала. Размер катушки 6х9 см.

Если катушка выполнена из дерева, вбейте в ее концы гвоздики без шляпки, они послужат для нее осью. Лучше, если она будет изготовлена из металла: она уже имеет свою ось и на нее наматывается больше нитей.

Челнок должен быть абсолютно гладким, зачистите его рашпилем и отшлифуйте мелкой наждачкой. Это необходимо, чтобы челнок не цеплял нитки основы.

По направлению к катушке высверлите в боку челнока отверстие, зачистите его. Намотайте на катушку нитку, протяните ее конец через боковое отверстие челнока и вставьте катушку.

3. Как ткать на ткацком станке?

Ткацкий станок что это

Работу начинают с конца нити, выступающего из челнока. Ее надо привязать к первому гвоздику вала, с левой стороны. Правой рукой поднимаем планку с 30 нитями так, чтобы они расположились выше верхушек зубьев примерно на 10 см, левой рукой пропускаем челнок, опускаем планку вниз, на 10 см, челнок перебрасываем налево. Снова поднимаем планку, переводим челнок направо. Выткав примерно 25 см ткани, размотайте все тридцать ниток с зубьев гребня, опустите гайку винта и намотайте на вал полученную ткань. Закрепите цилиндр обратно, натяните основу и продолжайте ткать, повторяя предыдущее действие через каждые 25 см. Возможно, не все получится сразу, но потренировавшись, вы быстро освоите профессию домашнего ткача.

Если кому-то из вас все эти манипуляции с обустройством собственного станка показались слишком сложными, мы искренне советуем вам купить ткацкие станки в ТекстильТорге и насладиться творчеством без лишних усилий.

Ткацкий станок: в старину и сегодня

?

elenawal (elenawal) wrote, 2012-07-25 01:09:00 elenawal elenawal 2012-07-25 01:09:00 Category: Автор — Рязаночка77. Это цитата этого сообщенияТкацкий станок: в старину и сегодня.

Ткацкий станок — механизм для вырабатывания из нитей разных текстильных тканей, вспомогательный либо основной инструмент ткача. Существует большущее количество видов и моделей станков: ручные, механические и автоматические, челночные и бесчелночные, многозевные и однозевные, плоские и круглые. Различают ткацкие станки и по видам вырабатываемой ткани — шерстяных и шелковых, хлопчатобумажных, железных, стеклянных и остальных.

Подруга  огляделась в нашей московской комнате. — А где ткацкий станок? Ты мне о нем писала… — Вот он, — я указала на деревянное сооружение в углу между окном и шкафом.

— Так ты на нем ткала эти половики??

В 60-е годы ХХ века во многих деревнях ткали половики на ткацких станках, кроснах, которые достались от бабушек и прабабушек. У кого-то муждядядед — мастер на все руки и светлая голова, делал станок. Или заказывали у мастеров. А сами мастера где учились сделать станки для ткачества? 

В 1911 году была издана книга «Улучшенный ручной ткацкий станок». Автор И.В.Левинский. А в 1924 году — » Как построить ткацкий станок и ткать простые ткани». Автор — инженер Добровольский В.А.

и страница из нее Стиль «канцелярский», о котором гневно писал К.Чуковской, зато чертежи и рисунки четкие. Ткацкий станок ( кросна). 1930 год. 

Ткачество — древнее традиционное ремесло жителей деревни Водлы и окружающих ушедших деревень.   Автор — Н. В. Ульянова. Школьный этнографический музей пос. Водла Пудожского р-на Карелии. Из воспоминаний старожилов.

Когдá э´того ткут с нúток клéточками. Крáсили, а крáсили ольхóй с дéрева, дрáли корý, льняны´е нúтки крáсили. Накрáсят э´того, а потóм вот… ой, а потóм как крáску доставáли, вáлики такú бы´ли. И вот вáлики мáзали в крáску и катáли, дéлали вот э´ту, пестря´дельники. Дак такúе ю´бки сдéлают, дак в магазúне такúх не кýпишь.

Льняны´е ю´бки, дак на прáздники держáли. Сарафáны, да льняны´е, вот до э´того мéста бы´ли, вот тут бы´ли верёвочки. Шнурóк завя´зывали. Я пóмню э´дак сúний пестридúльник был, в клéтку сдéлан, а у нáших-то не было пестридúльников. У бáбушки да у мáтери бы´ло нáткано, и цыгáны укрáли.

