В каком году изобрели печатный станок

Печать является неотъемлемой составляющей современной жизни. На самом деле человечество ежедневно печатает умопомрачительное количество информации, нанося ее на бумагу и другие носители.

Однако прежде чем были достигнуты результаты сегодняшнего дня, людям пришлось долгое время работать над совершенствованием технологий и принципов нанесения отпечатков на различные носители.

Если смотреть с позиций сегодняшнего дня, принципы нанесения информации на носитель не всегда были совершенными.

Люди долгое время выбивали изображения и символы на камнях, создавая тем самым нерушимые, но и не слишком емкие записи, к тому же не очень понятные современному человеку. Часть 1. История печати: эволюция идей и технологий

Часть 2. История печати: матричные, струйные, лазерные и светодиодные технологии

Поиск носителя

Первым шагом в области переноса информации на материальный носитель стал папирус, который был изобретен в Египте, а спустя некоторое время в городе Пергама придумали выделывать кожу так, чтобы на нее можно было легко наносить чернила – так получился пергамент. Однако создание обоих носителей было очень трудоемким, и никто даже не задумывался о печати книг или других объемных произведений. Настоящей революцией стало изобретение бумаги в древнем Китае. Она состояла из волокон бамбука и шелковичного дерева. Преимуществом этого процесса была его простота: все «ингредиенты» разваривались в горячей воде, затем крошились и из получившейся жидкой массы формировались бумажные листы. Заметьте, этой технологией мы пользуемся до сих пор! Слава китайцам!

Вот так китайцы и делают бумагу

Идея переноса или офсетная печать

Историки до сих пор спорят, кому же первому пришла в голову идея ускорения процесса создания манускриптов за счет переноса информации с уже готовых носителей на бумагу или другие носители (например, фольгу или металл). Некоторые считают, что еще туземцы полинезийских островов, глядя на то, как насекомые проделывают дырки в растениях, придумали переносить изображения с банановых листьев на другие поверхности – проделывая в них отверстия и наливая в них краситель. Что же, возможно современные любители трафаретных раскрасок действительно родом из Полинезии – времени то прошло очень много. Однако признанный прорыв в области печати произошел в XV веке, когда немецкий ювелир Гуттенберг изобрел метод наборных литер. Он придумал, что можно отливать трафареты в зеркальном отражении из свинца, а потом наносить отпечатки на бумагу. Сначала в роли обволакивающего материала использовался картон, а потом – резина, которая долгое время играла в печати важную роль. Кстати, первая отпечатанная книга – Библия – была сожжена в городе Кёльне как «дело рук сатаны», ибо она лишала дохода монахов-переписчиков. Впрочем, Гуттенбергу повезло – он остался цел и смог продолжить свое дело.

Печатные машинки

Однако уже через двести лет у людей появилось желание дифференцировать печатные тексты, не отливая каждый раз новые трафареты и колодки…тогда трафарет уменьшился до одной буквы и появилась печатная машинка. Кстати, в следующем году исполнится триста лет с момента изобретения печатной машинки Генри Миллом в 1714 году. Этот факт подтверждается патентом на изобретение, выданным Королевой Англией. Но вот только изображения этой машинки не сохранилось. Принцип работы печатных машинок можно увидеть в некоторых современных принтерах, о которых будет рассказано в следующем посте. Машинки же обладают набором молоточков с выгравированными на них буквами и цифрами. При нажатии на клавиши, молоточки ударяют по бумаге через окрашенную ленту. В некоторых моделях печатных машинок использовались ленты разного цвета для создания цветного текста, например, выделения заглавных букв абзаца красным. Если задуматься, в этом тоже можно увидеть прообраз цветных принтеров.