А у нас у бáбушки да у мáмы бы´ли полоцéнца, дак такóго сейчáс нéту, ну э´того, нашúты, навышивáны. А материáл такóй всё на рукáх ткáли, реднúцы шúли, на мешкú тóлще дéлали, а при мне во врéмя войны´ ткáли вот э´тыя ю´бки. Шúли и одея´ла, дéлали, насшиваю´т и укýтываюцца э´тыми одея´лами. Ужé на половикú жалéли.

Когдá в мóлодосци пошлá рабóтать в 45 годý, дак плáту на головы´ нé было. Какóй-нибýдь ляпáк нá голову накладёшь.

Половичкú дéлали. А там, напримéр, в мóлодосци вы´носицца, дак вы´рваш, да на клубóк смотáш: рубáха рвáна аль вот штаны´ рвáные, дак вы´режут, да вот эта. Тогды´ ведь мáло держáли, мéньше плáтьев, дак вы´ткут дак сошью´т в деревня´х. Кровáци закúдывали вот так, а хто побогáче, дак и на пол кидáли.

Egozinka привела вспоминания своей тети о прабабушке Марии.

«Эти половики  ткала моя бабушка Маша  для меня (для тети Egozinka) в приданое. Я жила у неё, когда мне было 16-17 лет. И понаблюдав, видимо за тем, что кавалеры уже обивают порог, она принялась за дело. Я помню, как стоял ткацкий станок  у окна (бабушка называла КРОСНА), как приятно было прикасаться  к его гладко-лощеным деревянным поверхностям.

Помнится слово — нитченка.  А внизу были педали… Я ткала цевки на какой-то ручной машинке — это  красивые палочки с узорами. Бабушка подбирала цвета, называя их фисташковый, лазурь, палевый… Помню тишину в комнате, бабушкино тихое пение. Она ловко кидает челнок  и прихлопывает рамкой (БЕРДО). На стене стучат ходики, мурлыкает старенькая  кошка Муська.

..»

nmelnikova : —  У бабушки в Соколовском их было два в хорошем состоянии. Раньше на них полотно льняное ткали и более грубое и довольно тонкое на рубахи, кофты, юбки, полотенца, скатерти. Нам стан собирать семь потов сойдет, полдня будешь возиться. У бабушки станы хранились в амбаре, а ткала она дома, так в собранном виде он большую часть избы занимал.

Vladimir : — А я вспомнил, как бабка нас заставляла помогать «сновать» — эту когда новину делали — основание для начала ткания половиков. Сновали мы на стене, метров 8, потом снимали это в косу, а затем на вал наматывали.

Перед этим продевали (подавали иглой) в ниченки, а уж когда через ниченки все это выровняется и наматывали на вал. Ну потом продевали в бердо и айда ткать.

Читайте также:  Правила выполнения массажа ног

Ткать мне не доверяли а вот сновать и подавать в ниченки и бердо умею, бабка-то уже плохо видела.

  • Как сновали основные нити, показывает olsha5  , которая занимается ткачеством, ткет полотна с браным узором.
  • и плетут в косу, чтобы не запуталась

eyange : — Знаешь, почему ткали эти половики? В те времена полы не намоешься — они ведь были некрашеные. У нас с бабушкой на мытьё полов полдня уходило. Сначала битым кирпичом тёрли, затем несколько раз смывали. Сосновый пол становился белым, будто бы после стружки. Вот и закрывали его половиками, чтобы не запачкался.

makha0na: — Когда-то давно так и было. Но моя бабушка жила в квартире с крашеным полом. А половики лежали, потому что так положено 🙂 Голый пол не комильфо, типа 🙂

 Татьяна Лесная — Это я снимала в Суздале. Ткачиха рассказывала, что теперь почти никто не умеет заправлять такой станок. Им помогала бабушка 96 лет. Заправляли 2 дня.  Сейчас такое только в музеях или по деревням на чердаках или в сараях( Уходящая натура.

Скворцова А.Ф. Половички бабушки Агафьи. Вспоминаю своё послевоенное детство. Всю осень и часть зимы мать и бабушка пряли лён. Ближе к весне в избе устанавливали ткацкий станок. В свободное от работы в колхозе время мать ткала холсты.