Изобретения прошлых веков

Ставшая действительно популярной печатная машинка была создана почти сто лет спустя. Впервые серийную модель разработал итальянец Терри Пеллегрино в 1808 году. Он создал пишущий аппарат для одной слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно. И только в 1863 году появился предок всех современных печатных машин. Американцы Кристофер Лехтем Шоулз и Самуэль Суле уже являлись сотрудниками типографии и придумали сначала устройство для быстрой нумерации страниц, что и вдохновило их на разработку работоспособной, но не очень удобной машинки, печатающую слова и буквы. Они получили патент на изобретение в 1868 году. Первый вариант их изобретения был оснащен двумя рядами клавиш с алфавитным расположением букв от A до Z только в строчном варианте. Цифр на той машинке не было. Да и вообще при быстром последовательном нажатии на буквы, расположенные рядом, молоточки с литерами застревали, вынуждая останавливать работу и руками разгребать затор. И вот тогда г-н Шоулз разработал привычную нам клавиатуру QWERTY, которая решала вопрос «заклинов» при печати. Проанализировав сочетаемость букв в английском языке он предложил вариант, в котором наиболее часто встречающиеся буквы разнесены максимально далеко, что позволяло избегать залипаний молоточков при печати. Впрочем, классическая печатная машинка Ундервуд (Underwood) появилась в 1895 году и стала самой популярной в начале XX века. В результате многие производители печатных машинок выполняли свои модели в том же стиле и также располагали основные элементы. Что касается кириллической раскладки ЙЦУКЕН, она также была изобретена в Америке в конце XIX века. Тогда все фирмы выпускали русскоязычные машинки только с раскладкой ЙIУКЕН, а используемый сегодня ЙЦУКЕН появился на клавиатуре только после реформы русского языка, в результате которой из алфавита исчезли буквы «ять» и «I». И хотя пишущие машинки ушли в историю и стали музейным достоянием, они и обусловили дальнейшее развитие технологий печати.

Первый принтер – химера

Первый принтер, изобретенный Чарльзом Бебиджем (он же создал знаменитую счетную машину), так и не был создан, но именно он доказывает тесную эволюционную связь между принтерами и печатными машинками. Difference Engine так и не был создан, и лишь по чертежам изобратателя 150 спустя в музее наук Лондона данный агрегат был восстановлен. Принтер весил 2,5 тонны и состоял из 4000 частей. Такой принтер практически представлял собой усложненную версию печатной машинки. Его конструкция была настолько сложна, что на сборку аппарата ушло десять лет.

Принтеры, к которым мы привыкли

Однако все это — предыстория и рабочие модели принтеров возникли только в пятидесятых годах двадцатого века, после создания первой ЭВМ. Они разрабатывались в США и в СССР, однако об эволюции печатающей техники XX века мы расскажем в следующем посте. И напоследок еще одна картинка очень странной печатной машинки:

Первый печатный станок

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 216.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 216.

Одним из достижений человечества является печатный станок. Он был изобретен с середины XV века. Новое изобретение позволило ускорить обмен информацией путем печати книг.

Они могут быть разными, например, офсетными и флексографическими, трафаретными и глубокой печати. Более современную ротационную печатную машину изобрел Фдрих Иоганн Кениг в 1810 году.

Рис. 1. Печатный станок Гуттенберга.

На таких машинах делают печатную продукцию крупными и средними тиражами. Они бывают листовыми и рулонными. Скорость печати составляет от 10 до 30 тыс. оборотов в час. Машины бывают высокой, плотной и глубокой печати, 1,2,4-х красочные, одно- и двусторонней печати.

Первый печатный станок появился в 1440-ые годы. Его изобрел Иоганн Гуттенберг в городе Майнц на территории современной Германии. Станок быстро обрел популярность в христианской Европе.

За 100 лет распространился от Москвы на востоке и до Лиссабона на западе, от Италии на юге и до Швеции на севере.

Появление печатного станка ускорило наступление Ренессанса и стала одним из атрибутов перехода от Средних Веков к Новому времени.

Первый печатный станок имел форму механического пресса. С его помощью происходил перенос на бумагу текста. Важную роль в этом играли подвижные литеры. Они были изобретены китайцем Би Шэном в 1040 году. В Европе Иоганн Гутенберг стал делать эти литеры из сплава свинца, сурьмы и олова.

Рис. 2. Печатный станок XV век.

Это событие произошло в годы правления Ивана IV, в 1553 году. Основателями типографии стали датского печатника Ганса Мессингейма – Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 была напечатана книга “Апостол”.

В восточнославянских землях первопечатником стал Франциск Скорина. В 1525 в городе Вильно он напечатал “Апостол”. Город в те годы был столицей Великого княжества Литовского. Ф.

Скорина родился в Полоцке, где сейчас находится музей книгопечатания, а скончался в Праге.

В 1565 году Иван Федоров напечатал книгу “Часослов”, но вскоре вынужден был уехать в Великое княжество Литовское, где работал в Заблудове и Львове. Он также изобрел многоствольную пушку. После его отъезда в Москве основным печатником стал Андроник Невежа.

Рис. 3. Печатный станок Иван Федоров.

Следует знать, кто изобрел первый печатный станок. Им стал Иоганн Гуттенберг в середине XV века. С этого момента ведет свою историю современная типографская традиция.

Читайте также:  Какие стиральные машинки чаще ломаются

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 216.

А какая ваша оценка?