Заниматься этим заставляла суровая необходимость. Фабричной мануфактуры не было, да и денег на её приобретение тоже. Полотенца, скатерти, нижнее и постельное бельё шилось из домотканого полотна. А уж качество его зависело от умения крестьянки тонко напрясть да плотно соткать.

Весной холсты отбеливали на снежном насте.

Жизнь в деревне постепенно улучшалась, необходимость ткать холсты отпала. А вот половички — яркие, пёстрые, нарядные — требовались по-прежнему. Более того, горожане, пресыщенные коврами да паласами, стали разыскивать старых мастериц и скупать у них половики Да вот беда, всё меньше остается в наших деревнях и провинциальных городках таких мастериц. Дело-то это трудоемкое и хлопотное.

Как основали кросну, показывает dinaza

13 метров основы, то есть основных ниток, белых на фото. Дело нелегкое, занудное, самое нелюбимое, нужен помощник. Весь день, а то и два дня заправили основными нитками станок. 

seredina77 ( на первом фото)

— Мы пока этот станок нашли — довольно много деревенек объездили, людей повидали, поговорили с ними, некоторые интересные представления об их жизни, нравах получили…. Ради этого, даже, стоило в путешествие отправляться и станок тащить за 600 верст. Вот и бабулечку 80-ти летнюю Динка нашла — ткачиху. Я сам её работы не видел, но Динка сказывала, что очень интересные и качественные.

Бабулька эта ткёт зимой, а на летний период (после Пасхи) станок убирает. Так традиционно было — летом крестьянствовать на земле надо, урожай растить. Динка всё мечтала к этой бабульке зимой приехать, мастерству поучиться. А бабулька-то аж в соседнюю деревню пешком ходила, всё девок там уговаривала у неё учиться, мастерство перенимать. Помирают бабульки, а с ними и ремёсла забываются.

Вольдемар Т. в видео рассказал, как учился половики ткать. Снято в середине 90-годов.

Ткачиха Лидия Николаевна показывает действие ткацкого стана, которому больше ста лет. Музей истории города Мышкин Ярославской области. М. В. Васильевич — художник. Бердо, которым пробивают уток к полотну для уплотнения. И. В. Белковский — художник. «Зимнее солнышко» 1994. Круглые коврики связаны крючком. ( Я попробовала стирать связанный крючком коврик в стиральной машине-автомате — хорошо стирается. Прим. Рязаночка77)

 Журнал «Вокруг Света». Август 1979. Ткут половики в Паломе.

… А зимой, когда много свободного времени, ткут женщины в Паломе половики. Ткать умеют все, еще девчонками выучились у матерей. Прежде из тонкой льняной пряжи ткали на сарафаны, рубашки, полотенца, скатерти и простыни, рядно для мешков. Ткали и дорожки.

«Всю зиму работали, «пластались», — вспоминают женщины. Да и летом много труда отдавали льну, надо было его посеять, вытеребить, вымочить, размять, расчесать и только тогда уже прясть. Все это, конечно, делалось вручную.

Сейчас, разумеется, свой лен никто не сеет и полотно больше не ткут; отпала необходимость в этой тяжелой работе, но осталось умение ткать, привычка к этому занятию. Зимние дни без него кажутся пустыми. Вот и ткут половики.

Так прежнее ремесло, входившее в женские обязанности, приобрело характер творческого занятия «для души», стало радостью свободного часа.

Ткут уже не из льняной пряжи, а из тряпок, окрашенных в разные цвета, нарезанных на тонкие полосы и скрученных. В качестве основы берут простые катушечные нитки. Изменился не только материал, из которого ткут половики, изменились их размеры и рисунок. Половики теперь ткут широкие, шириной до 80 сантиметров, специально ради этого старые кросна переделывают.

Скорей всего так делают потому, что половики перестали быть только дорожками, которыми застилают пол, их назначение стало более разнообразным — ими покрывают диваны, вешают как ковры над кроватями. Но для этого не совсем годится традиционный узор в виде разноцветных поперечных полос.

Некоторые мастерицы делают новый рисунок — шашечный, из квадратиков (не без влияния, конечно, фабричных пледов и покрывал).