Гость завершил

Тест «Биография Ахматовой»с результатом 9/13

Гость завершил

Тест «Левша»с результатом 6/12

Гость завершил

Тест «Пиковая дама»с результатом 10/14

Гость завершил

Тест «Тарас Бульба»с результатом 13/16

Гость завершил

Тест «Тарас Бульба»с результатом 11/16

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Печатный станок Иоганна Гутенберга: принцип работы, первая книга, вклад в историю

Печатный станок Иоганна Гутенберга появился в 1440 году, он был первым в мире. Изобретение существенно изменило книгопечатание, а его создатель стал одной из самых известных фигур в истории. При этом он не был изобретателем самого процесса книгопечатания.

Известно, что впервые тексты начали печатать еще в шестом веке. Но именно он создал уникальный станок с подвижными литерами, чем существенно упростил процесс.

Из этой статьи ты узнаешь интересные факты из биографии Гутенберга, каким было книгопечатание до его изобретения и каким стало после, что представлял собой станок, и почему его внедрение стало настолько значимым.

Из истории мы знаем, что изобретение печати книг происходило как минимум дважды. В первый раз это произошло в древнем Китае несколько столетий назад. Европейские исторические источники указывали на шестой век, азиатские — на десятый.

Полноценный станок для печали разработали еще в 868 году, его назвали Алмазная сутра. Он был способен на единичную печать страниц, в то время для этого использовали в основном бумагу. На приспособлении были созданы тысячи сутр, а также напечатаны работы Конфуция и его последователей.

Человек с опытом за день мог напечатать в среднем две тысячи страниц с двух сторон.

Второй раз изобретение произошло в Европейской стране, и это стало настоящим прорывом. До этого использовали менее удобный способ — оттиск с реек из дерева.

Биография Гутенберга

По профессии он был ювелиром. До создания станка был неизвестен настолько, что в исторических сводках не сохранился даже год его рождения. Он был специалистом своего дела, выполнял шлифовку полудрагоценных камней, создавал зеркала, обучал начинающих ювелиров. Если он мог обучать, значит, имел звание мастера, но где он его получил — тоже неизвестно. Гутенберг занимался не только профессиональной деятельность, но и экспериментировал с печатанием книг. По неподтвержденный данным, прототип станка стоял у него в мастерской за пару лет до того, как про него узнал мир.

Печатный станок

Точный год выхода станка тоже неизвестен, но большинство историков сошлись на том, что это свершилось в 1440. Особенностью стали подвижные объемные буквы, их делали из металлов. Они были зеркально искаженными, а отпечатывались в своей привычной форме по принципу матрицы. Подвижность — это то, что сделало ювелира автором самого первого европейского шрифта наборного типа.

Приспособление было громоздким, оно прикреплялось к потолку помещения деревянными брусьями. Основу составлял тяжеленный пресс из металла, к нему прилагался рычаг.

Снизу находился стол с идеально ровной поверхностью, его выдвигали из-под установки и возвращали обратно.

Конструктивные сходства дали почву для предположения, что прототипом для первого печатного станка Гутенберга стал широко распространенный на тот момент винный пресс.

Особым образом изготавливались литеры:

  • на конце металлического прута была выгравирована буква в зеркальной матрице;
  • прут делал отпечаток буквы на размягченной меди;
  • данный отпечаток становился матрицей, которую отливали из свинца;
  • специальный желоб сделал процесс более технологичным, с одного края в него поступал жидкий свинец, с другого — вставлялась матрица;
  • когда желоб раскрывался, можно было извлечь литеру. Этот способ примечателен тем, что из одной матрицы можно получить неограниченное множество литер;
  • затем сборщик должен быть собрать буквы в макет, он выстраивал их правильным образом в специальной форме. На этой стадии получалось зеркальное отображение строчек;
  • на форму наносились типографская краска, после этого начиналась печать;
  • пресс переносил строчки с формы на бумагу или другой материал. На столе было возможно разложить разное количество страниц в зависимости от их размера. Максимально — 32 страницы.

У самого создателя не было денежных средств на создание типографии, поэтому он принял решение заключить партнерский договор с ростовщиком Иоганном Фустом. Партнер дал деньги на открытие и оплачивал ежемесячные расходы, однако, сотрудничество не стало успешным.

Фуст не выплачивал дополнительных сумм, но в перспективе отсудил себе типографию, воспользовавшись тем, что партнер не смог оплатить оговоренные проценты. В дальнейшем типография принадлежала Фусту, из-за чего в Германии долгое время верили, что это был изобретателем приспособления.

Авторство приписывали и другим деятелям, но существуют достоверные исторические подтверждения того, что создателем был все-таки Гутенберг. Он лишился первого станка и создал другой, выпустил на нем несколько изданий.

Библия Гутенберга

Вышла из-под первого станка одной из первых, люди окрестили ее Библией Гутенберга. При работе над Библией станок и технология работы на нем были усовершенствованы:

  • красящее вещество, которое применялось на тот момент, было непригодным для передвижных металлических литер. Гутенберг создал собственный состав на основе свинца и меди. Его печать сохранила блеск и отчетливость до наших дней, хотя прошло несколько столетий;
  • увеличение количество строк. Изначально их было 40, но чтобы сэкономить количество было увеличено до 42. Для этого был уменьшен межстрочный интервал, Библию назвали 42-х строчной;
  • два цвета печати. По первоначальной технологии бумага проходила пресс дважды: сперва наносился основной текст черной краской, затем красной добавлялись нужные элементы. Так было выпущено несколько экземпляров, затем процесс изменился: создатель просто оставлял пустое пространство для буквиц и колонтитулов, позже добавлял их вручную.

Библия вышла тиражом около 180 штук, из них 45 — эксклюзивные, их печатали на пергаменте. Для работы над этим тиражом было отлито не менее сотни тысяч литер.

О значении изобретения

В следующие десятилетия после изобретения аналогичные машины появились в других европейских странах. Только в одной Германии к концу 15-ого столетия работало больше 50 типографий, а во всей Европе издали более 30 тысяч книг. Таким образом было положено начало новой эры книгопечатания.

Историки утверждают, что именно создание станка с подвижными литерами привело к эпохе Ренессанса. Книги стали доступнее, это способствовало росту грамотности. Мартин Лютер в 16 веке издал собственный перевод Библии тиражом в полмиллиона экземпляров.

Он хотел, чтобы каждый человек смог прочитать ее, подумать и сделать выводы.

Позднее появились первые печатные листовки, газеты, это стало отправной точкой для развития современных печатных СМИ. Стартом для такой глобальной индустрии стал именно печатный станок Иоганна Гутенберга.

Вплоть до 18 столетия его использовали в неизменном виде. Затем спрос увеличился, нужно было делать больше тиражей, и это привело к необходимым обновлениям.

Также были внедрены нововведения для удешевления процесса, и с тем пор книги стали на самом деле доступными.

Кто изобрел печатный станок: когда появилось книгопечатание, история создания

Печатный станок представляет собой механическое устройство, которое воспроизводит тексты или формы путем давления на покрытую краской поверхность.

При этом в качестве основы может применяться ткань, бумага или другой подходящий материал. Создание и распространение печатного станка стало важнейшим событием.

Это было связано с его весомым вкладом в распространение культуры и коммуникации. Однако далеко не все знают, кто конкретно изобрел печатный станок.

Для чего нужен станок

Создание печатного станка позволило совершать обмен знаниями и информацией, используя методы, которые были до этого невозможны. По мере совершенствования таких устройств стали появляться все новые и новые модели – офсетные, трафаретные, флексографические.

Сейчас на таких машинах изготавливают множество разнообразной печатной продукции. При этом темпы печати могут составлять 10-30 тысяч оборотов в час.

Как издавались книги до станков

Перед созданием печатного станка вся письменная информация и рисунки копировались ручным способом. Этим занимались специально обученные люди, которые служили книжниками при монастырях. Они работали в специальных комнатах – скрипториях. Это позволяло людям трудиться в тишине.

Вначале они выполняли разметку страницы, после чего переносили информацию из копируемой книги. Впоследствии на бумагу начали наносить и декоративные элементы. В Средние века книгами обычно владели монастыри и учебные заведения. Также они находились в собственности очень богатых людей.

В те времена книги были религиозными. В отдельных семьях даже встречались копии Библии. Однако они были большой редкостью.

История появления станка

Появление печатного станка имеет интересную историю. Этот прибор был создан еще в середине пятнадцатого века и совершил настоящий переворот в сфере создания книг.

Кто изобрел устройство

Приблизительно в конце тридцатых годов пятнадцатого века немцу Иоганну Гутенбергу удалось отыскать прекрасный метод зарабатывания денег. В тот период было модно носить небольшие зеркала на одежде. Сами по себе зеркала не имели особого значения, однако они подали Гутенбергу идею получения больших объемов печатной продукции.

Читайте также:  Быстрозажимные тиски своими руками

В 1300-1400 годах общество уже владело некоторыми секретами печати. Для этого применялись буквы или изображения, которые наносились на деревянные бруски. Их опускали в краску и затем переносили на бумагу. Гутенберг уже имел опыт работы с печатью. Потому он понял, что использование для этой цели нарезных брусков поможет существенно ускорить процесс.