За день опытная мастерица, работая не отрываясь, может наткать до трех метров. 

Журнал «Вокруг Света.  Февраль 1989. Белорусская ССР

Рушники, сработанные неглюбскими ткачихами на деревянных кроснах, пошли ходить по белу свету. На каких международных выставках они только не перебывали! В Нью-Йорке и Монреале, в Токио, в Париже и Брюсселе были и отовсюду возвращались с золотыми медалями. Даже американский музей Метрополитен и тот не устоял перед этой красотой: приобрел для своей коллекции несколько неглюбских рушников.

Неглюбка (белор. Неглюбка) — деревня, центр Неглюбского сельсовета Ветковского района Гомельской области Белоруссии.

Книга «Прекрасное — своими руками». Автор-составитель С. Газарян. В книге раздел о самодельном настольном ткацком станке и ткачестве.

Когда я училась в школе, в кабинете по труду для девочек был ткацкий станок, вот такой. 

Он был хрупкой, что-то там сломалось, поэтому учительница его показывала на уроках как наглядное пособие. На нем не попробовали ткать.

Был и такой станок из дерева. Вот на нём я и расскажу «устройство» станка.

Ткацкий станок состоит изремизки, челнока и бёдра, навоя и валика. В ткачестве используют два вида нитей — нить-основу и уточную нить.

Нить-основа намотана на навой, с которого сматывается в процессе работы, огибая валик, выполняющий направляющую функцию, и проходя через ламели (отверствия) и через глазки галев ремизок, перемещаются вверх для зева.

В зев проходит уточная нить. Таким образом на станке появляется ткань. Это принцип деяния ткацкого станка.

Есть ручные, автоматические и механические ткацкие станки. Ручные были изобретены сначала истории, они требовали тяжелого труда ткача. С развитием науки и техники поменялись и ткацкие станки. Сейчас один человек может обслуживать десяток автоматических ткацких станков.

  1. Находчивые рукодельницы ткали так. 
  2. На нем едва ли можно ткать половики, Ткали шарфы, сумки.
  3. Были такие станки для ткачества.
  4. На одном форуме посетительница хотела купить старые и «страшные» половики, чем удивила людей добрых.

— Дык я их в межи собралась постелить. У меня грядочки узенькие, а межи широкие, а на них трава-мурава растёт — надоела! Я с ней уже по-всякому борюсь. А под половичками она расти не станет. Ей так не интересно. Т.ч. пусть они хоть какие старенькие будут. Технология «узких гряд» по Митлайдеру.

Теперь производятся разнообразные ткацкие настольные станки и рамки для ткачества, о всех не написать — пост будет длиннее.

Современный ткацкий станок  Glimakra Julia ( Джулия). Производство Швеция. В России у некоторых рукодельниц имеется этот станок. Ширина полотна до 68 см. На нем можно ткать половики.

  Японский ткацкий станок

Современный настольный станок Emilia ( Эмилия) Производство Швеция. Поставляется в двух вариантах: с заправочной шириной 50 см и с заправочной шириной 35 см. Закрепляется на столе.

Такой станок я купила в московском магазине. Ширина готового полотна до 35 см.

Ткала из полос от старой одежды. Ширина одного полотна от силы 30 см. Полотна я соединяла крючком. Они не очень плотные и не подходят как половики, потому что на этом станке трудно пробивать уток к полотну.

Его можно сложить и положить на скамейку как сидушку, а можно расправить на траве, на гамаке. Подарила подруге для ее дачи.

( Ковер алжирский, ручного ткачества, из шерстяных ниток на хб основе — привезли, когда муж учился в школе, нету сносу ему). 

Ткачество половиков не умирает. Это редкое рукоделие, потому что ткацкий станок не так просто приобрести. Занимает много места. Вместо ткачества вяжут толстым крючком коврики из полос от старой одежды. Или плетут косу и сшивают ее в круг.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

  • Этот пост был опубликован 7 лет назад!
  • Автор — Владимир_Шильников. Это цитата этого сообщения Как быстро и бесплатно сделать видео из фото и текста онлайн. Сегодня рассмотрим…
  • Знаете ли Вы, что ОС Windows будет тормозить, даже если у Вас новый мощный компьютер, это просто вопрос времени. Нажмите чтобы читать статью…
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]