Главной задачей исследователя было воспроизведение значительных объемов информации. Он решил заменить деревянные элементы на металлические. Изобретенная Гутенбергом конструкция называлась подвижной печатной машиной. Это было связано с тем, что металлические буквы могли передвигаться, формируя разные сочетания для оттиска слов и фраз.

При помощи своего устройства Гутенберг получил первую печатную книгу. Ею стала Библия. Сейчас эта работа отличается высокой исторической ценностью.

Как оно работало

В устройстве Гутенберга, которое совершило настоящий переворот в книгопечатании, был особый механизм. Он позволял соединять буквы в слова и предложения, постоянно их перемещая.

Блоки опускали в чернила, после чего на них укладывалась бумага. При движении основы на ней появлялись буквы. Управление такими печатными машинами было ручным.

Позже к девятнадцатому веку другие изобретатели придумали паровые печатные устройства, которые не требовали управления оператором.

Дальнейшие усовершенствования

За время своего существования печатный станок претерпел много изменений:

  1. В 1800 году лорд Стэнхоуп создал чугунный станок. Он существенно уменьшил необходимое давление и расширил зону печати. Это позволило повысить продуктивность до 480 страниц в час.
  2. В 1811 году Фридрих Кениг создал печатный станок. Он напоминал ручной станок, однако был связан с паровым двигателем. Исследователь вместо печатной платформы стал использовать систему вращающихся цилиндров. Свою идею ученый воплотил благодаря финансовой поддержке Андреаса Фридриха Бауэра и Томаса Бенсли. Лондонская компания Times приобрела первые печатные станки в 1814 году. Они могли изготавливать 1100 оттисков в день. Создатели машины продолжали над ней работать. В результате они смогли добиться одновременной печати на двух сторонах листа. За счет этого удалось ускорить изготовление газет и сделать их тиражи более массовыми.
  3. В 1843 году изобретатель из США Ричард Хоу придумал ротационную печатную машину, оснащенную паровым приводом. Он давал возможность печатать миллионы экземпляров за сутки.
  4. В 1863 году американский исследователь Уильям Буллон улучшил конструкцию ротационной машины. Он добавил туда систему подачи бумаги посредством бумажных рулонов. Это позволило избавиться от ручной подачи и существенно ускорить печать. Такое усовершенствование дало возможность печатать до 12000 листов в час. Впоследствии были использованы другие улучшения. Это помогло увеличить скорость печати до 30000 листов.

Используются ли станки сегодня

Печатные станки используются по сей день. Их применяют для изготовления разных видов полиграфической продукции. Однако технологии последних десятилетий позволяют распространять и читать книги, не печатая.

Появление электронных книг дает возможность покупать различные публикации с самого устройства.

Это существенно уменьшает расходы на изготовление и распространение такой продукции, а также благоприятно влияет на экологию.

Массовое применение интернета дает возможность быстрее распространять информацию, которая до этого печаталась в средствах массовой информации. Это означает, что после пяти веков существования история книгопечатания постепенно заканчивается.

Интересные факты

С изобретением печатного станка и в целом книгопечатания связано много интересных фактов:

  1. Для цветной печати в четырнадцатом веке применяли большое количество дощечек. При этом каждая из них обладала своим оттенком.
  2. Первая книга, которую напечатали курсивом в 1501 году, представляла собой собрание сочинений Вергилия.
  3. Библия Гутенберга была издана на латыни. Автору печатной машины потребовалось залезть для этого в долги.
  4. Сегодня Библия Гутенберга входит во «Всемирную библиотеку», которая включает сотню лучших книг разных времен.
  5. До сих пор существует 48 экземпляров Библий, которые были первыми напечатаны Иоганном Гутенбергом еще в 1445 году. В первый тираж вошло 300 экземпляров.
  6. Библия Гутенберга была набрана текстурой, которая представляла собой разновидность готического письма. Для этой цели ученый придумал новый, более совершенный шрифт. Чтобы приблизиться к рукописному тексту, он менял рисунок одних и тех же букв.
  7. Основная часть первых книг была напечатана на высококачественной итальянской бумаге. Примерно 45 экземпляров издали на пергаменте. Они обладали более высокой стоимостью.
  8. В России первой книгой, которую напечатали типографским способом, стала работа «Деяния апостольские, собрания соборные и Святого Павла послания». Первую типографию открыл Иван Федоров.
  9. В отличие от типографий Европы, которые существовали в шестнадцатом веке, московская организация Ивана Федорова была государственной, а не частной. Деньги на нее выделяли из казны.

  • Самая тяжелая книга в мире весит 320 килограммов. Это географический атлас, представленный в Британском музее, который находится в Лондоне.
  • Самая большая книга находится в музее, расположенном в Амстердаме. Она представляет собой «Сборник морских правил». Ширина издания превышает 1 метр, а толщина – 50 сантиметров. По высоте книга практически сопоставима с ростом человека.
  • В 1864 году появилась новая ротационная машина, которая могла печатать с двух сторон бесконечного рулона бумаги. Такое устройство позволяло обрабатывать 1 километр ленты в течение 3 минут.

Печатный станок представляет собой очень важное изобретение, которое внесло значительный вклад в развитие книгопечатания и системы образования. Первое устройство спроектировал и изготовил Иоганн Гутенберг, после чего напечатал на нем всемирно известную Библию.

Впоследствии его приспособление многократно совершенствовалось и улучшалось. Сегодня существует много видов печатных станков, которые широко применяются в полиграфии.

История книгопечатания | Центральная научная библиотека имени Н.И. Железнова

Компьютерные технологии повсеместно проникают во все сферы человеческой деятельности. Рожденные ими электронные носители все явственней теснят позиции печатного слова. И тем не менее, даже в XXI веке трудно представить нашу жизнь без всего того, что сухо называется «печатной продукцией».

Без преувеличения можно сказать, что изобретение книгопечатания по-праву занимает свое место в ряду настоящих прорывов человеческой мысли среди таких значительных открытий, как изобретение компаса, пороха и бумаги.

Являясь по своей сути изобретением сугубо техническим, или скорее даже технологическим, книгопечатание стало катализатором человеческого прогресса, определившим развитие цивилизаций второй половины ушедшего тысячелетия.

Человечество шло к изобретению печатного станка длинной дорогой, и история создания печатной книги не была безоблачной и по разным причинам оказалась разорванной пятью столетиями забвения.

Долгое время человеческая память была единственным средством сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях. Бессмертные поэмы «Илиада» и «Одиссея», как известно, были записаны в Афинах на свитках около 510 г. до н.э. До этого времени в течение веков поэмы распространялись устно.

Изобретение письменности, наверное, можно считать первой информационной революцией в истории человечества, далеко продвинувшей вперед народы, ее свершившие. Однако владение письмом не гарантировало народам ни глобального лидерства, ни исторического долголетия.

Об этом свидетельствует судьба исчезнувших народов, имевших когда-то свою письменность (например, шумеров).

В настоящее время в мире насчитывается порядка 8000 алфавитов и их вариантов, приспособленных к разным языкам и диалектам. Наиболее распространенным считаются алфавиты на латинской основе.

Книгопечатание (в переводе с греческого – многописание) – это размножение в большом количестве экземпляров одного и того же текста или рисунка.

Идея печати была заложена еще в тавре или клейме, которым скотоводы метили своих лошадей или коров. Принцип штемпелевания был известен уже в клинописных культурах Древнего Востока (шумеры, Вавилон, Египет). На глиняный диск спиралеобразно наносились символы с помощью штемпелей .

Фактически этот диск являлся первым образцом печатания связанного текста. Следующий этап – печатание монет. Затем появились «каменные» книги и книги на глиняных дощечках, позже — папирусные свитки, а со II века до н.э. – книги на пергамене (пергаменте).

Потом, в эпоху Аристотеля и Платона, миру были явлены манускрипты.

Можно сказать, что книгопечатание было изобретено дважды: в 900-х годах н.э. в Поднебесной (Китае) и потом в XV| веке в Западной Европе.

В книгопечатании Китая первоначально использовалась технология, при которой в качестве печатной формы использовалась доска, на которой вырезались тексты и символы. Около 725г. была выпущена первая в мире газета «Ди-бао» («Вестник»)̽. В 770г.

по повелению императрицы Сетоку, таким способом был отпечатан миллион заклинаний, которые были вложены в миниатюрные пагоды. Затем появляется эстампаж.

Эстампаж — техника получения прямого оттиска рельефного изображения. Первые опыты такого своеобразного способа печати относят к периоду, практически совпадающему со временем изобретения в Китае бумаги (II век н. э.).

Способ заключается в получении оттисков с плоских каменных рельефов; на рельеф накладывается слегка увлажнённая бумага, которую специальными щётками притирают и лёгким постукиванием вдавливают в углубления; после того на поверхность высушенной бумаги, воспринявшей формы рельефа, большой плоской кистью и тампонами наносят водяную краску.

Затем в буддийских монастырях Китая, приблизительно в 618-907гг. появилась технология ксилографии, или обрезная гравюра на дереве. Первая ксилографическая книга называлась «Алмазная сутра». Она была изготовлена в 868г.

Читайте также:  Ибп для циркуляционного насоса отопления своими руками

, а впервые обнаружена в 1900г. в «Пещере тысячи Будд» в Дунхуане (Западный Китай). В Европе ксилографическая книга, как таковая, появилась во времена Средневековья после Крестовых походов.

Одним из известных ксилографических изданий была «Библия бедных».

В эпоху Возрождения в Европе книгопечатание получило второе рождение. В 1440-е годы метод ксилографии был усовершенствован немцем Гансом Генсфлейшем или Иоганном Гутенбергом (1394/1399 – 1468гг.).

Изобретение И.Гутенбергом книгопечатания знаменовало собой важнейший переломный момент в истории книжной культуры — конец книги средневековой и рождение книги Нового времени. Это изобретение было подготовлено и вдохновлено всем развитием культуры позднего Средневековья, создавшей и технические и общекультурные предпосылки для него, определившей острую потребность в книге нового типа.

Именно в его типографии в немецком городе Майнце впервые увидели свет печатные книги, набранные при помощи металлических подвижных букв, вырезанных в зеркальном отражении Разработанная им технология печатания книг оказалась самой продуктивной для того времени.

Гутенберг пришел к выводу о необходимости быстро отливать любое количество шрифта – словолитный процесс.

Этот процесс был им продуман до мелочей и для его реализации были разработаны: способ изготовления печатной формы путем набора текста отдельными литерами, ручной словолитный прибор, ручной печатный станок для получения оттиска со словолитной формы.

Изобретение печатного станка обусловило дальнейшее развитие техники книжного производства и оказало сильнейшее воздействие на типологию и искусство книги, получив общекультурное значение — был определен путь формирования мегацивилизаций, таких как западноевропейская, китайская, исламская. С уверенностью можно говорить о том, что история мировой культуры не отделима от истории печатной книги.

Если рукописная книга была весьма дорогостоящим предметом, и поэтому, их самые крупные собрания, как правило, находились в монастырях и университетах, то эпоха И.

Гутенберга превратила книгу в общедоступную, а значит, она стала необходимым элементом в процессе познания, воспитания, формирования эстетического вкуса, средством воздействия на массы и даже информационным оружием.

Уже в то далекое время короли, императоры, священнослужители и власть имущие в эпоху Нового времени стали использовать книгу для пропаганды своих идей, формирования той или иной идеологии, укрепления своей власти. Например, Генрих VIII и его премьер-министр Томас Кромвель издавали памфлеты для утверждения англиканской церкви.

Первая половина XV века – время великих географических и научных открытий, переход к новым социально-экономиченским и политическим отношениям, рождение нового мировоззрения и мироощущения, рождение новых городов и новых государств, эпоха Реформации, когда Библия была переведена на немецкий язык Мартином Лютером и издана большим тиражом.

Происходящие изменения привели к высокому спросу на книгу, вследствие чего потребность в книгопечатании. К концу столетия было основано больше тысячи типографий, которые выпустили уже около 40 тысяч изданий тиражом приблизительно 12 миллионов экземпляров.

Одновременно с триумфальным шествием книгопечатания по Европе рождалась и быстро утверждала себя новая форма книги, а с нею и новая книжная эстетика.

Наличие книжного рынка, одновременный спрос на большое количество экземпляров, хотя бы некоторых, наиболее распространенных и важных книг поставили перед типографиями вопрос о тиражности, тем более, что печатная техника есть по преимуществу техника тиражная, причем экономически выгодной в результате возможности изготовить с одного набора большое количество равноценных оттисков. Тем самым решалась и еще одна, становившаяся все более актуальной практическая задача: тщательная выверка текста до его размножения, не подвергая книгу опасности искажений при многократном переписывании. Но для того чтобы эти задачи могли быть сознательно поставлены, необходимо, с одной стороны, развитие научной критики текстов, а с другой — появление самой идеи тиража как определенной, подлежащей техническому размножению заранее заданной формы книги.

В 1494г. начала свою деятельность Черногорская типография расположенная в вмонастыре в городе Цетине, основанная монахом Макарием. Была напечатана первая книга на старославянском языке «Охтоих-первогласник».

В 1517-1519гг. в Праге Франциском Скориной, белорусским первопечатником и просветителем, была напечатана кириллическим шрифтом на церковнославянском языке книга «Псалтирь».

Книгопечатание на Руси берет свое начало в 50-х годах XVI столетия в московской типографии, располавшейся в доме священника Сильвестра (автора «.Домостроя»). Здесь были изданы на церковнославянском языке: три Четвероевангелия, две Псалтири и две Триоди.

Особенностью русских шрифтов являлось использование отдельно от остальных литер надстрочных знаков с перекрещиванием строк. Это позволяло искусно имитировать облик рукописной книжной полосы.

Для литья шрифтов использовали олово, поэтому литеры не выдерживали печати больших тиражей.

В 1563г. начала свою деятельность первая государственная типография, известная тем, что в ней работали Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Именно там была выпущена первая датированная книга «Апостол» . Работа по ее изданию длилась почти год — с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564года.

Что дало миру появление печатного станка + небольшое путешествие в детство и в мир книг

Тема этого поста почти революционная — появление первой печатной книги, а вот видео я предлагаю посмотреть не самое серьёзное, но милое и увлекательное.

Детская передача из серии «Отчего и почему» рассказывает о том, как появились первые книги и как они создаются сегодня.

Вместе с ребятами из литературного клуба «Зелёный шум» Московского городского Дворца пионеров мы побываем в Музее книги, на Фабрике «Детская книга» и в гостях у писателя Юрия Коваля. А сначала — немного истории.

Итак, сегодня – день рождения книгопечатания в Европе. Люди писали всегда с тех пор, как только были придуманы первые знаковые системы для фиксации информации. По идее, древние глиняные таблички, папирусные свитки, тексты на стенах древних построек, кожаные пергаменты и пр.

можно назвать древними книгами, но главный недостаток состоял в том, что ручной способ их изготовления очень ограничивал их количество, а значит доступность.

Людям нужен был технологический прорыв, который заменил бы ручной труд переписчиков и переплётчиков, а значит масштабировал бы производство и снизил стоимость готовой продукции)) И этот прорыв произошёл.

30 сентября 1452 года (по другим данным – 1455) в немецком городе Майнце профессиональный ювелир Иоганн Гутенберг, с помощью изобретённой им механической печатной машины (датой изобретения принято считать 1440 год), напечатал первую книгу — «Библию». Книга вышла тиражом около 180 штук, из них 45 — эксклюзивные, отпечатанные на пергаменте. Для работы над этим тиражом было отлито не менее сотни тысяч литер.

Справедливости ради надо упомянуть, что вообще первой печатной книгой принято считать текст, созданный с помощью ксилографии в Корее в период с 704 по 751 годы.

Вкратце технология ксилографии заключалась в том, что матрица с изображением страницы вырезалась из куска древесины, которую опускали в чернила, которой потом «штамповали» несколько экземпляров. Таким же способом делали, например, игральные карты и религиозные изображения.

Минусы технологии очевидны: для каждой страницы текста нужно было делать свою резьбу, и к тому же недолговечное дерево легко стиралось и трескалось. Спустя три века в соседнем Китае изобрели наборную керамическую матрицу, но всё это было не столь прогрессивно.

В изобретённом им станке Иоганн Гутенберг решил принципиально важный вопрос: он использовал подвижные литеры, отдельные металлические буквы и знаки препинания, которые можно было переставлять. Металлические подвижные объёмные буквы были зеркально искажёнными, а отпечатывались в своей привычной форме по принципу матрицы.

Революционное изобретение Гутенберга открыло путь к массовому выпуску книг, что способствовало колоссальному культурному и социальному прогрессу. Теперь можно было издавать книги в гораздо большем количестве, а их стоимость существенно снизилась, а значит они стали более доступны.

Рост международной торговли способствовал перемещению книг и расширению их аудитории. Как следствие, люди стали больше читать, и это позволило доносить до различных слоёв населения не только классические тексты, но и политические, интеллектуальные, религиозные и культурные идеи.

Наука получила дополнительный драйвер: учёные смогли обмениваться знаниями, знакомиться с теориями и открытиями коллег и совершать собственные, опираясь на достижения, о которых они узнавали.

Наконец, появление в разных географических точках печатных станков дало возможность синхронно распространять информацию в разных уголках, что привело к появлению СМИ и массовой культуры. Если до изобретения печатного станка общее количество книг во всей Европе составляло около 30 000, то к 1500 году эта цифра выросла до 10–12 миллионов.

Таким образом, массовое книгопечатание сыграло важнейшую роль в развитии эпох Возрождения, а затем «подтолкнуло» Реформацию, Просвещение и научную революцию.

Передача «Отчего и почему. Про книгу». 1987. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]